Сообщение брейгель вавилонская башня

Обновлено: 05.07.2024

Среди всех произведений мирового изобразительного искусства картина Брейгеля "Вавилонская башня" занимает особое место. Главная её особенность заключается в том, что именно в соответствии с изображённым на ней большая часть человечества представляет себе, как выглядело одно из самых ярких событий Ветхого завета.

Из истории шедевра

Достоверно известно, что "Вавилонская башня", картина выдающегося голландского живописца шестнадцатого века Питера Брейгеля Старшего, была написана им в 1563 году. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Первый из них в настоящее время находится в Музее истории искусств в столице Австрии, а второй экспонируется на родине художника, в Музее Бойсманса-ван-Бёнингема в Роттердаме. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Кроме того, он имеет более тёмную цветовую гамму, на нём изображено меньше действующих лиц. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.

Что видит на картине зритель?

Картина "Вавилонская башня" Питера Брейгеля открывает перед зрителем загадочный образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения. Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя. Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная убедительность, с которой оно выстроено.

картина вавилонская башня

Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. И это не оставляет ни малейших сомнений в том, что подобное сооружение реально могло быть построено. Башня представляет единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Картина "Вавилонская башня" запечатлела строителей до того момента, когда разгневанный Всевышний Творец своей волей остановил воплощение их проекта в жизнь. Они ещё не знают о том, что Башня не будет достроена, и деловито карабкаются вверх со стройматериалами и инструментами. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Интересно отметить, что фоновый пейзаж с рекой и лодками мало напоминает древнюю Месопотамию, где, согласно первоисточнику, строилась башня. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.

Библейская основа сюжета

Самое подробное описание картины "Вавилонская башня" мало что может рассказать зрителю, не осведомлённому в библейской истории. Причём в той её части, которая в православной традиции именуется как "Ветхий завет". Картина Брейгеля "Вавилонская башня" имеет источником своего вдохновения Книгу Бытия, первую из Пятикнижия Моисея. Этот ветхозаветный пророк традиционно почитаем в христианстве наряду с апостолами и евангелистами. Это фундаментальное произведение лежит в основе трёх мировых религий.

вавилонская башня картина

Разумеется, картина Брейгеля "Вавилонская башня" посвящена лишь одному конкретному эпизоду этой книги. Он повествует о том, как люди дерзнули помериться в своей созидательной мощи с Богом и вознамерились построить большой город с башней до небес в его центре. Но Всевышний Творец пресек это намерение, смешав языки горожан, в результате чего те перестали понимать друг друга. И строительство остановилось. Притча эта иллюстрирует всю тщетность человеческой гордыни по отношению к Богу.

Поездка в Рим

Картина "Вавилонская башня" являет зрителю очень большое количество архитектурных подробностей. Сложно представить себе, что все они были взяты художником из собственного воображения. Тем более что на его родине, в Голландии, подобная архитектура отсутствует. И действительно, из исторических источников известно что в 1553 году Питер Брейгель Старший совершил визит в Рим, где производил зарисовки античной архитектуры.

картина брейгеля вавилонская башня

В первую очередь его внимание привлек Колизей. Именно его очертания легко узнаются в Вавилонской башне. На Колизей она похожа не только внешней стеной, но и всей тщательно прорисованной внутренней конструкцией. Внимательный зритель без труда найдёт много сходного в аркадных ярусах, колоннадах и двойных арках обоих архитектурных сооружений - вымышленного и реального. А для поиска различия между ними стоит обратить взор на восток, в сторону Древнего Междуречья.

Образы Древней Месопотамии

Многими исследователями древней истории было замечено, что "Вавилонская башня", картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии. Для уникальной культуры этой древней страны, расположенной в междуречьи Тигра и Евфрата, характерна именно такая архитектура.

 вавилонская башня картина питера брейгеля

На территории современного Ирака до сих пор можно найти зиккураты - древние культовые сооружения. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Она имела мистический смысл и ритуальное значение - по ней люди поднимались к небесам. Конечно же, по своей величине никакие зиккураты не могут конкурировать с Вавилонской башней. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Это совпадение не может быть случайным. Таким образом, картина "Вавилонская башня" отражает архитектурные образы двух древних цивилизаций - Рима и Месопотамии.

Отражения и преломления

"Вавилонская башня", картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. На протяжении своей почти полутысячелетней истории она много раз копировалась, пародировалась и переосмысливалась другими художниками различных эпох.

описание картины вавилонская башня

В частности этот образ можно наблюдать в экранизации знаменитого романа Толкиена "Властелин колец". Именно картина "Вавилонская башня" Питера Брейгеля послужила источником вдохновения для художников фильма. С неё срисован город Минас Тирит, где происходит один из важнейших эпизодов культового повествования.

Картина, размером 114х155см, ныне хранится в Музее истории искусств в Вене.
Картина, которая уже несколько веков не дает покоя исследователям, вызывает восхищение любителей и знатоков живописи. Картина, которую можно разглядывать снова и снова, и каждый раз находить в ней что-то новое. Картина, наполненная глубоким смыслом, напичканная символами, заполненная множеством деталей.

Прежде чем перейти к рассматриванию картины, хочу сделать небольшое отступление. История Вавилонской башни до XVI века практически не интересовала художников. Встречаются только книжные миниатюры. Да и в самой Библии эта история несколько необычна. Кто хоть немного знаком с текстом Ветхого завета знает, что рассказ о Вавилонской башне как бы искусственно вставлен в текст. Идет рассказ о потомках Ноя, а потом небольшим кусочков вклинивается история о строительстве Вавилонской башни. Затем вновь идет перечисление имен потомков.

И вот, фламандский художник Питер Брейгель Старший обращается к теме Вавилонской башни. Этот библейский сюжет интересовал его долго, желание воплотить его на холсте пришло не в одночасье. Недаром же я начала свой рассказ о картине с поездки художника в Италию. По крайней мере, десять лет мечтал Брейгель о создании этого полотна.
Вавилонской башне, занимающей центральное место на картине, узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками.

Датируется картина тем же 1563 годом, и до сих пор исследователи не могут прийти к окончательному выводу: какая же из картин была написана первой?

Но вернемся к той, о которой я и начала рассказывать. И опять обратимся к истории. Почему же Брейгель все-таки взялся за этот, мягко говоря, непопулярный в то время сюжет?
Середина 16 века… Антверпен, жителем которого и являлся Брейгель, к этому времени превратился в один из самых густонаселенных и экономически развитых городов Европы. В него стекались толпы народа: многонационального, со своими устоями и порядками.

И Брейгель, как чуткий свидетель своей эпохи, изобразил не просто библейский сюжет, а современное ему положение дел. Что может случиться с его городом, объединившим множество разрозненного народа? Не падет ли он под грузом непонимания, как та несчастная башня?

О современности картины, о привязанности её к определенному месту говорят многие элементы.
Пейзажи, что окружают город и Башню, напоминают голландские. Поля, холмы, широкая, извилистая река, проложенные дороги, мельница, - все это знакомо и узнаваемо.

И все прописано до мелочей. Как и делал всегда Брейгель. По реке плывет корабль, по дорогам идут люди, среди деревьев притаились домики.
Даже видны коровы, пасущиеся на лугу справа от башни.

Через город протекает река. По мосту едет повозка, женщины стирают белье, рядом расположилась небольшая водяная мельница. Если внимательно приглядеться, то можно даже заметить занавески в некоторых окнах.

С приближением к зрителю картинки жизни города становятся все более реальными.
Во дворе дома люди что-то сажают в огороде, у реки стоит колодец-журавль.


Брейгель в своих работах всегда выражал критику и власть имущим, и церкви. Будучи неравнодушным очевидцем бурного экономического расцвета своей страны и той напряженнейшей борьбы, которую она вела против испанской короны и церковного гнета, художник категорически отказывался писать портреты и обнаженную натуру, несмотря на заманчивые дорогостоящие заказы. Его главными героями всегда были безликие простые люди голландских провинций, что по тем временам было вызовом существующим устоям и в художественной среде, и в обществе.

Подробнее о гениальном художнике и его пристрастиях вы можете прочесть в публикации: Питер Брейгель Мужицкий: Почему известный художник отказывался от заказов и одевался, как бедняк.

Немного о сюжете картины

До находки в начале ХХ века развалин Вавилонской башни её изображали в виде спирали, а позже - в виде зиккуратов.

До находки в начале ХХ века развалин Вавилонской башни её изображали в виде спирали, а позже - в виде зиккуратов.

Многие тут же зададутся вопросом: так существовала ли в действительности Вавилонская башня, или это библейский вымысел? Разумеется, Вавилонская башня реально существовала. Благодаря раскопкам, было установлено ее местоположение и примерное устройство. Башня не имела определенной структуры, а представляла собой настоящий архитектурный хаос из лестниц, окон и комнат.

Вавилонская башня как символ эпохи, в которой жил Брейгель

До 16 столетия тема Вавилонской башни практически не привлекала внимания западноевропейских художников. Однако позже ситуация изменилась в корне. Эта тема затронула многих нидерландских мастеров, в частности Питера Брейгеля Старшего. Одной из причин был экономический расцвет Голландии и рост городов за счет переселения в них иностранцев и сельских жителей.

Так, к примеру, Антверпен, который изобразил на своем полотне Брейгель, был наводнен иностранцами. Приморские города стремительно росли, они были переполнены приезжими торговцами и проповедниками разных конфессий. Только за первую половину 16 века население города удвоилось, и по сути город являл собой ту самую разноязыкую Вавилонскую башню. Ко всему прочему городское население уже не было объединено одной церковью: католики, протестанты, лютеране и баптисты - все жили вперемешку. Суета, незащищенность и тревога охватили несчастных жителей Нидерландов. И как тут было не вспомнить о библейской истории про легендарную Вавилонскую башню, которая в ту эпоху стала одой из самых популярных образов в искусстве.

Образ Вавилонской башни в живописи Брейгеля

Эти живописные произведения Брейгеля являются, пожалуй, самым ярким визуальным воплощением той далекой эпохи и в плане политики, и религии, и бытия.

Подробнее о картине

При внимательном аналитическом рассмотрении полотна Брейгеля можно увидеть, как композиционно художник расположил строительные участки и работы, проходящие на них: на переднем плане — строительство ведется вручную, выше — используются длинные жерди для перемещения каменных плит, еще выше — подъемные приспособления и более мощные краны. По одной из версий историков: таким образом, Брейгель показал развитие строительной техники по эпохам.

Башня возводится строителями весьма неравномерно. Нижние ее этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть ее жителей. Подняв взгляд выше, видим, что наиболее активно строительство идет на средних ярусах, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Поэтому у зрителя создается впечатление, что люди, отчаявшись возвести башню высотою до небес, решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности. Таким образом, художник хотел подчеркнуть, что башне суждено строиться вечно.

По задумке Брейгеля эта несогласованность в действиях, придающая башне сюрреалистический вид, говорит о том, что кара господня уже настигла мастеров: разделение языков свершилось, и они начали строить каждый по своему представлению. По итогу разобщенность приведет к тому, что строительство вряд ли будет доведено до завершения и кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками загордившихся людей.

Нимрод - главный персонаж

На переднем плане в левом нижнем углу картины мы видим традиционно брейгелевскую жанровую сценку: библейский царь Нимрод со свитой, по заказу которого возводилась башня, посещает стройку. Чванливый владыка приехал проинспектировать ход строительства и нагнать страху на трудяг. Судя по тому как перед ним упали на колени каменотесы, это ему удалось. К слову, библейский персонаж очень уж похож на вельможу из XVI века, и не случайно. Живописец всеми средствами намекает на Карла V, отличавшегося в бытность Брейгеля особым деспотизмом.

Создавая это полотно, Брейгель в который раз выступил пророком. В образе Вавилонской башни художник отразил свое представление о судьбе монаршего дома Габсбургов. Заглянув в историю, вспомним, что при Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов.

Никто из европейских монархов, ни до, ни после, не имел так много титулов. Одних только королевских корон у Карла было формально более десятка — он одновременно был королём Леона, Кастилии, Валенсии, Арагона, Галисии, Севильи, Мальорки, Гранады, Наварры, Сицилии, Неаполя, Венгрии, Хорватии и прочее, а также королём Германии, Италии и Бургундии и титулярным королём Иерусалима.

 Молодой Карл V. Автор: Бернарт ван Орлей. Лувр. / Карл V. Автор:Пантоха де ла Крус, Хуан.

Однако в 1556 году Карл отрекся от короны в пользу сына Филиппа, сложив с себя все титулы и испанскую корону. А сам удалился в монастырь. И это огромное государство, подобное Вавилонской башне под собственным весом начало распадаться.

Мораль, заложенная гением

Подытоживая вышесказанное, сам собой напрашивается вывод: Башня - это сама История человечества. Она подобна дереву, возраст которого определяют по годовым кольцам, каждый ее этаж является итогом определенной эпохи в развитии общества. И любопытный момент: пока мы строим новые этажи, приходится постоянно ремонтировать, переделывать или обновлять старые, которые подтачивает и разрушает неумолимое время.

У Питера Брейгеля каждая работа это кладезь метафор, аллегорий, загадок и пословиц. Так в картине "Фламандские пословицы" Брейгель умудрился зашифровать более ста пословиц .
[/URL]

P.S. Современная башня Бурдж Халифа

Со времен, которые описывает библейская история, прошло более 5000 лет. От исторического города Вавилон (территория современного Ирана) не осталось и следа. Однако дерзкая попытка "сделать себе имя" была предпринята уже нашими современниками в городе Дубае. Построенный в январе 2010 года небоскреб с помощью европейских архитекторов, стал самым высоким зданием в мире. Его высота поражает воображение — 828 метров, вместивших 163 этажа и гигантский шпиль, венчающий башню.

Когда речь заходит об одном из самых известных событий, описанных в Ветхом Завете – строительстве Вавилонской башни – многие люди представляют его именно так, каким оно изображено на знаменитой картине Брейгеля Старшего. Именно поэтому полотно это считается уникальным творением, занимающим особое место в мировом искусстве.

История создания

Нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего неслучайно называют истинным гением своей эпохи. Он виртуозно изображал события, описанные в библейских текстах, превращая их в некий “хрестоматийный” вариант картин. Далеко не каждый художник имел счастье быть оценённым современниками, но Брейгелю повезло.

Сложно сказать, зачем художник копировал собственное творение. Возможно, то были пробные варианты. А, быть может, он работал на заказ, множа своё знаменитое творение. Подобная практика была не редкой в те времена.

Знаменитое предание

Вавилонская башня стала одним из самых популярных библейских образов. И до Брейгеля художники нередко обращались к сюжету о её строительстве, однако именно его творение затмило все предыдущие и последующие. Но перед знакомством с самой картиной я бы хотела вспомнить предание, которое особенно любил живописец.

Согласно текстам Ветхого Завета, потомки Ноя, выжившие после Потопа, разбрелись по земле Сеннаар. Люди строили города и ощущали своё могущество.

В какой-то миг они захотели вознестись до небес и превзойти самого Бога. Для этого требовалось построить огромной высоты башню, что проложила бы путь в небо.

Но, конечно, Бог не собирался терпеть столь дерзкий вызов. На людей он наслал страшную и поразительную кару. Вместо одного языка, существовавшего прежде, появилось многообразие наречий. Оно не позволяло строителям понимать друг друга. На земле воцарился хаос, что разбил людей на разные племена.

Не понимая друг друга, они не могли продолжать общее дело, а сама Вавилонская башня стала олицетворением зыбкости и слабости человеческой власти перед лицом Господа.

Средства на строительство Вавилонской башни были выделены жестоким и своенравным правителем – царём Нимродом. Если посмотреть на передний план картины Брейгеля, то можно увидеть как раз этого царя, который вместе со свитой приехал к месту работ. Простой народ падает перед ним ниц, а сам Нимрод полон самодовольства.

Изображая Нимрода, живописец всеми средствами намекает на Карла V, отличавшегося особым деспотизмом

Изображая Нимрода, живописец всеми средствами намекает на Карла V, отличавшегося особым деспотизмом

Тайные символы

Нимрод был жестоким и гордым царём. Примечательно, что именно в его образе живописец видел прототип Карла V, чьё правление также отличалось деспотизмом.

Строители трудятся не покладая рук

Строители трудятся не покладая рук

Художник в своей картине явно утверждает, что монархия, построенная на попытке сломить простой народ, запугать людей, не продержится долгое время. Сама Вавилонская башня Брейгеля выступает аллегорией монархии Габсбургов.

Не менее интересно и изображение мастеровых. На переднем плане мы видим инструменты для ручного применения, далее следуют жерди и опоры, за ними идут блоки, а завершают перечень установки, напоминающие краны. Многие исследователи и ценители творчества Брейгеля считают, что именно так живописец продемонстрировал развитие строительной техники.

Художник показал развитие строительной техники по эпохам

Художник показал развитие строительной техники по эпохам

Сама Вавилонская башня на картине напоминает нагромождение этажей, всевозможных уровней и элементов. Если её основа напоминает Колизей, то верхние ярусы уже представляют некий строительный хаос. При этом логика строителей с каждым новым этажом теряется.

На мой взгляд, именно так Брейгель показал, что постепенно мастера переставали понимать друг друга, из-за чего башня превращалась в весьма странное и нелепое сооружение.

Башня кренится и распадается уже в процессе строительства. Её будут строить вечно и никогда не достроят

Башня кренится и распадается уже в процессе строительства. Её будут строить вечно и никогда не достроят

Надо сказать, что в малом варианте картины этой особенности нет – она вполне последовательно строится, а сама по себе представляет гармоничное, но незавершённое здание. Без сомнения, в крупноформатном творении Брейгель решил максимально отразить необыкновенные символы и аллегории.

Читайте также: