Сообщение на тему дизайн автомобилей

Обновлено: 08.07.2024

Этапы развития дизайна как проектной деятельности. Тенденции художественного конструирования транспортных средств в послевоенные годы. Принципы проектирования машины. Влияние применяемых материалов для изготовления кузова на конструкцию автомобиля.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.11.2015
Размер файла 148,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по технологии автомобильного проектирования

2. Историческая справка

3. Основные направления, категории

4. Этапы разработки

5. Основные функции, приемы

6. Конструкторские автомобильные фирмы и известные дизайнеры

7. Область применения

Исторически сложилось так, что дизайн как вид проектной деятельности впервые проявился в технике, поэтому он получил название технический дизайн.

Считается, что в более широком смысле дизайн призван не только к художественному конструированию, но должен участвовать в решении более широких социально-технических проблем функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств.

Дизайнер - художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер). Автомобильный дизайн (англ. Automotive design, в СССР художественное конструирование автомобиля) - художественно-проектная деятельность по созданию оригинальной, функционально оправданной, устойчивой к влияниям времени формы авто. Автомобильные дизайнеры сочетают в себе знания физики и автомобильной эстетики, создавая автомобиль, на который приятно смотреть, безопасный, экономный и доставляющий удовольствие от вождения.

2. Историческая справка

В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну было принято следующее определение…

Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование.

И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.

В конце 20-х г., в США было положено начало художественному конструированию автомобиля. Одной из первых задач художников конструкторов было снижение уровня пола, а следовательно, и общей высоты автомобиля.

Первыми стали систематически и целенаправленно заниматься художественным конструированием автомобиля американцы. В 1926 г. концерн General Motors создал группу по художественному конструированию, а уже в следующем, 1927 г. была выпущена модель La Salle, спроектированная художниками-конструкторами. Её успех, как отметили современники, дал профессии дизайнера отличную рекламу. В 1964-1965 гг. в отделе художественного конструирования технического центра General Motors работало 1400 дизайнеров, в концерне Ford - 875. В промышленно развитых странах Европы и Японии художественное конструирование получило широкое распространение в послевоенные годы как средство сохранения старых и завоевывания новых рынков сбыта.

3. Основные направления, категории

1. Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера;

2. Функция - работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи;

3. Морфология - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера;

4. Технологическая форма - морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн проектирования в результате художественного осмысления технологии;

5. Эстетическая ценность - особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

4. Этапы разработки

Дизайн автомобилей, является увлекательнейшим творческим процессом. Создать яркую и интересную форму не просто! Кроме задумки, также важна подача рисунка. Работа делится на несколько этапов:

1. Рисуем эскиз в линиях. Даже имея графический планшет, этот этап лучше делать карандашом на бумаге, затем сканируем изображение и открываем графический редактор;

2. Очерчиваем контур машины, создаем отдельный слой. Накладываем фон картинки. Фон состоит из грунта и неба;

3. Придаем форме машины объем;

4. Добавляем деталировку;

5. Накладываем отражения и блики.

5. Основные функции, приемы

Цель автомобильного дизайна - создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и эстетики.

6. Конструкторские автомобильные фирмы и известные дизайнеры

транспортный кузов автомобиль

7. Область применения

Области применения очень разнообразны. Художественное конструирование автомобиля. Неограниченные возможности тюнинга интерьера и экстерьера автомобилей, дизайна интерьера яхт, катеров, самолетов. Возможно, оформлять компьютеры, оргтехнику, корпуса электробытовых приборов, корпуса аудио и видеоаппаратуры, пульты управления, выключатели, телефоны, изделия из стекла, фасады, предметы мебели и многое, многое другое.

С одной стороны, предметная среда создается человеком по законам красоты, поэтому дизайн представляет собой наиболее развитую сферу эстетической деятельности. С другой стороны, по предмету деятельности, средствам реализации и результатам деятельности дизайн входит в структуру промышленного проектирования, а через него - в систему промышленного производства. Естественно, эти два плана деятельности не разобщены: их взаимодействие и определяет специфику дизайна как профессиональной деятельности и его структуру как особую функциональную систему современного общества.

Подобные документы

Моделирование конструкций конечными элементами. Нагрузочные режимы на кузов машины. Особенности конструкции кузова автомобиля ВАЗ 2108, применяемые материалы и характеристики сварных соединений. Построение модели кузова автомобиля, проверка на прочность.

курсовая работа [2,9 M], добавлен 11.03.2011

Перспективы развития малярной услуги в области автотранспорта. Обзор и характеристика применяемых лакокрасочных материалов. Приемы выполнения работ при окраске кузова автомобиля. Способы нанесения лакокрасочных материалов и режим сушки покрытий.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 18.11.2015

Конструкция кузова легкового автомобиля, классификация его повреждений. Очистка кузова от коррозии и лакокрасочных материалов. Устранение деформации крыши. Технология замены узлов и деталей кузова. Гидравлические системы для рихтовочных стендов.

дипломная работа [521,0 K], добавлен 25.02.2010

Процессы обслуживания автомобиля. Технические особенности автомобиля Nissan Primerа. Ежедневное обслуживание автомобиля. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Составление технологической карты.

курсовая работа [838,0 K], добавлен 18.05.2011

Устройство кузова автомобиля ВАЗ-2115. Основные его неисправности, способы их устранения. Техническое обслуживание и ремонт машины. Организация рабочего места слесаря. Меры безопасности при ТО. Охрана окружающей среды на автомобильной заправочной станции.

курсовая работа [5,7 M], добавлен 22.12.2013

Особенности обеспечения конструктивной жесткости кузова современного автомобиля. Поведение частей машины, окружающих водителя при ударе. Описание конструкций подголовников, ремней, подушек безопасности. Принципы действия данных средств защиты при аварии.

презентация [407,0 K], добавлен 29.05.2015

Назначение и устройство кузова автомобиля ВАЗ-2115. Неисправности кузова и способы их устранения. Техническое обслуживание и ремонт. Снятие переднего крыла. Стыки, на которые наносится невысыхающая уплотнительная мастика. Установка передней двери.

Taurusdesign2.jpg

Автомобильный дизайн (англ. Automotive design , в СССР художественное конструирование) - художественно-проектная деятельность, по созданию оригинальной функционально оправданной, устойчивой к влиянием времени формы авто.

Содержание

История

В конце 20-х г., в США было положено начало художественному конструированию автомобиля. Одной из первых задач художников конструкторов было снижение уровня пола, а следовательно, и общей высоты автомобиля.

Первыми стали систематически и целенаправленно заниматься художественным конструированием автомобиля американцы. В 1926 г. концерн General Motors создал группу по художественному конструированию, а уже в следующем, 1927 г. была выпущена модель La Salle, спроектированная художниками-конструкторами. Её успех, как отметили современники, дал профессии дизайнера отличную рекламу.

В 1964—1965 гг. в отеле художественного конструирования технического центра General Motors работало 1400 дизайнеров, в концерне Ford — 875.

В промышленно развитых странах Европы и Японии художественное конструирование получило широкое распространение в послевоенные годы как средство сохранения старых и завоевывания новых рынков сбыта.

Теория

Задача художественного конструирования заключается в создании рационального изделия, максимально соответствующего условиям эксплуатации и требованиям технологии.Форма изделия должна быть функционально оправданной.

Внешний вид

Форма автомобиля зависит от компоновки и конструкции, от применяемых материалов и технологии изготовления кузова. В свою очередь, возникновение новой формы заставляет искать новые технологические приемы и новые материалы. На развитие формы автомобиля воздействуют социально-экономические факторы и, в силу особого качества автомобиля - его "престижности", мода.

Существует прямая последовательность зависимость между размерами и стоимостью автомобиля: чем больше, тем дороже.Предпринимателю всегда выгодно выпускать дорогой автомобиль.

Дизайн интерьера

Цвет и фактура

Конструкторские автомобильные фирмы

  • Bertone
  • Cardi
  • Castagna
  • Coggiola
  • Colani
  • DC Design
  • EDAG
  • Fioravanti
  • Heuliez
  • I.A.D.
  • I.DE.A
  • IED
  • ItalDesign
  • Karmann
  • Michelotti
  • Rinspeed
  • Sbarro
  • Spada
  • Stola
  • Torino Design
  • Zagato
  • Zender

Дизайнеры авто

См. также

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Автомобильный дизайн" в других словарях:

Плавник (автомобильный дизайн) — Примеры плавниковой стилистики в Америке… …и в Европе. Плавниковый стиль общее название течений в автомобильном дизайне, существовавших на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XX века. В общем и целом, можно сказать, что этот стиль… … Википедия

Дизайн — Дизайн: игровая площадка для детей 6 10 лет; дизайнер Джеймс Туми, Такома, штат Вашингтон, 1987. ДИЗАЙН (от английского design замысел, проект, чертеж, рисунок), вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Дизайн — современное искусство художественного конструирования начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны. Техницистский ХХ в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что именно… … Вся Япония

ОАО "Горьковский автомобильный завод" — ОАО "Горьковский автомобильный завод" ("ГАЗ") образован в ноябре 1992 года на базе Горьковского автомобильного завода, действовавшего с 1 января 1932 года. В конце 1956 года завод начал выпуск "Волги" ГАЗ 21, особого … Энциклопедия ньюсмейкеров

Волжский автомобильный завод — Координаты: 53°33′24″ с. ш. 49°15′33.3″ в. д. / 53.556667° с. ш. 49.25925° в. д. … Википедия

Художественное конструирование — Автомобильный дизайн (англ. Automotive design) художественно проектная деятельность, по созданию оригинальной функционально оправданной, устойчивой к влиянием времени формы авто. В СССР термин назывался художественное конструирование. Содержание… … Википедия

Развитие формы кузова легкового автомобиля — Основная статья: Автомобильный дизайн Форма автомобиля зависит от конструкции и компоновки, от применяемых материалов и технологии изготовления кузова. В свою очередь, возникновение новой формы заставляет искать новые технологические приёмы и… … Википедия

Колани, Луиджи — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Колани. Луиджи Колани Luigi Colani … Википедия


Не бывает некрасивых машин — бывают дешевая платформа и ленивый дизайнер. Уверен, если бы ­Коко Шанель была автомобильным стилистом, ее знаменитое высказывание звучало бы именно так. Автомобильная красота — это не чудо природы и даже не искусство, а технология, ловкость рук и немножко обмана. За 132 года с момента официального изобретения самодвижущегося экипажа конструкторы и стилисты придумали целый сборник нехитрых правил, которые помогают ­безошибочно создать красивый автомобиль. Но к нему прилагается еще и справочник рекомендаций, как все эти правила обойти. С их помощью привлекательной сегодня можно сделать практически любую машину, независимо от ее происхождения, компоновки или размера, — от переднеприводного BMW до заднеприводной Тойоты.

Что это за правила? Я побеседовал с автомобильными дизайнерами, прошерстил каталоги классических машин и попытался собрать главные рецепты хорошего автомобильного стиля в методичку, которая поможет рассуждать об автодизайне на уровень выше дискуссий о том, кто у кого фары содрал.

9+1 заповедь

Если бы в автодизайне существовала такая же трафаретная формула, как ­90-60-90 в модельном бизнесе, то для непосвященного человека она звучала бы довольно странно: четыре колеса между осями, стекло и металл в соотношении один к трем и стойка А, нацеленная в переднюю ось. Ничего не поняли? Попробую расшифровать. Удачная внешность автомобиля — это далеко не ширина ноздрей, толщина бамперов или высота спойлера, куда важнее пропорции или, попросту говоря, телосложение.

1. Стойка лобового стекла попадает в центр колеса


Классика не стареет: даже ­Mercedes-Benz W126 и новейший Rolls-Royce Phantom, между которыми сразу несколько эпох автодизайна, созданы по одинаковым правилам


— Классический профиль с длинным капотом и вытянутым багажником достался нам в наследство от конных упряжек, — говорит экс-дизайнер Тойоты и концерна PSA Владимир ­Пирожков. — Тогда количество лошадей спереди прямо говорило о статусе пассажира, а размер сундука на запятках — о его богатстве.

2. Длина колесной базы — четыре диаметра колеса

Здесь тоже нет строгой формулы, но есть принцип: чем длиннее, ниже и шире автомобиль, тем породистее и стремительнее он выглядит. Однако нельзя просто взять пластилиновый макет и потянуть его за бамперы: габариты должны оставаться в гармонии с размером колес и расстоянием между осями. Со времен довоенной классики в ходу негласный этикет: колесам следует отстоять друг от друга на 3,5—4,5 своего диаметра. Правда, от эпохи к эпохе эта норма плавала, особенно в 60-х и 70-х, когда размер колес уменьшился, поэтому, например, Mercedes W126, носивший максимум 15-дюймовые покрышки, мягко говоря, провалил бы такой ­фейс-контроль. Но сегодня все снова без ума от больших колес, и к правилу четырех диаметров вернулись почти все люксовые седаны.



3. Высота оконной линии — две трети от боковины


Сегодня ­трудно представить флагманский седан с такой же большой площадью остекления, как у Volvo 760, но мода 80-х не запрещала даже уронить подоконную линию ниже уровня багажника и капота

Исходя из этих трех правил, автомобилю, чтобы породисто выглядеть, нужны большой капот, короткий нос, длинный хвост, увеличенные колеса и уменьшенные окна. Но это не все — есть и другие правила дизайн-этикета. Важно, например, как расположены ­задняя стойка крыши и фары.

4. Крыша должна опираться на колесную арку


Если стойка сдвигается к корме — силуэт становится стремительнее, что на руку лифтбекам и купе, а вот если опора перемещается вперед, то результат может быть непредсказуемым. Все ведь помнят Крайслеры с дизайном cab-forward? Стать иконами стиля у них не вышло, но, с другой стороны, существует и наш правительственный ЗИЛ, для которого смещенная вперед стойка оказалась фамильной чертой.

5. Передняя оптика — не выше колес



6. Блики только вдоль кузова


Новые купе и кабриолеты E-класса стали первыми современными Мерседесами без резких подштамповок на бортах. И это общий тренд автодизайна: свет сам должен отрисовывать линии кузова, огибая колесные арки

7. Никаких гуманоидов в салоне


Что общего может быть в интерьере Лады и Ягуара? Гуманоид на центральной консоли с глазами-дефлекторами


8. Черный верх, белый низ

9. Автомобиль заканчивается у лобового стекла

Не так важно, какими габаритами обладает машина: водитель со своего места все равно представляет их лишь ­умозрительно. Куда важнее размеры салона, а он визуально заканчивается там, где проходит нижняя кромка лобового стекла. Чем она дальше, тем крупнее автомобиль видится водителю и пассажирам. Это одна из причин, почему среди маленьких машин пошла мода на пологое, вынесенное далеко вперед лобовое стекло.

10. К черту все правила




Стилисты говорят: игнорировать правила можно, но для этого дизайн должен быть из ряда вон. Именно так и рождаются шедевры: Porsche 911, Citroen DS, Saab 900, Mini, Volvo 740 и тогда и сегодня рушат эстетические догмы. Хотя чаще всего дизайнеры ­все-таки предпочитают правила не крушить, а обходить.

Тело как уловка

Классическая компоновка — почти обязательное условие для купе и седанов голубых кровей, именно поэтому к ней в итоге вернулись Alfa Romeo, Cadillac, Chevrolet и даже Hyundai с Kia. Но даже если у вас есть только передний привод или нужно сделать недорогой хэтчбек, минивэн и кроссовер, это еще не значит, что они обречены прослыть безвкусицей.


Если говорить о национальных особенностях автодизайна, то французы всегда отличались экспериментальным подходом к телосложению автомобиля, а у американских дизайнеров габариты, компоновка и пропорции нередко существовали в параллельных вселенных



Дизайн-икона — это необязательно безупречная внешность. Длина переднего свеса на BMW 850i составляла 1046 мм! Хотя за первенство в этом вопросе с ним могла бы поспорить Ferrari 550 Maranello. Ну а коллекционный Aston Martin V8 Sportsman Estate — как доказательство, что олдскульным творцам порой не удавались ни пропорции, ни поверхности, ни детали






К уловкам и оптическим иллюзиям прибегают все. Вытянутой на боковину фарой можно укоротить свес, срубленным углом бампера и вертикальным ребром — ограничить длину крыла перед аркой, бликами или молдингами — нацелить стойку крыши и в ступицу, подштамповками вдоль порога — заузить боковины, а накладными арками — увеличить колеса.


Слева Peugeot здорового человека, справа — курильщика. А если серьезно, то между моделями 406 и 407 нет особой разницы в компоновке, несмотря на отличающиеся передние подвески. Просто ателье Pininfarina в первую очередь заботилось об изящности, а собственной студии Peugeot больше хотелось экспериментов


Красота — это дорого, но сегодня выглядеть плохо — преступление, поэтому автоконцерны не жалеют миллиардов на новые платформы, которые сулят ­изящные пропорции. А те, у кого финансов не так много, инвестируют в дизайнеров. Речь про китайцев, которые оптом закупают стилистов в Европе. И про Ладу.




Подштамповки на бортах Весты не прихоть. По словам Стива Маттина, он намеренно пошел против правил, потому что ради уменьшения себестоимости Веста получила небольшие колеса, которые нужно было визуально усилить. Плоский борт без подштамповок сделал бы машину тяжелее, и стало бы очевидно, что на самом деле Лада весьма высокая, упитанная и коротконогая

— Когда я только приехал в Тольятти, мне пришлось сражаться с пропорциями, которые были заложены в новые проекты, — объясняет Маттин, — Например, у Лады традиционно была покатая решетка радиатора и низкая линия остекления, а я пришел с премиум-бэкграундом и хотел привить если не дорогой, то хотя бы просто гармоничный внешний вид.


BMW и Volvo довольно успешно синтезировали дорогой внешний вид на машинах с поперечным мотором. Шведы для этого разработали новую платформу SPA, а баварцам помогло шасси от Mini, на котором для Китая сделали седан первой серии


В итоге нос у Весты стал вертикальным ради более длинного капота, пояс поднялся, изменился угол наклона лобового стекла, увеличились колеса и колея, размер фар и длина багажника.

Посмотрим на кузов автомобиля через призму исторической эволюции


Кузов автомобиля большинство обывателей оценивает с точки зрения привлекательности дизайна. Но помимо эстетической функции, эти стальные конструкции защищают водителя и пассажиров.

История развития


Кузова машин прошли через многолетнюю эволюцию, которая начиналась как обшивка двигателя и посадочных мест. Сегодня корпуса автомобилей сочетают эстетику, безопасность, аэродинамические качества. Такое быстрое развитие обусловлено стремительно растущими требованиями к функциональности и внешнему виду.

Для первых автомобилей производитель поставлял шасси только с двигателем и ходовой частью. Кузов изготавливали отдельно в мастерских, часто в тех, которые собирали конные экипажи. Уже тогда можно было создавать эксклюзивные автомобили.

На первой международной автомобильной выставке, проходившей в Берлине в 1899 году, 134 производителя из Европы выставили свои варианты кузовов. В то время рынок был очень сегментирован – не было и речи об общих дизайнерских тенденциях.

Условно развитие автомобильных кузовов можно разделить на 6 периодов:


Какие тенденции господствовали в эти периоды, на что делали упор конструкторы и дизайнеры во время разработки автомобильных кузовов?

1. Античный период – до 1905 года


В то время были созданы первые автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В 1885 году немец Карл Бенц построил автомобиль под названием Motorwagen. У него было 3 колеса, одно из которых располагалось спереди. Машина была оснащена одноцилиндровым двигателем, установленным сзади.

В то же время немецкий дизайнер Готлиб Даймлер создал собственный автомобиль – это была модифицированная лошадиная повозка. Двигатель располагался в центре – между колесом со стороны водителя и задним сиденьем. Интересно, что, несмотря на небольшое расстояние между резиденциями, инженеры не знали друг друга и не подозревали, что одновременно создают машину, которая впоследствии станет революционной.


Очень интересной, по сравнению с другими автомобилями, была компоновка кузова. В нем размещались 4 пассажира, сидели они на двух скамейках лицом друг к другу. Управлялась модель рулем, расположенным между сиденьями. Но от такой идеи вскоре отказались из-за плохой видимости – водителю было крайне трудно наблюдать за дорогой.

В начале XX века изменились пропорции кузова. Увеличилась колесная база. Более длинное шасси позволило установить второй ряд сидений. Так был создан кузов по фаэтонному принципу, где пассажиры размещались в 2 ряда. В античный период дизайн автомобильных кузовов и их компоновка все еще напоминали гужевой транспорт. Для создания в основном использовалась древесина.


Первое такси было организовано компанией Dailmer в 1897 году и получило название Motor-Drochke. Водитель в нем размещался над передней осью. Это было сделано для увеличения пространства, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно. О защите водителя от непогоды в то время никто не думал.

2. Ветеран – с 1906 по 1918 год


В этот период кузова автомобилей развивались конструктивно и технологически. Такую тенденцию обусловило постоянное увеличение скорости, а также борьба производителей за покупателей.

Именно в этот период на автомобили впервые установили вертикально расположенное ветровое стекло. К сожалению, из-за больших размеров, быстрого растрескивания и загрязнения водители скептически отнеслись к такому решению. Спустя несколько лет дизайнеры использовали концепцию остекления, состоящего из двух частей. Здесь нижняя половина была стационарной, а верхняя поднималась или опускалась.

Декабрь 1913 года ознаменовался прорывом – Генри Форд запустил конвейер по сборке автомобилей. Это положило начало эре массового производства. Теперь каждые 93 минуты из ворот цеха выезжала машина.


В этот период расширяется комплектация автомобилей. В 1911 году компания Cadillac оснастила свою модель электрическим освещением. Несколько месяцев спустя впервые было установлено зеркало заднего вида в гоночный автомобиль. Первым автомобилем в Европе, который оснащался электрическим освещением, был Lancia Theta 1913 года выпуска. Эта модель также впервые использовала электрический стартер. Традиционная рукоятка запуска двигателя стала съемной и переместилась в ящик для инструментов.


Стремление продавать больше автомобилей заставило компании осваивать массовое производство. В результате конкурентной борьбы появились компактные модели с маломощными моторами. Они были ориентированы на широкую аудиторию покупателей, поэтому обслуживались и ремонтировались просто и дешево.

3. Винтаж – с 1918 по 1930 год

Революционной новинкой в этот период стала модель Dodge TA. Запущена в производство она была в 1919 году. У автомобиля был полностью закрытый стальной корпус, который производила компания The Budd Co. Спустя два года были разработаны принципы технологии массового производства закрытых кузовов, что позволило снизить трудоемкость и повысить качество.

Технологическим достижением стала разработка окраски методом распыления с использованием нитроцеллюлозных лаков. Разработка принадлежит компаниям Du Pont и General Motors. В 1925 году в результате тесного сотрудничества Ситроена с The Budd Co была создана модель 10 CV – машина с закрытым стальным кузовом.


В начале 1920-х инженеры начали интересоваться аэродинамикой. Целью данной работы было снижение сопротивления встречному воздушному потоку во время движения. Эдмунд Румплер стал одним из пионеров, который активно использовал законы аэродинамики при разработке кузова. Его автомобиль Tropfenwagen, представленный в 1921 году в Берлине, стал настоящей сенсацией – он был похож на каплю воды. В 1979 году немецкий концерн Volskwagen решил испытать этот автомобиль в аэродинамической трубе. Коэффициент сопротивления Cx был равен 0,28. Для сравнения: аналогичный результат получили инженеры Mazda, создав модель Mazda 3 в 2012 году.


Автомобиль Bugatti 32, созданный для участия в гоночных соревнованиях в 1923 году, имеет еще более низкий коэффициент сопротивления – всего 0,23 Cx. Это более низкое значение, чем у современного BMW i8, у которого Cx составляет 0,26.

Прорывом в сфере кузовостроения стала Lancia Lambda. Массовое производство модели началось в 1922 году. В ней традиционную продольную раму заменила пространственная стальная опорная конструкция, благодаря чему машина стала жестче и ниже.


В 1928 году компания The Budd Co разделила обшивку кузова на отдельные элементы. Для их производства внедрили технологию штамповки – это ускорило изготовление обшивки и сократило количество комплектующих. Также производители разработали точечные и линейные методы сварки.


Первые радиоприемники начали продавать в 1930 году. Их производством занималась компания Motorola.


В этот период концепция дешевого автомобиля для людей и стальной самонесущий кузов получили дальнейшее развитие. В 1934 году Citroen показал модель Traction Avant. Это был переднеприводный автомобиль, где передняя часть кузова была сделана так, что двигатель вместе с системой охлаждения и шасси стали единым целым. Поэтому устанавливались они как один модуль.

Автомобиль выделялся среди конкурентов наклонной задней поверхностью кузова, которая стала дверью багажника. На нем размещалось запасное колесо. Такое решение расширило возможности владельца в части перевозки вещей, поэтому концепция быстро завоевала признание покупателей.


Другим известным французским автомобилем этого периода являлась модель 2CV, которая была запущена в производство в 1936 году. Однако из-за Второй мировой войны производство автомобиля остановили. Выпуск модели возобновили только после окончания войны. Машина выпускалась до 1990 года.



5. Современный – с 1948 по 1980 год


В 1950-х и 1960-х годах спрос на небольшие автомобили с мотоциклетными двигателями увеличился. Лидером продаж в этом сегменте стал BMW Isetta, выпускаемый с 1955 года. Удивительным решением стала дверь, которая располагалась спереди автомобиля, а не сбоку, как в случае с традиционными кузовами.




Наряду с изменениями формы кузова была усовершенствована технология производства элементов обшивки кузова, их штамповка. Производители начали использовать пластики – изначально для изготовления мелких деталей, таких как корпуса задних фонарей. Но некоторые компании уже тогда более широко применяли полимеры.


В 1953 году американский концерн Chevrolet представил спортивную модель C1. Это была первая машина, кузов которой был сделан из стеклопластика, он устанавливался на стальную раму. Автомобиль быстро стал популярным. Модель все еще выпускается, сейчас это уже седьмое поколение.


В 1957 году в ГДР создали компактную модель Trabant P50. Ее релиз приурочили к запуску первых искусственных спутников СССР. Это была машина с пластиковым кузовом, сделанная из дюропласта – он очень твердый, устойчив к растяжению и сжатию. Температура плавления материала такая же, как у алюминия (около 660 градусов по Цельсию). Использование пластиковых компонентов имело еще одно преимущество – повышало коррозионную стойкость автомобиля.


6. Универсальный – с 1980 года по наши дни


В 1986 году в Audi на 100-й модели стали использовать оцинкованные стальные листы для производства кузова. Это привело к удорожанию автомобиля, но повысило его коррозийную стойкость. И сегодня большинство производителей используют оцинкованную сталь для изготовления обшивки кузова.

Opel Calibra – еще один отличный автомобиль, изготовленный немцами. Он отличался спортивной формой кузова, за которую получал награды еще до начала производства. Инженеры Opel позаботились об аэродинамических показателях. Коэффициент сопротивления у этого автомобиля был 0,26 – это отличный результат даже по современным меркам. Для сравнения: другие спортивные автомобили – Nissan GTR или BMW i8 – показывают такие же значения при испытаниях в аэродинамической трубе. К сожалению, из-за быстрого падения цен и стремительного развития мирового автопрома сейчас сложно найти Opel Calibra в хорошем состоянии.

Сегодня основная задача конструкторов – снижение коэффициента сопротивления. Это очень важно, так как чем меньше коэффициент, тем ниже расход топлива. Вторая цель конструкторов – скомпоновать несколько материалов при производстве кузова, таких как сталь, алюминий и пластик.

Функции кузова современного автомобиля


Функциональность автомобиля во многом зависит от самого кузова – он должен быть сконструирован так, чтобы максимально облегчить эксплуатацию автомобиля. Эстетика играет важную роль – она порой выходит на первый план при выборе машины.


Основополагающая функция – безопасность. Она делится на активную и пассивную. Первое – системы, которые обеспечивают простоту и комфорт управления автомобилем. Электроника помогает предотвратить столкновения. Но если этого избежать не удалось, в дело вступает пассивная безопасность – это конструктивные решения, которые поглощают энергию удара.

Важную роль играет эргономика. Посадка в автомобиль должна быть комфортной, когда органы управления находятся под рукой. Пассажирам и водителю с разным ростом и телосложением должно хватать места в салоне. При этом нужно обеспечить хороший обзор, создать вместительный и удобный багажник.


Как видим, требования к кузовам автомобилей значительно выросли за более чем вековую историю. Это сложные и функциональные конструкции, выполненные из композитных материалов, а не деревянная обшивка двигателя и шасси, как было в недалеком прошлом.

Читайте также: