Сообщение на тему подготовка сопровождающего к поездке

Обновлено: 30.06.2024

На первом родительском собрании нашего класса мы с родителями и классным руководителем договорились, что будем много внимания уделять организации поездок для школьников по России. Как-то всё это прошло у нас единогласно и, возможно, поэтому нашему классу удаётся почти полностью всем коллективом совершать путешествия по стране.

Мы выделили инициативную группу родителей, которые должны были определять сроки поездок для школьников, направление и их тематику. Как правило, мы каждые каникулы, включая летние, совершаем туристические поездки для школьников нашего класса, а также тех, кто готов присоединиться к нам из соседних параллелей.

Организация поездок для школьников требует особого внимания, большой подготовки и преодоления различных бюрократических препон. Только так кажется, что в нашей стране бурно развивается туризм, об этом мы слышим из различных СМИ, а так же из уст чиновников и высокопоставленных министров. На самом деле, всё обстоит иначе. И те самые чиновники, которые трубят во всеуслышание, что детям необходимо познавать свою страну, а групповые поездки для школьников — это воспитание патриотизма и чувства гордости, - они пишут гигантское количество правил и ограничений, создают указы и приказы, с обилием бумаг и всевозможных разрешений. И по факту всё это не столько направлено на безопасность в групповой поездки для школьников по России, как они это объясняют, а защищает самих чиновников от возможных неприятностей.

Но это нас не останавливало и мы всячески стойко преодолевали все препятствия на нашем пути. Уже в самом начале был составлен план туристических поездок на текущий учебный год. Мы обязательно учитывали все нюансы экскурсионной программы с учебным планом, согласовывали с учителями посещение музеев и осмотр достопримечательностей, тематические экскурсии и вечерние мероприятия.

Перед самым первым выездом мы столкнулись с трудностями в собирании необходимых документов для групповой поездки школьников. Поэтому спешу поделиться информацией о том, как организовать поездку школьников по России.

Вообще, документы для поездок школьников на автобусе — это отдельная тема и носит такой бюрократический характер, что можно только удивляться таланту написания постановлений и предписаний наших чиновников. После нескольких поездок начинаешь понимать, что такие документы это не защита жизни и здоровья детей, а желание перенести ответственность с себя на других людей, вместо реальных действий по обеспечению безопасности на дорогах. Но в данный момент без этого пакета документов туристическая поездка для школьников на автобусе невозможна. Его подготавливает принимающая сторона, то есть та туристическая фирма, которая будет обслуживать группу на месте.

От них необходимо получить сведения на автобус, который будет обслуживать группу и данные на водителя. Они могут потребоваться для предоставления в администрацию школы, поэтому лучше всё запросить заранее и получить сканированные страницы всех необходимых документов.

Полный пакет документов, а также Уведомление в ГИБДД о предстоящей поездки школьников на автобусе должен быть у водителя в момент посадки детей в автобус.

После получения необходимых разрешений, покупки билетов, согласования программы поездки в Санкт-Петербург, например, или по Золотому Кольцу следует получить письменное подтверждение полной программы с указанием времени посещения музеев и питания, а также указание названий и адресов всех кафе и ресторанов с контактными телефонами. Внимательно проверяйте соответствие экскурсионной программы с заявленной заранее, проверьте номер брони на подтверждении и количество, категории номеров в отеле, а также наличие контактных данных встречающего группу.

Со своей стороны не забудьте выслать разбивку группы по номерам проживания в гостинице — это облегчает заселение в гостиницу, а также выслать данные для встречи — время прибытия, вокзал, номер вагона и контактные данные руководителя группы.
Если всё заранее предусмотреть и проверить, то Ваша поездка со школьниками по России пройдет великолепно и оставит массу хороших впечатлений.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ПОЕЗДКИ СО ШКОЛОЙ:

-список назначенных сопровождающих

-служебная записка, в которой значатся сопровождающие. образец служебной записки

- приказ от директора школы (не требуется для ГИБДД, но необходим для согласования поездки с РОНО)

Ниже приводим выдержки из приказов об осуществлении организованной перевозки детских групп на автобусе

Перевозка детей на автобусах осуществляется в светлое время суток. Запрещено перевозить детские группы в ночное время без специального разрешения.

Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Данный пункт правил вступает в силу с 22.06.2015 г.

В ночное время (с 23 ч до 6 ч) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 ч расстояние перевозки не должно превышать 50 км. Количество пассажиров не должно превышать количество посадочных мест в автобусе.

У автобуса должен быть пакет документов, необходимых для перевозки пассажиров:

а) договор фрахтования, заключенный фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;
б) документ, содержащий сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество, должность), копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил;
в) решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее подразделение Госавтоинспекции) или уведомление о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на такое сопровождение;
г) список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением, в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящих Правил;
д) список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка);
е) документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);
ж) документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей автобусом (далее организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;
з) график движения, включающий в себя расчетное время перевозки с указанием мест и времени остановок для отдыха и питания (далее график движения), и схема маршрута.

Образец заявки в ГИБДД:

Посадка и высадка детской группы из автобуса должны осуществляться в специально отведенных для этого местах (на автобусных остановках).

При перевозке группы детей в автобусе запрещается:

  • употреблять пищу;
  • передвигаться по салону автобуса во время движения;
  • курить, распивать спиртные напитки (в том числе пиво и коктейли);
  • создавать ситуации, мешающие комфорту других пассажиров или безопасности движения автобуса;
  • оставлять за собой грязь, мусор;
  • портить внутренний инвентарь автобуса, а в случае поломки какой-либо вещи или механизма сообщить об этом водителю. Водитель фиксирует повреждения в путевом листе.

В ряде случаев подзаконными нормативными актами установлен дополнительный регламент проверки автобусов, осуществляющих перевозку детей. В Субъекте Российской Федерации Московской области при осуществлении экскурсии от школы во всех городах Подмосковья проводится проверка транспортных средств, осуществляющих перевозку детей. Для подачи заявления в ГИБДД на осмотр транспорта перед началом экскурсии требуется информация о датах, количестве и времени проведения экскурсии. Затем директор учебного заведения издает Приказ о проведении экскурсии. При успешном принятии заявления в ГИБДД, в указанный день, сотрудники проводят визуальный и документальный контроль транспортного средства.

При перевозке детей колонной автобусов более 3 штук заказчик обязан заказать машину сопровождения ГИБДД для движения впереди колонны, а в случае, если количество автобусов более 10-ти, ГИБДД обязано предоставить автомобиль, замыкающий колонну.

В соответствии с внутренними инструкциями Министерства образования РФ касающихся проведения экскурсий в школах, детей можно перевозить в том числе и на общественном транспорте по правилам, действующим для этого вида транспорта (метро, трамвай, троллейбус). Рекомендовано пользоваться заказным транспортом.

Для контроля над группой школьников во время поездки Заказчик обязан назначить старших группы в необходимом количестве. Старшие группы получают вводный инструктаж о соблюдении правил детских пассажирских перевозок на основании настоящих правил. Скорость движения автобуса при перевозке детей ограничена и не должна быть выше 60 км/ч


Любая работа — это прежде всего работа. Даже если ты ее фанат и не представляешь себя в любой другой сфере деятельности. Но одно дело, когда работа нравится тебе лично, а другое дело, когда твоей работой довольны те, ради которых все и делается. А тут мнения могут кардинально расходиться, особенно, если это работа с людьми. Поэтому всегда будут те, кто останется недовольным, кому не понравится проделанная тобой работа, как наверняка кому-то не понравится и эта статья.

Специфика работы сопровождающего автобусные туры заключается прежде всего в выстраивании благоприятных отношений с туристами, чтобы сделать их отдых максимально приятным. Каждый новый рейс — как новое приключение: еще утром, при подъезде автобуса всматриваешься в лица тех, с кем предстоит бок о бок жить всю поездку, пытаешься угадать, что будет им интересно и на что стоит сделать акцент.

К счастью, мой личный опыт работы в этой сфере говорит о том, что наши туристы в большинстве своем — потрясающие! У них есть невероятная жажда познания нового, изучения стран и интересных мест, они с пониманием относятся к всевозможным сложным ситуациям, которые постоянно возникают в силу специфики автобусных туров. Культуру поведения и менталитет наших туристов отмечают все без единого гиды, которые проводят экскурсии в городах Европы.

Это неописуемое чувство восторга, когда ты видишь довольные и счастливые лица туристов, влюбляющихся в те страны и города, где они только что побывали и ради которых проехали тысячи километров, питались в придорожных ресторанчиках, ходили под дождем или палящим солнцем на экскурсиях. Таких туристов хочется завозить во все деревни и города, которые не входят в программу, показать им что-то особенное, рассказать как можно больше и разделить с ними любовь к этим местам. Это в большинстве случаев, но бывает, что ложка дёгтя бочку мёда портит.


“Детонька, откуда ж тебе это знать, ты ж еще молодая”

Конечно, все знать невозможно. Мы каждый раз чему-то учимся, что-то изучаем. Каждый день, каждое знакомство несет новую информацию и новые знания. Вполне естественно, что любой даже первоклассный специалист чего-то может не знать. Так и сопровождающие, которые колесят по Европе и за неделю проезжают целый список стран могут не знать название “вон того дерева на обочине”. Но все же, как правило, подготовка к автобусным турам проводится серьезная и не ограничивается зачитыванием Википедии.

Но стереотипы и тут есть. Так, например, если тебе 25 или даже 30, если ты не обвешан красными дипломами об окончании ТУ, ТТУ, МГИМО, МГУ, ЛГУ — причем, годов 60-х, ты априори ничего не можешь знать! И не важно, что может у тебя за плечами два государственных университета, не важно, что с детства ты не разлучаешься с книжками, а твоими знаниями о событиях эпохи Филиппа IV Красивого удивляется вся приемная комиссия исторического факультета.

Не важно, что до того, как ты отправился в автобусный тур с туристами, ты изучил как минимум сто путеводителей и еще раз десять самостоятельно побывал в этих местах, прошел все музеи, выучил все детали на памятниках, завернул во все подворотни и сравнил цены во всех кафе. Ты все равно не можешь знать той необходимой информации, которая требуется какому-то особо привередливому туристу. Он обязательно подойдет и дополнит твой рассказ какой-то (порой недостоверной) деталью, фактом или комментарием. Кто-то может даже, мило улыбаясь, дополнить это фразой “Детонька, откуда ж тебе это знать, ты ж еще молодая”.

История из жизни: После автобусной экскурсии по Варшаве и рассказа о героической истории города в период Второй мировой войны, на первой же остановке одним туристом по-доброму было сделано замечание, что “все хорошо, только Варшаву освобождал Рокоссовский, а не Жуков, как вы сказали”. Просто так взять и выдумать этот довольно сложный исторический момент невозможно, что точно указывало на то, что это где-то все-таки было прочитано. Я попыталась защитить свою версию всеми возможными доводами и воспроизведением в памяти всех военных действий, начиная от операции “Багратион”, но как только турист произнес заветное: “Вас, наверное, этому сейчас не учат, а у меня исторический факультет МГУ за плечами”, была признана полная капитуляция. Не знаю, что побудило туриста изучить эту тему дальше, но через пару дней он пожал мне руку и сказал: “Я был не прав, молодец!”. К слову сказать, большие потери в этом случае понесла все-равно я, потому что из-за этой неловкой ситуации пришлось перечитать мемуары и Жукова, и Рокоссовского… Так, на всякий случай.



“Куда мы денемся с подводной лодки”

Основная проблема автобусных туров — нехватка времени. Ты привязан к автобусу и к международным нормам отдыха водителей — это означает, что любое лишнее действие, любая остановка или незапланированное мероприятие — это потеря ценного времени. Чем позднее приедешь сегодня, тем позднее отправишься завтра, а это уже чревато сдвигом экскурсионной программы.

В свою очередь местные гиды, ох, как не любят ждать — у них тоже свои планы, свои договоренности и, если ты опаздываешь к запланированному времени, то твоим туристам покажут только то, что можно успеть. А хочется же не просто показать экскурсионный город, а влюбить в него! Поэтому когда туристы, например, просят сделать остановку не через 3,5 часа, а через час, ты вынужден им отказать, так как 50 человек уж точно не успеют за 10 минут сходить в туалет (который есть в автобусе) или купить водичку на заправке. Безусловно, речь не идет об острой необходимости — в таких случаях остановки делаются сразу же и беспрекословно.

Еще более досадно, когда опоздание туристов основано на приципе “куда мы денемся с подводной лодки”. В этот момент обидно даже не за потерянное время, а за всю группу, которая понимает правила и жертвует, например, кофе или покупкой сувенира, чтобы только быть вовремя в автобусе (повторюсь, сознательных граждан у нас большинство!).

Приходится тогда взрослым людям зачитывать неприятную мораль, что надо уважать друг друга. И как ни странно, в этот момент ты чувствуешь себя хуже опоздавших, потому что примеряешь на себя роль этакой злой учительницы, отчитывающей нашкодившего ученика, который может быть в два раза тебя старше. Но еще хуже, когда к твоим призывам, просьбам и мольбам не прислушиваются и опоздания начинают носить постоянный характер. Если потеря времени минимальна, группа адекватно относится к этим туристам и нет опасности опоздать к гиду или в музей, то на это закрываются глаза. Но если же из-за постоянных опозданий одних и тех же туристов идет стабильный сдвиг экскурсионной программы, то приходится прибегать к дополнительным мерам, которые, как правило, влекут за собой нелестные высказывания в свой адрес от опоздавших туристов.

История из жизни: Автобусный тур. Двое туристов опаздывают с первого дня поездки. Не помогают ни уговоры, ни просьбы, ни угрозы однажды уехать без них. Каждый раз они все-равно неторопливо подходят к автобусу с опозданием в 10-15 минут. Настает очень насыщенный на экскурсии день. Переезды между городами огромные, каждая минута на счету. Заранее и специально еще раз было сделано объявление о необходимости быть вовремя, а также на всякий случай рассказано и показано, как добраться от одного города в другой в случае опоздания (электричка, 80 км). Естественно, в назначенное время из всей группы не было двоих. Уехали! И только через 20 минут эти туристы позвонили на телефон с вопросом “Вы где?”. Не стоит перечислять ряд эпитетов, которыми в этот момент была награждена сопровождающая, но результат все-таки был — эти туристы все оставшиеся дни приходили в автобус первыми.



“Клиент — это король”

Головная боль в автобусе — это пьющие. Не те, кто совмещает полезное с приятным, не мешая при этом остальным туристам, а те, кто изначально едет в алкогольное путешествие с последующими приключениями.

В первый день отказать такому туристу в туре ты не можешь — вдруг он так ждал эту поездку, что его радость вылилась в такое состояние. Или же может он просто спасает свою боязнь длинных переездов, запивая сие горе алкоголем. Но если этот турист проявляет агрессивное поведение, бегает во время движения автобуса по салону, перебивает экскурсии, то приходится его успокаивать всеми возможными способами. Или же вызывать на помощь водителей, которые силой могут заставить разбуянившегося туриста успокоиться.

История из жизни: Семидневный тур. В самой середине автобуса с первого дня происходит неладное — громкое комментирование, кидание вещей, ссоры с соседями. На каждой остановке турист докупает себе алкоголь. На просьбы или высказывания по этому поводу не обращает никакого внимания, каждый раз лишь добавляя: “Я купил путевку, мне в автобусе скучно, а “klient on kuningas”“. Жалобы туристов с каждым разом только увеличивались, поэтому вместе с водителями решено было неадекватного туриста пересадить к сопровождающему. Что и было сделано практически силой. Прижатый у окна, с постоянным жестким контролем двух спереди сидящих водителей, с болтающей в микрофон сопровождающей, турист был вынужден сдаться и тихо похрапывал все оставшиеся дни. Правда, все-таки оставил в анкете комментарий про “абсолютно полностью испорченный отпуск”.


Куда пойти?

Когда заканчивается экскурсионная программа и у туристов начинается свободное время, как правило, все разбегаются по уже намеченным целям: кто-то идет в ресторан знакомиться с местными кулинарными изысками, кто-то спешит посетить музей, кто-то решает не спеша побродить по магазинам и сувенирным лавкам. Но иногда есть туристы, которые подходят с вопросом: “А что нам делать? Куда пойти? Может вы можете нас отвезти в гостиницу?”.

История из жизни. Прекрасная Вена — город музеев и кафе. Их здесь столько, что каждый человек, независимо от интересов, найдет что-то себе по душе. И даже в 101 раз кажется, что здесь еще столько всего неизученного и неизведанного. Но однажды после экскурсионной программы в организованной школьной группе возник спор между учителями и учениками — ехать в гостиницу или — 4 часа свободного времени. Как ни странно, за свободное время выступали именно ученики старших классов, которые все-таки смогли взять верх над своими педагогами. В результате половина детей побежала в музей естествознания, а другая в — музей музыки, скупив там, наверное, всю сувенирную лавку. А часть учителей так и осталась сидеть в автобусе…



Семья на колесах

50% успешной поездки — это слаженность с водителями. Между собой мы называем себя “маленькой семьей на колесах”. Это действительно так. Сплоченность коллектива проявляется во всем: от готовности помочь всегда и везде до нарушений правил. Мы знаем характер друг друга, знаем кто как себя может повести в определенных случаях, мы можем выручить друг друга, если того требует ситуация. И если у сопровождающего с водителями сложились хорошие отношения, как говорят все туристы, это сразу чувствуется.

История из жизни: Мои водители — это моя отдельная любовь. Они терпеливо ждут, когда группы опаздывают. Они всегда шутят над твоим трепетным отношением к Польше, вспоминая каждый раз очень несговорчивых польских представителей транспортной полиции. Они легко соглашаются свернуть с маршрута и посмотреть еще какой-нибудь интересный объект, а при наличии времени и согласии группы вообще заехать с остановкой в другой город, деревню или монастырь, которых нет в программе, но от которых всегда все туристы остаются в восторге. Они приедут к тебе на помощь, если ты на другом автобусе сломался в лесу или застрял в горах. И обязательно посигналят и помашут тебе, если будут проезжать мимо.

Подводя итог, хочу сказать, что несмотря на все трудности, работа сопровождающей — это ценнейший опыт. И не столько в приобретенных знаниях и умениях, сколько в живом общении с людьми и возможностью познакомить их с невероятно красивыми землями, где есть столько интересного и потрясающего. Конечно, ошибки и недочеты есть всегда, но когда по возвращению домой ты украдкой слышишь, как туристы звонят домой и с восхищением рассказывают о той стране, ради которой они по два-три дня едут в автобусе, понимаешь, что твоя работа сделана правильно.

Сопровождающий туристических групп- это тот, кто профессионально сопровождает частных лиц или группы людей в тур. поездках по национальной территории или за границу; предоставляет значительную информацию и туристические сведения в местах транзитного проезда вне сферы компетенции местного гида. [9] Обычно это профессионал, работающий по поручению тур.оператора, туристического агентства или местных органов развивающих тур. предложения.

Сопровождающий может снять с маршрута туриста, грубо нарушающего правила поведения. Перечисленные функции могут являться основанием для разработки должностных инструкций гида туристской группы (приложение 1). Сопровождающий является ответственным за выполнение и реализацию программы поездки, являясь точкой опоры для всех людей, предоставляющих туристические услуги и для туристов в течении всей поездки. Сопровождающий тур. групп- это серьезный профессионал, которого отличает точность, пунктуальность и порядок во всем для того, чтобы:

- содержать в порядке счета и кассу, билеты и документы на всю группу, знать основные тур. законы, таможенные и валютные правила;

- иметь хорошую коммуникабельность, в его задачу входит также устанавливать хорошие отношения со всеми ( с клиентами, с заказчиками, с местными органами, с экскурсоводами, с персоналом в гостиницах и т.д.).[6]

Профессия учит быть мудрым, иметь врожденные способности коммуникабельности, иметь в каждый момент позитивный и спокойный подход к решаемым проблемам. Эта работа предполагает постоянно сталкиваться с ситуациями, где нужно иметь контакт с разными культурами и людьми, требуя от сопровождающего способности постоянного обновления и профессиональной адаптации:

- необходимо иметь хорошую историческую, географическую, художественную, антропологическую и экономическую подготовку для того, чтобы иметь возможность рассказать о общих чертах культурное наследие или наследия посещаемых стран, быть способным объединить между собой также посещение разных городов и исторических памятников, парков вместе с местными экскурсоводами, так чтобы каждая тур. поездка была новым открытием цивилизаций и культур;

- быть способным разбираться и ориентироваться в любых географических картах, схемах и планов.

Сопровождающий тур.групп должен также всегда присутствовать в самых деликатных и проблематичных ситуациях поездки, таким образом своим профессиональным участием он должен разрешить любое затруднение. К примеру, он должен помочь и решить ситуацию для членов своей группы в случае болезни, несчастного случая, пропажи и кражи документов, посредством необходимых контактов с посольствами, консульствами и полицейскими участками.

Обязанности туристического сопровождающего:

- Представлять туристическое агентство для поставщиков тур.услуг и для туристов; - Проверять и подтверждать все структуры и услуги; - Контроль на момент отъезда наличие всех участников; - Предоставление участникам тур. поездки детальной программы поездки;

- Обеспечение коммуникабельности между собой всех членов тура, для того чтобы группа ( сформированная часто из людей, которые не знакомы друг с другом перед поездкой) сплотилась и стала единым целым, чтобы сложилась гармоничная атмосфера, быть способным выслушать жалобы людей

- предоставление общей информации о посещаемых местах ( не заменяя местного гида) и обеспечение всех туристов компетентной ассистенцией и помощью в случае возникновения небольших или же серьезных затруднений, которые могут возникнуть в тур.поездке;

- внимательное выполнение заранее разработанной программы тур.поездки, соблюдая расписание и время назначенных встреч - сопровождение участников тур.поездки, помощь в решении возможных проблем, которые могут случиться в поездке, такие как кражи, заболевания, несчастные случаи, пропажа документов поездки, пропажа багажа, неподтвержденные бронирования, несоответствующие номера в гостинице;

- предоставление возможных альтернативных или факультативных экскурсий в согласии с тур. агентством; - приобретение и обеспечение участников группы входными билетами в музеи и билетами для пользования транспортными средствами; - бронирование и оплата ресторанов; - предоставление переводческих услуг; - выполнение всех необходимых бюрократических и административных формальностей, связанные с поездкой;

- выполнение всех бюрократических формальностей, связанных с таможней и административных формальностей при поездках за границу; - решение возможных проблем, связанных с денежными средствами и валютой - обеспечение заселения туристов в гостиницах или выбранных структурах; - предоставление тур.организации, для которой выполняется данная услуга подробного отчета о ходе данной поездке, информируя ее о возможных затруднениях, недостатках и возникших проблемах.

Сопровождающий называется тур-лидер т.к. в течении нескольких часов, дней или недель, на территории нашей страны он должен стать руководителем группы, как для русских так и для иностранных туристов, или для туристов, прибывших из разных стран. В этом случае, сопровождающему необходимо создать единую сплоченную группу из разных людей. Он должен показать и проявить свои лидерские качества в течении всей поездки и для разных людей. Особенно в случае иностранных туристов, тур. лидер выполняет важное предназначение: именно он должен объяснить иностранному гостю традиции и культуру нашей страны, развеяв предрассудки которые часто наносят вред представлению о России за границей. В России требования к персоналу туристской фирмы должны быть приведены в утвержденных руководителем должностных инструкциях или иных документах, определяющих обязанности сотрудника. Требования подразделяются на обязательные и рекомендательные.

К обязательным требованиям относятся:

- знание работником своих должностных обязанностей;

- знание нормативных и законодательных актов РФ в области туризма;

- наличие стажа работы в туризме или смежных с ним областях деятельности;

- знание туристских формальностей;

- знание иностранного языка, используемого в деятельности туристской фирмы (объем знаний, а также список сотрудников, на которых распространяется указанное требование, устанавливаются руководителем).

К рекомендательным требованиям относятся:

- наличие специального образования в сфере экономики и менеджмента туризма (для руководящего состава фирмы);

- регулярное повышение квалификации персонала;

- знание материалов, рекомендаций и других документов международных туристских организаций. Например, должностные обязанности руководителя туристской группы (гида) регулируются следующими документами: квалификационными характеристиками должностей служащих; должностными инструкциями; положением об оплате.

Основные требования к руководителям туристских групп :

- свидетельство об окончании курсов по подготовке руководителей туристских групп;

- знание порядка оформления финансовых документов (на проезд группы, при расчетах с гостиницей, рестораном, экскурсионным бюро и т.д.);

- владение основами психологии при общении с группой (участниками поездки);

- знание правил перевозки туристов и багажа на всех видах транспорта, прохождения таможенного и пограничного контроля;

- знание методов и правил оказания первой (неотложной) медицинской помощи;

- условия и порядок страхования туристов и руководителя туристской группы;

- знание иностранного языка

Руководитель тур.группы может группу во время путешествия по маршруту или принимать группы (групповоды). Руководитель группы может быть в штате фирмы или работать на условиях трудового соглашения в соответствии с действующим законодательством. [6] Сопровождающий обслуживает туристов и отвечает за выполнение программы и условий проведения путешествия. Перечисленные функции могут являться основанием для разработки должностных инструкций гида туристской группы (приложение 1).

На должность руководителя туристской группы принимаются лица, имеющие высшее или среднее образование и прошедшие специальную подготовку. Зачисление на должность сопровождающего может проводиться на следующих условиях:

на постоянную работу;

на время выполнения определенных заданий;

временно - сроком до двух месяцев.

В последнем случае приказом по фирме работник оформляется по трудовому соглашению. Руководитель туристской группы имеет служебное удостоверение. Работа сопровождающего на маршруте определяется утвержденной программой обслуживания, включая время на проведение подготовительной работы по подготовке информационных материалов, на работу с туристами, оформление отчета и других документов. Сопровождающий туристской группы несет полную или ограниченную материальную ответственность в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению,организации. Руководитель туристской группы должен знать программу обслуживания и обеспечить ее выполнение. Он должен иметь четкое представление об условиях обслуживания группы в каждом пункте маршрута, порядке и правилах проезда, размещения, питания. Одна из важных функций сопровождающего туристской группы — оформление прибытия и отправления туристской группы по маршруту следования. При задержке рейсов руководитель обязан сообщить принимающей и отправляющей турфирме время выбытия или об отказе группы от дальнейшего путешествия и других изменениях на маршруте. Сопровождающий туристской группы отвечает за дисциплину, порядок и технику безопасности на протяжении всего путешествия. В случае необходимости руководитель принимает меры по оказанию медицинской помощи туристам, содействует их госпитализации и сообщает об этом в турфирму.

Основные услуги при организации и сопровождении туристов (размещение, питание разработка и организация туристского маршрута, транспортное обслуживание туристов к месту отдыха и обратно, описание экскурсионной программы и других условий отдыха).

Наиболее активно взаимодействуют с туристами профессионально подготовленные экскурсоводы, гиды переводчики и инструкторы проводники.

Экскурсовод (гид) – знакомит экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране или месте временного пребывания.

Гид переводчик – свободно владеет иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и ознакомления экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране или месте временного пребывания.

Инструктор проводник – сопровождает туристов и обеспечивает их безопасность при прохождении туристских маршрутов.

Профессионализм менеджеров, работающих в сфере туризма, определяется в основном четырьмя факторами.

· Во-первых, наличие глубоких профессиональных знаний и умений.

· В-третьих, знание как минимум одного или двух иностранных языков,

· В-четвертых, умение работать на персональном компьютере (знание офисного пакета, графических программ, прикладных систем бронирования туров и делопроизводства турфирмы, а также хорошие навыки поиска информации в сети Интернет).

Классификация групп клиентов тур фирмы. С точки зрения мотивации социально-профессиональных характеристик и особенностей поведения людей можно выделить четыре основных типа клиентов турфирмы.

Оседлый тип. Характеризуется, как правило, небольшим или средним доходом. В этой группе находится значительное число пожилых людей и лиц молодого возраста. У молодежи преобладает стремление к пляжному отдыху. Во время путешествий эта группа предпочитает селиться в отелях средней категории. Для данного типа туристов важно проведение экскурсий и обязательно развлекательных вечерних и ночных программ, чтобы избежать возможной скуки. Они придают большое значение покупке сувениров. Из-за ограниченности личного бюджета клиенты этой группы, как правило, предпочитают путешествия на близкие и средние расстояния, отрицательно реагируют на повышение цен и не отличаются особым интеллектуальным любопытством.

Оседло-мобильный тип. Туристы такого типа хотят сочетать отдых с познанием чего-либо нового. Это преимущественно люди с высшим образованием и представители свободных профессий, а также преподаватели со средним доходом и студенты. Возраст лиц данной группы обычно от 20 до 50 лет. Туристы этого типа в свободное время предпочитают разнообразные спортивные занятия. Они придают большое значение контактам с местным населением, посещению памятных мест. Данный тип туристов вполне может смириться с некоторым недостатком комфорта. Представители этого типа любят фотографировать. Продолжительность их путешествий обычно бывает больше недели.

Мобильный тип. Туристы такого типа ищут, прежде всего, новых впечатлений, стремятся к смене культурного и социального окружения. Это наиболее многочисленная группа туристов, она представлена материально обеспеченными клиентами. Данный сегмент состоит из двух различных возрастных групп: 30-70 лет, те, кто предпочитают путешествовать в группе, и 20-50 лет – любители индивидуальных поездок или путешествий в составе небольших групп. При организованных турах с использованием транспорта и предоставлением комфортного жилья туристы рассматриваемого типа будут посещать все, что им предложит гид. Их питание соответствует международным стандартам, допустимы и эксперименты с блюдами местной кухни. Любят фотографировать и приветствуют наличие особого местного колорита. Большое значение они придают хорошо организованной торговле экзотическими сувенирами. Продолжительность их путешествий достигает 2-3 недель.

Кочевой тип. К нему относятся туристы, желающие достичь тесного контакта с местным населением и природой. Обычно они отличаются высоким уровнем образования. Среди представителей этого типа встречаются все возрастные группы при некотором преобладании молодежи. Специфическая мотивация у них может быть различной: стремление к смене обстановки, поездки с религиозными или творческими целями. Представители данной категории туристов в большинстве случаев путешествуют индивидуально или в небольших группах, любят импровизировать, селиться в местных гостиницах или снимать жилье. Эта клиентура открыта любым кулинарным экспериментам, интересуется местными обычаями. В этой группе встречаются туристы с небольшими доходами, а также те, кто подвержен влиянию моды и готов ради нее на значительные траты.




Тема 1.2. Технология сопровождения туристов на автобусных маршрутах

Автобусный тур – туристский продукт, включающий в себя: перевозку группы туристов на автобусе по определенному маршруту, продолжительностью более 24 часов; размещение в отелях в соответствии с программой тура; экскурсионное обслуживание в соответствии с программой тура; сопровождение руководителем туристской группы.

Автобусные туры – путешествия групп туристов на собственных или арендованных автобусах. Они могут проводиться повсеместно и практически без ограничений. Благодаря своей мобильности и относительной независимости от транспортных коммуникаций и расписаний автобусные путешествия позволяют организовывать маршруты по интересным местам в наиболее удобные для туристов сроки.

1. Возможность увидеть сразу несколько стран, столиц и городов за одну поездку.

2. Автобусные туры стоят намного меньше, чем другие туры. Этого получается достичь в том числе и из-за экономии на стоимости авиабилетов.

4. Идеальный транспорт для тех, кто боится авиаперелетов.

1. Автобусный экскурсионный туризм в два раза опасней железнодорожного и в четыре раза – авиационного.

2. В дороге могут случаться неожиданности. Например, поломка автобуса.

3. Как правило, в стоимость путешествия из питания входят только завтраки в гостиницах – обедать и ужинать приходится в попутных кафе и ресторанах. Поэтому с собой нужно взять необходимую для нормального питания сумму денег.

Требования к транспортным средствам и перевозчику

Автобус становится для туриста во время автобусного путешествия одновременно с транспортом еще и отелем со всеми относительными и альтернативными удобствами. Поэтому к выбору уровня этого транспортного средства необходимо отнестись со всей серьезностью.

Классификация туристических автобусов очень схожа с отелями. Здесь также существует пять классов, обозначаемых звездами: чем больше звезд, тем выше уровень комфорта и сервиса.

Важнейшим отличием туристических видов автобусов от других классов являются оборудование и комфорт салона. Главным показателем уровня комфортности салона являются кресла для пассажиров. Основными параметрами выступают: расстояние между сиденьями, высота спинки сиденья, обязательное наличие, начиная с третьего класса, двух подлокотников у каждого кресла, а также биотуалета, холодильника и мини-кухни. Туристические автобусы отличаются друг от друга не только особым уровнем комфорта и оборудованием (например, аудио- и видеосистемами с мониторами, микрофоном для гида, персональными информационными панелями и т. д.), но и компоновкой. Туристические автобусы, как правило, полутора- и двухэтажные. Связано это не только с обязательным предоставлением по 0,5 м 2 пространства для багажа каждого туриста, но и улучшением обзора для пассажиров.

– Однозвездочный автобус практически не используется для перевозок туристов в автобусных турах, а попасть в него путешественник может чаще всего в случае крайне некачественного тура либо простого обмана. Разумеется, что более чем мягкая обивка на сиденьях в таком автобусе ничего не предусмотрено. Интервал между сиденьями составляет 68 см.

– Двухзвездочный автобус отличается от 1-звездочного только увеличенным интервалом до 72 сантиметров. По остальным параметрам такой автобус вряд ли будет комфортнее 1-звездочного.

– Туристический автобус класса 3 звезды – это наиболее распространенная категория. Интервал между сиденьями в таком автобусе составляет 77-78 см, а из дополнительного сервиса в нем предусмотрены туалет, кофеварка и часто микроволновая печь.

– Четырехзвездочный автобус также встречается довольно часто. Среди параметров, предусмотренных в классе 3 звезды, у 4-звездочного автобуса расстояние между сиденьями увеличено до 83-85 см, а также добавлен кондиционер.

– Самый высокий класс автобусов - 5 звезд - предоставляет туристам максимальный уровень сервиса: помимо удобств, присущих 4-звездочному, в нем, как правило, есть еще гардероб, полноценная кухня, мобильная связь, аудио- и видеосистема, а интервал между сиденьями увеличен до 90 сантиметров.

Работа РТГ на автобусном маршруте. На маршрутах автобусных путешествий с туристами работает гид, экскурсовод или руководитель туристской группы Он назначается на все время обслуживания группы. Руководитель туристской группы несет полную или ограниченную материальную ответственность за ущерб, причиненный туристско-экскурсионной организации в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, принесенный предприятию учреждению, организации.

Тема 1.1.Технология и организация сопровождения туристов




Читайте также: