Сообщение на тему виды труда в природе

Обновлено: 20.05.2024

Основные понятия: труд в природе, виды труда в природе, формы организации труда детей в природе в условиях учреждения дошкольного образования: трудовые поручения, коллективный труд, дежурство в уголке природы.

Значение труда детей дошкольного возраста в природе:

1. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему.

2. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая и обследуя почву, растений, наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки и повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения, координировать свои движения. Например, при прополке отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков, позволяет вырабатывать правильный захват сорняков рукой.

3. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний. Например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда на основе собственного опыта, наглядно убеждаться в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о том, что влага – источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений: появление всходов, облиствление, цветение, плодоношение. В процессе труда усваиваются закономерности и связи: последовательные, временные, причинные в жизни природы.

4. Систематическая коллективная работа объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет радость.

5. Работая на участке (в саду, на цветниках, на огороде), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками общения с сельскохозяйственным инвентарем.

6. В процессе труда в природе дети усваивают приемы ухода за растениями (полив, рыхление, прополка, удаление пыли, посев, посадка, сбор урожая и т.д.).

7. Труд в природе способствует развитию таких важных качеств ума, как наблюдательность и любознательность.

8. Через содержание труда, направленного, например, на выращивание цветов происходит формирование эстетического восприятия у детей.

Труд в природе имеет лишь в том случае воспитательное и образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Педагогические требования к организации труда в природе:

1. Важно организовывать разнообразный по содержанию труд в природе. Это труд по уходу за разными животными: птичками, рыбками, млекопитающими); труд за растениями (полив, поев, посадка, рыхление, прополка, и т.д.); труд на участке (в саду, на огороде, в цветнике) и в уголке природы. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес и желание в нем участвовать.

2. Практические умения и навыки необходимо формировать в единстве со знаниями. Осознанность труда предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов, способа их достижения.

3. Трудовая деятельность в природе должна постепенно усложняться.

4. Труд в природе должен быть регулярным.

Гигиенические требования к организации труда в природе:

1. Труд в природе должен быть посильным. Физические усилия не должны вызывать переутомления, т.к. это вызывает отрицательное отношение к труду.

2. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей. Младший дошкольный возраст: 5-7 мин. Средний возраст – 10-15 мин., с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, старший возраст – 15-25 мин с перерывом или со сменой характера труда.

3. Правильная поза ребенка в процессе труда в природе. Например, при переноски воды в лейках, ведрах необходимо равномерно нагружать как правую, так и левую сторону. При работе лопатой, граблями важно контролировать, чтобы ребенок держал тело выпрямленным. Также необходимо контролировать, чтобы дети не находились в долго в одной позе. Для этого надо чередовать один вид работы с другим. Например, рыхление почвы и перенос воды.

4. Безопасность. Орудия труда (рыхлители почвы, грабли, лопаты и

т.д.) должны быть безопасными и соответствовать росту и силам ребенка.

Инвентарь для труда в природе должен быть не игрушечным, а настоящим.

Виды и содержание труда в природе. а) труд по уходу за растениями.

Вторая младшая группа

Основные трудовые действия, к выполнению которых педагог постепенно приучает детей: полив растений, рыхление, прополка, посев, посадка

Полив растений. Обучение поливу начинается с игры в песочек, когда дети научаются выделять свойства влажного и сухого песка, наблюдая переход из одного состояния в другое. Ребенка приучают к тому, что перед поливом следует обследовать почву в горшке и определить – сырая эта почва или влажная. Наряду с развитием у детей тактильного восприятия следует постепенно совершенствовать и зрительное восприятие – влажная почва более темная. При поливе растения ребенку этого возраста трудно установить достаточный уровень поливки, поэтому педагог определяет количество воды в лейке для полива одного растения. При организации полива следует обращать внимание на правильность расположения лейки во время полива – носик лейки ставится на край горшка и медленно наклоняется.

Рыхление. Привлечение детей этого возраста к рыхлению очень важно для овладения простейшим орудием – палочкой: ребенок учится координировать движения, устанавливать темп, совершать определенные физические усилия. Дети привлекаются к рыхлению не для помощи, а в воспитательных целях. На первых порах важно выработать у ребенка правильность выполнения действий при рыхлении и неторопливый темп.

Прополка. Данный вид труда требует точности зрительного различения и тонких движений рук. К прополке дети привлекаются только в воспитательных целях и лишь тогда когда растения достигли значительной величины. Педагог предварительно выпалывает наименее контрастные сорняки, жгучие, колючие, перед прополкой организует рассматривание с детьми культурных растений и подробно их обследует. Начинать прополку с хорошо знакомого детям культурного растения – лука. Это растение не похоже на сорные растения. После этого организуется прополка 2-3 видов контрастных сорняков. Детей надо учить правильным приемам прополки: захватывание, удержание, вырывание сорняков. Надо показывать детям способ вырывания сорняков с корнем: брать пальцами каждую травинку у самой земли, перед выдергиванием немного раскачать, затем выдернуть, стряхнуть землю.

Однако в действиях детей часто можно наблюдать такие ошибки:

захватывают растений всей горстью и срывают только наземные части

Посев. Дети сеют крупные семена (бобы, фасоль, горох, настурцию и т.д.) в подготовленную педагогом почву. Усваивают последовательность: почву надо полить, положить семена и закопать их.

Посадка. Для посадки выбирается лук. Обращается внимание детей на то, какой стороной посадочный материал стоит погружать в почву.

Средняя группа

Полив растений. Дети этого возраста могут самостоятельно поливать растения, но делать это они должны под непосредственным контролем воспитателя (в начале года). Контроль важен не только потому, что дети изза интереса к самому действию могут без конца поливать одно и тоже растение, но и потому что они сразу не могут выполнить правильно задание. У них еще нет критериев правильной поливки. На первом этапе следует указать, что следует поливать растение до тех пор, пока вода не дойдет до краев горшочка или до сделанной взрослым отметки. Наличие ориентира еще больше оживляет работу и заинтересовывает детей.

Рыхление. Дети способны установить состояние земли: уплотненная или рыхлая – не только с помощью осязания (нажатием кончиками пальцев на поверхность земли), но и зрительно, замечая глянцевитость, заплывчатость поверхности. По мере усвоения этого навыка ребенок начинает зрительно контролировать движения своей руки. Дети различают положение растений посаженных в ряд, в шахматном порядке, видят свободные от растений междурядья и соответственно этому направляют палочку. В этом возрасте детям можно поручать рыхление растений, находящихся далеко друг от друга, крупных растений.

Прополка. Дети среднего дошкольного возраста еще недостаточно хорошо различают культурные и сорные растения, не знают их названия, еще плохо владеют приемами выдергивания сорняков и часто захватывают их в горсть, из-за чего часто вместе с сорняками выдергивают культурные растения. Поэтому обучение прополке надо проводить на грядке со знакомыми растениями (лук, бобы, фасоль). После того, как дети более или менее овладели приемами выдергивания травы, им следует предлагать прополку незнакомых, но имеющих простое строение растений – свекла, затем – более сложные – морковь.

Удаление пыли с листовой пластины. В этом возрасте дети осваивают такой способ удаление пыли с листовой поверхности, как протирание влажной тряпочкой. Предварительно дети осматривают растение и, проводя пальцем по поверхности листа, выясняют, есть ли на нем пыль. Для удаления пыли выбирают растения с достаточно большими кожистыми листьями и показывают, как правильно надо удерживать лист при протирании влажной тряпочкой, чтобы не повредить его.

Посев гороха, редиса, моркови, свеклы, настурции, ноготков.

Посадка лука, тюльпанов, нарциссов.

Старшая группа

Полив растений. В этом возрасте дети приучаются к поливу крупных растений, растущих в кадках, ящиках. Сложность – в определении количества воды. Путем проб и ошибок и с использованием щупа определяется количество воды для полива.

Рыхление. Продолжается формирование навыков рыхления растений высаженных в ровные ряды, находящихся друг от друга на большом расстоянии (свекла, картофель, морковь). Начинают обучать рыхлению растений, посаженных в шахматном порядке (томаты, огурцы)

Прополка. Если в среднем дошкольном возрасте дети привлекаются к прополке лишь после того, как растения немного подрастут и у них сформируются все основные органы, то со старшими дошкольниками начинать прополку целесообразно значительно раньше. В этом случае появляется возможность наблюдать растения в разные периоды роста. Вначале детей следует учить обращать внимание только на свойства культурных растений, после накопления определенного опыта дети при участии взрослого начинают ориентироваться в свойствах сорняков: специфический запах (укроп – пряно горький запах, бобы, горох – сладкий запах); характер поверхностного покрова. Например, наличие жестких волосков.

Посев крупных и мелких семян.

Посадка рассады томатов, капусты, цветочных культур, лука разных сортов и луковичных декоративных растений, картошки.

б) по уходу за животными

Дети младшего дошкольного возраста совместно с педагогом кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц.

В средней возрастной группе дети помогают педагогу чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки.

Старшие дошкольники моют кормушки, поилки, поддоны, самостоятельно кормят животных в уголке природы и на участие в зависимости от их потребностей, участвуют в подготовке корма: моют и нарезают ножом листья, чистят вареные овощи, принимают участие в заготовке корма, самостоятельно чистят клетки, вольеры. Террариумы, совместно с воспитателем меняют воду в аквариуме.

Труд в природе организуется в форме поручений, коллективного труда и дежурства в уголке природы. Выбор форм зависит от:

- объема работы. При небольшом объеме работы выбирают индивидуальные поручения, дежурства, при большом – коллективный труд, групповые поручения.

- возраста детей. В младшем возрасте предпочтение отдается индивидуальным поручениям, в среднем – групповым поручениям и коллективному труду, в старшем – дежурствам и коллективному труду.

а) трудовые поручения

Используются во всех группах

Особое значение имеет в младшем дошкольном возрасте, когда

деятельность только осваивается

У педагога есть возможность научить ребенка трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовой операции, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности ребенка

Весь процесс выполнения поручения ребенок выполняет сам.

Все это способствует формированию трудовых умений, воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

б) коллективный труд

Используется в работе с детьми среднего дошкольного возраста

Дает возможность формировать трудовых навыки у всех детей

Формирует умение принимать общую цель труда,

договариваться, планировать, согласовывать действия Помогать друг другу Оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как общий и совместный.

Труд рядом

Участвует вся группа детей

Все дети получают одно задание

Результаты труда всех детей объединяются в один общий

Например, дети рыхлят растения на грядке.

Общий труд

Участвует вся группа детей

Группа подразделяется на подгруппы

Каждая подгруппа получает свое задание

Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат.

Например, уборка уголка природы: одна подгруппа удаляет пыль с листовой поверхности растений, протирает цветочные горшки, вторая – моет поддоны, протирает полки, третья – занимается аквариумом, клетками и т.д.

Совместный труд

Участвует группа детей

Процесс труда разделен на операции, каждая из которых

осуществляется одним из участников или группой детей

Каждый подгруппа выполняет свою операцию и передает объект

Например, одни дети перекапывают землю, другие - разравнивают и делают бороздки на грядке, третьи - поливают и т.д.

в) дежурства в уголке природы

Используется в работе с детьми старшей группы

Предполагает поочередное выполнение дежурными постоянного

и определенного круга обязанностей

Совершенствуются навыки труда в природе

Формируются общественные мотивы труда.

2. труда в природе?

3. старшей группе.

2. природе (найдите

г) коллективный труд.

3. Особенности трудовых поручений в младшей группе детского сада (найдите неверный ответ):

а) включают одно трудовое действие;

б) непродолжительные по времени;

в) проводятся индивидуально;

г) высокая степень самостоятельности детей.

Литература

1. Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. -

М., 1983. - С. 162—171.

2. Лысенко, В.Д. Приобщаем детей к труду./ В.Д. Лысенко. –

Мозырь, 2004. - 61 с.

3. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. /

Т.А. Маркова. - М., 1991. - С. 41—49.

4. Стреха, Е.А. Труд в природе как средство социализации личности ребенка дошкольного возраста // Культурно-психологические

закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. тр. В 2 ч. Ч. 2 / Бел гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол Н.С. Старжинская,

Е.А. Панько, И.Г. Добрицкая и др.; науч. ред. Л.А. Кандыбович; отв. ред.

О.В. Леганькова, Е.И. Комкова, Е.Н. Цубер. – Минск: БГПУ, 2009. – С. 112 – 114.


В древности люди не занимались производством в современном смысле слова. Все необходимые ресурсы они получали от природы, занимаясь рыболовством, охотой и собирательством. Однако со временем человечеству удалось освоить иные виды деятельности, которые позволили радикально повысить качество жизни людей.

Сферы деятельности человека

В экономике принято выделять три глобальные сферы хозяйственной деятельности:

  • сельское хозяйство;
  • промышленность;
  • оказание услуг.

Примерно 10 тыс. лет назад произошла неолитическая революция – переход от присваивающей экономики к сельскохозяйственной деятельности. Так возник аграрный тип общества. Для него характерно преобладание именно сельского хозяйства в экономике. Конечно, уже тогда существовали ремесленники, производившие орудия труда, чья деятельность относится к сфере промышленности, а знахари и жрецы занимались оказанием услуг. Однако их доля в обществе того времени была невысока.

Примерно на рубеже XVIII-XIX в. сначала в Англии, а потом и в другие странах началась промышленная революция. Она ознаменовала переход к индустриальному обществу, в котором главной становилась именно промышленная сфера деятельности. Произошел резкий рост численности городского населения за счет миграции из деревни – всё большее количество людей прекращало выращивать продукты питания и приходило работать на заводы.

Постоянный рост производительности труда и его автоматизация привели к тому, что потребность промышленности в рабочих кадрах начала сокращаться. В результате примерно в середине XX в. в развитых странах стала расти доля населения, работающая в непроизводственной сфере, то есть оказывающая услуги. На сегодняшний день именно в этой сфере создается наибольшая добавленная стоимость. Так, в России доля услуг в ВВП в 2010 г. 62,7%, на промышленность пришлось 27,5% ВВП, а сельское хозяйство составляет всего 9,8% ВВП.

Сельское хозяйство


В целом всё сельское хозяйство может быть разбито на растениеводство и животноводство. Также в отдельную группу выделяют грибоводство, ведь грибы с точки зрения биологии образуют отдельное царство, не относящиеся ни к растениям, ни к животным.

В ходе растениеводческой деятельности люди получают такие сельскохозяйственные культуры, как:

  • зерновые культуры (пшеница, рис, кукуруза, овёс, ячмень);
  • бобы (фасоль, соя, горох);
  • кормовые культуры, которые используются в качестве корма для животных;
  • технические культуры (лён, конопля, сахарный тростник, каучуконосы)
  • психоактивные вещества (чай, кофе, табак, кока, марихуана, опийный мак);
  • цитрусовые (апельсин, лимон, мандарин);
  • бахча (арбуз, тыква);
  • культуры, предназначенные для получения масел (подсолнечник, оливковое дерево, горчица, лен).

Отдельно выделяют виноградарство и садоводство.

Важнейшими областями животноводства являются:

  • скотоводство (выращивание быков и коров);
  • овцеводство;
  • свиноводство;
  • птицеводство;
  • коневодство;
  • кролиководство;
  • пчеловодство.

Важно отметить, что на сельскохозяйственную деятельность огромное влияние оказывает климат регионов. Почти невозможно выращивать в северных широтах бананы, цитрусовые, арбузы и многие другие растения. Однако и на юге сельское хозяйство может быть непродуктивно, если климат слишком сухой, как, например, в пустыне Сахара.

Большую роль играют и социокультурные факторы. В мусульманских странах может отсутствовать свиноводство, а в Индии не употребляют в пищу говядину. Производство некоторых психоактивных культур законодательно запрещено в большинстве стран мира. В целом можно отметить, что животноводство более распространено в развитых странах, так как в развивающихся государствах значительная часть населения не может себе позволить регулярное употребление мяса.

Отметим ошибочность мнения, что сельское хозяйство производит только продукты питания. Оно также позволяет получать продукты, необходимые для легкой промышленности – шкуры и мех животных, шерсть, хлопок. Некоторые животные, такие как лошади, и сегодня применяются в качестве транспорта или для тяжелых работ. Ряд культур используются для получения биотоплива – дров, биодизеля и биоэтанола.

Промышленность


Принято разбивать все виды промышленной деятельности на две группы: добывающая и обрабатывающая промышленность. Добывающая промышленность сосредоточена на добыче природных ресурсов. К ней можно следующие виды промышленности:

  • нефтяная;
  • газовая;
  • угольная;
  • урановая;
  • железорудная;
  • алюминиевая;
  • медная;
  • никелевая;
  • алмазная;
  • гидроминеральная;
  • добыча химического сырья (калийных солей, селитры апатита);
  • добыча строительных материалов (гранита, глины, кварца и т.п.).

В большинстве случаев размещение подобных предприятий привязано к местам залегания природных ресурсов, то есть к месторождениям. Однако некоторые вещества, например, песок, могут быть добыты почти в любом месте на Земле, а потому соответствующие предприятия возводят вблизи от потенциальных потребителей ресурсов.

В состав обрабатывающей промышленности входят:

  • цветная и черная металлургия;
  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • химическая промышленность;
  • легкая промышленность;
  • машиностроение;
  • производство пластмасс;
  • электроника;
  • роботостроение;
  • авиационная и космическая промышленность;
  • ВПК (военно-промышленный комплекс);
  • полиграфия;
  • производство медикаментов;
  • деревообработка.

Особняком стоит энергетика. С одной стороны, гидроэнергетика, ветроэнергетика, солнечная и геотермальная энергетика могут быть отнесены к добывающей промышленности, так как они, грубо говоря, добывают энергию непосредственно из природы. В то же время АЭС и ТЭС – это предприятия обрабатывающей промышленности, ведь на них в качестве топлива используются продукты, изготавливаемые добывающей промышленностью.

Сфера услуг


В отдельную группу выделяют транспортное хозяйство. Наиболее распространенным типами транспорта являются водный, железнодорожный, авиационный и автомобильный. Морские транспортировки характеризуются низкой скоростью, но одновременно и малой себестоимостью, поэтому большинство промышленных грузов перевозится именно водным транспортом. Воздушный транспорт значительно дороже, но позволяет человеку переместиться почти в любую страну мира менее, чем за 24 часа. Отдельно можно выделить трубопроводный транспорт, с помощью которого поставляются нефть, природный газ и иные газообразные и жидкие вещества.

Принято выделять такие группы услуг, как услуги сферы обслуживания и услуги социальной сферы. К первым относят:

  • ЖКХ (жилищно-коммунальные услуги);
  • торговлю;
  • страхование;
  • телекоммуникацию и связь (Интернет, телевидение, телефонная связь);
  • тепло- и газоснабжение;
  • строительство.

К услугам социальной сферы относят:

  • туризм;
  • развлечения;
  • перевод иностранных языков;
  • юридическая деятельность (работа адвокатов, нотариусов, судей, прокуроров и следователей);
  • финансовые услуги (перевод денег между странами, кредитование, открытие вкладов и прочие виды инвестиций);
  • медицина;
  • образование;
  • информационные услуги (разработка программного обеспечения, IT-консалтинг).

Всё большую роль в современной мире играют услуги, связанные с обработкой информации. Суда можно отнести деятельность чиновников и менеджеров, маркетинг, рекламу и т. п.

Отдельно стоит выделить деятельность, связанную с искусством и культурой. Она помогает человеку удовлетворить свои потребности в самосовершенствовании, духовном развитии. Схожие функции выполняет и спорт. Наблюдая за выступлением лучших спортсменов мира, люди узнают пределы возможностей человеческого организма, а также испытывают азарт, который помогает разнообразить обычную жизнь человека.

Гост

ГОСТ

“Труд в природе” - это принятие детьми активного и посильного участия в облагораживании цветников, огородов, в уходе за животными и растениями.

“Экологическое воспитание” - это привитие ребенку осознанного бережного отношения к окружающей природе.

Значимость труда в природе для экологического воспитания дошкольников

Достаточно важное значение при экологическом воспитании дошкольников приобретает труд в природе. В процессе такого труда, детям прививаются качества заботливого и бережного отношения к природе.

Роль труда в природе заключается в создании хороших условий для воспитания сенсорных особенностей детей. Они учатся ориентированию на отличительные особенности предметов при достижении нужных результатов и целей. Например, чтобы понять, нужен ли растению полив, стоит оценить его состояние - вялость стебля и листьев, упругость листьев и пр.

Когда дети ухаживают за животными, они осознают особенности их поведения в зависимости от условий, в которых они обитают, чем их нужно кормить. Понимание таких взаимосвязей формирует их более осмысленное отношение к труду. У них появляется к нему интерес, а далее формируется и устойчивое трудолюбие.

Труд в природе можно рассматривать в качестве одного из методов, который помогает развить у детей наблюдательность.

Помимо воспитания, труд оказывает влияние и на процесс обучения дошкольников. Так, у малышей возникает представление о том, что такое объекты труда, об их свойствах, потребностях, строении, об их развитии, о животных и местах их обитания, способах ухода за ними и пр.

Способы организации труда дошкольников в природе

В педагогической практике наиболее распространенными являются два способа организации труда детей в природе.

  • Индивидуальные поручения. Данная форма является самой доступной и простой. Поручения, которые дают детям педагоги, помогают научить ребенка тем вещам, с которыми он еще не знаком. Задание, данное ребенку для индивидуального выполнения, создает благоприятные условия для того, чтобы понять и исследовать его особенности и способности, выявить его интересы и склонности. Такие поручения можно использовать для воспитания детей разного дошкольного возраста. Воспитатель, благодаря индивидуальным поручениям, имеет возможность помочь тем детям, которые нуждаются в поддержке, разъяснить что-либо, дать совет, осуществить контроль выполненной трудовой деятельности. Описанные поручения служат основой в формировании умений и навыков, ответственности за выполняемую работу, а также привычки трудиться.
  • Коллективный труд. Такой вид трудовой деятельности дошкольников позволяет приобщить к труду сразу большое количество детей. Такой метод применяется для того, чтобы дети общались, умели налаживать коллективные связи и работать вместе. В процессе совместной работы происходит формирование общих трудовых целей, умений договориться, согласовать действия друг с другом, составить план трудовой деятельности, оценить проделанную работу. Кроме этого, дети узнают о существовании коллективной ответственности за исполненную работу. Когда организована совместная работа детей одного возраста, они способны к выполнению определенной задачи, к примеру, убрать живой уголок. В процессе уборки одни ухаживают за животными, очищая клетки, другие поливают цветы, а третьи вытирают пыль с полок. В такой ситуации дети делятся на группы.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве еще одного дополнительного способа организации труда можно рассмотреть дежурства. Данному способу присущ круг определенных задач, и в первую очередь речь идет о воспитании у детей ответственности за порученную работу.

Работа педагогов с дошкольниками в области организации труда в природе

Образовательное и воспитательное значение труда в природе имеет смысл только тогда, когда по содержанию и организации он соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям:

  • труд должен быть разнообразным по своему содержанию (осуществление ухода за птицами, млекопитающими, рыбами; уход за комнатными растениями, работа на участке, цветнике и в саду). Интерес к труду возникает у детей только тогда, когда он имеет разнообразный характер;
  • формирование у детей практических умений и навыков должно происходить одновременно с получением детьми знаний. К примеру, при поливе деревьев старшей группой дошкольников, воспитатель учит их отличать и называть каждое дерево (береза, тополь и т.д.). Когда труд детей организован подобным образом, они получают не только умения, но и новые знания в определенной области, который помогут ему в будущей трудовой деятельности;
  • результат проведенной дошкольниками работы должен быть осознанным, ребенок должен научиться раскрывать цели труда, оценивать способы и результаты достижения этих целей;
  • систематическое усложнение уровня труда детей в природе путем усложнения навыков ухода за животными и растениями, формирования более широкого круга знаний, развития наблюдательности;
  • труд в природе должен носить характер регулярности и приобщены к нему должны быть все дети.

Всевозможный труд в природе оказывает на детей самое положительное воздействие. Он доставляет дошкольникам радость, способствуя при этом их развитию во многих направлениях. В ходе труда ребенок может применить свои знания в практической жизни, а также получить много новых знаний, проследить существующие в окружающей природе взаимосвязи между растениями и животными. Также ребенок приобретает много новых навыков, таких как ответственность, уход, наблюдательность и другие.

Немаловажным является приобретение дошкольниками способности отвечать за выполненный труд, а также ответственно относиться к порученным им делам и обязанностям. Они понимают, труд является необходимым элементом жизни, когда ухаживают за животными и растениями.

Труд в окружающей среде удовлетворяет у детей эстетические потребности.

Труд в природе для детей-дошкольников стоит рассматривать только в качестве меры воспитания. Это отличает его от других видов трудовой деятельности.

Читайте также: