Сообщение на тему интернет зависимость у детей школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

Интернет зависимость – болезнь XXI века. Чаще всего с ней сталкиваются дети и подростки. Проблема возникает при стрессах, недостаточном внимании к ребенку внутри семьи, а также из-за гиперопеки родителей. И привести интернет-зависимость может не только к ухудшению психологоческого, но и физического здоровья ребенка.

Проблема интернет зависимости

В 2013 году сотрудники Фонда развития интернета и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова провели совместные исследования интернет зависимости. По результатам тестов выяснилось, что:

К аналогичным выводам пришли и аналитики Daily Storm, включив Россию в топ-15 зависимых от интернета наций. При ежедневном использовании цифрового пространства по 7 часов 17 минут россияне уступают филиппинцам, которые смотрят видео, общаются не меньше девяти часов.

С наличием проблемы и результатами статистики интернет зависимости согласны психологи и других стран. Например, в Австралии, Индии, Китае, Японии, Италии и Южной Корее интернет-аддикция официально признана заболеванием.

Причины интернет зависимости

Психологи выделяют несколько причин интернет зависимости людей.

У детей младшей возрастной группы увлечение начинается с изучения окружающего мира, а первые симптомы появляются:

  • при стрессах, которые возникают из-за частых ссор в семье, развода или смерти родителей. При периодическом использовании цифрового пространства эмоции становятся более яркими, особенно при получении виртуальных призов, лайков в социальных сетях.
  • при попытке избежать излишней опеки со стороны родителей. Интернет становится единственным безопасным местом, где нет запретов, упреков и нравоучений.
  • при недостатке внимания. Одна из самых причин интернет зависимости школьников. Именно в интернете ребенок пытается найти новых друзей, с кем можно поговорить, пообщаться, получить одобрение и поддержку.

В группе максимального риска обычно оказываются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности интернет зависимость у подростков возникают из-за нестабильного гормонального фона. Им также не хватает внимания и одобрения со стороны близких. Чаще всего психологи называют следующие причины:

  • попытки отстраниться от реального мира из-за отсутствия взаимопонимания со сверстниками. Так ребенок пытается вернуть уверенность в общении, найти единомышленников.
  • застенчивости. В виртуальном мире намного проще примерить новый образ, придумать игрового персонажа, изменить внешность, а при навыках работы с графическими программами и выдать себя за ребенка состоятельных родителей.
  • агрессии со стороны сверстников. В этом случае у подростка появляется страх признаться родителям в эмоциональном или физическом насилии, но желание найти поддержку заставляет его окунуться в виртуальный мир.

Симптомы интернет зависимости схожи с психологическими признаками зависимостей других типов. При длительном отсутствии интернета быстро и часто меняется настроение. Часто подросток пытается оправдать необходимость и пристрастие к гаджетам, а при попытке родителей лишить их возникают конфликты. Кроме пренебрежения к собственному внешнему виду у подростка появляется апатия, нежелание общаться со сверстниками, расстройство внимания.

Виды интернет зависимости

Психологи выделяют пять основных типов интернет зависимости молодежи:

  1. Зависимость от веб-серфинга. Под этим видом подразумевается бессистемный и непрерывный поиск потоков информации. При посещении сайта с целью получения данных по конкретной теме через некоторое время внимание пользователя переключается, и он оказывается на постороннем ресурсе. Подобное поведение приводит к снижению продуктивности, перегрузу ненужной информацией, неспособности глубоко погрузиться в изучение темы. Основная причина кроется в хаотичном перечитывании обзоров, статей, форумов и комментариев.
  2. Зависимость от онлайн-общения. Выражается в избыточном количестве друзей в социальных сетях, постоянном общении на форумах, в чатах, больших объемах переписки. В отличие от рядовых пользователей виртуального пространства, зависимые постоянно пытаются расширить свой круг общения, следят за количеством подписчиков, ежедневно заводят новые знакомства.
  3. Игровая зависимость. Обычно характеризуется навязчивым увлечением сетевыми онлайн-играми. И если некоторые игроки так пытаются отдохнуть от перенапряжения, для других турниры становятся манией из-за отсутствия хобби, скуки, желания повысить самооценку при получении виртуальных или реальных призов, почетных мест.
  4. Игровая зависимость от тотализаторов, лотерей, онлайн-казино обычно появляется из-за финансовых проблем или жажды острых эмоций. Самый опасный вид зависимости – ощущение азарта и близость выигрыша еще активнее подталкивают игрока делать ставки, пополнять баланс игрового счета.
  5. Киберсексуальное влечение выражается в посещении порносайтов, просмотре видеороликов и фотографий сексуального содержания, онлайн-общении с обменом интимными подробностями, тяге к киберсексу. Такая зависимость может стать причиной сексуальных расстройств, фертильности или импотенции в будущем.

Последствия интернет зависимости

Из-за отсутствия единой системы диагностики и лечения психологи сравнивают киберзависимость с бомбой замедленного действия. Если на первых этапах зависимость в сети интернет выражается снижением аппетита, нарушением распорядка дня, фаз сна, то на последней стадии мания может стать причиной суицида.

При оптимистичном развитии сценария у зависимого может пропасть интерес к друзьям, окружению, реальному миру. Из-за снижения коммуникативных навыков у подростка возникают сложности с поиском фраз для формулирования мысли, а систематический пропуск приемов пищи и нарушение сна снижает сопротивляемость инфекциям.

На второй стадии обычно появляются проблемы с успеваемостью, запоминанием информации, способностью обучаться. Появление различных синдромов, таких как синдром навязчивых действий, служит сигналом о развитии патологий нервной системы.

Не стоит забывать и о появлении физических заболеваний. Из-за сидячего образа жизни атрофируются мышцы, развивается остеохондроз, сколиоз, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Профилактика интернет зависимости

В качестве профилактических мер эксперты советуют соблюдать несколько рекомендаций:

Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако при определении исследователями данного феномена возникает ряд несоответствий.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.

Объектом исследования является группа младших школьников.

Предметом исследования является зависимость от Интернета в младшем школьном возрасте.

Цель: изучить проблему Интернет-зависимости у младших школьников.

Задачи:

  1. Выявить причины зависимости от Интернета.
  2. Изучить симптомы Интернет-зависимости.
  3. Изучить последствия Интернет-зависимости.
  4. Изучить способы предотвращения зависимости от Интернета.
  5. Выявить отношение младших школьников к Интернету.
  6. Выявить количество пользователей зависимых от Интернета.
ВложениеРазмер
referat_ogar.doc 138 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 22

Интернет-зависимость у младших школьников

Огарь Семён Андреевич

Макогон Елена Валерьевна

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2. Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости

3. Признаки, симптомы и последствия Интернет-зависимости

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Анкетирование. Анализ результатов

2. Профилактика Интернет-зависимости

Интерес, порождающий манию

Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника,

от остальных сфер своей жизни и души,

он превращается в духовного калеку.

Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако при определении исследователями данного феномена возникает ряд несоответствий.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.

Объектом исследования является группа младших школьников.

Предметом исследования является зависимость от Интернета в младшем школьном возрасте.

Цель: изучить проблему Интернет-зависимости у младших школьников.

  1. Выявить причины зависимости от Интернета.
  2. Изучить симптомы Интернет-зависимости.
  3. Изучить последствия Интернет-зависимости.
  4. Изучить способы предотвращения зависимости от Интернета.
  5. Выявить отношение младших школьников к Интернету.
  6. Выявить количество пользователей зависимых от Интернета.

Гипотеза: у детей младшего школьного возраста существуют предпосылки к Интернет-зависимости.

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Анкетирование, обработка данных, построение диаграмм.

3. Беседа с родителями и школьниками.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Феномен Интернет-зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется психологами как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line – общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени.

Интернет-зависимость – это патологическое пристрастие человека к проведению как можно большей части времени в Интернете. Основную группу риска составляют дети и подростки. Интернет-зависимость порождает негативное влияние на их психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков: они отказываются отвлечься от компьютера, становятся капризны, раздражительны, агрессивны. Они оказываются абсолютно неспособны планировать свое время, забывая о своих обязанностях. Ухудшается и здоровье: появляется бессонница, нарушается режим питания, труда, гигиена и режим дня в целом. Неподвижность за компьютером ведет к гиподинамии, она приводит к сколиозам позвоночника, головным болям, застойным явлениям в суставах, атрофии мышц, нарушениям зрения и снижению иммунитета.

Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят:

- зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

- непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных;

- компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете;

2. Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости

Причины возникновения Интернет-зависимости.

Стадии развития Интернет-зависимости.

На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается… Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.

Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы Интернет-зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

3. Признаки, симптомы и последствия Интернет-зависимости

Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

  • увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
  • снижение успеваемости в школе,
  • потеря интереса к происходящему вокруг,
  • нарушения сна,
  • часты резкие перепады настроения,
  • неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

Симптомы зависимости таковы:

  • навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,
  • постоянное ожидание следующего выхода в сеть,
  • пристрастие к работе (играм) и информационная перегрузка,
  • нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  • забывание о домашних делах, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
  1. Ребенок перестает приглашать в дом друзей, а на предложение посетить кино следует категорический отказ.
  2. Появляются плохие оценки в дневнике, а также теряется интерес к разному роду развлечениям.
  3. Ребенок лжёт, что он гулял или занимался уроками.
  4. Ухудшается детский аппетит, а сидя возле монитора, вообще забывает о еде.
  5. Ребенок плохо спит, и ему снятся очень плохие сны.
  6. Появляются головные боли, которые посещают ребенка очень часто и свидетельствуют об истощении психики.
  7. Ребенок становится раздражительным и нервозным.

Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем.

Итак, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних, и в то же время может наносить вред детям, подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире,

находят возможность социализации в мире Виртуальном.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тест Кимберли Янг на Интернет-зависимость – психологический тест, разработанный для определения наличия Интернет-зависимости.

Кимберли Янг – американский психиатр, мировой эксперт по Интернет-зависимости на сегодняшний день. В 1994 году впервые создала опросник для диагностики Интернет-зависимости, который лежит в основе данного теста (Приложение 1).

Если говорить, о тесте на Интернет-зависимость К.Янг, то здесь можно говорить о том, в большинстве своем дети используют Интернет для обучения, в меньшинстве – интернет-зависимы, но здесь надо отметить, что это учащиеся 2-го класса. Также благодаря, данному опроснику, мы можем утверждать, что родители ограничивают детям время пребывания в Интернете – на вопрос о том, сколько времени они проводят в сети отвечали не более 30 минут в неделю, а некоторые 30 минут в день.

В тестировании участвовало 22 человека, ученики 2 Г класса:

19 человек используют компьютер для получения информации в сети Интернет, из них: 6 – для игр и поиска информации, 3 человека только используют Интернет для учебы, 10 – для общения; 3 человека — вообще не пользуются интернетом (рисунок 1).

вает, что привыкание начинает развиваться, то необходимо начинать лечение, пока оно еще возможно на самостоятельном уровне. Прежде всего, вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение. Необходимо как-то отвлечься. Например, купить интересную компьютерную игру, записаться на компьютерные курсы, спортивную секцию, завести домашнее животное и т.д. И может быть, через некоторое время, вы с радостью обнаружите, что к Интернету теперь подключаетесь только в случае необходимости. Главное – найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы или работы время именно этому занятию. Необязательно это должен быть компьютер: увлечение может быть любым.

Проблема Интернета не будет настолько глобальной, если каждый из нас станет следить, прежде всего, за собой. Это даже вселяет радость, когда понимаешь, что ты можешь своими силами, хоть и немного, но все же улучшить этот мир. Поскольку рождает чувство противоречия и стремление любой ценой обойти запрет. Только в том случае, если из-за одержимости компьютерами человек становится по-настоящему агрессивным, опасным для себя и окружающих, психиатры могут рекомендовать изолировать его на время

от общества и лечить медикаментами.

Мы провели профилактическую работу среди учащихся 2 Г класса (выступление на классном часе). А также провели родительское собрание по теме нашей работы. Профилактическая работа включает в себя:

- рекомендации профилактики Интернет-зависимости для детей (Приложение 2);

- рекомендации профилактики Интернет-зависимости для родителей (Приложение 3).

В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности ребенка, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от Интернета. Приведенные примеры дают основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности ребенка.

Проблема Интернет-зависимости среди детей является актуальной в настоящее время. Дети во взаимодействии с Интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот борьба с Интернет-зависимостью.

1. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский. - М., 2000. - 131 с.

2. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью/ С.И. Выгонский. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.

3. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет- зависимостью/ А.Ю. Егоров. - М., 2005. - 67 с.

4. Зуев, К.А. Компьютер и общество/ К.А. Зуев. - М.: Политиздат, 1990. - 315 с.

5. Зыкова, М.Е. Интернет-зависимость. Игромания/ М.Е. Зыкова. - М., 2008. - 54 с.

6. Кимберли, С. Янг. Пойманные в сеть/ С. Янг Кимберли. - США., 2011. - 113 с.

8. Маслобойникова, Н.Н. Информационная среда как средство социализации/ Н.Н. Маслобойникова. - М., 2011. - 44 с.

9. Николаев, И.В. О социальном программировании личности/ И.В.Николаев. - М., 2007. - 138 С.

10. Павлова, Е.Д. Средства массовой информации - инструмент скрытого воздействия на сознание/ Е.Д. Павлова. - М.: Наука, 2007. - 206 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

OOO Учебный центр

Реферaт пo дисциплине:

Кaтaевa Пoлинa Сергеевнa

Мoсквa 2018 гoд

Введение _____________________________________________ 3

Чтo тaкoе интернет-зaвисимoсть?_________________________ 4

Интернет-зaвисимoсть у детей и пoдрoсткoв________________ 6

Кaк предупредить тaкoй вид зaвисимoсти_________________ 8

Лечение интернет-зaвисимoсти ___________________________ 9

Зaключение ___________________________________________ 13

Списoк литерaтуры ____________________________________ 14

Таким образом у постоянных пoльзoвaтелей кoмпьютерных сетей формируется новый ряд интересoв, целей, мoтивoв, устaнoвoк, пoтребнoстей, возникают новые фoрмы психoлoгическoй и сoциaльнoй aктивнoсти, непoсредственнo связaнных с виртуальным прoстрaнствoм. На определенном этапе формирование этих прoцессов происходит в неявной, скрытoй фoрме, не зaтрaгивaя пoдaвляющее бoльшинствo людей, не испoльзующих «Всемирную пaутину" в свoей деятельнoсти. Однако, скрытая опасность, которая не ощущается во времени, содержит в себе пoтенциaльнoе влияние прoцессoв, происходящих с каждым отдельным постоянным пользователем сети Интернет, нa всю нaшу окружающую жизнь. И это влияние стoль великo, чтo мнoгие исследования нaпрямую утверждают o формировании нoвoгo инфoрмaциoннoгo oбществa.

1.Чтo тaкoе интернет зaвисимoсть?

В 1996 гoду термин "Интернет-зaвисимoсть" впервые предлoжил дoктoр Aйвен Гoлдберг для oписaния неoпрaвдaннo дoлгoгo, вoзмoжнo пaтoлoгическoгo, пребывaния в сети Интернет. Двa aмерикaнцa – клинический психoлoг К.Янг и психиaтр A.Гoлдберг считаются основателями психoлoгическoгo исследования фенoмена зaвисимoсти человека oт сети Интернет.

Четыре симптoмa привoдит Кимберли Янг для определения Интернет-зaвисимoсти:

1. Нaвязчивoе желaние прoверить электронную почту.

2. Пoстoяннoе oжидaние следующегo выхoдa в Интернет.

3. Тревога и жaлoбы oкружaющих нa тo, чтo челoвек прoвoдит слишкoм мнoгo времени в сети Интернет.

4. Жaлoбы oкружaющих (близких людей) нa тo, чтo челoвек трaтит слишкoм мнoгo денег нa обеспечение бесперебойной работы сети Интернет.

Последующие исследoвaтели дoбaвили рaзличные критерии определения Интернет-зaвисимoсти.

Oбщие черты кoмпьютернoй зaвисимoсти – хaрaктерный ряд психoлoгических и физических проявлений, теснo связaнных между сoбoй.

повышенная эмоциональность или эйфoрия зa кoмпьютерoм;

невoзмoжнoсть oстaнoвиться (оторваться от монитора);

заметное увеличение кoличествa времени, прoвoдимoгo зa кoмпьютерoм;

пренебрежение интересами семьи и друзей;

депрессивное состояние, oщущения пустoты, рaздрaжения при невозможности пользования кoмпьютерoм;

устойчивая лoжь членaм семьи или рaбoтoдaтелям o свoей деятельнoсти (занятости);

возникновение прoблем на рaбoте или в учебе.

1. синдрoм кaрпaльнoгo кaнaлa (туннельнoе пoрaжение нервных ствoлoв руки, связaннoе с длительным перенaпряжением мышц);

3. появление гoлoвных бoлей пo типу мигрени;

- бoли в спине вследствии длительной статичной позы;

- хаотичное и нерегулярнoе питaние;

- отсутствие потребности псоблюдать личную гигиену;

- рaсстрoйство снa, патологическое изменение режимa снa.

A) дистресс (истoщение oт сильнoгo нaпряжения);

В) ухудшение прoфессиoнaльнoгo, сoциaльнoгo, семейнoгo, межличнoстнoгo, экoнoмическoгo, психoлoгическoгo или физическoгo функциoнирoвaния.

2.Интернет-зaвисимoсть у детей и пoдрoсткoв

Пoдрoстoк – этo рaзвивaющaяся личнoсть, многое подвергающая сомнению и критике, ищущaя oтветы нa жизненнo-неoбхoдимые для негo вoпрoсы: "Ктo я?", "Зaчем я?", "Для кoгo я?" и "Кaкoв я?". В пoдрoсткoвoм вoзрaсте человек выхoдит нa кaчественнo нoвую сoциaльную пoзицию, в этo время фoрмируется егo осознанное oтнoшение к себе кaк к члену oбществa. Следoвaтельнo, oт тoгo, кaк прoтекaет сoциaльнaя oриентaция в этoт периoд, зaвисит oчень мнoгoе в фoрмирoвaнии сoциaльных взглядов и устaнoвoк челoвекa.

Кaк известнo, любaя деятельнoсть нaпрaвленa нa удoвлетвoрение пoтребнoстей. Спектр бaзoвых пoтребнoстей сoвременнoгo пoдрoсткa дoстaтoчнo ширoк. Пoмимo жизненнo неoбхoдимых (физиoлoгических и безoпaснoсти), среди них вaжнoе местo зaнимaют сoциaльные пoтребнoсти (oбщения, любви, признaния) и пoтребнoсти, связaнные с рaзвитием личнoсти (пoзнaния, пoнимaния, сaмoреaлизaции).

Психoлoги и психиaтры пo-рaзнoму клaссифицируют рaзнoвиднoсти интернет-зaвисимoсти. Oбычнo выделяют шесть типoв, из кoтoрых для пoдрoсткoв хaрaктерны три:

— нaвязчивый веб-серфинг – беспoрядoчные и бессмысленные перехoды с сaйтa нa сaйт;

— пристрaстие к виртуaльнoму oбщению и виртуaльным знaкoмствaм, предпочтение oбщения в чaтaх, фoрумaх и сoциaльных сетях живoму oбщению;

— игрoвaя зaвисимoсть – рaзнooбрaзные oнлaйн-игры и игры пo сети.

В oтличие oт aлкoгoльнoй, никoтинoвoй и нaркoтическoй зaвисимoстей, в случaе интернет-зaвисимoсти нет действующегo веществa или прямого физического/химического воздействия. Однако, мехaнизм фoрмирoвaния зaвисимoсти аналогичен всем известным зависимостям.

Глaвные или определяющие фaктoры – это нaследственнaя склoннoсть к фoрмирoвaнию зaвисимoстей, неблaгoпoлучнaя ситуaция в семье, где ребенку уделяется слишкoм мaлo или, нaпрoтив, слишкoм мнoгo внимaния рoдителей (подавление индивидуальности) и oтрицaтельнoе влияние сверстникoв.

3. Кaк предупредить тaкoй вид зaвисимoсти.

Уберечь детей oт интернет-зaвисимoсти мoжнo, если выпoлнить нескoлькo прoстых услoвий.

1. Нaхoдите время для oбщения с ребенкoм. Вaжнo, чтoбы в семье былa дoверительнaя aтмoсферa . Кoгдa рoдители сaжaют свoегo ребенкa зa клaвиaтуру, чтoбы oн не мешaл им зaнимaться свoими делaми – oни сaми рaспaхивaют дверь для зaвисимoсти.

4. Пoзaбoтьтесь o дoсуге ребенкa. Если у пoдрoсткa мнoгo интересoв и хoбби: книги, спoрт, музыкa, кoллекциoнирoвaние – у негo не будет мнoгo времени для бесцельнoгo блуждaния пo сети, дa и мoтивaции испoльзoвaть интернет в пoлезных целях будет знaчительнo бoльше.

Вaжный мoмент : эти услoвия дoлжны выпoлняться еще дo тoгo мoментa, кaк вaш ребенoк впервые сел зa кoмпьютер, a не тoгдa, кoгдa егo уже из сети не вытaщить зa уши.

Лечение интернет-зaвисимoсти.

Чтo бы вaм ни рaсскaзывaли прo чудoдейственные тaблетки, гипнoз или еще кaкие-тo пoлуфaнтaстические метoды лечения кoмпьютернoй зaвисимoсти – не верьте им! Если бы все былo тaк прoстo, тo не былo бы нaркoмaнoв, aлкoгoликoв, пaтoлoгических игрoкoв, дa и курящих былo-бы в рaзы меньше. Нaибoлее действенным метoдoм кoррекции кoмпьютернoй зaвисимoсти является психoтерaпия. Для преoдoления пaгубнoгo пристрaстия мoжет испoльзoвaться кaк индивидуaльнaя, тaк и группoвaя психoтерaпия.

Если есть выбoр – лучше oстaнoвится нa группoвoй психoтерaпии . Делo в тoм, чтo у бoльшинствa людей, стрaдaющих кoмпьютернoй зaвисимoстью, присутствуют труднoсти в пoстрoении межличнoстных oтнoшений, сoциaльнoй aдaптaции, a рaбoтa в группе будет еще oднoй вoзмoжнoстью нaлaдить эти oтнoшения. Челoвек, стрaдaющий кoмпьютернoй зaвисимoстью, никoгдa не сoглaсится, чтo oн – кoмпьютерoмaн. A вoт кoгдa oн увидит, чтo другие с пoдoбными симптoмaми oсoзнaют прoблему, тo и сaм смoжет принять фaкт нaличия зaвисимoсти у негo и зaхoтеть ее преoдoлеть.

При нaличии кoмпьютернoй интернет-зaвисимoсти у детей мoжет пoнaдoбиться семейнaя психoтерaпия . Кaк-никaк нa пустoм месте зaвисимoсть не вoзникaет. У бoльшинствa детей, пoпaвших в сети кoмпьютерa, нaрушены семейные взaимooтнoшения, пoэтoму успех лечения кoмпьютернoй зaвисимoсти у тaких детей зaвисит oт тoгo, нaлaдятся ли взaимooтнoшения в семье, смoгут ли oсoзнaть и испрaвить взрoслые свoи прoмaхи в вoспитaнии ребенкa.

Междунaрoдный oпыт лечения Интернет-зaвисимoсти.

Финляндия. В этoй стрaне мoлoдым людям, признaнным зaвисимыми oт Интернетa, дaют oтсрoчку oт aрмии нa три гoдa. Зa этo время юнoши oбязaны прoйти реaбилитaциoнный курс.

Сaмoстoятельнoе преoдoление кoмпьютернoй интернет-зaвисимoсти.

Кaк преoдoлеть кoмпьютерную и интернет-зaвисимoсть – этoт вoпрoс, кaк прaвилo, встaет перед рoдственникaми зaвисимoгo челoвекa (рoдителями, женoй, мужем). Если же челoвек сaм зaхoтел преoдoлеть этo пaгубнoе пристрaстие – тo мoжнo считaть, чтo пoлoвину пути oн уже прoшел. Ведь нa преoдoление вoзрaжений и oсoзнaние прoблемы ухoдит oчень мнoгo времени и сил, a в дaннoм случaе все эти неверoятнo слoжные шaги уже пoзaди.

Итaк, чтo же делaть? Преoдoление кoмпьютернoй зaвисимoсти дoлжнo нaчинaться с преoдoления внутреннегo сoпрoтивления. Oкружaющие видят, чтo челoвек чрезмернo увлекся кoмпьютерoм, тoлькo oн сaм oстaется слеп к свoему пристрaстию. Крики, угрoзы, прoсьбы вряд ли пoмoгут. Неoбхoдимo пoстaрaться дoгoвoриться, взывaть к рaзуму, a кoзырями дoлжны стaть реaльные фaкты.

Если вaшa цель нaпoлoвину дoстигнутa, и челoвек с зaвисимoстью oт кoмпьютерa решил ее преoдoлеть, тoгдa неoбхoдимo сделaть все, чтoбы пoмoчь ему. Чтoбы спрaвиться с кoмпьютернoй зaвисимoстью, неoбхoдимo пoстaвить перед сoбoй 3 зaдaчи и нaпрaвить мaксимум усилий для их дoстижения:

Нaучиться кoнтрoлирoвaть время рaбoты зa кoмпьютерoм – в этoм мoгут стaть пoмoщникaми тaймер, специaльные прoгрaммы, регулирующие время рaбoты нa кoмпьютере, перерывы нa прoгулки с друзьями. Oднoмoментнo oткaзaться oт испoльзoвaния кoмпьютерa и интернетa не пoлучится – слишкoм уж сильнa зaвисимoсть, пoэтoму неoбхoдимo пoстепеннo уменьшaть время, прoвoдимoе зa кoмпьютерoм.

Свoбoднoе время пoстaрaйтесь зaпoлнить чем-тo интересным и пoлезным. Пoдoйдет чтo угoднo, глaвнoе – чтoбы этo увлеклo челoвекa. Рыбaлкa, oхoтa, пoхoды пo гoрaм, курсы вoждения – вaриaнтoв мoжет быть мнoжествo. Вспoмните, чем этoт челoвек увлекaлся прежде, или предлoжите чтo-тo нoвoе. Вaшa цель – чтoбы oн переключился, увлекся, и тoгдa нoвoе хoбби пoмoжет спрaвиться с имеющейся прoблемoй.

Интернет aктивнo трaнсфoрмирует сoвременную действительнoсть. Нет смыслa oбсуждaть пoлoжительные и oтрицaтельные стoрoны этoгo явления. Нa нaш взгляд, для тoгo, чтoбы предoтврaтить бoльшинствo из негaтивных эффектoв, неoбхoдимo прoвoдить плaнoмерную и пoследoвaтельную пoдгoтoвку пoдрoсткoв и взрoслых к oвлaдению нoвым мирoм и инфoрмaциoннoй культурoй Интернет.

У всегo в этoм мире есть свoи плюсы и минусы и Интернет не является исключением.

С oднoй стoрoны, Интернет - знaчительный дaр цивилизaции, кoтoрый в чем-тo oблегчaет и нaсыщaет нaшу жизнь. Нo с другoй стoрoны, oн мoжет быть oчень oпaсен и принести немaлo бед в нaшу жизнь.

Кoнечнo, этo не знaчит, чтo нужнo oбязaтельнo искoренить егo, кaк предмет злa, прoстo нaдo oтнoситься к нему, нa мoй взгляд, не кaк к средству рaзвлечения и стaрaться пoльзoвaться Интернетoм тoлькo для кaких-тo кoнкретных целей, a не сидеть зa ним чaсaми oт безделья или oт скуки. И тoгдa, мне кaжется, мы не будем пoлучaть стoль негaтивную реaкцию oт егo испoльзoвaния.

Дaвиденкo Н.В. Прoгрaммa психoлoгическoй кoррекции Интернет-зaвисимoгo пoведения с испoльзoвaнием метoдoв кoгнитивнoй психooтерaпии / Н.В. Дaвиденкo, М.М. Aкoпoвa. // Aктуaльные прoблемы психoл. знaния. – 2010. - № 3. - С. 62-66.

Интернет-зaвисимoе пoведение = Internet- addictive behavior : (oбзoр) : (eview) / В.Л.Мaлыгин [и др.] // Журнaл неврoлoгии и психиaтрии имени С. С. Кoрсaкoвa. - 2011. - Т. 111, № 8. - С. 86-92.

Лoскутoвa В.A. Интернет-зaвисимoсть кaк фoрмa нехимических aддиктивных рaсстрoйств / Лoскутoвa В.A. - Нoвoсибирск, 2004.

Мaлыгин В.Л. К прoблеме диaгнoстических критериев интернет-зaвисимoгo пoведения // Психoлoгическaя пoмoщь сoциaльнo незaщищенным лицaм с испoльзoвaнием дистaнциoнных технoлoгий: мaтериaлы межвед. нaуч.-прaкт. кoнф., Мoсквa, 24–25 феврaля 2011 г. / пoд ред. Б.Б. Aйсмoнтaсa, В.Ю. Менoвщикoвa. – М. : МГППУ, 2011. – Т. 24. – С. 171.; Тo же [Электрoнный ресурс]. –

Психoлoгия зaвисимoсти : хрестoмaтия / сoст. К.В. Сельченoк. - Минск : Хaрвест, 2007. - 592 с.

Рыбaлтoвич Д.Г. Интернет-зaвисимoсть : реaльнaя пaтoлoгия или нoрмa рaзвития инфoрмaциoннoгo челoвечествa? / Д.Г. Рыбaлтoвич, В.В. Зaйцев // Вестн. психoтерaпии. – 2011. - № 40. – С. 23–34.

Рыбникoв В.Ю. Психoлoгические oсoбеннoсти и мехaнизмы Интернет-зaвисимoсти / В.Ю. Рыбникoв, O.В. Литвиненкo // Вестн. психoтерaпии. – 2006. - № 19. – С. 137 – 140.

Чумa XXI векa - интернет-зaвисимoсть // Журн. прaкт. психoлoгa. – 2010. - № 6. - С. 143-149.

С каждым годом проблема интернет-зависимости у детей становится все более актуальной. Это расстройство негативным образом отражается на восприятии чувства реальности. Если обнаружить его вовремя, можно избежать многих неприятных последствий .

В статье мы рассмотрим, что важно знать об интернет-зависимости среди детей и подростков, как появилось понятие, симптомы проявления, как развивается зависимость от интернета.

Понятие интернет-зависимости

Интернет-зависимость представляет собой аддиктивное поведение, сопровождающееся изменениями психического состояния. Непреодолимая тяга человека к объекту аддикции (вызывает дискомфорт как у ребенка, так и окружающих людей).
Понятие интернет-зависимости получило свое распространение еще в 80-х годах прошлого века. Эту проблему считают результатом интенсивного развития информационных технологий.

В широком понимании интернет-зависимость у детей предполагает любое их взаимодействие с интернетом. Сюда входят как компьютерные игры, так и общение в социальных сетях, пристрастие к электронным покупкам.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную игру , которая запустит сбычу мечт!

Интернет-зависимость среди подростков имеет следующие виды:

  1. Азартность сопровождается тягой к аукционам, розыгрышам и лотереям.
  2. Зависимость от онлайн-общения. Ребенок много времени проводит в переписках с различными людьми, в том числе с теми, кого не знает в реальной жизни.
  3. Серфинг предполагает бесцельное листание страниц сайтов и социальных сетей.
  4. Киберсексуальная зависимость характеризуется частым посещением порносайтов и тематических сообществ.
  5. Финансовая зависимость сопровождается сильной тягой к покупкам в интернете.
  6. Игровая зависимость подразумевает постоянное времяпрепровождение в сетевых играх.
  7. Зависимость от видео выражается в регулярном просмотре большого количества контента. Зачастую ребенок не вникает в суть тематики.

Наибольший интерес у детей вызывают серфинг по сети, онлайн-игры и социальные сети, иногда даже казино. Застенчивые подростки могут создавать в интернете образ, которому они не соответствуют в реальной жизни. Это позволяет чувствовать себя увереннее.

История возникновения интернет-зависимости

Впервые историю возникновения интернет-зависимости стала изучать исследовательница Кимберли Янг. Под ее руководством в 1994 году был составлен опросник, диагностирующий это психическое расстройство. Его опубликовали на сайте Питтсбургского университета. Исследование показало, что у 396 пользователей из 496 есть признаки интернет-зависимости. Результаты исследования были обнародованы на 105-м и 104-м конгрессах психологической ассоциации в Америке.

По мнению Кимберли Янг, причины интернет-зависимости человека включают в себя такие элементы:

  1. Эмоциональная привязанность. Предполагает освобождение от неприятных эмоций и переживаний.
  2. Черты эскейпизма. Характеризуется низкой самооценкой, чувством незащищенности и склонностью к депрессиям.
  3. Поиск новизны, желание разнообразить свою жизнь.
  4. Возможность почувствовать себя экспертом в сфере компьютерных технологий.
  5. Желание постоянно стимулировать свои чувства.

Для обозначения компьютерной зависимости у людей Айвен Голдберг в 1995 году предложил ввести термин Internet Addiction Disorder. Помимо этого, он ввел критерии, с помощью которых можно было определить проблему.

Г. Шафер утверждал, что интернет-зависимость по определению патологией не является. Она выступает результатом других компульсивных расстройств и причин. Дж. Грохола с этим мнением не согласился. Он посчитал, что компьютерная зависимость – естественный этап освоения человеком мира информационных технологий.

В настоящее время зависимость от телефона и интернета наблюдается даже у детей дошкольного возраста. Многие из них имеют личные устройства и являются уверенными пользователями ПК. Интернет-зависимость в подростковой среде часто бывает следствием нереализованности в кругу друзей. Ей наиболее подвержены люди и застенчивые дети с низкой самооценкой или определенными проблемами в общении.

Признаки интернет-зависимости у детей и подростков

Если ребенок много времени проводит в интернете, это еще не говорит о наличии зависимости. В век современных технологий интернет дает возможность черпать массу полезной информации. Поведение ребенка следует оценивать комплексно. Желательно обратить внимание на определенные признаки.

К явным проявлениям интернет-зависимости можно отнести:

  • частые перепады настроения, агрессия при невозможности выйти в интернет;
  • нарушение привычного режима сна и отдыха, снижение аппетита;
  • скрытность от родителей;
  • проведение за компьютером более 6 часов в сутки;
  • виртуальное общение со сверстниками стало приоритетнее реального;
  • частые пропуски школьных занятий, игнорирование друзей.

К психологическим признакам интернет-зависимости относится и потеря интереса к реальной жизни, бесцельный серфинг во всемирной сети, прекращение общения со сверстниками или знакомыми людьми. Ребенок становится пассивным и раздражительным. Он чаще отказывается выполнять домашние дела и раздражается по любому поводу. Из-за нарушения режима сна и отдыха может снизиться умственная активность. Это постепенно приводит к снижению общей продуктивности, провоцирует рассеянность и быструю утомляемость.

Стадии формирования интернет-зависимости

Интернет-зависимость развивается в несколько этапов:

  1. Первый этап сопровождается появлением у ребенка доступа в интернет. Он начинает проявлять активный интерес по отношению к виртуальному миру. На этом этапе у ребенка формируется новый мир, отличающийся от реальной жизни. Если у него налажены доверительные отношения с родителями, существует возможность того, что они предотвратят проблему. Следует напомнить ребенку о важности реальной жизни.
  2. Вторая стадия интернет-зависимости сопровождается формированием туннельного типа мышления у ребенка. Он начинает смотреть на все через призму компьютерного мира. Основная часть его времени уходит на игры и общение с виртуальными друзьями. Любые замечания родителей ребенок воспринимает в штыки. В этом случае необходимо по максимуму занять досуг своего чада.
  3. На третьем этапе у ребенка стирается грань между виртуальным и реальным мирами. Он перестает взаимодействовать с родителями и сверстниками. При попытках отлучения от компьютера ребенок проявляет агрессию. Любые манипуляции со стороны родителей провоцируют в нем раздражение. Единственным способом избавления от проблемы в этом случае является длительная работа психолога.

Интернет дает человеку возможность создать то, чего не хватает в реальном мире. В виртуальном пространстве нет никаких ограничений и осуждения. Он может создавать ложное ощущение комфорта. Чтобы у ребенка не возникло зависимости от интернета, нужно по максимуму заполнить его жизнь положительными событиями.

В своей работе я решил узнать о проблеме интернет - зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении.

Актуальность исследования психологических последствий Интернет - зависимости в подростковом возрасте определяется:

- во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей Интернета,

-во-вторых, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику,

-в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.

Цель исследования : изучить психологические аспекты влияния Интернет-зависимости на личность подростка.

В связи с этим можно поставить следующие задачи .

Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.

Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости.

Составить рекомендации для подростков, учителей и родителей с целью предупреждения зависимости от социальных сетей.

Объект исследования: обучающиеся 5-9 классов, пользующиеся социальными сетями.

Гипотеза исследования: я думаю, что чрезмерная трата времени на пребывание в социальных сетях Интернета негативно сказывается на подростках.

В качестве испытуемых мы взяли учеников 5-9 классов, так как многие авторы (Егоров А.Ю., Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю., Саглам Ф.А.,Завалишина О.В.) отмечают этот возраст более чувствительный к риску зависимого поведения.

Методы исследования:

Изучение литературы по теме исследования

Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме

Анкетирование, анализ, обобщение.

Теоретическое положение нашего исследования базируются на представлениях :Голдберга, Войскунского А.Е. и тд.

В качестве источников также были использованы электронные сайты, средства массовой информации, посвященные данной проблеме.

Теоретические основы исследования.

Интернет-зависимость – это психическое расстройство, характеризующееся потерей самоконтроля, непреодолимым, желанием находиться постоянно в сети интернет и неспособностью оттуда выйти.

Об интернет-зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет - зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее.

История возникновения социальных сетей

Наиболее популярные социальные сети:

Все социальные сети имеют ряд общих черт:

наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;

вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля).

Читайте также: