Сообщение о пейзаже по изо 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски своё настроение.

Пейзажи, вошедшие в число самых знаменитых творений планеты, оцениваются в миллионы долларов. Многие художники-пейзажисты — такие, как Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский — относятся к элите живописцев. Их гениальность бесспорна. Поэтому даже трудно поверить, что ещё несколько веков назад этот жанр считался… низким! (Наряду с бытовым жанром и натюрмортом). Мастера не сразу оценили его потенциал и довольно долгое время рассматривали ландшафты только как фон для сюжетных картин и портретов.

Развитие пейзажной живописи

Пейзажная живопись — это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках.

Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.

Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.

Параллельно на Севере Европы развивала пейзажно-живописное направление голландская школа. В отличие от насыщенного колорита итальянцев, у голландцев краски были приглушёнными.

    искали в ней идеальную гармонию; переносили на полотна буйство стихий, наполняли свои творения динамикой и эмоциями; создавали изящные, утончённые, полные очарования образы, сотканные из пастельных оттенков.

Огромную роль сыграл романтизм XIX века. Художники-романтики обращались к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог тайны.

Следующим революционным шагом стало появление пленэра — живописания на открытом воздухе. В конце XIX столетия начали выпускать тюбиковые краски, что позволило выезжать с мольбертами в леса, поля, луга, на берега водоёмов.

Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды. Первую скрипку в этот период играли импрессионисты.

В XIX — начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности — вплоть до травинки — характерна, например, для Ивана Ивановича Шишкина.

Передача реальности окончательно теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.

Какими бывают пейзажи

Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озёра, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной.

Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:

  • Природный пейзаж. В центре внимания художников — местности, нетронутые цивилизацией, смена времён года, а также всевозможные естественные явления — от летнего дождика до извержения вулкана.
  • Парковый (или усадебный) — отображение облагороженного ландшафта, которого коснулась рука человека. Образы, как правило, носили идиллический характер.
  • Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название. Авторов, вдохновлённых морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн.
  • Сельский. Этот поджанр возник в рамках пасторалей, приверженцы которых воспевали гармоничную жизнь на лоне природы без горестей и забот. Но постепенно и в сельские образы вторгается реализм. . Предметом внимания художника-пейзажиста являются архитектура, урбанистика. В работах предстают силуэты городов, руин, а с конца XIX века — и индустриальные сооружения.
  • Космический. Сравнительно недавно выделившийся подвид. К нему относятся и вполне реалистичные изображения, основанные на знаниях, полученных в результате развития космонавтики, и фантастические, и даже астрально-эзотерические (они превратились в визитную карточку целого направления — русских космистов).

В свою очередь, и эти разновидности дали свои ответвления. Среди природных пейзажей особняком стоит марина — возможно, потому, что морская стихия противостоит суше. Самостоятельность марина обрела ещё в XVII столетии.

Также выделяются (хотя, скорее, неофициально — у них нет специальных названий), пейзажи горные, лесные, степные и другие.

А вот городской пейзаж получил более чёткое деление.

От него отпочковались:

Есть также обширные группы, объединённых общей пейзажной темой (достаточно узкой, специфической), но не имеющие специальных названий. Так, например, в эпоху романтизма живописцы-пейзажисты часто писали виды с замками, монастырями, средневековыми руинами.

Распространено также деление живописно-пейзажного творчества по времени года:

Делят работы мастеров-пейзажистов и по времени суток: на утренние, дневные, вечерние и ночные. Крупные тематические группы — картины, воспевающие закаты и восходы, жаркий полдень, таинственный покров ночи — звёздной, беззвёздной, лунной…

Специальной классификации для изображений природных явлений не разработано.

Но, опять же, можно выделить группы произведений, в которых основное внимание художника-пейзажиста сосредоточено именно на атмосферных явлениях: дожде, снеге, грозе, сильном ветре (вплоть до бури и шторма), радуге.

Типы пейзажей по жанру и характеру — эпика, лирика, сюрреализм…

Помимо тематического деления, есть и другие классификационные подходы. По характеру выделяют:

  • Фантастические — изображающие сказочные, фэнтезийные, небывалые миры. В их числе — футуристические (ландшафты будущего, как правило, технологичные), мистические (с флёром тайны и мистики), сюрреалистические (с парадоксальным слиянием реального и ирреального).
  • Абстрактные — такие творения появились в XX столетии с появлением абстракционизма и родственных ему направлений.
  • Реалистические — точно отображающие действительность (но, разумеется, не фотографически, а через призму художественного видения).

Важным моментом для характеристики является указание на конкретный стиль, в котором написано полотно: например, академический пейзаж, барочный, романтический, импрессионистский, гиперреалистичный.

Что ещё нужно знать о пейзажах

Значимое деление пейзажно-ландшафтных полотен — на камерные и панорамные. Первые изображают небольшие природные уголки и, как правило, наполнены лиризмом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский мотив. Пейзаж родной земли Урок изобразительного искусства 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский мотив. Пейзаж родной земли Урок изобразительного искусства 4 класс

Русский мотив. Пейзаж родной земли Урок изобразительного искусства 4 класс

ПОЗНАКОМИМСЯ: Узнаем: Научимся: С творчеством русских художников-пейзажистов.

ПОЗНАКОМИМСЯ: Узнаем: Научимся: С творчеством русских художников-пейзажистов. И. Левитан, А. Куинджи Что такое колорит Что такое воздушная перспектива Законы композиции пейзажа Рисовать пейзаж акварельными красками И. Левитан А. Куинджи

В переводе с французского слово "пейзаж" (paysage) означает "природа". Пейзаж.

В переводе с французского слово "пейзаж" (paysage) означает "природа". Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо преображённая человеком природа. Пейзажем также называется картина, изображающая природу. Запомни! Городской пейзаж Сельский пейзаж Морской пейзаж

Великий живописец с замечательным мастерством передал на своем полотне неразр.

Великий живописец с замечательным мастерством передал на своем полотне неразрывную связь человека и природы. За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы вселенной: горные вершины, леса, реки и моря. Этот величественный ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческая личность так же многогранна и сложна, как мир природы. Но постичь многочисленные тайны окружающего мира люди не в силах, и это словно подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды. Леонардо да Винчи. Джоконда. 16 век. Лувр. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания героев картин, как фон для портретов или жанровых сцен.

Лишь начиная с 17 века красота природы стала полноправным главным героем у не.

И. Левитан. Большая вода Левитан изображает раннюю весну. Колорит картины пос.

И. Левитан. Большая вода Левитан изображает раннюю весну. Колорит картины построен на сочетании холодных голубовато-серых тонах неба и воды и тёплых рыжевато-песочных тонах берега и деревьев. Отсюда рождается ощущение в свежем чистом воздухе весеннего тепла. Колорит – это гармоничное сочетание цветов в картине. Запомни!

И. Левитан. Березовая роща. И. Левитан. Сумерки И. Левитан. У омута. Вечер И.

Архип Куинджи замечательный русский пейзажист при жизни был необыкновенно поп.

Архип Куинджи замечательный русский пейзажист при жизни был необыкновенно популярен. Используя световые эффекты и интенсивные контрастные цвета художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы. А.Куинджи. Березовая роща Радостные краски, яркий солнечный свет, восторженное преклонение перед красотой природы пронизывает эту картину. Контрастный колорит этой картины помогает передать ослепительный солнечный свет.

А.Куинджи. Красный закат А.Куинджи. Ночь над Днепром А.Куинджи. Радуга Контра.

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очерта.

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. Линейная и воздушная перспектива помогают художнику воссоздать на полотне или бумаге безграничное пространство окружающего нас мира. Запомни! И. Шишкин. Утро в Сосновом Бору. И. Шишкин. Лесные дали.

И. Шишкин. Туманное утро И. Шишкин. Рожь Линейная перспектива помогает художн.

И. Шишкин. Туманное утро И. Шишкин. Рожь Линейная перспектива помогает художнику передать реалистично пространство Близкие объекты большие Дальние объекты уменьшаются Воздушная перспектива помогает художнику передать реалистично пространство Близкие объекты яркие, четкие Дальние объекты нечеткие, светлее ближних Воздушная перспектива в яркий солнечный день не так ярко выражена, как в дождливый, туманный.

Последовательность работы над рисунком: выбрать формат (горизонтальный или ве.

Последовательность работы над рисунком: выбрать формат (горизонтальный или вертикальный), наметить линию горизонта (выше или ниже середины листа), Нарисовать стволы деревьев на первом плане, Нарисовать дальний план (лес, деревья или холмы

Последовательность работы в цвете: Лист бумаги с рисунком закрепить скотчем к.


Урок изобразительного искусства по программе под ред. Шпикаловой Т.Я. Учител.

Урок изобразительного искусства по программе под ред. Шпикаловой Т.Я. Учитель изобразительного искусства ГБОУ школы №328 с углубленным изучением английского языка Невского района г. Санкт Петербурга Пешкова Г.Н. Творческих успехов! У вас все получится! Ваш учитель изобразительного искусства Пешкова Галина Николаевна

Краткое описание документа:

Презентация может быть использована как на уроке, так и при дистанционном формате обучения. Познакомимся с русскими пейзажистами А.Куинджи и И. Левитаном. Узнаем, что такое воздушная перспектива, колорит. Вспомним основные законы композиции пейзажа. В презентацию включена ссылка на видеоурок как работать акварельными красками над пейзажем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

И это осень, только поздняя. Как ты думаешь, чем похожи и чем отличаются эти две картины?

И это осень, только поздняя. Как ты думаешь, чем похожи и чем отличаются эти две картины?

Вот картина знаменитого русского художника, мастера изображать русский лес- И. Шишкина.

Вот картина знаменитого русского художника, мастера изображать русский лес- И. Шишкина.

И.Шишкин – знаток русского леса, он любил бродить с красками и мольбертом по лесу, его сопровождал верный пёс

И.Шишкин – знаток русского леса, он любил бродить с красками и мольбертом по лесу, его сопровождал верный пёс

Опиши это дерево. Какое у него настроение, какой характер. Как оно чувствует себя на поле , где растут васильки? Дай название картине

Опиши это дерево. Какое у него настроение, какой характер. Как оно чувствует себя на поле , где растут васильки? Дай название картине

Практическая работа А теперь, постарайся представить, как бы ты мог изобразить родную природу? Нарисуй свой пейзаж. работа над пейзажем: 1.Работа над композицией(наметь линию горизонта, лес, поле, тропинку(то, что ты хочешь)) 2.Изобрази небо(живопись) 3.Изобрази землю( живопись) 4.Изобрази детали (деревья, облака, птиц, и т.д.)

А теперь, постарайся представить, как бы ты мог изобразить родную природу? Нарисуй свой пейзаж.

работа над пейзажем:

1.Работа над композицией(наметь линию горизонта, лес, поле, тропинку(то, что ты хочешь))

Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют

№ слайда 1

Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины…Самая красивая для человека природа там, где он родился. Сегодня мы отправимся в путешествие по родным просторам. Заглянем в лес, отправимся в поле, пройдём по берегу реки.

Берёзка-символ России. Это очень живучее дерево и очень красивое

№ слайда 2

Берёзка-символ России. Это очень живучее дерево и очень красивое

Ты уже знаком с творчеством И.Левитана (когда мы путешествовали по морю) картина

№ слайда 3

Давай ещё раз посмотрим на портрет Исаака Левитана-великого русского художника-ж

№ слайда 4

Давай ещё раз посмотрим на портрет Исаака Левитана-великого русского художника-живописца

И это осень, только поздняя. Как ты думаешь, чем похожи и чем отличаются эти две

№ слайда 6

И это осень, только поздняя. Как ты думаешь, чем похожи и чем отличаются эти две картины?

Как ты думаешь, какое время года изображено на картине? Какое она рождает настро

№ слайда 7

Как ты думаешь, какое время года изображено на картине? Какое она рождает настроение?

Посмотри на цвет облаков, какое время суток изображено на картине Левитана? Посм

№ слайда 8

Посмотри на цвет облаков, какое время суток изображено на картине Левитана? Посмотри, как в реке отражаются облака

Яркий, морозный денёк. Так и хочется прокатиться на санях! Опиши, что по твоему

№ слайда 9

Яркий, морозный денёк. Так и хочется прокатиться на санях! Опиши, что по твоему происходит на этой картине. Придумай и запиши коротенький рассказ. Это будет домашним заданием

Посмотри, цвет неба и цвет реки практически одинаковые. Перечисли цвета, которым

№ слайда 11

Посмотри, цвет неба и цвет реки практически одинаковые. Перечисли цвета, которыми художник написал эту картину. Какое время года изображено на картине? Как ты думаешь, если поплыть по этой реке, куда можно приплыть?

Может быть к такому дубу. Опиши эту картину. Как бы ты её назвал?

№ слайда 12

Может быть к такому дубу. Опиши эту картину. Как бы ты её назвал?

Посмотри, вот изображение пространства (картина Шильдера) помнишь, мы путешество

№ слайда 13

Посмотри, вот изображение пространства (картина Шильдера) помнишь, мы путешествовали в горах и знакомились с правилом воздушной перспективы? Назови его, пожалуйста

А вот картина знаменитого русского художника, мастера изображать русский лес- И.

№ слайда 14

А вот картина знаменитого русского художника, мастера изображать русский лес- И.Шишкина. Давай, познакомимся с ним

Давай, познакомимся с ним

№ слайда 15

Давай, познакомимся с ним

И.Шишкин – знаток русского леса, он любил бродить с красками и мольбертом по лес

№ слайда 16

И.Шишкин – знаток русского леса, он любил бродить с красками и мольбертом по лесу, его сопровождал верный пёс.

Как называется эта картина Шишкина? Ты узнал её? Где ты мог её видеть?

№ слайда 17

Как называется эта картина Шишкина? Ты узнал её? Где ты мог её видеть?

А на этой картине-главное, это изображение бескрайнего, бездонного(продолжи подб

№ слайда 18

А на этой картине-главное, это изображение бескрайнего, бездонного(продолжи подбирать синонимы…) неба. Здесь линия горизонта расположена низко.

Опиши это дерево. Какое у него настроение, какой характер.как оно чувствует себя

№ слайда 20

Опиши это дерево. Какое у него настроение, какой характер.как оно чувствует себя на поле , где растут васильки? Дай название картине

Посмотри, как красиво! Это закат и наше путешествие окончено

№ слайда 21

Посмотри, как красиво! Это закат и наше путешествие окончено

Практическая работаА теперь, постарайся представить, как бы ты мог изобразить ро

№ слайда 22

Практическая работаА теперь, постарайся представить, как бы ты мог изобразить родную природу? Нарисуй свой пейзаж.Выбери масляную пастель или гуашь, бумагу формата А3 или А4. Если будешь изображать гуашью, выложи краски на палитру (как ты уже умеешь). Вспомни, в каком порядке идёт работа над пейзажем:1.Работа над композицией(наметь линию горизонта, лес, поле, тропинку(то, что ты хочешь))2.Изобрази небо(живопись)3.Изобрази землю( живопись)4.Изобрази детали (деревья, облака, птиц, и т.д.)5. Готовую работу сфотографируй и пошли по адресу: [email protected]Спасибо, тебе понравилось путешествие? Урок окончен. До новых встреч!

Читайте также: