Сообщение на тему экологические сообщества

Обновлено: 05.07.2024

Экологические сообщества Учитель биологии МКОУ СОШ №1 Г. Лиски Воронежской области Подвигина Н. М.

Экосистема Любое сообщество живых существ вместе с его физической средой обитания, ф ункционирующее как единое целое. Потоки вещества и энергии Динамика элементов Эволюция сообщества

Пример: экосистема пруда Гидробионты Атмосферный воздух, взаимодействующий с поверхностью воды Солнечная радиация Состав и структура грунта Физические свойства и химический состав воды Особенности рельефа дна

Многообразие экосистем Смешанный лес Озеро Низовое болото Широколиственный лес Верховое болото Ельник

Биогеоценоз Исторически сложившаяся совокупность живых организмов, совместно заселяющих определенные места обитания и с помощью биологического к руговорота веществ устойчиво поддерживающих свою целостность и единство. Биогеоценоз Биотоп Биоценоз + = Биогеоценоз – элементарная природная экосистема

Биоценоз Биоценоз – это совокупность связанных друг с другом видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, обитающих на определенной территории при однородных условиях существования.

Биотоп Биотоп – это участок водоема или суши с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

Биоценоз Биотоп Биоценоз Атмосфера Почва Животное население (зооценоз) Микроорганизмы ( микробиоценоз ) Растительность (фитоценоз)

Основные показатели биоценоза

Естественные и искусственные экосистемы

Агроценоз Агроценоз – сообщество живых организмов, созданное для получения сельскохозяйственной п родукции и регулярно поддерживаемое человеком.

Черты сходства между природным биогеоценозом и агроценозом Являются открытыми системами Внутри каждого из них действуют факторы эволюции Имеют сходную структуру (состоят из продуцентов, консументов и редуцентов ) И в том, и в другом биогеоценозах действует правило экологической пирамиды В основе сообщества лежат продуценты (автотрофные организмы), непосредственно использующие энергию Солнца для синтеза органических веществ В биогеоценозах любого типа существуют цепи питания

Черты различия между природным биогеоценозом и агроценозом Агроценоз Биогеоценоз 1. Искусственный подбор выращиваемых сельскохозяйственных культур 1. Сложившийся естественным образом видовой состав растений, животных, грибов, микроорганизмов 2. Источник энергии – солнечная энергия и человек (минеральное питание) 2. Источник энергии – солнечная энергия 3. Видовой состав крайне малочисленный, преобладает монокультура 3. Видовой состав разнообразный 4. Численность одного или немногих видов явно преобладает над остальными в связи с деятельностью человека 4. Численность различных видов сбалансирована с помощью процессов саморегуляции

Агроценоз Биогеоценоз 5. Пищевые цепи короткие 5. Пищевые цепи длинные 6. Обработка почвы ведется человеком 6. Преобразование почвы осуществляется естественным путем в результате жизнедеятельности организмов 7. Является неустойчивой системой, без помощи человека существовать не может 7. Является устойчивой природной системой 8. Органические вещества удаляются из системы человеком в качестве урожая, неполный (незамкнутый) круговорот веществ 8. Органические вещества остаются внутри системы, сбалансированный (замкнутый) круговорот веществ 9. Действие факторов эволюции искусственно ослаблено человеком 9. Внутри биогеоценоза факторы эволюции действуют активно 10. Продуктивность высокая 10. Продуктивность низкая

Структура биоценоза Видовая структура Пространственная структура Трофическая структура

Видовая структура биоценоза Видовая структура – разнообразие видов, соотношение численности и биомассы входящих в него популяций Виды в составе биоценоза Видовой состав зависит от Условий абиотической среды Длительности существования биогеоценозов Редкие и малочисленные Доминантные виды (в их числе виды- эдификаторы ) Значение малочисленных и редких видов Создают видовое богатство биоценоза Увеличивают разнообразие биотических связей Служат резервом для пополнения и замещения доминантов

Пространственная структура Жизненные формы – внешний облик животных и растений, отражающий их приспособленность к условиям внешней среды Экологическая ниша – место вида в экосистеме, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную его роль в сообществе, отношение к абиотическим условиям существования Пространственная структура проявляется в закономерном размещении разных видов друг относительно друга в пространстве Емкость среды – число особей или сообществ, потребности которых могут быть удовлетворены ресурсами данного местообитания без заметного ущерба для его дальнейшего благосостояния мозаичность Я Р У С Н О С Т Ь

Ярусность в лесу

Ярусность в лесу Подстилка Земля Кустарник Крона деревьев

Трофическая структура Трофическая структура – связь между компонентами экосистемы, возникающая на основе пищевых отношений и способов получения энергии. Трофическая структура представлена трофическими цепями (цепи питания) и трофическими сетями . Одно звено цепи питания – трофический уровень.

Трофическая структура Цепью питания называется перенос потенциальной энергии пищи, созданной автотрофами, через ряд организмов путем поедания одних видов другими.

Функциональные группы организмов Продуценты Консументы Редуценты Производители органического вещества: автотрофные организмы Разрушители органического вещества: гетеротрофные организмы Потребители готового органического вещества: гетеротрофные организмы

Продуценты Используют углекислый газ как источник углерода Фотоавтотрофы Хемоавтотрофы Для синтеза органических веществ используют энергию света э нергию химических реакций

Редуценты Органические вещества (детрит) Неорганические вещества Сапротрофные бактерии редуценты разлагают Пеницилл Жук - мертвоед Дождевой червь Опята

Пищевая цепь Р астения Растительноядные животные Хищник 1 порядка Хищник 2 порядка Бактерии, грибы Продуценты Консументы Редуценты 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень Трофические уровни

Пастбищная (цепь выедания ) Пищевые цепи, начинающиеся с фотосинтезирующих организмов, называются пастбищными . растения кузнечик ящерица ястреб фитопланктон зоопланктон м елкие рыбы х ищные рыбы

Детритная (цепь разложения) Если пищевая цепь начинается с отмерших остатков растений, трупов животных и их экскрементов (детрита), она называется детритной . Такие цепи характерны для экосистем с преобладанием мертвого органического вещества. Листовая подстилка Дождевой червь Черный дрозд Ястреб

Пищевые сети Одни и те же виды организмов могут служить источником пищи для многих организмов, в результате чего в биогеоценозах формируются пищевые сети, сложные пищевые взаимоотношения, включающие разные цепи питания.

Правило 10% При переходе с одного трофического уровня на другой в цепях питания передается около 10% энергии, а остальная рассеивается в виде тепла. Значение правила 10%. Ограничивает длину цепей питания Определяет уменьшение продукции биомассы и энергии по мере продвижения по трофическим уровням

Правило экологической пирамиды Правило экологической пирамиды – закономерность, отражающая прогрессивное уменьшение массы, энергии или особей каждого последующего звена пищевой цепи.

Экологические пирамиды Пирамида численности Пирамида биомассы Пирамида энергии Пирамида биомассы показывает соотношение биомассы организмов разных трофических уровней Пирамида численности отражает плотность населения организмов на каждом трофическом уровне Пирамида энергии отражает картину скоростей прохождения массы пищи через пищевую цепь

Свойства биогеоценоза Устойчивость Саморегуляция Свойство выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями Поддержание определенной численности популяций на всех уровнях пищевых цепей

Факторы, повышающие устойчивость биоценоза Видовое разнообразие (закон Эшби) Разветвленные трофические цепи и сети Сбалансированный круговорот веществ Закон Эшби: Чем выше видовое разнообразие, тем более стабилен, устойчив биоценоз

Пример саморегуляции численности популяции

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности

Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны.


Природные сообщества, Вода, Воздух

презентации по типу "Своя игра" 3 класс УМК "ПНШ".


Разработка урока "Состав и структура вооруженных сил мирового сообщества"

Урок разработан на 90 минут рабочего времени. Предполагает домашнюю подготовку учащихся. Содержит опорные конспекты и карты - задания.

Формы работы сообщества творческих учителей информатики

Сообщество творческих учителей информатики.

Сообщество творческих учителей информатики

Знакомство с порталом.

эмблема для школьного академического сообщества "ШАНС"


"Сообщество. Структура сообщества"

Данный урок составлен на основе УМК В.В. Пасечника. В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного пр.


Живые организмы не могут существовать разобщенно, они всегда находятся во взаимодействии. Такое сосуществование порождает целые сообщества, в число которых входят бактерии, грибы, различные растения и животные. Подобные объединения никогда не возникают случайно, главным фактором их образования являются географическое расположение и климатические условия.

Под термином природное сообщество часто подразумевается биогеоценоз или экосистему. Отличительным его свойством является круговорот веществ. Простые организмы создают органические вещества, чтобы другие их потребляли. Третьи разлагают вещества на соли, воду и углекислый газ, которые снова поглощаются растениями. Такой поток энергии является отличительной особенностью каждого природного сообщества.

Виды природных сообществ


В основе сообществ лежат различные природные процессы. Растения и животные занимают одну и ту же территорию на протяжении долгого времени. На Земле существует огромное количество естественных сообществ, перечислить их все не представляется возможным. Крупнейшие из них существенно отличаются друг от друга. О многообразии сообществ судят по составу растительности.

Некоторые примеры природных сообществ включают лес, степь, луг, поле, сад, болото, озеро или реку.

Биогеоценозы с господством древесных растений называются лесами. В зависимости от того, какая древесная порода преобладает, различают еловые, березовые, дубовые, сосновые и другие леса. Под пологом деревьев растут кустарники и высокие травы. Присутствуют низкорослые растения, мхи и лишайники. В подстилке обитают бактерии и насекомые. Лес является домом для множества животных как травоядных, так и хищных. В кронах деревьев вьют гнезда птицы.

В степи, в отличие от леса, очень мало деревьев. Сообщество представляет собой равнину, покрытую невысокой травой с тонкими листьями. Степь характеризуется засушливым летом и малоснежной зимой. Животные преимущественно ведут ночной образ жизни. Большинство птиц улетает на зиму.

На лугах господствует разнотравье. В период цветения растения привлекают огромное количество насекомых-опылителей. Жуки, саранча и гусеницы поедают сочную зелень. В почве находятся микроорганизмы, которые перерабатывают органические останки, делая ее плодороднее. Мир животных представлен небольшими грызунами, на которых охотятся хищные птицы.

В состав водного сообщества входят грибы, бактерии, фитопланктон, зоопланктон, птицы и рыбы. Водоемы отличаются высокой плотностью жидкости, слабым насыщением кислорода, незначительным колебанием температур.

Пищевые связи и роли в природном сообществе


Пищевую цепь составляют различные организмы, большинство из которых является едой для других. Важная роль отведена растениям, которые выступают основным звеном цепи. За выработку органических веществ отвечают бактерии и водоросли. Следующим звеном являются первичные консументы: моллюски, насекомые, паразиты растений, травоядные животные. Вторичными консументами называют плотоядных животных и паразитов. Чем выше уровень цепи, тем крупнее животное.

Не менее важная группа, редуценты, питающиеся остатками растений и животных. К ним относят грибы и бактерии. В теории пищевые цепи представляют собой довольно простые отношения. В действительности все гораздо сложнее. Крупные животные могут питаться различными организмами, зачастую находящимися в других цепях. Таким образом, цепи переплетаются, образуя сложные пищевые сети.

Все элементы живой и неживой природы тесно связаны между собой. Если убрать из цепочки хотя бы одно звено, пострадают все участники. Негативным воздействием считается заражение паразитами, человеческое вмешательство или природные катаклизмы.

Структура природного сообщества

Структура природного сообщества — это движение веществ от одних организмов к другим, а затем, вновь в окружающую среду. Солнечная энергия и неорганические вещества являются источником питания для автотрофов. Так называют живые организмы, синтезирующие органику, основу любого природного сообщества. Следующим звеном являются гетеротрофы. Это бактерии, грибы и животные, которые потребляют созданные автотрофами органические вещества. Еще одним участником являются бактерии и грибы, разлагающие органику на неорганические соединения.

Влияние человека на природные сообщества


Численность некоторых организмов в сообществах может меняться по вине природных катастроф. На восстановление баланса уходит некоторое время, после чего биогеоценоз продолжает свое существование. С развитием человеческой цивилизации все изменилось в худшую сторону. Чем выше становилась численность населения, тем масштабней влияния на экосистемы.

Земледелие, которое постоянно требует новых территорий, разрушило многие экосистемы. Ради распашки новых участков человек вырубает, выжигает и выкорчевывает леса. В результате таких действий произошла резкая смена видового состава животных и растений.

Чтобы уменьшить стоимость производства, стали использоваться химикаты на основе меди и серы. Применение этих препаратов имело масштабные последствия. Уничтожению подверглись не только вредители, но и полезные животные, которым отведена большая роль в природном сообществе.

Негативное действие оказывает прокладка новых дорог, и транспорт в целом. Загрязненный воздух уничтожает растительный мир. Двуокись серы накапливается в листьях, в результате чего они желтеют и усыхают. Территории около автодорог загрязняются продуктами эксплуатации автомобилей. Окислы азота, попадая в атмосферу, превращаются в азотную кислоту. Она угнетает растения и приводит к деградации лесных массивов.

Возведение новых гидроэлектростанций полностью меняет состав водных биогеоценозов. Разрушительное действие несет осушение болот: животный мир кардинально меняется при колебании грунтовых вод.

Охрана природных сообществ на сегодняшний день имеет планетарное значение. Важным шагом к сохранению экосистем является создание заповедных зон и национальных парков. На охраняемых территориях полностью запрещено вмешательство человека в природу.


В уроке рассматриваются следующие понятия: биоценоз, биотоп, экосистема, биогеоценоз, биосфера. А также приводится сравнительная характеристика природных и искусственных экосистем.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Экологические сообщества"

В природе все организмы существуют не одиночно, а совместно, сообща, взаимодействуя друг с другом. При этом они образуют своеобразные природные комплексы живых организмов. Обычно в них входит много разных видов растений, грибов и бактерий, а также животных. Возникновение природных комплексов обусловлено конкретными природными условиями ― абиотической средой (т.е. неживой природой).

Совокупность видов растений и животных, которые длительное время сосуществуют в определённом пространстве и представляют собой определённое экологическое единство, называется сообществом (биоценозом).

Биоценоз — не просто сумма образующих его видов, но и совокупность взаимодействий между ними. Как и популяция, биоценоз имеет собственные свойства, например видовое разнообразие, структуру пищевой сети, биомассу, продуктивность.

В биоценозе можно выделить совокупность растительных популяций сообщества ― это фитоценоз. И совокупность популяций животных, которые служат механизмом перераспределения вещества и энергии внутри экосистемы, ― это зооценоз.


Однородное пространство (часть абиотической среды), занимаемое биоценозом, называется биотоп. Получается, что биотоп — это дом, а биоценоз — его население.

Биотоп не просто пустое пространство, а участок воды или суши с определённым типом рельефа, климатом, геоморфологией. Это может быть какой-либо участок суши или водоёма, берег моря, или склон горы.


Например, биотопом можно считать открытый пресноводный водоём и его мелководье, где охотятся рыбы, которые мечут икру и нагуливаются. Или же участок со старыми деревьями, где птицы устраивают гнездовые колонии и находят пищу.

Между организмами биотопа происходят непрерывные взаимодействия.

Одни организмы питаются плодами и семенами и при этом разносят их … тем самым помогая лесу разрастаться.

Другие насекомоядные птицы, поедая насекомых, способствую оздоровлению леса.

Дятлы, поползни, горихвостки уничтожают огромное количество насекомых.

Совокупность специфического физико-химического окружения (биотопа) с сообществом живых организмов (биоценозом) образует экосистему.

Экосистема ― это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществами и энергией между ними.

Также можно сказать, что экосистема ― это любое сообщество живых существ вместе с его физической средой обитания, функционирующее как единое целое.

Примером экосистемы может служить тропический лес в определённом месте и в конкретный момент времени, населённый тысячами видов живущих вместе растений, животных и микробов, связанный происходящими между ними взаимодействиями.

Экосистемами являются такие природные образования, как море, озеро, луг и другие. Экосистемой может быть гниющее дерево в лесу с живущими организмами, а также муравейник с муравьями. Самой большой экосистемой является планета Земля.

Размер экосистем не может быть выражен в физических единицах измерения (площадь, длина, объем и т. д.), он выражается системной мерой, учитывающей процессы обмена веществ и энергии.

Ни отдельный организм, ни популяцию, ни сообщество в целом нельзя изучать в отрыве от окружающей среды. Экосистема, по сути, ― это то, что мы называем природой.

Для описания типов экосистем используют растительные признаки сообществ и климатические зональные признаки.

Например, лес хвойный, лес лиственный, болото травянистое, тундра моховая. Своеобразие любого природного сообщества прямо зависит от видового состава живых организмов, из которых оно образовано. Его характеризует и то, в каком количестве представлены в нём виды.

Если в природном сообществе в большом количестве представлена ель, то его называют еловым лесом.

Но если в нем одинаково много и ели, и берёзы (или осины), то это будет другое растительное сообщество ― смешанный лес (например, березняк с подростом ели). Дубрава ― природное сообщество, в котором из древесных пород в наибольшем количестве представлен дуб.

Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) ― это исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотопом).

Биогеоценоз в отличие от биоценоза представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва).

Для каждого биогеоценоза характерен свой тип вещественно-энергетического обмена.

Граница биогеоценоза устанавливается по границе растительного сообщества (фитоценоза) — важнейшего компонента биогеоценозов.

Все природные экосистемы связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему. Эта экосистема называется биосферой.


Биосфера (от др.-греч. биос — жизнь и сфера ― шар) — это оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности.

Естественные и искусственные экосистемы

В науке существует несколько классификаций экосистем. Одна из них разделяет все известные экосистемы на два больших класса: естественные, созданные природой, и искусственные — созданные человеком.

Для естественных экосистем характерны:

1. Тесная взаимосвязь органических и неорганических веществ.

2. Полный, замкнутый круг круговорота веществ: начиная от появления органического вещества и заканчивая его распадом и разложением на неорганические компоненты.

3. Устойчивость и способность к самовосстановлению.

4. Регуляция численности каждого вида животного или растения природными условиями.

5. А также строгая горизонтальная или вертикальная иерархия всех организмов.

Например, ярусность в лесной экосистеме.

В экосистему входят неорганические компоненты (абиотические: свет, воздух, почва, ветер, влажность, давление) и органические (биотические — животные, растения).

В свою очередь биотический компонент делится на производителей, которые с помощью солнечного света и энергии создают из неорганических веществ органику.

Потребителей, которые питаются этой органикой. И разрушителей, которые производят обратный процесс: органику превращают в неорганические вещества.

Перейдём к искусственным экосистемам.

Искусственные экосистемы ― это сообщества животных и растений, обитающих в условиях, которые создал для них человек. Их ещё называют нообиогеоценозами или социоэкосистемами.

Примерами искусственных экосистем могут служить: засеянное культурными растениями поле, зоосад, искусственный пруд или водохранилище и др.


Самым простым примером искусственной экосистемы является аквариум. Здесь ареал обитания ограничен стенками, приток энергии, света и питательных веществ осуществляется человеком, он же регулирует температуру и состав воды. Численность обитателей также изначально определена.

Искусственные экосистемы характеризуются:

1. Потреблением уже готовой пищи. Здесь огромную роль играет приток

искусственно созданной энергии (газопровод, электричество, продукты питания). В то же время такие экосистемы характеризуются большим выходом ядовитых веществ. То есть те вещества, которые в природной экосистеме в дальнейшем служат для производства органики, в искусственных зачастую становятся непригодными.

2. Также искусственные экосистемы характеризуются незамкнутым циклом обмена веществ. Возьмём для примера агроэкосистемы — наиболее важные для человека. К ним относятся засеянные поля, сады, пастбища и прочие сельскохозяйственные угодья, на которых человек создаёт условия для выведения продуктов потребления. Часть пищевой цепочки в таких экосистемах человек изымает (в виде урожая), а потому пищевая цепочка становится разрушенной.

3. Искусственные экосистемы характеризуются видовой малочисленностью. Действительно, человек создаёт экосистему ради выведения одного (реже нескольких) видов растений или животных. Например, на пшеничном поле уничтожаются все вредители и сорняки, культивируется лишь пшеница. Это даёт возможность получить лучший урожай. Но в то же время уничтожение "невыгодных" для человека организмов делает экосистему неустойчивой.

Сравнительная характеристика природных и искусственных экосистем

Между искусственной и естественной экосистемой имеются существенные различия.

Представим их в виде таблицы.

· Главным компонентом природных экосистем является солнечная энергия.

Искусственные экосистемы используют дополнительные источники энергии.

· Природные экосистемы формируют плодородную почву.

А искусственные наоборот истощают её.

· Все природные экосистемы поглощают углекислый газ и производят кислород

А большинство искусственных экосистем потребляют кислород и выделяют углекислый газ.

· Для природных экосистем характерно большое видовое разнообразие.

А для искусственных ― ограниченное количество видов организмов.

· Для природных экосистем характерна высокая устойчивость, способность к саморегуляции и самовосстановлению.

А для искусственных ― слабая устойчивость, поскольку такие экосистемы зависят от деятельности человека.

· Для природных экосистем характерен замкнутый обмен веществ.

А для искусственных ― незамкнутая цепь обмена веществ.

· Природные экосистемы стремятся к равновесию.

А искусственные разрушают ареалы дикой природы.

· Природные экосистемы накапливают воду, разумно расходуя и очищая её.

А в искусственных, наоборот, происходит большой расход воды и ее загрязнение.

Таким образом можно заметить, что искусственные экосистемы негативно влияют на биосферу.


Искусственные экосистемы городов и промышленных предприятий занимают все большее место в развитии биосферы на нашей планете. Уже сейчас более половины населения Земли живёт в городах и посёлках городского типа, а в промышленно развитых странах эта цифра доходит до 70 %.

Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это должны быть не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг, но и благоприятная для жизни и здоровья человека среда обитания — чистый воздух, радующий глаз городской ландшафт, зелёные уголки, где бы каждый мог в тишине отдохнуть, любуясь красотой природы.

Сохранение и специальная посадка деревьев и кустарников, создание газонов и клумб с цветами являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды.

Не случайно экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зелёных насаждений в городах должна занимать больше половины его (удалить в озвучке) территории.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

БИОЦЕНОЗ совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма. Биоценоз

Основная форма связей организмов в природном сообществе - это пищевые связи

Цепь питания . Цепь питания – это последовательный ряд питающихся друг другом организмов, в котором можно проследить расходование первоначальной порции энергии. Каждое звено называется трофическим уровнем.

Функциональные группы организмов в экологических системах : Продуценты ( производители органического вещества) – растения. Консументы ( потребители органического вещества) – Iпорядка – травоядные., IIпорядка – всеядные., III порядка – хищники. Редуценты ( разрушители органического вещества) – микроорганизмы, дождевые черви.

Начальным, основным звеном в любом природном сообществе, создающим в нем запас энергии, являются растения. Лишь растения, используя солнечную энергию, могут из находящихся в почве или воде минеральных веществ и углекислого газа создавать органические вещества.

Продуценты Растениями питаются растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные

Консументы Растительноядными животными питаются плотоядные.

Редуценты в состав природного сообщества входят организмы, которые питаются отходами: отмершими растениями или их частями (ветками, листьями), а также трупами погибших животных или их экскрементами. Ими могут быть некоторые животные - жуки-могильщики, дождевые черви.

Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые грибы и бактерии. Именно они доводят разложение органических веществ до минеральных, которые опять могут быть использованы растениями..

Основные группы организмов в сообществе

в природных сообществах происходит круговорот веществ

Экосистема Сообщество живых организмов Физическая среда обитания + Экосистема

Экосистема аквариум океан тундра

Биогеоценоз элементарная природная экосистема Сообщество живых организмов Физическая среда обитания (биотоп) + Биогеоценоз

Классификация экосистем 1 Признаки растительных сообществ Лес сосновый Лес еловый

Классификация экосистем 1 Признаки растительных сообществ Березняк Тропический лес

Классификация экосистем 1 Признаки растительных сообществ Степь Болото

Классификация экосистем 2 Климатические признаки Арктическая пустыня Тропический лес

Классификация экосистем 3 Характерные экологические признаки местообитаний Сообщество морского побережья Пойменные луга

Классификация экосистем 3 Характерные экологические признаки местообитаний Песчаные пустыни Горные леса

Биосфера – это верхняя часть литосферы, нижняя часть атмосферы и вся гидросфера.

Закрепление материала Решите следующую задачу. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.

Ответ Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нём: 1) отсутствуют продуценты; 2) отсутствуют редуценты; 3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 579 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.02.2018 2040
  • PPTX 5.7 мбайт
  • 70 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Воробьева Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Природное сообщество это единение представителей флоры и фауны, которые адаптировались к условиям определённой местности. Наука, изучающая взаимодействия живой и неживой природы, называет такие сообщества экосистемами или биогеоценозом. Они наполнены бактериями, грибами, различными растениями и животными, которые способны обеспечить круговорот веществ и выделение потока энергии.

Что такое природное сообщество

Существующие на земле многочисленные естественные сообщества основаны на различных природных процессах и на нахождении растений и животных на одной территории в течение длительного периода времени.

Природное сообщество

Биогеоценозы характеризуются:

особыми природными условиями – температурой воздуха, количеством воды, света и т. д.;

особым растительным и животным миром (флорой и фауной), представители которого могут быть производителями, потребителями или разрушителями;

Природные сообщества взаимодействуют между собой, образуя экосистемы, которые в свою очередь являются частью биосферы, живой оболочки Земли.

Виды природных сообществ и их признаки

Природные сообщества подразделены по площади на:

крупные, такие как океан, материк, тайга;

средне- и мелкомасштабные – луга, реки, озёра, пруды.

естественными, то есть саморегулирующимися экосистемами, такими как луг, болото, море;

искусственными, жизнедеятельность которых регулируется с помощью человека, такими как огород, аквариум или парк.

Олень в лесу


Все представители биогеоценоза выполняют определённые роли в пищевой цепочке и влияют на жизнедеятельность друг друга.

Примеры взаимодействий в других естественных природных сообществах, имеющих свои особенности:

в поле или на лугах, где цветение разнотравья привлекает множество насекомых – опылителей, где почва становится плодороднее от наличия микроорганизмов в ней, где животный мир менее разнообразен;

в степи, характеризующейся малым количеством деревьев, равнинной поверхностью с невысоким травяным покрытием, ночным образом жизни животных и особыми климатическими условиями и пр.

Взаимодействие в искусственных природных сообществах осложнено тем, что его нужно создавать, поддерживать и контролировать человеком.

Биогеоценоз пруда

Рассмотрим, насколько неустойчивы взаимодействия в искусственно созданном человеком биогеоценозе - водоёме.

При определении состава водного сооружения необходимо помнить о наличии в нём грибов, бактерий, фитопланктона, зоопланктона, птиц и рыб. Должны быть созданы условия, необходимые для их жизнедеятельности, состоящие из наличия:

высокой плотности жидкости;

слабого насыщения кислородом;

незначительного колебания температур.

Создание перечисленных условий – трудная задача, требующая специфических знаний и умений. Так же проблемно поддерживать эти условия и контролировать их.


Пищевые связи и роли в сообществах

Для природных сообществ характерна совокупность живых организмов с условиями окружающей среды, которая тесно связана цепью питания.

Пищевые цепочки

Она в свою очередь состоит из различных организмов, являющихся в большинстве едой для других представителей сообщества:

растений, основному звену пищевой цепи;

первичных консументов: насекомых, моллюсков, травоядных животных;

вторичных консументов: паразитов и плотоядных - хищников.

Важными представителями пищевой цепочки являются редуценты - так называют организмы, питание которых состоит из животных и растительных остатков. Эта группа состоит из грибов и бактерий.

Структура природного сообщества

Структура сообщества заключается в движении различных веществ от одного организма к другому и их возврата в окружающую среду.

Структура экосистемы

Солнечной энергией и неорганическими веществами питаются автотрофы, являющиеся основой природных сообществ, занимающихся синтезированием органики. Созданные автотрофами органические вещества потребляют гетеротрофы, которые представлены бактериями, грибами и животными.

Круговорот веществ

Основой природного сообщества является возникновение устойчивого круговорота веществ, которые поглощаются из окружающей среды и в неё же возвращаются, что является результатом жизнедеятельности всех членов экосистемы.

При благоприятных экологических условиях местности увеличивается и видовой состав сообщества.

Влияние человека на природные сообщества

Являясь единой живой системой, биогеоценоз может быть разрушен или потерпеть изменения даже из-за изменения одного его компонента.

Вымирание животных

Рассказы о появлении различных изменений или исчезновений некоторых видов представителей фауны или флоры являются тревожным сигналом, оповещающим о нарушении внутренних процессов сообщества.

Так, разрастание тростника по берегам озера может превратить его в болото. А причиной этого может быть исчезновение вида рыб, которые питаются растениями.

Чаще эти изменения связаны с деятельностью человека:

при вырубке леса происходит опустынивание земель;

при строительстве дамб – заболачивание территории;

распахивание земель и применение химикатов в земледелии – к исчезновению многих видов животных и растений;

загрязнение воздуха, проведение автомобильных и железнодорожных магистралей приводят к разрушению природных сообществ.

Примеров можно приводить большое количество. Сохранение природных сообществ становится уже проблемой всего человечества, так как их видоизменение и даже исчезновение влияют на жизнедеятельность всей биосферы Земли. А это уже угроза жизни людей на нашей планете.


Читайте также: