Сообщение корея в эпоху раннего нового времени

Обновлено: 30.06.2024

После развала Кочосона и зарождения первых корейских государств, корейский народ вел войну с китайскими завоевателями. В ходе этого конфликта образовались раннефеодальные государства, названия который у многих дорамщиков на слуху:

Эпоха существования этих государств датировалась в период с I в. до н.э. по VII в. н.э.

Да, эти государства начали зарождаться в эпоху ранних корейских государств. В ходе войны с китайскими династиями некоторые районы объединялись, некоторые захватывались.

Как мы видим на карте, кроме трех главных регионов Корейского полуострова, также существовало государство Кая.

Какова же история?

Опираясь на летопись "Самгук Саги", эпоха этих трех государств началась в 57 г. до н.э . В этот год было основано одно из величайших государств - Силла .

Что касается Когурё , то за свою независимость они боролись довольно-таки долго, но в 37 г. до н.э. им удалось это сделать.

История создания Пэкче более "трусливая": в 18 г. до н.э. два сына правителя Когурё не хотели сражаться за наследство и бежали из страны. Два брата основали свое государство на юго-западе полуострова. Столицей этого государства стал Хансон, потом она была перенесена в Унчхон (сегодня это Конджу).

По историческим данным, три корейских государства являются подражанием Китаю, а точнее его Троецарствию.

Троецарствие - эпоха древнего Китая, которая существовала с 220 по 280 год. Этот период славился противостоянием трех государств - Шу, Вэй и У.

Первый правитель в самом большом корейском государстве был Юри, или Юримён-Ван (유리왕) . О нем больше всего написано в летописи "Самгук саги". Так вот, он был старшим сыном основателя Когурё - Ко Чжумона . В 19 г. до н.э., когда Юри прибыл с матерью ко двору для встречи с отцом, тот сделал его наследником.

У Ко Чжумона было еще два сына - Онджо и Пирю. Как раз эти два брата и бежали из государства и основали свое - Пэкче.

По историческим данным, Юримён умер в 18 г. н.э.

К III в. Когурё стало большой империей. До 427 года столицей империи была Куннэ (местоположение неизвестно), а после 427 г. ею стал современный Пхеньян.

Государство Силла было создано в 356 году из племенного союза Чин.

Чин или Чинхан - племенной союз, который обосновался к востоку от самой крупной реки Республики Корея Нактонган. Существовал этот союз, пока в 356 г. Пак Хёккосе-Ван не объединил ведущие кланы Чинхана. В результате объединения появилось государство Силла .

В этом же году Силла стала исповедовать буддизм.

Что касается вер других двух государств, то Когурё исповедовали синкретические культы (шаманизм), а Пэкче в 384 г. приняли буддизм.

Государство Кая , которое вы видите на карте выше, было завоевано Силлой в 562 году . Вот почему Кая не указывается как четвертое раннефеодальное корейское государство. Также в 512 был завоеван союз Усан.

Как всем известно, когда растут государства, то уже внутри страны начинается борьба за преобладание. Так Силла, Когурё и Пэкче пытались завладеть друг другом. Этим решили воспользоваться феодальные правители Китая, в особенности император Ян-ди.

В 612 году китайский император собрал огромную армию, снарядил ее и отправил в поход, чтобы завоевать большую территорию Корейского полуострова - Когурё. Но ему не удалось, и он потерпел поражение.

Потом в 644 году это пытались сделать императоры династии Тан, но безуспешно. Но в 660 году Силла и династия Тан вместе атаковали Пэкче, а в 668 - Когурё.

Конечно, китайские императоры пытались завладеть завоеванными землями, но Силла признала себя вассалом Китая якобы для защиты китайских интересов. Но Танская династия понимала, что это просто хитрый ход, и в 676 году началась война. Силла выстояла и расширила земли до реки Тэдон. В истории Кореи этот период носит название "Объединённое Силла" .

Вот такой была история Силлы, Когуре и Пэкче. Теперь вы знаете, что и как было. Смотря дорамы, будете понимать исторические корни.

Думаю, что в следующих статьях нужно рассказать про каждое государство в отдельности, так как каждое из них имело свою богатую историю. Если поддерживаете, то напишите об этом в комментариях.

Ванин Ю.В. Аграрный строй феодальной Кореи XV–XVI вв. М., 1981.

Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до наших дней. М., 1982.

История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI–XVIII вв. М., 2000. Т. III.

Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI века. СПб., 2009. Ланьков А.Н. Политическая борьба в Корее XVI–XVII вв. СПб., 1995.

ЛиГ.Б. История Кореи: новая трактовка. М., 2000.

Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: в 2-х т. М., 2010. Т. 1.

Хан Ёньу. История Кореи: новый взгляд. М., 2010.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

КОРЕЯ

КОРЕЯ Древнейшее известное истории северокорейское царство Чаосянь (кит.), или Цзосион (кор.), было завоевано ханьским императором У-ди в 107 г. до н. э. Китай удерживал территорию Южной Маньчжурии и Северной Кореи до 169 г. н. э., когда племя когурё отвоевало земли древнего

КОРЕЯ В Х-ХІІ ВЕКАХ

КОРЕЯ В Х-ХІІ ВЕКАХ В конце IX в. корейское государство Объединенное Силла, ослабление которого началось еще со второй половины VIII в. (за 150 лет на троне сменилось 20 ванов, в числе которых десять лет государством правила женщина-ван, передоверившая власть фаворитам),

КОРЕЯ В Х-ХІІ веках

КОРЕЯ В Х-ХІІ веках Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999. Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI века. СПб., 2009.Ли Г.Б. История Кореи: новая трактовка / Пер. с корейск. под ред. С.О. Курбанова. М., 2000.Хан Ёнъу. История Кореи: новый взгляд / Пер.

Северная Корея

1. Северная Корея и Б. Клинтон

1. Северная Корея и Б. Клинтон Политику администрации Б. Клинтона в отношении КНДР можно разделить на несколько этапов. Первый этап — до 1993 года, когда Вашингтон имел планы нанесения бомбового удара по ядерным объектам в Ненбене, что означало решение всех проблем

Корея

Корея Между Россией, Китаем и Японией лежало сравнительно небольшое Корейское королевство. Корейцы панически боялись японцев, они боялись превратиться в колонию Китая и готовы были воспользоваться любой помощью, использовать любую комбинацию сил, чтобы отстоять свою

КОРЕЯ В XVII ВЕКЕ

КОРЕЯ В XVII ВЕКЕ Конец XVI в. стал одним из переломных моментов в истории Кореи. На протяжении нескольких веков страна практически не сталкивалась с серьезной внешней угрозой. Напор чжурчжэней на севере не был чрезмерным. Японские пираты разоряли берега Чосона (название

КОРЕЯ

КОРЕЯ Ванин Ю.В. Аграрный строй феодальной Кореи XV–XVI вв. М., 1981.Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до наших дней. М., 1982.История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени.

§ 1. Корея в начале X VII века

§ 1. Корея в начале X VII века Выше уже говорилось о тех огромных материальных и людских потерях, которые Корея понесла в годы Имчжинской войны. Поэтому король Сончжо, на время правления которого пришлись все тяготы войны с Японией, попытался начать некоторые реформы,

Часть V. КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ

Корея

Корея

Корея Несмотря на попытки корейского регента искоренить христианство, возобновив гонения на православных в 1866 г., французские священники продолжали свою деятельность в королевстве. В Корее успешно проповедовали американские пресвитериане, один из которых стал

Корея

Корея В Корейском королевстве имелись лишь примитивные сельские школы и единственное государственное учебное заведение по изучению китайской классики. В 1906 г. Япония учредила в протекторате школьную систему, обучение в которой было необязательным и отличалось

Часть I . РАННЯЯ ИСТОРИЯ КОРЕИ

Глава 1. КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ В ДОГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭПОХУ

§1. Каменный век — палеолит, мезолит, неолит — на территории Корейского полуострова

До начала 1960-х годов считалось, что человек на Корейском по­луострове появился только в период неолита, т. е. примерно в Х- VI тысячелетии до н.э. Хотя еще в 1933 г . в местечке Тонгванчжин, в верхнем течении реки Тэдонган в провинции Северная Хамгён, япон­ские археологи нашли остатки мамонтов и других животных эпохи палеолита, а также каменные предметы, которые, скорее всего, бы­ли обработаны человеком. Однако эта находка не стала предметом гласности. Дело в том, что на протяжении 1910-1945 гг. Корея была японской колонией, а в самой Японии еще не были найдены места палеолитических стоянок человека. Японские ученые не хотели рас­ставаться с теорией, утверждавшей, что японская культура древнее корейской.

Период палеолита на Корейском полуострове имеет следующую периодизацию: ранний или нижний палеолит — 700 000-120 000 лет до н.э., средний палеолит —120000-50000 лет до н.э. и поздний, или верхний, палеолит — 50 000-10 000 лет до н. э.

Итак, что же можно сказать о людях, населявших Корейский по­луостров в период палеолита? По мнению абсолютного большинства ученых, все они не являются предками современных корейцев. Тем не менее на протяжении всего периода палеолита, так же как и сменив­шего его мезолита и неолита, люди постоянно населяли территорию нынешней Кореи. Во времена палеолита на полуострове наблюдалось несколько потоков больших миграций, связанных с периодами оледе­нения, которых насчитывают четыре, и, соответственно, тремя про­межуточными периодами потепления. После последнего оледенения на Корейском полуострове наступил период неолита.

Человек, которого можно отнести к разряду хомо сапиенс (неоан-троп), появился на полуострове приблизительно 40000-25000 лет то­му назад, в период позднего палеолита. До этого полуостров населяли хомо эректус (человек прямостоящий), а ранее — люди типа австра­лопитеков (архантропы, палеоантропы), с небольшой черепной короб­кой, массивными челюстями, согнутой спиной и т. п. Однако даже сравнительно поздний палеолитический хомо сапиенс, чьи останки были обнаружены на Корейском полуострове, не являлся предком со­временных корейцев: у него была иная форма челюсти, иные пропор­ции тела. Таковы, например, останки 35-летнего мужчины из пещеры в горах Сыннисан недалеко от города Токчхон в верховьях реки Тэ-Донган (Северная Корея).

Отличительной особенностью палеолита, как известно, были про­изводство и использование примитивнейших орудий труда из камня. Нижнепалеолитические орудия имели многофункциональное значение и именуются гальками. В дальнейшем каменные орудия труда совершенствовались, каждое приобретало особое назначение. Появились каменные топоры, скребки, наконечники стрел и т. д.

Люди палеолита чаще всего жили в пещерах, но также строили жилища и на ровных местах (последнее более типично для среднего и верхнего палеолита). Так, например, на известной стоянке Сокчан-ни были обнаружены останки жилища, имевшего столбы, на которых покоилась крыша; в нем находился очаг. Жилище имело размеры при­близительно 7 на 7,5 м , и в нем могли проживать до 8 человек.

Социальная организация находилась на самом примитивном уровне. Низкая производительность труда не могла привести к со­циальному расслоению, поэтому в нижнем и среднем палеолите люди жили родами, организованными в праобщины. Ко времени верхнего палеолита появляются раннеродовые общины.

Занятие охотой и собирательством привело к появлению прими­тивных верований в животных и разного рода духов. Таким образом, возникло некое простейшее подобие религии — тотемизм, которое, оче­видно, отразилось в дошедших до наших дней мифах о легендарных основателях государства Древний Чосон или Трех государств (Когу-рё, Пэкче, Силла).

Время с VIII по VI тысячелетие до н. э. относится к совсем коротко­му периоду мезолита. Очевидно, он не имел большого значения для исторического развития Кореи, поскольку в специальной литературе этому периоду уделяется совсем мало внимания. Говорится главным образом о том, что, в отличие от палеолита, каменные орудия, изго­тавливавшиеся во времена мезолита, имели меньшие размеры. И это свидетельствовало о более совершенной технике обработки камня. В качестве примера чаще всего упоминаются наконечники стрел.

Для понимания этнических процессов, происходивших на Корей­ском полуострове, а также для выяснения вопроса о происхождении тех этносов, которые в дальнейшем стали основой формирования ко­рейской нации, важным является период неолита. На территории ны­нешней Кореи неолит продолжался приблизительно с VI по I тыся­челетие до н.э.

Неолит для истории развития человечества в целом и для Корей­ского полуострова в частности стал поистине революционной эпохой. В производстве каменных орудий на смену технике скола пришла тех­ника полировки или заточки каменных изделий. Еще более значимым, на наш взгляд, было изобретение керамики. Керамика изготавлива­лась из глины, которая затем обжигалась. Хотелось бы обратить осо­бое внимание на то, что именно большие глиняные сосуды впервые позволили людям делать качественные запасы продуктов питания на длительный срок. Конечно же, еще рано говорить о социальном рас­слоении протокорейского общества на неолитическом этапе развития, однако появление новой возможности иметь запасы пищи не могло не послужить одним из отправных моментов, стимулировавших процесс социального расслоения — важнейшей ступени на пути формирования государства [1] .

Керамика, изготавливавшая­ся в разные периоды и на раз­личных территориях, имела свои особенности, что позволяет со­временным ученым заниматься исследованием различных неоли­тических культур, говорить об этногенезе тех или иных на­родностей. Так, для неолитиче­ских жителей Корейского полу­острова наиболее распространен­ной является гребенчатая кера­мика, имевшая по бокам узоры в виде густого ряда параллель­ных ломаных линий, словно вы­долбленных гребенкой. Для раз­ных периодов неолита и для раз­ных частей Корейского полуост­рова гребенчатая керамика имеет свои особенности.

Заметим, что по вопросу пе­риодизации корейского неолита нет единого мнения. Южноко­рейские ученые считают, что ранний неолит продолжался с VI до середины III тысячелетия до н.э.. развитый (или средний)— с сере­дины III до II тысячелетия до н.э., поздний со II по I тысячелетие до н.э. Северокорейские историки сокращают длительность неоли­та, относя образование государственности на Корейском полуострове уже ко II тысячелетию до н. э. Ранний неолит они датируют V - IV тысячелетиями до н.э., средний — III тысячелетием, поздний — III -П тысячелетиями до н. э.

Однако прежде чем обратиться непосредственно к рассмотрению проблемы происхождения населения Корейского полуострова перио­да неолита, следует сказать несколько слов о характере его жизни и общественной организации.

В раннем неолите жители Корейского полуострова, подобно людям эпохи палеолита, еще занимались исключительно собирательством, охотой и рыбной ловлей, вели кочевой образ жизни. В позднем нео­лите на полуострове появляется культура земледелия. (Существует точка зрения, связывающая начало занятия земледелием жителями Корейского полуострова с процессом миграции переселенцев из Север­ного Китая). Правда, это еще не была культура рисоводства, которая появилась значительно позже, в бронзовом веке. Занятие земледелием привело к тому, что люди стали переходить от кочевого образа жизни к оседлому. Из орудий труда этого времени найдены каменные сер­пы и мотыги. Считается, что примерно в то же время на Корейском полуострове появляется скотоводство.

Для периода неолита характерно жилище двух типов: пещерное и полуземляночное. Последний тип встречается чаще. Полуземлянки имели глубину около 60 см и диаметр около 5 м . Форма жилища была, как правило, круглая с очагом посередине и входом, обращенным на южную, самую светлую и теплую, сторону. Такое жилище, по мнению ученых, предназначалось для проживания 4 человек. Около входа в полуземлянки неолитические люди устраивали врытые в землю хра­нилища продуктов питания.

Жили протокорейцы небольшими поселениями, объединявшими представителей одного рода или племени. По мнению большинства ученых, социального расслоения в то время еще не было. Главной организационной единицей была родовая община. Количество человек в одной общине доходило до 30.

Население Корейского полуострова поклонялось Небу, а также жи­вотным. Все это привело к зарождению тотемизма и отразилось в мифах об основании древних корейских государств. В местах архео­логических раскопок протокорейских неолитических поселений часто находят небольшие каменные или костяные предметы, напоминающие по форме змею, лошадь или даже человека. По-видимому, они игра­ли роль амулетов. Вера в сверхъестественные силы природы, включая Небеса и животных, стала первоосновой для дальнейшего зарождения и становления шаманизма, широко распространенного в современной Южной Корее [2] .

§ 2. О происхождении неолитического населения Корейского полуострова

Прежде всего напомним читателю, что население Корейского по­луострова периодов палеолита и мезолита этнически не связано с на­селением неолита. Существует множество теорий о происхождении населения Корейского полуострова. Вкратце представим основное со­держание современного представления об этногенезе протокорейцев в южнокорейской, российской и северокорейской историографии.

Одна из распространенных точек зрения южнокорейских иссле­дователей заключается в том, что первопредки корейцев, обладатели гребенчатой керамики, ведут свое происхождение из Сибири, отку­да они пришли на Корейский полуостров. Их принято называть па­леоазиатами. Протокорейские языки относятся к алтайским языкам. Обладатели гладкой керамики пришли в Корею позже, в период сред­него и позднего неолита. Этнически они близки к тунгусам, жителям Северного Китая. Северокитайская ветвь принесла на Корейский по­луостров культуру земледелия. Обе этнические ветви принадлежат монголоидной расе [3] .

Российские ученые также считают, что в период неолита имела ме­сто этническая миграция с севера на юг. Носителями культуры про­токорейцев были либо палеоазиаты, ассимилированные в дальнейшем пришлыми тунгусами, либо исключительно тунгусы, проживавшие в районе Восточной Сибири еще с верхнего палеолита. Однако второй вариант теории этногенеза не подтверждается археологическими на­ходками. Общепризнанно, что носителями гребенчатой керамики яв­ляются палеоазиаты, а гладкой — северные тунгусы, говорившие на алтайских языках. Оба вида неолитической керамики имеют доста­точно широкое распространение на Корейском полуострове. Кроме указанных двух ветвей, отечественные историки также выделяют тре­тью, южную, полинезийскую ветвь. Такой вывод они формируют на основе схожести мифов об основателях корейских государств с поли­незийскими мифами: в обоих случаях первоправители рождались из яйца.

Северокорейская теория этногенеза протокорейцев в корне отличается от всех остальных теорий и отрицает те­зис об отсутствии связи между па­леолитическим и неолитическим насе­лением жителей Корейского полуост­рова. Ученые КНДР утверждают сле­дующее: на Корейском полуострове, а также в прилегающих к нему районах Северо-Восточного Китая, Маньчжурии и российского Приморья без какого-ли­бо этнокультурного влияния извне про­исходило самостоятельное развитие лю­дей палеолита, потомками которых ста­ли люди неолита, населявшие Корей­ский полуостров [4] . Теория эта возникла в 1960-1970-е годы, скорее всего, в связи с идеологической установкой североко­рейского руководства доказать исклю­чительность и самостоятельность исто­рии корейского народа с древнейших времен. Поэтому ее трудно считать до­стоверной.

А вот теория миграций с севера нахо­дит все больше подтверждений. Напри­мер, в результате лингвистических исследований последних десяти­летий было найдено до 200 лексических соответствий в корейском и алтайских языках.

Неолитические миграции на Корейский полуостров были первыми из известных ученым переселений. Однако они не завершили историю формирования корейского этноса. Миграции продолжались довольно активно и в I тысячелетии н. э., к концу которого, по-видимому, можно говорить об окончательном формировании единого этноса Кореи.

§ 3. Бронзовый и железный век на Корейском полуострове

Таким образом, в бронзовом веке проходил еще один процесс ми­грации населения с севера на территорию Корейского полуострова. Переселенцы принесли с собой новую керамику, новое оружие и но­вые производственные достижения. Из особых изделий материальной культуры корейской эпохи бронзы также выделяют бронзовые зер­кала с грубыми пупырчатыми узорами на тыльной стороне. Подоб­ные зеркала обнаружены только в районе Корейского полуострова и в Маньчжурии. Носителями новой культуры переселенцев считают племена елок, этническую принадлежность которых определяют как алтайскую.

Кто населял Корейский полуостров в бронзовом веке и какова бы­ла их жизнь?

В бронзовый век изменилось и жилище протокорейцев. Полузем­лянки стали менее глубокими, по форме вытянутыми. Они имели раз­мер примерно 5- 6 м в длину и 3- 4 м в ширину. Столбы, на которых по­коилась крыша, стали устанавливать на камни — некое подобие фун­дамента. Очаг сместился из центра помещения к краю. Хранилище для продуктов стало устраиваться у стены строения. В таких домах могли жить от 4 до 8 человек.

О начавшемся классовом расслоении у протокорейцев бронзового века свидетельствуют сохранившиеся до наших дней захоронения вождей крупных племенных объединений — каменные дольмены. По­мимо этого встречаются захоронения в виде каменных гробов, врытых в землю.

Начало железного века датируется на Корейском полуострове IV в. до н.э. Однако на протяжении первых трех столетий после на­чала распространения на полуострове железные изделия еще не вы­теснили бронзовых. Господство железа наступило лишь с I в. до н. э. При этом, в отличие от бронзового века, из железа делали не только оружие, но и орудия труда для земледелия: железные серпы, нако­нечники мотыг и плуги.

Культура железа пришла, в Корею из Китая и распространялась через бассейны рек Амноккан, Чхончхонган, Тэдонган и далее — на юг. Одновременно с приходом культуры железа отмечено циркулиро-вание монет древнекитайского княжества Янь на севере Корейского полуострова. Из предметов материальной культуры для того време­ни характерны тонкие кинжалы се, металлические зеркала с тонкими узорами на тыльной стороне и гладкая керамика.

Как пишут многие корейские авторы, китайская культура железа, распространившись на Корейском полуострове, ассимилировалась с местной культурой и дала толчок к возникновению особой культуры Корейского полуострова.

[2] О шаманизме в Северной Корее автору этих строк достоверных сведений пока получить не удалось. Однако личный опыт длительного проживания в североко­рейской провинции показывает, что в КНДР сохранилось гораздо больше элемен­тов традиционной культуры, чем это представляется в западных или российских СМИ.

[3] Пен Тхэсоп. Хангукса тхоннон (Очерки истории Кореи). Сеул, 1996.

[4] Чосон когохак кэё (Краткий обзор корейской археологии). Пхеньян, 1977.

История Кореи: с древности до начала XXI в.

С другой стороны, имея целью написать книгу для широкого круга читателей, автор не перегружал книгу ссылочным аппаратом, пользуясь им лишь в наиболее важных случаях, а также для того, чтобы показать научный путь автора к тем или иным гипотезам и точкам зрения, высказываемым в книге.

Во втором издании, насколько это было возможно, исправлены многочисленные опечатки и ряд неточностей, которые удалось обнаружить после выхода в свет первого издания. Неточности эти были во многом обусловлены разночтениями в корейской научной литературе, которая послужила основным источником информации при написании книги. Однако, несмотря на огромную работу по исправлению ошибок и неточностей, наверняка еще остались недочеты, требующие дальнейшего исправления. Надеемся на дальнейшую благосклонную читательскую критику представляемой книги, критику, которую автор будет стараться учитывать и в будущем.

Автор выражает огромную благодарность российским и зарубежным коллегам, оказавшим помощь в работе над вторым изданием. Однако в настоящем предисловии осознанно не указываются имена всех тех, кому автор выражает свою благодарность, дабы, по причине технического характера, не упустить какую-либо из фамилий и тем самым незаслуженно не обидеть дорогих коллег.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Любой из тех, кто пишет о Востоке за рубежом, вольно или невольно сравнивает культуру чужого для него Востока со своей родной. Поэтому востоковедение (корееведение) в каждой из стран мира отлично друг от друга, и это отличие тем значительнее, чем больше различаются между собой страны, в которых изучается Восток. Поэтому, например, для адекватного понимания работ по истории Кореи, изданных на Западе, требуется хорошо знать культуру той страны Запада, в которой издана эта работа.

Обращение к корейским историческим работам обязательно, поскольку они помогают понять восприятие корейцами собственной истории.

К настоящему времени в России издано немало трудов по истории Кореи, не только специальных, но и общих. Считается, что первое краткое изложение истории Кореи на русском языке (1842 г.) принадлежит перу знаменитого российского китаеведа Н. Я. Бичурина (о.Иакинф; 1777-1853).

Читайте также: