Народное творчество хабаровского края сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Музейная коллекция декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Дальнего Востока и Крайнего Севера России начала своё существование в 1931 году. И вплоть до сегодняшнего дня регулярно пополнялась. Основа коллекции была заложена в XX веке такими специалистами и энтузиастами своего дела, как А. И. Кардаков, К. П. Белобородова, Т.В. Лементович.

Коллекция насчитывает 3072 еденицы хранения, из которых 2507 экспонатов классифицированы по этнической принадлежности. В фондах ДВХМ имеются предметы декоративно-прикладного искусства айнов, алеутов, коряков, нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, ульчей, чукчей, эвенков, эвенов, эскимосов и

Лементович Татьяна Васильевна

якутов. В процентном соотношении основная часть коллекции состоит из экспонатов, созданных народами, чьё географическое положение близко расположению города, в котором находится музей.

Таковы реалиии музейного дела, ведь при создании фонда сотрудники часто выезжали в экспедиции и командировки за свой счёт и во время отпусков. Таким образом, большинство экспонатов принадлежит материальной культуре нанайцев (48%), самому

Халат женский белый с голубым орнаментом

многочисленому коренному народу Приамурья, стремящемуся сохранить свою этно-культурную идентичность. Эта коллекция отражает всё богатство и многообразие нанайского материального искусства в изделиях из рыбьей кожи и меха, в мелкой и крупной

деревянной пластике, в предметах культа, в традиционной праздничной одежде. Второе место, по количеству и разнообразию экспонатов, занимают предметы, созданные ульчами (21%). Это, в основном, деревянная пластика, костюмы и металлические подвески. На третьем месте – удэгейцы (11%), с текстильными изделиями, украшенными особым видом спирально-ленточного орнамента, не имеющим зооморфных мотивов.

Произведения других народностей Дальнего Востока и Крайнего Севера России не превышают 10% от общего числа.

Но несмотря на столь непропорциональное процентное соотношение экспонатов относительно этнических групп и их численности, сотрудники, составлявшие

коллекцию, отбирали самые знаковые вещи, отражающие индивидуальные особенности,

несущие в себе сакральный смысл и отражающие мировосприятие своего народа. Таким образом, в коллекции представлены: якутский чорон – сосуд для хранения и потребления кумыса;

образчики косторезного искусства Чукотки, такие как эскимосские идолы пеликены, имеющие интереснейшую историю происхождения; эвенкийские ковры кумаланы, обладающие как практической, так и эстетической ценностью; орочская деревянная резная утварь; корякская панама из морской травы; нивхская культовая утварь как образец самобытной пластики; айнские праздничные атрибуты начала XX века.

Исходя из вышесказанного, собрание даёт представление и демонстрирует особенности искусства всех перечисленных этносов в той мере, в которой это возможно. Мало того, аналогичных по направленности коллекций практически нет в Дальневосточном регионе. Сотрудники, собиравшие экспонаты в сёлах и стойбищах по всему Приамурью, проделали колоссальную работу.

Коробка с нанайским орнаментом

И плоды их труда гости и жители Хабаровска могут увидеть на временных выставках Дальневосточного художественного музея, проводящихся как минимум раз в год.

Коллекция особенно актуальна в современном глобализированном мире. Прогресс стирает этническое разнообразие. Всё реже в музей попадают вещи, созданные вручную, самобытными методами. Вещи, несущие в себе духовное наследие. На фоне обилия изготовляемых в наше время новоделов экспонаты, попавшие в музей в первой и второй половине XX века, показывают, какие мироощущения, какой уклад и традиции утрачиваются в суете информационных потоков современности.


"Ржев сквозь века"


Москва и Санкт-Петербург в числе самых ярких городов Европы


В Севастополе появятся экскурсионные троллейбусы


В Суздале увековечили память Андрея Тарковского


Фестиваль на Федюхиных высотах


Владивосток - лидер гастрономического туризма в России


В Москве появится музей скорой помощи


По ком молчит колокол?


К Матроне Московской – не только в Москву


Поднять глаза от земли







Изделия народных промыслов

Народные промыслы, в том числе охота и рыбалка, очень развиты на территории Хабаровского края. Тесно сплелись с ними и верования местных жителей, которые старались задобрить зверей для хорошей добычи. Их убеждения отразились на национальных поделках — сделанные из различных природных материалов, они созданы, чтобы оберегать хозяина амулета от злых духов.



На память о путешествии в Хабаровский край можно приобрести вышивку, посуду, статуэтки, обувь, халаты, сувениры из меха, кожи, ткани, а также самобытные сувениры - амулеты и обереги с национальным узором. До сих пор местные народы делают обереги из бересты, рыбьей кожи, меха, камня, ткани. Для девушек вручную шьют косметички с национальным узором. Делают нанайцы и национальные музыкальные инструменты: скрипки из одной струны, бубен из козьей кожи, музыкальное бревно. Изделия коренных народов пользуются большим спросом, особенно у иностранных туристов. Большой выбор изделий народных промыслов предлагают в сувенирных лавках Хабаровска.


Одним из ярких и традиционных направлений в культуре аборигенного населения Приамурья является высокоразвитое, и поистине, богатое различными видами и формами декоративно-прикладное искусство. Повседневный и ритуальный национальный костюм из рыбьей и оленьей кожи, различные по форме и предназначению изделия из бересты и тальника, текстильные и меховые ковры, мужская резьба по дереву - такова обширная область народного творчества дальневосточного региона.

Искусство народов Приамурья, имеющее мировое значение, прежде всего, ценно не только своим великим прошлым, но и высокой эстетикой современности. Как без прошлого нет настоящего и нет будущего, так и без традиций и связи поколений мастеров не может возникнуть и существовать современное искусство.
Ежегодный краевой конкурс "Ремесла Земли Дерсу", впервые организованный Правительством Хабаровского края в 2004 году в сфере декоративно-прикладного искусства, - поистине важный и своевременный шаг в деле государственной поддержки национальных талантов и духовной культуры коренных народов. Ведущие мастера, принадлежащие к разным возрастным поколениям, из ближних и дальних селений представляют на суд компетентной комиссии свои произведения на присвоение звания лучшего мастера. По итогам конкурса самые достойные авторские работы выдвигаются на соискание премии Губернатора Хабаровского края.
Разнообразие видов искусства, его форм, материалов и приемов свидетельствует о динамичном творческом процессе аборигенов Приамурья. Новое поколение художников решает проблему преемственности, которая является для него одновременно целью и средством. Позволяющим перейти на новые пути, не утратив своего исторического прошлого" /Т. Лементович, искусствовед./

Далеко за пределами территорий проживания этносов Хабаровского края известны их произведения прикладного искусства. Во многих музеях России, ближнего и дальнего Зарубежья радуют глаз и согревают душу посетителей прекрасно исполненные халаты, обувь, головные уборы, рукавицы, берестяные туеса, деревянные табакерки, культовые предметы. В музее Востока в Москве экспонируются работы нанайской мастерицы-вышивальщицы Ходжер Т.К., члена Союза художников России. Это одна из старейших мастериц края. В начале 70-х годов она стала членом Союза художников России. Работы ее хранятся во многих музеях края и страны, а также украшают домашние коллекции зарубежных ценителей национального искусства. Несмотря на свой возраст (мастерица разменяла 9-й десяток лет), она и сегодня продолжает вышивать.

Декоративно-прикладное искусство коренных этносов Хабаровского края стало предметом научных исследований со второй половины ХIХ в. Эти исследования свидетельствуют о том, что, как все в мире, и декоративно-прикладное искусство народов Севера не стоит на месте, оно меняется: какие-то особенности, иногда - целые виды утрачиваются, исчезают, а другие сохраняются, но видоизменяются, нередко отходя от традиций. И это объяснимо: меняются исторические, социально-экономические, культурные условия жизни, становится выше образовательный уровень людей, занимающихся художественным творчеством, заметно иными становятся запросы тех, кто интересуется этим творчеством. Тем не менее, развитие современного декоративно-прикладного искусства происходит, и идет оно в различных направлениях.

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК! Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК! Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!


Хабаровский край

Хабаровский край входит в число крупнейших по размерам административно-территориальных образований РФ, расположен в центральной части российского Дальнего Востока. Территория края простирается с юга на севера 1 800 км, с запада на восток - на 125-750 км. Расстояние от центра до Москвы по железной дороге - 8 533 км, а по воздуху - 6 075 км.

Площадь края составляет 4,6% территории России, или 787,6 тыс. кв. км. С 1938 года Хабаровск является центром Хабаровского края, а в 2002 году он получил статус административного центра Дальневосточного федерального округа России.

За долгие годы в Хабаровском крае сформировался мощный духовный пласт, который достался от прошлых поколений и питает нынешние. Здесь, на Дальнем Востоке, переплелись культуры разных народов и стали основой дальневосточного искусства. В его основе — огромная любовь к далекой и прекрасной земле, воспетая в стихах и романах, запечатленная на холстах, отраженная в музыке. Не случайно многие видные литераторы, художники, музыканты, кинорежиссеры России приезжали в Приамурье за вдохновением и яркими впечатлениями.

Народы Дальнего Востока прекрасно владеют резьбой по дереву. Сохраняется здесь и традиция изготовления художественно оформленных изделий из бересты (приамурская береста). Ранее существовал промысел по обработке рыбьей кожи и изготовлению из нее одежды и обуви. В настоящее время наиболее известны текстильные и меховые нанайские, ульчские и негидальские ковры из меха оленя, птичьих шкурок и кожи. Изготавливают традиционную одежду, обувь, головные уборы и маски из меха оленей, тюленей, камусов лосей, кабанов и оленей. Одежду украшают подвесками, аппликацией, опушкой.

Читайте также: