Сообщение на тему бронетанковая промышленность

Обновлено: 04.07.2024

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей.

Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске. В стране создана уникальная научно-производственная база подводного кораблестроения. Отечественными конструкторами разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из которых более половины реализовано в металле. Россия - лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставлялись флотам 14 стран. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода (до 50 узлов в час) и глубины погружения (до 1 000 метров). Только в России была освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Первая отечественная АПЛ проекта 627 построена в 1958 году,

Другие центры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

К настоящему времени в составе Объединенной судостроительной корпорации России выделяются региональные субхолдинги:

1. Северный центр судостроения (Северодвинск).

2. Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград).

3. Дальневосточный центр судостроения (Владивосток).

4. Южный центр судостроения (планируется).

Бронетанковая промышленность. До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра). На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны – петроградском – собирались бронеавтомобили. Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году. В качестве образца был использован французский трофейный танк. В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе "Большевик" (Обуховский завод) в 1927-1931 гг. была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1, а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе "Красное Сормово" в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод". Московский завод имени Орджоникидзе был эвакуирован в Свердловск, Ленинградский Кировский завод – в Челябинск, а Ленинградский завод имени Ворошилова – в Омск и Барнаул. Там и шло основное производство бронетехники.

В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг. продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.

Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей военно-промышленного комплекса СССР. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Из четырех российских заводов танки сейчас производятся лишь на двух - в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербурга и Челябинска перепрофилируются. Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевые машины пехоты (БМП) – в Кургане.

Военный потенциал России изначально воспринимается как весьма впечатляющий. При этом далеко не каждый гражданин РФ может ясно представить структуру оборонной сферы своей страны. К тому же данная информация была доступна не всегда. Поэтому есть все причины, чтобы обратить внимание на структуру ВПК.

Военно-промышленный комплекс России

Касаясь данной темы, изначально стоит отметить, что ВПК можно смело отнести к отрасли, которая оказала более чем ощутимое влияние на развитие экономики на протяжении многих лет существования РФ.

военно промышленный комплекс россии

И хотя некоторое время назад такое понятие, как военно-промышленный комплекс России, было несколько размытым, в середине двухтысячных прогресс в этой сфере стал очевиден. Если говорить о ситуации, которая сложилась на данный момент, то стоит озвучить тот факт, что ВПК имеет немало прогрессивных отраслей:

- выпуск боеприпасов и амуниции;

- военное судостроение и др.

В качестве основных игроков, заслуживающих внимания в рамках действия ВПК, можно определить следующие предприятия:

- ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и др.

Как выглядит структура военной отрасли

В рамках данной темы нужно изначально осветить следующую информацию: во время активных 90-х волна приватизации не обошла стороной предприятия военно-промышленного комплекса России. Поэтому, если сейчас проанализировать структуру собственности ВПК РФ, то можно будет без труда заметить, что большую ее часть составляют акционерные общества. Если говорить более конкретно, то таких АО во всем ВПК - 57%. При этом доля государства отсутствует в 28,2% подобных предприятий.

Можно обратиться и к другим данным, которые предоставила Счетная палата. Согласно данной информации, в рамках авиационной промышленности функционирует приблизительно 230 предприятий. Но лишь 7 из них принадлежат государству (речь идет о контрольном пакете акций).

 особенности военно промышленного комплекса россии

В качестве одной из ключевых особенностей российских предприятий можно обозначить их подведомственность в различных формах федеральным организациям. На данный момент структура военно-промышленного комплекса России включает 5 государственных агентств, которые курируют оборонные отрасли и находятся в составе правительства:

- РАСУ. Действует в сфере электронной промышленности, средств связи и радиопромышленности.

- "Россудостроение". Отвечает за курирование судостроительного производства.

- РАКА. Контролирует процессы в рамках ракетно-космической и авиационной промышленности.

- РАВ. В этом случае речь идет о промышленности вооружений.

- "Росбоеприпасы". Это агентство специализируется на работе с промышленностью спецхимии и боеприпасов.

Ключевые элементы ВПК

Если рассматривать особенности военно-промышленного комплекса России, то нельзя обойти вниманием виды организаций, которые входят в его состав:

- Конструкторские бюро, которые ориентированы на работу с опытными образцами (прототипами) оружия.

- Организации научно-исследовательского профиля. Их основной задачей являются теоретические разработки.

- Производственные предприятия. В этом случае ресурсы используются для массового выпуска оружия.

центры военно промышленного комплекса россии

- Полигоны, а также испытательные лаборатории. Здесь есть смысл говорить о нескольких важных задачах. Это так называемая доводка опытных образцов в условиях реальной эксплуатации, а также испытание оружия, которое только сошло с производственного конвейера.

Для того чтобы обрисовать полную картину функционирования ВПК и обозначить все грани, которые имеет военно-промышленный комплекс России, нужно уделить внимание тому факту, что предприятия, которые являются частью оборонного сектора, выпускают и продукцию, имеющую гражданское назначение.

Теперь стоит более внимательно рассмотреть отрасли ВПК

Ядерно-оружейный комплекс

Развитие военно-промышленного комплекса в России трудно представить без этого направления. Оно включает несколько стратегически важных сфер производства.

Прежде всего, это добыча урановой руды и последующее изготовление концентрата из этого сырья. Следующим важным этапом является разделение урановых изотопов (процесс обогащения). Эту задачу выполняют на предприятиях, которые расположены в таких городах, как Ангарск, Новоуральск, Зеленогорск и Северск.

Справедливости ради стоит отметить, что именно в России находится 45% всех мощностей, которые сосредоточены на обогащении урана. При этом важно обратить внимание на то, что производство ядерного вооружения сокращается и описанные выше отрасли делают акцент на западных заказчиках.

Еще одной задачей данного комплекса ВПК является как наработка, так и выделение оружейного плутония. Его запасов, сосредоточенных в РФ, хватит еще на много лет.

Предприятия, действующие в рамках ядерно-оружейного комплекса, занимаются также изготовлением тепловыделяющих элементов, которые необходимы для работы атомных реакторов, сборкой ядерных боеприпасов и утилизацией радиоактивных отходов.

Ракетно-космическая промышленность

Её по праву можно назвать одной из наиболее наукоемких. Чего стоит одна только МБР (межконтинентальная баллистическая ракета), для полноценной работы которой необходимо приблизительно 300 тысяч различных систем, приборов и деталей. А если говорить о крупном космическом комплексе, то эта цифра увеличивается до 10 млн.

Именно по этой причине в данной отрасли сосредоточено больше всего ученых, инженеров и конструкторов.

Авиационная промышленность

Изучая военно-промышленный комплекс России, отрасли и направления этой сферы, авиации необходимо уделить внимание в любом случае. Здесь актуально говорить о крупных промышленных центрах, поскольку для сборки изделий нужны головные предприятия. Другие просто не обладают необходимой технической базой для организации требуемых в целях быстрого и качественного производства процессов.

Артиллерийско-стрелковое оружие

Это также важная отрасль. ВПК РФ вряд ли получится представить без знаменитого автомата Калашникова. Это самый массовый вид стрелкового оружия, который выпускается на данный момент в России.

впк военно промышленный комплекс россии

Более того, за пределами СНГ его взяли на вооружение 55 государств. Что касается артиллерийских систем, то центры их производства находятся в таких городах, как Пермь, Екатеринбург и Нижний Новгород.

Бронетанковая промышленность

Если обратить внимание на центры военно-промышленного комплекса России, то после несложной аналитики можно будет сделать очевидный вывод: данное направление оборонной индустрии можно определить, как одно из самых развитых.

Непосредственно сами танки выпускают в Омске и Нижнем Тагиле. Заводы, расположенные в Челябинске и Санкт-Петербурге, находятся на стадии перепрофилирования. Что касается бронетранспортеров, то их производством занимаются предприятия в Кургане и Арзамасе.

Военное судостроение

Без него военно-промышленный комплекс России нельзя считать полноценным.

При этом наиболее крупным производственным центром в рамках этого направления является Санкт-Петербург. В пределах этого города расположено до 40 предприятий, имеющих отношение к судостроению.

военно промышленный комплекс россии отрасли

Касаясь темы атомных подводных лодок, необходимо обратить внимание на тот факт, что на данный момент их производство осуществляется лишь в Северодвинске.

Что стоит знать о конверсии ВПК

В данном случае речь идет об изменении военной промышленности, а если говорить конкретно, то о ее переходе к гражданскому рынку. Объясняется такая стратегия очень просто: производственные мощности, которые существуют на данный момент, способны произвести значительно больше военной продукции, чем того требует фактический спрос. То есть, столько не нужно ни самой России, ни ее нынешним и потенциальным клиентам.

При такой перспективе остается один очевидный маневр: переориентировать часть военных предприятий на выпуск продукции, актуальной в гражданском секторе. Таким образом, сохранятся рабочие места, заводы продолжат свою стабильную работу, а государство получит прибыль. Полная гармония.

Использование военных производственных ресурсов, так сказать, в мирных целях перспективно еще и по той причине, что на таких предприятиях наблюдается значительная концентрация прогрессивных технологий и специалистов, имеющих высокий уровень квалификации.

Используя такую стратегию можно решить хотя бы некоторые проблемы военно-промышленного комплекса России. При этом сохраняется стабильный выпуск наиболее актуальной для армии техники.

Очевидные сложности

На фоне изложенной выше информации несложно сделать вывод, что та же конверсия - это непростая задача. Ее фактически можно отнести к одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед ВПК. Здесь простых решений нет по определению. Чтобы в данной сфере наблюдался какой-то прогресс, нужно постоянно прикладывать значительные усилия.

развитие военно промышленного комплекса в россии

Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться, - это неясность будущего финансирования предприятий ВПК. Военно-промышленный комплекс России может получить средства от государства только для тех предприятий, которые являются частью какой-либо федеральной программы или относятся к числу казенных производственных мощностей.

Что касается иностранных инвестиций, то причин смело на них рассчитывать пока что нет. При этом в особенно тяжелом положении могут оказаться заводы, имеющие производственные линии, которые уже устарели или же не способны выпускать широкий спектр конкурентоспособной продукции и военной в частности.

Если попытаться оценить экономическое состояние оборонных предприятий в целом, то можно сделать вывод, что оно весьма неоднородно. Суть в том, что есть заводы, продукция которых имеет определенный спрос. При этом существуют и те предприятия, которые находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, причем независимо от того факта, принадлежат они государству или нет.

Тем не менее нужно отдавать отчет в том, что правительство фиксирует состояние некоторых составляющих ВПК. Это подтверждает факт утверждения Координационным советом основных направлений развития и стабилизации ситуации.

проблемы военно промышленного комплекса россии

К тому же в России активно происходит объединение фундаментального и прикладного научного направления в рамках деятельности военных предприятий, что значительно повышает шансы ВПК на успешное развитие и полноценное функционирование. Прилагаются также и грамотно организованные усилия для максимального соответствия продукции, которая выходит с конвейера предприятий военно-промышленного комплекса, инвестиционным ожиданиям российского и заграничного рынка.

Итоги

Очевидно, что при всей непростой ситуации, сложившейся вокруг ВПК шансы на светлое будущее и прогрессивное настоящее однозначно есть. Правительство постоянно работает над тем, что провести необходимые изменения, которые позволят оборонным предприятиям работать предельно эффективно.

Презентация на тему: " Бронетанковая промышленность Росии.. Бронеавтомобили. До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились." — Транскрипт:

1 Бронетанковая промышленность Росии.

2 Бронеавтомобили. До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились. На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны – петроградском – собирались бронеавтомобили.

3 Первые танки в России. Первая небольшая серия легких танков была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году.

4 Первые танки в России. В качестве образца был использован французский трофейный танк.

5 Первые танки в России. В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе "Большевик" в гг. была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1.

6 Первые танки в России. В Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

7 Танки России в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе "Красное Сормово" в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод".

8 Современные ведущие центры производства бронетехники. - Санкт-Петербург (Кировский завод – танки Т-80 и самоходные орудия).

9 Современные ведущие центры производства бронетехники. - Нижний Новгород (Нижегородский машиностроительный завод – орудия для БМП-3 и боевые башни для ЗРAК "Тунгуска").

10 Современные ведущие центры производства бронетехники. - Омск (завод транспортного машиностроения – танки Т-80У.


Продолжаю публикацию военной тематики. Сегодня речь пойдет об обсосанной миллион раз теме, но от этого не менее интересной! Записи будут разбиты на несколько частей, так что следите и не переключайтесь. Поехали!
Историю развития отечественного танкостроения принято делить на 5 периодов:
1. первые отечественные танки (1915-1917 гг.);
2. первые советские танки (1920- 1931 гг.);
3. период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.);
4. бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-945 гг.);
5. период послевоенного танкостроения:
• первое послевоенное поколение (1945 — 1960 гг.);
• второе послевоенное поколение (1960 — 1990 гг.);
• третье послевоенное поколение (1990 г. и по настоящее время).
Первые отечественные танки (1915-1917 гг.)


Двигатель мощностью 15 кВт. Трансмиссия — планетарная. Комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса). Максимальная скорость 25 км/ч. Масса машины 3,5-4т. Экипаж-1 человек. Вооружение-пулеметное. Бронирование-противопульное.

Проект сверхтяжелого танка (1915-1916)


Масса 170 т. Экипаж танка — 8 человек, вооружение — 120-мм пушка и пулемет (установленный во вращающейся башне), противоснарядное бронирование 100-150 мм, максимальная скорость движения — 24 км/ч, пневматическая подвеска, предусмотрена возможность движения по рельсам железной дороги

Колесный танк


Летом 1917 г., под руководством инженера Лебеденко Н.Н. был построен колесный танк массой в 40 т. В его создании принимали участие известные русские ученые Жуковский Н.Е. и Стечкин Б.С.
Повышенную проходимость танка пытались обеспечить применением колес диаметром 9 м. Заднее колесо меньшего диаметра — для управления. Из-за технического несовершенства разработка танка была прекращена построенный образец в 1923 году был разобран.



В 1927 г. на вооружение Красной Армии поступает танк МС-1 или малый танк сопровождения пехоты Т-18 .
Экипаж 3 человека
Боевая масса 5,5 т
Бронирование- 8 -16 мм
Пушка -37-мм
Пулемет — 1(один) 7,62-мм
Карбюраторный двигатель АМО мощностью 33,5 л.с. (24,6 кВт)
Максимальная скорость 22 км/ч.
Период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.)



С 1931 г. основу советских механизированных и танковых соединений составляли танки серии БТ (БТ, БТ-2 — 1931 г.), БТ-5 (1933 г.), БТ-7 (1935г).
Танк БТ-7 имел броневую защиту до 15 мм, 12-ти цилиндровый двигатель мощностью 400 л.с. Масса танка составляла 13 т. Вооружение — 45-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Экипаж машины 3 человека. Скорость движения: на колесах 73 км/ч; на гусеницах 53 км/ч. Запас хода: на колесах 500 км; на гусеницах 375 км.


Боевая масса — 3,2 т.;
Экипаж 2 человека;
Вооружение — один 7,62-мм пулемет.
Двигатель, 4-х цилиндровый карбюраторный мощностью 40 л.с; Скорость движения до 40 км/ч по шоссе и до 6 км/ч при движении по воде.


Боевая масса 27,8 т. Экипаж 6 человек.
Вооружение 76,2-мм пушка, четыре 7,62-мм пулемета. Двигатель М-17Т, 12 цилиндровый,
4-х тактный, карбюраторный. Мощность двигателя 500 л.с. Скорость движения по шоссе 45 км/ч, по рокаде — до 20 км/ч. Запас хода по рокаде до 220 км.


Боевая масса 50 т
Экипаж 11 человек
Вооружение 76,2-мм пушка, две 45-мм пушки, шесть 7,62-мм пулеметов
Двигатель М-17Т, 12 цилиндровый, 4-х тактный, карбюраторный
Мощность двигателя 500 л.с.
Скорость движения по шоссе 30 км/ч, по рокаде-до 20 км/ч
Запас хода по рокаде до 120 км.
На этом пока все, до скорых встреч, продолжение следует…

Организация производства танков в условиях военной интервенции, экономической блокады и гражданской войны — это трудовой подвиг рабо­чего класса молодой советской республики, это еще одно подтверждение справедливости слов В. И. Ленина о том, что в войне решающее зна­чение имеет экономическая организация страны.

Важнейшим принципом плановой организации военной экономики в нашей стране стало выделе­ние решающих для обороны отраслей хозяйства и предприятий, сосредоточение на них основных сил и средств, а также создание между ними устойчи­вых связей — их кооперирование. На основе этих принципов было организовано и производство тан­ков.

По заданию В. И. Ленина и под непосредствен­ным наблюдением Совета военной промышленно­сти Сормовский (Горький), Ижорский, Обухов­ский заводы (Ленинград), московский завод AMO и другие предприятия Советской России организо­вали производство первых советских танков.

1 декабря 1920 г. Совет военной промышленно­сти направил В. И. Ленину рапорт о постройке первого танка русского производства. В нем дава­лась краткая справка об изготовлении танка и его техническая характеристика.

По качеству первые советские танки превосхо­дили танки интервентов. Они преодолевали пре­пятствия с подъемом в 30° и боковым креном в 25°; развивали скорость до 9,5 км/час. Впервые в мире на них было установлено пушечно-пулемет­ное вооружение. На иностранных танках вплоть до 1926 года устанавливались либо пушка, либо пулемет.

В этот период на Сормовском заводе строились легкие танки, проводилась опытно-проектная ра­бота. Большой вклад в выполнение ленинского задания внесли заводские инженеры тт. Д. М. Ми­хеев, Η. Н. Хрулев, конструкторы К. Г. Крылов, К. И. Сафонов, А. В. Бояркин, А. Е. Басов, Г. А. Золотухин, П. И. Салтыков, М. И. Мещаников, В. А. Московкин, которые предложили ориги­нальное улучшение конструкции движителя и пе­редаточного механизма к ведущему колесу танка. Одним из активных творцов танка был заведующий пушечным цехом Jl. Б. Алексеев.

Много труда и энергии вложил в создание пер­вых советских танков представитель Центроброни И. X. Гаугель. В память об этом замечательном человеке его именем названа одна из улиц Сор­мовского района города Горького.

До 1924 года для производства танковой техни­ки не существовало постоянной промышленной базы. Опасность такого положения для обороны страны осознавали в Совете военной промышлен­ности. Поэтому по мере восстановления предприя­тий машиностроения развертывались работы в об­ласти танкостроения.

Проектирование и организация производства бронетанковой техники были возложены на со­зданное 6 мая 1924 года в системе Главного уп­равления военной промышленности (ГУВМ) тан­ковое бюро. Председатель BCHX Ф. Э. Дзержин­ский выдал этой организации мандат на право по­лучения нужных сведений на заводах военной про­мышленности. Создание специального бюро яви­лось важным событием в истории нашего танко­строения.

Первым танком, проект которого сотрудники бюро быстро довели до опытного образца, стал 5-т танк сопровождения пехоты T-16. Испытания его были закончены 15 июня 1927 года.

13 июня на испытаниях присутствовали Г. К. Орджоникидзе и К. Е. Ворошилов. Комиссия под председательством начальника снабжения РККА П. Е. Дыбенко рекомендовала внести не­которые изменения в двигатель, увеличить длину танка и поставить опорные катки большего диа­метра.

Работы над проектом усовершенствованного танка сопровождения закончились в ноябре 1927 го­да. Конструкторское бюро присвоило ему шифр Т-18.

С 1928 по 1931 г. было изготовлено 960 боевых машин этого типа.

С выпуска танка MC-I началась история се­рийного советского танкостроения, развитие кото­рого было необходимо в интересах укрепления обо­роноспособности нашего государства.

MC-1 по форме корпуса, башни и по компо­новке механизмов был сходен с первым легким танком Сормовского завода. Однако при весе 5,5—5,9 T и скорости 16,5 км/час он обладал ря­дом конструктивных преимуществ. Оригинальный проект двигателя воздушного охлаждения и ко­робки передач для танка был выполнен извест­ным советским конструктором авиационных мото­ров А. А. Микулиным.

Чтобы уменьшить вес танка за счет сокраще­ния его размеров, двигатель и коробка передач были установлены поперек корпуса и выполнены с общим картером.

Другими оригинальными конструктивными осо­бенностями танка MC-1 были: внутреннее зацепле­ние в бортовой передаче, наличие опорных катков с обрезиненными бандажами, впервые примененны­ми на серийной боевой машине.

По сложившимся в середине 20-х годов взгля­дам, помимо танков сопровождения, войскам тре­бовались танки, пригодные для выполнения само­стоятельных задач в составе свободно маневрирую­щей группы или передового эшелона, действующе­го впереди пехоты на большую глубину. Такие танки должны были иметь более мощное воору­жение, лучшую защиту и большую подвижность.

Подобная машина (Т-12) была спроектирована в 1928—1929 годы и испытывалась в 1930 году.

Новинкой у танка Т-24 было многоярусное рас­положение вооружения и применение мощного авиационного 300-сильного двигателя марки М-6. По своим скоростным данным танк Т-24 оставлял далеко позади все известные в то время зарубеж­ные танки.

В состав молодого конструкторского коллекти­ва, создавшего первый средний танк Т-24, входили конструкторы тракторного, дизельного и паровоз­ного производств. Среди них были П. Н. Алексеен­ко, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, В. М. Доро­шенко, А. С. Бондаренко, А. А. Малоштанов, М. И. Таршинов, П. Н. Горюн и другие. Руководи­телем танкового отдела завода был С. Н. Махонин.

Успехи индустриализации страны в предвоен­ные пятилетки, благоприятные перспективы разви­тия тяжелой промышленности создали предпосыл­ки для постановки на производство всех необхо­димых типов танков. Наступило время перевоору­жения нашей армии, оснащения ее наиболее совре­менной боевой техникой.

В 1929 году правительством принимаются пер­спективные планы, предусматривающие оснаще­ние Вооруженных Сил бронетанковой техникой. Предполагалось в очень короткие сроки снабдить армию новыми легкими гусеничными и колесно­гусеничными танками и, кроме того, признавалось необходимым выпускать средние и тяжелые тан­ки, а также танкетки. Чтобы ускорить разработку и производство боевых машин, решено было при­обрести заграничные образцы танков.

Перед нашими танкостроителями стояли зада­чи: в кратчайший срок и с наименьшими трудовы­ми затратами создать на основе закупленных об­разцов более совершенные перспективные боевые машины.

23 мая того же года было принято решение создать и начать производство колесно-гусенично­го танка БТ (на базе шасси Кристи). Выполнял проектирование этого танка коллектив, создавший танк Т-24.

Советскому танкостроению нужно было пройти этап строительства легких скоростных машин, чтобы потом найти самостоятельные пути сочета­ния высокой подвижности с мощной броней и воо­ружением.

К. Е. Ворошилов говорил об этом времени:

«… Нам пришлось встать, и мы поступили со­вершенно правильно, на путь приобретения за­граничных образцов.

В результате громадного напряжения сил, сами поставили у нас в стране на производство совре­менные танки.

Рабочие, техники, инженеры сделали все воз­можное, чтобы выполнить задания партии и пра­вительства. Уже в четвертом квартале 1931 года были построены 120 танков Т-26, в том числе 17 двухбашенных, 348 танкеток Т-27 и 3 танка БТ. Эти типы танков в 1932 году принимали участие в параде на Красной площади.

Постоянное внимание в то время уделяли тан­костроению народный комиссар тяжелой промыш­ленности Г. К. Орджоникидзе и его заместитель И. П. Павлуновский. Непосредственную помощь танкостроителям оказывали С. М. Киров, С. В. Ко­сиор, А. А. Жданов. В 1932 году Красная Армия получила более 2700 танков и танкеток.

В мае 1932 года организуется Военная акаде­мия механизации и моторизации РККА, ставшая кузницей командных и инженерных кадров танко­вых войск. Создаются кафедры гусеничных машин в ряде вузов. Меры, принятые Коммунистической партией и Советским правительством, обеспечили развертывание отечественного танкостроения.

В январе 1933 года завод ВАТО-2, как уже оформившееся танковое предприятие, передается в ведение Спецмаштреста и получает новое литер­ное название — завод № 37.

Паровозостроительный завод также был одним из первых, призванных освоить производство тан­ков. Выпуск первых танков Т-24 завод начал еще в 1928 году.

Колесно-гусеничный танк БТ-2 образца 1931 го­да, вооруженный 37-мм пушкой и пулеметом в ша­ровой установке, или тремя пулеметами в спарен­ной установке, в 1933 году был заменен танком БТ-5, который имел спаренную установку, состоя­щую из 45-мм пушки и пулемета. Такая спарен­ная установка пушечно-пулеметного вооружения на серийных танках применялась впервые. После замены мотора М-5 мотором М-17 танк БТ-5 стал называться БТ-7, а после установки в БТ-7 спе­циально спроектированного для танков дизеля В-2 танку была присвоена марка БТ-8. Создание мощ­ного специального танкового двигателя-дизеля В-2, работающего на тяжелом топливе, имело большое значение для повышения маневренных качеств танка и вообще для советского танко­строения. Советский высокооборотный дизель В-2 был создан коллективом конструкторов под руко­водством К. Ф. Челпана, при участии Я· Е. Вихмана, И. Я. Трашутина, Т. П. Чупахина, М. П. Поддубного и других.

Танки БТ могли двигаться на гусеницах со ско­ростью до 52 км/час, а на колесах — свыше 70 км/час.

В последующем колесно-гусеничные танки рас­пространения не получили, так как колесный ход, как правило, в боевых условиях не использовался, а его наличие значительно усложняло конструкцию танка.

В сентябре 1933 года OKMO был преобразован в самостоятельный завод опытного машинострое­ния № 185 им. Кирова Спецмаштреста Народно­го комиссариата тяжелой промышленности. Дирек­тором был назначен Н. В. Барыков, гл. конструк­тором С. А. Гинзбург. В течение короткого време­ни завод расширил работу по танковой тематике.

В числе основных разработок были: быстроходные колесно-гусеничные танки Т-29-4 и Т-29-5, создан­ные на базе предшествующих образцов плаваю­щих танков ПТ-1 и ПТ-1А, а также колесно-гусе­ничные танки Т-46, Т-46-1, артиллерийские само­ходные установки СУ-5 и СУ-6 и AT-1 на базе Т-26, тяжелая СУ-14 в двух модификациях (ду­плекс) с 152-мм морской пушкой Б-10 и 203-мм гаубицей Б-4. Позже были изготовлены артсамо- ходы СУ-14-1 с 203-мм гаубицей Б-1 и СУ-14 с пушкой 152 мм, весом 65 Т.

Семейство СУ-5 из трех типов установок с 76-мм пушкой, 122-мм гаубицей и 152-мм мортирой (малый триплекс) было выпущено небольшой пар­тией (15 машин).

С учетом полученного в Испании опыта на за­воде № 185 им. Кирова были разработаны: весной 1937 года первый толстобронный танк T-111 (Т-46-5), а несколько позже—тяжелый T-100 и артсамоход на его базе (СУ-100У со 130-мм пуш­кой, в 1940 году — легкий танк Т-50, который в 1941 году изготавливался небольшой серией (бы­ло выпущено около 60 танков).

При разработке новых боевых машин отечест­венные танкостроители исходили из того, что ос­новные боевые качества танка — вооружение, за­щита и маневренность — должны развиваться па­раллельно и опережать уровень массовых средств противотанковой обороны, сохраняя вездеходность. Таким образом, конструкция танка должна удовлетворять требованиям как маневренной, так и позиционной войны.

Реализуя эту идею, советские конструкторы по заданию партии и правительства создали простые универсальные и дешевые танки, производство ко­торых было доступно нашей промышленности, соответствовавшие уровню техники, квалификации кадров, отвечавшие требованиям характера буду­щей войны, а по техническим параметрам стояв­шие выше зарубежных образцов.

Противоснарядная броня высокой твердости, сочетавшая требуемый уровень стойкости с доста­точной живучестью, была создана коллективом броневиков-металлургов: Г. Ф. Засецким, Г. И. Kaпыриным, А. Т. Лариным, И. Ф. Тимченко, Н. В. Шмидтом, А. С. Завьяловым, Л. А. Каневским и другими.

В истории развития мировой бронетанковой техники нет более известной машины, чем совет­ский танк Т-34, признанный шедевром мирового танкостроения. Работу над созданием этого танка вел коллектив конструкторов, возглавляемый М. И. Кошкиным, А. А. Морозовым и Н. А. Куче­ренко. Вначале был создан танк А-20 (колесно­гусеничная машина с 45-мм пушкой), отличавший­ся оригинальной формой корпуса. Применив боль­шие углы наклона броневых листов, конструкторы положили начало так называемому дифференциро­ванному бронированию: как наиболее уязвимые, лобовые детали корпуса были относительно тол­стыми, бортовые же листы, днище, крыша и корма имели меньшую толщину. Большие углы наклона повышали снарядостойкость бронирования без резкого увеличения толщины листов.

Несколько позже указанным коллективом был разработан танк А-30; это была машина с более мощной пушкой и броней. Однако колесно-гусе­ничный движитель оставался наиболее сложным и наименее надежным узлом танка, поэтому кон­структоры по своей инициативе создают чисто гу­сеничный танк Т-32. В августе 1939 года после все­стороннего изучения колесно-гусеничного и гусе­ничного вариантов правительством принимается решение одобрить идею создателей гусеничной машины, отличавшейся простотой, надежностью и высокими боевыми качествами.

В декабре 1939 года новый средний танк (он был назван Т-34) принимают на вооружение. А в начале 1940 года после ряда усовершенствований начинается его серийное производство. На танке Т-34 были установлены 76,2-мм длинноствольная пушка, снаряды которой обладали высокой по тому времени начальной скоростью (680 м/сек), дизель В-2 мощностью 520 л. с., широкие гусени­цы и индивидуальная рессорная свечная подвеска, способствовавшая достижению высоких средних скоростей. Конструкция танка в целом была хоро­шо отработана технологически и обеспечивала возможность серийного производства и ремонта в полевых условиях (табл. 1).

Читайте также: