Сообщение о жизни и творчестве м ю лермонтова презентация

Обновлено: 18.05.2024

Семья
Лермонтов Ю.П. , отец поэта.
Лермонтова М.М., мать поэта.
Портрет работы неизвестного
Портрет работы неизвестного
художника. 1810-е гг.
художника. 1810-е гг.
". Ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и
всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное
или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать
отчет Бoгy! .. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе
сердце . "
Из завещания Ю. П. Лермонтова

Арсеньева Е.А., бабушка поэта.
Портрет работы неизвестного
художника.
Начало XIX века
После
ранней
смерти
матери
Лермонтова его воспитанием занялась
бабушка, полностью исключив участие
отца.
С этого времени всю свою любовь
Арсеньева перенесла на внука, в чем
признавалась: ". он один свет очей моих,
все мое блаженство в нем". Любовь к
внуку
была
одновременно
самоотверженной
и
властной;
ради
Лермонтова бабушка готова была на
любые жертвы, но с тем, чтобы
распоряжаться
судьбой
внука
безраздельно.
Арсеньева не жалела средств для
воспитания и образования Лермонтова,
постоянно заботилась о его здоровье:
несколько раз возила его на Кавказ.

Детские годы
Детские годы Лермонтова прошли в
усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны
Арсеньевой, в имении Тарханы Пензенской
губернии.
М.Ю. Лермонтов
в возрасте 6-8 лет
Тарханы

Московский университетский
благородный пансион
В 1827 семья переехала в Москву, а в 1828
Лермонтов
зачисляется
в
4-й
класс
Московского университетского благородного
пансиона. Это было среднее учебное заведение
для детей дворянства, известное своими
культурными традициями; их поддерживали
такие преподаватели, как С.Е. Раич, Д.Н.
Дубенский, А.Ф. Мерзляков.
Они, несомненно, повлияли на развитие литературных
интересов и способностей юного Лермонтова. Именно в
пансионе он, по собственному признанию, в 1828 "начал
марать стихи". Лермонтов участвовал в рукописных
журналах, которые выпускали воспитанники; в 1830 в
журнале "Атеней" было напечатано его стихотворение
"Весна". Тогда же были написаны первые ученические
поэмы Лермонтова, хранящие следы прямого подражания
А.С. Пушкину ("Черкесы", "Кавказский пленник"), и сделан
первый набросок "Демона".

Московский университет
Осенью 1830 г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое
отделение Московского университета, который был в те годы одним из
центров культурной жизни страны. Плодотворное воздействие на
формирование мировоззрения Лермонтова оказала студенческая среда.
Одновременно с поэтом в университете учились В. Г. Белинский,
А. И. Герцен, Н.П. Огарёв.
Летом 1832 г. после нескольких столкновений с реакционной
профессурой Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург
для поступления в университет. Но здесь отказались зачесть
Лермонтову годы, проведенные в Московском университете.
Во время обучения в Московском
университете
в
1830—1832
годах
Лермонтов проживал в доме своей
бабушки
Елизаветы
Алексеевны
Арсеньевой. Москва, Малая Молчановка,
2. Сейчас здесь находится его Музей.

Не желая начинать все сначала, по совету
родственников он поступил в школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где
провёл, по его словам, "два страшных года". В
школе
господствовала
военная
муштра,
запрещалось чтение художественной литературы.
Но и в этих условиях Лермонтов урывками и
тайком продолжал свои литературные занятия,
работал над романом "Вадим" из эпохи
пугачёвского
восстания.
Окончив
школу,
Лермонтов получил офицерский чин и был
определён в лейб-гвардии гусарский полк,
стоявший в Царском Селе.
Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского
Полка. 1837 г.
В 1835 в журнале "Библиотека для чтения" появилась
(без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек". Вслед за тем
Лермонтов создал поэму "Боярин Орша", драму
"Маскарад", которую он безуспешно пытался провести
через цензуру и поставить на сцене, роман "Княгиня
Лиговская".

Первая ссылка на Кавказ
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе
Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное
дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении.
Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор
легли в основу многих произведений Лермонтова.
Кавказский вид с саклей.
Картина М.Ю. Лермонтова. 1837 г.
Воспоминание о Кавказе.
Март — апрель 1838 г.

Гродненский гусарский полк
После настойчивых ходатайств
Е.А. Арсеньевой и поэта В. А.
Жуковского Лермонтов был переведён
с Кавказа в Гродненский гусарский
полк, стоявший вблизи Новгорода. В
апреле 1838 г. ему разрешили
вернуться в столицу, в лейб-гвардии
гусарский полк.
Художник А.И. Клюндер.
1838 г.

Вторая ссылка на Кавказ (1840)
В феврале 1840 произошли ссора и дуэль Лермонтова с сыном
французского посла в Петербурге Э. Барантом; причиной ссоры был
спор о национальном достоинстве русских. Военный суд приговорил
Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ.
Летом 1840 Лермонтову пришлось стать участником военных
действий на Кавказе. Он проявил исключительную храбрость в боях и
был дважды представлен к награде, но все ходатайства об этом были
отклонены. Добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов в
начале февраля 1841 г. приехал в Петербург, но преследуемый властями,
вынужденный выслушивать унизительные выговоры, опальный поэт с
величайшим трудом получил возможность провести в Петербурге около
трёх месяцев.
Портрет Лермонтова работы
однополчанина Д.П. Палена (1840).
Выполнен после валерикского боя.

Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой .

После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками.

В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната - классная. Тарханы. Усадьба. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832. В 1830-31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма "Странный человек" - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода 4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше). Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов) и гибели поэта.

Дуэль состоялась между Лермонтовым и Мартыновым 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.

Первый в России памятник М. Ю. Лермонтову расположен в Пятигорске. Открыт 16 августа 1889 года за счёт народных пожертвований. Бронзовая статуя отлита в Санкт-Петербурге, а гранит для постамента завезён из Крыма.

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы. Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел

Данная презентация посвящена биографии Лермонтова Михаила Юрьевича – великого русского поэта и прозаика 19 века. С его творчеством связан новый этап расцвета русской литературы. Произведения М. Ю. Лермонтова повлияли на становление писателей 19 и 20 веков, нашли отклик во многих сферах искусства: театр и кино, живопись и музыка.

Жизнь и творчество Лермонтова наглядно представлено в виде слайдов в хронологической последовательности, которые включают в себя информацию о важных событиях в биографии поэта. В слайдах вы найдете факты о семье Лермонтова, его детских и юношеских годах, о личной жизни и военной службе, о ссылках и дуэлях.

Биография Лермонтова. Детство Лермонтова. Семья Лермонтова. Образование.
Личная жизнь. Военная служба. Первая ссылка. Творчество поэта.
Дуэль и вторая ссылка. Пятигорск. Смерть Лермонтова.

Презентация рекомендована для:
4 класса
5 класса
6 класса
9 класса

Жизнь и творчество М.Ю Лермонтова 1814-1841

№ слайда 1

Жизнь и творчество М.Ю Лермонтова 1814-1841

Мать Лермонтова, Мария Михайловна, натура романтическая и болезненная, училась в

№ слайда 2

Воспитанием занялась бабушка,Е.А.Арсеньева,человек очень властный и строгий. Оте

№ слайда 3

Воспитанием занялась бабушка,Е.А.Арсеньева,человек очень властный и строгий. Отец хотел увезти сына. Но она убедила его не делать этого, составив завещание, по которому все ее состояние должно было перейти к внуку, но с обязательным условием, что до совершеннолетия внук будет жить с ней.

Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета

№ слайда 4

Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета Арсентьевна велела сжечь дом, а на его месте построила новый, где ,по ее мнению, должно быть счастье.

В Тарханах Михаил жил как богатый барчук, у него было несколько комнат, бабушка

№ слайда 5

В Тарханах Михаил жил как богатый барчук, у него было несколько комнат, бабушка делала все, чтобы он мог учиться, развиваться физически.


№ слайда 6

Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа порази

№ слайда 7

Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.

1 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый класс М

№ слайда 8

1 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике. 1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1823 году он был уволен по собственному прошению. Из воспоминаний

УТЕС Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась р

№ слайда 10

УТЕС Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

ПАРУС Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далеко

№ слайда 11

ПАРУС Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит. Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой

За свои вольнолюбивые ,бунтарские стихи, за резкий характер М.Ю.Лермонтова недол

№ слайда 12

Белел вдали Эльбрус. Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по скл

№ слайда 13

Белел вдали Эльбрус. Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по склонам которого он взбирался некогда мальчиком…Но эта могила оказалась временной: бабушка выхлопотала разрешение перевезти прах внука в Тарханы. Гроб установлен в фамильном склепе.

Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактам, что

№ слайда 14

Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактам, что он успел создать огромный литературный мир и сделаться величайшим русским поэтом, равным Пушкину .Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед самим собой ,заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире. Он зажигает душу стремлением к добру,красоте,к жизни, к умению противостоять бурям жизни.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Жизнь и творчество Лермонтова. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Лермонтов Михаил Юрьевич В селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.

По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), которую он задумывал так: "Комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". Убедившись, что "Маскарад" не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман - "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в "Современнике" в 1837.

Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова,-одаренного живописца.

В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода. Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму "Тамбовская казначейша", вскоре опубликованную в "Современнике". В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, "Песня про царя Ивана Васильевича. "

4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.

Стихотворения Весна Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди лугов местами Чернеет голая земля, И мгла ложится облаками На полуюные поля, Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей; Гляжу, природа молодеет, Не молодеть лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет

Читайте также: