Сообщение на тему авторитет

Обновлено: 02.07.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

В производств., политич. и др. сферах обществ, жизни деятельность отд. индивидов во многом определяется спец. органами и должностными лицами, которые принимают решения и контролируют их исполнение. Это признаваемое подчинёнными право и есть А., как форма осуществления власти, отличающаяся от других её форм, напр, от произвола.

В. И. Ленин отмечал необходимость А., дисциплины во время труда (см. ПСС, т. 36, с. 203). Отвергая мнимую революционность, выступающую против всяких А., и казённые А. бурж. науки и полицейской политики, Ленин писал, что рабочему классу нужны авторитетные руководители. А. таких руководителей, подчёркивал Ленин, должен основываться на большом знании и опыте, широком политич. и науч. кругозоре (см. там же, т. 14, с. 226).

Энгельс Ф., [Письмо] Лафаргу от 30 дек. 1871 , Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 33, с,. 309; его же, [Письмо] Теодору Куно от 24 янв. 1872 , там же, о. 329; Ленин В. И., Об А. руководителя. Сб., М., 1963 ; Г в и ш и а н и Д. М., Организация и управление, . 19722; W е Ь е г M., Gesammelte Aufsatze zur Social- und Wirtschaftsgeschichte, Tub., 1924 ; S t roh a 1 R., Autoritat, ihr Wesen und ihre Funktion im Leben der Gemeinschaft, Freiburg—W., 1955 ; Friedrich C. J., [ed.], Authority, Oxf., 1958.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

значение или влияние, которое могут иметь люди, вещи, не нуждаясь в постоянном подтверждении этого значения, в доказательстве его на деле. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об авторитете религиозном, политическом, научном и т. д.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(от лат. auctoritas – власть, влияние) – понятие этики, означающее общепризнанное влияние к.-л. лица или орг-ции в различных сферах обществ жизни; как обществ. отношение А. представляет собой исторически изменяющуюся форму подчинения действий людей обществ. нормам, средство поддержания обществ. дисциплины. А. имеет широкую сферу действия, проявляется в сфере науки, произ-ва, воспитания и т.д. В зависимости от экономич. и политич. отношений изменяются область применения А., его основания и сам носитель А.

При первобытнообщинном строе, в к-ром обществ. порядок поддерживался без гос. принуждения, дисциплина и распорядок труда держались "силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода или женщины. " (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 438). С возникновением рабовладельческого гос-ва моральный А. заменялся прямым насилием над рабами. В средние века особое значение в нравств. закрепощении трудящихся приобрел А. бога и лиц, признанных "святыми"; их А. санкционировал эксплуатацию крепостных и освящал христ. добродетели. На А. "непогрешимых" опиралась также и религ. догматика (см. Догматы). Развитие естествознания в эпоху Возрождения и в период нового времени привело к разрушению религ. А. и догматики в схоластич. науке. В 17 в. с критикой религ. А. выступил англ. философ Гоббс. Отрицая религ. А., основанные на слепой вере в догматы, он указал на значение нравств. А., основанного на доверии к знаниям или мудрости какого-либо человека. "Авторитетом я называю того, чьи предписания и чей пример принимаются кем-либо к руководству из доверия к мудрости этого своего образца" (Избр. соч., М., 1926, с. 197). В 18 в. у франц. материалистов Гольбаха, Гельвеция, Дидро А. бога заменялся разумным правом. По словам Гольбаха, политика, "вознаграждающая добродетель и карающая преступление, более способна внушить уважение к нравственности. чем призрачный авторитет почитаемого всеми бога" ("Система природы. ", М., 1940, с. 345). Развитие бурж. индивидуализма привело к отрицанию нравств. А. во имя утверждения автономии воли. В этике Фихте, отразившей антимонархич. тенденции, единств. критерием моральности является совесть "чистого Я", а подчинение А. объявляется бессовестностью (J. G. Fichte, Nachgelassene Werke, Bd 3 – System der Sittenlehre, Bonn, 1835). B этике Ницше, отразившей кризис бурж. нравственности, А. объявляется принципом морали "рабов". Отрицание А, выступало у Ницше как проповедь аморализма "сверхчеловека" (Полное собр. соч., т. 9 – Воля к власти, М., 1910). В совр. бурж. этике существуют дополняющие друг друга автономистская и авторитаристская тенденции. Так, напр., нем. экзистенциалист Ясперс в работе "Свобода и авторитет" (К. Jaspers, Freiheit und Autorität, 1951), считая, что человек свободен в выборе той или иной ситуации, указывает в то же время, что свобода основана на "безусловности авторитета" и даже на "авторитете власти". Бурж. этика обосновывает непререкаемый А. "сверхличности", создающей мистич. "сверхинтеллектуальную" мораль (А. Бергсон, Два источника морали и религии – H. Bergson, Les deux sources de la morale et de la religion, P., 1932) или же непререкаемый А. фашистского гос-ва, укреплению к-рого служат мораль и религия (Дж. Джентиле, Фашизм и культура – G. Gentile, Fascismo e cultyra, Mil., 1943).

Коммунистич. этика отвергает А., основанный на принуждении трудящихся масс эксплуататорским меньшинством, на страхе, обмане, демагогии, косной традиции, слепой вере и культе личности. В условиях классовой борьбы важную роль приобретает А. политич. партий и их вождей. Ленин в работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", решая вопрос об отношении между "вождями – партией – классом – массой", указывал на необходимость воспитания "наиболее авторитетных, влиятельных, опытных. лиц, называемых вождями" (Соч., 4 изд., т. 31, с. 24, 46). В борьбе рабочего класса за свое освобождение и построение социалистич. общества сложился морально-политич. А. Коммунистич. партии и ее вождей, основанный, с одной стороны, на неразрывной связи партии с народом, ее преданности, верности и беззаветном служении интересам народа и, с другой, – на сознат. и добровольной дисциплине трудящихся, понимании ими политики партии, осознании своего обществ. долга, на развитии инициативы масс, на критике и самокритике. В социалистич. обществе демократизм и самодеятельность трудящихся масс соединяются с "ж е л е з н о й дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением – воле одного лица, советского руководителя, во время труда" (Ленин В. И., там же, т. 27, с. 2411. В период развернутого строительства коммунизма неуклонно возрастает А. обществ. мнения, норм и правил социалистич. общежития. Н. С. Хрущев в докладе на XXI съезде КПСС отмечал, что с продвижением советского общества к коммунизму усиливается А. обществ. организаций трудящихся, берущих на себя различные функции государств. органов. Обществ. А. становится тем более действенным, чем полнее развивается самодеятельность и активность нар. масс, их самоуправление.

Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М., 1957, с. 205–208; Энгельс Ф., Об авторитете, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955: Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апреля 1920 г., Соч., 4 изд., т. 30, с. 473–77; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31, с. 24; его же, Об условиях приема новых членов в партию, там же, т. 33, с. 229; Теssеn-Wеsieгski F., Der Autoritätsbegriff in den Hauptphasen seiner historischen Entwicklung, Paderborn, 1907; Strohal R., Autorität, ihr Wesen und ihre Funktion im Leben der Gemeinschaft, Freiburg – W., 1955 (библиогр. S. 167–68).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — суждение, совет, власть, образец)—в истории философии этическое понятие, означающее признанное влияние какого-либо лица или писания на жизнь других, тесно связанное с понятием средневекового авторства. Принцип креационизма, лежащий в основе христианского мировидения, предполагал автора бытия. Им считался Бог, возвестивший о созданном им мире в Священном писании, или Библии, которая была, таким образом, книгой-авторитетом. Тексты Библии являлись носителями Истины и потому использовались как средство верификации любых философско-теологических учений и как собрание примеров для правильной жизни. Авторитетами полагались также святые и лица, чьи писания были санкционированы для изучения, комментирования и воспитания (жития святых, трактаты, послания, молитвословия отцов церкви). Это означает, что помимо Писания авторитетом считалось и Предание. Понимание Предания в разных конфессиях неодинаково (в католицизме оно включает в себя святоотеческое наследие до Иоанна Дамаскина, в православии оно не ограничено временными рамками). К числу почитаемых текстов относились также и мирские авторитеты—поэтические, логические, философские сочинения древних языческих авторов, которые были признаны предвестниками христианского вероисповедания. В их число входили Платон (прежде всего “Тимей”), Аристотель (изначально “Категории”, “Об истолковании”, с 13 в.—“Физика” и “Метафизика”), Вергилий, Овидий и пр.

Установка на авторитет тесно связана с историческими (генеалогическими, хронологическими), комментаторскими установками средневекового верующего разума, основная задача которого состояла в причащении Божественной истине. Такое отношение к авторитету было связано с тем, что в первые века христианства возник особый строй мысли, ориентированный на древность, святость и правильность, а потому авторитетность. Ранние отцы церкви (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарл Смирнский) вслед за апостолами начали создавать сыгравший большую роль в Средние века жанр посланий в форме назиданий, увещаний, притч, в которых формулировались этические максимы в связи с идеей спасения, определялись способы приобщения человека к правильной жизни, ставшие впоследствии церковными таинствами крещения, евхаристии, исповеди и молитвы. Необходимость этих тщательно прописанных процедур не доказывалась, а показывалась, что собственно и обосновывало их авторитетность. Любые доказательства, основанные на умозаключениях, перед лицом, неисповедимости истины суть ненадежный источник для познания Бога. Надежным является, как полагал Тертуляиая, лишь тот источник, на который можно сослаться как на “свидетельство относительно смысла, происхождения, преемства и доказательства суждений” (Тертуляиан. О свидетельстве души.—В кн.: Он же. Избр. соч. М., 1994, с. 83). Таковым является традиция, поскольку она не может быть вымышленной одним человеком, но есть нечто, принадлежащее всем. Хранитель традиции— душа обладающего речью человека. Душа дозволяет нерефлексированное употребление слов обыденного языка типа “что Бог даст”, “если Бог захочет”, “Бог рассудит”. Высказывания такого рода превращают любую душу в свидетеля ее божественного происхождения, поскольку она открыто и свободно указывает на имя Бога. Понятая таким образом душа позволяет судить и об авторстве. В этом смысле она—пророчица, толковательница знамений, провидица событий. Она—первая авторитетная ступень познания, дарованного человеку Богом. Все последующие ступени опосредованы ею. Авторитетность души “говорит” в любом сочинении. Поскольку же в нем говорит душа, по природе близкая Богу, то необходимо доверять и своим, и тем более божественным сочинениям, ибо Писание хронологически возникло ранее других творений. Опора на авторитет не является следствием слепой веры в догматы или иные церковные предписания. Напротив, с его помощью предполагалась возможность найти разумный ответ. Поскольку истина полагалась данной и возвещенной, то христианский ум изначально, как говорил Августин, к ней “льнул”, был ей причащен. Человеческий разум был верующим в разумную божественную реальность, а вера была разумной. Для средневековых интеллектуалов авторитеты были способом проверки собственного разума на правильность своих построений, суждений, умозаключений, которые могли, помимо прочего, оспаривать, критиковать сами авторитеты. Это обстоятельство нисколько не умаляло идеи авторитета, исходящей из коренящейся в душе традиционности мышления и действования.

Крушение “авторитетной” мысли началось с 13 в., когда с влиянием аверрочзма и аристотелизма произошло раздвоение истины на истины разума и истины веры. Разум с этого времени начинает утрачивать свое определение верующего, а вера перестает претендовать на звание разумной.

Авторитет в современном смысле предполагает уважение, достоинство, значимость в любой области жизнедеятельности.

Лит.: Карсавин Д. П. Культура средних веков. Пг., 1924; Гуревчч А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1979; БиЦилли П. М. Элементы средневековой культуры. М., 1995; Де Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада, М., 1992; Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Gilson E. Christianisme et Philosophie. P., 1949; Idem. Introduction à la philosophie chrétienne. P., 1960; Idem. L'Esprit de la philosophie médiéval. P., 1978.

Лит.: Технологии политической власти, Киев, 1994; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; РайхВ. Психология масс и фашизм. СПб., 1997; Политические элиты России. М., 1998; Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Sozial und Wirtschaftsgeschichte. Tub.. 1924; Lasswell u. Power and Personality. N. Y„ 1948; Sirohal R. Autorität, ihr Wesen und ihre Funktion im Leben der Gemeinschaft. FreibuKg-W., 1955; Eckstein ff. and Gurr T. R. Patterns of Authority. A Structural Basis for Political Inquiry. L., 1975; Will E. U. Authority. L., 1982; Wer A. Powershift. N. Y., 1990.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Сочинения про Авторитет

В любом обществе и во все времена был, есть и будет человек, который в силу своих заслуг, знаний или силы пользуется общепризнанным влиянием, заслуженным уважением, доверием, властью. В таких случаях говорят, что человек обладает АВТОРИТЕТОМ.

Что такое Авторитет – сочинение

Авторитет (лат. autori­tas — достоинство, власть, влияние) — способность отдельного человека или группы людей направлять поступки или мысли других людей, не прибегая к принуждению, а в силу определенных достоинств, получивших высокую оценку и доверие со стороны окружающих.

Обладание авторитетом предполагает признание за человеком или группой людей особого права на принятие ответственного решения при совместной деятельности. В зависимости от сферы влияния различают авторитет моральный, профессиональный, научный, политический и т.п.

Сам носитель авторитета (старший по возрасту, более значительный по социальному статусу) должен был налагать на себя ряд обязанностей: принимать решения за младших, защищать их, нести ответственность перед Богом и людьми за их поведение.

Нравственное же поведение младших по возрасту и статусу предполагало огромный набор добродетелей: почтительность, послушание, готовность выполнять указания старшего и т. п.

Младший обязан был удерживаться от проявления инициативы в общении со старшим по возрасту или статусу. Вместе с тем быть предельно внимательным к нему и четко отвечать на его вопросы. Быть предупредительным ко всем невысказанным просьбам и потребностям старшего по возрасту.

Авторитет, как и обязательство, сочетает в себе свободу и необходимость. Если же авторитет основан на принуждении или насилии, или же если недостает силы его воздействия на управляемых, то налицо отсутствие истинного авторитета, его имитация.

Совесть также может являться авторитетом.

Авторитет совести заключается в том, что требования совести справедливого и честного отношения к жизни имеют абсолютный и безусловный характер..

Вера в авторитет – вера, связанная с признанием человеком над самим собой высшего авторитета или власти. Вера в авторитет связана с верой в родителей, учителей, воспитателей, командиров и начальников, высшей власти.

Сочинение на тему Авторитет

Авторитет – это уважение со стороны других людей, которое не появляется само по себе: его надо заслужить. Люди признают чей-либо авторитет только тогда, когда видят проявление сильных качеств характера человека.

Рассказчик предпринял всё возможное, чтобы ребёнок мог со покойной совестью уйти домой: нашёл настоящего офицера достаточно высокого звания, уговорил того прийти и дать приказ мальчишке покинуть пост.

В финале произведения говорится о сильной воле, обладатель которой может ничего не бояться, потому что он, хоть и маленький мальчик, но уже настоящий человек.

Так и мой прадедушка, которому было всего лишь семнадцать, когда он ушел на фронт. Конечно, ему было страшно, но он защищал свою семью, Родину.

Прадедушка дошел до Берлина, трижды был ранен, награжден орденом Красной Звезды, медалями, но он никогда не считал себя героем, потому что знал, что выполняет свой священный долг.

Мне многое о нем рассказал мой дедушка, для которого авторитетом был его отец. Наверное, дедушка очень хочет, чтобы я был похож на своего прадеда. Иногда я, действительно, думаю о том, как бы поступил в трудной ситуации он, мой прадедушка.

Оба примера убеждают нас в том, что авторитет – это заслуженное уважение со стороны других людей. Его невозможно получить без проявления сильных сторон своего характера.

Что я понимаю под словом Авторитет

Что такое авторитет? Для меня это желание человека показать себя с лучшей стороны, для того чтобы заслужить уважение других. Как же можно завоевать авторитет? Мне кажется, что для этого необходимо совершить необычный поступок, например, преодолеть свой страх.

Авторитет – это уважение со стороны других людей, которое само по себе появиться не может, его необходимо заслужить. Окружающие могут признать авторитет другого человека, только после проявления им сильных качеств характера.

Обладание авторитетом даёт человеку особое право на принятие ответственного решения во время совместной деятельности. А сам этот человек должен наложить на себя целый ряд обязанностей. Авторитет, построенный на принуждении и насилии – не настоящий, это всего лишь его имитация.

Таким образом, получить влияние в обществе непросто, потому что для этого часто необходимо переступить через себя.

Эссе Как завоевать авторитет

По тексту В. И. Одноралова (ЕГЭ по русскому)

Авторитет — это особый род влияния на людей, с помощью которого человек, не прибегая к принуждению, способен направлять мысли, поступки людей.

Авторитетными для нас являются люди, которые обладают силой воли, высоким интеллектом, профессионалы своего дела или те, кто обладает огромным жизненным опытом.

Но для подростка такими значимыми людьми становятся не только родители и учителя, то есть взрослые, но и сверстники. А завоевать авторитет среди ровесников очень непросто. Предложенный фрагмент повествования детского писателя В. И. Одноралова рассказывает именно об этом.

Теперь уже на него будут смотреть не с насмешкой, а с уважением. Так герою удалось, поборов свои страхи, завоевать авторитет среди деревенских мальчишек. Однако совсем не обязательно совершать какие-то подвиги смелости, чтобы быть авторитетным в среде сверстников.

В нашем классе самым авторитетным является одноклассник, который знает больше всех, много читает, у него всегда есть ответы даже на самые непростые вопросы. К нему уважительно, как ко взрослому, относятся даже учителя. И такой род авторитета тоже требует немалых усилий. Ведь знания не появляются сами по себе.

Таким образом, чтобы завоевать авторитет, нужно потрудиться: преодолеть свою лень, страхи, воспитать в себе силу воли, заставить себя сделать то, что вызовет к тебе доверие. Тот, кто ничего не делает, никогда ничего не добьется.

Сочинение-рассуждение про Авторитет

Авторитет – человек, на которого ты хочешь быть похожим, то есть, человек, который какими либо качествами превосходит над другими и тем самым создает мотивацию стремиться к подражанию.

Каждый человек исходя из своих интересов имеет свой авторитет. И у каждого он свой и неповторимый. К примеру, начинающий спортсмен стремиться подражать видающемуся олимпийскому чемпиону. Маленькая девочка хочет стать похожей на знаменитую певицу. Я не исключение и как и все люди стремлюсь стать похожей на своего кумира.

Мой авторитет — моя мама. Многие мои сверстники выбирают знаменитых звезд, спортсменов мирового уровня или просто выдающихся людей, ну а я стремлюсь подражать своей маме. Я хочу стать такой как она. Ведь с самого детства я постоянно вижу маму — образец совершенства в моих глазах. МАМА — звучит величественно, нежно, ласково, трогательно.

Я считаю своего кумира лучше прочих, ведь моя мама дала мне жизнь, воспитала меня, и я всегда буду любить и подражать ей.

Я полностью согласна с изречением:

“Бог не мог быть всюду, поэтому он создал матерей”

Все эти произведения приводят нам в пример достойных личностей, которые добивались трудом уважения к себе, высокого статуса и авторитета. Я думаю, что это говорит о сильной стороне их личности и высокой морали.

Есть такие характеристики личности, которые формируются с годами, и которые зависят от мнения других людей. К этому можно отнести авторитет, то есть уважение к нам, посредством наших действий и нашего характера. Авторитет не берётся из ниоткуда, для того, чтобы нас оценили нужно иметь сильные качества и быть верным себе.

Отношения внутри человеческого сообщества подчиняются определенным правилам. Кто-то является ведомым, кто-то ведущим. Почему так происходит? А все дело в том, что лидер обладает авторитетом в своем окружении, это дает ему возможность управлять другими людьми.

Авторитетная личность

Поговорим сегодня о том, что такое авторитет, как он завоевывается, и можно ли его целенаправленно сформировать.

Авторитет – это …

Можно сделать вывод: авторитет – это добровольное признание за каким-либо субъектом его достижений, умений, заслуг.

Обратите внимание, ключевым фактором признания авторитетности является добровольность. Насильственное принуждение к подчинению – это диктатура.

Определение слова авторитет

Субъектами-носителями авторитета могут быть:

Признание авторитета какой-либо личности всегда субъективно.

Допустим, в семье Ивановых для мужа примером для подражания является его начальник, для жены – соседка по подъезду, для сына-подростка – известный футболист. Для маленького ребенка непререкаемым авторитетом являются его родители.

Даже если человек не согласен с действиями этой власти, он вынужден признавать ее и соразмерять свои поступки с рамками законности, ею установленными.

Разновидности авторитета

Авторитет бывает разным, его можно классифицировать в зависимости от нескольких определяющих признаков.

Следопыты

Формальный и неформальный. Формальный обуславливается статусом или административным положением субъекта-носителя. Неформальный – его личностными качествами.

Подлинный и мнимый. Подлинный формируется созидательной деятельностью, направленную на благо общества или отдельных людей. Например, самоотверженная работа врачей в период пандемии, спасение людей под завалами после землетрясения сотрудниками МЧС.

Некоторые индивиды, не имея истинного авторитета, с целью достижения своих корыстных целей, подменяют его искусственно сфабрикованным, т.е. мнимым. В ход идут заведомо ложные обещания, лицемерие, приспособленчество, разжигание конфликтов внутри сообщества.

Рациональный и иррациональный. Первый тип связан с заслугами в профессиональной деятельности. Это объективное принятие реального уровня компетенции человека. Чем более он компетентен в сфере своих занятий, тем больший авторитет имеет.

Нужно ли завоевывать авторитет и как это сделать

Но часто бывает, что индивидуум амбициозен и стремится к достижению высокой (в его понимании) цели. Например, стать лидером среди одноклассников, начальником производственного цеха, депутатом районного совета и т.д. В этом случае, если претенденту кажется, что уровень его авторитета необоснованно низок, то он ставит перед собой задачу повысить его. Как это сделать?

Подъем личности

Обобщенный алгоритм завоевания и укрепления подлинного авторитета:

  1. анализ имеющихся профессиональных достижений и личностных качеств с последующей их оценкой с точки зрения окружающих людей. Согласитесь, умение быстро надувать мыльные пузыри может котироваться у контингента детского сада, но не в том случае, если вы решили стать, допустим, депутатом. Поэтому оценивать нужно только те качества и умения, которые актуальны в среде, в которой вы стремитесь завоевать авторитет;
  2. разработка плана саморазвития. Совершенствовать (или приобретать) следует лишь те качества, которые востребованы в конкретной сфере;
  3. совершенствование коммуникативных качеств, т.е. умения общаться с людьми;
  4. увеличение своей значимости в глазах окружающих. Нужно практически (не только на словах) доказывать, что какие-либо действия вы можете выполнять лучше, чем кто-то другой.

Авторитет можно завоевать, и это не так сложно сделать, как кажется на первый взгляд. Основное на этом пути – поэтапность и четкое следование разработанному плану. Но в первую очередь нужно четко определить, является ли завоевание авторитета самоцелью или средством реализации иных задач.

Авторитет – это способность человека оказывать влияние на других людей. Такая форма взаимодействия основана на уважении и доверии. Не стоит путать ее с тиранией, которая базируется на страхе.

От авторитета зависит успешность в жизни

От авторитета зависит успешность в жизни

Что это такое

В социальной психологии есть свое объяснение термина авторитет, что это такое и как получить такой статус. В бытовом понимании это слово обозначает человека или организацию, которая имеет большое влияние на общество. В отличие от тирании, признание получается ненасильственным путем. Оно дается за интеллектуальные достижения или моральные качества.

Определение в психологии

В социальной психологии немного иначе раскрывается термин авторитет, это понятие затрагивает социальную сферу. Оно означает особую форму влияния на группу людей.

Важно! Поклонники некритично воспринимают информацию от кумира и безусловно верят ему.

Основной способ управления – это убеждения. Люди добровольно признают власть за авторитетом и согласны следовать за ним. Далеко не каждый индивид умеет пользоваться авторитетом. Такое влияние образуется за счет особых личных качеств и способностей к организации общей деятельности.

Понятие личного авторитета

Под данным термином понимают особое развитие личности, которое достигает высокого уровня. Такой человек вызывает уважение у множества людей. Часто власть подобного вида основывается на харизме, т.е. бессознательной привлекательности.

У человека с личным авторитетом есть особая энергетика, увлеченность, умение говорить эмоционально и вдохновляюще. У него привлекательная внешность, хорошие риторические способности, и он уверен в себе.

Личный авторитет – это синтез врожденных и приобретенных качеств. Подобной формой влияния должен обзавестись каждый руководитель, который хочет стать успешным.

Инструмент власти

Многие люди стремятся занять место лидера, но это непросто сделать. Получить место главного насильственным путем можно, но это не даст полного удовлетворения от наличия власти.

Авторитет в обществе многое значит и дает большие возможности

Авторитет в обществе многое значит и дает большие возможности

Особенность авторитета состоит в том, что люди сами выбирают, за кем следовать и кому верить. Их не нужно принуждать и заставлять. Индивид с такой формой влияния умеет убеждать, и в правильности его решений не приходится сомневаться.

В социальной психологии считается, что авторитет основывается на доверии, уважении, демократии. Именно это полезно для признания себя в качестве лидера. Все остальные методы не будут давать долговременных результатов.

В педагогике тоже важен авторитет, так как от него зависит послушность учеников. Современные дети не будут уважать учителя только из-за разницы в возрасте. Поэтому взрослому придется находить способы добиться расположения школьников.

Основные виды

В психологии выделяют разные формы авторитета. Каждый из них имеет свои особенности проявления. Многие люди хотят получить всеобщее признание, для этого избирают несколько путей.

Мнимый и подлинный

Истинный авторитет человек получает в результате своей конструктивной деятельности. На это у него уходит много времени и сил. У индивида должны быть определенные личностные качества: уверенность, харизматичность, умение убеждать и т.п.

Не всегда человек понимает, какой бывает авторитет, и как его достичь. Некоторые хотят получить быстрый результат. Поэтому они выбирают простой путь: подставы, ложь, интриги, сплетни. В таком случае они возымеют ложную власть. Так у лидера появляется не уважение других людей и признание, а поддержка влиятельных лиц. Его положение очень слабое и в любой момент может пошатнуться. В редких случаях ложный авторитет помогает стать серым кардиналом, но не полноценным руководителем с крепкой властью.

Рациональный и иррациональный

Существует еще одна классификация. Если личность опирается на доводы разума, критично оценивает свои качества и способности, то может получить рациональный авторитет.

Важно! Чем выше уровень профессиональной компетенции, тем серьезнее признание.

Особенность этого вида заключается в том, что человек становится авторитетом в определенной области. Например, педагог может рассказывать, как воспитывать и обучать детей, и его мнение будет ценным. Но, если он начнет объяснять, как насчитывать зарплату, то его слова не будут иметь веса.

Рациональный авторитет позволяет спокойно воспринимать критику

Рациональный авторитет позволяет спокойно воспринимать критику

При иррациональном виде у человека сочетаются власть и статус. Его право быть лидером не обсуждается и просто признается за истину. Попытки объяснить выбор не приводят к успеху. Часто таким авторитетом наделяют представителей власти.

У психологов нет единого взгляда на то, какая форма влияния оптимальная. В каждой ситуации нужен индивидуальный подход. Поэтому, если индивид хочет признания, то ему стоит проявить гибкость в рассуждениях.

Как завоевать авторитет

Каждый человек может стать признанным лидером, но для этого ему придется приложить множество усилий. Он должен не только понимать, что такое авторитет, но и стремиться его заслужить.

При попадании в новый коллектив нужно внимательно рассмотреть его и найти неформального лидера. На него нужно произвести положительное впечатление, то же и с остальными коллегами.

Не стоит занимать место того, кого уже уважает коллектив. Рекомендуется проявлять лучшие личностные качества, демонстрировать профессионализм и тактичность, аккуратно высказывать оценку кого-либо. Можно интересоваться жизнью других людей, поддерживать их и искать общие точки интересов.

Положительную роль играет общение в неформальной обстановке, но вместе с этим не стоит высказывать негативное мнение о коллегах или начальстве. Даже если встреча проходит вне работы, это может привести к проблемам.

Нельзя пытаться всем угодить, лебезить и пресмыкаться – это неискренне и вызовет только отторжение. Притворство будет чувствоваться, и большого значения такой человек не получит.

В получении влияния играют роль дисциплина, уверенность в себе, профессиональные качества, жизненный опыт и другие факторы. Поэтому нельзя однозначно сказать, что значит авторитет, и как его получить.

Можно составить план личностного развития. Для этого определить свои качества, как они помогают в достижении цели, и что необходимо выработать. Такая рефлексия полезна всем – она помогает оценить свои особенности и характеристики.

Как пользоваться влиянием в обществе

Умение вести за собой людей и быть убедительным полезно не только на работе. Это нужно для родителей, общения в любой социальной группе и во многих сферах деятельности.

При высоком уровне влияния не придется впадать в зависимость от других людей

При высоком уровне влияния не придется впадать в зависимость от других людей

Не каждый скажет, кто такой авторитетный человек. Его нельзя назвать самоуверенным или наглым, но в нем есть что-то такое, что притягивает и вызывает уважение. Каждый сам решает, какое определение дать его личности.

Если индивид хочет оказывать влияние на людей, то он должен начать со своего внешнего вида. Прямая осанка, улыбка и отсутствие беспокойства демонстрируют его открытую позицию.

Для того чтобы получить признание других людей, придется совершать немало значимых поступков. После достижения цели индивид получает признание, внимание и уважение, это приятно и дает определенные преимущества.

Не всегда окружающие знают, кто такой авторитет. Это человек, который источает особую энергетику, она заставляет проникаться чужими убеждениями. Некоторым мировым лидерам приписывали владение сакральными знаниями, которые наделяли их магическим очарованием.

При наличии авторитета индивид всегда может рассчитывать на моральную и материальную поддержку от других людей. Это может означать то, что ему не придется сильно напрягаться для получения каких-то благ, достаточно будет попросить.

С высоким уровнем влияния проще жить

С высоким уровнем влияния проще жить

Со временем у каждого человека формируется свое представление авторитета, что это значит и как его достигнуть. Не все стремятся к получению такой способности, но она может существенно облегчить жить.

Для того чтобы лучше понимать тот или иной термин, нужно обратиться к научным источникам. Авторитет – это определение, которое рассматривается в рамках социальной психологии. Именно в этой отрасли можно найти способы применения влияния на людей.

У авторитета есть еще определение, но уже бытовое. Так называют человека, которого уважают в семье. Это необязательно мама или отец, может быть бабушка или дедушка.

Иногда может возникать проблема с тем, как правильно писать афторитет или авторитет, верен второй вариант. Подобное качество личности позволяет достичь успеха не только на работе, но и в личной жизни.

Видео

Читайте также: