Сообщение на тему исторические изменения в формулах русского речевого этикета 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Этикет обсуждать важно не только потому, что у нас никак не приживаются судари и сударыни, а вместо них по улицам разгуливают мужчины, женщины, друзья, братья, сестры, а то и безличные и бесполые извините. И не только потому, что мало кто сегодня умеет сделать комплимент, переброситься парой слов — просто так, для настроения, для установления контакта, нормально отреагировать на стандартную ситуацию.

Это печально, но все многообразие существующих этикетных форм сегодня заменяется либо коммуникативными шаблонами: как я могу к Вам обращаться? спасибо/извините за ожидание, хорошего дня, либо универсальной формулой вежливости: Здравствуйте! Как пройти на Новый Арбат? вместо этикетного: Простите, мне нужен Новый Арбат… как пройти? Перестать здороваться означает прервать отношения. Не здороваться — значит быть невежливым. Поэтому универсальная формула приветствия стереотипно воспроизводится в любой ситуации общения, иногда — и там, где не нужно, при стремлении выглядеть воспитанным, культурным и отсутствии знания стандартов коммуникации.

Максим Кронгауз тоже считает важным говорить о том, что происходит, когда речевой этикет нарушается, по незнанию ли или сознательно — последствия будут. Вопрос — какие.

Вы уже поняли, что вопросов к гостю у нас много. Теперь ждем ваших. И, конечно, вас у радиоприемников.

Содержание

1. Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его

1.1.История возникновения речевого этикет …………………………….…..………………………… 4

1.2.Основа речевого этикета и факторы, определяющие

2. Правила и нормы речевой этикета…………………………………………….…………………….. 6

3. Процессы изменения последних лет………………………………………………………………. 10

Работа содержит 1 файл

К.р. 1 курс (1 семестр).doc

Контрольная работа

по русскому языку и культуре речи

Королев 2010

Содержание

1. Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его

1.1.История возникновения речевого этикет …………………………….…..………………………… 4

1.2.Основа речевого этикета и факторы, определяющие

2. Правила и нормы речевой этикета…………………………………………….…………… ……….. 6

3. Процессы изменения последних лет………………………………………………………………. 10

Введение

В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты, сформулированные Г.П.Грайсом (1975), которые выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации. К постулатам речевого общения относятся:

Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу.

1. Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его

формирование

1.1.История возникновения речевого этикета


Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв, институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и прочих атрибутов иерархической системы власти в обязательном порядке требует инструментария, который будет сопровождать общение представителей разных слоёв и групп.

Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой

1.2. Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование

говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди.

В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения,

система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от

особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и

заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3

1.) речевые формулы для начала общения

2.) речевые формулы

применяемые в процессе общения

3.) речевые формулы для окончания общения.

Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал своюсистему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является

наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как

формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от

социального положения собеседников, характера их отношений,

официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми

людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности.

В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам,

одноклассникам или коллегам по работе.

Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и

соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для

взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.

2. Правила и нормы речевой этикета

Учиться хорошим манерам жизненно необходимо. Проявление хорошего тона должно быть обычной нормой поведения. Культурному человеку необходимо не только знать и соблюдать нормы этикета. Умение подать себя и произвести хорошее впечатление позволит вам приобрести уверенность и свободно чувствовать себя в любом обществе.

2.1. Приветствие

В общении людей большое значение имеют приветствия как внешние знаки уважения. Здороваться при встречах принято не только со знакомыми людьми, но и с незнакомыми, если к ним нужно обратиться с каким-либо вопросом или просьбой. Существуют определенные правила этикета в отношении не только форм приветствий, но и условий, в которых наиболее целесообразно применять ту или иную форму.
Первыми приветствуют: молодые - старших, мужчина – женщину, младшая по возрасту женщина – старшую женщину и мужчину, который намного старше ее, лица младшего ранга (служебного положения) - старших, запаздывающий - ожидающего, входящий в помещение – присутствующих, проходящий - стоящего, проходящий мимо - того, кого он обгоняет. В равных условиях первым здоровается человек более вежливый. Женщина, входя в комнату, где уже собрались гости, должна первой приветствовать всех присутствующих, не ожидая, когда с приветствиями к ней обратятся мужчины. Мужчины же, в свою очередь, не должны ждать, когда женщина подойдет к ним и поздоровается. Лучше, если мужчины поднимутся и пойдут ей навстречу.

На официальных приемах в первую очередь приветствуют хозяйку или хозяина, после них дам, сначала более пожилых, затем - молодых; после этого - более пожилых и старших по положению мужчин, а затем остальных гостей. Хозяйка и хозяин должны пожать руку всем гостям, приглашенным в свой дом.

Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин, и лишь после этого мужчины приветствуют друг друга.

Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчины, с женщиной, которая идет (или стоит) в одиночестве. Приветствуя знакомую женщину на улице, мужчина должен поднять шляпу или кепи (но не берет или зимнюю шапку), вынуть руку из кармана и сигарету изо рта. Женщина, отвечая на приветствие кивком головы. Она может не вынимать руки из карманов пальто, жакета.

Если приветствие сопровождается рукопожатием, мужчина должен снять перчатку, а женщина может ее не снимать. Если женщина все-таки снимает перчатку - это знак особого уважения. По отношению к женщинам и мужчинам пожилого возраста это должно быть нормой. Инициатором рукопожатия почти всегда должна быть женщина. Но в некоторых случаях женщины не протягивают руку лицам намного старше себя по возрасту и выше по служебному положению. Есть общее правило: старший является инициатором рукопожатия, женщина подает руку мужчине, замужняя женщина - незамужней, молодые люди не должны спешить первыми пожать руку старшему или замужним женщинам. Хозяйка дома не должна забыть пожать руку всем гостям, приглашенным к ней в дом. Женщина в гостях обязана пожать руку для приветствия даже лицу, с которым она находится в недружественных отношениях.

Слова приветствия произносятся четко, не слишком быстро, но и не медленно. При этом говорящий смотрит прямо. Неприлично при приветствии отводить взгляд в сторону, рассматривать помещение или других гостей. Слова приветствия, как правило, сопровождаются улыбкой. Тон должен быть обязательно доброжелательным.

3 ЭТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯЭтика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, “понимающего понимания” – настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также “игрового” или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.
Таким образом, речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи (частицами, междометиями).
Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается "ты-общение" или "вы-общение" и, соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения.
Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам.
Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям.
Принципы успешного делового общения:
а) Соблюдение этикетных формул. В каждом языке закреплены способы, выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Существуют этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись. Устные формы некоторых жанров разговорной речи также в значительной степени несут печать ритуализации, которая обусловлена не только речевыми канонами, но и “правилами” жизни, которая проходит в многоаспектном, человеческом “измерении”. Это касается таких ритуализованных жанров, как тосты, благодарности, соболезнования, поздравления, приглашения [4].
Этикетные формулы, фразы к случаю – важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их – показатель высокой степени владения языком.
б) Эвфемизация речи. Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не. вызвать дискомфортное состояние – все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения.
в) Перебивание. Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок “по ходу” речи партнера – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй-воспоминаний. По наблюдениям исследователей, перебивы характерны для мужчин, более корректны в разговоре женщины.
Культурные и социальные нормы жизни, тонкости психологических отношений предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения, которая обеспечивает успешное решение всех вопросов и приводит к согласию.
Причины коммуникативных неудач коренятся в незнании языковых норм в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также, в наличии “внешних помех” (чуждой среде общения, дистантности собеседников, присутствии посторонних).

1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, 1993
2. Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
3 Арова, Э. В. Будьте добры : молодой семье о культуре чувств и поведения / Э. В. Арова. - 2-е изд. - Минск : Полымя, 1985. - 160 с. - (Человек, семья, общество). - Б. ц.
4. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика /Структурализм: “за” и “против”. М., 1975.-197 с.
5. Орестов О. Л .Другая жизнь и берег дальний. М., 1974 - 191 е.;
6. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - 2-е изд.перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1987. - 158 с.

Почему сейчас мы стали чаще тыкать, когда правильнее выкать

Искажённая вежливость?

Власть и могущество

Копнём глубже: почему в Византии сформировалась такая речевая традиция?

а) личное письмо (адресат – одно лицо);

б) официальные документы, адресованные одному лицу;

в) анкеты, рекламные листовки (текст, адресованный неконкретному лицу).

Дарья Косова, специалист по этикету и протоколу, исследователь социального этикета XIX века:


Кто друг другу студенты и преподаватели?

Правда ли английский – очень вежливый язык?

Елена Литвин, доцент кафедры грамматики английского языка Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета:

Читайте также: