Сообщение на тему египетская мифология

Обновлено: 04.07.2024

Древний Египет называли Даром Нила, и именно он влиял на образ жизни людей, на формирование государства, цивилизации, мифологии и богов. В каждом номе (египетской области) сложился свой собственный египетский пантеон богов. Первоначально каждое божество почиталось в виде какого-либо животного. Египтяне считали, что мир — это полоса земли, через середину которой течет Нил, и окруженная водами великого океана. Эту воду олицетворял Нум, первый из богов, источник реки и дождя. Над землей простиралось небо, поддерживаемое четырьмя колоннами, каждая из которых располагалась на краю разных сторон света. Различия между Верхним и Нижним Египтом нашли отражение в мифологической борьбе боги Осириса и Гора с Сетом, а также в строительстве государства.

Мифология Древнего Египта

Если кратко, то Фараон, согласно древнеегипетской мифологии, был богом Древнего Египта, который соединил две короны: верхний и Нижний Египет. При жизни он был богом Гором, после смерти — Осирисом, царем мертвых. С мифами о богах Гора и Осирисе была связана мумификация и культ умерших. Большое значение в Египте уделялось и солнцу. Из всех сказаний Египта самую большую группу составляют сказания о борьбе Солнца Ра с его врагами. Ра — бог солнце по традиции был первым фараоном, и как Атум — творцом мира. Говорили, что Атум, который либо сам создал себя, либо был ребенком Нун, появился из первобытных вод как холм.

Солнечный культ в Древнем Египте достиг апогея во времена правления Аменхотепа IV под названием Эхнатон (1379 – 1362). Этот фараон, похоже, оставил бесчисленные божества, к которым обращались и которым поклонялись предыдущие правители Древнего Египта, и сосредоточил свое благочестие на одном боге Атоне, изображаемом в виде солнечного диска. По мифологии Древнего Египта Осирис был архетипом бога мертвых. Его повторяющаяся смерть и воскресение считались отражением ежегодных разливов Нила в Египте и циклического роста и отмирания растительности.

Боги Египта

Прежде всего, он являлся царем вечности, правителем бесконечного мира в подземном мире, положение которого открывает Книга Мертвых. Здесь сидевший на троне Осирис, судил каждого умершего человека, которого по очереди приводил к нему Анубис, бог с головой шакала. Однако люди в Римской Империи узнали Осириса почти исключительно через обширные мистерии Исиды, его жены и сестры. В ее мифологическом цикле он считался, впрочем, одним из второстепенных актеров, как и Серапис, которого Птолемеи считали государственным Богом Древнего Египта.

Список - какие Боги были в Древнем Египте?

Боги Египта

Анубис бог чего?

Это бог царства мертвых, тьмы. изобретатель мумификации, покровитель бальзамирования, хранитель могилы, к которой обращались погребальные молитвы, а также проводник из царства живых в царство мертвых. Изображается с головой шакала. Вместе с Имстетом, Хапи, Дуамутефом и Кебехсенуфом он царствовал в подземельях.

Солнечный щит, видимое проявление Бога Ре, единственное божество в монотеистической религии, созданной Эхнатоном. Центром культа Атона в Древнем Египте - Ахетатон, ныне Телль-эль-Амарна. Атон изображался как солнечный диск с лучами, оканчивающимися ладонями.

Один из древнейших богов Древнего Египта, священным животным которого был Змей. Почитаемый в Гелиополисе как Атум-Ра, считался там творцом мира и богов, а как божество солнца - олицетворением полуденного солнца. Представлял собой существо в человеческом обличии с двойной короной верхнего и Нижнего Египта на голове.

Бастет

Египетская богиня кошка. Центром поклонения этой богине - город Бубастис в Египте, где находился некрополь мумифицированных кошек. Кошки также почитались в домах. Любимый вид спорта фараонов — охота на Львов, считалась греховным делом, если совершалась во время праздников в честь этой богини.

Домашний Бог, изображаемый обычно в виде карлика с широким бородатым лицом, густыми бровями, длинными волосами, с большими оттопыренными ушами, плоским носом, высунутым языком, тонкими и длинными руками, кривыми ногами и хвостом. Бес сочетался с человеческими удовольствиями, считался жизнерадостным персонажем, считался верным защитником людей от злых сил, оберегал их от несчастий. В Египте он убивал змей, защищал детей, при родах помогал богине Таурт, изображенной в облике бегемота.

Относился к главным богам Древнего Египта и, как покровитель и хранитель фараонов, имел бесчисленное количество храмов по всей стране. Он изображался с головой сокола. Когда Хор достиг совершеннолетия, отправился мстить за смерть отца и вступил в поединок с Сетом.

Имхотеп

Имхотеп из смертных, которого причислили к богам Древнего Египта. Архитектор комплекса ступенчатой пирамиды в Саккаре Египта. Его изображали жрецом с бритой головой, держащим на коленях развернутый свиток папируса. Он считался покровителем преподавания и медицины.

Исида

Богиня магии и творческой силы, хозяйка земли, неба, моря и мира мертвых. Одна из самых популярных богинь Египта почитается как образцовая жена Осириса и мать Гора. Она представляла себя женщиной с троном на голове. Ее культ помимо Египта, распространился так же на Грецию и Рим.

Дочь Ра, богиня истины Древнего Египта - Маат, носила страусиное перо на голове. Это перо, как олицетворение истины и справедливости, клали на одну из чаш весов, на которой во время суда Осириса взвешивали душу умершего.

Богиня, символом которой являлся стервятник. Изображенная как женщина в королевской короне, она почиталась в южной части Карнака, где находился ее храм. Будучи супругой Амона фиванского и матерью Чонсу, она совершала с ним торжественные шествия из Карнака в Луксор или на противоположную сторону Нила в царские погребальные храмы.

Нефтида

Нехебкау

Один из страшных демонов в египетском подземном мире, встречавших умерших. Это змея с человеческими руками и ногами. Совсем по-другому выглядел женский демон Аммут с головой крокодила, туловищем львицы, пожирающей души обреченных на смерть. Легенда Древнего Египта гласит, что бог Нехебкау когда-то был приручен Ра и с тех пор преданно служит богу солнца.

Первобытные воды в мифологии Древнего Египта. Этот бог изображен как человек, стоящий по пояс в воде с поднятыми вверх руками, поддерживая лодку солнца. Хаос первобытных вод был глубоким, вечным, темным и невидимым.

Египетская богиня неба, которую обычно изображали в виде обнаженной, гигантской женщины, обнимавшей небеса, чья согнутая в дугу спина, поддерживалась богом воздуха Шу. Согласно легенде, день и ночь являются результатом солнечного возрождения: солнце входило вечером в рот Нут, ночью проходило через ее тело и утром рождалось из ее чрева.

Осирис - бог чего?

Царь и судья мертвых, главное божество смерти. Посвященным ему городом - Джед, лежащий в дельте Нила. Осириса изображали бородатым человеком в короне Верхнего Египта на голове, закутанным в саван по подобию мумии. В руках он держал кнут и жезл — символы власти. Ему приписывали введение земледелия и многих ремесел, а также полагали, что он положил начало обрядам, прежде всего мистерии, сопровождавшей процесс бальзамирования и мумификации. Египтяне считали, что сохранение тела является важным условием для обеспечения вечной жизни. Без тела вообще невозможно жить дальше после смерти. Они также убеждены, что человек рядом с телом имеет еще Ба и Ка-душу, изображаемую в виде птицы с человеческой головой, своего рода двойника, хранителя тела, рождающегося вместе с ним и сопровождающего его в мире мертвых. Только фараоны становились после смерти Осирисом, а остальные могли получить спасение, когда с положительным исходом прошли через суд, исследующий содержащиеся в них добро и зло. Несчастного, получившего неудачный результат, ждал Аммут — Пожиратель душ. Согласно мифу, посвященному Осирису, он утоплен, расчленен и разбросан по земле и воде его братом Сетом, который затем запер его в саркофаге и бросил в Нил. Там его нашла Исида, его сестра и жена, и оживила. Однако возрожденный Бог не остался на земле, а стал хозяином тех, кто уже ушел в загробный мир.

Представителями веры Египта были жрецы, обладавшие большой властью и авторитетом. Они молились своим богам, приносили жертвоприношения, занимались предсказаниями и ворожбой, были советниками фараона.

В Египте насчитывалось 9 основных и единых для всех божеств: Ра, Геб, Нут, Сет, Нефтида, Исида, Осирис, Тефнут, Шу.

Бог Ра – представлял собой солнце. Являлся самым главным божеством в древнеегипетском пантеоне. Создатель всего сущего и управленец всеми живыми и неживыми предметами. Настоящее имя бога было известно только ему, и именно в этом крылась основная сила Ра. Только однажды он проговорился о своем имени и в результате предательства потерял большую часть своей силы. Управлял небосводом и передвигал солнце.

Богиня Нут – правительница неба, супруга Геба. Управляла днем и ночью, а также небесными светилами. Была связана с подземным миром. Охраняла погребения и поднимала души умерших на небо.

Бог Осирис – правитель земли после своего отца Геба. Был праправнуком главного бога Ра. Любил людей и заботился об их существовании. С периодом его правления на земле стали развиваться большое количество ремесел.

Бог Сет – брат Осириса и его главный антагонист в религии. После победы над братом Сет разрубил его на 14 частей. Жена Осириса, Исида, соединила все куски, превратила мужа в мумию и забеременела от него. Так родился бог Гор, последний правитель из божеств на земле. Самый младший из детей Геба и Нут, правитель хаоса и войны. Появился на свет через бок своей матери в предновогодний несчастливый день. Именно поэтому египтяне относились к Сету с боязнью и ненавистью. Вносил смуту и боль в жизнь богов и людей. После убийства своего брата Осириса стал правителем земли, до момента победы над ним Гора. Сравнивая с другими религиями, он напоминает Дьявола, Люцифера, Шайтана, Джина.

Богиня Исида – олицетворение всего женского начала и самой жизни. Одна из самых почитаемых божеств, т.к. управляла плодородием и деторождением. Считалось, что от слез Исиды, проливавшимся от скорби по мужу Осирису, разливалась река Нил.

Богиня Нефтида – жена Сета и правитель всего эфемерного, т.е. всего, что создается воображением человека. Несмотря на брачную связь с Сетом, богиня не обладала какими-либо негативными качествами. Наоборот, очень почиталась жрецами и народом. Защищала умерших и сопровождала Ра в его путешествиях по небесному своду.

Вариант 2

Египет — одно из самых древних государств, существующее и по сей день. Население исповедовало такую религию, как язычество, то есть верило в различных Богов. Но было это отчасти от того, что никто не мог объяснить природные явления в роде гроз, штормов, наводнений и считали, что их карают сверхъестественные силы свыше за какие-либо провинности.

Главным культом являлся Амон Ра, справедливы и заботливый Бог солнца, просыпающийся с рассветом, а с закатом он садился в лодку и уплывал в иной подземный мир, как гласит предание. Ему служили жрецы, а под строительство храмов для поклонения этому Богу фараоны выделяли немалые земли. До наших дней эти сооружения находится на территории Гелиополя, Абу-Симбеля, Абу-Гурабе и Абусира.

Анубис был первым сторожем подземного мира, но его сместил в дальнейшем Осирис, но некоторые функции он всё равно сохранил. Например, проволжал мертвых в загробное царство, взвешивая их сердца на специальных весах, определяя, достойна ли она остаться там. Охранял могилы и гробницы. В некоторых писаниях упоминается о его способности предвидеть будущее. Обычно изображался в обличии шакала либо волка, но затем от животного осталась только голова, и появилось человеческое тело.

Сет был олицетворением зла, войны, смерти. В представлении египтян это божество с головой мифического существа, брат Осириса. По их мнению, все беды происходили по его вине, но в то же время они считали его защитником Ра, поэтому и не теряли веру в него, не отрекались, так как верили, что во Вселенной должен быть баланс, который невозможен без разрушений и насилия.

Апис — священный бык, то есть самое почитаемое животное древнего Египта, имевшее реальное воплощение, известное лишь жрецам. Чёрного быка поселяли в храме и на протяжении всей жизни, которая не должна была превышать 25 лет, приносили ему божеские почести, задобряя Аписа, чтобы обеспечить богатый урожай на ближайший год. Ежегодно проводился праздник Аписа в низовье Нила. После смерти быка по всей стране объявлялся траур, это было большим горем. Его похороны проходили подобно погребению фараона: помещали в саркофаг и помещали в склеп — серапиум.

Религиозная система Египта является одной из первых систем, которые обладали гармоничной завершенностью и глубиной. Конечно, на протяжении истории, менялась и культура и Египетская религия претерпевала различные перемены. Самый яркий пример – реформа Эхнатона (Аменхотеп Четвертый) в которой основное значение отвели культу Амона Ра.

Тем не менее, на протяжении не просто веков, но тысячелетий религиозная система Египта оставалась практически непоколебимой. Даже сейчас мы можем исследовать пантеон египетских богов весьма детально и наслаждаться стройностью этой системы.

Космогония начинается равно как во многих других религиях с небытия, существовал хаос, из которого появляется верховный Атум, далее появляется двойственность, мужское и женское – Шу и Тефнут, соответственно. Они порождают небо и землю – Нут, Геб. При этом земля (Геб) является мужским божеством, а Нут – женским.
Небо и земля в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сетха и Нефтиду. Осирис является практически центральной фигурой основного действующего пантеона, он имеет брачный союз с Исидой, который начался в утробе общей матери – Нут.

По легенде завистью к Осирису проникается Сетх, который обманом заточил Осириса в сундук и выбрасывает в море, далее он разбрасывает куски его тела по Египту. Исида ищет эти куски, соединяет и хоронит, а потом рождает сына Хора, который побеждает Сетха. На символическом уровне Осирис – погибающий и возрождающийся мир, Исида – материнство, супружеская верность, Сетх – негативное в мире, в частности засуха и пустыня (эти символы обуславливаются географическим расположением Египта).

В завершение следует отметить Ра – солнце, которое движется по небосводу. Тот – помогает Ра бороться с тьмой, символ мудрости и правды, обладатель множеством знаний. Пта – символ истины и божественной справедливости, он часто считался верховным во всем пантеоне и творцом мира и остальных богов.

Изучение древнего Египта очень интересное зангятие.

Боги древнего Египта

Популярные сегодня темы

Знаменитость – это то, к чему многие стремятся. Люди хотят, чтобы их узнавали на улицах, просили автографы, фотографировались, обсуждали в журналах, Интернете, просто на кухне

В природе все происходит циклично: за весной следует лето, а за летом идет осень. Кстати, осень – прекрасная пора, чтобы собирать и заготавливать на год лекарственные растения.

При возникновении пожара, многие люди, впервые столкнувшиеся с таким чрезвычайным происшествием, могут растеряться и не сразу понять степень угрозы, а так же не смогут правильно оценить

Военно-промышленный комплекс – это взаимосвязанная совокупность различных государственных и негосударственных организаций и предприятий, которые занимаются разработкой

Одним из самых известных ученых, сделавших невероятные открытия является Павлов Иван Петрович. Знаменитый физиолог создал учение о высшей нервной системе животных и людей.

Реферат содержит краткую характеристику истории и религии Древнего Египта.

ВложениеРазмер
mifi_drevnego_egipta.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: ученица 5 класса

филиала МКОУСОШ №26 пгт Кропачево

Введение.
Древний Египет - это государство, существовавшее в долине Нила примерно с 3000 по 30 г. до н.э., которым правили фараоны. Более 90% территории Древнего Египта занимает пустыня "Красная земля" - так называли её древние. Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек, где впоследствии появились и пирамиды.
Духовный мир древних египтян раскрывается нам не сразу, потому как жителю страны священного Нила не была свойственна классическая логика изложения мысли. Даже древние греки и римляне, по большей части, воспринимали египетские мифы как фантастические легенды и пытались их толковать с присущим им здравым смыслом.

Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю существования древних цивилизаций. Начало формирования её относят к 6-4 тысячелетию до нашей эры. С тех пор, задолго до существования классового общества она претерпела существенные изменения. Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания их во всём Египте. Это имело отношение к возвеличиванию той или иной династии, которая в свою очередь покланялась некоему мифологическому персонажу. Ярким примером этого может служить распространение культа богини города Саис Нейт в 7 -6 веках до нашей эры одновременно с воцарением 26 Саисской династии. На заре формирования египетской мифологии местное божество было у каждой области. Местные боги имели различное воплощение- это могло быть животное, птица, дерево, камень или даже природное явление.

Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства. Поэтому тема данной работы считается актуальной и достаточно интересной для изучения и рассмотрения.

Цель моей работы рассмотреть мифы Древнего Египта и узнать больше о богах Древнего Египта. Для этого в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Дать краткую характеристику истории и религии Древнего Египта (так как мифология тесно связана с религией и культурой);

2. Рассмотреть мифологию Древнего Египта

3. Изложить наиболее яркие и интересные мифы Древнего Египта.

Боги и жрецы.
Древние египтяне верили,что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

Люди строили для богов жилища – храмы. Они вытесывали из камня большие статуи богов или делали фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображения и слышит все, что говорят люди, принимает ихподарки.

При храмах находились жрецы – служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удолялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы. Жрецы были богаты и могущественны, потому что египтяне верили, что они говорят от имени самих богов.

Что рассказывали египтяне о своих богах.

Самым главным богом египтяне считали Солнце. Бога Солнца называли Ра, Амон, или Амон-Ра. Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амон-Ра. Но вот день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Здесь бог света Амон-Ра вступает в смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем, имя которого Апоп. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен змей, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Особым уважением пользовался бог мудрости Тот-у него голова тицы ибиса с длинным клювом. Это он научил людей читать и писать. Богиня Бастет –гибкая черная кошка – покровительница женщин и красоты.

Египтяне поклонялись животным – птицам, змеям, рыбам, насекомым. При одном их храмов в Мемфисе содержали большого черного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Аписа. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных быков, кошек, крокодилов, похороненных по особым правилам.

Миф об Осирисе и Исиде.

Некогда царем в Египте бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие и злые глаза и волосы цвета песка.

В Египте самое трудное время года – засуха в мае – июне. Египтяне верили, что тогда и умер Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья – это снова ожил Осирис.


Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца.

Они верили, что Амон-Ра — царь среди богов, а его сын, фараон, — царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так без Солнца, невозможна жизнь на Земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, коровы рожали телят, а овцы — ягнят. А так как фараон в Египте был воплощением Гора, он мог быть только мужчиной. Поэтому царица Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду и ещё при Тутмосе II, своем отце, считалась главной жрицей, то есть женой бога. Но во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским оракулом как благословение Амона новому правителю Египта. Так она стала фараоном.

Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства. Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах. Египтяне также рисовали своих богов на стенах дворцов и гробниц, изображали в виде скульптур. Голубое небо они считали богиней Нут и представляли её себе то женщиной, то небесной коровой со звёздами на теле. Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне. Его символом считался жук скарабей. Подобно тому, как скарабей скатывает лапками земляной шарик, бог солнца Ра каждый день катит по небу солнечный шар. Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным. Жуков скарабеев, сделанных из драгоценных камней или из фаянса, археологи часто находят при раскопках. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии. В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире. Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.

1 . Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989г.

2. Древний Египет. Сб. статей. - М., 1995г.

4. Древний Египет: Сказания. Притчи. - М., 2000г.

5. Легенды и мифы Древнего Египта, - М.: Летний Сад, 2001г.

7. Мифология. Энциклопедия, - М.: Белфакс, 2002г.

8.Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. - М., 2000г.

10. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. - С-Пб., 1993г.

11. Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времен Древнего царства: (III-VIII династии). - М., 1992г.

Одной из стран, впервые выступающей перед нами из мрака истории, является Египет. Хотя мы очень мало знаем о его древнейшей истории, но все то, что дошло до нас о его устройстве и образе правления, говорит нам, сколько было странного и своеобразного в общественном строе и обычаях данного государства. Уже одни природные свойства самой страны способны были придать всему египетскому народу особый характер. Будучи в Северной Африке единственной страною, орошаемой большой рекой, Египет обязан этой реке - Нилу – своим плодородием и культурой, так как без него страна была бы бесплодной песчаной пустыней.

Египетский год, сообразно свойствам местной природы (разлив Нила и период засушливости), разделяется на три времени: четыре месяца посева и всхода хлебов, соответствующие приблизительно нашим ноябрю, декабрю, январю и февралю; четыре месяца жатвы, которые можно приравнять к месяцам нашего календаря от марта до июня включительно; наконец, четыре месяца наводнения завершают собой египетский год.

Что касается происхождения древних египтян, то полагают, что они пришли из Азии через Суэцкий перешеек. На берегах Нила им встретилось другое, вероятно, черное туземное племя, принужденное отступить перед ними внутрь страны.

Вначале египтяне разделялись на множество племен, составлявших во многих местах небольшие независимые государства и имевших каждое свои законы и богослужение. С течением времени эти государства слились между собою, так что образовалось два больших царства: Нижний Египет, или Северное царство, вместе с Дельтой и городами Мемфисом и Саисом и Верхний Египет, или Южное царство, с городом Фивами, простиравшееся от вершины дельты до первого из четырех порогов Нила. Соединившись под одним скипетром, они составили наследственную монархию фараонов. Первоначальное разделение не уничтожилось совершенно: из маленьких государств образовались провинции, а из провинций – правительственные округа, называвшиеся номами. Эти округа из одного или нескольких городов с прилегающими к ним небольшими участками земли.

Соответственно последовательному возвышению городов Мемфиса, Фив и Саиса, вся древняя история Египта может быть разделена на три периода:

1. Мемфисский (1-10 династии).

2. Фиванский (11-20 династии).

3. Саисский (21-30 династии).

Древнеегипетские представления о мироустройстве и загробной жизни

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Все разнообразные формы, которые египетские боги принимают в изображениях художников, могут быть объяснены различными условиями страны и верований. Религия египетская была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистиматичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц.

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Для полноты изучения представления египтян о смерти и загробном мире необходимо осветить основные этапы развития культа Осириса как владыки. Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе "Осирис и Исида".

Осирис стал не только богом мертвых, но и богом живых, и во времена последних династий его роль стала исключительной. На суде Осирис играл роль судьи - самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Гор и просил за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса.

Для древних египтян "Книга Мёртвых" была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялся в глубине времени).

Самое главное в "Книге мертвых" - сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь, в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными.

Египтяне считали, что зал Суда - это вся ширь Небес, и на Суде обязательно присутствовало три Совета богов. Ведущее положение в иерархии погребального совета занимал Осирис, как его глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших. Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же после его смерти. Вступив в зал, умерший заявлял, что не совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Количество богов, как и признаний в праведности, было сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за проверку этого вида оправданий. В конце главы успешно прошедшему испытание давали возможность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых долгую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли сцену Суда.

Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чем уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках.

Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ ("душа" - не точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой "душе" заботились, что отражалось в погребальном обряде.

Краткая характеристика каждой "души":

1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке.

Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.

2) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали, что без имени человек и его душа исчезают.

3) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объединялись в нем в новые силы совершенно иного рода.

Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из "душ" (судя по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхождении.

Из всего этого вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы.

Это обуславливало столь трепетное отношение к "душам" и имени умершего.

Солнцеокий Гор

Согласно мифу о Горе – сыне Исиды, она зачала его от мертвого Осириса, коварно убитого Сетом, его братом. Удалившись в болота дельты Нила, Исида родила и воспитала сына. Возмужав, Гор на суде богов в споре с Сетом добивается признанием себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом Гор сначала терпит поражение, Сет вырывает у него глаз – чудесное око, однако затем в долгой борьбе Гор побеждает Сета и лишает его мужского начала. В знак подчинения Сета он кладет ему на голову сандалию Осириса. Свое око Гор дает проглотить Осирису, и тот оживает. Воскресший Осирис передает свой трон в Египте Гору, а сам становится царем подземного мира.

Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой-мраком. Исида - Луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор - восходящее солнце - мстит за отца, рассеивая темноту. Но если солнце есть видимое проявление Осириса, то добро есть его нравственное проявление; когда заходящее солнце умирает, оно вновь появляется на горизонте в образе Гора - сына и мстителя Осириса. Точно так же добро, погибающее под ударами зла, появляется вновь в образе торжествующего добра, в образе зла, победившего зло. Осирис олицетворяет заходящее, ночное солнце, поэтому он председательствует в подземных странах, судит умерших, и присуждает награды праведным и кары грешным душам. Гор не убил Сета, потому что зло продолжает существовать на земле, но он ослабил его и тем упрочил победу божественного закона над беспорядочными силами природы. ­­

Ряд мифов о Ра связан с представлениями о смене времен года.

Змееборческий миф

Апоп в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов (мифы, главным персонажем которых является солнце), в которых он обычно выступает как собирательный образ врагов солнца. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу. В поздний период Апопа сближали с Сетом.

Итак, мы ненадолго погрузились в мировоззрение древнеегипетского общества, в его структуру и мифологию. Безусловно, познать и оценить всю глубину знаний жителей Древнего Египта не представляется возможным. религия была настолько прочна, что жизнь древних людей казалась им осмысленной, то есть они имели четкое представление о мироздании и знали, кому следует служить всю свою жизнь

Мифы древних египтян, несомненно, являются величайшим памятником мировой литературы. Тексты, сохранившиеся на статуях, каменных плитах и древних папирусах, дают нам достаточно точное представление о мировоззрении, общественном устройстве, отношении к природным явлениям, высшим силам этого древнего, но мудрого народа.

Библиография

1. Бадж Е.А., Уоллис Путешествие Души в Царстве Мертвых (Египетская Книга Мертвых) – М.: Золотой век, 1997 - 448 с.

2. Беккер К.Ф. Мифы Древнего мира: от Древней Иудеи до падения Римской империи - Симферополь: Реноме, 1998. – 576 с.

3. Боги, гробницы, учёные. М.: Золотой век, 1953 – 112 с

4. Немеровский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 544 стр.

Читайте также: