Единство музыкального произведения сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Ребята, на прошлом уроке мы начали разговор о знаменитой опере Михаила Ивановича Глинки "Руслан и Людмила". Сегодня на уроке мы должны разобраться с очень важными понятиями для музыкального произведения - с формой и содержанием.

С этими понятиями мы сталкиваемся каждый день, Они окружают нас в повседневной жизни. Форму мы понимает как очертание, наружный вид предмета, а содержание - как его наполнение. Посмотрите на примеры:

Форма в музыке - это схема, структура музыки.
Содержание в музыке - её наполнение, внутренний облик произведения; то, что выражает музыка.

В мире огромное количество разнообразных тем, которые могут вдохновить композитора. Тема , которую он выберет, будет являться содержанием его музыкального произведения.

Композитор в процессе творчества придумывает схему ( форму ), которая позволяет ему воплотить свою тему (содержание) и показать мастерство.

Русский композитор Михаил Глинка задумал создать музыкальное произведение по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" . Поэма Пушкина стала содержанием для его произведения.

Композитор решил , что лучше всего сможет воплотить свой замысел с помощью оперы - музыкального спектакля. Опера стала формой .

Посмотрите видео-урок , в котором Вам расскажут , что такое опера (как музыкальная форма) и что является ее содержанием.

Музыка — это вид искусства, отражающий
действительность в звуковых
художественных образах, активно
воздействующих на психику человека.
Музыка играла и играет огромную
роль в жизни человека. Одна из
главных ее функций — объединять людей,
поскольку язык музыки понятен без
перевода.

4. Откуда же появилась музыка?

Раньше всего возникла народная музыка.
Первоначально звуки первых инструментов
(они были ударными) сопровождали
утомительный и однообразный труд.
Затем появилась военная и культовая
музыка.

5. Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах.

7. Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую.

8. Музыка - вокальная и инструментальная

9. Типы певческих голосов:

Музыкальное произведение –
сочинение, состоящее из звуков с
текстом или без текста, исполняемое
голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение – это
единое целое, как и любое
художественное произведение.

12. Знамениты оперные театры

13. Знамениты оперные театры

Средства музыкальной
выразительности
Самыми важными и яркими средствами
музыкальной выразительности являются:
мелодия
гармония
ритм
лад
тембр
Поддерживая и обогащая друг друга, они
выполняют единую творческую задачу –
создают музыкальный образ и воздействуют
на наше воображение (развивают творческую
фантазию).

15. Мелодия

17. Гармония

18. Ритм

19. Лад

21. Тембр

О каких музыкальных произведениях
сложнее говорить?
О
музыкальных произведениях,
никакой программы не содержащих.
О музыкальных произведениях
непрограммной музыки.
Несмотря
на
отсутствие
литературной
программы, такие произведения имеют не
менее богатое музыкальное содержание.

23. Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки

Что такое соната?
Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр
инструментальной музыки, а также
музыкальная форма, называемая сонатной
формой. Сочиняется для камерного состава
инструментов и фортепиано. Как правило,
соло или дуэта.
Л. В. Бетховен

Вопрос № 1
Музыка – это:
а) искусство, воздействующее на
человека посредством звуков
б) искусство, основанное на
изображении окружающего мира
посредством красок
в) искусство, воздействующее на
человека словом
г) искусство, воздействующее на
человека

Вопрос № 2
Главная функция музыки.
а) успокаивать
б) объединять людей
в) нагонять скуку
г) развлекать и веселить людей

Вопрос № 3
Музыкальное произведение - это
а) крупномасштабное музыкальное
произведение для оркестра
б) сочинение, состоящее из звуков
в) сочинение, состоящее из звуков с
текстом или без текста, исполняемое
голосом или с помощью инструментов
г) результат деятельности человека

Вопрос № 4
Средства музыкальной
выразительности, создавая
музыкальный образ воздействуют на:
а)воображение
б)красоту
в)здоровье
г) что-то несуществующее

Вопрос № 8
Что такое соната?
а) концертный номер
б) певческий голос
в) вокальный жанр
г) жанр инструментальной музыки, а
также музыкальная форма

Вопрос № 13
Инструментальная оркестровая пьеса,
исполняемая перед началом какоголибо представления — оперы, балета.
а) Вальс
б) Романс
в) Увертюра
г) Тромбон

Вопрос № 14
Знаменитый оперный театр в
Санкт-Петербурге
а) Мариинский театр
б) Гранд-опера
в) Ла Скала
г) Большой театр

Вопрос № 15
Кто управляет симфоническим
оркестром в театре оперы и балета?
а) Хормейстер
б) Режиссёр
в) Хореограф
г) Дирижёр

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

Какой же образ нам нарисовала музыка?

Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?

- это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.

Единство музыкального произведения

. Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую.

Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка .

Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно - мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела. Возьмите любую простую вещь - два разных человека сделают её совершенно по-разному! Тем более это относится к вещам сложным, заключающим в себе не только мастерство, но и душевную энергию - ведь в их создании участвуют воспитание, опыт, вкусы, привычки, образование и многое-многое другое. Поэтому мы не удивляемся тому, что два композитора, живущие в одно время и в одной стране, порой так непохожи друг на друга, как непохожи два разных произведения даже одного композитора или две разные скрипки одного мастера.

Почему необходимо обращение к традиции?

Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море; мастерству предшествует ученичество, зрелости - юность . Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм - из ритмических, новый тембр - из тембровых. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость?

Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти - да.

И жизнь композитора, и названия его произведений, - всё это помогает нам понять многое в его творчестве.

Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное своё выражение.

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других - мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других - в многокрасочное тембровое царство. Это естественно: ведь в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляции, ускорения и замедления темпа, образующие область музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль педали.

Вопросы и задания:

Презентация

Читайте также: