Иудейские храмы в россии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Собор Иоанна Предтече, Керчь

Согласно церковному преданию первый храм на месте современной церкви был построен по указу Андрея Первозванного в середине I века нашей эры, когда Апостол Андрей посещал греческие колонии Крыма. На протяжении нескольких столетий храм укреплялся и перестраивался, пока к X веку собор не приобрёл современный вид. Точная дата постройки собора вызывает споры у историков, так как время изготовления колонн и создания фундамента отличается. Историки не могут точно утверждать, однако существует мнение, что в этом храме молился князь Владимир во время путешествия из Киева в Корсунь.

После захвата острова турками собор использовался в качестве мечети. Через несколько лет после возвращения Крыма в состав России в соборе были проведены археологические работы, началась реконструкция, построена колокольня в неовизантийском стиле. В советские годы храм был закрыт, однако в соборе проводились реконструкции и археологические исследования, а в 90х годах был передан православной общине.

Хоть точная дата основания собора не установлена, мы можем утверждать, что современный собор был построен минимум 1000 лет назад, что делает его древнейшим православным храмом в России.

Джума-мечеть, Дербент

Древнейшая в России мусульманская мечеть находится в Дербенте. В VII веке нашей эры город находился под арабами, которые активно развивали в Кавказском регионе мусульманство. К этому времени относится и постройка первой каменной мечети Дербента - почти через сто лет после гибели пророка Мухаммеда.

На протяжении нескольких столетий мечеть расширялась и укреплялась, в середине XIV века была восстановлена после разрушительного землетрясения, спустя ещё сто лет при мечети было открыто медресе - мусульманская школа.

В связи с мусульманским преимуществом в городе и в регионе Джума -Мечеть не закрывалась и не подвергалось вандализму. Лишь в 1938 году старейшая мечеть СССР была перестроена в тюрьму, что вызвало недовольство как у местного населения, так у историков и искусствоведов. Однако в 1943 году мечеть была возвращена верующим, были проведены реставрационные работы. В конце XX века Дербентская Джума-мечеть стала крупнейшей работающей мечетью на Северном Кавказе. В 2003 году для сохранения старейшего в России и в странах СНГ мусульманского сооружения Джума-мечеть была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Юдиттен-Кирхе, Калининград

До восшествия в состав Советского Союза в 1945 году город Кёнигсберг (современный Калининград) был одним из богатейших городов Германии, а также главным центром распространения Католичества в Восточной и Центральной Европе.

Во время бомбежек англо-американской авиацией Кёнигсберга, а также во время штурма города советскими войсками в апреле 1945 года Юдиттен-Кирха практически не пострадала, так как находилась на окраине Кёнигсберга. Службы в церкви проходили ещё до 1948 года. Из-за отсутствия ремонта и реставрации уже к концу 70х годов церковь заметно обветшала, обрушились части крыши и башни.

Гусиноозерский дацан, Бурятия

Старейшим религиозным буддийским комплексом России является Гусиноозерский дацан, основанный в 1741 году. Доподлинно неизвестно, какой именно дацан в России является старейшим. Более того, невозможно определить местонахождение исторического центра Российского буддизма: в Калмыкии или в Бурятии. Тем не менее согласно сохранившимся документам именно Тамчинский дацан в Бурятии является старейшим в России.

История буддизма в России насчитывает несколько столетий, испокон веков калмыки, буряты и тувинцы исповедовали буддизм. Однако к середине XVIII века буддисты России не имели религиозного центра, основные религиозные функции выполняли молельные дома или шатры местных жителей. Лишь в 1741 указом Елизаветы Петровны в Сибири все буддийские постройки получили своеобразное признание правительством России. В этом же году ламой Лубсан-Жимбой при поддержке местных жителей был основан Тамчинский (Гусиноозерский) дацан.

На протяжении двух столетий Тамчинский дацан был крупнейшим в России, при нем открывались новые школы и храмы (всего их насчитывалось около семнадцати). Более того, с начала XIX века дацан стал верховной резиденцией Хамбо-Ламы - лидера буддистов Сибири.

В советские годы дацан был частично разорен и разрушен, на его территории находилась и тюрьма, и антирелигиозный музей. Только в 60х годах началась реставрация дацана. В 1990 году в честь возвращения дацана буддийской общине в монастырь был возвращён Оленный камень - буддийская святыня, когда-то вывезенная в Новосибирск. Сейчас на территории Гусиноозерского дацана продолжаются археологические и реставрационные работы.

Иркутская синагога, Иркутск

Доподлинно неизвестно, когда было построено старейшее иудаистское здание в России. Ряд источников указывает на здания, где раньше находились молельные дома на Кавказе и в Крыму, другие же ссылаются на разрушенные синагоги на территориях древнего Хазарского коганата. Однако большинство представителей российской еврейской общины признают Иркутскую синагогу старейшей в стране.

Фактически с эпохи Екатерины II и до 1917 года в России евреям запрещалось селиться в крупных городах. К концу XIX века для некоторых групп и сословий евреев появились привилегии: купцам первой гильдии, евреям с высшим образованием, а также прошедших военную службу всё же разрешалось жить в больших городах.

Во второй половине XIX город Иркутск становится важным географическим и стратегическим центром; в городе проживало множество солдат и купцов, многие из которых имели еврейское происхождение. В начале 1878 года евреи Иркутска добились разрешения на строительство синагоги. Иркутская синагога была построена в 1881 году, при ней была создана большая библиотека еврейской литературы и еврейское училище.

В советские годы синагога несколько раз закрывалась и спустя некоторое время вновь открывалась. В разное время внутри неё находились и общежитие, и филиал краеведческого музея, и филиал мединститута. К 100-летию синагоги здание было отреставрировано, а в 1992 году окончательно возвращено еврейской общине. После серии разрушительных пожаров в конце 90х годов синагога была восстановлена и чуть перестроена. Сейчас же Иркутская синагога является не только старейшей синагогой в стране, но и одной из крупнейших в Азиатской части России.

Иудаизм


Иудаизм — не только религия, но и образ жизни. Главным городом российского иудаизма может по праву считаться Москва, где сосредоточены самые крупные еврейские общины и известные синагоги. В столице живут и работают главные раввины России: Берл Лазар (ФЕОР — Федерация еврейских общин России) и Адольф Шаевич (КЕРООР — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России).

Началом истории иудаизма в России стал XVII век, когда первые еврейские купцы появились в немецкой (иноземной) слободе Москвы. Правда, первая синагога в городе была построена только в 1870 году. Совсем недалеко от места, где она стояла, теперь находится Московская Хоральная синагога.

Среди еврейских общин Москвы проповедуется, в основном, традиционный ортодоксальный иудаизм, продолжаемый выходцами из Восточной Европы – ашкенази. В Москве они группируются под сенью ФЕОР и КЕРООР. Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) относится к реформатскому направлению. Другие течения иудаизма среди московских евреев малочисленны и малозаметны на общем фоне. Стоит отметить, что противоречия между разными толками и этническими группами евреев случаются нечасто и никогда не приводят к жёсткой конфронтации. Кроме ашкеназских евреев в столице проживают и составляют отдельные общины представители горских евреев (татов), грузинские и таджикские евреи, а также караимы и крымчаки, основной язык которых – русский.

Центр иудейской общины – синагога, в которой проводятся коллективные моления. Она по традиции повторяет конструкцию разрушенного Первого храма и всегда ориентирована на Восток, в сторону Иерусалима. Этот молельный дом служит для выполнения религиозных обрядов и жертвоприношений, изучения и комментирования Торы. При синагоге обычно находится публичная библиотека, школы для детей и взрослых. В настоящее время в Москве действует около десятка синагог, которые могут посещать не только члены общины, но и гости иудейского и любого другого вероисповедования, соблюдающие условия поведения в ней.

Московская Хоральная синагога

Мемориальная синагога на Поклонной горе


Особое место среди московских синагог занимает Мемориальная синагога в Парке Победы на Поклонной горе. Она построена архитекторами М. Зархи и В. Будаевым в 1998 году на средства Российского еврейского конгресса и считается образцом современной культовой архитектуры. Зал синагоги украшен символическими скульптурами известного израильского мастера Ф. Мейслера. Нижний зал синагоги посвящен истории Холокоста и памяти шести миллионов евреев, погибших во время Второй мировой войны. Это музей, состоящий из двух помещений, в которых рассказывается об истории евреев в России и что пережил этот многострадальный и мужественный народ во время страшной войны. Мемориальная синагога находится по адресу Кутузовский пр., 53.

Синагога на Большой Бронной

Синагога в Марьиной Роще

Другие синагоги Москвы


всего оценок: 15, средняя оценка: 4,73 (из 5)

Вплоть до 1917 г. правовое положение и самосознание подавля­ющего большинства еврейского населения России определялось принадлежностью к иудейской религии, в связи с чем понятия ев­рей и иудей были практически синонимами. Поэтому весьма труд­но излагать историю иудаизма как религии этого периода отдель­но от истории евреев России.

Иудейские общины в Польско-Литовском королевстве

На землях бывшей Киевской Руси (Украины, Белоруссии и час­тично России), вошедших в состав Польско-Литовского государ­ства, иудейские общины первое время продолжали пользоваться восточнославянским (древнерусским) языком. Однако в конце XV — начале XVI в. они были ассимилированы переселившими­ся из Германии евреями-ашкеназами (Ашкеназ — наименование Германии в средневековой еврейской литературе), а принесенный ими язык идиш (еврейско-немецкий) стал общеупотребительным у еврейских общин от Страсбурга до Смоленска.

В XVI в. Польско-Литовское государство становится центром иудейской религиозной учености. Высокий уровень еврейской духовности объясняет исключительно малое число вероотступ­ников, и это несмотря на то, что каждый иудей, перешедший в ка­толичество, получал, по законам страны, дворянское звание (шля­хетство). Тогда же сложилась система еврейского общинного само­управления. Всеми делами общины управлял особый совет — кагал. Руководящую роль в кагалах играли раввины и даяны (судьи религиозного суда). Исключительно много внимания уде­лялось религиозному воспитанию народа, особенно юношества. Обычно раввин был и главой местной высшей талмудической школы, одновременно являясь и попечителем начальной религи­озной школы — хедера. Благодаря такой системе все мужское и частично женское (для них обучение было необязательным) на­селение было достаточно образованно в религиозном отношении, в той или иной степени знало древнееврейский и арамейский язы­ки. В стране работало много выдающихся иудейских законоучи­телей и ученых (Шалом Шахна, Моисей Иссерлис, Соломон Лурия и др.), а также их учеников.

Иудаизм в Российской империи

Это способствовало усилению правовых и других ограничений по отношению к подданным иудейского вероисповедания.

В начале XX в. ведущими центрами религиозной жизни иу­дейских общин наряду с прежними в Одессе, Варшаве и Вильно становятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монумен­тальные синагоги. Раввинами столичной Санкт-Петербургской синагоги были люди исключительной учености и высоких мо­ральных качеств. Среди них можно назвать И. Ольшвангера, Д. Каценеленбойгена, А. Драбкина, М. Айзенштадта. В Москве много сделал для духовного развития еврейского населения го­рода высокообразованный раввин 3. Минор, обучавший ивриту Л. Толстого. Печатались многочисленные издания религиозного характера на древнееврейском (иврите), идише и русском языках. Надо отметить, что в отличие от США среди евреев России не на­шло отклика движение реформизма. Кроме того, перед лицом об­щего противника — атеизма — резко снизилась острота конфликта между хасидами и митнагдимами.

Иудаизм в СССР

После смерти Сталина, в период хрущевской оттепели, иудей­ская культурно-религиозная жизнь в полной мере не была вос­становлена. Синагоги стали исключительно культовыми учреж­дениями, их деятельность строго контролировалась органами гос­безопасности. В период развернутой в 1960-1961 гг. антирелигиоз­ной кампании были закрыты синагоги во многих городах, а также религиозное училище (ешибот) в Москве, большинство раввинов было вынуждено эмигрировать. Была запрещена подготовка слу­жителей иудейского культа — шойхетов (резников скота), соферов (переписчиков Торы), шамашев (религиозных служек). Арабо-из­раильская война 1967 г., когда Советское правительство, целиком став на сторону арабов, развернуло антисионистскую кампанию, часто граничившую с прямым антисемитизмом, вызвала оживле­ние национально-религиозных чувств у значительной части еврей­ского населения. У молодых высокообразованных людей, полно­стью ассимилированных в русскую культуру, проявился активный интерес к иудаизму. Однако начавшаяся в 1985 г. перестройка и последовавшая за ней массовая эмиграция привели к снижению интеллектуального уровня активистов религиозного возрожде­ния. Распад СССР также затруднил общение между религиозны­ми общинами некогда единого государства.

Иудаизм в современной России

Загробный мир в древнейших книгах Ветхого Завета

Загробный мир в древнейших книгах Ветхого Завета 86. Исследователям истории религий известно, что все народы знали о том, что душа переживает тело после его смерти.Естественно, все строили догадки о состоянии душ в загробном мире и полагали, что условия загробной жизни

О древнейших изображениях Божией Матери

О древнейших изображениях Божией Матери ? О древнейших изображениях Божией Матери. Как рано становятся известными изображения Божией Матери. Катакомбные изображения Ее: Богоматерь в виде молящейся женщины (orantis); Богородица с младенцем Христом; изображение Богоматери в

Иуда в древнейших источниках

Иуда в древнейших источниках Многие очень удивятся, узнав, что самые ранние источники, повествующие о жизни Иисуса, — это не новозаветные Евангелия, а сочинения апостола Павла. Хотя Евангелия и стоят на первом месте в Новом Завете, это не значит, что они были написаны

Глава 4 Социальный и политический мир новозаветных времен

Глава 4 Социальный и политический мир новозаветных времен В главе 2 мы выяснили, сколь важно знать среду и мировоззрение авторов и их аудитории. Большая часть НЗ написана в I веке н. э. Какой была политическая ситуация Палестины и всей Римской империи того времени? Какой

Введение НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ВЕРОВАНИЙ НАРОДОВ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ИХ ИНСТИТУТОВ

Введение НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ВЕРОВАНИЙ НАРОДОВ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ИХ ИНСТИТУТОВ В этой книге мы рассматриваем те принципы и правила, на которых основывалось управление греческим и римским обществом. В этом исследовании мы объединили греков и римлян по той

ПАЛЕСТИНСКИЙ ИУДАИЗМ И ИУДАИЗМ ДИАСПОРЫ

ПАЛЕСТИНСКИЙ ИУДАИЗМ И ИУДАИЗМ ДИАСПОРЫ В начале нашей эры евреи не были единственным народом, который жил в организованных общинах за пределами своих территориальных границ, в основных зонах иммиграции средиземноморского мира.У нас есть сведения о диаспоре сирийцев с

Е. О памятниках креста и изображений его, заимствованных из древнейших старописных и древних старопечатных до Никона патриарха книг

Е. О памятниках креста и изображений его, заимствованных из древнейших старописных и древних старопечатных до Никона патриарха книг I. Об изображениях креста в древнейших старописных книгахЗдесь мы скажем а) об изображении креста киноварью и чернилами в начале

1. Краткая история с древнейших времен

1. Краткая история с древнейших времен Начало христианства в Македонии относится к временам апостольским. Известно, что святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Христианство

Глава первая. О знамениях времен [122]

Глава первая. О знамениях времен[122] Антихрист— Геронда, скажите нам что-нибудь об антихристе.— Давайте сейчас поговорим о Христе. Будем как можно ближе ко Христу. А если мы со Христом, то отчего же нам антихриста бояться? Или, может быть, сейчас нет антихристова духа? Так

Глава 681: Что можно убивать одевшему ихрам (вообще и) на территории харама, в частности?

Глава 681: Что можно убивать одевшему ихрам (вообще и) на территории харама, в частности? 840 (1829). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять (видов) живых существ (наносят вред),[1349] и их можно

Глава 1024: Пребывание на вражеской территории в течение трёх дней после победы над врагом.

Глава 1024: Пребывание на вражеской территории в течение трёх дней после победы над врагом. 1248 (3065). Передают со слов Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, что, одержав победу над людьми (из какого-нибудь) племени, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно

Купол на здании Московской хоральной синагоги.

Успенский собор Московского Кремля.

Воины-буддисты

В данный момент в Москве нет ни одного буддийского храма, хотя существует около 15 культурных центров, где проходят встречи с духовными лидерами. Всего в столице проживает около 20 тысяч буддистов.


4 мечети, 2 миллиона мусульман

Самая древняя мечеть Москвы находится на улице Татарской. Она существовала здесь ещё на рубеже XVIII–XIX веков во дворе переводчика Суламита-мурзы Симинея, но после эпидемии чумы, которая унесла жизни большинства прихожан, мечеть была закрыта, а позже здание уничтожил пожар 1812 года.

Имам Рустам Ясавиев.

Через несколько лет купцы-мусульмане подали прошение о восстановлении мечети, но получили отказ от городских властей. Строительство было разрешено только в 1823 году, но с условиями: здание не должно было никак выделяться среди других городских построек (купол и минарет появились только в 1880 году). В 1939 году новые власти закрыли мечеть, минарет снесли, а имама мечети, Абуллу Шамсутдинова, расстреляли. На протяжении последующих лет здесь был военкомат и мастерские, а вновь мечеть заработала только в 1993 году.


Мемориальная мечеть на Поклонной горе была построена в 1995–1997 годах в честь памяти погибших воинов-мусульман. В архитектуре мечети на Поклонной горе сочетаются самые разные течения архитектуры мусульманского Востока. Под молитвенным залом расположены классы для занятий, кабинеты имамов, хозяйственные помещения. Спустя десять лет после постройки мечеть расширили для увеличения молитвенных помещений.

Архангельский храм и Спасский собор (старейшее здание Москвы). Андроников монастырь.

По разным оценкам, в Москве проживает до 2 миллионов мусульман.

Общежитие в католическом храме

Первый католический храм появился в Люблине в 1791 году с высочайшего позволения Екатерины II. Это было деревянное строение, которое скоро обветшало, и в 1833 году на его месте было решено построить новый каменный собор. С приходом к власти большевиков для храма наступили тяжёлые времена. Многие из прихожан (их к 1917 году насчитывалось 2700 человек) были репрессированы, а настоятель Ж. Видаль был выслан из страны. Закрытию храма и высылке нового настоятеля епископа Невё воспрепятствовало французское посольство. Долгое время собор оставался единственным в Москве и вторым в СССР католическим храмом (вместе с храмом Лурдской Божией Матери в Ленинграде).

Самым известным католическим храмом Москвы является собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Этот самый крупный в России католический храм был построен на Малой Грузинской улице на средства польской католической общины, численность которой в конце XIX века достигала 30 тысяч человек. Именно это позволило собрать огромную по тем временам сумму — 300 тысяч рублей золотом — и создать уникальное для Москвы здание в неоготическом стиле.



Всего в Москве существует 4 католических храма, а католиков в столице проживает, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч.

Синагоги Москвы


Синагога на Большой Бронной была построена в 1883 году и до открытия Московской Хоральной синагоги оставалась главным религиозным центром московских иудеев. Постройка здания велась по проекту архитектора М. Чичагова, который в том числе предусматривал специальных ход для спасения верующих во время погромов. В 1937 году раввин синагоги Мойше-Хаим Гуртенберг был репрессирован, здание передали Совету Профсоюзов (ВЦСПС), а с 1952 года здесь размещался Московский дом художественной самодеятельности. Синагога была возвращена верующим в 1991 году. 5 сентября было открыто новое здание синагоги.

Мемориальная синагога на Поклонной горе посвящена евреям, павшим во время Великой Отечественной войны. Большую её часть занимает музей, экспозиция которого рассказывает об истории еврейского народа в России и в том числе о его притеснениях в царской и советской России. Отдельная часть экспозиции рассказывает о массовом уничтожении евреев во время Второй мировой войны. Также в синагоге проходят службы ортодоксальной ашкеназской, горской и реформистской общин.

Всего в Москве существует 5 синагог. Точное количество иудеев, проживающих в столице, неизвестно.

Читайте также: