Музыка в баснях сообщение

Обновлено: 02.07.2024

1 Музыка в баснях И.А.Крылова.

3 Цель проекта Выяснить, какую роль играет музыка в баснях.

5 Ход исследования 1 Семья Ивана Андреевича Крылова долгое время проживала в Твери. Семья была небогатой, поэтому маленький Ванюша рано познакомился с бытом и жизнью простого народа. Детские впечатления Крылова, связанные с жизнью в Твери, впоследствии послужили исходным материалом для его литературных произведений.

6 Ход исследования 1 Ванюша любил бывать на рынке, где однажды он увидел старика - итальянца, который зарабатывал себе на хлеб игрой на скрипке. В Россию его привёз богатый вельможа для домашних концертов и обучения детей музыке. Но это было давно. Вельможа умер, его дети выучились, и сеньор Луиджи оказался на улице. Сеньор Луиджи стал учить Ванюшу игре на скрипке. Крылов, обладавший тонким музыкальным слухом, легко и быстро выучил все пьесы, которые составляли репертуар итальянца. Во времена Крылова домашнее музицирование было широко распространено в образованных дворянских семьях. На скрипке играли многие деятели русской культуры. Однако в России не было скрипача, равного Крылову по таланту и мастерству игры. Много лет спустя, когда Крылов уже был известным писателем и жил в Петербурге, он виртуозно играл на первой скрипке в концертах, которые давались в Певческой школе. Ванюша любил бывать на рынке, где однажды он увидел старика - итальянца, который зарабатывал себе на хлеб игрой на скрипке. В Россию его привёз богатый вельможа для домашних концертов и обучения детей музыке. Но это было давно. Вельможа умер, его дети выучились, и сеньор Луиджи оказался на улице. Сеньор Луиджи стал учить Ванюшу игре на скрипке. Крылов, обладавший тонким музыкальным слухом, легко и быстро выучил все пьесы, которые составляли репертуар итальянца. Во времена Крылова домашнее музицирование было широко распространено в образованных дворянских семьях. На скрипке играли многие деятели русской культуры. Однако в России не было скрипача, равного Крылову по таланту и мастерству игры. Много лет спустя, когда Крылов уже был известным писателем и жил в Петербурге, он виртуозно играл на первой скрипке в концертах, которые давались в Певческой школе.

7 Ход исследования 1 Любовь Ивана Андреевича к музыке нашла яркое отражение в его баснях. Читая басню Квартет, хорошо понимаешь, что такую басню мог написать только человек, профессионально разбирающийся в музыке. Читая басню Квартет, хорошо понимаешь, что такую басню мог написать только человек, профессионально разбирающийся в музыке.

8 Ход исследования 2 Сначала в басне главное – комедийное вступление, своего рода приглашение в мир смеха. Затем – сюжет - сравнение. Затем – сюжет - сравнение. Завершает басню резюме - вывод, мораль, нравоучение. Слова употребляются, как правило, подчёркнуто простодушно, и в их прямом и непосредственном значении. Басенный рисунок отличается ясностью, метафоры в нем отсутствуют. Завершает басню резюме - вывод, мораль, нравоучение. Слова употребляются, как правило, подчёркнуто простодушно, и в их прямом и непосредственном значении. Басенный рисунок отличается ясностью, метафоры в нем отсутствуют.

9 Ход исследования 3 Музыка, конечно, есть везде: в сказках, в рассказах, в стихах, ну и, наконец, в баснях Крылова. Если автор включает в свое произведение музыку, значит ей отведена какая- либо роль.

10 Ход исследования 3 КВАРТЕТ Проказница – Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

14 Ход исследования 4

16 Вывод : Музыка раскрывает мир человеческих чувств, настроений, играет в литературе и в жизни важную роль.

В 1900 – 1902 годах опубликовал свои произведения на тексты басен Крылова В. И. Ребиков (1866 – 1920). Не выходя за пределы камерно-вокального жанра, Ребиков подошел к музыкальному воплощению басен Крылова с иных творческих позиций нежели Рубинштейн. На музыкальную концепцию этих произведений возможно оказали влияние высказывания В. Г. Белинского. Критик утверждал, что лучшие басни Крылова подчинены не моралистическим выводам, как басни его предшественников, но представляют реалистические сцены из жизни.

[1] Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. – Т II. 1867-1894. – Л. . , 1959. – С. 456.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Осёл и Соловей.wmv

Выбранный для просмотра документ Музыка в баснях Крылова.ppt

Музыка в баснях Ивана Андреевича Крылова Авторы: учащиеся 5 класса БОУ НМР ВО.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыка в баснях Ивана Андреевича Крылова Авторы: учащиеся 5 класса БОУ НМР ВО.

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессме.

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней М.Исаковский

Родился будущий знаменитый баснописец 2 февраля 1769 года в семье бедного ар.

Родился будущий знаменитый баснописец 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера. Систематического образования не получил. С 10 лет работал канцеляристом в земском суде. В 1782 Крылов переехал в Петербург. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски, изучил русскую литературу, математику. Музыкально одарённый. Крылов был прекрасным скрипачом, выступал в Петербурге в любительских концертах, исполняя партии второй скрипки в квартетах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Из биографии

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написа.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Самые первые его басни, написанные еще в 1788 году ("Стыдливый игрок", "Судьба игроков", "Павлин и Соловей"), еще не предвещают будущего баснописца. Но все меняется в 1806 году. Крылов почти полностью переключается на басни, в 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська". Литературная деятельность

В 1809 году опубликована первая книга басен.

В 1809 году опубликована первая книга басен.

Этот сборник из 23 басен сразу же сделал его автора по-настоящему знаменитым.

Этот сборник из 23 басен сразу же сделал его автора по-настоящему знаменитым. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Литературная деятельность

Что такое басня? Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозо.

Что такое басня? Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

В 1811 году появились "Новые басни Ивана Крылова", в 1815-м - "Басни Ивана К.

В 1811 году появились "Новые басни Ивана Крылова", в 1815-м - "Басни Ивана Крылова" в трех частях, в 1816-м - "Новые басни И. А. Крылова", составившие четвертую и пятую части, в 1819-м - в шести частях, а в 1830-м - уже в восьми. Затем издания следовали одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее прижизненное издание 1843 года, содержит уже 197 басен. Всего Крылов написал 205 басен, три из которых были обнаружены уже после его смерти. Литературная деятельность

Басни о музыке № книги Количество басен Название басен 1 книга 6 Ворона и Ли.

Басни о музыке № книгиКоличество басенНазвание басен 1 книга6Ворона и Лисица Павлин и Соловей Музыканты Парнас Чиж и Ёж Осёл 2 книга2Стрекоза и Муравей Осёл и Соловей 3 книга1Откупщик и сапожник 4 книга2Квартет Скворец 7 книга2Соловьи Кошка и Соловей 8 книга2Кукушка и Орёл Змея 9 книга1Кукушка и Петух Всего:16

Ворона Лисица Павлин Соловей Осёл Чиж Ёж Стрекоза Муравей Мартышка Козёл Медв.

Ворона Лисица Павлин Соловей Осёл Чиж Ёж Стрекоза Муравей Мартышка Козёл Медведь Скворец Кошка Кукушка Орёл Змея Петух Герои музыкальных басен:

1. Стрекоза и Муравей 2. Ворона и лисица 3. Лебедь, щука и рак 4. Мартышка и.

1. Стрекоза и Муравей 2. Ворона и лисица 3. Лебедь, щука и рак 4. Мартышка и очки 5. Квартет 6. Слон и Моська 7. Свинья под дубом 8. Волк и Ягнёнок 9. Осёл и Соловей 10. Волк на псарне Рейтинг басен И А Крылова:

И сейчас на стихи Крылова пишут музыку, например Игорь Дороднов из Саратова.

И сейчас на стихи Крылова пишут музыку, например Игорь Дороднов из Саратова. Музыка в баснях

Чему учат басни И.А.Крылова? Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными.

Чему учат басни И.А.Крылова? Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Писатель не негодует, не клеймит, его слово наполнено большой любовью к чел.

Писатель не негодует, не клеймит, его слово наполнено большой любовью к человеку. И.А. Крылов не столько указывает на порок, сколько показывает его.

Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит.

Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Художник Г. Куприянов

Награждения 27 марта 1820 года Крылову вручен орден святого Владимира 4-й сте.

Награждения 27 марта 1820 года Крылову вручен орден святого Владимира 4-й степени. 12 января 1823 года Российская академия вручила И.А. Крылову золотую медаль.

Памятник И.А.Крылову

Крылов – поэт русский, поэт России. Мы думаем, что для Крылова довольно этого.

Крылов – поэт русский, поэт России. Мы думаем, что для Крылова довольно этого, чтобы иметь право на бессмертие. В.Г. Белинский Его басни переживут века… К. Батюшков

Выбранный для просмотра документ Проект Музыка в баснях И.А.Крылова.doc

Соня: Надеемся, что вы все узнали героев великого баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Эля: Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Арина: В 2014 – 2015 учебном году на уроке музыки мы изучали, встречается ли музыка в баснях? Оказалось, что да, встречается. После урока мы заинтересовались:

Почему И.А.Крылов затрагивает в баснях тему музыки?

Сколько его басен посвящено музыкальной тематике?

Кто является героями этих басен?

Соня: Работая над данной темой, мы узнали, что родился будущий знаменитый баснописец 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера. Систематического образования не получил. С 10 лет работал канцеляристом в земском суде. В 1782 Крылов переехал в Петербург. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски, изучил русскую литературу, математику. Эля: Музыкально одарённый. Крылов был прекрасным скрипачом, выступал в Петербурге в любительских концертах, исполняя партии второй скрипки в квартетах Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Арина: Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Самые первые его басни, написанные еще в 1788 году ("Стыдливый игрок", "Судьба игроков", "Павлин и Соловей"), еще не предвещают будущего баснописца. Но все меняется в 1806 году. Крылов почти полностью переключается на басни, в 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська".

Соня: В 1809 году опубликована первая книга басен. Этот сборник из 23 басен сразу же сделал его автора по-настоящему знаменитым. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко.

Эля: Что такое басня? Это - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Арина: В 1811 году появились "Новые басни Ивана Крылова", в 1815-м - "Басни Ивана Крылова" в трех частях, в 1816-м - "Новые басни И. А. Крылова", составившие четвертую и пятую части, в 1819-м - в шести частях, а в 1830-м - уже в восьми. Затем издания следовали одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее прижизненное издание 1843 года, содержит уже 197 басен. Всего Крылов написал 205 басен, три из которых были обнаружены уже после его смерти.

Соня: Мы проанализировали, сколько басен о музыке насчитывается в каждой из девяти книг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья Ивана Андреевича Крылова долгое время проживала в Твери. Семья была небогатой, поэтому маленький Ванюша рано познакомился с бытом и жизнью простого народа. Детские впечатления Крылова, связанные с жизнью в Твери, впоследствии послужили исходным материалом для его литературных произведений.

 Ванюша любил бывать на рынке, где однажды он увидел старика-итальянца, который зарабатывал себе на хлеб игрой на скрипке. В Россию его привёз богатый вельможа для домашних концертов и обучения детей музыке. Но это было давно. Вельможа умер, его дети выучились, и сеньор Луиджи оказался на улице. Сеньор Луиджи стал учить Ванюшу игре на скрипке. Крылов, обладавший тонким музыкальным слухом, легко и быстро выучил все пьесы, которые составляли репертуар итальянца. Во времена Крылова домашнее музицирование было широко распространено в образованных дворянских семьях. На скрипке играли многие деятели русской культуры. Однако в России не было скрипача, равного Крылову по таланту и мастерству игры. Много лет спустя, когда Крылов уже был известным писателем и жил в Петербурге, он виртуозно играл на первой скрипке в концертах, которые давались в Певческой школе.

Ванюша любил бывать на рынке, где однажды он увидел старика-итальянца, который зарабатывал себе на хлеб игрой на скрипке. В Россию его привёз богатый вельможа для домашних концертов и обучения детей музыке. Но это было давно. Вельможа умер, его дети выучились, и сеньор Луиджи оказался на улице. Сеньор Луиджи стал учить Ванюшу игре на скрипке. Крылов, обладавший тонким музыкальным слухом, легко и быстро выучил все пьесы, которые составляли репертуар итальянца. Во времена Крылова домашнее музицирование было широко распространено в образованных дворянских семьях. На скрипке играли многие деятели русской культуры. Однако в России не было скрипача, равного Крылову по таланту и мастерству игры. Много лет спустя, когда Крылов уже был известным писателем и жил в Петербурге, он виртуозно играл на первой скрипке в концертах, которые давались в Певческой школе.

 Любовь Ивана Андреевича к музыке нашла яркое отражение в его баснях. Читая басню “ Квартет ” , хорошо понимаешь, что такую басню мог написать только человек, профессионально разбирающийся в музыке.

Любовь Ивана Андреевича к музыке нашла яркое отражение в его баснях.

Читая басню Квартет , хорошо понимаешь, что такую басню мог написать только человек, профессионально разбирающийся в музыке.

Цель: На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”. Познакомить с творчеством А.П. Бородина. Закрепить понятие “квартет”.

  • формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня
  • знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
  • развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу
  • через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
  • воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аккордеон, музыкальный центр.

Программное обеспечение: компьютерная презентация, CD записи.

Музыкальный материал урока: А. Бородин “Квартет 2” – III часть, норвежская народная песня “Волшебный смычок”, И. А. Крылов басня “Квартет”.

Дополнительный материал: портреты А. П. Бородина, И. А. Крылова, текст басни “Квартет”.

Ход урока

I. Музыкальное приветствие

Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы.

Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения?

Ученики: Это басни.

Учитель: Кто написал эти басни?

Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.

(Показ портрета И.А.Крылова – щелчок)

Учитель: Басня – что же означает это слово?

(Слайд 3 – щелчок)

– Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод – мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно – краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” – что объединяет эти басни.

Ученики: Главное действующее лицо – музыка.

Учитель: Верно, в этих баснях – музыка является главным действующим лицом.

II. Беседа по теме

Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит так “Музыка – главный герой басни” (запись на доске) (слайд – щелчок). А чтобы узнать, о какой именно басне пойдёт речь, мы решим музыкальное уравнение.

Дуэт + квинтет – трио = ? (квартет – по щелчку)

Учитель: Молодцы! Получилось название еще одной басни И. А. Крылова “Квартет”.

– Что же такое квартет? (Слайд 5)

Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

А чтобы лучше запомнить этот термин, мы сейчас прочитаем небольшое стихотворение.

Учитель: (Щелчок)

(Повторить значение терминов – соло, дуэт, трио, квинтет)

Учитель: Квартеты бывают разные, но чаще всего звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель. О таком исполнительском составе нам рассказывает басня Крылова. (Слайд 6)

III. Чтение басни И. А. Крылова “Квартет” и её анализ

Вопросы и ответы учеников:

– Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.
– Почему виолончель Крылов называет “басом”? – Потому что виолончель – самый низкий по звучанию инструмент в квартете.
– Кто участвует в басне?
– Какую роль играет музыка в басне и с какой целью она здесь использована? – Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
– Какая музыка по характеру?
– Может у такой музыки быть композитор?
– В чем мораль сей басни?

Вывод: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.

Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может зазвучать очень красивая музыка. Да и сам И. А. Крылов был хорошим музыкантом с тонким музыкальным слухом. Современники вспоминали, что он очень любил играть в квартете и обычно брал на себя партию альта.

А ещё один замечательный композитор А. П. Бородин написал “Струнный квартет”, который является жемчужиной русской классики.

IV. Творчество А. П. Бородина

Для известного русского композитора и музыканта А.П. Бородина музыка не была его основной профессией. Он прославил и русскую музыку, и русскую науку, потому что был талантливым учёным-химиком. Музыка и химия нераздельно господствовали в его душе, и не покидала его даже во время лекций. Иногда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.

V. Слушание и анализ фрагмента III части квартета 2 А. П. Бородина.

Учитель: Прежде чем послушать музыкальное произведение, вспомним, какие инструменты входят в состав квартета (слайд 8 – всё по щелчку)

– Послушаем звучание скрипки (щелчок) и виолончели (щелчок)

– В чём схожесть и разница этих инструментов

Ученики: Схожесть в том, что они относятся к семейству струнно-смычковых, а разница в звучанию инструментов (виолончель звучит ниже).

Учитель: Квартет 2 Бородина – это программное, камерное произведение, то есть в его основе лежит программа. Состоит из IV частей: (Слайд 10)

I – Allegro moderato (не очень быстро)
II – скерцо (шутка)
III – ноктюрн (произведение, музыка которого создаёт образ ночи)
IV – финал

Камерная музыка – это музыка, предназначена для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

– Мы с вами сейчас послушаем фрагмент ноктюрна – эту удивительную по своей красоте музыку.

Примечание: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он написал этот квартет. Вот строки его письма к ней:

“ Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге. Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега, которые мы видели ещё с тобой. Можешь думать, что я должен был предчувствовать.

Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!”

Чтение стихотворения А. Фета и слушание музыки (Слайд 10 – по щелчку)

Примечание: Рекомендуется повторное слушание произведения с комментарием.

Вторая скрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели. Медленно плывёт мелодия, полная какой-то особой, ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость. И страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом. Вас покорила, взяла в плен красота этой мелодии. Снова и снова она повторяется. Меняется только её сопровождение, то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть спела скрипка, а продолжает её виолончель. Иногда, словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливаются бархатный голос виолончели и серебристый – скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда всё погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.

Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина – ноктюрн Второго концерта.

Можно рекомендовать другой вариант этого эпизода урока. Сначала учитель даёт первое слушание с комментарием, а затем второе – с пластическим интонирование. Движение рук должны передать характер произведения, выразительные краски его музыки.

Вопросы и ответы:

Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.

Учитель: Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет

Учитель: Кто исполнял эту музыку?

Ученики: Инструментальный ансамбль

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом.

V. Динамическая пауза

VI. Вокально-хоровая работа

Учитель: В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

Отгадайте загадку: (Слайд 12)

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (щелчок) (Скрипка.)

Учитель: Вспомните, как называется песня, в которой музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни.

Ученики: Песня “Волшебный смычок”.

Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню.

Исполнение песни “Волшебный смычок”/

– Повторение песни
– Работа над правильным интонированием мелодии
– Работа над чёткой дикцией текста песни
– Исполнение по ролям и разным исполнительским составом.

VII. Закрепление выученного материала – проверь себя

  1. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?
  2. Назовите фамилию великого русского баснописца -
  3. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это
  4. Назовите автора струнного квартета –
  5. Состав струнного квартета –
  6. Что такое ноктюрн?

VIII. Итог урока

Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог:

  • Музыка обогащает литературу.
  • Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях.
  • Язык слов и язык музыки помогают нам раскрывать смысл содержания произведения, а также воздействуют на ум и чувства.

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку

IX. Домашнее задание

Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.

Читайте также: