Поясная одежда на руси сообщение 7 класс

Обновлено: 15.06.2024

Это 2 часть цикла статей про пояса на Руси.

  • Часть 1 – Волшебство простого: пояса и очелья в традиции.
  • Часть 2 – [Вы здесь] Зачем носили пояс на Руси.

Продолжаем разговор о различных составляющих народного костюма. В этой статье мы поговорим об одном из основных украшений как мужского, так и женского костюма – о значение пояса на Руси.

Основное назначение пояса – мерить, делить костюм на два уровня: верхний (небесный) и нижний (земной).

В каждой губернии были свои цветовые предпочтения и узоры на поясах. По цвету пояса также можно было сказать, к какой варне принадлежит человек:

  • У оратаев основным цветом в поясах был зеленый в сочетании с жёлтым, красным.
  • У радарей (различного вида ремесленников) основным было сочетание красного и коричневого.
  • У купцов – сочетание зелёно-синего или зелёно-голубого.
  • У воинов – сочетание рыжих, оранжевых (цвет Перуна), красных цветов; а у духовных воинов – сочетание оранжевого или красного с чёрным.
  • У ведунов – белые, голубые пояса или серо-белые.

пояса на Руси

С какого возраста начинали носить пояс на Руси

С рождения и до 7-ми лет

Детей начинали приучать к поясу с очень раннего времени. Как только ребенок делал первые шаги, на него надевали первую рубашку ниже колена и перепоясывали. До этого времени рубашка могла быть короткая, как распашонка, и промежность у ребенка могла быть открыта. Считалось, как только он встал на ноги, то начинает накапливать собственную силу, поэтому промежность должна быть закрытой. Дети уже не бегали голыми, разве что на речке.

С 7-ми до 14-ти лет

После того, как ребенок проходил варновый обряд 7-ми летнего возраста, пояс становился более сложным. Это был уже плоский пояс, плетённый на вёртышках (квадратики с дырочками), на бердо (прямоугольная гребенка с палочками, в которой проделаны отверстия для нитей), либо на сволочке (круглая палка).

Плоский пояс содержал информацию о том, какую варну выбрал ребенок, какую касту и мир какой стихии он познаёт. Следовательно, в нём преобладали цвета и символы, соответствующие его выбору.

После 14-ти лет

В этом возрасте в плоский пояс добавляли орнамент, означающий мужественность у мужчин и женственность, качества берегини у женщин.

Обряд перепояса

На свадьбе совершался обряд перепояса. Парень перепоясывал собственную весту, надевая ей женский пояс со знаками плодородия и Рожаниц. Пояс для обряда он делал самостоятельно. Кисти у такого пояса были изготовлены в виде куколок. Кисть раздвигалась и формировалась женская кукла, внутрь которой пряталась бусинка как символ будущей беременности, будущего зарода.

Девушка перепоясывала своего жениха мужним поясом, на котором появлялись знаки дома (квадраты), бороны. На таком поясе делались кисти. Кисть – символ воды, знак того, что мужчина принимает, пьёт божественную, небесную благодать через женщину. Шёлковые или бисерные кисти делались только на кушаках или поясах женатых мужчин. В особенности многоярусная кисть, когда из-под одной кисточки выглядывали вторая и третья.


Что значит надеть на себя пояс

На протяжении всей жизни пояса сопровождали человека, являясь одним из самых мощных оберегов.

С другой стороны, надеть пояс, перепоясать себя – означало простроить себя энергетически на готовность выполнять ту функцию, которую человек взял на себя фактом рождения. Родившись в этот мир, мы берем на себя ответственность быть человеком, женщиной или мужчиной, выполнять определенные роли. Поэтому даже построение тела по прямому отвесу называлось перепоясом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткая история поясного изделия (юбка) Подготовила: учитель технологии МБОУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Краткая история поясного изделия (юбка) Подготовила: учитель технологии МБОУ.

ЮБКА –ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ ВИДОВ ОДЕЖДЫ 1 .Набедренная повязка из шкур 2. Юбку в с.

ЮБКА –ОДИН ИЗ ДРЕВНИХ ВИДОВ ОДЕЖДЫ 1 .Набедренная повязка из шкур 2. Юбку в современном мире относят к классу исключительно женской одежды, однако мало кто знает, что в древности этот элемент гардероба возник именно как защита от погодных условий для мужчин. 3.До xv в. юбку носили и мужчины и женщины.

В XV веке в моду вошли платья с укороченным лифом, юбкой, притачиваемой выше.

В XV веке в моду вошли платья с укороченным лифом, юбкой, притачиваемой выше талии, и с длинным шлейфом. Женская готическая юбка разделилась на лиф и собственно юбку в современном понимании

В XVI под юбку стали вставлять кринолин- каркас из плетенных обручей, придава.

В XVI под юбку стали вставлять кринолин- каркас из плетенных обручей, придававший изделию роскошный вид. Их украшали воланами, зубчиками, тесьмой, кружевом, узорными лентами.

ПОНЁВА Это поясная одежда, напоминающую юбку ,сшитую из нескольких полотнищ т.

ПОНЁВА Это поясная одежда, напоминающую юбку ,сшитую из нескольких полотнищ ткани. Её надевали прямо поверх рубашки. Понёва крепилась на талии с помощью пояска, продёрнутого в верхний подогнутый край ткани. Повседневные понёвы выглядели скромно – их отделка состояла из нескольких полосок тесьмы. Праздничные поневы были нарядно украшены вышивкой, вставками из кумача, узорной тесьмой, кружевом , блестками.

Юбки 18 века

Юбка – это одежда не только женская , но и мужская Шотландский килт- это мужс.

Юбка – это одежда не только женская , но и мужская Шотландский килт- это мужская клетчатая юбка с запахом . Килт сохранился в своей самобытности несмотря на многовековое шествие штанов по всей Европе. Шотландцы по-прежнему любят и носят килты.

Силуэты юбок В XX женщинам потребовалась простая, практичная , но модная повс.

Силуэты юбок В XX женщинам потребовалась простая, практичная , но модная повседневная одежда

В отличии от формы длина юбки стала резко меняться только в XXв. Юбка мини вп.

В отличии от формы длина юбки стала резко меняться только в XXв. Юбка мини впервые появилась в 1965г. Позже были разработаны модели юбка -портфель и юбка- брюки. В 90-х появилась юбка- тюльпан, юбка-баллон

а- юбка портфель, б- юбка –тюльпан, в- юбка-баллон

а- юбка портфель, б- юбка –тюльпан, в- юбка-баллон

Конструкции юбок а- прямая, б-коническая (клёш), в- клиньевая

Конструкции юбок а- прямая, б-коническая (клёш), в- клиньевая

Определите вид юбки

Определите вид юбки

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 407 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.03.2018 3212
  • PPTX 5.2 мбайт
  • 139 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Грибкова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Среди различных видов прикладного искусства нашей страны изготовление поясов занимает одно из главнейших мест[].

Такие изделия различались по ценности материала, по искусству его обработки и по художественности выполнения. Это искусство постоянно совершенствовалось в тонкости выработки, в красоте окраски и декорировании. Пояса, вышедшие из рук искусного мастера, нередко достигали подлинно художест­венного уровня [].

Пояс является неотъемлемой частью русской народной одежды, как мужской, так и женской. Практическое назначение пояса состоит в том, чтобы удерживать одежду на стане. Им подпоясы­вали рубашки, укрепляли набедренную одежду, подпоясывали распаш­ную верхнюю одежду, иногда не имевшую застежки [].

Материал, размер и назначение пояса давали возможность мастеру выявить свои художественные способности. Каждый пояс можно рас­сматривать как образец мастерства своего времени[].

Существующее многочисленное разнообразие видов крестьянских поясов и их терминологии является ярким свидетельством народной памяти и культурных контактов с соседними этносами [].

Большое разнообразие отмечается в технике изготовления поясов изпряжи, нитей. По технике изготовления они делились на плетеные, тка­ные и вязаные. К плетеным поясам относились дерганые,плетенные на вилочке, плетенные по стене и другие[].

Дерганьепоясов известно было в южной части Калужской губернии (локальная форма), оно заключалось в своеобразном плетении на пяти пальцах руки при участии двух работниц — одна переплетала через пальцы петли основы, а другая переплетала рукой, продергивая петли, как уток (приложение).Плетениенавилочкезаключалось в разде­лении ниток основы на две группы — на четные и нечетные — ив про­дергивании крайних ниток, как утка до середины (приложение). Плетениепостенезаключалось в перевивании ниток основы, располо­женной между двумя колышками на стене (приложение); известно оно в юго-западных губерниях (Калужской, Орловской, Курской)[].

Плетениеспомощьюбутылкидавало круглые (в сечении) пояса. Моточки разноцветного гаруса спускались в бутылку, плетение выпол­нялось при помощи булавок, воткнутых в пробку (приложение)[].

Тканые пояса (кроме тех, которые ткали на стане) изготовляли при помощи дощечек,наниту,набердечке[].

Тканьенадощечкахвыполнялось при помощи квадратных дощечек с четырьмя дырочками, от вращения которых каждый раз сменялась 1 /4 часть основы (приложение). Ширина пояса определялась количеством деревянных дощечек с отверстиями по углам, через которые продевались шерстяные нити основы. В зев, образованный нитями основы, продевалась нить утка, затем все дощечки поворачивались на 90 градусов, и процесс повторялся.На территории России этот способ был известен с эпохи позднего неолита; в конце XIX века он бытовал у всех русских[].

Тканьенанитузаключалось в подвязывании нечетных нитей основы при помощи нитяных петелек, оттягивание и опускание которых обра­зовывало зев; способ был известен всем русским (приложение).Вероятно, такой способ тканья являлся прототипом тканья на горизонтальном ткацком станке. До появления берда и подножек он долгое время мог существовать как ткацкий станок для изготовления тканей[].

Тканьенабердечкеосуществлялось при помощи бердечка с дыроч­ками на тростях и широкими отверстиями между тростями (приложение). Четные нити основы пропускались через дырочки в тростях, а нечетные между отверстиями в тростях. Поднимание и опускание берда способ­ствовало образованию зева. Тканье на бердечке было известно среди насе­ления северо-западных и частично центральных губерний[].

Вязаные пояса вязались, как чулок, на пяти спицах: они были изве­стны как локальная форма в Орловской губернии. Поскольку они в готовом виде были близки к поясам, изготовленным способом плете­ния по стене, то можно предполагать, что вязание поясов было упрощен­ным видом древнего весьма сложного плетения по стене[].

Формы поясов менялись от губернии к губернии, но способов опоясывания в мужском и женском костюмах, как и в древности, было всего два:

· пояс туго охватывал талию, и концы его прятались за пояс, так что он становился незаметным — характерно для поселений русских в Забайкалье (приложение);

· пояс выставлялся напоказ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались — показательно для ряда губерний Европейской России (приложение) [].

Пояс является ярким декоративным элементом костюма, поэто­му цветовая гамма поясов была довольно разнообразна. Колористика — самый элементарный конкретно-чувственный признак будничной, праздничной, траурной одежды []. Колористика выполняла также функции устойчивого этнического, этнолокального, половозрастного признаков и обусловливалась как натуральным цветом сырья, так и особенностями эстетического восприятия человеком каждого цвета, психологией данного народа, эмоциональными ассоциациями, связанными с традицион­ными жизненными представлениями [].

Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ему придавали большое значение в народном костюме как сред­ству наибольшей выразительности [].Известно, что эмоционально-психологическое воздействие цвета на человека проявляется в различном воздействии на органы чувств (возбуждающем, успокаивающем, угнетающем). Человек воспринимает цвета как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плос­кие, легкие и тяжелые[].

Через цветовую гамму выражалась возрастная принадлежность одежды: для детей - нежные, светлые пастельные цвета; для подрост­ков яркие, контрастные; для взрослых - сложные цветовые сочетания от ярких до пастельных; для людей пожилого возраста, стариков - спо­койная, зачастую темная цветовая гамма[].

Колористика указывала и на место проживания человека: черная вышивка, черный цвет девичьих сарафанов — Воронежская губерния, полыхающие красные тона костюмов — Рязанская, сверкающее и переливающееся всеми цветами радуги великолепие — неповторимая Усть-Цильма [].

Цвет был также важным организующим началом всей компо­зиции народного костюма, так как выявлял своеобразную иерархию элементов, выделяя его главные части, подчеркивая ярусное членение формы [].

Исследователи отмечают, что во второй половине 19-го столетия произошло изменение колористического строя, связанное с распространением химических ализариновых красителей. "Это было, — пишет Т. М. Разина, — очень существенным моментом в искусстве: на смену спокойным, глубоким сдержанным тонам естественных красителей пришли тона яркие, звучные, звеняще — пронзительные; в искусстве тек­стиля второй половины XIX в. произошло творческое освоение новой гаммы. Народ увидел новые возможности художественных решений, научился добиваться цельности колорита и смело ис­пользовал в тканях и вышитых изделиях расширившуюся и позвучневшую палитру, и нельзя упрекнуть превосходные работы этого времени в излишней пестроте или крикливости" [].

Очень часто пояса украшали вышивкой. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями []. К старинным приемам русской вышивки относятся: счетная гладь, набор (имитация ткачества), цветная перевить (перевивание сетки цветными нитями), двусторонний крест, белая строчка по "выдернутой" сетке, тамбурная вышивка, а к началу ХХ века во все уголки России проникла городская черно-красная вышивка крестом по канве [].

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его [].

Презентация на тему: " Пояс - обязательный элемент русского народного костюма. В старину на Руси ценились домовитые и умелые женщины. Основная роль женщины состояла в том, чтобы." — Транскрипт:

3 Одежда была многослойная и красочная у славян. Она служила нашим предкам не только защитой от холода, но была магическим оберегом от потустороннего враждебного мира.

4 Важную роль в комплекте одежды играл пояс. Его носили мужчины и женщины. Земледельцы мужчины и женщины носили тканые пояса украшенные знаками плодородия, которые должны были придать силы в работе, здоровье, магическую силу роста урожаю. Воины носили кожаные пояса, украшены они были металлическими накладками-оберегами.

5 Называли пояс – голунец, надживотник, словесной, именной, опояска, столбунец, столбовой, прайка, плетешок, суконник, кушак, покрома, черес, сетка.

6 В старину пояс можно было изготовить из ниток разными способами полутканья: простым плетением (на пальцах, на ноге, на ниту и т.п.); тканье на дощечках; тканье на бердечке. Широкие кушаки изготавливались на ткацком станке.

7 Практическая работа. Инструменты и приспособления: ножницы, дощечки, линейка. Материалы: пряжа фабричного прядения ( шерсть, п/шерсть и т.п.), х/б нитки для утка.

Читайте также: