Сообщение музыка 19 века вальс полька мазурка

Обновлено: 17.05.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

При любом упоминании о великосветских приемах, воображение тут же рисует дам в шикарных туалетах, изысканные беседы и, конечно же, балы. В разные эпохи были популярными вальсы, полонезы, мазурки. Мы собрали самые величественные и изящные танцы, исполняемые на балах.

Венский вальс

Венский вальс - танец, ставший популярным в 19 веке.

Полонез

Полонез - танец кичливости и гордости.

Полонез – танец, полный достоинства и преклонения кавалеров перед дамами. Считается, что он возник в Польше в 16 веке. Лишенный каких-либо сложных па и быстрых поворотов, полонез больше был призван показать кичливость исполняющих его. Как правило, первая пара задавала движения, а затем к ним присоединялись все остальные. Исполнение полонеза могло выходить за пределы залы, шествие продолжалось по саду, а затем торжественно возвращалось во дворец.

Менуэт

Мазурка - национальный польский танец.

Мазурка берет свое начало с 17-18 веков. Родоначальниками его считаются оляки-мазуры. К популяризации этого танца приложил руку композитор Фредерик Шопен. Он написал более 60 мазурок. Постепенно, как и многие другие танцы, мазурка из народного перешла в разряд светских танцев.


Танцы при дворе.

Галоп

Родиной галопа принято считать Венгрию, где он известен с 1800-х годов. В Париж галоп был представлен Duchess of Berry во время карнавала 1829 года. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере. Галоп считается предшественником польки.

Когда в 1830-е годы во Франции объявился Канкан, его движения ногами совместили с Галопом. В XIX веке Галоп, как один из наиболее популярных танцев, нередко ставился в конец программы танцевального вечера.

Кадриль

Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России — кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века.

Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок.

Полька

Полька — это веселый танец, появившийся в Чехии в середине XIX века. Этот танец стал неотъемлемой частью любого торжества: народного, светского, официального.

В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов. Вскоре ни один прием не обходился без польки

Любой танец, исполняемый на балах, или же на городских улицах, радует глаз и будоражит сознание

На русских балах в XIX веке программа танцевального вечера — количество и последовательность танцев — варьировалась в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.

Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись — как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы собственного сочинения.

Полонез к оглавлению

Перешедший из XVIII века в XIX, полонез — или польский, всегда открывал придворные балы. В церемониальном танце-марше принимали участие все присутствующие. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.

В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетной гостьей (хозяйка бала шла во второй паре с наиболее почетным гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, но до того в первой паре шествовал император со старшей дамой, во второй — императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала — во второй паре.

Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу.

Последовательность исполнения фигур танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара — она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур.

Исполнение танца не ограничивалось одной залой — вереница польского могла следовать и в другие комнаты.

Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.

Польский мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.

Существовали разновидности танца — круглый польский, полонез с прыжками (polonaise sautente).

Вальс к оглавлению

Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову танец — вальс был вторым танцем, также мог являться и открывающим на частном балу.

Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным.

Вальс создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Во время танца в паре необходимо было находиться не слишком близко друг к другу, и не слишком отдаленно, не отворачивать голов друг от друга, чтобы глаза были не слишком подняты, но и не опущены. Ноги вытянуты, танцевать следует на носках и без шарканья, руки держать закругленными — левая рука дамы лежит на плече кавалера, а правая рука кавалера обхватывает талию дамы.

Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па — более спокойный, и французский, более живой — в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт…

Французская кадриль к оглавлению

В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на балу, достигнув широкого распространения в 1830-х годах, и его могли танцевать несколько раз за вечер.

В начале XIX века кадриль состояла из пяти фигур и требовала хорошей техники исполнения: надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.

К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили. Построение пар было в виде колонны, а не в виде каре, в танце насчитывалось шесть фигур, упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев.

На любые кадрили вежливость требует выбирать визави с согласия своей дамы и по возможности не приглашать брата или мужа своей партнерши. К кадрили кавалер ведет свою даму под руку, а не за руку, и таким же образом отводит ее назад, по окончании танца.

Мазурка к оглавлению

Успех этого танца пришелся на 2 половину 1810-х — 1820-е годы — стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.

Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру — он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама ему подчинялась. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.

Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, характерного для бравурного стиля.

В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.

Мазурку в конце XIX века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка, кадриль-мазурка.

Полька к оглавлению

В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец — полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.

Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство.

Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца — полька-галоп, полька-мазурка.

Котильон к оглавлению

Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.

На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.

Начинался котильон туром вальса по кругу — за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца — от более легких к более сложным.

Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т.п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги и т. п.)

Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном.

Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

Прочие танцы XIX века к оглавлению

Галоп — игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, рекомендовалось танцевать его в большой зале, по гладкому паркету, немногочисленным числом пар. Этим танцем могли оканчивать кадриль или сам вечер.

На балах в первой трети XIX века танцевались англезы и экосезы, матредур, гросфатер, тампет, Различные кадрили, например, русскую и английскую, а также краковяк.

В середине XIX века появляется лансье — танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно.

Падекатр, падеграс, венгерка, миньон, шакон — танцы конца XIX века.

Танцы-соло к оглавлению

В первой трети XIX века были распространены:

На протяжении всего XIX века в мемуарной литературе упоминаются два сольных (показательных) танца:

Русская пляска, в которой выразительные простонародные движения и сила чувства особенно впечатляли иностранцев.

Па де шаль — возникший в период увлечения античной культурой, танцевался с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц — они под музыку из известного балета создавали красивые группы, принимали изящные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т.п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.

История полонеза

В середине 16 века в Польше были распространены танцы. Но жители этой страны называли свои пляски венгерскими в честь Стефана Батория. Быстрые и грациозные движения покоряли всех — и крестьян, и монарших особ.

Шляхта (привилегированное сословие в Польше) видела, как выступали танцоры. Торжественность их движений привлекла монархов, полонез проник в королевские дворцы. Но придворные добавили в него па из французских танцев, немного изменив изначальный стиль. Из Польши он распространился в другие страны благодаря Станиславу Лещинскому. Он первым продемонстрировал полонез при дворе в Стокгольме. Польский танец стал популярным в Германии, Франции, Швеции, Российской Империи.

Характеристика танца

В небольшом докладе на тему хореографии можно кратко охарактеризовать основные движения полонеза. Этот танец отличается сдержанностью, торжественностью. Пары собирались в богато украшенном бальном зале, медленно двигались. Весь ритм задавали партнеры, стоящие впереди.

Особенности полонеза:

  • степенность движений;
  • возможность импровизации;
  • приверженность ритуалам;
  • простая, но сдержанная хореография.

Особенности полонеза

Хотя возникновением танец обязан народным пляскам, придворные почитали его не меньше вальса. Партнеры должны строго придерживаться установленных правил. Сначала играет ритурнель — музыкальное вступление, только после него первый кавалер может пригласить свою даму.

Ведущей паре разрешено импровизировать, но остальные танцоры должны подражать ей. Хореография кажется довольно простой. Но на самом деле партнерам нужно держать осанку во время всего танца, двигаться грациозно и спокойно, не делать резких жестов. Во время полонеза танцоры могут продемонстрировать свое величие и роскошь нарядов. Женщины обычно надевают бальные платья, а мужчины — фраки или смокинги.

Появление в России

Национальный польский танец был популярным и при российском императорском дворце. Впервые его стали исполнять во время правления Петра Первого. Он очень любил полонез за возможность продемонстрировать придворным все богатство залов. Партнеры во время исполнения обходили лестницы и столы сразу в нескольких комнатах.

Но полонез не открывал балы: Екатерина Великая отдала предпочтение менуэту. А польский танец стал вторым по исполнению. Порядок поменял Павел Петрович. Ему настолько понравился полонез, что им в годы его правления начинали все приемные вечера. А в первых парах обязательно стояли члены рыцарского ордена.

Церемониальный полонез

В России было 2 варианта полонеза — обычный и церемониальный. Первый использовался на любом балу, его танцевали все придворные. А второй вид предназначался только для свадебных торжеств. Его исполняли жених и невеста, а после них и приглашенные.

Полонез был популярным в России до самого ХХ века. С каждым правителем танец менялся, в него добавляли новые па, перемены были и в костюмах партнеров. Но одно оставалось прежним — хореография всегда была степенной и торжественной. Именно эти черты полонеза и сделали его таким популярным при императорских дворах. Танец словно подчеркивал величие и стиль членов императорской семьи.

Известные композиции

До начала 18 века танцоры выполняли свои движения под собственное пение, никакой музыки не было. Но на королевских торжествах хореографию сопровождала игра на разных инструментах. Многие композиторы прославились благодаря тому, что написали мелодии для полонеза. Самые известные варианты:

Польский композитор Михаил Огинский

Происхождение мазурки

Легкий и изящный танец мазурка также происходит из Польши. Он зародился в провинции Мазовия, где жил особый народ — мазуры. Крестьяне очень любили свою землю и прославляли ее в песнях. А в праздники они проводили время в танцах. Легкие движения развлекали их и в будние дни, когда по вечерам после тяжелой работы хотелось отдохнуть и повеселиться.

Происхождение мазурки

В 18 столетии мазурка распространилась по всей Польше. А затем про нее узнали и в других странах Европы. И уже в следующем веке танец стал обязательным при королевских дворах и на балах в домах знатных семей. Аристократам, чей вкус был довольно сдержанным, понравились грациозные и простые движения.

Своей популярностью мазурка обязана Фредерику Шопену. Композитор настолько любил свою родину, что в мелодиях отобразил героизм, напористость и искренность соотечественников. Великий музыкант создал около 60 мазурок, которые можно разделить на 3 вида:

  • сельские;
  • городские;
  • лирические или вальсовые.

В первых отражается простая крестьянская жизнь. Вторые подходят для молодежных танцев, а лирические предназначены для торжественных приемов и балов. Разные виды мазурки писали и другие композиторы — Глинка, Чайковский, Дебюсси, Огинский, Шимановский.

Описание движений

Мазуры создали довольно быстрый танец. Исполнять его нужно задорно и горделиво, но при этом требуется сохранять элегантность и изящество. Трехдольный музыкальный размер, четкий ритм и подвижный темп словно заставляют быстрее двигаться.

Танец Мазурка

Дамы переходили на плавный, скользящий бег. А кавалеры преклоняли перед ними одно колено и предлагали руку, чтобы партнерша могла грациозно оббежать вокруг мужчины. Во время любого движения танцоры сохраняют гордую осанку, отклоняя корпус назад. При этом они держат голову приподнятой. Руками нужно двигать смело, но изящно.

Мазурка чаще всего завершала первую часть бала, после нее подавали ужин. А также ее танцевали последней, перед отъездом гостей. Хореография довольно интересная, ведь пары могли составлять любые фигуры — линии, кресты, цепочки, круги. Танцоры расходились, менялись партнерами, даже разговаривали во время движений. Такая свобода была далеко не у каждой пляски при дворах.

Основные виды

Мазурка — это парный танец, в котором кавалер играет роль ведущего. Он обращается со своей дамой вежливо, во время движений немного выставляет ее впереди себя. Лидер в паре — мужчина, он и задает темп, первым выполняет па и меняет фигуры. Свою партнершу он гордо демонстрирует залу, возвеличивает ее красоту и изящность.

В основу танца легло 3 вида хореографии:

 Куявяк больше похож на вальс

Акцент в мазурке делается на вторую или третью долю такта, а двухчастная форма сохраняет признаки народных плясок. Пунктирность, мелодическая прихотливая структура — это особенности польского танца.

У мазурки контрастный характер, часто веселые ноты переходят в драматургию и наоборот. Исполнять ее могут партнеры с горячим и гордым нравом. Более нежным и романтичным натурам такая хореография тоже понравится, она поможет им раскрыть внутреннюю силу. Важно показать все детали танца — характер польского народа и его способность веселиться, сохраняя достоинство.

ПОЛЬКА


Полька — национальный чешский танец. Родина его — Богемия.

Первые упоминания о польке как о бальном танце относятся к 1825 году. Из Богемии полька попадает в Вену, а затем в Париж. Известный танцмейстер Целлариус вводит ее в танцевальные салоны.

«Редкому танцу выпадала

Повсеместный успех польки объясняется тем, что она, как и вальс, имеет живой ритм, состоит из незамысловатых вращательных движений. Аристократическое общество не сразу признало польку. На привилегированных вечерах она появилась уже будучи очень популярным танцем.

Поначалу полька имела много парных фигур: кавалер мог танцевать в паре с дамой, держа ее то одной, то двумя руками, он отдалялся от дамы и снова приближался к ней. Иногда дама и кавалер клали руки на бедра друг другу.

Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Подробнее о самых распространённых танцах на балах расскажет сегодня Diletant.media.

bal.jpg

Венский вальс

Венский вальс отличает более быстрый темп и более выраженный акцент на первую долю такта. Однако, несмотря на это, венскому вальсу свойственны плавность исполнения и изящество.

Венский вальс появился не в Австрии, а называют его так, поскольку пик популярности он пережил в начале XIX века в Вене под музыку Штрауса.

3ccb181188dc13ab462fdadfa950eff0.jpg

Существует пять гипотез появления этого танца. Первая утверждает, что э то парадный танец, который был впервые исполнен в 1574 году для короля Польши Генри III. По второй гипотезе, п олонез — танец французский, так как именно с этого языка осуществляется перевод его названия. В-третьих, этот т анец может иметь испано-арабское происхождение. Также утверждается, что т анец родился в Познаньском регионе Польши.

Но, по самой распространенной версии, полонез возник как свадебный танец приблизительно в XV веке . Обычно он торжественно открывал и закрывал праздник. Считалось неприемлемым исполнять этот танец в паре законным супругам — хозяевам приема.


bal.jpg

Особое распространение во Франции менуэт получил во время царствования короля Людовика XIV. Даже член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.


th_galop.JPG

Родиной галопа принято считать Венгрию, где он известен с 1800-х годов. В Париж галоп был представлен Duchess of Berry во время карнавала 1829 года. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере. Галоп считается предшественником польки.


Когда в 1830-е годы во Франции объявился Канкан, его движения ногами совместили с Галопом. В XIX веке Галоп, как один из наиболее популярных танцев, нередко ставился в конец программы танцевального вечера.

800px-La_Trénis_1805.jpg

Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России — кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века.


Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок.

0011-013-Polka.jpg

Полька — это веселый танец, появившийся в Чехии в середине XIX века. Этот танец стал неотъемлемой частью любого торжества: народного, светского, официального.


В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов. Вскоре ни один прием не обходился без польки.

mazurka.jpg

Первыми исполнителями мазурки были поляки — мазуры. мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с XIX века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах.


Такое признание мазурка получила благодаря композитору Фредерику Шопену. Всего композитором было написано около 60-ти мазурок.

Читайте также: