Сообщение про танец куранта

Обновлено: 02.07.2024

КУРА́НТА (франц. courante, букв. – бе­гу­щая), ста­рин­ный та­нец. По­лу­чил рас­про­стра­не­ние в ев­роп. при­двор­ном бы­ту на ру­бе­же 16–17 вв. Со вре­ме­нем ста­ли раз­ли­чать 2 ви­да К.: фран­цуз­скую (тор­жест­вен­ную, плав­ную, в раз­ме­ре $^3_2$ или $^6_4$ , с иг­рой сме­няю­щих­ся рит­мич. груп­пи­ро­вок) и италь­ян­скую (corrente, в бы­ст­ром тем­пе и по­сто­ян­ном раз­ме­ре $^3_4$ или $^3_8$ ). Как пье­са тан­це­валь­но­го ха­рак­те­ра К. со­хра­ня­лась в проф. му­зы­ке до 1-й пол. 18 в. (в ин­ст­ру­мен­таль­ных сюи­тах И. Фро­бер­ге­ра, Ф. Ку­пе­ре­на, И. С. Ба­ха, Г. Ф. Ген­де­ля).

Принято считать, что освоив куранту, все остальные разновидности танца окажутся очень легкими в изучении, так как куранта – грамматическая основа танцевального искусства. Во всяком случае так считалось еще на этапе зарождения танцев.

Различают несколько разновидностей куранты. Так, например, в одной из форм ковалер и дама двигались самостоятельно. Именно отсюда и зародилась куранта с фигурами (в оригинале Courante figuree).

Наиболее популярная из фигурных курант выглядела следующим образом: 3 кавалера брали за руки 3-х дам и вели их под музыку на другой конец зала, после чего один из кавалеров припрыгивал и делал различные жеманные жесты с грациозными движениями, а потом опять подходил к одной из дом и приглашал последовать за ним. Аналогичное делали и другие кавалеры. Настоящая куранта начиналась после того, как дамы давали отказ на предложение последовать за кавалерами, но потом все же подавали руки. Само шествие через определенное время прекращалось, чтобы у дам и кавалеров была возможность продемонстрировать всю красоту и изящность движений.

В 17 веке произошло еще одно событий, отразившееся на дальнейшем развитии танца. Тогда в Париже в танцевальной академии придумали куранту, которая стала своеобразным прототипом менуэта. Кстати, последний уже в скором времени практически полностью вытеснит куранту, оставив ее в истории. В новой разновидности танца было меньше прыжков, танцоры выполняли все движения практически не отделяясь от земли.

Историки до сих пор спорят, кто является родоначальником куранты – французы или итальянцы;

Нередко куранту сравнивают с еще одним старинным танцем – гальярдой, ссылаясь на их схожесть.

Впрочем, у французов есть своя разновидность куранты, которая немного отличается от традиционной. Так, например, французская куранта отличается более умеренными темпом, размером 3/2 или же 6/4. Итальянская куранта более динамичная.

Известно, что в профессиональной музыке этот танец существовал до второй половины 18 века. Сегодня куранта сохранилась в качестве жанровой модели в профессиональной музыке.

равномерное. Один из историков хореографии сравнивает движения куранты с движениями пловца, который плавно погружается в воду и затем появляется снова.

Композиционный рисунок танца обычно шел по овалу, но это мог быть и удлиненный квадрат, и восьмиугольник, что давало возможность делать зигзагообразные движения, характерные для итальянского танца piva, бытовавшего в XV веке *.

Куранта была простая и сложная (figurйe). Первая состояла из простых, глиссирующих шагов, demi—coupй, исполнявшихся преимущественно вперед. Сложная куранта носила пантомимический характер: трое кавалеров приглашали трех дам для участия в танце. Дам отводили в противоположный угол зала и просили танцевать.

* Пива (piva) —староитальянский танец в трехдольном размере. Название — от инструмента волынки. В XVI и в начале XVII в. часто фигурирует в качестве третьего танца сюиты: пасса-меццо — салтарелла — пива.

Куранта много раз меняла свой музыкальный размер. Вначале он был на 2 /4, позднее — трехдольным.

В 1697 году на свадьбе герцога Бургундского бал открывался курантой. В начале танца был поклон и реверанс всем присутствующим, который занимал два такта. Затем на протяжении двух тактов танцующие делали поклоны друг другу. Реверансы и поклоны должны были точно совпадать с музыкой. Очень часто в куранте превалировали глиссирующие шаги.

Основное па куранты (Temps de courante)

1-й такт. Правая нога скользит вперед в IV позицию на полупальцы, левая остается сзади на низком арабеске (первая четверть). Левая нога подводится к правой назад в III позицию на низкие полупальцы (вторая четверть). Правая делает шаг вперед (третья четверть).

2-й такт. Pas grave правой ногой, делается глиссирующий шаг вперед на низкие полупальцы (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой вперед (вторая, третья четверти). То же с левой ноги.

Все движения выполняются на низких полупальцах.

То же движение с левой ноги.

Но, несмотря на разные движения кавалера и дамы, ритм не нарушался.

Но, несмотря на это, она была включена в список танцев, обязательных для изучения балетными артистами,

Куранта (франц. Courante, итал. Corrente, а также courente и coranta) старинный французский танец, следы которого восходят к середине 16-го века; впрочем он, кажется, был сходен с сальтарелло (гальярдой). Тактовый размер в основном 3/4. В эпоху около 1600 года куранта стала распространяться, как более современная (т. е. выдержанная в простом танцевальном стиле) форма Nachtanz'a. В этом отношении куранта имела одинаковое значение с аллемандой, обе они в начале XVIII века стали считаться старомодными и выходить из практического употребления. Место их заняли гавот (или ригодон и (бурре и жига); куранта же и аллеманда около 1725 сделались стилизированными танцами (куранта имела затакт в 3 восьмых и движение преимущественно ровными восьмыми). Уже в середине 17-го века композиторы различали "быстрые" куранты; в этих курантах, соответствующих позднейшим жиге и канари, ясно выражен был первоначальный тип "плясовых" танцев (сальтарелло).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Куранта" в других словарях:

куранта — ы, ж. КУРАНТ а, м. courante f., > нем. Kurrant. Старинный фр. танец трехдольного тактового размера, оживленного движения. СИС 1954. Куранты форма мн. ч. от курант (название танца), заимствованного из фр. яз. в Петровскую эпоху. Как название… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КУРАНТА — (франц. courante) французский придворный танец. Распространился в Европе. Вначале музыкальный размер 2/4, затем трехдольный … Большой Энциклопедический словарь

куранта — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

куранта — (ит. courante текущий) торжественный придворный танец шествие, получивший распространение в конце 16 нач. 17 вв. во многих европейских странах; муз. размер 3/4, 2/4. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. куранта [фр. courante] –… … Словарь иностранных слов русского языка

Куранта — (франц. courante) придв. танец 16 17 вв. По свидетельству теоретика танца Т. Арбо (16 в.) К. исполнялся ещё в 1530 как танц. игра. Подобные К. содержит сб. Ф. Филидора (1690). В 17 в. К. получает большое распространение. Как бытовой танец … Музыкальная энциклопедия

куранта — (франц. courante, буквально бегущая), 1) в конце XVI начале XVII вв. придворный танец итальянского происхождения (2 дольный); позднее итальянский и французский 3 дольный танец. 2) 2 я часть инструментальной сюиты (в 3 дольном размере). * * *… … Энциклопедический словарь

Куранта — (франц. courante) придворный танец 16 17 вв., был распространён во многих европейских странах (в т. ч. и в России). В 16 в. музыкальный размер танца 2/4 (движение и прыжок). Позднее размер меняется на трёхдольный, движения переходят в… … Большая советская энциклопедия

Куранта — ж.; = курант 1. Старинный французский танец шествие. 2. Музыка к такому танцу. 3. Музыкальное произведение в ритме такого танца. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

куранта — кур анта, ы (танец) … Русский орфографический словарь

Читайте также: