Сообщение на тему строение русского языка

Обновлено: 15.05.2024

Русский язык как система. Характеристика разделов языкознания, их основных единиц. Особенности изучения разделов языкознания в начальной школе.

Язык – это система соц.обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации). Язык является самой сложной из всех знаковых систем. Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание.

Русский язык представляет собой четырехуровневую систему, в которую входят разделы: фонетика, морфология, лексикология и синтаксис. Все элементы системы находятся в тесной взаимосвязи. Составляющие уровня пониже в определенной совокупности образуют единицы вышестоящего уровня.

На данном уровне выделяется мельчайшая неделимая единица языка – фонема. Это самый первый кирпичик, из которого исходят все последующие уровни. Фонема изучается такими разделами языкознания, как фонология и фонетика. Фонетика исследует то, как образуются звуки, их артикуляционные особенности. Фонология же, связанная с именем языковеда Трубецкого, изучает поведение звуков в различных словах и морфемах. Именно в фонологии выделяются такие дифференцирующие признаки звуков, как твердость-мягкость, глухость-звонкость. Каждая фонема включает в себя индивидуальный набор признаков.

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих).

Велика роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью:

а) с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте;

б) фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм);

в) фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и в частности правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов;

г) фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.;

д) знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.

На более высоком уровне находится такая единица языка, как морфема. В отличие от фонемы, морфема является элементарной единицей языка, несущей в себе определенное значение. Несмотря на то что морфемы представляют собой значимые единицы языка, они могут употребляться лишь в связи с другими морфемами. Лексическое значение создается лишь совокупностью взаимосвязанных морфем, среди которых основная роль отводится корню. Префикс, суффикс, окончание и постфикс несут лишь добавочную семантику. Особенностью морфем является чередование в них отдельных звуков с сохранением значения. Наука, изучающая систему морфем, их классификации и сложные взаимосвязи, называется морфемикой.

Изучение морфологии подготавливает учащихся к прохождению систематического курса синтаксиса, обусловливает изучение правил правописания и открывает возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи учащихся, обогащение их словаря и усвоение ряда правил словоупотребления.

К числу основных трудностей, связанных с изучением частей речи, которые учитель должен предвидеть заранее, прежде всего нужно отнести такие:

2) неразличение частей речи в случае перехода слов из одной части речи в другую (типа столовая, заведующий, боком, возле, мимо и т.п.);

3) неразличение внешне сходных форм (дательного и предложного падежей существительных женского рода с окончаниями -е и -и: стране, воде, линии, тетради, соли; сравнительной степени прилагательного и наречия: был красивее и делал красивее и т.п.).

Слово, по сравнению с фонемой и морфемой, является более сложной единицей языка и обладает определенной самостоятельностью. В его задачу входит наименование различных предметов, состояний, процессов. Строительным материалом слова являются морфемы. Существующие классификации слов имеют различные основания: частота употребления в речи, экспрессивность, стилизация и т.д.

Лексикология представляет собой довольно обширный раздел системы языкознания. Благодаря словотворчеству лексический запас языка постоянно пополняется новыми словами.

Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.

2. Уточнение словаря - это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: -- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; - усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологичеких единицах;

- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

- усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны Отдельным синонимам в синонимической группе.

3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря - это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя.

На данном уровне основными элементами являются словосочетание и предложение. Здесь речь идет не о лексическом значении отдельного слова, а о смысловой связи между несколькими словами и общем значении, которое рождается в результате этой связи.

Словосочетания характеризуются наличием в них главного и подчиненных слов. Они служат строительным материалом для более сложной синтаксической единицы – предложения, характеризующегося информативностью. Предложение, как единица высшего уровня языковой системы, обладает коммуникативной функцией.

Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечивается в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст).

Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умении школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Все это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи. Синтаксис в значительной мере обосновывает усвоение пунктуации .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение.


Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)


Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."

Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола. 2. Повторить знания о глаголе.

Рабочая программа в 3 классе по русскому языку по системе Л.В.Занкова

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требо.

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ Л. В. ЗАНКОВА

Детство - не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за руку ребенка, зависит, каким человеком он станет.Я считаю, что формирование творческой личност.


Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для достижения м.

русский язык (по системе развивающего обучения Л.В. Занкова).

Задачи:*Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.*Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.*Дать ориентир на познавательный ин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Славянские языки в индоевропейской семье языков…………………2-3 стр.

2.Предок славянских языков - праславянский язык………………………3 стр.

3.На какой территории жили наши общие предки………………………3-4 стр.

4.Появление отдельных славянских языков……………………………….5 стр.

5.Формирование русского языка…………………………………………..5-7стр.

Невозможно переоценить роль языка в формировании народного самосознания человека. Язык - это, пожалуй, главный фактор национальной идентификации личности. Он заставляет нас говорить, мыслить и даже чувствовать определённым образом, что и формирует уникальную особенность восприятия и оценки окружающего мира носителями данного языка. И чем богаче язык , тем больший потенциал интеллектуального развития имеет его носитель, ведь богатство, многогранность языковых форм и элементов обуславливают глубину мышления человека. И этот поистине бесценный дар мы получили в наследство от наших предков.

Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского.

Так как же формировался наш язык? Возможно ли такое, что один из самых молодых этносов - славяне - смог за столь короткий период (1, 5-2 тысячи лет) сформировать один из самых богатых языков в мире? Пытаюсь ответить на данный вопрос, я ставлю перед собой

Цель: проследить этапы становления русского языка.

Данная цель определяет следующие задачи:

1.Изучить литературу по выбранной теме.

2.Проанализировать различные точки зрения по данному вопросу.

.Оформить свои наблюдения в виде реферата.

1 . Славянские языки в индоевропейской семье языков

Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку - белорусский и украинский. Втроём эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи.

Славянские ветви вырастают из мощного ствола - индоевропейской языковой семьи. В эту семью также входят индийская, иранская, греческая, романская, кельтская, германская, балтийская группы языков, армянский, албанский и другие языки. Из всех индоевропейских языков с славянским наиболее близки балтийские языки: литовский, латышский и мёртвый прусский язык, окончательно исчезнувший к первым десятилетиям XVIII в. Предположительно, во II-I тыс. до н. э. в индоевропейской языковой семье выделился протославянский диалект, в I тыс. н. э. трансформировавшийся в праславянский язык.

2. Предок славянских языков - праславянский язык

Праславянский язык - это язык - предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Однако его можно восстановить путём сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками.

3. На какой территории жили наши общие предки?

Прародина славян, то есть территория, где они сложились как особый народ со своим языком и где жили вплоть до своего разделения и переселения на новые земли, точно не определена до сих пор из-за отсутствия надёжных данных. И все же с относительной уверенностью можно утверждать, что находилась она на востоке Центральной Европы, к северу от предгорий Карпат. Многие учёные считают, что северная граница прародины славян проходила по реке Припять ( правый приток Днепра), западная граница - по среднему течению реки Вислы, а на востоке славяне заселяли украинское Полесье до самого Днепра.

К концу праславянского периода славяне занимали обширные земли в Центральной и Восточной Европе. Простиравшиеся от побережья Балтийского моря на севере до Средиземного на юге, от реки Эльбы на западе до верховьев Днепра, Волги и Оки на востоке.

За свою долгую историю праславянский язык пережил многие изменения. В ранний период своего существования он развивался относительно медленно, был в высокий степени единообразным, хотя в нём и тогда существовали диалектные различия ( диалект , иначе говор - самая маленькая территориальная разновидность языка).

В поздний период ( приблизительно с IV по VI в. н.э.) в праславянском языке произошли многообразные и интенсивные изменения, которые привели к его распаду около VI в. н.э. и появлению отдельных славянских языков. язык славянский русский речь

4. Появление отдельных славянских языков

В VI-VII вв. н.э. праславянский язык распался на три группы: восточную, западную и южную.

Восточнославянская группа: русский, украинский, белорусский.

Западнославянская группа: польский с кашубским диалектом, сохранившим определённую генетическую самостоятельность, серболужицкие языки (верхне- и нижнелужицкие языки), чешский, словацкий и мёртвый полабский язык, полностью исчезнувший к концу XVIII в.

Южнославянская группа: болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский.

Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: до письменную ( от распада праславянского языка до X в.) и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путём сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, т.к. никакой древнерусской письменности в то время не существовало.

Старейшие литературные памятники в истории русского языка - Новгородский кодекс (1-й четверти XI века), Остромирово евангелие (1056/1057г.) на церковнославянском языке и берестяные грамоты (с XI века) на древненовгородском диалекте.

5. Формирование русского языка

Распад древнерусского языка привёл к возникновению русского (или великорусского) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV в., хотя уже в XII-XIII вв. в древнерусском языке наметились явления, отличавшие диалекты предков великорусов, украинцев и белорусов друг от друга.

С начала XV века и до конца XVII русский язык формируется достаточно быстро. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси. Центром развития является Москва, где зародился современный говор.

За пределами города существовало много диалектов, но московский говор стал основным. Появляются чёткие окончания слов, формируются падежи, развивается правописание, слова изменяются по родам, падежам и числам.

Учитывая показания памятников и проверяя их данными сравнительного изучения русских диалектов, можем восстановить такие главнейшие этапы в развитии грамматического строя русского языка XIV - XVII веков

·Утрата кратких форм прилагательного в косвенных падежах (в современном языке такие формы сохраняются в застывших выражениях типа на босу ногу, средь бела дня, к едрене фене и др.).

·Утрата категории двойственного числа (напоминанием о форме двойственного числа у существительных мужского рода, является употребление с числительными два, три, четыре, оба, пол- и полтора особой формы, в большинстве случаев совпадающей с формой родительного падежа единственного числа, но иногда отличающейся от неё ударением: два зверя, шара, шага, часа ; реликтами двойственного числа являются также современные формы колени, очи, плечи, уши и ряд других).

·Широкое развитие и закрепление, а письменных памятниках более поздней эпохи (с XVI-XVII веков) формы творительного падежа имён существительных и прилагательных, входящих в составное сказуемое.

·Упрощение системы прошедших времён.

·Создание категории деепричастия.

·В области управления падежными формами существительных на протяжении XII-XVII веков замечается увеличение и развитие конструкций с предлогами.

В конце XVII века история развития русского языка переживает период полного формирования. Развивается письменность, появляются новые слова, правила, современный церковный язык, на котором пишется религиозная литература. В XIX веке церковный язык четко отграничивается от литературного, который используют все жители Московской Руси. Язык становится ещё более современным, похожим на сегодняшний. Издаётся много литературы, написанной новым русским языком.

6. Современный русский язык

Современный русский язык (стандартный вариант, в русской традиции известный как литературный язык сформировался примерно на рубеже XVIII XVIII-XIX веков. В 1708 году произошло разделение гражданского и церковно-славянского алфавита. В 1755 году Ломоносов создает первую Русскую грамматику. Из последующих изменений следует выделить реформу русского правописания 1918 года, а также менее существенные изменения 1956 года.

В начале XX века, когда активно развивается научная сфера деятельности, начинают употребляться англоязычные слова, которые плотно переплетаются с русским языком, становятся с ним нераздельными. Церковь, а также многие политики в период XVIII-XX веков боролись за сохранность чисто русско-славянского языка как национального. Но изучение иностранной речи внесло свой отпечаток: развилась мода на слова иностранного происхождения.

В середине двадцатых годов начался пик популярности и освоения русского языка многими странами мира. В семидесятых изучением русского языка занимались практически все основные учебные заведения мира. Количество стран, осваивавших русский язык, превышало 90.

Стандартизации устной речи способствовало распространение СМИ в XX веке, введение всеобщего образования, масштабная межрегиональная миграция населения. Традиционные говоры сохраняются только сельским населением (старшее поколение). В устной речи городского населения, среднего поколения, молодёжи есть практически только некоторые различия в лексике и произношении, которые постепенно нивелируются под влиянием централизованного теле- и радиовещания. Язык переживает своё восхождение, приобретает новые правила, доводится до совершенства. Изучение языка, составление правил, исключений, нахождение новых примеров до сегодняшнего времени продолжает формироваться.

Гост

ГОСТ

Общее понятие о слове

Слово – это одна из основных структурных единиц языка, предназначение которой состоит в именовании предметов, их взаимодействий, характеристик, качеств, а также в именовании отвлечённых и мнимых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Традиционно слово рассматривают в качестве основной (или одной из таковых) единицы языка или речевой деятельности. Однако это понятие используется не только в рамках лингвистики, но и в рамках других наук, в сфере внимания которых также находятся вопросы, связанные с изучением языка как системы или речевой деятельности человека. В первую очередь, речь идёт о философии, психологии, логике и т.п.

Слова по выражаемому ими грамматическому значению классифицируются как части речи следующим образом:

  • знаменательные слова – это слова, которые обозначают определённые понятия (к ним относятся существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, местоимения и междометия);
  • служебные слова – это слова, которые служат для связи слов между собой (к ним относятся частицы, союзы, предлоги, артикли и др.).

Основные свойства слова

Слово выступает в качестве основной значимой языковой единицы. Эта функция слова находит своё выражение в том, что ими обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, называются общие, абстрактные категории бытийных отношений, выражаются человеческие эмоции и воля.

Готовые работы на аналогичную тему

Русский язык, как и все другие языки мира, представляет собой язык слова, который используется в качестве средства общения. Предложения и текст как структурно-коммуникативное целое при помощи грамматических правил и законов формируются из слов, которые выступают отдельно или в качестве компонентов фразеологических оборотов.

Всесторонняя характеристика слова формируется современными исследователями посредством применения многоаспектного типа анализа. Он, учитывая сложность и многоплановость структуры слова, указывает на сумму самых разных языковых свойств. К их числу относятся:

  • информативность, что означает заключение в слове определённого объёма знаний о явлении окружающего мира и действительности;
  • материальность, которая заключается в существовании слова в звуковой/графической оболочке;
  • лексико-грамматическая отнесенность;
  • семантическая валентность, то есть способность слова сочетаться с другими словами по определённым семантическим и грамматическим законам;
  • непроницаемость и неделимость, то есть невозможность разрыва единицы какими-либо элементами;
  • внутренняя линейная организация, которая проявляется в том, что слово состоит из морфем;
  • синтаксическая самостоятельность, что выражается в способности слова употребляться в качестве отдельного высказывания, а также в относительной свободе расположения слов в предложении;
  • воспроизводимость слова, которое существует в языке как готовая самостоятельная единица и не изобретается говорящим заново, а воспроизводится им непосредственно в момент речи;
  • номинативная функция, которая заключается в наименовании явлений реальной действительности и в представлении его в виде лексического значения;
  • цельнооформленность;
  • семантическая оформленность, которая проявляется в наличии лексического, граматического и структурного значения;
  • фонетическая оформленность и одноударность, то есть наличие в слове главного ударения.

Состав и строение слова

Структура слова, которая включает в себя его состав и строение, изучается самостоятельной отраслью лингвистической науки – морфемикой.

Все слова состоят из минимальных значимых частиц – морфем. Наиболее существенными признаками морфем являются минимальность и наличие смысла. С точки зрения формального строения (то есть по месту/положению в слове и по отношению друг к другу) все морфемы делятся на корни и аффиксы.

Основной значимой частью слова является корень. Это обязательная часть слова, поскольку без корня слов не существует. В первую очередь, это касается знаменательных слов – служебные же слова, как правило, корней не имеют. Корни играют определяющую роль в образовании слов – они могут заниматься этим как самостоятельно, так и в сопровождении аффиксов.

Аффикс представляет собой вспомогательную часть слова, которая присоединяется к корню и служит для словообразования и выражения грамматических значений (формообразования). Аффиксы участвуют в образовании слов только в сочетании с корнями – самостоятельно заниматься словообразованием они не могут.

Как правило, все аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Следовательно, выделяют префиксы, которые располагаются перед корнем (в русском языке их традиционно называют приставками), и постфиксы, которые располагаются после корня (самым распространённым постфиксом является суффикс, также существуют интерфиксы, конфиксы, инфиксы, трансфиксы).

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Языковая система, система языка — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью.

Единицы языковой системы, их иерархия

Языковая система имеет иерархическую структуру: единицы более высоких уровней представляют собой сочетания единиц низших уровней. В системе языка различаются словарь как инвентарь готовых единиц и грамматика как механизм их сочетания.

Лингвистическая концепция уровней в различных своих разновидностях при онтологическом понимании уровней также пользуется понятиями высшего и низшего, понимая под низшими уровнями организацию более простых единиц, например, фонем, в некоторую подсистему, а под более высокими уровнями, организацию более сложных единиц, например, слов. Фонемы, морфемы, слова и т. д. и образуемые ими подсистемы характеризуются качественным своеобразием. Иными словами, наблюдается качественное своеобразие “вхождения” менее сложных единиц в более сложные.

Разделы науки о языке

Лексика слова (лексемы)

Фразеология устойчивые выражения

Фонетика звуки

Графика способы передачи звуков на письме

Орфоэпия ударение, произношение

Морфемика состав слова (морфемы)

Словообразование способы образования слов

Синтаксис (грамматика) словосочетания и предложения

Морфология (грамматика) части речи

Речеведение текст, типы речи, средства выразительности

Орфография правописание слов

Пунктуация знаки препинания

Стилистика сферы употребления языка

Сложность, красота и гармония языковой системы

Языковая система красива тем, что в ней нет барьеров для понимания в диалоге. Различные синонимы, антонимы, фразеологизмы могут дать человеку в развитии очень многое, если он будет правильно читать, писать и говорить.

Сложность в языковой системе может возникать из-за того, что человек просто боится попасть в мир непонятных вещей и объяснений, но самое интересное, если все ненужное отбросить в сторону, то можно отлично знать несколько языков. Также сложность может происходить от перемены мест самих словосочетаний, но смысл всё равно останется одним и тем же.

Красота языка - это его сама сущность и его рождение, его сложность и красота звуков, его восприятие - непростое и несложное, само произношение - все это рождено в процессе огромного труда цивилизаций.

Читайте также: