Связь способностей с интересами и склонностями сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна.

Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.

Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:

— Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.

На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:

— Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.

На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:

— Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше.

Тот испугался, ведь внизу была пропасть.

Он поднимался все выше и выше.

Далеко внизу остался и человек, и гора, и деревня, и курятник, и жившие там петухи с курами.

Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник.

Но тут его пронзила мысль, что его место — действительно в небе.

И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека.

Но назад к ним не вернется уже никогда

Анализ.

  • Какой смысл несёт эта притча?
  • А вы в курятнике или в полёте?
  • Нужны ли вам перемены? Почему?
  • Знаете ли вы ваши способности?
  • Что вы можете сделать, для познания своих способностей?

Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их.

Джон Локк

Мини – лекция. Способности, склонности, интересы.

Успех, это максимальное применение тех способностей, которые у вас есть.

Зиг Зиглар

Задатки — это анатомо‑физиологические особенности, которые лежать в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения.

Б. М. Теплов отмечал, что врожденными могут быть лишь задатки, которые лежат в основе развития способностей .

Э. А. Голубева профессор, доктор психологических наук, способности понимает как некий сплав врожденного с приобретенным, удачный синтез социального и биологического в человеке.

Задатки становятся реальными способностями, реализуются, превращаются в действительность только через деятельность

То есть, способности формируются только в деятельности (игровой, учебной, трудовой).

Вне деятельности способностей вообще не существует… в известном смысле способности можно понимать как отражение деятельности. То есть, деятельность выступает как обязательное условие формирования способностей, без её (деятельности) невозможно узнать и развить свои способности.

Способности человека — способствуют легкости и быстроте приобретения, усвоения тех или иных знаний, умений и навыков.

Если вы с лёгкостью усваиваете тот или иной материал, быстро и легко овладеваете той или иной деятельностью, возможно там скрываются ваши способности. Будьте исследователями. Изучайте это.

Каждый из вас может вспомнить, когда обучаясь в школе или вузе, что одному человеку, те или иные знания даются легко, без особых усилий, а другой обливается потом при его изучении.

То есть неспособный проливает больше пота и слез, чем способный, которому все дается легче.

С позиции личностно — деятельностного подхода, способности понимаются как качества личности, являющиеся условиями успешного овладения и выполнения деятельности.

Способности являются динамическим образованием, они существуют в процессе постоянного развития. Способность, которая не развивается, отмечал Б. М. Теплов, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только систематические занятия, постоянные упражнения позволяют поддерживать и развивать наши способности.

Способности – это активность самого человека, стремление овладеть все более сложными видами деятельности, получить более высокий результат. Вследствие проявления этой активности
способности переходят на новый, более высокий уровень своего развития.

Принято выделять общие и специальные способности.

Общие способности (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и т.д.) обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  • музыкальные,
  • математические,
  • лингвистические,
  • технические,
  • литературные,
  • художественно-творческие,
  • спортивные и ряд других.

Также различают теоретические и практические способности.

Теоретические способности связаны со склонностью человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, к логическому мышлению.

Практические способности лежат в основе склонности человека к конкретно-практическим видам деятельности.

Развитые способности к теоретической и практической деятельности встречаются у одного человека крайне редко. Большинство людей обладают либо первыми, либо вторыми. Только разносторонняя
одаренность обеспечивает высокий уровень развития теоретических и практических способностей.

Признаки способностей:

  • Высокий темп обучения (скорость научения).
  • Энергетическая экономность выполнения данной деятельности.
  • Широта переноса (возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию), .
  • Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности.
  • Оригинальность продуктов деятельности (нестандартные результаты).
  • Высокая мотивация (заинтересованность деятельностью).
  • Удовлетворение от данного вида деятельности.
  • Готовность к преодолению неблагоприятных условий деятельности.
  • Высокий уровень выполнения деятельности.

Склонности.

Склонность является одним из важных факторов развития способностей.

Взаимосвязь склонности и способности выступает не только как их единство, но и как причинно-следственная их взаимозависимость, обеспечивающая ход психического развития по спирали.

Психологическую основу склонности составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые результаты, но и сам процесс деятельности.

Склонность можно понимать не только как направленность (предпочтение), но и как стремление к какому‑либо занятию.

Склонности – это стремления, способности – это возможности, они имеют общие корни, между тем и другим – подлинная взаимосвязь.

Одаренность своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Талант – это развитая природная склонность. Оноре де Бальзак

Непрерывное развитие своих способностей, чаще всего трансформируется в талант.

Гений – это 1% таланта и 99% труда

Т. Эдисон

Гениальность — это наивысшая степень проявления творческих сил человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психофизиологическое обоснование связи способностей со склонностями.

Связь способностей со склонностями была поставлена еще в 1918 году, когда А.Ф. Лазурский поднял этот вопрос в своей монографии "Наука о характерах".

Склонности, отражают потребность и стремление человека к деятельности определенного типа, определенного характера, поэтому они должны учитываться при ориентации и отборе. Однако при этом возникает вопрос - насколько склонности соответствуют способностям к избираемому виду деятельности?

Изучение этого вопроса показало, что довольно часто у человека имеется склонность к тому виду деятельности, к которому у него имеются и способности. Например, если у человека имеется склонность к работе "взрывного" типа, то у него имеется и хорошо выраженные показатели быстроты; если у него есть тяга к работе в спокойном темпе, то у него имеется устойчивость к монотонии и т.д. Такое совпадение обусловлено тем, что и склонности и способности имеют общий компонент - типологические особенности проявления свойств нервной системы.

Соотношение между способностями и склонностями можно представить в виде схемы.

Связь нейродинамических особенностей со склонностями, способностями и эффективностью деятельности

Необходимо обратить внимание на отсутствие непосредственной связи между способностями и склонностями: эти связи опосредованы деятельнотью. Однако не противоречит положению Н.С. Лейтеса, что способности и склонности как бы поддерживают и усиливают друг друга.

Как видно из схемы, способности, обеспечивая эффективность выбранной по склонности деятельности подкрепляют мотив выбора, способствуют перерастанию склонности, как не очень осознанного стремления выполнять определенный тип работы, в стойкий интерес, увлеченность.

Последняя повышает активность спортсмена в избранном виде деятельности, что способствует лучшему развитию способностей и качеств, ускоряет формирование навыков и приобретение знаний. Это снова повышает эффективность деятельности, приводит к большим достижениям. Получается замкнутая функциональная система с прямыми и обратными (положительными) связями.

Изложенное отношение между способностями и склонностями подтверждают точку зрения Е.Ф. Рыбалко и Н.Г. Озолина, что проявление склонностей к той или иной деятельности может служить важнейшим показателем наличия у человека определенных способностей к этой деятельности.

2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.

3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей

Ход лекции

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.

Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении, общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности, материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают :

1. по содержанию (например, музыкальные, технические);

2. по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

3. по глубине (глубокие или поверхностные);

4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.

Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий : художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв-ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Виды способностей

В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности.

Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)

Литературные Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.

Интернет-ресурсы по данной теме :

1. Закрепление знаний учащихся

1.1 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?

1.2 В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?

1.3 Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?

1.4 Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7

1.5 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?

1.6 Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?

1.7 Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?

2.1 Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

2.2 Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

2.3 Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

3.1 Вводный инструктаж

3.2 Самостоятельная работа учащихся

3.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы) :

3.3. 1 Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся;

3.3. 2 Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД);

3.3. 3 Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению задания;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

3.3. 4 Заключительный инструктаж:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

разбор типичных ошибок учащимися;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

7. Подведение итогов урока учителем

объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

9. Уборка рабочих мест

Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей.

Технические Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания

Математические Способности к литературной деятельности, овладение языками

Педагогические Творческое воображение, образное мышление

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми

Литературно-лингвистические Умение логически мыслить, анализировать, обобщать

Способности к искусствам Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.

Задание: необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.

1. Под интересом понимается. познавательная. человека на той или иной.

2. Склонность -. заниматься определенной., постоянно. знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

3. Способности - любые индивидуально-психологические. человека, помогающие. в какой-либо деятельности и приводящиеся к знаниям, навыкам.

Методическая разработка занятия по математике Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10; пространственной ориентировки на листе бумаги,увеличении.

§ 64. Интересы, склонности, способности

1. Чем интерес отличается от склонности?
2. Обладают ли люди способностями от рождения?
3. Как найти свое призвание?

Каждый по своему опыту знает, что не ко всем событиям мы относимся с равным вниманием. Одни нас привлекают, другие оставляют равнодушными. Одних людей больше интересует политика, других — спорт, третьих — компьютеры, четвертых — кино.

Интерес — это форма проявления познавательной потребности.

Склонность — это пристрастие к занятиям определенными видами деятельности.

Можно иметь склонность к вышиванию, игре на флейте, чтению. Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

Способностями называют индивидуальные физиологические и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Мало иметь к ней склонность, нужны и способности. Они основаны на природных задатках, которые можно развить в результате деятельности, систематического упражнения.

Поясним примером. Предположим, что у человека от рождения большие кисти рук, длинные пальцы, крепкие суставы, хорошая их подвижность, отличные музыкальный слух и чувство ритма. Все это — задатки, идеальные для обучения игре на фортепиано.

Но задатки так и останутся задатками, если они не будут востребованы. Способному человеку потребуется меньшее время на овладение профессией, он скорее достигнет мастерства в своем деле, но без работы его способности не проявятся и угаснут, так и не развившись.

Обычно способности и склонности совпадают. Но бывает и так: человек имеет все задатки для того, чтобы стать хорошим пианистом, но вот желания посвятить себя музыке у него нет. Следовательно, его задатки и его склонности не совпадают. Поэтому, прежде чем выбрать профессию, подумайте, нравится ли вам дело, которым вы собираетесь заниматься, и если да, то есть ли у вас способности, чтобы заниматься им успешно.

Интересы: непосредственные, опосредованные, склонности, способности, наследственные задатки.


1.Как соотносятся интересы и склонности?

2. Как развиваются способности?

Укажите, какая связь существует между наследственными задатками и трудовой деятельностью человека.

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: