Информация содержащая реакцию реципиента на полученное сообщение является

Обновлено: 30.06.2024

Существуют три стороны общения: 1) Коммуникативная (обмен информацией); 2) Перцептивная (восприятие друг друга); 3) Интерактивная (обмен информацией и организация совместных действий).

Коммуникативная сторона общения

– взаимодействие субъекта с субъектом общения. Характеризуется сходной системой кодирования.

Состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Виды: вербальная (универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности); невербальная (кинесика: жесты, мимика, пантомимика; паралигвистика: вокализация; экстралигвистика: пауза, покашливание, плач, смех; проксемика (пространственная система общения); визуальное общение; ольфакторное общение).

2. Механизмы обратной связи

Коммуникатор - лицо, передающее информацию, реципиент – лицо, получающее эту информацию.

Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод.

Механизмы взаимодействия

Идентификация - мысленный процесс уподобления себя партнеру;

Эмпатия – способность к сопереживанию;

Рефлексия – осмысление того, как нас видят другие;

Межличностная аттракция – это процесс формирования привлекательности для другого человека; Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция - стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Барьеры коммуникации

Психологически-индивидуальные особенности: застенчивость, скрытность и т.д.

Социальные: политические взгляды, религиозные и т.д.

· экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук, тела и т.д.)

· предметно-действенные средства (предметные движения, позы, приближения, удаления, вручение предметов, притягивание или отталкивание человека и т.д.)

· речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Выделяют также:

· Прямые каналы коммуникации позволяют передать информацию непосредственно от информатора к информируемому лицу, непрямые каналы коммуникации осуществляют опосредованную передачу информации.

· Официальные каналы коммуникации предоставляют возможность осуществлять информационное взаимодействие с официальными органами, а неофициальные каналы коммуникации оперируют непроверенной, неофициальной информацией посредством распространения слухов или обмена мнениями.

18. Психология общения. Структурные компоненты общения.

Психология общения – это наука, которая занимается изучением и решением проблем общения и взаимоотношений людей.

Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивнаясторона общения (от слова "интеракция" – взаимодействие) фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Проанализируем подробнее эти особенности.

Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию - реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

19. Интерактивный компонент общения. Типы взаимодействия. Модель убеждающего воздействия Г. Лассуэлла. Трансактный анализ Э. Берна.

1. Существуют три структурных компонента общения: 1) Коммуникативный (обмен информацией); 2) Перцептивный (восприятие друг друга); 3) Интерактивный (обмен информацией и организация совместных действий).

Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" – взаимодействие) фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию – реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи – помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Остановимся на анализе ещё одного важного специфического свойства межличностной коммуникации – его двухуровневой организации. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Однако этот второй вид сам требует более детального деления на различные формы. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Американским исследователем Г. Лассуэллом предложена простейшая модель речевого коммуникативного процесса для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет), включающая пять элементов:

3. Как? (осуществляется передача) – Канал.

5. С каким эффектом? – Эффективность.

Существуют характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстранённая – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её.

Невербальная коммуникация – вся совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.

Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы – 80, французы – 120, мексиканцы – 180).

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определённое значение отрицательного порядка. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл назвал её "пространственной психологией" [401]. Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120–400 см); публичное расстояние (400–750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

• информация в общении не просто передается
от одного партнера к другому
(лицо,
передающее информацию, принято называть
коммуникатором,
а
получающего
эту
информацию — реципиентом), а именно
обменивается.

• Соответственно
и
основной задачей
информационного обмена
в общении
является не простой перевод информации в
прямом или обратном
направлении, а
выработка общего смысла, единой точки
зрения и согласия по поводу той или иной
ситуаций или проблемы общения.

• Для решения этой задачи в рамках общего
информационного
процесса
работает
особый
механизм,
характерный
исключительно
для
межличностного
общения, — механизм обратной связи

• обратная связь — это
информация,
содержащая реакцию реципиента
на
поведение
коммуникатора. Цель
предоставления обратной связи — помощь
партнеру по общению в понимании того, как
воспринимаются его поступки, какие чувства
они вызывают у других людей.

• Передача
коммуникатору
обратной
связи может осуществляться различными
путями. Прежде всего, говорят о прямой и
косвенной обратной связи. В первом случае,
информация, поступающая от реципиента, в
открытой
и
недвусмысленной
форме
содержит реакцию на поведение говорящего.

• Косвенная
обратная
связь — это
завуалированная форма передачи партнеру
психологической информации. Для этого
часто используются
различные ри
торические вопросы, насмешки, иронические
замечания, неожиданные для партнера
эмоциональные реакции.

• В данном случае коммуникатор должен сам
догадываться, что именно хотел оказать ему
партнер по общению, какова же на самом
деле его реакция и его отношение к
коммуникатору. Естественно, что догадки
далеко не всегда оказываются верными, что в
значительной степени затрудняет и обмен ин
формацией, и весь процесс общения.

10. Коммуникация – это обмен информацией

• Часто коммуникатор осознает точность
понимания
реципиентом
смысла
высказывания
только
при
смене
коммуникативных ролей. В этом случае
слушающий превращается в говорящего и
своим высказыванием дает знать, как он
понял принятую информацию.

15. Основные условия эффективности коммуникативного процесса

Коммуникатор
(учитель)
1) должен быть заинтересован в передаче
информации (мотивация), от этого зависит
отбор
информации;
2) должен хорошо владеть информацией (знание
предмета);
3) должен искусно использовать разные средства
передачи информации (методика обучения);
4) должен владеть системой контроля (следить
за реакцией аудитории, опрос и т.п.).

16. Реципиент (ученик, аудитория)

1) должен быть заинтересован в усвоении
информации
(мотивация);
2) должен уметь воспринять информацию
(внимание);
3)
должен
быть
способен
понять
информацию
(интеллект);
4) должен запомнить информацию (память),
чтобы
практически
использовать.

18. Средства передачи информации.


Основное средство – речь.
• Вербальная коммуникация и невербальная
коммуникация.
Соотношение
между
ними:
1. Невербальные средства усиливают, дополняют
вербальную информацию ==> соответствие
между
ними.
2.
Противоречие
между
вербальным
и
невербальным:
невербальные
знаки
противоречат
вербальному
общению.
3.
Несут
разную
информацию.
При несоответствии – большое доверие
невербальной информации.

• Речь
1) должна быть понятна для аудитории,
соответствовать
ее
уровню.
2) необходима оптимизация информации (не
должно быть дефицита и переизбытка);
3) должна быть релевантна теме (позволяет
раскрыть тему, соответствие теме).

20. Невербальная коммуникация

1. Проксемика – пространственно-временные
характеристики
общения.
2. Паралингвистика – особенности голоса у
речи, не относящиеся к смыслу высказывания,
не несущие семантической нагрузки (в них
отражаются
психологические
качества
говорящего).
3. Кинесика – система оптико-кинетических
знаков. Система выразительных движений
(поза, походка, жесты, контакт глаз).

21. Проксемика

1.
Пространственно-временные
характеристики
общения
В
качестве
информативных
характеристик
выступают:
дистанция
между
общающимися;
временные
характеристики
(время
прихода),
длительность
общения;
взаимное расположение тел.

22. Дистанция свидетельствует о близости отношений между партнерами

Дистанция свидетельствует о
близости
интимноеотношений
пространствомежду
– 0-45 см,
сверхинтимное – 0-15 см (родственники,
партнерами
близко знакомые)
личное (персональное) пространство – 45120 см – неформальное общение (друзья);
социальное пространство – 120-3,5 м –
формальное общение ==> с посторонними
людьми, деловые отношения (начальник –
подчиненный);
публичное пространство – 3,5 м и более
– осуществляется в массовых аудиториях.

• Персональное пространство с одной стороны
социально обусловлено, а с другой –
обусловлено
личностными
качествами.
Горожане – дистанция уже, чем у сельских
жителей. Национальность: у японцев –
короткая, у американцев – длинная
дистанция (национальные особенности).

• Личностное влияние:1) интроверсия; 2)
тревожность, невротизм; 3) недоверчивость,
подозрительность; 4) замкнутость. Эти
свойства личности сужают персональное
пространство.
Таким
образом,
уравновешенный
человек,
с
чувством
собственного
достоинства
подходит
к
собеседнику ближе; беспокойные, тревожные,
замкнутые стараются держаться подальше от
партнера.

• Дистанция
между
партнерами
говорит
о
характере
взаимоотношений между ними.
• Взаимное
расположение.
Наиболее
благоприятная
угловая
позиция.
Угол
уменьшается – сидят рядом ==> тесное
общение.
Угол
увеличивается
==>
враждебность, напряженность.

27. Паралингвистика

• 1. Особенности голоса: громкость;
Паралингвистика
высота; тембр.
• 2. Динамические особенности речи:
скорость; ритм; тональность; дикция.
• 3. Стиль речи: длина фраз, сложность
грамматических конструкция;
• образность, метафоричность;
использование жаргонов и ненормативной
лексики (брань); когнитивная сложность
(информационная насыщенность).
• 4. Речевые обороты, штампы, оговорки:

28. Особенности голоса:

• 1) громкость – (энергетика): высокий
жизненный тонус, признак доминантности,
экстравертированность;
• 2) высота – индикатор эмоционального
состояния;
Пример:
высокий
голос

высокая
эмоциональность; низкий – эмоциональная
сдержанность.
• 3) тембр (окраска голоса).

29. Динамические особенности речи

1)
Скорость
речи

характеристика
Динамические
речи
темперамента: особенности
быстрая – холерик,
сангвиник; медленная – флегматик,
меланхолик.
• Скорость
отражает
также
временное
эмоциональное состояние:
• быстрая – активность, взволнованность;
медленная – усталость, горе, печаль и
некоторые
постоянные
характеристики
личности.
Пример:
медленная

высокомерие.

• 2) Ритм:
• плавная, ритмичность – уверенность;
сбивчивая, неритмичная – неуверенность. 3)
Интонация:
интонированная

эмоциональность,
экстраверсия.
неинтонированная (монотонная) – низкая
эмоциональность,
интровертированность,
аутистичность.

• Стиль речи отражает стиль мышления и
некоторые
личностные
особенности:
Экстраверты – используют более короткие,
простые
фразы,
отличаются
меньшей
когнитивной сложностью.
• Интроверты – их устная речь по строению
скорее напоминает письменную, сложные
грамматические
конструкции;
высокая
информационная насыщенность; низкая
образность.

• Оговорки: результат конкуренции двух или
нескольких высказываний;
• результат скрытого мотива, желания.

• Речевые штампы – типичные речевые
обороты, часто и неуместно используемые в
речи.
• “Вы понимаете? Не так ли?” – потребность в
самоутверждении.
• “Честно” “На полном серьезе” – нечестность,
неискренность.
• “Очень просто” – неуверенность в себе.

“Принципиально”
“Однозначно”

самоутверждение, заносчивость, высокомерие.
• “Я, как … (декан факультета)” –
подчеркивание своего социального статуса,
потребность в самоутверждении.

34. Кинесика:

• Контакт глаз.
• Информативные характеристики: частота;
диаметр зрачка; направление взгляда;
место контакта; длительность

35. Длительность и частота зависят от

отношения к партнеру (чаще смотрим на
симпатичных нам людей);
темы беседы (избегаем взгляда при трудном
разговоре);
пола (женщины в среднем дольше смотрят на
партнера, чем мужчины);
личностных особенностей (общительные, честные,
открытые смотрят на собеседника чаще, чем
замкнутые люди; мыслящие более абстрактно
отвлеченно смотрят на партнера дольше, чем те,
кто мыслит конкретно);
близости отношений (чаще смотрим на тех, с кем
близкие отношения).

• Диаметр (зрачка): при симпатии зрачок
расширяется, при неприязни – сужается.
Пример: злость – змеиные глаза, бусинки.
Направление взгляда: прямой взгляд –
осуждение или интерес; игнорирование – не
смотрим
(отсутствие
интереса,
враждебность).

• Место контакта:
• Деловой взгляд: взгляд фиксируется в
центре лба партнера.
• Социальный взгляд: взгляд опускается
ниже уровня глаз и фиксируется в центре
символического
лицевого
треугольника,
основание которого – линия глаз, вершина –
область рта.
• Интимный взгляд: опускается ниже
подбородка и фиксируется на других частях
тела.

38. Коммуникативные барьеры и способы их устранения:

• Внешние помехи (шум) – нарушение
каналов связи (плохая работа почты,
телефона
и
т.д.).
Социальные барьеры: причина в
социальных различиях: политических,
профессиональных;
религиозных.
Так
как
обусловливается
разная
интерпретация одной и той же информации
==>
некачественная
передача
==>
недопонимание.

• Психологические
барьеры.
Отсутствие единой, общей системы значений
(одних и тех же слов, выражений), которая
порождает непонимание (жаргон, сленг).
• Особенности
общающихся
(психологические):
стеснительность, застенчивость,

аутентичность,
скрытность,
недоверчивость.

• Особенности
познавательных
процессов:
невнимательность,
плохая память, низкий интеллект,
отношение партнеров друг к другу
(недоверие к коммуникатору порождает
недоверие и к информации, неприязнь).
Отсутствие навыков общения (неумение
налаживать контакт, построить беседу).

41. Снятие барьеров

• Необходимо
внимательно
слушать
собеседника:
а) нерефлексивное слушание (активное
молчание) – восприятие без анализа и
оценки, суждения, когда партнеру можно
выговориться;
б) рефлексивное слушание (активное)
восприятие информации

• Основные правила рефлексивного слушания

это
требования,
которым
должен
удовлетворять
слушание:
1. Настройка, установка на восприятие
информации.
2. Уточнение, выяснение информации.
3.
Перефразирование.
4.
Резюмирование.

45. Приемы.

• Каждое правило реализуется через систему
приемов.
Приемы.
1.
Поддерживать
визуальный
контакт
(отсутствие
его
==>
отсутствие
заинтересованности).
Необходимо сосредоточиться на том, что
говорит
партнер.
Не
отвлекаться
на
постороннее.
Не думать, что сказать в ответ, не
перебивать,
не
менять
темы.
Умение показать, что вы слушаете позой,
жестом,
взглядом.

• 2. Задавать уточняющие вопросы, не
перебивая, во время пауз, не задавать
слишком много вопросов. Это способствует
лучшему
пониманию.
3. Повторите то, что сказал собеседник
своими словами (перефразирование), чтобы
проверить, насколько верно вы поняли
информацию.

• 6. Следить за собой (не отвлекаться, не
притворяться,
что
слушаешь).
7. Выразить ответную реакцию (определить
отношение к услышанному и высказать
одобрение или неодобрение без критики или
критиковать умело не отвергать точку зрения
собеседника).

Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Проанализируем подробнее эти особенности.

Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию - реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Остановимся на анализе ещё одного важного специфического свойства межличностной коммуникации – его двухуровневой организации. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

Смотрите также:

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге "Психология" (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.



кодирование или шифрование послания, т.е. перевод идей отправителя послания в систематический набор символов, понятных получателю. Это могут быть слова естественного языка, математические формулы, рисунки и т.д. Целью кодирования является обеспечение формы, в которой идеи могут быть выражены в виде сигнала;

передача сигнала. Цель отправителя (источника коммуникации) выражена в виде сигнала, форма которого в значительной степени зависит от используемого канала;

канал,т.е. передаточный механизм от источника информации к получателю. Выбор канала передачи зависит от метода кодирования. Устная информация может быть передана по телефону, при встрече, на собрании. Письменное послание может быть отправлено по почте, электронной почте и т.д.;

коммуникационные помехи или шум, т.е. факторы, снижающие чистоту передачи информации и искажающие содержание самого послания. Помехи могут иметь место на любом из этапов коммуникационного процесса и отрицательно сказываться на его эффективности. К их числу относятся технические характеристики телефонных и радиосистем, незнание иностранного языка, дефекты речи и слуха, коммуникационные барьеры.

Коммуникационные барьеры – это препятствия на пути адекватной информации между партнерами по общению.

К их числу относятся:

информационно-дефицитный барьер, возникающий в результате механического обрыва информации либо нечеткого ее изложения;

замещающе-искажающий барьер, возникающий вследствие прохождения информации через нескольких человек-ретрансляторов (эффект “глухого телефона”);

конфликтный барьер, который возникает вследствие конфликта между сферами компетенции отправителя и получателя информации, например, между профессиональными отделами. Когда отделы организации комплектуются профессионалами или экспертами, то все отделы в своей сфере компетенции приходят к совершенно разным выводам по одному и тому же вопросу. Например, для горнорудной компании вполне вероятно, что геологический, строительный, юридический и паблик рилэйшенз отделы будут иметь разные мнения по поводу намерения открывать новые шахты. Каждый отдел будет вносить коррективы в своей сфере компетенции, и для окончательного решения потребуется координация высших чинов;

эмоциональный барьер, который возникает в результате сильного эмоционального воздействия сигнала на получателя информации;

фонетический барьер, формирующийся в тех случаях, когда говорят на непонятном языке, используют много иностранных слов, говорят быстро, невнятно, с акцентом и с большим количеством звуков-паразитов;

семантический барьер, связанный, в первую очередь, с тем, что различные участники общения придают одним и тем же словам различные значения. Кроме того, каждая среда формирует собственный жаргон или сленг, мини-язык общения, существенно отличающийся от общепринятого. Так, руководитель нефтяной компании не будет принят в качестве авторитетного источника информации, если он будет говорить “добЫча нЕфти” вместо профессионально-слэнгового “дОбыча нефтИ”.

статусный барьер, который возникает вследствие того, что одна и та же информация по-разному воспринимается людьми, занимающими различные позиции в обществе и организации;

невербальные (неречевые) барьеры, когда выражение лица, интонации, взгляд не соответствуют содержанию и смыслу коммуникационного воздействия. Об особенностях невербальной коммуникации речь пойдет ниже.

Во-первых, необходимо внедрять технические средства коммуникации – электронную почту, факс и пр., и стимулировать стремление сотрудников к овладению навыками работы с ними.Во-вторых, формировать организационную культуру, поощряющую открытую коммуникацию в организации – “ящики (книги) предложений”, “горячие линии”, “горячие пейджеры”, торжественные вечера, заседания, регулярные неформальные обеды или ужины с участием руководства компании и сотрудников различных уровней и подразделений. Эти формы придают уравновешенность вертикальной и горизонтальной коммуникации, а по ряду направлений доминирование горизонтальных коммуникаций. Открытая организационная культура позволяет значительно снизить статусный барьер, о котором говорилось выше.В-третьих, одним из наиболее радикальных способов является упрощение организационной структуры, т.е. сокращение числа иерархических ступенек между рядовым сотрудником и руководителем фирмы, что снижает риск фильтрации информации при движении ее снизу вверх в интересах работников.

Читайте также: