Сообщение про алтайскую национальную одежду

Обновлено: 05.07.2024

В нашем пилотном проекте Вы найдете песни на восьми языках народов, проживающих на территории России – вепсском, эвенском, марийском, алтайском, курдском, гагаузском, молдавском и хакасском. Если Вы не уверены в правильном произношении тех или иных слов в песне, советуем сначала послушать плюсовку в исполнении носителей языка, а затем петь под минус.

Новый анимационный фильм, снятый по сюжетам комикса "Илко и его друзья спасают мир", создан в рамках программы мероприятий "Лаборатория межнациональных проектов "Молодежь выбирает этно".

Напомним краткое содержание комикса. В результате экологических катастроф начали таять ледники, мать-Земля Ылынта Кота (в мифологии селькоров) задыхается под гнетом мусора, а из подземного мира приходит все больше болезнетворных духов". Недалек тот час, когда царь подземного мира вырвется на свободу и установит свою власть на земле. Кто сможет спасти эту планету? Только юные супергерои Севера - представители малочисленных народов: ненецкий мальчик Илко (имя происходит от ненецкого слова Ил - жизнь), его друг - луораветан Гивэу ("обретающий известность" - чукотск.) и их эвенкийская подруга Бирайя ("чистая и стремительная как река" - эвенкийск.)

Участники конкурса два дня экспериментировали с подачей северных продуктов. Они показали зрителям и жюри, какими удивительными могут быть блюда северной кухни. Лучшим мастером по строганине из рыбы назвали Елену Лаптандер, лучшей в приготовлении строганины из оленьего мяса оказалась Валерия Вануйто. Победителем народного голосования конкурса стал Валентин Вальгамов.

В конкурсе на лучшее блюдо победил Илья Вишневой, работающий шеф-поваром в ресторане "Карелия" в Петрозаводске.

Территорию начали создавать в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в 2003 году. Сейчас ее решили упразднить из-за того, что в Усть-Майском районе из десяти населенных пунктов только три являются местами компактного проживания коренных малочисленных народов.

Общественность и представители КМНС района направили письмо в адрес главы Республики Саха Айсена Николаева с просьбой содействовать отмене решения о ликвидации территории, принятого районными депутатами. Автор письма, председатель Ассоциации эвенков улуса Лидия Ермеева отправила копии обращения всем заинтересованным чиновникам, депутатам и общественникам.

Общественники отмечают, что решение о ликвидации территории приняли без предварительных консультаций и согласований с Общественным советом и представителями коренных малочисленных народов Севера.

Идею разработали во исполнение постановления Конституционного суда. Сейчас законодательно не установлены четкие условия охоты для представителей коренных малочисленных народов, которые живут вне мест традиционного проживания и традиционная хозяйственная деятельность не является для них основной.

В законопроекте предлагается разрешить ходить на охоту представителям коренных малочисленных народов вне зависимости от того, где они живут, если они при этом сохраняют связь с местами традиционного проживания, а также традициями и обычаями своих народов.

Такая охота будет осуществляться свободно, без каких-либо разрешений, в объёме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления, — отмечается в пояснительной записке.

В первоначальную версию законопроекта входило выделение территории для традиционной охоты представителям коренных малочисленных народов, которые не могут охотиться в местах традиционного проживания своего народа, но в финальную редакцию законопроекта эти положения не вошли.

План поделен на 11 разделов по основным направлениям нацполитики. Там есть положения об обеспечении равноправия граждан и реализации их законных прав, укреплении общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, обеспечении межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений, содействии этнокультурному и духовному развитию народов страны.

Планируется подготовить нормативные правовые акты, провести мониторинговые исследования, конференции, семинары, издать пособия и аудиовизуальную продукцию, провести мероприятия для СМИ, поддержать деятельность национально-культурных автономий и общественных объединений, в том числе организаций соотечественников, живущих за границей.

В пресс-службе кабмина отметили, что исполнителями плана станут ФАДН, Минкультуры, Минпросвещения, Россотрудничество, МИД, Минвостокразвития, Минобрнауки, Минцифры, Минобороны, Минспорт, МЧС, Ростуризм, Минприроды, Минпромторг, Минтруд, Минюст, Росмолодёжь, РАН. Контролировать реализацию плана мероприятий и предоставлять в правительство доклады о ходе его выполнения будет ФАДН.

Органы исполнительной власти регионов должны будут разработать и утвердить региональные планы мероприятий по реализации стратегии.

В ходе встречи премьер-министр кабмина республики Владимир Сидоров поручил министрам и муниципалитетам разработать в короткие сроки дорожные карты по реализации поручений Главы республики. На заседании была учреждена госпрограмма "Сохранение и развитие национальной культуры, государственных языков Республики Мордовия и других языков в Республике Мордовия".

В рамках программы планируется создать условия для более широкого использования мокшанского и эрзянского языков в информационном пространстве, проводить национальные культурные мероприятия, выпускать учебников по изучению мордовских языков. Документ разработали по поручению главы региона Артема Здунова.

В предисловии сборника руководитель Информационно-образовательной сети Куценко Гульвайра Куденовна пишет, что через программы организации прошли сотни людей разных возрастов и представляющие разные народы Севера — от Мурманска до Чукотки. Несмотря на имеющиеся различия в традициях, обычаях, верованиях, всех их объединяла любовь к своей земле, малой и большой Родине, приверженность делу сохранения родной культуры и родного языка.

Составители сборника надеются, что опубликованные статьи позволят получить более полное представление о самобытной культуре коренных малочисленных народов, об их несоизмеримом вкладе в этнокультурное многообразие России.

Комикс - очень молодое искусство и у многих оно ассоциируется с американскими супергероями или с японской мангой. Тем не менее родиной комиксов можно считать Европу. Существует великое множество комиксов не только для детей, но и для взрослых. Они бывают смешными, несмешными, драматическими, трагическими и просто серьёзными. Мы можем по-разному относиться к данному жанру, но совершенно очевидно, что дети и подростки их любят, с удовольствием читают, рассматривают, делятся ими.

Команда МОО "Льыоравэтльан", вдохновившись идеей создать совершенно необычный и уникальный продукт, в июне 2021 года приступила к написанию сценария к первому комиксу, посвященного культуре, традиционным верованиям и обычаям народов Севера.

Так кто же это "супергерои"? Это ненецкий мальчик Илко (от ненецкого слова "Ил" - жизнь), его чукотский друг Гивэу (имя означает "обретающий известность"), эвенкийская подруга Бирайя (с эвенкийского "чистая и стремительная как река") со своей собакой Снежей.

Краткое содержание комикса: В результате экологических катастроф начали таять ледники, мать Земля задыхается под гнетом мусора, планету захватили болезни. Кто может спасти эту планету? Конечно, юные супергерои - представители коренных малочисленных народов, которые отправляются на Север, чтобы спасти нашу планету.

Мероприятия проводились в рамках программы «Лаборатория межнациональных проектов «Молодежь выбирает этно" для школьников МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №630" и "Средняя общеобразовательная школа №626". Представителями МОО "Льыоравэтльан" проведено 8 уроков и 8 мастер-классов, в которых приянло участие 293 ученика.

Ура! Наконец-то мы получили тираж долгожданной информационной книжки-раскраски "Народная мозаика".

Информационная книжка-раскраска посвящена десяти коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока - вепсам, долганам, ижорам, ненцам, нивхам, селькупам, теленгитам, хантам, чукчам, шорцам.

Каждый лист раскраски помимо рисунка в цветном или ч/б изображении содержит информацию о названии народа на русском языке, его самоназвании, о территории расселения, традиционных видах хозяйствования, существующих культурных феноменах и тд. Особое внимание уделяется прорисовке национальных костюмов, жилища, предметов быта, животным.

Формат раскраски выбран не случайно. Общеизвестный факт, что раскраски являются самым простым и экономичным способом развития ребенка, т.е. нужен только карандаш или фломастер. Помимо очевидной пользы когда раскрашивание стимулирует творчество, учит концентрации внимания, подбирать правильную цветовую гамму, раскрашивание еще является познавательным процессом. Ведь раскрашивая предметы быта, одежды, обуви, национальных инструментов они знакомятся с элементами национальной культуры того или иного народа, причем процесс познания происходит в ненавязчивой форме.

Но раскраски полезны не только детям, но и взрослым. Приблизительно с 2015 года стали набирать популярность раскраски для взрослых, Так, например, в апреле 2016 года две книги с раскрасками заняли высшие позиции по продажам на сайте Амазон. И наши раскраски взрослые могут использовать в качестве антистресс-терапии, т.е. выйти из напряжённого состояния и забыться на несколько часов.

Мы надеемся, что наши книжки-раскраски станут хорошим подспорьем в работе этнокультурных организаций - их можно использовать при проведении этнокультурных уроков в школах, детских домах, культурно-досуговых центрах, домах детского творчества, детских лагерях.

Первые экземпляры книжки-раскраски получили школьники Каргасокской школы №1, на базе которой состоялись этнокультурные уроки и мастер-классы.

Издание книжки "Народная мозаика" стало возможно благодаря субсидии из средств федерального бюджета на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2021г.

Народы алтайского края

Народ Алтая. Алтайцы – коренное население Алтайского края, численность которого составляет около 70 тысяч человек.

Алтайцы относятся к тюркским народностям, которые говорят на южноалтайском и североалтайском языках.

История происхождения

Алтайцы произошли от енисейских кыргызов, их родственными народами являются киргизы, телеуты, теленгиты, хакасы, якуты, шорцы, сибиры.

Южные и Северные Алтайцы не имеют существенных языковых различий, культурных, бытовых и антропологических отличий. В зависимости от регионов, заселявших земли Алтая, Алтайцы делились на кумандинцев, челканцев, тубаларов.

Большинство Алтайского народа проживает в Алтайском крае, на Западно-Сибирской равнине и окраине юго-востока. Не большая численность проживает в Казахстане и других странах СНГ и Азии. До революции Алтайцев называли – Алтайские татары.

Внешность Алтайцев

Для Алтайцев присуще некоторые черты:

  • Смуглая кожа;
  • Черные волосы;
  • Узкий разрез глаз;
  • Ярко выраженные скулы;
  • Пухлые губы;
  • Плоское лицо.

Жители Алтая

Для женщин традиционно присущи длинные черные волосы, за которыми они любят ухаживать.

Традиционная одежда Алтайцев

Традиционная одежда для Алтайцев, прежде всего, должна быть удобной. И мужчины, и женщины носят длинные рубашки без воротника, со свободными рукавами. В костюм входят широкие штаны. В летний период на костюм одевают халат, а в зимний период шубу из овчины. Халаты и шубы расписаны яркими узорами.

Овчинные шубы носят мехом внутрь и в теплую погоду, так как для этой местности присущ суровый климат. И шубы, и халаты не имеют пуговок, а подпоясываются широким поясом.

Женщины носят поверх халатов традиционные кардиганы в пол, которые называются чегедек.

Так же неотъемлемой частью гардероба Алтайцев являются головные уборы. Цилиндрически и круглые шапки делают из ткани и меха, в зависимости от времени года. С давних времен Алтайцы умели ткать, поэтому сами производили ткань из конопли и крапивы.

Женщины носят поверх халатов традиционные кардиганы

Жилище

Традиционным жилищем для народа Алтая являлись Шатры, Юрты, Деревянные дома. Стены жилища Алтайцы обшивали лиственницей, берестой, войлоком. Шатры и юрты имели низкий вход, чтобы войти в них, приходилось пригибаться.

Шалаш

Жизнь и традиции алтайского народа

В племени, алтайцы делятся на роды, которые ведутся по линии отца. В роду мужчины могут наследовать охотничьи угодья.

С ярким колоритом проходят свадьбы, которые празднуют два дня. Мужчина в семье добытчик, который с уважением относится к женщине, и берет на себя полную ответственность за нее.

Мальчиков с детства обучают охоте, рыбалке, а девочек гостеприимству – как подавать чай, сладости. После того, как дети вырастут, с родителями остается младший сын, который по традициям Алтая, ухаживает за родителями до смерти.

Народ Алтая занимается:

  • Земледелием;
  • Охотой и рыболовством;
  • Скотоводство;
  • Сбор ягод и кореньев;
  • Ручная обработка бересты, войлока, дерева, кожи.

Религия алтайского народа

Алтайцы очень духовный и религиозный народ. Они поклонялись верховным божествам, правителям царства мертвых, духу воды, духу горы и другим природным духам. В религии присутствовало жертвоприношение, когда убивали лошадей.

Также коренные жители Алтая верили в злых духов, поэтому у них по сей день есть шаманы. Шаманы помогали изгнать их, а также излечиться от болезней. Шамана можно выделить из толпы, их традиционные костюмы существенно отличаются от других алтайцев. У шаманов множество религиозных атрибутов в виде бубна, перьев и т.п.

Шаманы могли лечить болезни, давать дельные советы и даже предсказывать будущее.

Традиционная еда народа Алтая

Кухня Алтая состоит в основном из мяса дичи и домашних животных. Они готовят лепешки, испеченные в золе, а также домашний творог, сыр, сметану, и даже самогон на молоке. Из животных особой популярностью пользуется требуха.

Блюда из Алтая

Отдельное место в рационе алтайцев занимает чай. Его готовят очень нетрадиционным способом, добавляя соль и сливки или масло.

Из Алтайцев много популярных выходцев, среди которых художники, певцы спортсмены. У Алтайцев множество легенд и сказаний, которые они передают из поколения в поколение.

Посетив Алтай, можно ознакомиться с историей, культурой и традициями коренного населения, а также с их легендами и обычаями.


Есть в нашей стране удивительное по энергетике и окружающей природе место, туда стремятся все, кто хочет насладиться свежим горным воздухом и опьяняющим ароматом соснового леса. Туры в Горный Алтай имеют большой спрос как у опытнейших путешественников, так и у начинающих. Привлекает этот регион своей оригинальностью и непередаваемым колоритом, и эта необычность сквозит во всём: начиная от природы и заканчивая людьми, живущими здесь. Мало кто знает о национальной одежде алтайцев, а ведь она является для них символом национального единения.

Особенности национальной одежды алтайцев

Национальная одежда жителей Алтайских гор различается в зависимости о принадлежности к региону: северному или южному. Различия эти связаны с отличиями в хозяйственной деятельности и отражаются в выборе материала для одежды: холст ручной работы – у северян, кожа – у южан.

Особенности костюма северного Горного Алтая

Из исторической справки можно узнать, что мужчины одевались в короткие шубы или халаты, сделанные из овчинной шерсти, рубахи без воротника, украшенные цветным ярким орнаментом. Ноги мужчины обматывали своего рода портянками из травы, собранной близ местных озёр. Трава эта славилась прочностью и могла использоваться долгое время.

Женщины Горного Алтая любили носить одежду, купленную в российских селениях. Причёска женщин чаще всего имела вид нескольких кос, в которые вплетались разноцветные ленты. Алтайки, как и все женщины мира, старались украсить себя, они носили платки, кольца и большие серьги.

В ткачестве коренные жители разбирались хорошо, поэтому они шили свою одежду, используя холсты из конопляных и крапивных нитей. Костюм алтайского охотника резко отличался от обычной одежды: на охоту мужчины надевали штаны из меха и войлочные куртки.

Особенности костюма южного Горного Алтая

Одежда жителей южного Алтая была адаптирована под погодные условия. По словам исследователей, она была непромокаемой. Мужчины носили шубы, замшевые штаны и кожаные сапоги шерстью наружу. Шубы подпоясывали и за поясом или за голенищем сапога носили трубку и нож. Шубу мужчины носили в любое время, лишь иногда летом сменяя её на суконный халат с красивым цветным воротником. На голове алтайца красовалась яркая шапка, декорированная чёрной овечьей шерстью.

Женщины одевались почти так же, как и мужчины. Правда сверху шубы носили длинную безрукавку, она называлась чегедек и была нарядно украшена. Раньше чегедек надевали на свадьбы, похороны, носили его девушки и в повседневной жизни. Сейчас эта часть национального костюма используется только в свадебных обрядах и имеет больше символическое значение.

Современная национальная одежда алтайцев

Постепенно внешний вид алтайского жителя менялся. Мужчины летом носили суконные халаты, шапки из войлока с загнутыми полями, а в качестве обуви – кожаные сапоги с чулком. К зиме в гардеробе мужчин появлялись меховые шапки из лапок добытых на охоте зверей. Тулупы шили из бараньих шкур, а ичиги, национальную обувь, - из шкур диких животных.

Нельзя не упомянуть и о влиянии русских традиций на формирование национального костюма жителей Горного Алтая. Посмотрев на русских, алтайцы перестали заправлять штаны в сапоги. Распространение получили и русские головные уборы, национальные же шапки надевались всё реже и реже в будние дни, а всё чаще по праздникам.

Причёска алтайцев поменялась преимущественно у мужчин, теперь они н носят длинные косы, как раньше. Длина волос ценится теперь только у женщин.

Традиционные костюмы алтайцев можно увидеть на национальных праздниках, на театральной сцене и при проведении обрядовых церемоний.

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Топ авторов темы

АксКерБорж 7 постов

Steppe Man 8 постов

Скриптонит 3 постов

Чурас-алын 32 постов

Популярные дни

Популярные посты

Steppe Man

Steppe Man

28 сентября, 2021

АксКерБорж

АксКерБорж

29 сентября, 2021

Конечно отличается, ув. Чурас-алын. У алтайцев свой неповторимый национальный костюм и его ни с кем не спутаешь. Азбаяр в своем стиле троллит всех. Сейчас начнет закидывать китайские рисунки

АксКерБорж

АксКерБорж

29 сентября, 2021

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация Н.А. Ермолин. Нач. 20 века. Алтай. Группа алтайцев шаманистов с камом в середине. Алтаец

Читайте также: