Сообщение про фреску скоморохи

Обновлено: 07.05.2024

Соперничая с Византией, желая уподобить Киев Константинополю, киевский князь Ярослав Мудрый (сын Владимира Красное Солнышко) начинает строительство главного – кафедрального собора на Руси, освящённого в честь Святой Софии – Мудрости Божией, также, как и главный храм Византии .

Когда строительство и отделка его были закончены, то поражены этим величественным храмом были не только жители Киева, но и иностранцы, посещавшие столицу Древней Руси.

Сегодняшний облик Киевской Софии весьма отличается от первоначального.

Интерьеры собора Святой Софии были не менее роскошны. Их украшали многоцветные мозаики и настенные росписи – фрески, немалая часть которых сохранилась до наших дней. Расположение живописи в пространстве храма полностью соответствовало византийскому канону – самые важные образы помещались в верхних ярусах и в восточной части собора. Иерархия сюжетов и образов подчёркивалась и техникой живописи – подкупольное пространство и алтарную часть украсили мозаики, а все остальные части интерьера были расписаны более дешёвыми фресками.

И прямо навстречу входящему в храм, из полумрака апсиды словно выходит в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми в молении руками – Богоматерь Оранта (Молящаяся).

Существует легенда, согласно которой во время вторжения армии Батыя в 1240 году, жители Киева укрылись в Софийском соборе. Захватчики решили протаранить стену этого последнего убежища киевлян, как раз ту, где находилось изображение Богородицы. И, как гласит это предание, благодаря её заступничеству, стена устояла, а жители города были спасены.

Гораздо хуже сохранились до наших дней фрески, некогда украшавшие собор. Однако, судя по тем фрагментам, которые уцелели, художники запечатлели под сводами Софии Киевской не только священное писание и святые образы, но и своих современников. Например, здесь были помещены изображения киевского князя Ярослава Мудрого с женой Ириной и их детей – на одной стене дочерей, а на противоположной – сыновей.

Но ещё более интересны фрески лестничных башен, ведущих на хоры, не случайно в литературе их называют “окном в исчезнувший мир”. Здесь представлена жизнь Константинополя (или как его называли на Руси – Царьград) и Киева эпохи Ярослава Мудрого. Художники изобразили и ипподром с многочисленными зрителями, и молодую княжну, выходящую из хоро́мов, и княжескую охоту.

Или вот такое неожиданное послание, оставленное на стенах храма:

Многие граффити содержат точную дату и служат одним из основных свидетельств о бытовой письменности и разговорной речи киевлян, являясь, таким образом, важным историческим, лингвистическим и палеографическим источником.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре .

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций на канале:

Композитор Валерий Григорьевич Кикта родился на Украине, в 1941 году. Профессор Московской консерватории. В своем творчестве композитор обращается к образам и интонациям христианской славянской культуры.

Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков дух древности, создавая свой неповторимый музыкальный язык.

Каждая часть симфонии – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора.

Представьте… Автор идет вдоль многовековых стен храма, рассматривает возникающие перед ним живописные образы, и в его творческом воображении они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными.

Начну с присказки, а точнее от Анта-Скомороха, и как всегда с лирическими отступлениями на интересных словах.

Деместикъ Деместникъ Деместьникъ Демествьник Деместваникъ

(На мой взгляд шляпа похожа на “месяц во лбу” , галеро без с кистей, купол/дом doma (греч.) кровля, кров).

Слева от "христианизированного" скомороха пляшет женщина, похожая на пророчицу Мариам, справа - толпа зрителей. Как показал Д. С. Лихачев, сюжет стенописи заимствован из повести об Анте скоморохе, включенной в сборник "Луг Духовный", или "Лимонис",- сочинение палестинского монаха Иоанна Мосха (ум. 619 г.). Это произведение, известное в болгарских и русских переработках, содержит дидактическую повесть о скоморохе, который в своих песнях богохульствовал, понося пречистую Богоматерь. Кара не замедлила себя ждать: у "кощюнника" отсохли руки и ноги. После чистосердечного раскаяния Анта всепрощающая Богородица исцелила его. Возвративший здоровье скоморох стал воспевать свою избавительницу. Идейную направленность мелетовской росписи усматривают не в осуждении еретических настроений и неминуемом воздаянии вольнодумцам. Подобно Давиду, который музыкальной гармонией служил истинному богу, Ант предстает в облике божественного певца, его скоморошьи качества затушеваны. Как и в западных легендах, лицедей удостоен высшей благодати: в отличие от литературного прототипа, Богоматерь сама явилась к искалеченному "празднословцу", дабы коснуться десницей его уст и вдохнуть в него дар священных мелодий (верхний регистр композиции). "Путем сопряжения этой композиции со своеобразной редакцией "Покрова" (помещенной рядом. - В. Д.) художник как бы включил песнопения скомороха в систему богослужебных гимнов".
Источник

Фреска до реставрации
Обратите внимание голова Анта в расположена неком “потоке” из крестов/букв тау/”положительных ионов?”

47. Чудо Пресвятой Богородицы над Гаианом комедиантом
В одном из городов ливанской Финикии был комедиант Гаиан. Он, понося Пресв. Богородицу, представлял Ее на театре. И вот является ему во сне Богоматерь, и говорит: "какое зло Я причинила тебе? 3а что ты издеваешься и поносишь Меня?" Пробудившись, комедиант не только не образумился, но еще более поносил Ее. Снова явилась ему Пресвятая Богородица и, вразумляя его, произнесла те же слова. Но и это вразумление не подействовало на несчастного. В третий раз явилась ему Пресвятая Дева с тем же самым вразумлением, но комедиант оказался неисправим. Наконец, однажды во время полуденного отдыха Она явилась ему и, не сказавши ни слова, одним только перстом провела черту по его рукам и ногам. Проснувшись, он почувствовал, что у него отнялись руки и ноги и лежали без движения, как бревна. Всем показывал себя, несчастный, громко исповедуя свое нечестие, за которое восприял достойное возмездие—и то еще ради человеколюбия.

ιερατικός
1) иератический; жреческий;
2) относящийся к духовенству, духовный;
~ά άμφια — церковное облачение;
~ο αξίωμα — духовный сан;
~ή σχολή — духовная семинария;
~ή γραφή или τά ~ά — иероглифика

Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς — первосвященник; от πρώτος — первый + ἱερεύς — священник) Иерей ιερέας - священник; жрец.

Ие+ратический

- Англ. rate- темп, степень, коэффициент… from Old French rate "price, value" and directly from Medieval Latin rata (pars)

- Гремучая змея rattlesnake cascabel; rattle-погремушка, трещётка

Ratio ōnis f. [reor]
счёт, подсчёт
отчёт список, перечень, ведомость
сумма, итог, число
мышление, размышление, обдумывание, рассмотрение
Далее еще около 20 значений

- Reor, ratus sum, rērī - считать, думать, полагать
- ρέω (αόρ. έρρευσα)
1) течь, протекать; вытекать;
2) прям., перен. литься;

Речь- изрекать –рычать?

В былине "Вавило и скоморохи" со скоморохами отожествляют и христианских святых (Кузьму и Демьяна), наделяет их богатырской и чудодейственной силушкой в утверждении справедливости на земле.

"Не простые люди-ти, светые
Веселые люди скоморохи"
"Люди вежливыя, очестливыя" (обходительные, почтительные).


Здесь интересная гипотеза-интепритация былины: “Вавило и скоморохи. Голубинный бог или Люцифер русских былин”

Косма́ и Дамиа́н (греч. Κοσμᾶς (Cosmas) καὶ Δαμιανός, серб. Козма и Дамјан, в русской традиции известные как Кузьма и Демьян)
Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины) — день народного календаря у славян, отмечаемый 1 (14) ноября.
По представлению восточных славян в этот день осень провожают, зиму встречают Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин.
Подкузьмить (объегорить) "обмануть, поддеть". От имени собств. Кузьма́, как объего́рить – то же от Его́р (из Григория).
В художественные произведения пришло в 19 веке из местных говоров. Такое образование объегорить языковеды объясняют тем, что сельскохозяйственные сделки между хозяином и работником заключались в прошлом до праздника святого Георгия (“осеннего Егория”). Невыполнение условия сделки работником или хозяином называли объегориванием. Этот глаг. имел первонач. знач. "расстроить надежды, связанные с Кузьминым днем";

СЛАВЯНЕ

СЛАВЯНЕ

СЛАВЯНЕ запись закреплена

Фрески башен киевской Софии являются уникальными па­мятниками светской живописи Древнерусского государства. Манера исполнения этих фресок своеобразна. Кано­нические положения религиозного письма требовали созда­ния статической композиции. В светской же росписи мы видим динамику и пространственность в построении фигур и компо­зиции, стремление показать движение человека, скачущих ко­ней, бегущих зверей и т. д.

Вполне возможно, что росписи светского реалистического характера применялись и в княжеских дворцах Древней Руси.

Муравьёв А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. - М. :, Просвещение, 1984.

Читайте также: