Укрепление межнациональных отношений сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Россия страна, в которой проживают представители более ста народов. Наша Республика Мордовия не исключение. Каждый народ, сформировавшийся на территории Мордовии, имеет свои особенности в культуре, традициях, обычаях. Важно знать, понимать особенности этнического самосознания и поведения других народов, укреплять единство и мощь нашего государство, не разобщать его конфликтами и разногласиями, а консолидировать общество под одной мощной идеей.

В настоящее время в Республике Мордовия в Дубенском районе сохраняется в целом благоприятный климат межнациональных и межконфессиональных отношений между народами, исторически проживающими на этой территории. Этому способствует проведение в республике большой работы по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов, населяющих республику, их приобщение к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности.

Воспитание и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений студентов является многогранным, тонким и деликатным процессом, который включает в себя формирование убеждений, чувств, привычек, потребностей, морально-волевых качеств и поведения.

В Дубенском аграрном техникуме обучаются 147 человек, из них 72 стали респондентами в ходе проведения социологического исследования, посвященного проблеме этнического и религиозного самоопределения молодежи Республики Мордовия и в частности Дубенского района.

В опросе участвовали студенты в возрасте от 16 до 20 лет, представляющие мордовскую, русскую, татарскую, украинскую, марийскую этнические общности. Из них 66 юношей и 6 девушек. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, среди них:

1. Ваше отношение к представителям других национальностей, проживающих на территории Дубенского района?

2. Есть ли угроза возникновения межнациональных конфликтов в Дубенском районе?

3. Существует ли проблема межконфессиональных отношений в районе?

4. С чем связаны вспышки агрессии между представителями разных национальностей и религий?

5. Возможно ли предотвратить межэтнические и межконфессиональные столкновения и (если да) каким образом?

Обращаясь к проблеме межконфессиональных отношений в Дубенском районе, 77 % респондентов полагают, что поводов для волнения нет, оставшиеся 23 % опрошенных затруднились ответить. Одной из главных трудностей диалога между представителями разных конфессий (в частности, между православием и исламом) респонденты видят усиление религиозной пропаганды в обществе, в средствах массовой информации, что неизбежно приводит к обостренной полемике и конфронтации.

Вспышки агрессии между представителями разных национальностей и религий респонденты объясняют неправильной позицией представителей религиозных организаций (31 %), отсутствием общей культуры у представителей разных этносов или религий, ущемлением прав (59%), отсутствием толерантности в обществе (9 %). Анализируя ответы на данный вопрос, мы приходим к выводу о необходимости широкого обсуждения в обществе проблем веротерпимости, национального самосознания и культурного диалога.

Не остаются в стороне от процесса формирования межнациональных отношений и преподаватели предметники. Содержание разных предметов, например, иностранного языка, литературы, где эстетическая, образная система напрямую воздействует на эмоциональный мир личности, её ценностные ориентиры, дает множество возможностей для обращения к проблеме межнациональных отношений.

Значимую роль в гармонизации межнациональных отношений оказывает обращение к истории – к тем её эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях человеконенавистничества, будь то религиозные войны Средневековья, или фашистские зверства в 20 столетии, или сталинские репрессии советского народа и сегодняшние события на Украине. Все это не просто эпизоды истории этих народов, но и события катастрофические для всего человечества.

Особое значение в гармонизации межнациональных отношений имеет физическое и патриотическое воспитание молодежи. Студенты очень активно принимают участие в проведение мероприятий, посвященных ко Дню Великой Победы, Дню защитника Отечества, в военно-спортивных играх.

Гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде, это длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование. Главная педагогическая задача – помочь будущим специалистам обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное – каков сам человек, а не к какой национальности он принадлежит.

Укрепление и гармонизация межнациональных отношений

Мероприятия по укреплению и гармонизации межнациональных отношений обусловлены необходимостью обеспечения стабильности межнациональной ситуации и предотвращения национальных конфликтов, создания благоприятных условий и возможностей для осуществления государственной политики в сфере этнических отношений.

Работа в этом направлении для ДК не нова и ведётся с времен СССР, охватывая все категории населения нашего городка. Она оказывается достаточно эффективной при создании в учреждении обстановки, исключающей особое отношение к посетителям той или иной национальности и пронизанность всей осуществляемой работы духом дружбы народов.

Сближению народов, предотвращению межнациональных конфликтов способствует организация и проведение различных мероприятий. Вот только некоторые из них:

Говоря о системе работы по укреплению и гармонизации межнациональных отношений во Дворце культуры, мы не забываем и само понятие культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения – это каче­ство человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику.

Для достижения гармонии важно опираться на следующую за­кономерность: чем больше наш посетитель знает об истории, культуре, выдающихся деятелях того или иного народа, тем меньше вероят­ности, что у него появится негативное отношение к людям данной национальности.

В ДК постоянно ведётся работа по пропаганде и распространению идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к различным культурам. Регулярно проходят мероприятия в форме бесед, кинолекториев, познавательных программ.

Вступив на путь демократического развития, мы стали сви­детелями большой религиозной активности, охватившей миллионы людей. Безусловно, мы не дадим знания о всех ре­лигиозных верованиях (да и в этом нет необходимости), но познакомить с несколь­кими религиями, возможно, чтобы показать, что мы принимаем другие верования. Таким образом, мы учимся ценить все религии и с уважением относиться к представителям других вероисповеданий.

Мы уверены, что реализуемые Дворцом культуры мероприятия позволят создать условия для укрепления гражданского единства населения Звёздного на базе общероссийских социокультурных ценностей и укрепления имиджа ЗАТО Звёздный как территории межнационального мира и согласия.

Автор: Урие Алиевна Муртазаева

Населенный пункт: Бахчисарайский район, с. Голубинка

В наше время, на мой взгляд, одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни в многонациональном Крыму, где проживают люди самых разных наций.

Вспоминается притча. Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает: “Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова”. Верблюд думает: “И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?”

Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать друг друга.

Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов.

Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Молодежь наиболее восприимчива к радикальным идеям в силу своей неопытности, и, порой, отсутствию воспитательного наставничества со стороны родителей и общества.

К сожалению, отмечается, что в последнее время в сознании молодых людей стали культивироваться не свойственные российскому обществу и культуре моральные ценности. Молодёжь оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений (национализма, насилия, наркотиков, криминала, проституции, СПИДа и т.д.). Причинами подобной ситуации является, в том числе, и недостаточно эффективная и недостаточно широкая пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях.

В современных условиях наиболее эффективным является использование интерактивных методов обучения – например, модели открытого обсуждения, развивающей в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Это могут быть тренинговые занятия, деловые игры, диспуты, дискуссии, классные часы, проблемные семинары, семинары-практикумы, конференции, творческие лаборатории, ролевое моделирование, конкурсы творческих работ, волонтерское движение и т.п.

В основу педагогической деятельности учителя должно быть положено живое общение с детьми на основе живого слова. Умение выстраивать доверительные, неформальные отношения с учащимися – это путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию, путь к педагогическому диалогу, в котором и учитель, и ученик являются субъектами конструктивной деятельности.

Формы работы с учащимися: классные часы; лекция; беседа; семинар; конференция; тренинг; ролевая и деловая игра; мозговой штурм; круглый стол; дискуссия; конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка); показ видеоматериалов, кинофильмов с обсуждением.

Информация о мероприятиях антитеррористической направленности,

Наименование мероприятий

Срок

Исполнитель

Пропускной режим в школе.

Разъяснительная работа с обучающимися и персоналом школы, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в ЧС;

Беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения).

члены Совета профилактики

Оформление стендов по антитеррору, действиям в ЧС и оказанию первой медицинской помощи

Учение по эвакуации обучающихся и персонала школы в случае возникновения ЧС

Классные часы по темам:

Опросы учащейся молодежи об отношении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических, религиозных и национальных проблем и противоречий;

Конкурс плакатов и рисунков

В нашей школе 546 обучающихся,306 крымских татар, 236 русских,25 украинцев. Из 49 учителей 27 русских, 20 крымских татар, 1мордовка, 1молдаванка. В классах, где я работаю, и украинцы, и крымские татары, и русские. Да и вера у детей разная. Поэтому вопрос межнациональных отношений для нас актуален.

Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка.

Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями

Уважать каждого учащегося, видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца учителя. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы сотрудничества в классе, школе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями, поэтому толерантность является одной из основных компетенций педагога. Если педагог толерантен, уверен, открыт, доброжелателен, выступает по отношению к учащемуся в роли наставника, помощника, он будет оказывать позитивное влияние на других.

Состояние межэтнических отношений в школе является зеркальным отражением ситуации в обществе, т.к. часто явления социальной напряженности, нетерпимости и агрессии в обществе проецируются именно в школьной среде.

Школа – это такое заведение, к которому имеет отношение все население. Дети ходят в школу. Взрослые – бывшие ученики, а позже родители. Власть, она создаёт школы, принимает законы. Общество, потому что оно формирует задачи, стоящие перед школой. Школьный дом – это содружество детей и взрослых, учеников, учителей. Воспитание культуры толерантности в нашей школе мы осуществляем по формуле:"родители+дети+педагог".

1 шаг. Родители, оформляя ребёнка в школу, пишут заявление о выборе языка обучения и изучения родного языка.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Так как школа занимается не только обучением, но и воспитанием, она не может этого делать без участия родителей. Школа и родители должны договариваться о методах влияния на детей.Разница между людьми требует от них уважения к различиям, признания необходимости диалога и поиска общих ценностей – то есть быть толерантными. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и общаться с ними на основе согласия.

Формами общения учителей, родителей и детей являются родительские собрания, открытые классные часы, школьные праздники, спортивные соревнования, школа родительского ликбеза.

На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем традиции и обычаи своих соседей. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах.

В нашей Голубинской школе очень любят национальные праздники: Масленицу и Наврез.

Наврез – один из любимых праздников, и в нем могут принять участие все желающие. В день Навреза (21 марта) начинается все самое интересное. Девушки и юноши в национальных костюмах встречают учителей, учащихся и гостей. Мы устраиваем национальную выставку предметов культуры и быта крымских татар, а также выставку крымскотатарских блюд.

Ребята приветствуют всех гостей мам, пап, бабушек, показывают свои рисунки о доме, семье, счастье.

Жительница с. Голубинка Дядюра Галина Николаевна рассказывает о секретах мастерства вышивки, о рушниках, демонстрирует свои работы.

Затем выступает крымскотатарская семья Муаремовых (в классе учатся 3 детей из этой семьи). Они демонстрируют своё мастерство в области кулинарии, угощают всех участников урока самсой. Звучит крымскотатарская песня о бабушке. Наступает черед русской семьи. Валькун Артём с родителями показывает свои поделки и с гордостью рассказывает о своей домашней библиотеке.

Учитель подводит итог:

В семье, где все любят друг друга, где царит атмосфера взаимопомощи, тепла, заботы - растут счастливые дети.

Наша педагогическая задача – помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа.

Мы полагаем, что только крепкий союз школы и семьи поможет каждому ребёнку вырасти полноценным и активным гражданином.

Полиэтническая ситуация в регионах требует совершенствования занятий по изучению традиций, обычаев, правил, фольклора, искусства на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей.

Греки, русские, армяне,

Крымчаки и караимы,-

Есть у нас другое имя:

  • Мир да лад – в семье клад. (русская)
  • Стол украшают гости, а дом – дети .(крымскотатарская)
  • Были Шануй батька й неньку, буде скрізь тобі гладенько. ( украинская )

Мы были участниками локальных исследований.

Локальные исследования в проекте – это практические действия с целью поощрения международного диалога, взаимопонимания и сотрудничество народов.

Голубинская школа участовала в трёх республиканских проектах по толерантности.

Участниками проекта стала группа школьников 13-16 лет из Бахчисарайского, Белогорского и Симферопольского района Крыма и учителя общеобразовательных школ.

Инструментами для достижения цели проекта нами были выбраны локальные исследования в этноцентрах; мастер - классы по народным ремёслам и орнаментам; тренинги, обучающие межэтнической толерантности, уважению прав человека, ребёнка, гендерного равенства в социуме; круглые столы; квест-игра, а также совместная работа над детской газетой.

Экспериментальной базой для 2-х локальных исследований стали этноцентры караимов и крымских татар в г.Евпатория.

Во время локальных исследований одним из выводов стало утверждение: нетерпимость по отношению к носителям ценностей и религиозных представлений других национальных культур может возникнуть исключительно из-за непонимания или незнаний истории, культурных традиций, религиозных учений других народов. Знакомство с ценностями отдельных народов и основных конфессий позволяет уйти от предрассудков и стереотипов в восприятии других культур, упрочить межнациональный и межконфессиональный мир.

Актуальнейшей задачей многонациональной школы является формирование межэтнической толерантности как основы межэтнического взаимодействия. Ведь именно в школе ребёнок ребёнок активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Жизненная ориентация зависит от того, как человек будет относиться к себе и другим, к миру в целом. В нашей школе воспитание этнотолерантности - одно из основних направлений воспитательной работы. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.

Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Национальность – принадлежность человека к определённой народности. Национальные конфликты, способы их недопущения. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Меры по нормализации межнациональных отношений. Высший принцип гуманизма цивилизации.

Рубрика Социология и обществознание
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 29.04.2009
Размер файла 9,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Межнациональные отношения

В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека - это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас настытывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.

В современном мире не изжиты национальные конфликты. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в России - одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа - это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу - сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.

Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что - осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.

Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями - великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.

Однако в конце 80-х - начале 90-х годов в некоторых районах страны произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к кокой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданом, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это - высший принцип гуманизма цивилизации.

Подобные документы

История развития межнациональных отношений в Российской Федерации. Формы межнационального воздействия. Межнациональные конфликты. Правовое регулирование межнациональных отношений. Анализ динамики развития межнациональных отношений в школьных коллективах.

курсовая работа [256,4 K], добавлен 04.01.2016

Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотношений. Сепаратизм — высшая стадия проявления дезинтеграционных процессов, его виды. Факторы развития межнациональных конфликтов. Пути и способы выхода из межнациональных конфликтных ситуаций.

презентация [643,7 K], добавлен 25.09.2013

Причины межнациональных конфликтов. Типология межнациональных конфликтов. Пути решений межнациональных конфликтов.

реферат [33,6 K], добавлен 08.07.2007

Общая характеристика и оценка различными национальностями межнациональной ситуации в Саратовской области и в России в целом. Анализ роли наций и этнических групп в общественной жизни Саратова, а также описание их отношения друг к другу и полиэтничности.

курсовая работа [24,8 K], добавлен 19.11.2010

Причины межнациональных конфликтов. Теория "межэтнического реконструирования жизненного мира". Специфическая особенность конфликтов между "мирами". Действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников, структурирование конкурирующих групп.

реферат [434,5 K], добавлен 14.01.2014

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Человек, индивид, личность. Потребности и способности человека. Особенности межличностных отношений. Нации и межнациональные отношения в современном обществе. Глобальные проблемы современности.

контрольная работа [28,1 K], добавлен 11.03.2011

Социальная структура общества, Семья как малая группа, отношения между поколениями. Социальные роли в подростковом возрасте. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества, значимость здорового образа жизни. Межнациональные отношения.

Читайте также: