Сообщение о площади островского

Обновлено: 02.07.2024

Площадь представляет собой архитектурный ансамбль, возникший по проекту архитектора К. И. Росси в XIX веке. На площади находятся памятники истории и культуры федерального значения: Александринский театр, Российская национальная библиотека, Аничков дворец, памятник Екатерине ΙΙ, здания Министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров по улице Зодчего Росси, здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества. Несмотря на то что К. И. Росси не удалось воплотить весь замысел [1] , ансамбль площади Островского остаётся одним из высших достижений русского градостроительного искусства [2] . В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.

Содержание

История названия

На плане 1829 года площадь обозначена как Аничковская площадь. Название площади было связано с тем, что она располагалась на территории, принадлежащей в то время Аничковому дворцу. 13 августа 1832 года присвоено название Александринская площадь, связанное с тем, что на площади находится Александринский театр. В 1851—1858 годах параллельно существовало наименование Театральная площадь. На плане 1899 года обозначено как площадь Александринского Театра [3] .

История

Предыстория площади



Вид Невского проспекта в сторону Адмиралтейства. 1753 год. Гравюра Я. Васильева по рисунку М. И. Махаева, раскрашенная акварелью

В XVIII веке происходил процесс сосредоточения важнейших по своему значению и по масштабам архитектурных сооружений на берегах Невы и в ближайших к Неве кварталах. Будущая площадь Островского была городской окраиной. Доминирующими строениями между Невским проспектом, Садовой улицей и набережной реки Фонтанки были Аничков и Воронцовский дворцы. Первый из них принадлежал графу А. Г. Разумовскому. На месте нынешней площади находился дворцовый сад, расположенный до Большой Садовой улицы и Чернышова моста. В нём, вдоль Невского проспекта, находился пруд, а напротив Малой Садовой улицы бил фонтан. На месте нынешней Российской национальной библиотеки были устроены питомник и оранжереи, вдоль Садовой улицы располагались дома садовников и дворцовых слуг, а напротив Гостиного двора стоял дом управляющего графа Разумовского. На месте теперешнего Александринского театра находился деревянный Итальянский павильон с картинной галереей. [7]

Вот как описывает будущее место площади И. Г. Георги в 1794 году:



В 1799 году западная часть сада Аничкова дворца передана в ведение Театральной дирекции. Санкт-петербургский генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов заключил контракт с антрепренёром Антоном Казасси о перестройке Итальянского павильона в театр. К 1801 году архитектором В. Бренной работы завершились. В историю он вошёл как Театр Казасси, а затем Малый театр, именуемый иногда Французским театром. В 1796—1801 годах по проекту архитектора Е. Т. Соколова на углу Невского проспекта и Садовой улицы было построено здание Публичной библиотеки. В результате территория сада Аничкова дворца значительно сократилась и на западе ограничилась линией ныне существующего сада. В начале XIX века по этой границе возник ряд небольших деревянных и каменных домов, принадлежащих артистам и частным владельцам [7] .

Возникновение и развитие площади

К 1810-м годам здание Малого театра стало тесно для публики, и его внешний вид не соответствовал парадному облику главной городской магистрали. В 1816 году к проектированию привлекли архитекторов А. К. Модюи и К. И. Росси, состоявших на службе в Комитете строений и гидравлических работ. Оба зодчих представили свои варианты реконструкции театрального здания вместе с полной перепланировкой всей окружающей территории от Аничкова дворца до Садовой улицы. В итоге долгих обсуждений предпочтение отдали Росси, который разработал около двадцати вариантов генерального плана преобразования местности вокруг будущего театра [7] . По его проекту, Театральная площадь, площадь у Чернышова моста, сеть новых улиц, связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный ансамбль. В центре доминирует здание Александринского театра. В результате возникает крупнейший общественный и культурный центр, в который входят театр, публичная библиотека, здания министерств и целая система улиц. [9]



Летом 1832 года на площади перед театром садовым мастером Яковом Фёдоровым был разбит сад. Он представлял собой центральный луг, окружённый дорожкой извилистых очертаний с четырьмя выходами на площадь. Сад огорожен чугунной решёткой с четырьмя двухстворчатыми воротами и 30 фонарями, вокруг устроен тротуар.



Одновременно с этим по проекту архитектора Д. И. Гримма был перепланирован сквер вокруг памятника. Было изменено направление сквера по длине, когда вытянутую часть его расположили вдоль здания Публичной библиотеки, а не вдоль Невского проспекта. В результате этого площадь сквера вокруг памятника увеличилась с 0,65 га до 0,95 га, вскоре ставшего именоваться — Екатерининский.

В 1876—1878 годы по проекту архитектора В. А. Шрётера был построен дом для Санкт-Петербургского городского кредитного общества. Зал общих собраний дома с осени 1880 года использовался для концертов, литературных чтений, благотворительных вечеров. Здесь проходили выступления квартета Русского музыкального общества с участием скрипача и дирижёра Л. С. Ауэра, первый концерт кружка любителей игры на балалайке под управлением В. В. Андреева. В день лицейской годовщины 19 октября 1880 года в чтениях Литературного фонда участвовали Я. К. Грот, П. И. Вейнер, Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский. В 1895 году состоялось первое литературное выступление И. А. Бунина [14] . В 1879 году рядом построили дом в псевдорусском стиле по проекту архитекторов Н. П. Басина и Н. Н. Никонова [10] .

В 1896—1901 годы к Публичной библиотеке был пристроен ещё один корпус по проекту архитектора Е. С. Воротилова. В 1911 году по проекту архитектора А. А. Гречанникова построено здание для управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги [10] .

В начале XX века проводилась реконструкция Екатерининского сада, в том числе была проведена ливневая канализация, отремонтирован памятник Екатерине, а вокруг памятника установлено ограждение, проведены обширные земляные и слесарные работы [7] .

По административно-территориальному делению Санкт-Петербурга на начало XX века площадь находится на территории Спасской полицейской части [3] .

Советский период



В 1918 году в здании Дирекции императорских театров, в части, обращённой к театру, разместился Театральный музей [11] . Александринская площадь с 1923 года стала именоваться площадью Писателя Островского, а с середины 1920-х годов наименование упростили до площади Островского, сквер также утратил имя императрицы и стал именоваться — Сквером на площади Островского [3] .

В 1929—1930 годы на площади Островского произведён ремонт тротуаров у сквера, прокладка бетонной канализации, перепланировка проезда вдоль Публичной библиотеки (расширен с 2 до 6,5 м), а также площади перед театром. Для освещения установили 16 колонн с фонарями, вокруг театра устроили тротуар шириной 8,7 м. В 1933—1935 годы в сквере проведены значительные посадки ивы, вяза, крушины и других деревьев и кустарников [7] .

В 1932 году Публичной библиотеке присвоено имя писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, а в 1939 году, в день 125-летнего юбилея, она была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1937 году Александринскому театру было присвоено имя А. С. Пушкина, а в 1939 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени [11] .

В годы Блокады саду был нанесён значительный ущерб. Сразу после снятия блокады сквер был расчищен и приведён в порядок. В 1956—1959 годах по проекту архитектора В. Д. Кирхоглани здесь проводилась перепланировка. Взаимосвязанные круглые площадки приобрели прямоугольную форму. Было высажено до 600 многолетников и до 5 тысяч луковичных цветов, а также свыше тысячи чайных сортовых роз. В тот момент в саду росло свыше 140 деревьев (вяз, липа, ива, клён, крушина, дуб, каштан) и около 1200 кустов (акация, кизильник, спирея, сирень). В 1962 году дополнительно была проведена внеплановая посадка роз [7] .

Современный период

С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989—2001 годах здесь была проведена реконструкция, с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году [7] . В 1990-е годы с бронзовой груди императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Так например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. По горячим следам удалось найти вандалов, и во время последней реставрации в 2003 году предметы вернули на своё место [19] .

В 1992 году Указом президента Российской Федерации Государственную публичную библиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина переименовали в Российскую национальную библиотеку с одновременным повышением её статуса до особо ценного объекта национального наследия, составляющего историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. С этого момента на Российскую национальную библиотеку возлагается обязанность хранения обязательного бесплатного федерального экземпляра всех изданий [20] .

В 2005—2006 годах в Александринском театре проведена генеральная реконструкция, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания, театр стал одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. 30 августа 2006 года состоялось торжественное открытие театра после реконструкции [21] .

С 2005 года ведётся строительство новой семиэтажной гостиницы на участке между садом Аничкова дворца и Зданием Управления Октябрьской железной дороги. Для этого снесён участок исторической стены между садом Аничкова дворца и площадью [22] [23] .

Схема площади

1 — Екатерининский сад.
2 — Памятник Екатерине ΙΙ.
3 — Сад Аничкова дворца.
4 — Александринский театр.
5 — Российская национальная библиотека.
6 — Дом Н. П. Басина.
7 — Здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества.
8 — Здание Русского музыкального общества.
9 — Здание Министерства народного просвещения.
10 — Здание Дирекции императорских театров.
11 — Административное здание.
12 — Здание управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
13 — Административное здание.
14 — Здание новой гостиницы.
15—16 — Павильоны сада Аничкового дворца.

Ансамбль площади

Доминанта площади — Александринский театр, главным фасадом он обращён к Невскому проспекту, южный замыкает перспективу улицы Зодчего Росси. Величественные колоннады всех фасадов, статуи муз в нишах, скульптурный фриз и квадрига Аполлона, возвышающаяся над аттиком, усиливают значение здания как храма искусства. Важное значение в ансамбле имеет торжественный фасад корпуса Публичной библиотеки — яркий пример синтеза искусств в архитектуре классицизма [9] . Ансамбль включает в себя также улицу Зодчего Росси и площадь Ломоносова [11] .

Екатерининский сад



После реконструкции 1989—2001 годов сад приобрёл планировку 1878 года, предложенную вице-президентом Императорского российского общества садоводства Э. Л. Регелем. По информации садово-парковой конторы Центрального района Санкт-Петербурга в 2007 году общая площадь сада составляла 9745 м², в длину около 140 м и ширину около 70 м. Сад огорожен решёткой (424 погонных метра), на створках ворот декоративные детали в виде вензелей с монограммой Екатерины Великой. Тротуар вокруг вымощен брусчаткой с бордюром из гранитных плит [7] .

В саду три круглые взаимосвязанные площадки, расположенные по длиной оси, и две пары боковых дуговых дорожек. Под цветочные посадки занято: луковичные — 156 м², многолетники — 19 м², летники — 326 м². В саду растут деревья (25 вязов, 10 дубов, 3 ивы, 6 каштанов, 18 клёнов, 7 крушин, 20 лип) и кустарники (71 айва японская, 4 жасмина, 15 калин, 426 кизильников блестящих, 6 венгерских и 167 обычной сирени, 39 спирей, 7 шиповника) на общей площади 309 м² [7] .

Памятник Екатерине ΙΙ

В центре площади находится освящённый в 1873 году памятник императрицы Екатерины II, в сооружении которого приняли участие Михаил Микешин, Матвей Чижов, Александр Опекушин и Давид Гримм. Вокруг фигуры императрицы высотой 4,35 м расположены фигуры девяти видных деятелей екатерининской эпохи. Композиция памятника имеет сходство с созданным Михаилом Микешиным памятником Тысячелетие России в Великом Новгороде.

Сад Аничкова дворца

Два небольших павильона, сооружённых К. И. Росси в 1817—1818 годах, расположены по красной линии площади Островского и совпадают по осям с ризалитами главного здания Публичной библиотеки. Скульптуры и барельефы выполнены по моделям С. С. Пименова. В сад обращены полукруглые выступы павильонов, декорированные колоннами ионического ордера. Внутренние залы павильонов поделены колоннами и имеют необычную полуэллиптическую форму. Павильоны соединяются строгой металлической решёткой с изображением золочёных орлов [26] .

Александринский театр



Здание Александринского театра (Академического театра драмы имени А. С. Пушкина) строилось с 1828 по 1832 годы по проекту архитектора Карла Росси. Театр получил название Александринского, по имени жены императора Николая Ι.

Главный фасад в виде шестиколонной галереи-лоджии, эффектно выделяющейся на жёлтом фоне гладких стен, обращён к Невскому проспекту. По сторонам лоджии, в нишах, статуи муз — покровительниц искусств. Над лоджией — крылатые гении Славы венчают лавровым венком лиру. Центральный аттик завершает колесница Аполлона — бога красоты и покровителя искусств. Она выбита из листовой меди по модели скульптора С. С. Пименова [11] . Южный фасад замыкает перспективу улицы Зодчего Росси [9] .

Российская национальная библиотека (дом 1, 3)



Сейчас с площади Островского находится вход в читальные залы Российской национальной библиотеки. Являясь одной из крупнейших библиотек мира, она обладает самым полным собранием изданий на русском языке. В фондах библиотеки представлены издания по основным отраслям науки и техники на многих языках мира, сохраняются более 34 миллионов книг и документов [27] .

Дом Н. П. Басина (дом 5)

В отремонтированном доме сейчас живут представители творческой элиты Санкт-Петербурга: актёры и режиссёры [29] .

Здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества (дом 7)

Трёхэтажное здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества построено в 1876—1879 годах в стиле неоренессанс по проекту архитектора В. А. Шрётера для одного из первых в России банков частного ипотечного кредита. Первоначальный проект позже был доработан Э. Ф. Крюгером и осуществлён Э. Г. Юргенсом. Облик здания, специально построенного для банковского учреждения, подчёркивает солидность, надёжность и финансовую мощь владельца. Использовано планировочное решение, где все отделения кредитного банка имели непосредственную связь между собой и были удобны для клиентов благодаря кассовым стойкам, расположенным по периметру [30] .

Здание Русского музыкального общества (дом 9)

Четырёхэтажное здание, построенное в 1874 году для Императорского русского музыкального общества по проекту архитектора Е. И. Винтергальтера. В 1876—1900 годы здесь размещалось Славянское благотворительное общество.

Сейчас это жилой дом. На первом этаже располагается канцелярия Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга [31] .

16 марта 2007 года перед зданием был открыт памятник Дворнику XIX века. Памятник из белого мрамора принадлежит скульптору Яну Нейману [32] . В дальнейшем его планируется перенести в другое место [33] .

Ploschad Ostrovskogo Sankt-Peterburg 2865.jpg

Ploschad Ostrovskogo Sankt-Peterburg 2863.jpg

St. Petersburg Hotel 1.jpg

Здание новой гостиницы

Последний срок сдачи — конец 2010 года [34] .

Здание управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (дом 2)

Построен в 1911—1912 годах в стиле неоклассицизм по проекту А. А. Гречанникова для управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги [35] . Здание облицовано темно-серым гранитом в стиле модернизованной неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы декора ампира: львиные маски, венки, гирлянды, рога изобилия; фигуры Слав венчают вензель железной дороги [36] . Ныне в здании располагается Управление Октябрьской железной дороги.

Площадь Островского – архитектурный ансамбль в Санкт-Петербурге, который включает в себя знаменитые памятники истории и культуры. В этой статье собрана вся информация от истории площади до интересных фактов.

История

Некогда Аничков дворец был окружен большим садом, где проводили концерты, званые обеды и приемы. Со временем территорию сада стали застраивать. В конце XVIII века построили корпус Публичной библиотеки, а в начале XIX – павильоны в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В 1827 году

Николай I решил на месте сада возвести театр и обустроить перед ним площадь, и пригласил для этой работы Карла Росси – одного из лучших архитекторов

Карл Иванович со своей задачей справился великолепно. Он создал уникальный проект – в центральной части площади построили Александрийский театр, еще один корпус Публичной библиотеки, застроили Театральную улицу. В конце XX — начале XXI века провели значительные реставрационные работы площади и прилегающих к ней зданий.


Названия площади

На плане 1829 года площадь обозначалась как Аничковская по названию именитого дворца. Однако после строительства Александрийского театра площадь в центре получившегося скромного сквера назвали Александрийской.

С 1851 по 1858 год площадь называли также Театральной, несмотря на наличие официального названия. Но после того, как в 1873 году в сквере установили памятник Екатерине II, он снова претерпел переименование и стал называться Екатериненским, поскольку памятник стал ведущим предметом площади.

На плане 1899 года появился топоним, который включал в себя указатель: площадь Александрийского Театра. После становления советской власти название сквера и площади вновь изменили. 6 октября 1923 года площадь назвали в честь русского драматурга А. Н. Островского и стала называться площадь Писателя Островского.

Архитектура

Уникальный архитектурный ансамбль был создан архитектором Карлом Росси. В него включены:

  • Александрийский театр
  • Памятник Екатерине ΙΙ
  • Аничков дворец
  • Российская национальная библиотека
  • Здания Министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров по улице Зодчего Росси
  • Здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества

У Карла Ивановича не получилось осуществить все задуманное, но, тем не менее, этот ансамбль по сей день остается одним из высших достижений русского градостроительного искусства.

Что находится рядом

Александринский театр

Старейший театр России, который располагается в глубинке Невского проспекта. Получил свое название в честь Александры Федоровны, супруги Николая I.

Во время строительства Карл Росси использовал перекрытие из чугуна – до него этого никто не делал. Когда император узнал об этом, он немедленно пригласил Росси к себе и спросил о надежности такой конструкции.

Росси же поручился за прочность перекрытия и пусть его повесят на стропилах театра, если свод рухнет

В качестве благодарности за строительство Карл Иванович получил театральное ложе с правом бесплатного и вечного пользования. При возникновении финансовых затруднений, Росси продавал свое место, а происходило это очень часто. Но однажды случился неприятный инцидент – рядом сидели купец и дворянин. Они поссорились, был грандиозный скандал, поэтому ложу у Росси отобрали.

Александрийский театр

Главный фасад театра украшает лоджия с шестью коринфскими колоннами. Над ней располагается квадрига, которой управляет Аполлон. Ее выполнил скульптор С. Пименов. Историки считают этот театр образцом эпохи классицизма.

Памятник Екатерине ΙΙ

В 1873 году в центре площади построили памятник императрице Екатерине II, который и сегодня является главным объектом площади Островского.


В его создании участвовали Михаил Микешин, Матвей Чижов, Александр Опекушин и Давид Гримм. Вокруг памятника расположены 9 фигур заметных деятелей эпохи правления Екатерины.


Сад Аничкова дворца

В саду дворца расположены 2 маленьких павильона, которые тянутся вдоль красной линии площади Островского и совпадают по осям с ризалитами здания Публичной библиотеки.


Скульптуры и барельефы создал С. С. Пименов. В сад смотрят полукруглые выступы павильонов, украшенные колоннами ионического ордера. Внутренние залы разделяются колонами с необычной полуэллиптической формой. Между собой они объединены металлическими решетками с позолоченными орлами.

Российская национальная библиотека

Фасад библиотеки смотрит на площадь Островского. В 1796 — 1801 годах по проекту Е. Т. Соколова было построено первое здание библиотеки. А спустя почти 30 лет Карлу Росси удалось искусно достроить к нему новый корпус, тем самым создав цельное сооружение.

Фасад библиотеки обильно украшен статуями ученых, философов, ораторов и поэтов древности. Во главе фасада стоит фигура богини мудрости Минервы.


Российская национальная библиотека – одна из крупнейших библиотек в мире, у нее самое полное собрание изданий на русском языке. В библиотеке хранятся книги по разным отраслям науки и техники на разных языка мира, на счету более 34 млн книг и документов.

Дом архитектора Н. П. Басина



Оба фасада обильно украшает лепнина, которая представляет декоративные мотивы русской резьбы и вышивки. Это пример прямого игнорирования ансамбля театра, образца эпохи классицизма, поскольку живописный силуэт чрезмерно выделяется на его фоне. Ныне в этом отреставрированном доме живет творческая элита Петербурга.

Санкт-Петербургское городское кредитное общество

Здание в три этажа построили в 1876 — 1879 годах в неоренессанском стиле по разработанному проекту В. А. Шрётера для городского кредитного общества. Оно было первым негосударственным учреждением долгосрочного ипотечного кредитования в Российской империи.


Внешний вид здания подчеркивает важность, солидность и финансовую помощь владельца. Отделения банка непосредственно связаны между собой благодаря кассовым стойкам, что чрезвычайно удобно для посетителей.

Русское музыкальное общество

Дом № 9 – Русское музыкальное общество. Это здание в 4 этажа в 1874 году построили для Императорского русского музыкального общества. Его архитектором является Е. И. Винтергальтер. В 1876-1900 годы здание занимало Славянское благотворительное общество.

В наше время это жилой дом, но первый этаж занимает канцелярия Жилищного комитета Правительства Петербурга

В 2007 году перед зданием создали памятник Дворнику XIX века. Его создал скульптор Ян Нейман из белого мрамора. Памятник планируют перенести.

Где находится

Адрес

Площадь Островского находится в Центральном районе Санкт-Петербурга в историческом центре. Здесь соприкасаются Невский проспект, улица Зодчего России, Малая Садовая улица, переулок Крылова.

Метро

Как добраться

Рядом с площадью есть остановка — Дворец творчества юных. Здесь проходят автобусы № , 7, 22, 27, 181; троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

Это единственный ансамбль в историческом центре Петербурга, который невозможно окинуть одним взглядом. Или даже просто внимательно рассмотреть, стоя на одном месте. Ведь ансамбль включает две площади, одну улицу, двенадцать памятников архитектуры, два памятника.

Площадь Островского (бывшая Александринская) относится к числу замечательных ансамблей, созданных гениальным архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Одновременно с постройкой театра возводилось и новое здание Публичной библиотеки. По замыслу Карла Росси, главный фасад библиотеки обращён к площади перед театром.

Колоннада, вытянувшаяся почти на всю длину фасада библиотеки, украшена статуями ученых древности, установленными между колоннами. Всего их десять: Геродот, Евклид, Цицерон, Тацит, Платон, Гомер, Виргилий, Еврипид, Демосфен, Гиппократ. На крыше здания возвышается богиня мудрости Минерва. Сегодня в этом здании находится Российская национальная библиотека.

В центре площади на постаменте возвышается монумент Екатерины II. Памятник был установлен в сквере перед Александринским театром в 1873 году.

За зданием Александринского театра Росси проложил одну из самых уникальных улиц в мире. Сегодня она носит его имя.

В середине XVIII столетия всю территорию ансамбля занимала усадьба Аничкова дворца. То есть усадьба простиралась от набережной реки Фонтанки до Садовой улицы вдоль Невского проспекта.

В 1816–1818 годах К.И. Росси разработал проект создания новой большой городской площади между Аничковым дворцом и зданием Публичной библиотеки. Он предложил возвести на площади монументальное здание городского театра и связать его проездом с площадью на берегу Фонтанки у Чернышёва моста. Проект начал осуществляться в 1816 году. В течение двух лет построены два симметричных павильона и сооружена ограда небольшого сада у Аничкова дворца. Затем строительство остановилось. Но эти работы имели важное значение, так как была зафиксирована восточная граница новой площади и подчеркнуто значение дворца в её ансамбле.


Улица Зодчего Росси со стороны Александринского театра

Разработка проекта оформления вновь созданной городской площади (площади Островского) возобновилась в конце 1820-х годов.

В апреле 1828 года император Николай I одобрил новый проект Росси. Предполагалось построить Александринский театр, создать проезд от театра к Чернышёву мосту и возвести на нём тождественные по своей архитектуре монументальные здания. Проезд, а это и будет знаменитая Театральная улица, а затем улица Зодчего Росси, должун связать площадь вокруг театра и полуциркульную в плане Чернышёву площадь. Кроме того, проект предусматривал работы по расширению Публичной библиотеки. Расширение заключалось в пристройке к существующему зданию нового корпуса, обращённого фасадом на площадь.

К 1834 году работы были в основном завершены.

Создание ансамбля двух площадей и соединяющей их Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) явилось крупной заслугой архитектора. А улица, связавшая две площади, получила всемирное признание. В первую очередь из-за своих уникальных пропорций: её длина 220 метров, ширина 22 метра, а высота находящихся на ней двух зданий тоже 22 метра. Главные фасады этих двух трехэтажных корпусов выходят на площадь Островского (Александринскую), а боковые – образуют улицу. Нижние этажи здания представляли собой мощные аркады. В 1835 году их превратили в закрытые помещения.

Одно из зданий было отдано министерству народного просвещения, а другое – под торговые ряды. Правда, ряды просуществовали недолго. Уже в 1836 году здание заняло Театральное училище. Сегодня здесь находится Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, более известное как Вагановское балетное училище. Здесь также располагается Театральная библиотека и Музей театрального и музыкального искусства.

Здание министерства народного просвещения выходило и на Чернышёву площадь (пл. Ломоносова). Там к зданию бывшего министерства просвещения примыкает здание бывшего министерства внутренних дел. Проект здания для министерства внутренних дел, разработанный К.?И. Росси при участии И.И. Шарлеманя, был утвержден в апреле 1830 года. К концу 1830 года здание подвели под крышу, а закончили отделкой в 1834 году. В оформлении фасадов здания его автор, К.И. Росси, сохранил характерные мотивы обработки, использованные в корпусах на Театральной улице (ул. Зодчего Росси) и Александринской площади (пл. Островского). Оба здания на площади образуют единое архитектурное пространство.

В полукруглую площадь вливается улица Ломоносова. Она проходит под прорезанными в здании бывшего министерства народного просвещения двумя арками. Это один из любимых приемов Росси – монументальными аркадами соединять уличные проезды и площади.

В ансамбль площади Островского входят два сквера и сад: сквер перед зданием театра, сад Аничкова дворца и сквер на площади Ломоносова (Чернышёва). Первый из них распланирован на месте существовавшего партерного сквера. В 1869–1873 годах здесь сооружен памятник Екатерине II. Небольшой сквер на площади Ломоносова возник в 70-х годах XIX века. В центре его в 1892 году установлен бюст М.В. Ломоносова работы скульптора П.П. Забелло.

Росси не удалось довести до конца работы по строительству ансамбля. Ряд участков был застроен впоследствии такими зданиями, как дом архитектора Н.П. Васина на углу Толмазова переулка (ныне переулок Крылова), расположенное рядом с ним здание Городского кредитного общества, и другими, выпадающими по характеру архитектуры из ансамбля. Несмотря на эти частичные искажения, ансамбль площади Островского остается одним из высших достижений русского градостроительного искусства.

Площадь Островского меняла свое название трижды. С 13 августа 1832 по 6 октября 1923 года она называлась Александринской площадью, с 6 октября 1923 по 1925 год – площадью Писателя Островского, в память драматурга А.Н. Островского (1823–1886). С 1925 года она носит свое нынешнее название – площадь Островского.

Обе площади – Островского и Ломоносова – вместе с улицей Зодчего Росси образуют единый торжественный ансамбль в стиле ампир. Ансамбль, хранящий дух той великой эпохи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

СТОРОНКА РОДНАЯ муз. А. Островского, сл. С. Михалкова

СТОРОНКА РОДНАЯ муз. А. Островского, сл. С. Михалкова В мае 1945 года Государственный джаз-оркестр РСФСР выступал с новой программой. Всё в этой новой программе было хорошо, но руководитель оркестра Леонид Утёсов чувствовал, что всё-таки не хватает песни, которую можно было

Я не застал в Красном Холме среди купеческо-мещанского населения персонажей из Островского

Я не застал в Красном Холме среди купеческо-мещанского населения персонажей из Островского Я не застал в Красном Холме среди купеческо-мещанского населения персонажей из Островского. Великий драматург описывал другой период; к новому столетию даже торговцы стали

Ансамбль Петропавловской крепости

Ансамбль Адмиралтейства

Ансамбль Адмиралтейства Сегодня Адмиралтейство, а точнее шпиль главного здания, ассоциируется в первую очередь с одним из самых известных символов Петербурга – адмиралтейским корабликом. Кстати, мало кто знает, что кораблик при всей своей величественности символа

Ансамбль Марсова поля

Ансамбль Марсова поля Как только не называли эту территорию за всё время существования Петербурга! И Пустым, а затем Потешным лугом, и Царицыным лугом, Променадом и Петербургской Сахарой, и площадью Жертв Революции, и площадью Могил Жертв Революции.В начале XVIII века

Ансамбль Дворцовой площади

Ансамбль Дворцовой площади Дворцовую площадь по праву называют главной площадью Петербурга. В ней есть чёткость, строгость, определённость. И в то же время какое-то, отчасти не свойственное площадям, изящество. Конечно, всё это стало возможно благодаря уникальному

Ансамбль Суворовской площади

Ансамбль Суворовской площади У этой площади есть один удивительный оптический обман. При том, что она со всех сторон чётко очерчена прямыми линиями, которые создают правильный прямоугольник, площадь кажется круглой. А причиной тому – памятник на круглом пьедестале,

Ансамбль Елагина острова

Ансамбль Елагина острова Это самый зелёный из всех петербургских островов. И самый любимый. Ведь на острове располагается ЦПКиО, Центральный парк культуры и отдыха. То есть место, где принято отдыхать и получать удовольствие. И не только от тенистых аллей, но и от

Прототип дикого купчины Островского или гордость России?

Ансамбль Михайловского дворца

Ансамбль Михайловского дворца Удаляясь от места своего истока, река Мойка через несколько сотен метров пересекает Садовую улицу, проходящую в границах центральной части Северной столицы от Марсова поля до площади Репина (бывшей Калинкинской).Далее воды Мойки выходят на

Островского, площадь

Островского, площадь 1832. Единый архитектурный ансамбль площади сформировался в 1816–1834 годах по проекту архитектора Карла Росси. В рамках этого замысла Росси возвел новый корпус Публичной библиотеки с одной стороны площади, павильоны возле Аничкова дворца с другой и

С завода — в ансамбль

Архитектурный ансамбль в Толчкове

Архитектурный ансамбль в Толчкове В бывшей Толчковской слободе находится другой ценнейший памятник ярославского зодчества – церковь Иоанна Предтечи. Жители богатой и процветающей Толчковской слободы занимались выделкой кожи. В 70-80-егоды XVII столетия они возвели на

Ансамбль в Коровницкой слободе

Ансамбль в Коровницкой слободе Выразительный силуэт одного из самых интересных и впечатляющих ансамблей Ярославля хорошо виден с высокого мыса Стрелки. Это памятники бывшей Коровницкой слободы, расположенной на правом берегу Волги, ниже устья Которосли, жители которой

Площадь Островского в Санкт-Петербурге. Архитектурный ансамбль, сформированный Александринским театром, Российской национальной библиотекой, Аничковым дворцом, домом Басина, зданиями Министерства народного просвещения, Дирекции императорских театров, Санкт-Петербургского городского кредитного общества, Русского музыкального общества, управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, памятником Екатерине ΙΙ, Екатерининским садом и садом Аничкова дворца в течение XIX века по проекту и первоначальному замыслу К. И. Росси. Зодчие, продолжившие застройку площади Островского, во многом старались соблюсти заложенное единство архитектурной композиции.

Площадь Островского

Площадь Островского

Площадь Островского

Интересные факты:

Первым названием площади было Аничковская, используемое по рядом расположенному Аничкову дворцу. Однако, уже с 1832 года, когда было закончено центральное здание ансамбля — Александринский театр, она получила название Александринская площадь. Одно время, во второй половине XIX века, также использовались наименования Театральная площадь и площадь Александринского театра. В 1923 году площадь переименовали в площадь Писателя Островского (его пьесы часто ставились на сцене Александринского театра), а через несколько лет сократили до площади Островского.

В XVIII веке территория площади Островского считалась городской окраиной, здесь располагался большой сад Аничкова дворца с прудом, фонтаном и оранжереями, который принадлежал графу А. Г. Разумовскому. Позже, Екатерина II выкупила дворец в казну и подарила его своему фавориту Г. А. Потемкину. Большой сад постепенно пустел, а растущий город требовал новых территорий, поэтому в 1799 году часть сада Аничкова дворца передали Театральной дирекции для постройки Малого театра и начали застраивать домами артистов и частных владельцев. Первым зданием будущей площади Островского, которое сохранилось до наших дней, стала Публичная библиотека, которую построили в 1796-1801 годах по проекту Е. Т. Соколова.

В 1873 году на Александрийской площади был установлен памятник императрице Екатерине ΙΙ (по проекту М. О. Микешина), а сад обнесли оградой, после чего сквер перед театром стал называться — Екатерининским. Существует городская легенда, что во время торжественной закладки памятника знатные особы побросали в фундамент многочисленные украшения, которые до сих пор лежат где-то под памятником.

Площадь Островского пользуется большой популярностью у туристов и местных жителей, здесь работают уличные художники, фотографы предлагают сделать фотографии с героями в костюмах екатерининской эпохи, а скамейки на территории сквера — любимое место для отдыха и свиданий.

На площади Островского каждый год проводят Петербургский молочный фестиваль, во время которого выставляется продукция молочных заводов, и все это сопровождается развлекательной программой.

Площадь Островского, в составе исторического центра Санкт-Петербурга, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Территория на Спасском острове, где сходятся Невский проспект, улица Зодчего Росси, Малая Садовая улица, переулок Крылова.

Туристу на заметку:

Читайте также: