Сообщение кирилл и мефодий праздники пасха рождество масленица иван купала

Обновлено: 09.05.2024

Первоначально Масленица была одним из трёх праздников Солнца – днём весеннего равноденствия, когда зима поворачивала к лету. До крещения Руси праздник Масленицы являлся главным новогодним праздником, Великдень , который отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после. Другими главными праздниками Солнца являлись Коляда на зимнее солнцестояние и Ивана Купала на летнее.

Масленица и Христианство

Как называлась масленица до Христианства, доподлинно неизвестно. Одно из названий, дошедшее в летописях — Велик день.

После принятия христианства в 988 г. Новый год перенесли с 22-е на 1-е марта, чтобы отделить его от языческого нового года. Поскольку 1-е марта считалось днем Авдотьи Весновки, Масленицу тоже стали назвать Авдотьей.

При Иване III Москва была провозглашена третьим Римом и в 1492 г. Россия перешла на византийский календарь с новым годом 1-го сентября.

При Петре I новый год перенесли на 1-е января с 1700 г. По странному совпадению, именно 1700 г. стал последним годом жизни последнего русского патриарха досинодальной эпохи. Патриарх Адриан был яростным противником масленицы и хотел полностью ее упразднить, однако он успел ее сократить вдвое, на целую неделю.

Однако Алексею Михайловичу удалось уничтожить множество музыкальных инструментов, которые использовались во время праздника. В указе 1648 года он велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. С тех пор было утеряно наименований ударных инструментов.

Отменить Масленицу и запретить развлечения церковь не смогла, так как этот праздник был очень значим для народа. Сырная или мясопустная неделя стала последней перед началом Великого поста, и, соответственно, связана с днём празднования Пасхи.

Церковную Масленицу перенесли на 8 недель перед Пасхой и сократили до 1-ой недели с понедельника по воскресенье (Прощёное воскресенье), заканчиваясь за 49 дней до поста.

Перенос Масленицы на 49 дней до начала Пасхи, связано с тем, что это число считалось священным в гностической традиции, поскольку в нем другое священное число — семь — повторяется семь раз.

По определению I Вселенского собора Пасху всегда и повсеместно празднуют между 22 марта и 25 апреля по старому стилю (между 4 апреля и 8 мая по новому стилю) — в первое полнолуние после весеннего равноденствия, или на неделю позже, чтобы Пасха христианская не совпадала с иудейской.

Как видим, именно на эти даты у славянских народов до принятия христианства и происходил новый год, который впоследствии остался под видом проводов зимы на Масленицу.

Как отмечают Масленицу

Обряды масленицы делятся на две категории: будущее плодородие, включающее заигрыши с молодоженами и молодёжью, готовящейся к браку, а также почитание предков.

Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица . Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.

Встреча. 1 день Масленицы

К началу праздника готовились заранее. На площадях сооружали горки, устраивали качели, балаганы для скоморохов и готовили столы для сладостей и угощений. Также было принято в первый день Масленицы ходить в гости к родственникам.

Молодые девушки пели обрядовые песни, парни мастерили соломенное чучело Масленицы и ходили с ним по улицам.

Заигрыши. 2 день Масленицы

Во вторник Масленицы было принято кататься на санках с горок или на лошадях. Молодые парни приглашали девиц прокатиться с ними, а в это время присматривались.

Любимым занятием детей было катание с гор большими группами на снопах соломы и на телячьих шкурах. Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу. Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте.

Главным православным праздником является Пасха. Дню Пасхи предшествовала страстная неделя с чистым четвергом. В этот день готовились к празднику: чистили, мели, мыли в избе, пекли, варили, красили яйца. Главным предметом пасхального обряда не случайно считается крашеное яйцо. По преданию происхождение обычая одаривать друг друга крашеными яйцами связано с именем Марии Магдалины. Она, представ перед римским императором Тиберием, преподнесла ему в дар крашеное яичко с приветствием: "Христос Воскрес". Яйцо служило символом гроба и одновременно возникающей в нем новой жизни. Непременным угощением в пасхальный день является пшеничный кулич и творожная "пасха" как скоромное питание пустынников, в числе которых некоторое время был Христос. Пасха, как и Масленица, каждый день отмечалась особым образом, и дни недели тоже имели свои названия. Так, понедельник и вторник считались "купальными". В этот день обливались водой. Среда называлась "градовой". По русскому поверью "в среду на светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило". Четверг – "пасха усопших" – поминовение умерших родственников. Пятница – "прощеный день". Родственники и друзья приносили друг другу свои извинения. Суббота – "хороводница". 14

Весенние обряды были связаны с первой бороздой и севом и первым выгоном скота на пастбище. Перед севом совершались ритуальные обряды. На стол обязательно ставили хлеб и соль; в семена, чтобы был богатый урожай, клали вареные яйца, зерна. Обряды в представлении крестьян способствовали плодородию земли. Произносились и заговоры, заклинания, помогающие выращиванию нового урожая.

Троица – последний в году из числа так называемых переходящих христианских праздников. Основными обрядами в Троицу были обряды с березкой. Совершали эти обряды девушки. Они шли в лес, выбирали молодую и красивую березку, вокруг которой потом водили хороводы, "завивали" ее, загибая концы веток в кольца и закрепляя их в виде венков. Березку украшали разноцветными лентами. В лес приносили и обрядовую еду – яичницу-глазунью, символизирующую жизнь. Обязательным ритуалом являлось исполнение песен:

На Троицу плели венки из цветов. Стремясь разгадать будущее, бросали их в воду. Ритуал имел свой смысл: утонувший венок означал несчастье, плывший – замужество, богатство, жизнь.

Одним из почитаемых в народе летних обрядовых праздников был праздник Ивана Купалы.

Купальские обряды совершались в день летнего солнцеворота. Ночью жгли костры, через костер прыгали, обливались водой, купались. Многие поверья связаны с Иваном Купалой. Верили, что в эту ночь многие травы приобретают целебные и волшебные свойства, обладают сверхъестественной силой. Бытовала в народе и легенда о папоротнике, расцветавшем в ночь на Ивана Купалу. Тот, кто смог отыскать и сорвать папоротник, приобретал умение разыскивать клады, понимать язык животных и т.п.

Опираясь на народные предания, Н.В. Гоголь в рассказе "Вечер накануне Ивана Купала" дал красочную фантастическую картину народных представлений. Герой повести идет за цветком папоротника:

"Огляделся Петро: никогда еще не случалось ему заходить сюда. Тут остановился Басоврюк. “Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка. Много будет на них цветов разных; но, сохрани тебя нездешняя сила, вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади не чудилось”.

Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикой бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных. Тут же и простые листья папоротника. Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и как будто живая движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". 16

Наиболее значительным обрядом весенне-летнего цикла является обряд похорон Костромы. Кострома, как и Масленица, антропоморфный образ. Кострома – чучело из соломы, одетое в женское платье. С пением и плясками несли ее к реке, раздевали и бросали в воду. Само название "Кострома" происходит от слов "костра", "кострика", что означает “пушистая верхушка” трав и колосьев, т.е. созревающие семена, символизирующие жизнь. Древнее значение обряда состоит в том, чтобы помочь созреванию урожая.

Эти праздники, собственно и являются своеобразными сложными комплексами ритуалов поклонения языческим Богам, отвечающим за смену времен года (приход весны, лета и наступление осени).

Масленица

Один из самых веселых праздничных циклов, который отмечается в течение целой недели перед Великим Постом. Он посвящен проводам зимы и отмечается широко с проведением различных забав и игрищ, катанием на санях с бубенцами, поеданием скоромных (не постных) угощений и блинов (круглые румяные блины считаются символом теплого весеннего солнца, согревающего землю), сжиганием символического чучела Масленицы и буйным гуляньем. В церковном календаре этот период называется Сырной седмицей и считается благоприятным временем для разговления, общения с родными, прощения обид и всех других действий, позволяющих подготовиться к Великому Посту, чтобы выдержать его достойно.

Блинки с икрой

Иван Купала

Веночек

Яблочный Спас

Изначально, это был древний славянский праздник, посвященный сбору урожая и преображению природы в связи наступающим с приходом осени. Отмечается он 19 августа по новому стилю и служит напоминанием о благодати земной жизни и изобилии матери Земли. В христианском православном календаре этот день отмечен как праздник Преображения Господнего (по Евангелию именно в этот день произошло явление Божественного величия Иисуса Христа его ученикам во время проповеди на горе). В этот праздник собирают первый урожай яблок и освещают их в церкви, а затем угощают ими всех близких и пекут яблочные пироги. Вечером, на закате, провожают солнце с песнями и плясками прямо на улице.

Яблоки

Как весело отмечают Масленицу, день Ивана Купалы и Яблочный Спас на турбазах

Отмечать веселые славянские праздники времен года – масленицу, день Ивана Купалы и Яблочный Спас лучше всего в большой и шумной компании где-нибудь за городом. Идеальным местом для проведения различных традиционных гуляний, свойственных этим праздникам, может стать любая база отдыха, расположенная в лесу или на берегу реки. Благодаря удобному размещению в номерах вы будете чувствовать себя комфортно на лоне природы, а услужливый персонал и профессиональные организаторы праздничных гуляний сделают все, чтобы вы хорошо повеселились и получили максимум незабываемых впечатлений.

Масленица на турбазе

Ивана Купалы

Ну и конечно, на всех перечисленных турбазах всегда отмечают и такой культовый славянский праздник, как Яблочный Спас. Для его празднования проводятся различные мероприятия на открытом воздухе: пение песен, игры, конкурсы, танцы и вождение хороводов. На праздник часто приглашаются артисты в традиционных русских (славянских) костюмах.

Жители Хеврона Елисавета и Захарий были людьми праведными, верующими, но детей Господь супругам долго не давал. Однажды Захарий молился в храме, и пришел к нему архангел Гавриил, который сказал ему, что ждет их семью радость – услышав молитвы, Бог решил дать паре младенца, который станет Мессией, о нем узнает весь мир, он станет Божьим учеником и проповедником его учения, а назван младенец должен быть Иоанном. Захарий не поверил архангелу, и попросил, чтобы Господь явил ему знак. Бог услышал его, и мужчина лишился дара речи, что служило знаком для него с Небес и, одновременно, наказанием за пошатнувшуюся веру.

Очень скоро стало известно, что Елисавета ожидает малыша. Супруги скрывали это событие от окружающих, и только дальняя родственница – Пресвятая Дева Мария – знала о предстоящем событии. После рождения ребенка Захарий написал, что младенца нужно назвать Иоанном, после чего, к нему вернулся дар речи, и он смог вслух произнести имя сына. Рождение Иоанна Предтечи пришлось на 24 июня согласно старому стилю (7 июля согласно новому стилю).

Когда через несколько месяцев на свет появился Иисус Христос, царь Ирод узнал, что послан на Землю Сын Божий, которому станет поклоняться народ Израиля. Решив избавиться от соперника, он приказал убить всех младенцев. Елисавета с сыном вынуждена была покинуть свой дом, и уйти в пустыню, чтобы спасти своего ребенка. Захария остался служить церкви, а когда он отказался рассказать воинам Ирода, где находится его сын, был убит от их рук.

Елисавета оставалась с сыном в пустыне, пока вскоре не умерла, после чего, Иоанн остался на попечении ангелов до своего взросления. Все свое время он проводил в песнопениях, общении с Богом, молитвах. Он был скромен в еде и одежде, ожидая, когда ему предстоит выполнить миссию, с которой Господь послал его на Землю.

К праведнику приходил народ, которому он передавал учение Бога. Иоанн крестил людей в Иордане, за что его называли Крестителем. Он пояснял людям, что не является Иисусом Христом, а является лишь слугой Господа. Иоанн Предтеча рассказал своим ученикам о пришествии в мир Христа, указав на Него, и стал Крестителем Господним, окунув своей рукой Сына Божьего в Иордан.

После Крещения Иисуса Христа Иоанн был схвачен воинами Ирода, заточен в темницу, а затем обезглавлен. В православной вере Иоанн Предтеча – уважаемый пророк, которого почитают немногим меньше, нежели Матерь Божью. Господь говорил о нем, что таких пророков, как он, не было рождено доселе. С историей Иоанна Крестителя завершается эпоха Ветхого Завета, и начинается эпоха Нового Завета.

Рождество Иоанна Предтечи у славян — Солнцеворот

В языческие времена славяне отмечали праздник Солнцеворот, связанный с уменьшением светового дня. Он приходился на 21 июня. После принятия Русью православия, его приурочили ко дню рождения Иоанна Предтечи, стали праздновать в строго обозначенный день — 24 июня (сей час — это 7 июля, т.е. согласно новому стилю), назвав его Днем Ивана Купателя (Купалы) или Ивановым днем. Исстари и до сегодняшнего дня этот праздник отмечают ночью с 6 на 7 июля.

Традиции, обычаи празднования дня Ивана Крестителя

Славянские традиции празднования берут свои истоки из язычества. Главными символами праздника являются травы, огонь, вода. Огонь издавна символизировал силу Солнца и, согласно поверью, дарил мужскую силу. Вода являлась символом женского начала. В праздник люди чествовали две стихии, дарующие жизнь.

Купальские костры

В старину люди верили, что огонь, разведенный в этот день, защищает от всех ненастий и недугов. В праздник было принято на закате разводить огромные костры, устраивать вокруг них гуляния целыми селениями – пиршество, прыжки через огонь, хороводы, песнопения, пляски. Праздник продолжался до утра, спать в эту ночь нельзя. Молодежь устраивала соревнования – кто выше прыгнет через костер, тому будет даровано здоровье и удача. Молодые пары прыгали через огонь, держа друг друга за руку, чтобы любовь была крепче. Женщины, в семье которых не было детей, верили, что этот обряд поможет исцелиться от бездетности.

Чтобы избавиться от бед, нищеты и недугов, было принято сжигать старую одежду. Если в семье болел ребенок, его рубашку сжигали для исцеления. Считалось, что защитить скот от мора можно, проведя ее через костер.

Приметы, связанные с купальскими кострами

Чтобы целый год не знать болезней, нищеты, неудач, нужно прыгнуть через огонь три раза.

Споткнуться во время прыжка означало столкнуться с недугом.

Затронув ногой пламя, нужно совершить прыжки еще 9 раз, думая о хорошем, иначе, семью ожидают дрязги, неприятности.

Если руки прыгающей влюбленной пары не разжались, скоро быть их свадьбе.

Купание на праздник Иоанна Крестителя

Считается, что обладающая мощной энергией вода, в ночь на праздник Иоанна Купателя обретает еще большую силу. У славян было принято очищать душу и тело, прыгая в водоем сразу после прыжков через костер. Начиная с этой ночи, и до Ильина дня русалки, водяные и прочие обитатели водоемов не причиняют вреда, поэтому купаться можно, не опасаясь. Женщины верили, что вода в праздничную ночь обладает не только целебной силой, но и способна подарить красоту и молодость. Купаясь, они читали заговоры, уговаривая воду сделать их красивее, привлекательнее. Если кто-то из жителей селения не хотел омыться в водоеме вместе со всеми, он мог прослыть колдуном.

Магия купальской росы для красоты, здоровья, для хорошего зрения

Рано утром девушки собирали рассветную росу, которой умывались и окропляли стены жилища, отгоняя от него нечисть. Кожу роса избавляла от заболеваний, прыщей, угрей. Считается, что купальская роса помогает избавиться от заболеваний глаз.

Неизменной традицией этого праздника был поход в баню. С собой брали веники, сплетенные из трав, освященных в праздник Ивана Купала в церкви. Считалось, что такая баня дарует жизненные силы.

Чтобы остаток лета не был засушливым, люди обливали друг друга водой, встречаясь на улице.

Приметы, связанные с купанием в день Ивана Крестителя

Если при прыжке в воду у девушки спадал с головы венок, смотрели, как он себя поведет. Утонувший венок – замужество случится нескоро, а если поплыл, по его направлению смотрели, с какой стороны придут сватать девушку.

Как собирать травы на Ивана Купала? Магия купальских трав

Травы в Купальскую ночь обретают необыкновенную силу. Одним из наиболее магически мощных растений исстари считался папоротник. Сорвав его, можно обрести удачу, избавиться от болезней, получить способность ясновидения. Найти его во все времена было сложно, потому что сорвать его хотели злые силы, всячески отвлекая обычных людей. Если раздобыть папоротник все же удалось, его нужно хорошо спрятать, никому не показывая. Избавить себя от злых сил можно, очертив вокруг себя круг, держа растение в левой руке.

За купальскими травами нужно отправляться на рассвете, собирая их, как можно дальше от дорог, селений. Во время сбора нужно молиться и обязательно пребывать в хорошем расположении духа.

Как найти любимого, приворожить парня и быстро выйти замуж. Заговор на травы в Иван Купала

В старину самым ценным растением для девушек был тирлич. Собрав его на рассвете, нужно было купить новый сосуд по той цене, которую предлагает торговец, не прося его уступить. В новой посуде трава заваривалась, а девица, мечтающая о замужестве, умывалась им, три раза произнося слова:

Как привлечь внимание любимого парня

Для привлечения внимания милого, девушки собирали траву любисток, а в его отваре купались. Для пущего эффекта в ванну добавляли лепестки роз.

В праздничную ночь собирали растение Иван-да-Марья, святили его в храме, расставляли в углах жилища, чтобы воры не пришли. Если в семье кто-то болел, им окуривали заболевшего человека для скорейшего исцеления. Если начиналась гроза, цветок бросали в печь, чтобы она прошла мимо дома.

Ритуал для здоровья, красоты и счастья малыша (дочери / сына)

Беременные женщины в Купальскую ночь собирали ромашку, череду, крапиву, полынь, чабрец. После рождения ребенка их отвар добавляли при купании малыша, чтобы он рос здоровым. Девочек купали с добавлением этих отваров, пока им не исполнялось три года, чтобы она выросла красивой, была уважаема окружающими.

Праздничный венок на Ивана Купала

В праздничную ночь венки плели все – и девушки, и парни, которые хотели найти свою вторую половинку. В них вплетали крапиву, зверобой, ромашку, полынь, прочие лечебные растения. Выбрасывать венок после праздника было нельзя. Его прикрепляли над дверью, чтобы он защищал от нечисти, а если в семье был болящий, ему в чай добавляли немного травы из купальского венка. Остатки его сжигались через год, в день Ивана Предтечи.

Защита от злых сил в праздник Иоанна Крестителя

Остальные обряды, традиции, заговоры и гадания читай ТУТ.

Читайте также: