Сообщение что такое классический вид искусства

Обновлено: 05.07.2024

Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил наивысшее развитие. Но свои классицисты были и в других странах — это направление приобрело европейскую значимость. Особой формой считается русский классицизм, возникший при Екатерине II. Поскольку в Европе в это время уже наступила эпоха неокласицизма, русскую ветвь также иногда относят к неоклассицистической.

Характерные черты классицизма

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.

Особенности этого стиля:

  • ориентация на каноны античного искусства;
  • строгие пропорции, стройность композиции;
  • тяга к симметрии, упорядоченности;
  • геометрическая простота и чёткость линий, форм;
  • опора на логику;
  • гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;
  • следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
  • стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
  • выбор высоких, вечных тем.

Классицизм и барокко — непримиримые антиподы

Классицизм и барокко длительное время существовали бок о бок, представляя собой два полюса европейского искусства.

Жанровая иерархия классицизма

Для классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.

К высоким жанрам относили исторический, мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми.

Великие имена эпохи классицизма

Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.

Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку Лоррен подавал виды через историческую призму.

А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами, полными трагики и героики.

Русский классицизм

Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди русских художников-классицистов:

    (1735 — 1822);
  • Карл Брюллов (1799 — 1852); (1736 — 1808); (1757 — 1825); (1782 — 1836).


Древняя Греция

Что называют классикой?

В самом простом понимании искусством классического периода называют произведения искусства, которые и по сей день сохранили эстетическую ценность и имеют высшее значение совершенного художественного образца. Каждое произведение, которое относится к классике, имеет особенности, которые характерны только для них. В первую очередь это художественная правда, гуманистическое идейное содержание, ясность и совершенство. Однако традиции и характеристики классического искусства могут отличаться в разных государствах в силу присущих конкретной стране особенностей как культурного, так и исторического развития. В совокупности все мировые произведения классического периода– это наследие и достояние всего человечества. Это та база, которая ложится в основу развития современного искусства. Основные виды классических искусств - это скульптура, архитектура, изобразительное искусство, театр, философия.

классика и искусство

Классицизм

Так как современное классическое искусство напрямую связано с классицизмом, стоит разобрать это направление подробнее. Датируется этот стиль в литературе и искусстве XVII-началом XIX в., связывается данное направление с античным наследием как с нормой и идеальным образцом искусства. Начало классицизму было положено во Франции, а связывался стиль с эпохой Просвещения. Здесь имели место идеи философского рационализма, разумной закономерности мира, выражение героических и нравственных идеалов. Все образы строились в строгой организованности и базировались на логике, ясности и гармонии. Данный стиль представляет собой рационализм, монументальность, простоту, благородство и уравновешенность.

Что касается жанров, то здесь их делили на три категории: высокие, низкие, мифологические. К первой категории можно отнести такие направления, как трагедия, ода, живопись. Ко второй – комедию, пейзаж, басни, портрет. И к мифологической только тематика истории и религии. Имена, с которыми мы связываем классицизм в философии – Р. Декарт, Ж. Б. Мольер, Н. Буало; в литературе – Вольтер, Гете, Шиллер, Ломоносов; в театре – Шанмеле, Лекен, Нейбер, Дмитриевский; в музыке-опере Ж. Б. Люлли, К. Глюка, в художественном мастерстве – К. Лоррен, Б. Пигаль, М. И. Козловский, Г. Шадов.

классическая скульптура

Культура Древней Греции

Древнегреческая культура – это основа классического искусства. Определяется она как совокупность достижений как в материальной, так и в духовной сферах общества Древней Греции. Особенность культуры Древней Греции в том, что на протяжении всего периода своего существования она носила сугубо мифологический характер.

художественное мастерство

Основа

Так сложилось исторически, что сюжеты мифов стали базой для классического искусства. В первую очередь стоит упомянуть о мифах и легендах Эллады. Именно на их основе росло и развивалось искусство Древней Греции. И если в других странах мифология изображала человека в постоянной борьбе за господство над природой, то в Греции все было совсем по-другому. Здесь в основу лег конец сил и стихий природы, имевших власть над человеком.

Благодаря древнегреческим мифам природа начала восприниматься такой, какая она есть на самом деле, без постоянной борьбы, с присущими ей тайнами и опасностями. И в этих легендах человек оказывал сопротивление стихиям, но не посредством колдовства, магии, обожествления каких-либо идолов.

Жизнь представлялась не только как борьба, людям пытались донести, что главное в жизни – это радость. Поэтому, в отличие от мифологии других народов и культур, греческое классическое искусство всегда озарялось улыбкой спокойствия и радости. Воплощением страстей, которыми живет весь мир, стали боги в прекрасных человеческих образах.

Направления классического искусства

Древнегреческая культура имела две основные области – философию и искусство. Первым представителем философии Древней Греции считается Фалес Милетский. Его исследования касались первоосновы всех вещей, он искал ответы на самые животрепещущие вопросы в логическом объяснении фактов, а не в деяниях божеских.

Следом за Фалесом Милетским появились учения Анаксимна и Анаксимандра, Гераклита, Демокрита, а затем и Платона с Аристотелем. Со временем греческие философы и вовсе перестали использовать мифологию, как объяснение своих идей. В дело все прочнее входили факты и умозаключения. Однако, несмотря на это, они все также укладывали свои мысли в образы языка мифологии. Наряду с философией в Древней Греции начали развиваться и первичные формы научных знаний – это астрономия, математика, медицина.

древний рим

Греческое искусство — это человек

Цель классического искусства в том, чтобы отразить все без исключения возможности человека. На этом основывались любые сферы и искусства, и поэзии, и философии, и науки. Впервые в истории человечества произошло осознание того, что человека – высочайшее творение природы. Древнегреческая культура стала основой развития всего человечества, именно поэтому ее называют классической, именно поэтому она имеет огромный вес и по сегодняшний день.

Давайте посмотрим на изображения куроса (юноши) и коры (девушки). Это древнегреческие скульптуры периода архаики (древности). Так древние греки изображали людей в VII веке до новой эры.

Сравнили? А теперь посмотрим на два ещё более поздних скульптурных портрета классической эпохи. Сравните их с работами Поликлета! Что меняется?

Архаические портреты вообще мало похожи на живых людей, а у Поликтета весьма похожи! Но, если сравнивать Поликтета с более поздними портретами, то видно, что поздние как-то живее, что ли… Говоря научным языком, в них меньше условности.

А теперь давайте посмотрим на работы современных скульпторов… Что мы видим?

Снова больше условности! Это уже больше на архаичных куроса и кору похоже, чем на живых людей!

Но следует помнить, что у разных эпох были свои классики и свои представления о классическом. Об этом мы будем рассказывать в следующих выпусках. Следующая статья будет посвящена Эпохе Возрождения.

ПРИМЕЧАНИЕ: греческая скульптура и греческая керамика, а также греческая живопись, как общепризнанно считается, превосходят римские. Греческая архитектура также является основой для римской архитектуры, хотя римские инженеры добились значительных успехов в использовании греческих материалов и методов. Тем не менее, значительная доля греческих скульптур и других произведений известна нам только по римским копиям, в то время как римские здания также значительно пережили греческие сооружения. Знать римское искусство значит знать много о греческом искусстве.

Характеристики классического стиля

Хотя оно и варьируется от жанра к жанру, классическое искусство славится своей гармонией, балансом и чувством пропорции. В своей живописи и скульптуре оно использует идеализированные фигуры и относится к своим предметам не анекдотично, эмоционально нейтрально. Цвет всегда подчинен линии и композиции. Как правило, он недооценен – ​​обработка безлична до степени анонимности – и он стремится достичь гармоничного и созерцательного эффекта. Классическая архитектура строго регулируется математическими пропорциями. Греческие дизайнеры, например, использовали точные математические расчеты для определения высоты, ширины и других характеристик архитектурных элементов. Более того, эти пропорции будут слегка изменены – например, некоторые элементы (колонны, капители, базовая платформа) будут сужены – для создания оптимального визуального эффекта, а не для скульптуры. Среди величайших представителей классицизма: (1) Архитектура : Донато Браманте и Андреа Палладио; (2) Живопись : Рафаэль, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр; (3) Скульптура : Микеланджело и Антонио Канова.

История классицизма

Средневековый классицизм (800-1400 г.г. н.э.)

Классицизм периода Ренессанса (1400-1600)

Барочный классицизм (1600-1700)

Неоклассицизм (c.1780-1850)

Классицизм 19-20 веков

ПРИМЕЧАНИЕ: Все периоды классицизма разделяют определенное почтение к художественным ценностям античности, хотя они значительно различаются в их интерпретации этих ценностей, в зависимости от эпохи, а также жанра (архитектура, живопись, скульптура). Кроме того, некоторые современные классицисты меньше восхищаются материальными формами антиквариата и гораздо больше восхищаются его сущностью . Например, кубизм рассматривается как классицистская идиома, поскольку он делает упор на структуру и форму, его основу в геометрии и его искомый эффект, который обычно гармоничен и созерцателен.

Знаменитые образцы классического искусства

Живопись

Клятва Горация (1784) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.

Смерть Марата (1793) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.

Купальщица Вальпинкон (1808) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.

Большая одалиска (1814) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.

Большие купальщики (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905) Сезанна.
Национальная галерея, Лондон; Музей Искусств, Филадельфия; Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.

Две обнаженные (1906) Пикассо.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Неопределенность поэта (1913) де Кирико.
Коллекция Тейт, Лондон.

Песня о любви (1914) Де Кирико.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Тайна и тоска улицы (1914) де Кирико.
Частная коллекция.

Пьяный джентльмен (1916) Карло Карра.
Частная коллекция.

Сидящая женщина (1920) Пикассо
Музей Пикассо, Париж.

Большая купальщица (1921) Пикассо.
Музей оранжереи, Париж.

Механик (1920) Фернана Леже.
Национальная галерея Канады.

Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921) Фернана Леже.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Обнаженная на красном фоне (1923) Фернана Леже.
Художественный музей, Базель.

Давайте посмотрим на изображения куроса (юноши) и коры (девушки). Это древнегреческие скульптуры периода архаики (древности). Так древние греки изображали людей в VII веке до новой эры.

Сравнили? А теперь посмотрим на два ещё более поздних скульптурных портрета классической эпохи. Сравните их с работами Поликтета! Что меняется?

Архаические портреты вообще мало похожи на живых людей, а у Поликтета весьма похожи! Но, если сравнивать Поликтета с более поздними портретами, то видно, что поздние как-то живее, что ли… Говоря научным языком, в них меньше условности.

А теперь давайте посмотрим на работы современных скульпторов… Что мы видим?

Снова больше условности! Это уже больше на архаичных куроса и кору похоже, чем на живых людей!

Но следует помнить, что у разных эпох были свои классики и свои представления о классическом. Об этом мы будем рассказывать в следующих выпусках. Следующая статья будет посвящена Эпохе Возрождения.

Читайте также: