Сообщение корея в эпоху раннего нового времени
Обновлено: 30.06.2024
После развала Кочосона и зарождения первых корейских государств, корейский народ вел войну с китайскими завоевателями. В ходе этого конфликта образовались раннефеодальные государства, названия который у многих дорамщиков на слуху:
Эпоха существования этих государств датировалась в период с I в. до н.э. по VII в. н.э.
Да, эти государства начали зарождаться в эпоху ранних корейских государств. В ходе войны с китайскими династиями некоторые районы объединялись, некоторые захватывались.
Как мы видим на карте, кроме трех главных регионов Корейского полуострова, также существовало государство Кая.
Какова же история?
Опираясь на летопись "Самгук Саги", эпоха этих трех государств началась в 57 г. до н.э . В этот год было основано одно из величайших государств - Силла .
Что касается Когурё , то за свою независимость они боролись довольно-таки долго, но в 37 г. до н.э. им удалось это сделать.
История создания Пэкче более "трусливая": в 18 г. до н.э. два сына правителя Когурё не хотели сражаться за наследство и бежали из страны. Два брата основали свое государство на юго-западе полуострова. Столицей этого государства стал Хансон, потом она была перенесена в Унчхон (сегодня это Конджу).
По историческим данным, три корейских государства являются подражанием Китаю, а точнее его Троецарствию.
Троецарствие - эпоха древнего Китая, которая существовала с 220 по 280 год. Этот период славился противостоянием трех государств - Шу, Вэй и У.
Первый правитель в самом большом корейском государстве был Юри, или Юримён-Ван (유리왕) . О нем больше всего написано в летописи "Самгук саги". Так вот, он был старшим сыном основателя Когурё - Ко Чжумона . В 19 г. до н.э., когда Юри прибыл с матерью ко двору для встречи с отцом, тот сделал его наследником.
У Ко Чжумона было еще два сына - Онджо и Пирю. Как раз эти два брата и бежали из государства и основали свое - Пэкче.
По историческим данным, Юримён умер в 18 г. н.э.
К III в. Когурё стало большой империей. До 427 года столицей империи была Куннэ (местоположение неизвестно), а после 427 г. ею стал современный Пхеньян.
Государство Силла было создано в 356 году из племенного союза Чин.
Чин или Чинхан - племенной союз, который обосновался к востоку от самой крупной реки Республики Корея Нактонган. Существовал этот союз, пока в 356 г. Пак Хёккосе-Ван не объединил ведущие кланы Чинхана. В результате объединения появилось государство Силла .
В этом же году Силла стала исповедовать буддизм.
Что касается вер других двух государств, то Когурё исповедовали синкретические культы (шаманизм), а Пэкче в 384 г. приняли буддизм.
Государство Кая , которое вы видите на карте выше, было завоевано Силлой в 562 году . Вот почему Кая не указывается как четвертое раннефеодальное корейское государство. Также в 512 был завоеван союз Усан.
Как всем известно, когда растут государства, то уже внутри страны начинается борьба за преобладание. Так Силла, Когурё и Пэкче пытались завладеть друг другом. Этим решили воспользоваться феодальные правители Китая, в особенности император Ян-ди.
В 612 году китайский император собрал огромную армию, снарядил ее и отправил в поход, чтобы завоевать большую территорию Корейского полуострова - Когурё. Но ему не удалось, и он потерпел поражение.
Потом в 644 году это пытались сделать императоры династии Тан, но безуспешно. Но в 660 году Силла и династия Тан вместе атаковали Пэкче, а в 668 - Когурё.
Конечно, китайские императоры пытались завладеть завоеванными землями, но Силла признала себя вассалом Китая якобы для защиты китайских интересов. Но Танская династия понимала, что это просто хитрый ход, и в 676 году началась война. Силла выстояла и расширила земли до реки Тэдон. В истории Кореи этот период носит название "Объединённое Силла" .
Вот такой была история Силлы, Когуре и Пэкче. Теперь вы знаете, что и как было. Смотря дорамы, будете понимать исторические корни.
Думаю, что в следующих статьях нужно рассказать про каждое государство в отдельности, так как каждое из них имело свою богатую историю. Если поддерживаете, то напишите об этом в комментариях.
Ванин Ю.В. Аграрный строй феодальной Кореи XV–XVI вв. М., 1981.
Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до наших дней. М., 1982.
История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI–XVIII вв. М., 2000. Т. III.
Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI века. СПб., 2009. Ланьков А.Н. Политическая борьба в Корее XVI–XVII вв. СПб., 1995.
ЛиГ.Б. История Кореи: новая трактовка. М., 2000.
Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: в 2-х т. М., 2010. Т. 1.
Хан Ёньу. История Кореи: новый взгляд. М., 2010.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
КОРЕЯ
КОРЕЯ Древнейшее известное истории северокорейское царство Чаосянь (кит.), или Цзосион (кор.), было завоевано ханьским императором У-ди в 107 г. до н. э. Китай удерживал территорию Южной Маньчжурии и Северной Кореи до 169 г. н. э., когда племя когурё отвоевало земли древнего
КОРЕЯ В Х-ХІІ ВЕКАХ
КОРЕЯ В Х-ХІІ ВЕКАХ В конце IX в. корейское государство Объединенное Силла, ослабление которого началось еще со второй половины VIII в. (за 150 лет на троне сменилось 20 ванов, в числе которых десять лет государством правила женщина-ван, передоверившая власть фаворитам),
КОРЕЯ В Х-ХІІ веках
КОРЕЯ В Х-ХІІ веках Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999. Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI века. СПб., 2009.Ли Г.Б. История Кореи: новая трактовка / Пер. с корейск. под ред. С.О. Курбанова. М., 2000.Хан Ёнъу. История Кореи: новый взгляд / Пер.
Северная Корея
1. Северная Корея и Б. Клинтон
1. Северная Корея и Б. Клинтон Политику администрации Б. Клинтона в отношении КНДР можно разделить на несколько этапов. Первый этап — до 1993 года, когда Вашингтон имел планы нанесения бомбового удара по ядерным объектам в Ненбене, что означало решение всех проблем
Корея
Корея Между Россией, Китаем и Японией лежало сравнительно небольшое Корейское королевство. Корейцы панически боялись японцев, они боялись превратиться в колонию Китая и готовы были воспользоваться любой помощью, использовать любую комбинацию сил, чтобы отстоять свою
КОРЕЯ В XVII ВЕКЕ
КОРЕЯ В XVII ВЕКЕ Конец XVI в. стал одним из переломных моментов в истории Кореи. На протяжении нескольких веков страна практически не сталкивалась с серьезной внешней угрозой. Напор чжурчжэней на севере не был чрезмерным. Японские пираты разоряли берега Чосона (название
КОРЕЯ
КОРЕЯ Ванин Ю.В. Аграрный строй феодальной Кореи XV–XVI вв. М., 1981.Волков С.В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до наших дней. М., 1982.История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени.
§ 1. Корея в начале X VII века
§ 1. Корея в начале X VII века Выше уже говорилось о тех огромных материальных и людских потерях, которые Корея понесла в годы Имчжинской войны. Поэтому король Сончжо, на время правления которого пришлись все тяготы войны с Японией, попытался начать некоторые реформы,
Часть V. КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ
Корея
Корея
Корея Несмотря на попытки корейского регента искоренить христианство, возобновив гонения на православных в 1866 г., французские священники продолжали свою деятельность в королевстве. В Корее успешно проповедовали американские пресвитериане, один из которых стал
Корея
Корея В Корейском королевстве имелись лишь примитивные сельские школы и единственное государственное учебное заведение по изучению китайской классики. В 1906 г. Япония учредила в протекторате школьную систему, обучение в которой было необязательным и отличалось
Часть I . РАННЯЯ ИСТОРИЯ КОРЕИ
Глава 1. КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ В ДОГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭПОХУ
§1. Каменный век — палеолит, мезолит, неолит — на территории Корейского полуострова
До начала 1960-х годов считалось, что человек на Корейском полуострове появился только в период неолита, т. е. примерно в Х- VI тысячелетии до н.э. Хотя еще в 1933 г . в местечке Тонгванчжин, в верхнем течении реки Тэдонган в провинции Северная Хамгён, японские археологи нашли остатки мамонтов и других животных эпохи палеолита, а также каменные предметы, которые, скорее всего, были обработаны человеком. Однако эта находка не стала предметом гласности. Дело в том, что на протяжении 1910-1945 гг. Корея была японской колонией, а в самой Японии еще не были найдены места палеолитических стоянок человека. Японские ученые не хотели расставаться с теорией, утверждавшей, что японская культура древнее корейской.
Период палеолита на Корейском полуострове имеет следующую периодизацию: ранний или нижний палеолит — 700 000-120 000 лет до н.э., средний палеолит —120000-50000 лет до н.э. и поздний, или верхний, палеолит — 50 000-10 000 лет до н. э.
Итак, что же можно сказать о людях, населявших Корейский полуостров в период палеолита? По мнению абсолютного большинства ученых, все они не являются предками современных корейцев. Тем не менее на протяжении всего периода палеолита, так же как и сменившего его мезолита и неолита, люди постоянно населяли территорию нынешней Кореи. Во времена палеолита на полуострове наблюдалось несколько потоков больших миграций, связанных с периодами оледенения, которых насчитывают четыре, и, соответственно, тремя промежуточными периодами потепления. После последнего оледенения на Корейском полуострове наступил период неолита.
Человек, которого можно отнести к разряду хомо сапиенс (неоан-троп), появился на полуострове приблизительно 40000-25000 лет тому назад, в период позднего палеолита. До этого полуостров населяли хомо эректус (человек прямостоящий), а ранее — люди типа австралопитеков (архантропы, палеоантропы), с небольшой черепной коробкой, массивными челюстями, согнутой спиной и т. п. Однако даже сравнительно поздний палеолитический хомо сапиенс, чьи останки были обнаружены на Корейском полуострове, не являлся предком современных корейцев: у него была иная форма челюсти, иные пропорции тела. Таковы, например, останки 35-летнего мужчины из пещеры в горах Сыннисан недалеко от города Токчхон в верховьях реки Тэ-Донган (Северная Корея).
Отличительной особенностью палеолита, как известно, были производство и использование примитивнейших орудий труда из камня. Нижнепалеолитические орудия имели многофункциональное значение и именуются гальками. В дальнейшем каменные орудия труда совершенствовались, каждое приобретало особое назначение. Появились каменные топоры, скребки, наконечники стрел и т. д.
Люди палеолита чаще всего жили в пещерах, но также строили жилища и на ровных местах (последнее более типично для среднего и верхнего палеолита). Так, например, на известной стоянке Сокчан-ни были обнаружены останки жилища, имевшего столбы, на которых покоилась крыша; в нем находился очаг. Жилище имело размеры приблизительно 7 на 7,5 м , и в нем могли проживать до 8 человек.
Социальная организация находилась на самом примитивном уровне. Низкая производительность труда не могла привести к социальному расслоению, поэтому в нижнем и среднем палеолите люди жили родами, организованными в праобщины. Ко времени верхнего палеолита появляются раннеродовые общины.
Занятие охотой и собирательством привело к появлению примитивных верований в животных и разного рода духов. Таким образом, возникло некое простейшее подобие религии — тотемизм, которое, очевидно, отразилось в дошедших до наших дней мифах о легендарных основателях государства Древний Чосон или Трех государств (Когу-рё, Пэкче, Силла).
Время с VIII по VI тысячелетие до н. э. относится к совсем короткому периоду мезолита. Очевидно, он не имел большого значения для исторического развития Кореи, поскольку в специальной литературе этому периоду уделяется совсем мало внимания. Говорится главным образом о том, что, в отличие от палеолита, каменные орудия, изготавливавшиеся во времена мезолита, имели меньшие размеры. И это свидетельствовало о более совершенной технике обработки камня. В качестве примера чаще всего упоминаются наконечники стрел.
Для понимания этнических процессов, происходивших на Корейском полуострове, а также для выяснения вопроса о происхождении тех этносов, которые в дальнейшем стали основой формирования корейской нации, важным является период неолита. На территории нынешней Кореи неолит продолжался приблизительно с VI по I тысячелетие до н.э.
Неолит для истории развития человечества в целом и для Корейского полуострова в частности стал поистине революционной эпохой. В производстве каменных орудий на смену технике скола пришла техника полировки или заточки каменных изделий. Еще более значимым, на наш взгляд, было изобретение керамики. Керамика изготавливалась из глины, которая затем обжигалась. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что именно большие глиняные сосуды впервые позволили людям делать качественные запасы продуктов питания на длительный срок. Конечно же, еще рано говорить о социальном расслоении протокорейского общества на неолитическом этапе развития, однако появление новой возможности иметь запасы пищи не могло не послужить одним из отправных моментов, стимулировавших процесс социального расслоения — важнейшей ступени на пути формирования государства [1] .
Керамика, изготавливавшаяся в разные периоды и на различных территориях, имела свои особенности, что позволяет современным ученым заниматься исследованием различных неолитических культур, говорить об этногенезе тех или иных народностей. Так, для неолитических жителей Корейского полуострова наиболее распространенной является гребенчатая керамика, имевшая по бокам узоры в виде густого ряда параллельных ломаных линий, словно выдолбленных гребенкой. Для разных периодов неолита и для разных частей Корейского полуострова гребенчатая керамика имеет свои особенности.
Заметим, что по вопросу периодизации корейского неолита нет единого мнения. Южнокорейские ученые считают, что ранний неолит продолжался с VI до середины III тысячелетия до н.э.. развитый (или средний)— с середины III до II тысячелетия до н.э., поздний со II по I тысячелетие до н.э. Северокорейские историки сокращают длительность неолита, относя образование государственности на Корейском полуострове уже ко II тысячелетию до н. э. Ранний неолит они датируют V - IV тысячелетиями до н.э., средний — III тысячелетием, поздний — III -П тысячелетиями до н. э.
Однако прежде чем обратиться непосредственно к рассмотрению проблемы происхождения населения Корейского полуострова периода неолита, следует сказать несколько слов о характере его жизни и общественной организации.
В раннем неолите жители Корейского полуострова, подобно людям эпохи палеолита, еще занимались исключительно собирательством, охотой и рыбной ловлей, вели кочевой образ жизни. В позднем неолите на полуострове появляется культура земледелия. (Существует точка зрения, связывающая начало занятия земледелием жителями Корейского полуострова с процессом миграции переселенцев из Северного Китая). Правда, это еще не была культура рисоводства, которая появилась значительно позже, в бронзовом веке. Занятие земледелием привело к тому, что люди стали переходить от кочевого образа жизни к оседлому. Из орудий труда этого времени найдены каменные серпы и мотыги. Считается, что примерно в то же время на Корейском полуострове появляется скотоводство.
Для периода неолита характерно жилище двух типов: пещерное и полуземляночное. Последний тип встречается чаще. Полуземлянки имели глубину около 60 см и диаметр около 5 м . Форма жилища была, как правило, круглая с очагом посередине и входом, обращенным на южную, самую светлую и теплую, сторону. Такое жилище, по мнению ученых, предназначалось для проживания 4 человек. Около входа в полуземлянки неолитические люди устраивали врытые в землю хранилища продуктов питания.
Жили протокорейцы небольшими поселениями, объединявшими представителей одного рода или племени. По мнению большинства ученых, социального расслоения в то время еще не было. Главной организационной единицей была родовая община. Количество человек в одной общине доходило до 30.
Население Корейского полуострова поклонялось Небу, а также животным. Все это привело к зарождению тотемизма и отразилось в мифах об основании древних корейских государств. В местах археологических раскопок протокорейских неолитических поселений часто находят небольшие каменные или костяные предметы, напоминающие по форме змею, лошадь или даже человека. По-видимому, они играли роль амулетов. Вера в сверхъестественные силы природы, включая Небеса и животных, стала первоосновой для дальнейшего зарождения и становления шаманизма, широко распространенного в современной Южной Корее [2] .
§ 2. О происхождении неолитического населения Корейского полуострова
Прежде всего напомним читателю, что население Корейского полуострова периодов палеолита и мезолита этнически не связано с населением неолита. Существует множество теорий о происхождении населения Корейского полуострова. Вкратце представим основное содержание современного представления об этногенезе протокорейцев в южнокорейской, российской и северокорейской историографии.
Одна из распространенных точек зрения южнокорейских исследователей заключается в том, что первопредки корейцев, обладатели гребенчатой керамики, ведут свое происхождение из Сибири, откуда они пришли на Корейский полуостров. Их принято называть палеоазиатами. Протокорейские языки относятся к алтайским языкам. Обладатели гладкой керамики пришли в Корею позже, в период среднего и позднего неолита. Этнически они близки к тунгусам, жителям Северного Китая. Северокитайская ветвь принесла на Корейский полуостров культуру земледелия. Обе этнические ветви принадлежат монголоидной расе [3] .
Российские ученые также считают, что в период неолита имела место этническая миграция с севера на юг. Носителями культуры протокорейцев были либо палеоазиаты, ассимилированные в дальнейшем пришлыми тунгусами, либо исключительно тунгусы, проживавшие в районе Восточной Сибири еще с верхнего палеолита. Однако второй вариант теории этногенеза не подтверждается археологическими находками. Общепризнанно, что носителями гребенчатой керамики являются палеоазиаты, а гладкой — северные тунгусы, говорившие на алтайских языках. Оба вида неолитической керамики имеют достаточно широкое распространение на Корейском полуострове. Кроме указанных двух ветвей, отечественные историки также выделяют третью, южную, полинезийскую ветвь. Такой вывод они формируют на основе схожести мифов об основателях корейских государств с полинезийскими мифами: в обоих случаях первоправители рождались из яйца.
Северокорейская теория этногенеза протокорейцев в корне отличается от всех остальных теорий и отрицает тезис об отсутствии связи между палеолитическим и неолитическим населением жителей Корейского полуострова. Ученые КНДР утверждают следующее: на Корейском полуострове, а также в прилегающих к нему районах Северо-Восточного Китая, Маньчжурии и российского Приморья без какого-либо этнокультурного влияния извне происходило самостоятельное развитие людей палеолита, потомками которых стали люди неолита, населявшие Корейский полуостров [4] . Теория эта возникла в 1960-1970-е годы, скорее всего, в связи с идеологической установкой северокорейского руководства доказать исключительность и самостоятельность истории корейского народа с древнейших времен. Поэтому ее трудно считать достоверной.
А вот теория миграций с севера находит все больше подтверждений. Например, в результате лингвистических исследований последних десятилетий было найдено до 200 лексических соответствий в корейском и алтайских языках.
Неолитические миграции на Корейский полуостров были первыми из известных ученым переселений. Однако они не завершили историю формирования корейского этноса. Миграции продолжались довольно активно и в I тысячелетии н. э., к концу которого, по-видимому, можно говорить об окончательном формировании единого этноса Кореи.
§ 3. Бронзовый и железный век на Корейском полуострове
Таким образом, в бронзовом веке проходил еще один процесс миграции населения с севера на территорию Корейского полуострова. Переселенцы принесли с собой новую керамику, новое оружие и новые производственные достижения. Из особых изделий материальной культуры корейской эпохи бронзы также выделяют бронзовые зеркала с грубыми пупырчатыми узорами на тыльной стороне. Подобные зеркала обнаружены только в районе Корейского полуострова и в Маньчжурии. Носителями новой культуры переселенцев считают племена елок, этническую принадлежность которых определяют как алтайскую.
Кто населял Корейский полуостров в бронзовом веке и какова была их жизнь?
В бронзовый век изменилось и жилище протокорейцев. Полуземлянки стали менее глубокими, по форме вытянутыми. Они имели размер примерно 5- 6 м в длину и 3- 4 м в ширину. Столбы, на которых покоилась крыша, стали устанавливать на камни — некое подобие фундамента. Очаг сместился из центра помещения к краю. Хранилище для продуктов стало устраиваться у стены строения. В таких домах могли жить от 4 до 8 человек.
О начавшемся классовом расслоении у протокорейцев бронзового века свидетельствуют сохранившиеся до наших дней захоронения вождей крупных племенных объединений — каменные дольмены. Помимо этого встречаются захоронения в виде каменных гробов, врытых в землю.
Начало железного века датируется на Корейском полуострове IV в. до н.э. Однако на протяжении первых трех столетий после начала распространения на полуострове железные изделия еще не вытеснили бронзовых. Господство железа наступило лишь с I в. до н. э. При этом, в отличие от бронзового века, из железа делали не только оружие, но и орудия труда для земледелия: железные серпы, наконечники мотыг и плуги.
Культура железа пришла, в Корею из Китая и распространялась через бассейны рек Амноккан, Чхончхонган, Тэдонган и далее — на юг. Одновременно с приходом культуры железа отмечено циркулиро-вание монет древнекитайского княжества Янь на севере Корейского полуострова. Из предметов материальной культуры для того времени характерны тонкие кинжалы се, металлические зеркала с тонкими узорами на тыльной стороне и гладкая керамика.
Как пишут многие корейские авторы, китайская культура железа, распространившись на Корейском полуострове, ассимилировалась с местной культурой и дала толчок к возникновению особой культуры Корейского полуострова.
[2] О шаманизме в Северной Корее автору этих строк достоверных сведений пока получить не удалось. Однако личный опыт длительного проживания в северокорейской провинции показывает, что в КНДР сохранилось гораздо больше элементов традиционной культуры, чем это представляется в западных или российских СМИ.
[3] Пен Тхэсоп. Хангукса тхоннон (Очерки истории Кореи). Сеул, 1996.
[4] Чосон когохак кэё (Краткий обзор корейской археологии). Пхеньян, 1977.
История Кореи: с древности до начала XXI в.
С другой стороны, имея целью написать книгу для широкого круга читателей, автор не перегружал книгу ссылочным аппаратом, пользуясь им лишь в наиболее важных случаях, а также для того, чтобы показать научный путь автора к тем или иным гипотезам и точкам зрения, высказываемым в книге.
Во втором издании, насколько это было возможно, исправлены многочисленные опечатки и ряд неточностей, которые удалось обнаружить после выхода в свет первого издания. Неточности эти были во многом обусловлены разночтениями в корейской научной литературе, которая послужила основным источником информации при написании книги. Однако, несмотря на огромную работу по исправлению ошибок и неточностей, наверняка еще остались недочеты, требующие дальнейшего исправления. Надеемся на дальнейшую благосклонную читательскую критику представляемой книги, критику, которую автор будет стараться учитывать и в будущем.
Автор выражает огромную благодарность российским и зарубежным коллегам, оказавшим помощь в работе над вторым изданием. Однако в настоящем предисловии осознанно не указываются имена всех тех, кому автор выражает свою благодарность, дабы, по причине технического характера, не упустить какую-либо из фамилий и тем самым незаслуженно не обидеть дорогих коллег.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Любой из тех, кто пишет о Востоке за рубежом, вольно или невольно сравнивает культуру чужого для него Востока со своей родной. Поэтому востоковедение (корееведение) в каждой из стран мира отлично друг от друга, и это отличие тем значительнее, чем больше различаются между собой страны, в которых изучается Восток. Поэтому, например, для адекватного понимания работ по истории Кореи, изданных на Западе, требуется хорошо знать культуру той страны Запада, в которой издана эта работа.
Обращение к корейским историческим работам обязательно, поскольку они помогают понять восприятие корейцами собственной истории.
К настоящему времени в России издано немало трудов по истории Кореи, не только специальных, но и общих. Считается, что первое краткое изложение истории Кореи на русском языке (1842 г.) принадлежит перу знаменитого российского китаеведа Н. Я. Бичурина (о.Иакинф; 1777-1853).
Читайте также: