Сообщение на тему фандрайзинг

Обновлено: 18.05.2024

Фандра́йзинг, иногда фандре́йзинг (от англ. Fundraising ) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.

Содержание

Возможные источники привлечения ресурсов

  • Компании;
  • Частные лица;
  • Фонды;
  • Государственные органы.


Все эти источники могут выступать в качестве:

  • Финансового спонсора;
  • Спонсора на условиях бартера;
  • Инвестора;
  • Грантодающей организации;
  • Мецената;
  • Донора.

Разница между донорами, меценатами и спонсорами

Разница между донорами, меценатами и спонсорами состоит в следующем:

  • Доноры — это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании.
  • Меценатство — это благотворительная помощь физических лиц на добровольном безвозвратном основании.
  • Спонсорство — это конкретная помощь юридических и физических лиц на определенных условиях.

Фандрайзинговая стратегия

Важными аспектами фандрайзинговой стратегии являются следующие:

  • Написание бизнес-плана проекта.
  • Написание спонсорского предложения.
  • Четкое определение целевой аудитории проекта для дальнейшего определения потенциальных спонсоров.
  • Установление таких взаимоотношений с партнерами, которые удовлетворяют интересам обеих сторон.
  • Правильное закрытие проекта (включает в себя работу с партнерами после окончания проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества).

Спонсорство

Важным аспектом составления спонсорского предложения является выделение определенных спонсорских пакетов с разными условиями сотрудничества и привилегиями — для генерального спонсора, эксклюзивного спонсора, медийного спонсора и т. д. Стоимость спонсорского пакета может достигать нескольких миллионов евро в зависимости от масштаба проекта, географии и целевой аудитории.

Фандрайзинг в СНГ

На территории СНГ фандрайзинг как термин не является широко распространённым. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с филантропией и социальными проектами, однако важно понимать, что помимо этого привлечение ресурсов для коммерческих проектов, поиск финансового спонсора, спонсора на условиях бартера, инвестора также является фандрайзингом.

Интересные факты

Известные фандрайзеры

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Фандрайзинг" в других словарях:

ФАНДРАЙЗИНГ — Привлечение спонсорских финансовых средств на осуществление конкретной программы, систематическая и направленная деятельность организаций, включающая такие способы привлечения средств, как обращение за грантами, организация благотворительных… … Словарь бизнес-терминов

Фандрайзинг — сбор денег и привлечение других ресурсов на проекты неприбыльных организаций (в основном сбор денег на благотворительные цели) … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

фандрайзинг — у, ч. Діяльність по збиранню коштів, формуванню різних фінансових, грошових фондів, зокрема для благодійних або освітніх цілей … Український тлумачний словник

ФАНДРАЙЗИНГ (ФАНДРЕЙЗИНГ) — Поиск ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов и/или поддержания существования организации. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Фанд-рейзинг/Фандрайзинг — (от англ. fund raising) в практике спонсорства обозначает поиск финансовых средств … Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

Европейский университет в Санкт-Петербурге — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту … Википедия

Иган, Эдуард Майкл — Кардинал Эдуард Майкл Иган Cardinal Edward Michael Egan … Википедия

Благотворительный фонд Потанина — Благотворительный фонд В. Потанина (согласно описанию на официальном сайте) Некоммерческая благотворительная организация созданная в 1999 году для реализации социально значимых долгосрочных проектов в области образования и культуры в России.… … Википедия

Фото: Jens Schlueter / Getty Images

Мы часто сталкиваемся с просьбами о помощи: на лечение, хлеб и борьбу за экологию. Кое-что из этого — мошенничество и попрошайничество, а что-то — профессиональный фандрайзинг. Как отличить? Отвечаем на вопросы

Что это вообще такое — фандрайзинг? Нельзя по-русски назвать?

Чем это отличается от попрошайничества? С шапкой у церкви тоже фандрайзеры стоят?

Фандрайзинг всегда направлен на решение либо чужих, либо наших общих проблем. На паперти же стоят те, кто ищет деньги для решения своих собственных задач.

Почувствуйте разницу: где-то наводнение и затопило деревню. Благотворительный фонд помогает этим людям восстановить дома, вам предлагают сделать пожертвование в фонд. Вы делаете пожертвование, когда на ваши деньги восстанавливают дом — вы получаете отчет. Это — фандрайзинг.

Как отличить на улице фандрайзера от мошенника?

Что до ящиков-копилок — сами по себе они легальное средство для сбора пожертвований, но тут тоже есть несколько правил:

А в интернете кто есть кто? Какой сбор профессиональный, а кого лучше обходить стороной?

Профессиональные благотворители никогда не собирают деньги на личные карточки. У организаций всегда есть сайт, на сайте — страница безопасных платежей онлайн, реквизиты и договор пожертвования.

У меня свой бизнес, я могу нанять фандрайзера или это только в благотворительности?

Фандрайзинг как термин в основном используется в отношении тех организаций и проектов у которых есть социальная миссия — благотворительность, образование, культура. Сейчас фандрайзеры стали появляться в стартапах, они занимаются привлечением инвестиций.

В бизнесе есть люди выполняющие функцию фандрайзинга, но обычно их должности называются иначе: менеджер по работе с партнерами, со спонсорами, менеджер по развитию, по работе с ключевыми клиентами или инвесторами — все зависит от конкретных задач.

Фандрайзеры получают зарплату или процент от привлеченных средств?

Мы хотим получить грант, но больше нам ничего не нужно. Кто нам в этом поможет?

Привлечением грантов занимается грант-менеджер или грантрайтер. Это одна из разновидностей фандрайзинга. Для того, чтобы получить грантовое финансирование, недостаточно просто составить заявку, нужно смотреть на проект в целом, иногда адаптировать его под условия грантового конкурса. Нужно составить бюджет, заранее продумать критерии оценки эффективности проекта, анализировать работу, готовить отчет. Получение и обслуживание грантовых денег — трудоемкая задача.

Какие еще бывают виды фандрайзинга, кроме грантрайтинга?

Можно выделить два основных направления: привлечение пожертвований частных лиц и работа с бизнесом. Внутри каждого из них есть свои подвиды, требующие специфических навыков и компетенций.

Частные пожертвования могут быть массовыми — нужно привлечь как можно большее внимание к проблеме как можно большего количества людей. Для этого проводятся акции, концерты, забеги и так далее (это событийный фандрайзинг), публикуются материалы в прессе, снимаются видеоролики, сюжеты для телевидения (это медиа-фандрайзинг).
Работа с крупными частными донорами — это отдельное направление.

Для взаимодействия с компаниями нужно понимать корпоративную культуру, встроиться в задачи бизнеса.

Я хочу стать фандрайзером. Где этому учат?

Нам нужен фандрайзер. Как его искать и выбирать?

Фандрайзинг — это привлечение ресурсов для работы организации или проекта. Разбираемся, чем фандрайзеры отличаются от людей, которые собирают деньги на карточку в соцсетях, и как пожертвования помогают бизнесу развиваться.

История фандрайзинга

Что такое фандрайзинг простыми словами

Фандрайзинг чаще всего встречается в некоммерческой сфере. Но и коммерция использует этот способ для привлечения дополнительных ресурсов. Например, фандрайзер может найти людей, которые готовы вложить средства в развитие стартапа, или помочь организации открыть филиал, достичь определенных целей, пережить трудные времена.

Фандрайзер работает за вознаграждение, его размер не должен зависеть от количества привлеченных средств.

В каких областях работает фандрайзинг

Фандрайзинг используется для привлечения средств в проекты из разных сфер.

1. Социальная работа. Поддержка уязвимых групп населения, в том числе тяжелобольных, бездомных людей. Чаще всего в этой сфере работают благотворительные фонды.

2. Культура. Реставрация исторических памятников и зданий, финансирование работы выставок, музеев, библиотек, деятелей искусства.

3. Наука. Спонсирование научных проектов и мероприятий, образовательных учреждений.

4. Политика. Финансирование работы и продвижения политических партий.

5. Коммерция. Материальная поддержка социально значимых бизнес-проектов и стартапов

6. Спорт. Сбор средств для спортивных мероприятий, команд, ассоциаций.

Задачи фандрайзинга

Фандрайзинговая деятельность помогает:

  • искать инвесторов, готовых вкладывать финансы в развитие проекта;
  • вести коммуникацию с уже имеющимися инвесторами, в том числе предоставлять им отчеты о потраченных деньгах;
  • публиковать информацию о проекте в СМИ;
  • мотивировать инвесторов, например, рекламировать их бизнес на сайте проекта;
  • поддерживать репутацию проекта, демонстрировать его важность для общества.

Формы фандрайзинга

Существует внешний и внутренний фандрайзинг. В первом случае для поиска инвесторов организация нанимает специалистов по фандрайзингу или привлекает компании по оказанию таких услуг. Преимущество работы с профессионалами — возможность посмотреть на проект со стороны и заметить его слабые стороны. Второй вид предполагает поиск средств сотрудниками самой организации, что позволяет избежать трат на услуги специалистов.

Еще фандрайзинг бывает оперативным и проектным. Оперативно средства собирают на текущие расходы, что не всегда эффективно, ведь деньги могут закончиться в любой момент. А при проектном ищут инвесторов, готовых долгосрочно финансировать проект.

Методы фандрайзинга

Специфика фандрайзинга — поиск долгосрочного сотрудничества, поэтому хитрости и уговоры здесь неуместны. Чтобы заинтересовать людей, готовых делать регулярные пожертвования, благотворители презентуют свои проекты прозрачно с помощью:

Перед размещением рекламы стоит создать сайт организации. Инвесторы наверняка захотят ознакомиться с проектом, его целями и достижениями. Эта информация должна быть в открытом доступе.

Сущность фандрайзинга несовместима с покупкой баз данных, по адресам из которых рассылаются письма. Как правило, рассылки получают люди, которые раньше интересовались проектом. В письме могут быть: информация о сборе денег со ссылкой для быстрого перевода, предложение поучаствовать в организации мероприятия, буклет с описанием новых целей проекта.

На них можно пообщаться с большой группой потенциальных инвесторов: рассказать о проекте и проблемах, которые он решает, получить обратную связь, ответить на вопросы.

Непринужденная атмосфера благотворительных выставок, концертов, фуршетов, тематических вечеров способна повысить уровень доверия к проекту и вызвать интерес к его целям. В России этот формат менее популярен, чем на Западе.

Многие крупные компании занимаются финансированием проектов для улучшения имиджа, узнаваемости бренда, получения налоговых льгот. Поэтому, когда НКО обращаются к бизнесу, они могут упомянуть о выгоде сотрудничества с ними. Например, предложить размещение на интернет-ресурсах некоммерческой организации ссылок на сайты инвесторов и информации об их вкладе в реализацию проекта.

Фандрайзинг в России

По оценкам экспертов Высшей школы экономики, профессиональные фандрайзеры есть только в 7% российских НКО. В 35% организаций привлечением средств занимается руководитель, в 17% — сотрудники, в 3% — волонтеры. При этом каждая четвертая компания имеет лишь один источник финансирования, 42% — от двух до трех, 24% — четыре и более.

Некоторые НКО получают международные переводы, несмотря на риск попасть в список иностранных агентов. К их числу часто относятся фонды, занимающиеся правозащитной деятельностью, в том числе правами ЛГБТ. Эти НКО не пользуются популярностью у российских инвесторов, их проекты не подают на государственные гранты. Поэтому приходится привлекать ресурсы фандрайзинга из других стран.

Чтобы было проще найти надежные НКО, +1Люди составили справочник благотворительных фондов с хорошей репутацией и прозрачной отчетностью. Можно выбрать одну или несколько организаций из списка и внести посильный вклад в поддержку общественно значимых инициатив и оказать помощь людям в тяжелой жизненной ситуации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 16. ФАНДРЕЙЗИНГ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

Сегодня фандрейзинг определяют, чаще всего, как искусство привлечения ресурсов для реализации деятельности некоммерческих учреждений. К таким учреждениям относятся и те, что функционируют в сфере культуры – библиотеки, театры, музеи, школы искусств, дома творчества, центры культуры и т.д.

Фандрейзинг в сфере культуры – это механизм обеспечения деятельности учреждений культуры (культурной деятельности) дополнительными ресурсами. В качестве таких ресурсов могут быть, в частности, следующие:

· оборудование (включая компьютерную технику);

· обеспечение информационными ресурсами (например, информационная поддержка культурного проекта);

· материальная поддержка (например, музыкальные инструменты);

· аренда средств или помещений;

Источником получения необходимых ресурсов могут быть :

· государственные органы (федеральные, муниципальные и пр.);

· коммерческие организации (фирмы, предприятия, корпорации и пр.);

· частные лица (бизнесмены, меценаты и пр.);

· партнеры из числа некоммерческих организаций (общеобразовательные или спортивные школы, ВУЗы и пр.);

· фонды, союзы, ассоциации и иные некоммерческие объединения.

В рамках фандрейзинга частные лица, организации, фонды и все прочие источники получения ресурсов для деятельности некоммерческих организаций принято называть донорами .

Фандрейзинговая кампания — комплекс управленческих мероприятий по планированию, организации, проведению и контролю процесса привлечения средств в некоммерческую организацию. Проведение долгосрочных и крупномасштабных фандрейзинговых кампаний создало спрос на новых специалистов — фандрейзеров, предоставляющих услуги в области привлечения средств.

Фандрейзер – человек, который занимается фандрейзинговой деятельностью — должен быть коммуникабельным, терпеливым, доброжелательным и открытым человеком. Кроме того, желательно чтобы фандрейзер обладал следующими профессиональными качествами: навыки создания текстов, умение убеждать и налаживать контакт с людьми, креативно мыслить, организовывать и проводить переговоры, способность предупреждать конфликты и адаптироваться к изменяющимся ситуациям.

Задачами фандрейзера являются анализ рынка доноров, определение совместных интересов доноров и некоммерческой организации, разработка системы привилегий для доноров, методов привлечения средств, непосредственная организация фандрейзинговой кампании .

Фандрейзерам важно знать основные мотивы доноров, которые можно разделить, на две группы.

1. Бескорыстные мотивы . Руководствуясь такими мотивами, доноры поддерживают деятельность учреждений культуры исходя из безвозмездных интересов (например, желание помочь учреждению культуры, руководствуясь собственными убеждениями или в соответствии с культурными, этическими, социальными, религиозными и прочими требованиями).

2. Коммерческие мотивы. Данные мотивы характерны для доноров, которые стремятся осуществить поддержку деятельности учреждений культуры на основании получения определенной прибыли, а именно символической прибыли. В качестве символической прибыли могут выступать любые значения и ценности, которые возникают по отношению к донорам: положительная репутация, реклама, улучшение имиджа, налаживание коммуникаций, повышение социального и культурного статуса в обществе и пр.

Примеры фандрейзинга во всем мире демонстрируют, что в зависимости от той цели, которую преследует организации, его можно разделить на два основных вида: проектный и оперативный.

Первый вид фандрейзинга. Если задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов, то данный вид фандрейзинга можно назвать проектным. Проектный фандрейзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрейзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта. Фандрейзинг в данном случае предполагает акцентирование внимания на планируемом результате реализации проекта (открытие музея, проведение фестиваля и пр.). Но следует заметить, то нередко профессиональные специалисты данной области деятельности рекомендуют для проведения фандрейзинга представлять любую культурную деятельность в качестве того или иного проекта (библиотечного, творческого, театрального и т.д.). Культурным проектом может быть любое действие, которое имеет свои сроки, ресурсы, результат. Тогда список ресурсов будет прозрачен, понятен, а задача донора и результат культурной деятельности очевидными.

Пример проектного фандрейзинга в театре — привлечение ресурсов для проведения театрального фестиваля в виде:

а) денежных средства на оплату изготовления необходимых декораций и покупку костюмов;

б) информационная поддержка СМИ;

в) приобретение сувениров и призов;

г) волонтеров, способных оказать помощь в организации фестиваля.

Второй вид фандрейзинга. В случае направления при влеченных средств на покрытие текущих расходов можно считать такой вид фандрейзинга оперативным. Оперативный фандрейзинг является наименее эффективной формой привлечения средств в организацию культуры, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, вследствие чего снижается заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании. Чаще всего оперативный фандрейзинг применяется организациями культуры, находящимися в критическом финансовом положении. В этой ситуации они в силу своей общественной значимости могут привлечь от государства и частных лиц средства на погашение своих долгов.

Пример оперативного фандрейзинга в музее — привлечение ресурсов для поддержки деятельности учреждения культуры в виде:

а) финансовых средств;

б) покупки специального экспозиционного оборудования;

в) волонтеров, осуществляющих помощь в организации научной конференции.

В обоих случаях фандрейзинг предполагает наличие или выстраивание общности интересов иногда достаточно широкого круга социальных субъектов: органов государственной власти, бизнес-структур, общественных организаций, инициативных групп, отдельных граждан. Фактически, фандрейзинг является социальной технологией формирования и развития многовекторного социального партнерства.

По способу осуществления фандрайзинга можно также выделить внешний и внутренний. Внутренний – это когда поиском инвесторов занимаются сотрудники самой некоммерческой организации, а внешний когда для поиска привлекаются различные агентства.

Одна из важнейших особенностей фандрейзинга российских учреждений культуры состоит в организации самостоятельных подразделений — благотворительных обществ и фондов. Целью данных благотворительных структур является привлечение средств не в бюджет учреждения культуры, а в специально созданные самостоятельные организации, что обеспечивает целый ряд преимуществ.

Во-первых, имеют большую свободу в выборе направлений уставной деятельности, чем учреждение культуры. Они могут более широко осуществлять предпринимательскую деятельность.

Во-вторых, благотворительный фонд и общественная организация самостоятельно распоряжаются своим имуществом в отличие от учреждения, которое владеет имуществом на правах оперативного управления.

В-третьих, отличаются большим доверием со стороны физических и юридических лиц, так как последние имеют более широкие возможности контроля над движением финансовых средств. Это, в частности, следует из того, что в обязанности фонда и общественной организации входит ежегодная публикация отчетов об использовании своего имущества, что позволяет заинтересованным лицам отслеживать направления расходования средств.

Одним из самых значительных преимуществ открытия при учреждениях культуры благотворительных фондов и общественных организаций является их независимость в вопросах планирования расходов и привлечения внебюджетных средств.

Непременным условием заинтересованности потенциальных доноров является активная деятельность учреждений культуры. Это могут быть конкурсы, победа в которых гарантирует определенные награды, в том числе и финансовые. Так же это может быть оплата оборудования, стажировки, повышения квалификации.

Подводя итог, несомненно, приходит понимание того, что искусство, культуру нужно развивать и сохранять. Фандрейзинг является прекрасным выходом для того что бы получать средства для развития культуры, для того что бы развивать новые сферы, продвигаться и устранять важные проблемы.

Читайте также: