Сообщение о ставропольских кочевниках 16 века

Обновлено: 05.07.2024

В восточном Предкавказье граница устанавливается от Каспийского моря по рекам Терек, Калаус и до устья реки Малки. В 1763 г. здесь был основан город Моздок.

Азово-Моздокская укрепительная линия.

По проекту, утвержденному Екатериной II 24 апреля 1777 г. линия укреплений, идущая от Моздока до Азова, получила официальное название Азово-Моздокской. На строительство линии было выделено 50 тыс. В данной выставке представлено распоряжение Екатерины II вице-президенту Военной коллегии Григорию Александровичу Потемкину о выделении средств на строительство Азово-Моздокской оборонительной линии.

Первоначально предполагалось выстроить 10 крепостей, фактически возвели только 9: крепость св. Екатерины — в устье р. Малки (ныне станица Екатериноградская в Кабардино-Балкарии), крепость св. Павла — на р. Куре (на правом берегу Куры у г. Новопавловска существовала до 1827 г.). Кстати, в данной выставке представлен план Павловской крепости. (Вследствие перевода гарнизона и станицы на место станицы Старопавловской Павловская крепость хорошо сохранилась, несмотря на частичные разрушения при прокладке шоссейной и железной дорог); крепость св. Марии — на р. Золке (существовала до 1827 г.); крепость св. Георгия (сейчас город Георгиевск), св. Александра на р. Томузлове (сейчас село Александровское), Северная (сейчас с. Северное), Ставрополь (сегодня город Ставрополь) и др. ( Крепость Московская (сейчас село Московское), крепость Донская (сейчас село Донское).

Для устройства Азово-Моздокской линии двинуты были для поселения на неё с Дону хоперские казаки. Потемкин приказал астраханскому губернатору Якоби принять меры по водворению Хоперского и Волгского полков на местах, а 19 мая предписал командиру Хоперского полка Конону Тимофеевичу Устинову следовать с полком, в количестве 520 казаков и старшин, на Кавказ. Переселенцам обещано необходимое количество земли в надел и пособие от казны по 20 руб. на двор. Полк на новом месте поступал в распоряжение генерала Якоби, которому поручено было заселить Азовско-Моздокскую линию, устроить переселенцев, выдать им денежное пособие и отвести земли.

Как известно, в октябре 1784 года к Ставропольской крепости из Курской губернии Слободы Михайловской прибыл переселенческий обоз примерно с полутора тысячами государственных крестьян-однодворцев. Подполковник хоперских казаков Конон Тимофеевич Устинов видя горестное положение переселенцев, на свой риск и страх указал им на северо-востоке увальчик, за которым разрешил поселиться. Телеги двинулись в путь и в девяти верстах от Ставропольской крепости в балке речки Чла раскинули лагерь, так было образовано село Михайловское.

Станица Михайловская.

Николаев С.С.

Бентковский И.В.

Первым наказным атаманом Кавказского линейного казачьего войска был назначен Пётр Семёнович Верзилин со штаб-квартирой в городе Пятигорске. В 1837 году наказным атаманом Кавказского линейного казачьего войска был назначен Степан Степанович Николаев, который перенёс штаб-квартиру в станицу Михайловскую. С середины 40-х и до начала 60-х гг. XIX в. ст. Михайловская служила ещё и местом проведения всевозможных торжеств КЛКВ.

Степан Степанович Николаев, генерал-лейтенант, по своему происхождению был донским казаком из обер-офицерской семьи. Родился он в 1789 году, а поступил на службу в 1803 году.

В разное время он был награждён орденами: святой Анны первой степени, св. Георгия четвёртого класса, св. Владимира и св. Станислава первой степени, за храбрость имел золотую саблю, серебряные медали 1812, 1814, 1831 годов.

С.С.Николаев участвовал во многих сражениях: под Бородино, брал Париж в 1814 году. Степан Степанович Николаев отличался ост-рым умом и разносторонними дарованиями, был отличным администратором. Он основательно знал казачий быт, входил всегда во все подробности нужд подчинённых и своею справедливостью, разумным обхождением с народом и заботливостью о его благосостоянии оставил о себе весьма добрую память. Скончался С.С.Николаев 18 февраля 1848 года и был похоронен по его завещанию в ограде церкви станицы Михайловской (ныне на этом месте стоит сельсовет).

Казаков воспитывали в духе преданности царю и Отечеству. Обучение проходило, как правило, в специально для этого образованных полковых школах и училищах. Поэтому в селе Михайловском в 1837 г. была открыта полковая школа, в 1840 г. преобразованная в полковое училище, начальником которого был назначен Иосиф Викентьевич Бентковский, ставший впоследствии известным историком, статистиком, экономистом, этнографом и краеведом Ставрополья и Кубани. Педагогическая деятельность И.В.Бентковского имела большую славу на Ставрополье, а школа была одной из лучших. Он подготовил для поступления в Пажеский корпус С.-Петербурга сына наказного атамана С.С.Николаева – Петра Степановича, крестным отцом которого был сам государь Александр II.

Участие казаков в войнах и полковые знамена.

В 1860 году по проекту наместника князя Барятинского на Кавказе образуются Кубанская и Терская области. Кавказское линейное войско в соответствии с этим прекращает свое существование. В марте 1861 г. 6 бригад теперь уже бывшего Линейного войска присоединяются к Черноморскому войску и образуют Кубанское казачье войско.

Казаки ст. Михайловской также принимали участие в Венгерском походе 1849 г., подавлении Польского восстания 1863-1864 гг., имели постоянное представительство в столь почётном подразделении Русской императорской армии как СЕИВК (Собственный Его Императорского Величества конвой).

В 1832 году состав собственного Его Императорского Величества Конвоя был пополнен сборной полусотней линейных казаков. В его Собственном Его Императорского Величества конвое находится особая команда, составленная из избранных линейных казаков Кавказских Линейных Казачьих полков. В команду назначались чины отличившиеся храбростью. Расторопностью, исправностью и поведением. Команда комплектовалась лучшими лошадьми попечением Наказного атамана кавказского Войска. Команда делилась на три части, одна из которых находилась в С. Петербурге, а две на месте, меняясь каждые три года.

Конвой назначался для службы при Священной особе Монарха и находился на постоянной действительной службе, принадлежал к составу Имперской главной квартиры, состоял из штаба и 4 сотен, пользовался правами Гвардии.

Нижние чины, предназначенные в конвой, должны быть: вполне возмужалые, физически окрепшие, совершенно здоровые, видные, без физических недостатков, ростом не ниже 2 арш., 7 верш., хорошей нравственности и отлично усвоившие требования службы.

В 1861 году например, службу в императорском конвое несли казаки Чевычелов из станицы Бешпагирской и Илющенко из станицы Михайловской.

Более двух десятков местных выходцев стали офицерами КЛКВ и ККВ, а, по сведениям 1873 г., уже в селении Михайловском проживали 25 человек из числа бывших урядников и казаков, удостоенных знаком отличия Св. Георгия. В историко-краеведческом музее им. Н.Г. Завгороднего хранится список данных казаков.

Согласно указа императора Александра II от 30 декабря 1869 г., ст. Михайловская (2306 душ мужского пола) в числе прочих (Надежда, Сергиевка, Татарка, Бешпагир, Старо-Марьевка, Александровская, Круглолесская, Чернолесская, Спицевка, Пелагиада и Северная) передавалась из Кубанского войска в гражданское ведомство, что и было осуществлено осенью 1870 г. Благодаря этому обстоятельству крестьяне начали расширять своё хозяйство, а не жить изо дня в день по казачьему положению.

Трагической страницей в истории казачества являются годы Гражданской войны. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 года казачество как сословие было упразднено. В составе Белой армии действовали подразделения терских казаков. Казаки подняли восстание и поддержали Деникина, однако Красная Армия оказывала им ожесточенное сопротивление. В гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения, где велись самые ожесточенные бои.

«Первая конная армия под командованием С.М. Буденного была создана в ноябре 1919 года. Основную массу бойцов Первой конной армии составляли казаки. Расформирована в мае 1921 года, но штаб армии сохранялся до октября 1923 года.

31 стрелковый красноармейский полк под командованием Константина Архиповича Трунова, в который влилась большая часть михайловцев после гибели Ф.Г. Шпака, входил в состав Первой конной армии.

Дмитрий Иванович Булгаков – участник войны 1914-1918 гг., доброволец-красноармеец отрядов Ф.Г. Шпака, К.М. Рыльского и К.А. Трунова, боец Первой конной армии С.М.Буденного до 1021 года. (Гаск-2-134).

Терские казаки в Великой Отечественной войне вновь вписали славные страницы в историю своей боевой славы. В июле 1941 года формируется до 100 кавалерийских дивизий численностью 3000 человек каждая. Формировались они в основном из казачьего населения Дона, Кубани и Ставрополья и составили 63% от всех кавалерийских дивизий, сформированных летом 1941 года.

Кавалерийская казачья группа под командованием полковника Льва Доватора проникала в тыл фашистов и в течение продолжительного времени громила фашистские войска и коммуникации. В первом же бою казаки полностью уничтожили 3-й батальон 430 германского пехотного полка. Гитлеровцы бросали против наших конников танки, самолёты, устраивали засады, но казаки были неуловимы. Кавалерийская группа своим смелым рейдом нанесла врагу большие потери.

В январе 1942 г. добровольческие казачьи кавалерийские соединения были введены в штат Краской Армии и до самого конца войны пополнялись как призывниками, так и добровольцами. В феврале 1942 г. добровольческий полк из ставропольских казаков был направлен на Западный фронт.

Архивные документы свидетельствуют о том, что в годы Великой Отечественной войны казаки сражались в составе Красной Армии. В экспозиции представлены фотографии кавалерийского корпуса Л.М.Доватора, фотодокументы из фондов российского государственного архива фотодокументов.

Многие призывники из михайловского попали в 50 53 кавалерийские дивизии. Эти дивизии входили в состав 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Льва Михайловича Доватора. Доваторцы прошли героический пут от подмосковных лесов до Берлина. Они громили врага под Москвой, в Белоруссии, Польше.

О казачьем быте, службе и казачьих семьях.

Жизнь в первых казачьих станицах была суровой. Казаки несли сторожевую службу на пикетах, участвовали в походах и сражениях. Военная служба продолжалась двадцать долгих лет. Служба казака делилась на полевую и внутреннюю. Полевая служба состояла в содержании постов и караулов по кордонной линии, разделявшей земли славян и горцев. Внутренняя служба состояла в охране станиц, сопровождении арестантов, дежурства при станичных правлениях. Привлечение казаков на постоянную службу, частые отлучки из станицы тяжело отражались на хозяйстве. Кроме службы, казаки сами обрабатывали свои поля, разводили скот и птицу.

Долгая кавказская война выработала совершенно особый тип линейного казака, отличный от казаков других войск. Линейный казак непревзойденно владел искусством верховой езды, мастерски обращался с оружием, и кроме того, был прекрасным следопытом и разведчиком. К этому можно еще добавить высокую дисциплину и почитание своих командиров.

В линейных полках Кубани появился к тому же совершенно необычный тип казака-пластуна или казака-пехотинца, снискавшего себе славу лучшего разведчика и стрелка.

Линейные казаки полностью переняли горский костюм и вооружение. Так постепенно кафтан, полукафтанье, шаровары, кушак, круглую шапку с малиновым верхом сменили черкеска с газырями, папаха, бурка, башлык, мягкие кавказские сапоги.

Семьи у казаков традиционно были большие. Особую роль играл глава рода. Соблюдались старинные обычаи и традиции, старшие окружались почетом и уважением. Выборными правами пользоваться не могли, в ходе кавказской войны была практически упразднена должность станичного атамана, в линейные станицы назначался станичный начальник, следившей за соблюдением дисциплины и приказов.

Возрождение казачества

В начале 1990-х годов началась волна по возрождению казачества. 16 февраля 1991 года в 10 часов утра в селе Шпаковском состоялся большой казачий круг, на котором выбрали первого казачьего атамана Апалькова Василия Васильевича и совет стариков, в его состав входил основатель михайловского музея Завгородний Николай Георгиевич. Молебен служил священник местной церкви Пётр Никитич Маркелов.

В наши дни 1 ноября 2008 г. профессиональное училище г. Михайловска, бывшее ПТУ№44, было переименовано в честь наказного атамана Николаева Степана Степановича, и теперь называется Государственное Бюджетное Профессиональное Общеобразовательное Учреждение Михайловский Техникум им. Казачьего генерала С.С. Николаева.

Алексей Петрович Ермолов одна из самых колоритных фигур периода Кавказской войны. Участник всех более или менее крупных сражениях Отечественной войны 1812 года. Отличился в Бородинской битве, где отбил у французов батарею Раевского.

Памятник генералу А.П. Ермолову расположен в городе Ставрополе на проспекте Карла Маркса. Этот монумент, проект которого был разработан известным ставропольским скульптором Н.Ф. Санжаровым, был установлен в 1998 г.

Бюст генерала отлит на литейном заводе в городе Минске, а темно-бордовый гранитный постамент выполнен в Подмосковье. Динамику и внушительность этой композиции придает бронза, а изящную роскошь — цвет гранита, из которого был сделан постамент.

Скульптор точно воссоздал образ А.П. Ермолова. Он выглядит уверенным в себе, мужественным, беспощадным к врагам полководцем.

В историю Кавказского края А.П. Ермолов вошел как воин, мудрейший политик и реформатор. Избавив Кавказ от работорговли, он укротил раздор между местными князями, способствовал развитию многих городов, положил начало формированию Офицерских собраний, а после – Дворянских и Общественных.

Учитывая все заслуги А.П. Ермолова, в 1999 г. городской бульвар был назван его именем и был установлен этот памятник.

В наши дни активно возрождаются такие казачьи традиции как посвящение в казаки маленьких пятилетних казачат, очень красивые свадебные обряды, например пускание кораблей по реке. Фланкирование – умелое обращение с шашкой, становится опять очень популярным видом искусства среди подрастающего поколения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кочевое население Предкавказских степей. Ногайцы. Туркмены.
Учитель истории Токарева Алина Александровна
МБОУ СОШ № 6 п. Нежинский 2021 г.

В XVI-XVII вв.
в Степном Предкавказье появились ногайцы и туркмены.

Караногайцы – простые ногайцы перекочевавшие в Моздокскую степь.
В 1723 году они обратились к Петру I c просьбой принять их в российское подданство.
1783-1785 г. возникают первые ставропольские ногайские аулы Тукуй-Мектеб и Абрам – Тюбе.
В 1785 г. на территории ногайцев созданы приставства – Караногайское, Калаус-Джембойлуковское, Ачикулак – Джембойлуковское, Калаус - Саблинское

Ставропольские туркмены
Туркмены – представители тюркоязычных народов –
населяют территорию среднеазиатского региона.
В 1635 г. впервые туркмены появились на
Северном Кавказе.
Долгое время они кочевали вместе с калмыками
по рекам Калаус, Чокрай, и Кума.

Туркменские рода: човдыр, игдыр, соинаджи, аббал.

К середине XIX в. на Ставрополье проживало около 13 тысяч туркмен.
В 1854тг. В урочище Красные Копани появилось селение Летняя Ставка ставшее резиденцией приставства туркменского народа. Второй резиденцией стала Зимняя Ставка за рекой Кумой.

Большой и Малый Барханчак, Шерет, Куликовы Копани, Озек-Суат.
Казылары – потомки астраханских калмыков принявшие ислам и вернувшиеся из Османской Империи.
В 1892 г. пристав Коневский стал закреплять туркмен на земле.

Краткое описание документа:

Презентация для 8 класса по Истории Ставрополья, издательство Просвещение. Содержание соответствует теме 1 параграфа, рассказывает о кочевых народах - туркменах и ногайцах.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 408 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2021 782
  • PPTX 3.4 мбайт
  • 49 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Токарева Алина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ставрополье – Земля лежащая на перепутье Европы и Азии, на великих торговых дорогах древности, привлекала к себе многих своими природными ресурсами, тучными пастбищами, богатствами недр.
В ходе миграций менялся этнический состав населения. На образ жизни жителей оказывали влияние не только народы жившие по близости, но и сравнительно далёкие цивилизации античного мира (греки, скифы, сарматы и другие).

Оценить 5721 0

Тема №2: История заселения территории Ставропольского края

Цель: - Знакомство с племенами, населявшими территорию края в различное время, их вкладом в развитие территории Ставропольского края;

- Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей малой Родины и населяющих её народов;

- Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Задачи занятия: познакомить учащихся с племенами, проживающими на Ставрополье с 8в. до н.э. до 15в. н.э., а так же с заселением территории края современными этносами.

Оборудование:

карта Ставропольского края;

карты расселения этносов на Ставрополье;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Ход занятия

Ставрополье – Земля лежащая на перепутье Европы и Азии, на великих торговых дорогах древности, привлекала к себе многих своими природными ресурсами, тучными пастбищами, богатствами недр.

В ходе миграций менялся этнический состав населения. На образ жизни жителей оказывали влияние не только народы жившие по близости, но и сравнительно далёкие цивилизации античного мира (греки, скифы, сарматы и другие).

Большие перемены в этническую карту Ставропольских земель принесло их заселение русскими и украинцами.

Нелегко было крестьянам, пришедшим из центральных губерний России осваивать целинные просторы края, да ещё в условиях набегов горцев.

Культура исчезнувших народов воспринималась новыми поколениями, которые обогащали её, и становилась основанием для последующего развития. Каждый народ бережно хранит свои традиции и обычаи. Но некоторые из них в современных условиях меняются. Решительно отбрасываются обременительные и унизительные обычаи, жизнь новых поколений строится на более разумных началах, на принципе равенства людей, на принципе равноправия мужчин и женщин.

Образ жизни того или иного народа носит этническую окраску и очень важно иметь представления об этнических особенностях образа жизни народов проживающих на Ставрополье, так как это позволит более подробно разобраться в причинах расселения какого-либо народа на той или иной территории края.

2. Основная часть

Через территории края, как и всей степной части Северного Кавказа, издревле проходили пути этнических миграций:

8 – 7 вв. до н.э. – скифы;

3 – 2 вв. до н.э. - сарматы;

1 – 3 вв. н.э – аланы;

4 – 5 вв. н.э – гунны;

7 – начало 8 вв. - тюркоязычные болгары;

7 в. – хазары; 13 в. - половцы.

В 13 – 14 вв. Ставрополье разделило судьбу всего Северного Кавказа – татаро-монгольское нашествие. Однако монголы составляли меньшинство населения, большинством по-прежнему были половцы. Это во многом определило процесс ассимиляции завоевателей-монголов половцами. Половецкий (кипчакский) язык стал официальным языком деловых отношений в этом регионе.

От золотоордынских племён на Ставрополье сохранился ценный археологический памятник. Это остатки города Моджары, бывшего в ту эпоху крупным торговым центром Северного Кавказа. В городе жили и трудились ремесленники, торговцы многих национальностей – монголы, татары, половцы, русские, аланы и др. В ту пору это единственный город не только на территории современного Ставрополья, но и все степной части Северного Кавказа, где строили жилые дома и др. здания из обожженного кирпича. Некоторые из них украшались глазированной плиткой, мозаикой. В городе был водопровод из керамических труб.

После распада Золотой Орды крупнейшей этнической группой на территории Ставрополья былиногайцы. Они являются коренным этносом на Ставрополье.

Ногайцы преимущественно сельские жители и традиционным видом их хозяйственной деятельности является животноводство.

Исторический этнический ареал ногайцев – Ногайская степь.

Динамика численности населения:

1989 г. – 15 600 человек

2002 г. – 20 700 человек

2010 г. – 22 000 человек

Рис. 1 Расселение ногайцев на Ставрополье (2002 г.).

Со времени укрепления позиций русского государства на Северном Кавказе, иммиграция армянского населения на территорию Ставрополья приобрела особый размах.

Длительное время Святой Крест (Карабаглы – так его называло местное население, так как первоначальные жители были выходцы из Карабаха) был городом лишь по названию. Скорее всего, это было торговое село, так как основным занятием жителей явилось земледелие, особенно, виноградарство, шелководство и торговля, преимущественно вином.

На Ставрополье армяне были свидетелями совершенно другого отношения к переселенцам: отсутствие национальной и религиозной дискриминации, опасности физического уничтожения, грабежей и произвола. Наряду с этим русский народ с чувством сострадания принимал бежавших из неволи армян, проявляя внимание и благородное качество дружбы. Во многом это было обусловлено полиэтничностью данного региона.

Армяне переселялись на Ставрополье в течении всего 19 в. В середине 19 в. Ставрополь стал заметным центром армянской культуры. В 1851 г. здесь было открыто армянское училище на 30 детей. Содержала училище армянская община. В это же время была построена армянская церковь.

Большая часть прибывших из Закавказья армян стремится поселиться в городах и пригородных районах: г. Ставрополе и Шпаковском районе, в Пятигорске с посёлками Горячеводским и Свободы, Кисловодске, Георгиевске и близлежащих к ним сёлах. Это связано, прежде всего, этнопрофессионализмом армян, в Закавказье они были заняты, прежде всего, в сферах торговли и обслуживания и вели городской образ жизни.

Динамика армянского населения:

1970 г. – 30100 человек

1980 г. – 39000 человек

1989 г. – 70171 человек

1995 г. – 102400 человек

2002 г. – 149249 человек

2010 г. – 161300 человек

Рис. 2 Расселение армян на Ставрополье (2002 г.).

В начале второй половины 19 в. на Ставрополье из Турции стали, переселятся греки. На Ставрополье первая большая группа греков-переселенцев прибыла в 1864 г. Они расселились на территории нынешнего Андроповского и Минераловодского районов. В октябре 1865 г. около 100 греческих семей появилось в районе Пятигорска. Возможности размещения вновь прибывших в городе были ограничены, поэтому их расселяли в сельской местности.

По переписи 1989 г. в Ставропольском крае проживало 26828 греков. В Предгорном районе 38,6% и 16% на территории Ессентукского горсовета, в том числе 8% в г. Ессентуки; 7,9% на территории Пятигорского горсовета и 4,5% - на территории Минераловодского района.

Динамика численности населения:

1989 г. – 26 828 человек

2002 г. – 34 100 человек

2010 г. – 33 600 человек

Сегодня автономия работает над созданием музея истории быта, культуры, этнографии греков Ставрополья. Он поможет жителям нашего края больше узнать о греческом народе.

Ставропольские туркмены – это этническая группа, проживающая в степях Ставрополья с 17 в.

Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены, вышедшие 350 лет назад из Азии, представляют единую этническую общность. У них функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшееся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов – калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены считают себя северокавказскими туркменами и не смешивают себя с туркменами Средней Азии.

Связь ставропольских туркмен с их соплеменниками, живущими на территории Туркмении крайне незначительна, а их бытовой уклад и язык подверглись сильному влиянию народностей Кавказа: ногайцев, карачаевцев, калмыков и других. Естественно, двуязычие (родной язык и русский) оказалось сильнее, нежели у туркмен Азии.

Вплоть до конца 19 в. образ жизни туркменского населения основывался на родовых традициях. Но уже тогда родовое деление стало терять свое прежнее значение.

В 1854 г. было заложено первое туркменское селение Летняя Ставка, второе селение было заложено за р. Кумой Зимняя Ставка.

В степи, где кочевали туркмены, был основан ряд осёдлых аулов: в 1863г. первый осёдлый туркменский аул Большой Барханчак; в 1864 г. – аулы Малый Барханчак и Куликовы Копани; в 1865 г. – аулы Чур, Маштак-кулак, позже Шарахалсун; Озек-Суак, Айгур, Эдильбай и др.

В 1898 г. была открыта первая школа для туркменских мальчиков в Зимней Ставке на 35 человек. В начале 20 века начальные школы были открыты во всех аулах и преподавания в них велось как на русском, так и на туркменском языках.

Революция, гражданская война, голод всё это существенно сказалось на сокращении туркменского населения. Если в 1901 г. на Ставрополье туркмен было – 15925 человек, то в 1926 году их осталось 11653 человека.

В послереволюционные годы, не смотря на экономические трудности, большое внимание уделялось развитию национальной культуры, обучению детей на родном языке, ликвидации неграмотности взрослого населения.

В 1920 г. был организован туркменский район, Летняя Ставка была центром культурной и духовной жизни ставропольских туркмен. Но в 1956 г. во время кампании по укрупнению районов туркменский район был ликвидирован. Обучение в туркменских аулах велось на родном языке до 1965 г., но затем прекратилось.

В 1970 г. Туркменский район восстановили, но часть аулов остались за его пределами. Изучение родного языка восстановлено только в конце 80-х гг.

Динамика численности населения:

1901 г. – 15 925 человек

1926 г. - 11 653 человек

1989 г. – 11 337 человек

2002 г. – 13 900 человек

2010 г. - 15 000 человек.

Рис. 3 Расселение туркмен на Ставрополье (2002 г.).

Даргинцы – расселяются, прежде всего, в восточных районах края: Арзгирский, Левокумский, Нефтекумский, Туркменский, где заняты они преимущественно в животноводстве. Сейчас Ставрополье второй после Дагестана регион проживания даргинцев.

Динамика даргинского населения:

1959 г. – 748 человек

1970 г. – 6800 человек

1980 г. – 16000 человек

1990 г. – 32700 человек

1995 г. – 38300 человек

2002 г. – 40200 человек

2010 г. – 49300 человек

Рис. 4 Расселение даргинцев на Ставрополье (2002 г.).

Национально-культурные организации дагестанских землячеств отличаются культурно-просветительским характером, отсутствием религиозного экстремизма, пророссийской ориентацией, этнической лояльностью. Имея городские, региональные, краевые общины, представители дагестанских этнических групп инициируют, прежде всего, гуманитарную, благотворительную деятельность.

В последние годы в районе КМВ, в частности в Кисловодске, происходят разрастание карачаевской диаспоры и формирование национальной карачаевской интеллигенции.

1989 г. – 13 210 человек

1995 г. – 1 198 человек

2002 г. – 15 146 человек

2010 г. – 15 600 человек

Динамика татарского населения на Ставрополье:

1989 г. – 10455 человек

1995 г. – 13800 человек

2002 г. – 12988 человек

2010 г. – 11800 человек

Цыгане– представляют собой замкнутую этническую общность. Для них характерно расселение компактными группами и стойкий этнопрофессионализм (гадание, кузнечное дело, попрошайничество).

На Ставрополье цыгане начали селиться в конце 18 – начале 19 вв. Первоначальным местом их расселения было с. Надежда. По переписи 1989 г. в крае проживало 13313 цыган. В настоящее время цыгане расселены повсеместно. Их наиболее значительные общины проживают в Минеральных Водах, Невинномысске, их пригородах, а так же Изобильненском, Новоалександровском, Александровском, Благодарненском, Георгиевском, Кировском, Красногвардейском, Предгорном, Советском, Шпаковском районах.

Динамика численности населения:

1989 г. – 13 313 человек

2002 г. – 19 100 человек

2010 г. – 30 900 человек

3. Заключение

До наших дней традиции и обычаи разных этнических групп дошли уже в изменённом виде. Решительно отбрасываются обременительные и унизительные традиции, а новая жизнь семьи строится на более разумных началах, на примере равенства людей, на принципе равноправия мужчин и женщин. В виду полиэтничности края происходит смешение традиций. Сегодня соблюдение некоторых традиций, обычаев и обрядов происходит лишь ради забавы (например, свадьбы). Практические в первоначальном виде до нас донесли свои традиции армяне, чеченцы, даргинцы, карачаевцы и цыгане. В последнее время происходит возрождение казачества, как этноса, со своей культурой, со своими обычаями и традициями. Работа всех национально-культурных автономий Ставропольского края направлены на возражение и сохранение традиций своего народа.

14-19 в.н.э. – монгольские народности, туркмены.

Калмыки - древний народ монгольского происхождения. Ближайшими предками калмыков были ойраты - западные монголы, издревле обитавшие в Джунгарии и западных областях Монголии.

Туркмены - древний азиатский народ, издавна кочевавший в восточном Прикаспии. В 1657 г. несколько родовых групп туркменских племен (основное огузское племя чондур), теснимые хивинскими ханами, двинулись с территории Средней Азии (полуостров Мангышлак) вдоль берега Каспийского моря на север к Волге и далее на Северный Кавказ, где первоначально туркмены кочевали вместе с калмыками. Новые группы туркмен продолжали прибывать на степную территорию Северного Кавказа в 18 - начале 19 в., достигнув берегов рек Калауса, Кумы, Чограя. Основная часть ставропольских туркмен - потомки переселенцев 17 века. В 1825 г. в составе Кавказской области было организовано Туркменское (Трухменское) Приставство. Пристав располагался в селении Летняя Ставка. Долгое время туркмены сохраняли родовое деление. В настоящее время ставропольские туркмены проживают в селах и аулах Ипатовского, Туркменского Благодарненекого, Арзгирского и Нефтекумскго районов Ставропольского края.

Что ж дамы и господа, вот и подошла к концу эта замечательная статья. Надеюсь вы почерпнули некоторые знания от меня, а я с удовольствием выслушаю как объективные, так и необъективные Ваши комментарии.

С Вашего позволения, позвольте откланяться, всех Вам благ и до следующих встреч.

Читайте также: