Сообщение формы речи 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.

Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).

  • Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд её специфических особенностей:
    • обилие незаконченных синтаксических построений (напр.: Ну вообще…созерцание… я могу и для друзей рисовать );
    • самоперебивы (В России ещё много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере) ;
    • повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше) ;
    • конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит) ;
    • подхваты (А - Мы тебя приглашаем… Б - завтра в театр ).

    Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше не являются речевыми ошибками, т.к. не мешают пониманию содержания речи, а некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развёрнутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов.

    В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

    Вторым из наиболее распространённых недостатков устной речи является её нерасчленённость (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без чёткого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчленённость, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечётким, содержание текста делается расплывчатым, неопределённым. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).

    Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

    Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.

    • Основными элементами техники речи являются:
      • фонация (речевое дыхание);
      • голос (правильные навыки голосообразования);
      • дикция (степень отчётливости произношения).

      Правильная организация речевого дыхания имеет большое значение для устной речи. Прерывающаяся, захлёбывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже иногда раздражает слушателей. Кроме того, неправильное речевое дыхание утомляет говорящего.

      Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок.

      Умение владеть голосом важно не только для оратора, но для любого человека, профессия которого требует постоянного общения с людьми. В личном общении владение голосом также оказывается положительным качеством человека. Необходимыми качествами хорошего голоса являются: красивый тембр, сила, полётность, выносливость, большой диапазон.

      • Система упражнений для развития голоса включает:
        • упражнения, приучающие верно направлять звук, не напрягаясь;
        • упражнения, направленные на развитие голосового диапазона, силы, полётности.
        • Дикция включает в себя три основных показателя:
          • правильность артикуляции;
          • степень отчётливости артикуляции;
          • манеру выговаривать слова.

          Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.

          Степень отчётливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи. Более того, чёткая артикуляция создаёт впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чём говорит, что является одной из задач устной коммуникации.

          Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.

          Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или нейтрального стилей. К сожалению, образцы такой речи сейчас уже редко можно услышать даже по радио и телевидению, это преимущественно речь людей, прошедших специальную подготовку, - профессиональных дикторов и актёров.

          Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем её содержательная часть. Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот, малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. Это сравнение, конечно, не является советом готовить малосодержательные речи, оно лишь показывает значительность той роли, которую играет хорошее звучание устной речи.

          • Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа:
            • этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки;
            • этап смысловой интерпретации.
            • Полезным может оказаться:
              • Получение информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности, однако полезную для себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и бытовых разговоров.
              • Развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных разговорах и в слушании некоторых телепередач.
              • Воодушевление. Часто человек слушает не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека.
              • Анализ фактов и идей. Необходим для более полного восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний.
              • Улучшение собственной речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.
              • 2. Факторами эффективного слушания являются:
                • Отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора.
                • Интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия.
                • Мотивация слушателей. Внимание слушателей усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека. Такими мотивами являются самосохранение, интерес к собственности, желание расширить влияние, забота о репутации, привязанности, сентиментальность, вкус.
                • Эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его отношения к оратору, его возражений по поводу утверждений оратора.
                • Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:
                  • 1) умение концентрироваться;
                  • 2) умение анализировать содержание;
                  • 3) умение слушать критически;
                  • 4) умение конспектировать.
                  • Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы:
                    • Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.
                    • Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.
                    • Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет её развивать.
                    • Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
                    • определение цели речи;
                    • определение композиции речи;
                    • определение главной темы речи;
                    • определение главных идей оратора;
                    • определение форм аргументации;
                    • определение форм резюмирования и заключительных выводов.
                    • Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором, откладывать решение до получения дальнейших сведений, подвергать сомнению слова оратора.
                    • Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.
                    • Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи.
                    • Используйте короткие предложения и абзацы.
                    • Записывайте только важные положения и фактический материал.
                    • Используйте сокращения и символы.
                    • Делайте разборчивые записи.
                    • Подчёркивайте важные идеи.
                    • Периодически просматривайте записи.

                    письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных тех жанров, которые необходимы человеку в работе. Развитию навыков письменной речи помогает чтение художественной литературы, хороших произведений публицистического стиля, научной литературы. Для составления официально-деловых текстов необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными актами и образцами документов. В последнее время в помощь юристам изданы сборники образцов документов (следственных, судебных, нотариальных).

                    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
                    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

                    Урок 2. Речь .Формы речи . Устная и письменная.

                    Цели: дать понятие о разнообразии средств выражения мыслей, знаний, чувств, о значении языка в жизни людей, об основ- j ных функциях языка; выявить общее и различное в устном и пион менном общении; формировать мотивацию к изучению русского языка, знания о родном языке, о традициях, культуре

                    Организационный момент

                    В какой форме существует язык? (устная , письменная)

                    Что значит устная речь? (речь произносимая звучащая)

                    Эта речь связана с написанием слов как она называется? (письменная)

                    Проверка домашнего задания. (2 ученика - 2 оценки) Открывают все тетради я смотрю кто выполнил кто не готов ставлю 2 в тетради и в дневники и в журнал собираю тетради раздаю новые записывают число классная работа на доске списывают предложение под цыфрой 4 – синтаксический разбор

                    Белый дым таял в солнечных лучах над крышами домов. 4

                    IV . Работа по теме урока

                    Есть и другие языки, созданные для передачи мыслей, знаний, чувств. Свой язык имеет математика. Язык математики передает информацию с помощью специальных математических знаков. Язык формул позволяет выразить мысль сжато, кратко, точно.

                    Цветовая палитра — тоже своеобразный язык. Красный — цвет любви, радости; розовый — нежности; желтый — измены; черный — печали и т. д.

                    танца, язык мимики и т. д.

                    Задание. Попробуем с помощью мимики передать удивление, восторг, печаль, недовольство, радость.

                    Итак, язык — важнейшее средство общения между людьми.

                    2. Работа с учебником.

                    Рассмотрите рисунки учебника на с. 6 выполните устно\

                    Выполняем устно 7 и затем чтение и беседа на тему монолог и диалог 8 упражнение

                    Затем они записывают в тетради слова в синей рамочке и подчёркивают или ставят ударение.

                    Различают две формы речи: устная речь и письменная речь.

                    Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Она создается в ходе беседы. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация или на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее логическая, грамматическая и интонационная прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов, интонационная и грамматическая нерасчлененность: фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений.

                    Письменная речь - это речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста для выделения логически важных частей текста. Устная речь, включенная в ситуацию, сопровождаемая жестами, интонацией, семантическими паузами, допускает сокращения.

                    Письменная речь по своему строению это всегда речь в отсутствие собеседника.

                    Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности- понимание письменной речи, является более трудной операцией, чем понимание устной речи, так как в устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействуют пониманию.

                    Существуют также формы речи, такие как диалогическая и монологическая. Монологическая ф орма речи обращена к одному или группе слушателей иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций грамматической их оформленностью.

                    Диалогическая –это такая форма речи при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

                    Письменная монологическая речь может выступать в различных формах:

                    -письменного выражения мысли или рассуждения и т. д.

                    Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи.

                    Итак, письменная монологическая речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи, так как в развернутой письменной речи встречаются значительно более сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Все это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер.

                    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
                    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


                    Описание презентации по отдельным слайдам:



                    ФОРМЫ РЕЧИ Какая тема нашего урока сегодня?

                    ФОРМЫ РЕЧИ Какая тема нашего урока сегодня?

                    ФОРМЫ РЕЧИ устная письменная - первична - вторична создается сразу - заранее.

                    ФОРМЫ РЕЧИ устная письменная - первична - вторична создается сразу - заранее планируется интонация, мимика - слова, длинные фразы, жесты, темп, паузы абзацы, шрифт, цвет Должны соответствовать нормам русского языка: нормы орфоэпии - нормы орфографии и (произношение, ударение) пунктуации


                    двойной лист бумаги, соединяющий книжные листы с переплётом.

                    двойной лист бумаги, соединяющий книжные листы с переплётом.


                    ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО: ты одолжи мне (Д.п.) – пять килограммов сходи займи у друга.

                    ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО: ты одолжи мне (Д.п.) – пять килограммов сходи займи у друга (Р.п.) апельсинов не баловАть ! бАнты - тОрты красИвее - завИдно день рождения – иду на день рождения клади – кладу одеть кого-то звонИт (одень сестричку, звонИм одень куклу) – звонИшь надеть что-то (надень шапку сестре, Сколько времЕНИ? а себе надень кепку) одна тУфля – пара тУфель чей сын? – ИХ сын пара сапог, чулок, чьи книги? – ИХ книги НО: носков

                     ВЫУЧИМ !

                    Домашнее задание: 1. Параграф первый учебника – пересказ. 2. Выучить таблицу.

                    • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
                    • по всем предметам 1-11 классов

                    Курс повышения квалификации

                    Дистанционное обучение как современный формат преподавания


                    Курс профессиональной переподготовки

                    Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


                    Курс повышения квалификации

                    Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

                    • Курс добавлен 31.01.2022
                    • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
                    • ЗП до 91 000 руб.
                    • Гибкий график
                    • Удаленная работа

                    Дистанционные курсы для педагогов

                    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

                    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

                    5 605 604 материала в базе

                    Самые массовые международные дистанционные

                    Школьные Инфоконкурсы 2022

                    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

                    Другие материалы

                    Вам будут интересны эти курсы:

                    Оставьте свой комментарий

                    • 17.07.2017 856
                    • PPTX 809.1 кбайт
                    • 11 скачиваний
                    • Оцените материал:

                    Настоящий материал опубликован пользователем Корякина Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

                    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

                    Автор материала

                    40%

                    • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
                    • Для учеников 1-11 классов

                    Московский институт профессиональной
                    переподготовки и повышения
                    квалификации педагогов

                    Дистанционные курсы
                    для педагогов

                    663 курса от 690 рублей

                    Выбрать курс со скидкой

                    Выдаём документы
                    установленного образца!

                    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

                    Время чтения: 11 минут

                    В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

                    Время чтения: 2 минуты

                    Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

                    Время чтения: 3 минуты

                    Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

                    Время чтения: 15 минут

                    Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

                    Время чтения: 1 минута

                    Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

                    Время чтения: 0 минут

                    Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

                    Время чтения: 2 минуты

                    Подарочные сертификаты

                    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

                    Читайте также: