Сообщение красивый мир церковнославянской азбуки

Обновлено: 03.07.2024

Первая славянская азбука возникла предположительно в 863 году в эпоху зарождения первых славянских государств. Такая письменность сохранилась и в наши дни с некоторыми изменениями.

  • Создатели
  • Предпосылки создания славянской письменности
  • Моравская миссия Константина и Мефодия
  • Трудности становления славянской письменности
  • Кириллица и глаголица
  • Итоги

Создатели

Алфавит создали Кирилл и Мефодий (рис.1) - ученые-братья из ныне греческих Фессалоников на севере Византийской империи. В древнерусском языке Фессалоники называли Солунь.

Важно! Кирилл изначально носил имя Константин. Свое известное на сегодняшний день имя он получил уже в самом конце жизни при пострижении в монахи.

Отец ученых Кирилла и Мефодия был родом из знатной семьи. Мефодий занимал высокую государственную должность стратига, однако позже ушел в монахи. Константин с самого начала пошел по духовной стезе. Он овладел всеми античными искусствами, говорил на нескольких иностранных языках. Славянский - был для него родной.

Предпосылки создания славянской письменности

В IX-X вв. существовало большое славянское государство Великая Моравия (рис.2). Во время его расцвета в состав Моравии входили территории современной Чехии, Словакии, Венгрии, южной Польши, западной Украины и восточной Германии. Главным противником Моравии было Восточно-Франкское королевство. Существовала угроза раздела страны между франками и болгарами. Великоморавский князь Ростислав отправил послов к римскому папе Николаю I, чтобы уменьшить влияние своего главного врага на западе и избавиться от угрозы раздела государства. Князь просил дать ему учителей для обучения моравских священников вместо баварских, которых он выслал из страны. Однако папа Николай отказался выполнять его просьбу. Не получив поддержки со стороны Рима, Ростислав отправил посольство в Константинополь. Император Михаил не отказал в помощи, и в Моравию отправились ученые мужи Константин и Мефодий со своими учениками.

Моравская миссия Константина и Мефодия

  • Евангелие (рис.3) - повествование о рождении, жизни, смерти на кресте и воскресении Христа;
  • Апостол - книга, рассказывающая о деяниях и учениях святых апостолов;
  • Псалтырь - собрание церковных гимнов;
  • Октоих - богослужебная книга.

Важно! Деятельность солунских ученых вызвала недовольство римского папы. В те времена придерживались мнения, что церковные службы должны проводиться только на греческом, еврейском или латинском языке. Остальные языки не предназначались для церковной службы. Константина и Мефодия признали еретиками и вызвали к папе.

Трудности становления славянской письменности

В 868 году, когда братья прибыли в Рим, папой был Адриан II. Константин и Мефодий пытались получить поддержку в борьбе с немецкими епископами и даровали папе мощи святого Климента. Адриан II дал разрешение на проведение службы на родном славянском языке. В скором времени Константин занемог. Он принял монашеский сан и стал зваться Кириллом. Незадолго до своей смерти просил брата не возвращаться в монастырь, а продолжать совместно начатое дело. В Великой Моравии произошли перемены. Князь Ростислав умер в немецкой тюрьме, а его племянник Святополк не мог сопротивляться восточно-франкскому влиянию. Немецкие епископы всеми силами препятствовали ведению церковных служб на славянском языке.

Рис. 3. Зографское Евангелие на глаголице

Рис. 3. Зографское Евангелие на глаголице После возвращения в Моравию Мефодия сослали в монастырь Райхенау. Через три года папа Иоанн VIII принудил выпустить Мефодия из монастыря, но он же и запретил вести службу на “варварском славянском” языке. Когда умер Мефодий, многие славянские учителя были казнены или высланы из Моравии. Миссия ученых братьев при жизни успеха не имела, однако она оказала влияние на последующие исторические события в Европе.

Кириллица и глаголица

Вопрос о старшинстве происхождения глаголической и кириллической азбуки остается открытым по сей день. Существует предположение, что Константин создал глаголицу, а кириллица - это ее усовершенствованный вариант, созданный Константином позднее.

Больше всего приверженцев имеет теория, в которой Константин создал глаголицу. Кириллицу предположительно создал ученик Константина Климент Охридский.

Важно! Создание письменности требовало подробного изучения фонетического состава языка. Константин сумел выделить все значимые звуки славянского языка и дать каждому уникальное буквенное обозначение.

Перевод церковных книг и Евангелия требовал особого подхода к языку народа Моравии. Греческий язык имел несравненно больше религиозных терминов, чем язык славян, многие слова не имели аналогов в переводимом языке. Большая заслуга Константина и его соратников состоит в том, что он сумел создать древнеславянский язык - первый литературный язык славян. Этот язык опирается на диалекты южных народов. Древнеславянский известен также как старославянский. Его развитие не стояло на месте, и старославянский трансформировался в церковнославянский.

Важно! Церковнославянский язык остается языком богослужений во многих странах и сегодня: в Сербии, Украине, России, Украине, Польше, Черногории.

Рис. 4. Молитва “Отче наш” на глаголице

Глаголица

Глаголицей (рис.4) пользовались, прежде всего, южные и западные славяне. Отличается она от латинского и греческого алфавита особой замысловатостью, что стало предметом острой критики современников. Названия букв глаголицы совпадают с кириллическими, хоть и имеют разное начертание. Раннее (округлое) начертание глаголических букв напоминает грузинское церковное письмо хуцури, предположительно созданное на основе армянского алфавита. Константин знал некоторые восточные алфавиты, поэтому такое совпадение вполне объяснимо. Позднее (угловатое) начертание букв использовалось до недавнего времени в Хорватии.

Кириллица

Кириллица полностью заимствовала начертания букв греческого алфавита (24 буквы). К ним были добавлены 19 букв, которые обозначают чисто славянские звуки языка. Кси, пси, фита и ижица поставлены в конец алфавита (рис.5). Каждая буква кириллической азбуки получила свое название. Первая буква - “аз”, вторая - “буки”, третья - “веди”. Если прочитать названия букв как текст, то можно расшифровать следующее: “Аз буки веди, глагол добро есть - Я знаю буквы, слово есть добро”. Простой алфавит получил широкое распространение, в том числе и на Руси спустя некоторое время. Кириллица стала алфавитом древнерусского языка.

Важно! Кириллица используется в нескольких славянских и дружественных странах: в Украине, Беларуси, Сербии, Монголии, Казахстане и других. Малые народы России также используют славянский алфавит.

Итоги

По просьбе князя Ростислава Константин и Мефодий создали славянскую азбуку в 963 году. Письменность была необходима для укрепления церкви государственности Моравии. Кирилл и его ученики составили две азбуки: глаголицу и кириллицу. Большая часть исследователей склоняется к тому, что алфавит глаголицы был создан раньше.

Важно! Великая Моравия - первое государство, где начала использоваться славянская письменность. Попытки создания независимой моравской церкви создали предпосылки для укрепления культурного влияния славян в восточной Европе.


Глаголи — слово, причем как сказанное, так и написанное.

Добро — накопленное богатство, достояние.

Ԑсмь — многомерность или единство многообразия.

Ѕѣло (Зело) — усердно, очень.

Зємлѧ — сама планета и её обитатели.

Іжєи (Ижеи) — поток Вселенского знания или Родовая связь.

Їнить (Инить) — общность, мир.

Ћѣрвь (Гервь) — воодушевление.

Людїє — люди, существа разумные.

Мыслѣтѣ — мыслить, постигать разумом.

Покои — основа мироздания.

Рѣци — говори, изрекай

Слово — озвученная мысль, знание.

Твѣрдо — уверенно, убежденно.

Укъ — основа знания, доктрина.

Ɣкъ (Оукъ) — устои, совесть.

Хѣръ — божественный, данный свыше.

Ѿ (Отъ) — достижение определенного предела, после которого открываются новые горизонты.

Ша — ширь, простор.

Щта — пространство, ограниченное пределом.

Ъ (Єръ) — процесс, который ещё не закончен и происходит прямо сейчас.

Ы (Єры) — единение, взаимосвязь с другими.

Ь (Єрь) — то, что уже существует, создано.

Ѣ (Ять) — соединение Небесного и Земного; способность жить и пользоваться земными благами.

Юнь — выпадение из основного, выход за рамки.

Ҩрь (Арь) — однородная структура, образ одного Рода.

Ѥдо (Эдо) — скорее, как самопознание,

Ѡ (Омъ) — просветление, миг озарения.

Ѧ (Енъ) — образ, структура.

Ѫ (Одь) — мудрость, переданная нам по наследству, накопленная опытом.

Ѩ (Ёта) — познание.

Ѭ (Ота) — неприятие чего-либо, отказ.

Ѯ (Кси) — Дух, духовность.

Ѱ (Пси) — душа и всё что к ней относится.

Ѳ (Фита) — слияние с природой.

Ѵ (Ижица) — состояние счастья, благости.

Ӕ (Ижа) — течение времени.

Если прочесть первые буквы алфавита на кириллице, получим:

Аз, Буки, Веди - это значит: Я буквы ведаю (знаю)!

Глаголь, Добро, Есть - это значит: Слово есть достояние!

Попробуем прочесть все основные буквы алфавита и получим:

Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсь яти!

Что в более современном переводе будет звучать как:

«Я знаю буквы:

Письмо – это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям –

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно –

Знание – дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать чувство ответственности за каждое произнесённое слово, уважение к подвижническому подвигу святых Кирилла и Мефодия, прививать любовь к родному языку, способствовать развитию желания посещать богослужения в храме.

Межпредметные связи: русский язык и литература, уроки гражданственности.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, игровое поле, фишки.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оргмомент (1-2 мин.)

Актуализация знаний (3-5 мин.)

- Какое главное отличие человека от животных? (Речь).

- Для чего нужна речь? (При помощи учителя дети должны понять, что речь это не только средство общения, но и способ самовыражения, через речь человек передаёт своё мироощущение).

Речь бывает устная и письменная.

Было такое время, когда человек владел только устной речью, письменной речи не было.

- Как вы думаете, почему у людей появилась необходимость в письменной речи? (Общаться на расстоянии; появилась необходимость передавать свои знания, опыт будущим поколениям; чтобы записывать историю человечества, своего народа…)

Не так давно вы ещё не умели ни читать, ни писать. Скажите, пожалуйста, с чего началось ваше обучение чтению и письму? (С азбуки).

Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое и я расскажу вам о том, как появилась наша, славянская азбука (русский народ – это восточные славяне) и о её составителях святых Кирилле и Мефодии.

(слайд 2. Кирилл и Мефодий)

Изложение нового материала (25 мин.)

И вот наступило время, когда славяне узнали о христианстве (древнерусские князья Аскольд и Дир, княгиня Ольга были христианами еще до крещения Руси), но божественные книги были написаны на греческом и латинском языке и очень многие люди не понимали, о чем в них говорится.

Христианство все больше распространялось в славянских землях и появилась необходимость донести Слово Божие на родном для славян языке.

Эта миссия была возложена на двух братьев – святых Кирилла и Мефодия.

(видео о Кирилле и Мефодие 3, 4, 5)

Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия мы называем просветителями, потому что они принесли славянам свет Слова Божьего на родном языке.

Давайте рассмотрим славянскую азбуку – кириллицу (слайд 6. кириллица, у детей – распечатанная азбука).

В славянской азбуке 43 буквы. За основу был взят греческий алфавит. Поэтому многие наши буквы похожи на греческие. А для тех звуков, которых нет в греческом языке (ш, щ, б, ж, ч, ъ, ы, ь) были придуманы свои изображения.

Посмотрите внимательно на изображение букв и на их названия. Какие буквы похожи на буквы русского языка, а каких в современном русском языке нет? (ответы детей)

Давайте познакомимся с буквами поближе.

(слайд 8.) Третья буква – веди (звук в) – имя буквы связано с корнем вед-ать, т.е. знать. Но речь идет не о простом знании, а о ведении мудрости Божией, что есть тайна.

Задание (1): напишите слова (в напечатанных словах): заповедь, исповедь, совет, вестник, совесть, благовещение. И найдите (подчеркните) спрятавшийся в них корень –вед-.

(слайд 9.) Следующая буква – глаголь (звук г) – повелительное наклонение: говори и делай! Существительное глагол в церковнославянском языке обозначает слово и дело. Даже в грамматике русского языка это значение сохранилось в названии глагола – части речи, обозначающей действие.

(слайд 10.) А вот буква, имя которой – слово (звук с). Имя буквы слово -свято и славно. Словом создан мир. Слово – это Сын Божий, Логос, Господь наш Иисус Христос.

Задания (работа с текстом Библии): (слайд 11.)

1) прочитать начало Евангелия от Иоанна Ин.1:1 (зелен. закладка): Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Мир был создан Богом из ничего только Своим Словом.

Человек, созданный по образу и подобию Божию, единственный из всех

тварей одарен словом, он существо словесное. Но слово слову рознь: Словом

Господь мир создал, словом Иуда предал Господа.

Обращаться со словом надо бережно. Господь Иисус Христос предупреждает в Евангелии, что на Страшном Суде мы будем отвечать за всякое праздное (напрасное) слово.

2) откройте Евангелие от Матфея Мф.12:36-37 (желт. закладка) и прочтите: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда;

Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.

Очень важно обращать внимание на свою речь, думать, когда и что вы

говорите, какие слова употребляете.

Речь – часть общей культуры человека, его духовное лицо.

Народ един и язык един, а слова находятся разные: одни – для Царя Небесного (церковнославянские), другие – для повседневной жизни (русские).

Задание (2): я буду читать пары слов, а вы внимательно слушайте и называйте в каждой паре возвышенное слово, которое мы не используем в быту.

Лик – лицо, рот – уста, врата – ворота, глас – голос, ступня – стопа, дивный – удивительный, глаза – очи.

Именно эти слова и являются церковнославянскими, их нередко используют поэты и писатели для создания более торжественного образа.

В современный русский язык вошло очень много церковнославянских слов.

(слайд 14.) Например:

Милосердие – милующее сердце – готовность помочь, сострадательная любовь;

Добродетель – добро + делать – делание добра, положительные нравственные качества;

Безобразный – без образа Божьего – очень некрасивый, возмутительный;

Спасибо – спаси Бог – краткая молитва.

Церковнославянский и русский язык тесно связаны друг с другом и являются одним целым. Церковнославянский язык продолжает жить, и в этом вы можете убедиться, когда придете на богослужение в православный храм. Православные церковные службы называют поющим богословием, в которых верующие слышат молитвенный голос своих отцов, дедов, прадедов – Святой Руси.

Давайте прочтем вместе молитву Отче наш и вслушаемся в ее слова (молитва).

Игра-закрепление (на доске нарисовано игровое поле, 4 разноцветных фишки-магнита).

Детей разделить на 4 команды. У каждой команды фишка-магнит своего цвета. Командам по очереди задаются вопросы. Если команда не может ответить, возможность ответить переходит к другой команде. Побеждает команда, чья фишка первой добралась до центра.

Вопросы


1 . Кто создал церковнославянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2. Как прозвали Кирилла? (философ)

3. Для чего была создана славянская азбука?

4. Какой алфавит является родственником славянской азбуки?

6. Почему Кирилла и Мефодия называют просветителями?

7. Какие две буквы дали название азбуке?

8. Как писали древние славяне?

9. Какая бывает речь?

11. В какой азбуке больше букв в русской или славянской?

13. Кем были Кирилл и Мефодий?

14. Когда мы празднуем день памяти святых Кирилла и Мефодия?

Подведение итога урока

Сегодня мы познакомились с историей возникновения славянской азбуки, с трудом святых братьев Кирилла и Мефодия – учителей славянских. Узнали о предназначении церковнославянского языка и о его тесной связи с современным русским языком. Поняли, как важно бережно относиться к языку, своей речи, каждому произнесенному слову.

(слайд 15.) О красоте и значении церковнославянского языка красиво писал В. Афанасьев:

Он самый молитвенный в мире,

Он волею Божьей возник,

Язык нашей дивной Псалтири

И святоотеческих книг;

Он царственное украшенье

Живой благодати родник,

Господнее нам утешенье –

Рефлексия урока.

Д/з: Выпиши из церковнославянской азбуки те буквы, которых нет в современном русском алфавите (выпиши букву, а в скобках ее название).

Из истории создания церковнославянского языка к 1150-летию славянской письменности, которую будет отмечать весь славянский мир в 2013 году.

ВложениеРазмер
cerkovnoslavyanskiy_yazyk.pptx 1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что такое церковнославянский язык и почему мы его изучаем Церковнославянский язык… Он самый молитвенный в мире, Он волею Божьей возник, Язык нашей дивной псалтири И святоотеческих книг; Он царственное украшенье Церковного Богослужения, Живой благодати родник, Господнее нам утешенье – Церковнославянский язык. Афанасьев В .

Николо – Перервинский монастырь

Запомни Церковнославянский язык – язык богослужения православных славян. Церковнославянский язык – основа русского литературного языка, важный источник его красоты и духовного богатства.

Для чего создавалась славянская азбука

Послы князя Ростислава у византийского императора Михаила 3. Радзивиловская летопись

Византийская империя и её соседи в 9 – первой половине 11 в.

Преподобный Нестор Летописец В.М.Васнецов

Святые Кирилл и Мефодий переводят книги Священного Писания на славянский язык. Радзивиловская летопись

Слова АЗБУКА и АЛФАВИТ обозначают одно и то же. Слово АЛФАВИТ греческое и происходит от названия двух первых букв греческого алфавита альфа и вита . И слово АЗБУКА тоже происходит от названия первых букв кириллицы аз и буки.

Запомни Каждая буква церковнославянского алфавита имеет своё особое имя.

Первые книги на Руси

Запомни На Руси книги стали распространяться после официального христианства. Христианство на Руси было принято в 988 году при святом князе Владимире. Монастыри в древности были центрами учёности. В 16 веке на Руси появилось книгопечатанье, основателем которого был диакон Иван Фёдоров.

Церковнославянские слова в русском языке

В церковнославянском языке в корне слова часто встречаются неполногласные сочетания – ра -, - ла -, -ре-, - ле -, а в русских словах с тем же корнем – полногласные сочетания – оро -, - оло - , - ере -. Сравним для примера слова Церковнославянские слова (- ра -) градъ (- ла -) власъ (-ре-) брегъ (- ле -) млеко Русские слова (- оро -) город (- оло -) волос (-ере-) берег (- оло -) молоко

Если слова похожи по звучанию и обозначают одно и то же. Если церковнославянские слова начинаются со слогов ра-ла -, то в русском языке эти слова будут начинаться с ро -, ло - . Например: равный – ровный , лад i м – лодка . Если в церковнославянском языке в начале стоит е-, то в русском слове, имеющим такое же значение , - о-: единъ – один , есень – осень .

Церковнославянским словам, начинающимся на а- , соответствуют русские слова, начинающиеся на я-: азъ – я, агнецъ – ягнёнок . Церковнославянские слова отличаются от однокоренных русских не только гласными в корне, но и согласными. Например, букве – щ - в церковнославянском языке соответствует буква –ч- русского языка: пешь – печь, хош& - хочу. А сочетанию согласных – жд - в церковнославянских словах соответствует звук –ж- в русских словах : чуждый – чужой, невежда - невежа

Прочитайте отрывок из стихотворения великого русского поэта А.С.Пушкина (пророк) Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими, как сон, Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замерзшие мои Вложил десницею кровавой .

1.На каком языке совершается богослужение в Русской Православной Церкви ? 2. Какие ещё славянские народы, кроме русского, используют церковнославянский язык в богослужении ? 3.Что говорил о церковнославянском языке А.С.Шишков ?

1.Кем и когда была создана церковнославянская азбука ? 2.Почему возникла необходимость её создания ? 3.Как называется славянская азбука, ставшая основой русской азбуки ?

1.Рассмотрите внимательно гражданскую азбуку и сравните её с церковнославянской азбукой. Какие буквы вышли из употребления при Петре 1 ? 2.Когда на Руси появились книги ? 3.Где и кем переписывались первые древнерусские книги ?

1.Как вы думаете, почему труд писца был почётным ? 2.Когда появилось книгопечатанье на Руси и кто был основателем книгопечатания ? 3.Почему в древности книги высоко ценили ?

1.Каким церковнославянским сочетаниям соответствуют русские – оро -, - оло -, -ере- ? Подберите примеры слов с такими сочетаниями. 2.Расскажите о русских словах, начинающихся на ро-,ло-,о - , и соответствующих церковнославянских словах.

1.Расскажите об отличиях церковнославянских и русских слов с согласными –ч-( щ ) и –ж-(- жд -) в корне. 2.Какие из данных слов являются русскими, а какие церковнославянскими ? Вран , ворон ,здравие, здоровье, клас , колос, сребро , серебро, брада, борода, древо, дерево, болото, блато .

1.Прочитайте слова и найдите в них церковнославянские корни: прохлада, градостроительство, разногласие, млечный, заглавие, драгоценность.

Найдите в данных русских словах церковнославянские корни: заграждение, принуждение, отчуждение, объединение, вождение, немощь, поздравление, древесина, поединок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Поурочное планирование курса "Церковнославянский язык" 5 класс
Церковнославянские прописи и уроки орнамента

Церковнославянские прописи и уроки орнамента "Церковнославянские прописи и уроки орнамента" Иллюстрации из книги, изданной под ред. Горячевой И.А. Издательством Московской Па.


Значение и роль церковнославянского языка в развитии русского литературного языка

Очень правильно, что церковнославянский язык преподается в православно ориентированных школах. Это наша история, а без истории народ мертв.

Рабочая программа по церковнославянскому языку для 5 класса

Авторская рабочая программа по церковнославянскому языку для 5 класса.


Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий .


Церковнославянский язык. Словарик. Части тела Перевод церковнославянских слов на современный русский язык. Рябчук С.М.

Церковнославянский язык. Словарик. Части тела Перевод церковнославянских слов на современный русский язык.


Конспект занятия по ОПК в 5 классе на тему "Церковнославянский язык"

Конспект занятия внеурочной деятельности составлен в соответствии с ФГОС к УМК А.В. Бородиной для пятого класса. Также с конспектом идет весь необходимый раздаточный материал и презентация.

Читайте также: