Особенности обучения детей с леворукостью сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время в связи с большими изменениями в сфере образования большое внимание уделяется развитию индивидуальности и воспитанию полноценной личности. Все нововведения и психолого-педагогические подходы стремятся внести в свои программы такие условия, в которых одинаково комфортно было бы всем учащимся и воспитанникам.

Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей.И любое отклонение от общепринятых норм,даже не обязательно патологическое,вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Очень часто родители хотят переучить и леворуких детей, считая, что это неправильно. Но так ли это на самом деле?

Актуальность данного исследования обусловлена большим количеством вопросов, связанных с данной проблемой, и очень небольшое степенью ее разработанности. В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существуют легенды о фантастических способностях и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто социальная среда заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Особенности леворуких детей ведут за собой и особенную предметно-развивающую среду, особенные, специализированные программы, рекомендации для родителей и педагогов по обучению и воспитанию леворуких детей. Но, к сожалению, в отечественной педагогике и психологии нет полноценных таковых программ, есть только отдельные рекомендации, элементы программ и отдельные советы, которые очень малоопробированы и слишком разрознены, что в значительной степени усложняет обучение и воспитание как педагогам, так и родителям, и конечно же – непосредственно самим детям. А пока в нашей стране нет таких условий, леворукие дети сталкиваются с большим количеством трудностей при поступлении в образовательное учреждение. Согласно исследованиям М.М.Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения. Наиболее острой проблемой является проблема леворукости, которая в плане функциональной организации мозга не всегда является просто противоположностью праворукости, скорее можно отметить иной характер функционирования мозга. В связи с этим психологические проблемы ребенка могут начаться не только при поступлении в школу, но и при неправильном и угнетающем подходе педагогов и родителей могут проявить себя и в дошкольном учреждении. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.

Особенности обучения детей-левшей



Никита Погодин

Автор Фоксфорд.Медиа
Левша с 30-летним стажем, учился в классе для леворуких детей
Жертва стереотипов

Ещё каких-то 35 лет назад в Советском Союзе левшей переучивали жестокими методами: надевали варежку, бинтовали пальцы. Зачем — не очень понятно. Вероятно, под влиянием социалистической идеи всеобщего равенства. Инквизиторские методы практиковались до 1986 года, когда вопросами левшества заинтересовались учёные. Они смогли доказать, что эта особенность — вариант нормы и не нуждается в коррекции.

Ведущие учёные-физиологи своего времени М. М. Безруких, А. С. Чуприков и Г. Г. Аракелов доказали, что переучивание затормаживает развитие и наносит психике непоправимый вред. Они же впервые заговорили об особенностях обучения левшей:

Сейчас очевидно, что на этих принципах должно строиться обучение любых детей, но в конце XX века и это было серьёзным прорывом. В 1990-х годах в ряде школ России и СНГ появились экспериментальные классы для леворуких детей, где применялся новый подход.

Теперь науке известно, что полушария мозга не действуют по отдельности. А единственное отличие мозга левши в том, что речевой центр находится справа, а не слева, как у правшей. И это никак не связано с творческими способностями, темпераментом и чувствительностью. Если у леворукого ребёнка возникают психоэмоциональные проблемы — они вызваны не особой физиологией, а трудностями адаптации.

Проблемы левшей

Большинство людей на Земле праворукие, и это сказывается на всей культуре — от приветствия правой рукой до правил дорожного движения и письма (хотя, как известно, есть исключения).

Впрочем, лингвистическая дискриминация — не самая большая проблема леворуких людей. Куда важнее трудности, которые они испытывают в быту и при обучении.

В ряде случаев ведущая левая рука или нога может быть преимуществом. Левшей очень ценят в спорте — за возможность делать нестандартные подачи, совершать хитрые отборы и наносить неожиданные удары. Хоккеист Евгений Малкин, теннисистка Мария Шарапова, боксёр Султан Ибрагимов и легенды футбола Пеле и Диего Марадона достигли успехов во многом благодаря левшеству. Ловкое владение левой рукой бывает незаменимо в прикладных профессиях: от реставратора до хирурга.

Особенности обучения ребёнка-левши

Понять, левша ребёнок или правша, можно уже в три месяца. Давайте малышу игрушки и следите, какой ручкой он к ним тянется, в какой держит увереннее, какой трясёт активнее.

Впрочем, иногда ведущая рука окончательно определяется только к четырём-пяти годам. И если это левая рука — нет смысла сразу обращаться к психологу. Достаточно следовать рекомендациям:

Ни в коем случае не настаивайте, чтобы ребёнок рисовал или писал правой рукой, даже если вам не нравится, как у него получается левой. Со временем ребёнок сможет лучше, но только своей ведущей рукой. Переучивание вызывает неврозы, заикание, проблемы с самооценкой и даже расстройства личности. Корявый почерк — точно не повод обрекать ребёнка на пожизненную психотерапию.

Этот же совет можно дать родителям правши: дети часто ленятся и пытаются делать всё только ведущей рукой. Гармонично развить обе поможет лепка, игры с мячом, плавание и музыкальные инструменты.

Не раздражайтесь, если ребёнку сложно научиться резать ножницами, пользоваться вилкой или завязывать шнурки, глядя на вас. Ребёнку-левше действительно трудно учиться у правши: приходится не только запоминать положения, но и мысленно переносить их на другую руку. Поэтому лучше возьмите его руки в свои и проделайте нужные действия несколько раз.

Не всем преподавателям понятны проблемы левшей. Чтобы ребёнок получал знания, а не психологические травмы, педагоги должны считаться с особенностью ребёнка. Учитель музыки — понимать, что партии для правой руки даются левше труднее. Учитель физкультуры — не раздражаться, если ребёнок не сможет сразу повторить упражнение. А учитель русского — проявлять лояльность к особенностям почерка левой руки. И быть в курсе особенностей обучения левшей письму, о которых мы поговорим отдельно.

Методика обучения левшей письму

Прежде всего нужно правильно организовать рабочее место. Источник света должен быть справа, чтобы тень от руки не падала на бумагу. Если в школе парты двухместные, ребёнок должен сидеть слева — иначе они с соседом-правшой будут мешать друг другу локтями.

Позиция руки для письма у левши такая же, как у правши, но в зеркальном отражении. Ручка лежит на правой стороне среднего пальца, прижимается указательным сверху, а справа — большим. При письме кисть опирается на верхний сустав согнутого мизинца.


Пишущая рука располагается чуть ниже строки. Кисть образует прямую линию с предплечьем. Тетрадь левша двигает правой рукой. Чтобы рука не слишком заслоняла текст при письме, левши держат ручку на 3,5 сантиметра выше, чем правши. Нужно избегать давления на средний палец, чтобы не натереть мозоль.

Желательно, чтобы ручка не была ребристой — грани сильнее натирают палец. Хорошо подходят ручки с резиновым покрытием. Толщина основания зависит от длины пальцев — кому какая удобнее. Стержень должен быть тонким и хорошо писать под любым углом. Но самое важное — паста. Чернила должны высыхать очень быстро, чтобы рука их не размазывала. Гелевые ручки не подойдут.

В продаже можно встретить ручки для левой руки, с необычным изгибом. Но необходимость в специальных приборах для левшей (за исключением ножниц) вызывает сомнения. С ними ребёнок так и не научится пользоваться обычными вещами.

Техника безотрывного письма, которую обычно преподают в школах, леворуким недоступна. Для обучения левшей письму разработаны специальные прописи.

Левой рукой неестественно писать буквы с наклоном вправо. Обычно почерк у левшей прямой или с лёгким левым наклоном. Если учитель требует правый наклон — можно расположить тетрадь под нужным углом. Но лучше найти учителя, для которого это не принципиально.

Не стоит требовать от левши каллиграфического почерка. Если ребёнок сам поставит цель — он научится писать разборчиво и чисто.

В заключение

Закончим статью цитатой из книги исследователя левшества в России физиолога Марьяны Михайловны Безруких:

Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


В настоящее время из-за изменений в сфере образования большое внимание стало уделяться развитию полноценной личности и воспитанию индивидуальности. Все нововведения, методы и подходы стремятся внести такие необходимые условия, в которых одинаково комфортно было бы всем учащимся.

По мнению известного российского нейропсихолога, профессора А. В. Семеновича, леворукость — это предпочтение и активное использование левой руки, т. е. внешнее проявление того, что по каким-то признакам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную и ведущую роль в обеспечении произвольных движений. [5, c.2]. Леворукость также может быть и временным признаком.

Согласно исследованиям М. М. Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации и школьного стресса. По данным ряда психологов, именно леворукие дети испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. [4, c.73].

Рассматривая трудности, возникающие у леворуких при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании таких детей. Ещё в советские времена система образования стремилась всячески уровнять детей и сделать всех праворукими, что очень негативно сказывалось на здоровье леворуких детей.

Последствиями подобных переучиваний были: заикания, сильные нервные срывы, неврозы и прочее. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны учителей и родителей.

В 1986 году Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма. После чего количество леворуких детей существенно увеличилось. Но отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее он ставит целый ряд других, не менее важных затруднений. Это и дифференцированные методики обучения, и различные комплексы гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и многое другое. [1, c.119].

Для организации обучения леворуких детей необходимо как можно более раннее выявление ведущей руки — это позволит оказать леворукому ребенку психолого-педагогическую поддержку и непосредственную помощь. Специалисты считают, что целесообразно это делать в 4–5 лет. [2, c.16].

При поступлении ребенка в школу работа учителя должна быть направлена на достижение его безболезненной адаптации к учебному процессу. Поэтому учителю категорически нельзя проявлять негативного отношения к леворукости. Он должен воспитывать у сверстников и окружающих людей уважение, тактичность и внимательность к таким детям и разъяснять несправедливость обидных кличек и насмешек.

Наибольшие проблемы в обучении леворуких младших школьников составляют навыки формирования письма, чтения и счета, так как основой для усвоения этих умений является зрительное восприятие.

При обучении математики учителям начальных классов помимо таблицы умножения можно составить таблицу сложения. Следует учитывать и то, что при традиционном обучении часто используются модели и схемы. А именно они представляют для леворуких детей наибольшие трудности, так как они могут путать лево и право, верх и низ.

Еще одно очень важное правило при обучении леворукого ребенка — нужно избегать абстракций при объяснении нового материала. Такой ребенок должен сам всё почувствовать своим телом и руками. При подготовке к обучению грамоте важно помочь учащемуся выбрать положение руки во время письма. Начинать следует с простых штрихов. Обязательно нужно заниматься видами деятельности, при которых задействованы обе руки.

У леворуких часто возникают трудности при чтении. Чтобы помочь ребенку надо напомнить, откуда началось чтение или можно ориентировать его по маркированной руке (цветная ниточка). Если эти способы не приводят к положительному результату, ребенок может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это нужно делать взрослому, а позже ребенок научится делать это самостоятельно.

Важная особенность леворуких детей — это их повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и высокая утомляемость. В связи с этим, леворуким младшим школьникам даже больше, чем другим, необходимы подвижные игры на воздухе. В подвижных играх они утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их проявить себя и взаимодействовать с другими детьми. Если детей не научить вовремя основным движения, то двигательная активность зачастую бывает очень низкой.

Леворукого ребенка лучше всего задействовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях, чтобы там он мог общаться со сверстниками, посещать спортивные, художественные, культурные и другие секции. Леворукость для ребенка ни в коем случае не должна быть препятствием для адаптации в окружающей его среде.

Роль учителя начального обучения велика и заключается она не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в организации особой образовательной среды, особенно для тех учащихся, которые испытывают трудности в обучении и которым необходима дополнительная помощь.

Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Нужно верить в наших детей, в их успехи и достижения. И совсем не имеет значения, какой именно рукой пишет ребёнок. Важно то, какой он личностью является. Так пусть же каждый леворукий ребенок имеет право на свою индивидуальность и проявление творчества!

В статье описаны особенности развития и способы изучения особенностей леворуких детей дошкольного возраста. Рассматриваются взгляды современных практиков на развитие особенностей и воспитания леворуких детей. Кратко сформулированы общие рекомендации по вопросу воспитания леворуких детей.


1. Иншакова О. Б. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. - С. 72 - 75.

2. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник, новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. - С. 62 - 69.

Асимметрия - является составляющей в развитии леворуких поэтому межполушарную асимметрию следует рассматривать в тесной связи с развитием леворукости дошкольников.

Проблемой леворукости занимались ученые в разных областях знаний. Широко известны научные исследования по проблемам леворукости из области психофизиологии, нейропсихологии, дифференциальной психофизиологии таких авторов, как Е. П. Ильин, А. В. Семенович, Ж. М. Глозман, А. П. Бизюк, Ю. В. Микадзе. Психолого-педагогическими проблемами особенностей обучения и воспитания леворуких дошкольников занимались следующие отечественные и зарубежные ученые: А. Т. Айрапетянц, М. М. Безруких, И. С. Макарьев, А. В. Семенович, Ш. А. Сулейменова, Р. А. Жукова. Прикладные задачи диагностики леворукости у детей составляли предмет исследований таких авторов как А. В. Семенович, Т. В. Пятница, О. В. Аксюта, И. К. Боровская, И. В. Ковалец, Ю. В. Пашкова. В многочисленных работах этих авторов основное значение придается разным факторам возникновения леворукости: наследственным, социальным, геоэкологическим и другие.

Некоторые исследователи большую роль в право- леворукости отводят культурным факторам, условиям воспитания. В многих высказываниях этих ученых говорится о сочетании роли социокультурных и наследственных факторов. На сегодняшний день во многих странах мира леворуких дошкольников не переучивают, а создают все условия для жизни и получения профессий, таким образом помогая ребенку развиваться полноценно, не ущемляя его индивидуально-личностные особенности.

Изучая причины предрасположения к леворукости, невозможно не отметить один очень важный момент - асимметрию полушарий головного мозга, в связи с чем, важно рассмотреть основные функции правого и левого полушарий мозга и связанной с ними специфики организации моторики.

В концепции Е. А. Михайловой установлено, что у леворуких детей возникают специфические формы дизонтогенеза, проявляющиеся в речевом недоразвитии, нарушении чтения, письма, счета, оптико - пространственных, психомоторных функций и т.д. Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии ребенка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью.

Аналогичное мнение имеет и Е. И. Николаева, которая приводит в пример исследование, в котором были изучены устойчивость внимания, объем памяти, скорость сенсомоторной реакции, развитие моторики кисти ведущей руки и уровень адаптации у детей старшей группы детского сада перед выпуском в школу и через год, в конце первого учебного года. Автор описывает, что «дети с правым типом профиля имели лучшие показатели познавательных способностей по сравнению с детьми со смешанными показателями (в выборке не оказалось детей с левым и симметричным типами профиля). Но дети со смешанным типом профиля были более адаптированы к школе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дошкольники с выраженными признаками леворукости более эмоционально восприимчивы. Для леворуких детей комфортные условия деятельности не влияют на проявление их высоких умственных способностей. Однако конфликты, препятствия при сближении с коллективом могут в значимой мере изменить результаты их интеллектуальной деятельности.

Таким образом, многие специалисты считают, что в процессе воспитания и обучения леворуких детей должны учитываться их индивидуальные познавательные, психические, эмоциональные особенности. Важным фактором, определяющим создание специфических условий развития, является своевременное выявление леворуких детей уже в дошкольном возрасте.

Рассмотрев данные методики по изучению леворукости у детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод о том, что они помогают нам определить ведущую руку и полушарие или степень леворукости.

Исходя из анализа дополнительной методической литературы, мы можем обобщить рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и развитию леворуких детей. Авторы не рекомендуют родителям и педагогам демонстрировать свое отношение к леворукости, так как леворукость является индивидуальным вариантом нормы; переучивание леворукого ребенка может привести к нарушениям эмоциональной сферы ребенка, поэтому необходимо с пониманием относиться с уникальности ребенка; уделить внимание развитию крупной и мелкой моторики правой и левой рук; способствовать формированию навыка ориентировки в пространстве и на плоскости, а также развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Итак, проанализировав литературу, мы можем утверждать, что леворукость как дисфункциональное проявление доминантности полушарий мозга не является причиной умственных и психических отклонений у детей среднего дошкольного возраста. Процесс развития познавательных процессов леворуких дошкольников будет происходить с меньшими психологическими проблемами при условии специальной подготовки педагога и поддержки индивидуальных особенностей ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Читайте также: