Сообщение инквизиция в европе духовный орден иезуитов

Обновлено: 30.06.2024

Орден иезуитов был основан в непростые для Римско-католической церкви времена. Ей нужны были новые силы, и они пришли.

Идеи Мартина Лютера, прибившего в 1518 году к дверям виттенбергской церкви свои знаменитые тезисы против прегрешений церкви, набирали популярность среди народов Европы. Старые монашеские ордены бенедиктинцев и францисканцев пришли в упадок и уже не могли дать достойный отпор протестантизму и ереси. Католическая церковь нуждалась в новой организации.

Случайность, изменившая историю

Основатель будущего ордена — молодой баскский дворянин Игнатий де Лойола. Он мечтал о рыцарских подвигах во имя прекрасной дамы. Кровь кипела в его жилах, и он, как и его славные предки, считал своим долгом защищать Испанию и возвращать неверных на путь истинный.

1521 год изменил его судьбу. Во время обороны одного из замков Наварры от французов Лойола был ранен в ногу. Кость раздробило. Даже после двух операций и мучительных тренировок на специально изготовленном приспособлении больная нога Игнатия оставалась короче здоровой. О рыцарстве можно было забыть. В замке, где он остановился, чтобы восстановиться после ранения, не было ни одного рыцарского романа, и Лойоле пришлось читать церковные книги. На отчаявшегося дворянина сошло озарение: он продолжит дело Франциска и Бенедикта, увековечив своё имя благочестием и смирением.

Просветители католической церкви

В отличие от других монашеских орденов, иезуиты не стали запираться в своих кельях, предпочитая проповедовать во время странствий — так поддерживалось постоянное взаимодействие церкви с паствой. Меньше чем за 50 лет они стали одной из самых влиятельных организаций Европы 16-го века. Последователям Игнатия де Лойолы содействовали представители правящих династий. Например, они снискали благосклонность дочери императора Карла V Хуаны Австрийской.

Они проповедовали аскезу и благочестие, брали на попечение сирот и людей, больных чумой и сифилисом, эпидемия которого настигла Венецию в 16-м веке. На деньги ордена устраивали масштабные католические карнавалы и организовывали сеть образовательных учреждений по всей Европе. Во Франции в иезуитских коллегиумах обучались более 40 тыс. студентов, в числе которых были Декарт, Монтескьё и Мольер. Бедным ученикам разрешалось получать образование бесплатно. Такие коллегиумы были не только центрами распространения идей иезуитов, но и значимым прорывом в истории европейского образования в целом. Считается, что современная педагогика до сих пор не смогла превзойти систему воспитания и обучения иезуитов.

Иезуиты также сопровождали карательные экспедиции в колониальную Латинскую Америку, где они применяли свой излюбленный приём убеждения: запугивали туземцев изображениями ада. Миссионерство в Латинской Америке было выгодно не только католической церкви, но и самому ордену: многие иезуиты не чурались участия в грабежах языческих храмов индейцев.

Враги окружают

Неспокойно было и внутри католической церкви. Успех ордена иезуитов стал мешать и затмевать деятельность других организаций, служивших Папе Римскому. Общество стали изображать как спесивое и корыстное, зачастую обвиняли в насилии над приходившими на исповедь. Кроме того, многих католиков раздражало самонадеянное название ордена — Общество Иисуса, и они добились того, чтобы папа запретил иезуитам так называться. Враги иезуитов только и ждали подходящего случая, когда те допустят оплошность.

Неосторожные политические игры и изгнание

27 декабря 1594 года католический фанатик, сын портного Жан Шатель совершил покушение на короля Франции Генриха IV, бывшего до восшествия на престол протестантом. Промахнувшись, он, вместо того чтобы заколоть короля, срезал кинжалом кусочек его губы. Под пытками Шатель рассказал о иезуитах, в школе которых обучался. Это и стало поводом, позволившим противникам ордена обвинить его членов в государственной измене. Последовали погром в иезуитских кварталах Парижа и изгнание членов ордена сначала из столицы, а затем и из страны.


Подозрения во вмешательстве иезуитов в политику не были безосновательными. Хотя верхушка ордена держала в то время нейтралитет, остальные его члены активно участвовали в политике, защищая интересы папы. С изгнания иезуитов из Франции начался упадок ордена. Закрывались их многочисленные общины.

Примеру Франции спустя столетие последовали Португалия, Испания, Австрия. В 1773 году Папа Римский был вынужден подписать буллу о запрете ордена, который служил ему верой и правдой больше 200 лет. Всю ночь в Лиссабоне горели победные огни.

  • Воспитание молодых людей в духе католицизма.
  • Возвращение в лоно католической церкви бывших протестантов и борьба с ересями.
  • Миссионерская деятельность, то есть борьба за утверждение католицизма в американских и азиатских колониях.

Какие же средства использовали иезуиты для решения своих задач?
Так как шла напряженная борьба за умы людей, то, в первую очередь, под контролем ордена создавались общеобразовательные и духовные школы. Преподавание в этих школах было отличным. Во-вторых, иезуитские священники стремились привлечь в исповедальню как можно больше людей. Шепотом произнесенные признания давали ценные тайные сведения (разведка, шпионская деятельность была поставлена отлично). Короли и вельможи находили в лице иезуитов снисходительных наставников, покрывающих любые грехи царствующих особ, убаюкивающих их совесть. В-третьих, как священники они использовали проповеди для увеличения числа членов ордена и укрепления католической веры. С помощью проповедей они привлекали в свои ряды нехристиан – жителей Америки, Азии и Африки.

Иезуиты. Что означает это слово и как оно появилось.

К 16 веку позиции официальной католической церкви начали ослабевать. В Европе набирала все большие и большие силы Реформация. Трактовка учений Христа и католические обряды вызывали недовольство в обществе. В Ватикане начался процесс контрреформации. Был создан Индекс запрещенных книг, возобновилось преследование еретиков и инквизиция. Но самым загадочным стало появление нового ордена со своей сложной структурой и тайнами. Он получил название ордена Иезуитов или "Общества Иисуса" .

В 1540 году по приказу Павла 3 Игнатий Лойола основывает Мужской духовный орден Римско-католической церкви, он же становится его генералом. Он со своими сподвижниками составил устав ордена и определил обряды, которые следовало соблюдать всем членам. Так же был разработан специальный обряд посвящения в орден. Набирались только крепкие здоровьем и умственно развитые мужчины. Для них с момента вступления вводилась жесткая дисциплина и центризм власти.

Посвящение

Иерархия посвящения в орден включала в себя 6 ступеней. После достижения определенных условий, послушник мог подняться на ступень выше.

1-я ступень: поступить мог любой желающий от 19 лет и в течение двух лет изучать то, чем ему заниматься в дальнейшем

И на шестой он входил в посвящение, которое занимало несколько месяцев. Он посвящался в братство, то есть получал некие откровения. Заметим, что любой кандидат учился 14 или 15 лет, чтобы стать иезуитом. Необходимые обеты членам ордена: обет целомудрия, обет бедности и обет послушания.

Деятельность ордена

Члены ордена направлялись в разные части света, чтобы проповедовать учения католической церкви и пополнять собственные ряды. Они открывали по всей Европе церкви, больницы, школы, университеты. Выпускники Иезуитских школ являлись самыми образованными людьми в то время. К середине 16 века орден насчитывал тысячи членов разных ступеней по всему миру. Но уже к 17 веку многие королевские дома Европы подвергли иезуитов гонению. Связано это с тем, что все больше и больше последователей учения Христа вмешивались в высшую политику Европы. Возобновить же свою деятельность в полной мере они смогли только к 20 веку, а в России лишь к 1990-ым, так как были запрещены в Российской империи и СССР.

Темные дела ордена

Бывший испанский иезуит Альберто Ривера по странному стечению обстоятельств получил доступ к ватиканским архивам. Выдержки из них были согласованы с документами других авторов независимо друг от друга. Ниже представлены некоторые из них:

Иллюминаты, интернациональные банкиры, мафия, клуб Рима, Опус Деи, масоны, Нью Эйдж движение ‒ все они соединены с иезуитами в мировом заговоре.

Д-р Альберто Риверо умер 20.06.97 в США. Он активно проповедовал против официальной католической церкви в Испании и США. Сбежав от преследования в Северную Америку он до последнего дня разоблачал все самые ужасные тайны ордена и церкви

Орден Иезуитов по нынешний день остается самым известным орденом в мире. Множество загадок хранит он до сих пор. Что же он такое? Духовный орден, несущий добро, или влиятельная организация проникающая вглубь всех сфер жизни общества мира?

Кроваво-красное XVI столетие стало для Римско-католической церкви одним из самых тяжёлых за всю её историю после Великой схизмы века XI. Давно назревавшая Реформация охватила значительную часть Центральной и Западной Европы. С началом активной деятельности Мартина Лютера, преданного анафеме папой Львом X в 1520 году, протестантизм в его различных изводах распространялся во многих странах, оказавшись ближе и понятнее латинства (римо-католицизма) для миллионов простых обывателей и политически выгоднее для правителей целого ряда европейских стран.

Восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви было непросто, и основная тяжесть этой задачи ложилась на монашеские ордена, которые в обилии стали возникать в 1520-е годы: театинцы и капуцины, варнавиты и бонифраты, урсулинки и, наконец, иезуиты (строго говоря, не монашеский, а духовный орден). Все они ставили задачей возвращения к чистым идеалам христианской аскезы и активной просветительско-миссионерской деятельности.

С этими же искренними идеалами выступил и создатель иезуитского ордена Игнатий Лойола, на тот момент (уже упомянутый 1534 год) ещё относительно молодой доктор теологии баскского происхождения, получивший великолепное образование в Париже. Он искренне горел верой, желал миссионерствовать на Святой Земле, обращать в христианство мусульман, ну и, конечно, одолеть стремительно расширявшую свои владения Османскую империю.

Очевидно, в первую очередь, речь шла о протестантских правителях, но была вполне применима и к Государству Российскому, в которое иезуиты в это время устремились. Это стало закономерной радикализацией римо-католической ультрамонтанской идеологии, подразумевавшей подчинение всех светских монархов римским папам.

К концу XVI века число иезуитов превысило 10 тысяч человек, они проникли не только во все страны Западной и Центральной Европы, но и в Латинскую Америку. Уже к 1582 году относится первая попытка иезуитов привести в греко-католическую унию молодое Российское Царство. В тот год в Москву прибыло посольство секретаря генерала ордена иезуитов Антонио Поссевино, который провёл в русской столице диспут о вере. По некоторым данным, в порыве ярости Иван Грозный, сначала принявший иезуита как почётного гостя, чуть не убил Поссевино. Как много позднее писал русский религиозный философ и публицист Василий Розанов:

В Российской империи представители иезуитского ордена продолжили свою прежнюю антиправославную политику, активно занимаясь прозелитизмом – обращением в римо-католицизм представителей российского дворянства. Разумеется, в основном ориентируясь на наиболее знатных и влиятельных деятелей. Главный католический храм Империи, собор святой Екатерины в Санкт-Петербурге, принадлежал иезуитам. Это продолжалось до 1816 года, когда император Александр I сначала распорядился выслать представителей ордена из столицы, а в 1820 году вообще из России.

В итоге в российский Устав о паспортах был внесён следующий пункт:

Иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается.

Тем не менее, и до 1917 года, и после иезуиты не прекращали своей деятельности на территории нашей страны. Разумеется, проводя её подпольно. Впрочем, отношение к ним даже среди римо-католиков постепенно становилось всё менее уважительным. И, несмотря на то что в постсоветской России орден получил официальную регистрацию, с его деятельностью за последние десятилетия связан только один трагический скандал: в 2008 году в московской квартире на Петровке были убиты два клирика-иезуита Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Как тогда писала пресса, убийство произошло в итоге гомосексуальной оргии.

Некогда самый деятельный орден, самый католический, если можно так сказать, теперь совсем не то, что создавал Игнатий Лойола. В первую очередь, доктринально – за последние 50 лет иезуиты стали, по сути, протестантами, все ультралиберальные и чуждые католичеству идеи исходят от них (разрешение на аборты, эвтаназию, контрацепцию, разводы, однополые браки, как вишенка на торте – женщины-священницы, ну и так далее). Внешне они тоже изменились – не носят духовной одежды, не любят указывать на свой сан, всячески показывая, какие они современные и близкие к народу.

Всё это, наряду с либерально-обновленческой политикой папы-иезуита Франциска, только усугубляет отпадение не только иезуитского ордена, но и всей Римско-католической церкви от святоотеческого христианства.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам историю становления и деятельности ордена иезуитов в Европе и в России. Чтобы дать вам пищу для размышлений: в чем была ошибка или успех их методов, и можем ли мы чему-то от них научится (а, может, и учиться нечему)?

Цель оправдывает средства


Николо Макиавелли

В наше время эта фраза, к сожалению, актуальна как никогда. Многие современные деятели для достижения своих, как они считают, достойных целей, готовы на всё. Порой они буквально шагают по людским судьбам, жертвуя здоровьем людей и их близких, настоящим и будущим тех, кого ведут к этим светлым ориентирам.

Интересно, что эта крылатая фраза, по некоторым источникам, принадлежала не Макиавелли, а другому человеку – Игнатию де Лойоле, основателю ордена иезуитов и прославленному святому католической церкви. Лично я не удивлен этому. Эта мыль красной нитью проходит через всю историю созданного Лойолой ордена иезуитов: цель оправдывает средства.


Как появился орден иезуитов? Основан он был 15 августа 1534 г. в Париже доном Игнасио Лопес де Рикардо Лойолой. Он родился 23 октября 1491 года в Испании. По происхождению – обычный знатный дворянин, хоть семья его и не была особо богатой. Он был у родителей тринадцатым ребенком, потому они отдали его на воспитание своему другу – отставному королевскому казначею. Тот еще сохранил связи при дворе, так что через некоторое время устроил молодого человека в свиту короля Фердинанда III.

Получив такую тяжелую травму, Игнатий начинает переосмысливать свою жизнь. Может случайно, а может благодаря заботливой матери, к нему в руки попадает Евангелие. Биографы-иезуиты считают, что, возможно, по причине особой склонности Игнасио к рыцарским романам, ему после прочтения Евангелия приходит мысль об особом пути, сверхъестественном избрании, призвании стать спасителем Церкви. Крепко обдумав такое свое новое положение, он в 1522 году тайком покидает родительский дом. Игнасио оставляет свое оружие, военный мундир, одевает лохмотья и поселяется в пещере близ города Манреса.


Игнатий Лойола

Прибыв в том же году в Иерусалим, он столкнулся с весьма пренебрежительным приемом от своих братьев-католиков ордена францисканцев. Они поднимают его на смех из-за проповедей, наполненных рассказами о сверхъестественных явлениях и видениях. Возможно, причиной тому является зависть к уже тогда талантливой и красноречивой натуре Игнатия. Так или иначе, в расстроенных чувствах он покидает Иерусалим.

Вернувшись в Барселону, Игнатий понимает, что ему необходимо улучшить свое образование. Он берется за изучение латыни и разных наук того времени, ведет аскетический образ жизни, обличая грешников поучениями и проповедями, вербует сторонников. Из-за нетрадиционных духовных практик, на него даже обратила внимание инквизиция. Но обнаружив в Игнатии только фанатизм, слепую преданность папе, тщеславие и неумело написанные сочинения, его отпустили.

Не найдя возможности раскрыть потенциал своих чаяний относительно Церкви, Игнатий в конце концов оказывается в Париже, где понимает истинное положение католической Церкви. Это было время серьезных реформационных антифеодальных событий. Печатались произведения против протестантов. Те, в свою очередь, выпускали труды против католиков. Один богословский диспут перетекал в другой.

По задумке Игнатия, братия ордена должны были стать кем-то вроде верных папских янычар для помощи своему повелителю в борьбе с ересями и теми клириками, которые жаждут ограничит власть папы.

Через некоторое время вырисовался особый характер нового ордена: это было объединение людей, живущих миссионерством, политической деятельностью, образованием и воспитанием верующих ради защиты Римо-Католической церкви. Методы, которые использовал новый орден, были необычными. Дело в том, что для достижения своих целей адепты ордена использовали любые средства, среди которых – нарушение действующих церковных канонов, откровенная пропаганда и шантаж. Уже позже Иезуиты пришли к выводу, что даже лишение человека жизни допустимо, если это может пойти на благо ордену и могуществу церкви.

К примеру, профессор парижской коллегии, о. Герро, в 1641 году утверждал своим ученикам следующее:

Причем смерти могли подлежать все люди, даже правители. К примеру, в 1670 году, иезуитами было совершено покушение на Императора Леопольда I – его хотели отравить с помощью мышьяка[3].

Необычность и странность была не только в поведении иезуитов. Дело в том, что, в отличие от старых орденов, у нового не было своих монастырей. Иезуиты могли не носить рясу, а ходить в светской одежде, если это было в интересах церкви. Да, старые ордена также пытались закрепить пошатнувшуюся папскую власть. Но строгость их уставов и грубость ряс не справлялись с падением престижа церковной иерархии католической церкви.

Кроме всего прочего, причиной такого успеха можно назвать то, что иезуиты создавали свою систему образования не только для клириков, но и для мирян, чтобы она была доступной для выходцев из разных слоев общества. Также стоит отметить и то, какие дисциплины служили успешной пропагандой для молодежи того времени. Иезуиты стремились использовать в своей системе образования все новшества культуры и науки. К примеру, в программу обучения входило театральное искусство; поощрялось проведение праздничных пышных шествий, постановка различных мистерий и сцен из житий святых и истории церкви[6].

Запрет ордена иезуитов


Примерно к середине 16 века орден крайне широко распространяется в Европе. Кроме участия в образовательной и религиозной сфере жизни общества, иезуиты получили влияние в торговле и предпринимательстве, накопив обширные богатства в тех странах, где активно действовала их миссия.

Но методы, которыми они добивались своих целей, вели к постоянным конфликтам – как с иноверными и просто светскими правителями, так и с членами других католических орденов, иерархами и даже римскими папами. В итоге, двуличность в поведении иезуитов, постоянные конфликты, подозрения их в разных заговорах (часто не беспочвенные), привели к тому, что на них буквально начались гонения.

К примеру, в 1757 году орден был изгнан из Португалии, все его имущество было конфисковано. Произошло это в том числе из-за подозрения в совершении орденом покушения на короля[7].

В 1761 же году, уже во Франции, устав ордена был признан незаконным. Было закрыто 80 иезуитских коллегий, а в 1764 году их деятельность была прекращена в этой стране. В 1767 году практически такое же решение было принято и испанским кролем Карлом III[8].

Орден иезуитов в Российской империи


император Павел I

В начале 1803 года при столичной коллегии иезуитов был открыт Благородный пансион для воспитания там подрастающих аристократов, в 1906 году преобразованный в Дворянскую коллегию.


император Александр I

Конечно, не стоит думать, что орден изменил свои методы и способы достижения целей после того, как попал под запрет в крупнейших странах Европы. Это порождало многочисленные конфликты, причинами которых, среди прочего, были и частые случаи перехода людей в католичество. Особенно масла в огонь подливала такая ситуация с членами дворянских семей.

Отношение к ордену иезуитов в России резко изменила и прошедшая Отечественная война 1812 года. Многие стали считать адептов ордена агентами иностранного вмешательства.

В итоге, в декабре 1815 года был издан указ, повелевающий выслать всех иезуитов из столицы. А в 1820 году, после смерти генерала ордена и доклада министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына, Александр I принимает решение об окончательном изгнании ордена из России, их учебные заведения упразднялись, а имущество передавалось в казну[12].

До начала XX века деятельность иезуитов была тайной, чаще всего направленной на обращение лишь некоторых дворян в католичество.

Орден иезуитов в СССР


В начале прошлого века, еще до 1917 года, иезуиты предпринимали попытки закрепится в России, даже тайно создавали христианскую католическую общину византийского обряда, но у них так ничего и не получилось.

После революции у католического престола была идея вернуть прежнее католическое влияние в России. С этой целью, 10 марта 1926 г. папа Римский Пий XI назначил ректора Восточного папского института, иезуитского пресвитера Мишель д’Эрбиньи ответственным за эту миссию. Для этого д’Эрбиньи даже повышают до епископа. Находясь в СССР, он совершает тайные рукоположения 4 епископов, посещая Москву, Одессу, Харьков, Могилев, Киев и Ленинград. В 1926 году епископу даже удается встретится с председателем партии по вопросам культа, но, когда властям стало известно о тайных рукоположениях, д’Эрбиньи был выслан из страны[13].

Личный вывод

Что можно сказать в итоге? Конечно, мы не можем, как православные христиане, поддерживать идею ордена иезуитов о переходе в католичество. Также стоит подвергать критике крайние проявления их деятельности – имеются ввиду различные заговоры, тайные операции, сопряжённые порой с убийствами несогласных, как это было в те времена, когда у ордена были власть и могущество.

С другой стороны, мы должны осознавать, что успех деятельности иезуитов был вызван во многом потому, что они очень большой упор делали именно на образование, вкладывая в него огромные силы и средства, продумывая все до мелочей.

Также нам, православным, стоит осознавать, что крах, который потерпели в конце концов иезуиты, был вызван, во-многом, их скрытностью, отчужденностью от общего числа верующих, созданием ореола таинственности и всемогущества своей организации, чрезмерной погруженностью в политические, денежно-финансовые вопросы и неразборчивостью методов борьбы. Уверен, что мы, внимательно взглянув на историю ордена иезуитов, можем сделать выводы и для себя чтобы не повторять их ошибок.

[2] Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Т. 2 / Перевод со второго немецкого издания, Спб, 1869. С. 38.

[4] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218

[6] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

[7] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 83.

[8] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

[10] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 91-92.

[12] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

[13] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

[16] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 244.

Источники:

4. Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. В 2 т. Т. 2 / Гризингер Теодор. Перевод со второго немецкого издания — Спб: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1869. — 307 с.

Читайте также: