Сообщение о детях в тылу

Обновлено: 04.07.2024

Сельские дети все лето поливали и пололи колхозные овощи, помогали матерям на колхозной ферме, на пахоте и в заготовке дров на зиму, косили и сушили сено на покосах наравне со взрослыми, перевозили грузы на лошадях.

После ухода мужчин на войну все трудности тыловой жизни легли на плечи женщин, стариков и детей. Тем, чье детство выпало на военное лихолетье, пришлось особенно несладко — зачастую они работали наравне со взрослыми, и спрос за результаты труда был такой же.

В разгар уборочных работ детей могли увезти на несколько дней на так называемые культстаны. Здесь они жили и работали.

Почти вся имеющаяся в наличии сельскохозяйственная исправная техника отправлялась на фронт, туда же вывозили и хороших лошадей. Тяжелого ручного труда на селе было много.

Из воспоминаний жительницы Кежемского района Екатерины Михайловны Верхотуровой (в девичестве Карнауховой): «На ангарских островах Привалихин и Мешок, что находились рядом с деревней, располагались обширные покосы и поля, на которых выращивали рожь и пшеницу. А на островах Бурнауль и Петухов стояли молотилки. …Лошади движутся по кругу и крутят молотилку, подростки и женщины должны успеть подать уже разрезанные снопы барабанщику. Тот бросает снопы в барабан, откуда высыпается зерно и разлетается солома. Ее граблями сгребают на край поля, после чего стогуют. Солома помягче идет на корм скоту, а более жесткая — на подстилку для скотины… Эта картина так и стоит у меня перед глазами.

Документы Бирилюсского районного архива свидетельствуют, что осенью 1942 г. школьники приступили к занятиям только 1 октября, а весь сентябрь работали на колхозных полях, убирая картофель, турнепс, лен.



ДЕТИ ВОЙНЫ – ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети войны и веет холодом, Дети войны и пахнет голодом, Дети войны и дыбом волосы: На чёлках детских седые полосы .

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2018 году исполнится 77 лет со дня её начала. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей,которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Тогда невыносимо было всем: и старым, и малым, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Актуальность исследования. Я считаю данную тему актуальной, так как чтобы понять и оценить настоящее, нужносравнить его с прошлым. Мы должны учиться на ошибках тех далеких лет и никогда не повторять их.

Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

Что помнят они, дети войны? Что могут рассказать?Должны рассказать.

Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, в которой умирали бы дети.
Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда не заканчивалось?

Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные и послевоенные годы, о которых мы почти ничего не знаем. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.

- ознакомление моих сверстников с отдельными судьбами детей в годы войны;

- приобщение к истории и культуре своего народа;

- воспитание уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей – наших земляков в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Методы работы:

сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, анкетирование);

беседы с односельчанами

анкетирование учащихся школы

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы в школьный историко-краеведческий музей. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.

Обзор литературы. Тема нашей исследовательской работы узкая, она касается наших земляков. Поэтому обобщено информации относительно немного. В своей работе мы использовали воспоминания жителей с. Первомайское, материалы, накопленные в школьном музее. Документы, которые хранятся в семейных архивах.

2. Основная часть

2.1 Первые дни войны

Первые месяцы войны запомнились детям многими событиями. Главные из них, это уход в армию многих родственников и знакомых мужчин.

У них закончилось детство, у семей – счастливые будни, у стариков – спокойная старость. Тогда ими двигало детское любопытство и стремление помогать старшим. Повзрослев, дети поняли, что были свидетелями и участниками подвига народа.

2.2 Труд детей в годы войны

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы.

За годы войны с полей нашего совхоза было убрано 14786 центнеров зерна, сдано 3940 центнеров мяса и 1000 молока. Я считаю, что в этом большая заслуга детей того страшного и тяжелого времени.

2.3 Обучение в школе

Условия работы школы в период войны тоже были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на вре­менно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число уча­щихся увеличилось за счет эва­куированных детей. Большинство школ работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учеб­ных пособий. В стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза. Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Цен­тральной задачей было обеспечение всеобуча. Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов.

2.4 Жизнь после войны

Читая и рассказывая истории подвигов, мы становимся сильнее. Наши деды и прадеды передают нам через годы свою силу, мужество, величие. Что значит герой? Герой – это тот человек, который совершил такой поступок, повторение которого навряд ли можно ожидать. Чтобы быть героем достаточно отличиться однажды в своей жизни, возможно даже на несколько минут, возможно, необходимо совершать подвиги каждый день, как, например, в годы Великой Отечественной войны. А каково быть просто хорошим человеком всю жизнь…? Дети войны. Они потеряли свое детство, но по жизни были добрыми, честными, справедливыми и просто хорошими людьми.

Соколов Виктор Александрович. После войны в восемнадцать лет отслужил на Дальнем Востоке. В 1953 году приехал жить в наше село Первомайское. Сначала работал электриком, затем отучился в техникуме в г. Белебее, получил диплом. Стал работать инженером-электриком. Так и работал до 1991 года, до пенсии.

В 1957 году женился на Пантелеевой (Соколовой) Елене Кузьминичне. Воспитали и вырастили троих детей. Сейчас у них восемь внуков и семь правнуков.(Приложение 9)

Чистоступова Нелли Рейнгольдовна. В 1946 году семья Нелли Рейнгольдовны переехала в совхоз 1 Мая. Здесь она сразу же пошла работать дояркой. У нее была своя группа из шестнадцати коров. Проработала Нелли Рейнгольдовна до апреля 1952 года. Потом получила производственную травму, ей дали третью группу инвалидности, но работать не перестала. Была ночным сторожем на ферме, а затем до 1986 года проработала прачкой.

В 1949 году вышла замуж за Чистоступова Василия Спиридоновича. Вместе с мужем вырастили троих дочерей. Сейчас у Нелли Рейнгольдовны пять внуков и десять правнуков. (Приложение 10)

Якупова Зинаида Фахрисламовна. Когда окончилась война, ей было тринадцать лет. В 1950 году в нашем совхозе начали закладывать сад. Стали привозить саженцы: смородину, вишню, яблони, малину. Зинаида Фахрисламовна была одной из первых рабочей сада. Они прикапывали эти саженцы до весны. Весной разбили сад на клетки (на разбивку одной клетки уходило два дня). Трактористы делали траншеи, а они сажали вишни и яблони. Сажать все надо было ровно, как по линейки. Чтобы все саженцы принялись, с конца мая до поздней осени обрабатывали и поливали их. Сад получился очень хороший в 230 гектаров. В саду она проработала десять лет. Потом работала в стройцехе.

7 августа 1987 года Зинаида Фахрисламовна вышла на заслуженный отдых. (Приложение 11)

Швырков Егор Иванович. В послевоенные годы работал в животноводстве скотником. В 1954 году женился на Валентине Михайловне Козловой (Швырковой). В 1957 году отучился на тракториста в г.Туймазы. В 1969 году их деревня Рябиновка стала неперспективной. Отключили свет, не стало работы и жить стало тяжело. Семья Швырковых переехала в деревню Александровка. В 2000 году сын купил им дом в совхозе 1 Мая.

У Егора Ивановича и Валентины Ивановны четверо детей, девять внуков и семь правнуков.

В 1993 году Егор Иванович вышел на пенсию. Его трудовой стаж составляет 52 года. (Приложение 12)

Ануфриев Генадий Александрович. В 1953 году отучился на шофера в г. Туймазы и в 1954 году устроился водителем в п. Кандры. С 1955 по 1958 годслужил в армии в Германии. В 1959 году пошел работать водителем в г. Белебей, а в 1962 году был переведен в совхоз 1 Мая. С 1965 по 1970 год учился в Автодорожном техникуме. После окончания техникума был назначен заведующим гаражом совхоза 1 Мая, где и проработал до 2002 года, до пенсии.

В 1961 году Генадий Александрович женился на Виноградовой (Ануфриевой) Людмиле Серафимовне. Они вырастили и воспитали двух детей. Сейчас у них три внука и одна правнучка.

Гарифуллина Шайда Миргаевна. В 1955 году переехала жить в совхоз 1 Мая. Здесь она работала в молочке, потом телефонисткой и затем в стройцехе. Девятнадцать лет проработала поваром в детском саду.

У Шайды Миргаевны родилось трое детей. Сейчас у нее четыре внука и четыре правнука.

Галиуллин Фагим Шарапович. С двенадцати лет начал работать пастухом на свиноферме. В 1956 году стал работать на конюшне. Там выращивали и обучали коней-рысаков. На все лето уезжали в Уфу на ипподром, а зимой возвращалисьв совхоз. Неоднократно выезжали на соревнования и всегда возвращались с победой. В 1959 году женился на Давлетшиной (Галиуллиной) Минзире. С 1961 года работал скотником на ферме, а в 1966 году совхоз направил его учиться в п. Шафраново на ветеринара. После этого в 1967 году Фагим Шараповича поставили работать бригадиром на свиноводческую ферму, где он и проработал до 1998 года, до пенсии. Во время трудовой деятельности был членом рабочкома.

У Фагим Шараповича пятеро детей. У всех высшее техническое образование. Сейчас у него одиннадцать внуков и пять правнуков.

Дети войны… Трудолюбие, стойкость, мужество и надежда на лучшее помогли им выжить, встать на ноги, а совхозу – достигнуть небывалых высот.

Дети, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Это сыновья и дочери солдат отдавших свою жизнь за счастливое будущее всех детей на Земле. Их объединяет не только общая история, но и общая боль, общая радость и похожие судьбы.

Село Первомайское – это место, где я родился и вырос. Здесь рядом с нами живут замечательные люди. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, приближая День Победы. Сейчас это пожилые люди. Их в нашем селе проживает 73 человека. (Приложение 16)И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. Поэтому, вспоминая те далекие годы, почти все они плачут, а некоторые вообще не хотят говорить.

Течет река времени. Много воды она унесла со времен Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти людей навечно сохранятся величие и подвиг советского народа. И мы не должны забывать, что среди всех поколений – дети войны – поколение особое. Вместе со взрослыми они несли тяготы войны. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бед. Им не так много поставлено памятников, многих из них уже нет в живых, но именно их детские, горячие сердца согревали души отцов, уходящих в последний бой, их маленькие слабые руки дергали пшеницу, жали хлеб, вязали снопы, приближая Великую Победу в мае 1945 года. И пусть наша память об этом будет достойным памятником детям –войны.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

1. Дети, подростки трудились из чувства любви и долга перед Отечеством.

2. Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах ВОВ, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Мы почувствовали безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой доле, работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью и мужеством.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.

Эту работу мы планируем продолжить. Информация, полученная при исследовательской работе актуальна для сверстников в наши дни.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами маленькие дети по 10—12 часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.
Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13—14 лет.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_173ee771.jpg

Великая Отечественная война . Дети тыла.

Война. Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей.

Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и природа вступает в самую прекрасную свою пору – цветения.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война .

Война – это 4 года сражений.

Война - это 1 418 бессонных дней и ночей.

Война - это более 27 миллионов погибших.

Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками. В тылу остались только женщины, дети, старики.

Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

hello_html_m590b6cc9.jpg

Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят, те кто выжил помогали армии в тылу , обеспечивая её продовольствием , снаряжением и боеприпасами.

Юные герои большой войны сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Они воевали повсюду: в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. И ни на миг не дрогнули их юные сердца.

Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков.

hello_html_539ee5ee.jpg

Труд был тяжелый и изнурительный. Работать приходилось сутками. Занимались сборкой металлических магазинов по 40 кг весом для снарядов зенитных установок.

. Иногда юные работники жили впроголодь, теряли сознание. Их отливали водой, отправляли спать на 2-3 часа, потом будили и полусонных вели к станку.

В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, пахали землю, рубили и возили дрова, молотили рожь, ячмень, овёс, сажали и копали картошку.

hello_html_2ee2f05c.jpg

Школьники собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской армии.

. Девочки работали в госпиталях санитарками, помогали писать письма раненым в госпитале. В школах организовывали концертные бригады для выступлений в госпиталях.

hello_html_m77bdac0b.jpg

Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои силы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет свободной, помогала ребятам в недетском труде.

Сегодня мы должны учиться у них беззаветной преданности и люби к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам сегодня.

Sechim.jpg

Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу.
Но мы твердили, нет, не чудеса.
Мы просто фронту честно помогали

Кто такие труженики тыла?

1234.jpg

Труженики тыла- это люди работавшие во временя Великой Отечественной Войны, на полях, заводах и т.д. Большенством из которых были дети. Это был очень тяжелый труд, который они с гордостью освоили и именно благодаря этим ребятам мы мы выиграли эту войну и живем на этой земле.

Дети и их роль в войне.

Asdfg.jpg

Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты

Читайте также: