Сообщение о венских классиках 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

* Авст рийский композитор, предс тавитель венской классической школ ы, один из основоположников таки х музыкальных жанров, как сим фония и струнный квартет. Соз датель мелодии, впоследствии лёг шей в основу гимнов Германии и Ав стро-Венгрии.

В. Моцарт (1756-1791)

* Авс трийский комп озитор и исполнитель-виртуоз, прояв ивший свои феноменальные спосо бности в четырёхлетнем возра сте. Моцарт является одним из самы х популярных классических ком позиторов, оказавшим глубокое вли яние на дальнейшую западную муз ыкальную культуру.

Твор ческое наследие 1 9 опе р, около 50 симфоний, 27 концертов для кл авира с оркестром, 5 концертов для скрип ки с оркестром, многочисленные конце рты для флейты, фагота, кларнета, валто рны, арфы в сопровождении орке стра, 27 струнных квартетов, 9 стру нных квинтетов, 17 сонат для клавира, 43 с онаты для скрипки и клавира, а также фан тазии, вариации, рондо, менуэты для кла вира (одно перечисление которых за ймет немало времени) и, наконец, - бе ссмертный "Реквием".

Л. Бетховен (1770-1827)

Неме цкий композитор, которого неред ко считают величайшим творц ом всех времен. Его творчество относ ят как к классицизму, так и к рома нтизму; на самом же деле оно вых одит за рамки подобных опр еделений: сочинения Бетховена - пре жде всего выражение его ген иальной.




Венские классики вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы музыкального жанра. Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

Общая характеристика эпохи

Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. XVIII - первая половина XIX века ознаменовались серьезными политическими потрясениями, войнами, которые в буквальном смысле перевернули карту Европы и оказали сильнейшее воздействие на умы современной интеллигенции и образованных кругов общества. Не стали исключением и венские классики. Например, общеизвестен тот факт, что наполеоновские войны очень сильно повлияли на творчество Бетховена, который в своей знаменитой 9 симфонии ("Хоральной") провел мысль о всеобщем единении и мире. Это был своеобразный ответ на все те катаклизмы, которые потрясли европейский континент в рассматриваемое нами время.

венские классики

Культурная жизнь

Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.

Реформа оперы

Венские классики сыграли определяющую роль в развитии всех музыкальных жанров рассматриваемого периода. Каждый из них, если можно так выразиться, специализировался на каком-либо одном стиле или музыкальной форме, но все их достижения вошли в золотой фонд мировой музыки. Глюк (композитор) был крупнейшим и одним из самых известных авторов своего времени. Его роль в развитии театра трудно переоценить: ведь именно он придал жанру оперы тот законченный вид, в котором мы его знаем теперь. Заслуга Кристофера Глюка состоит в том, что он первый отошел от понимания оперы как произведения для демонстрации вокальных способностей, но подчинил музыкальное начало драматургии.

глюк композитор

Значение

Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях, а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.

Произведения композитора

Следующий этап развития

детская симфония гайдна

Особенности творчества

Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.

Другие работы автора

Наиболее знаменитые сочинения

Общая характеристика творчества Моцарта

Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма. Однако другие считают, что венский композитор стал предвестником романтизма: ведь в его произведениях уже отчетливо наметилась тенденция к изображению сильных незаурядных образов, а также глубокая психологическая проработка персонажей (речь в данном случае идет об опере). Как бы то ни было, но сочинения маэстро отличаются глубиной и вместе с тем необыкновенной легкостью восприятия, драматизмом и оптимизмом. Они легки и доступны для восприятия каждого, но одновременно очень серьезны и философичны по своему содержанию и звучанию. Именно в этом и заключается феномен его успеха.

музыка моцарта

Оперы композитора

Венская классическая школа сыграла определяющую роль в развитии оперного жанра. Огромная заслуга в этом принадлежит Моцарту. Спектакли, поставленные на его музыку, до сих пор пользуются огромной популярностью и любовью не только истых меломанов, но и массовой публики. Пожалуй, это единственный композитор, чью музыку так или иначе знают все, даже если имеют самое отдаленное представление об его творчестве.

концерт моцарта

Отдельные произведения

венский композитор

Кратко о творчестве Бетховена

Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях. Он стал, пожалуй, самым ярким представителем романтизма. Показателен тот факт, что, обращаясь к драматическим, трагическим темам, он написал всего одну оперу. Главным же жанром для него оставались симфонии и сонаты. Ему принадлежит заслуга в реформировании этих сочинений, так же, как Глюк в свое время преобразовал оперный спектакль.

Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

Некоторые факты биографии

Он происходил из семьи музыкантов. Его отец хотел, чтобы мальчик стал знаменитым композитором, поэтому занимался с ним, прибегая к довольно суровым методам. Возможно, именно поэтому ребенок вырос мрачным и суровым по натуре, что впоследствии сказалось на его творчестве. Бетховен работал и жил в Вене, где занимался с Гайдном, но эти занятия очень быстро разочаровали и ученика, и учителя. Последний обращал внимание на то, что у молодого автора преобладают довольно мрачные мотивы, что в то время было не принято.

л в бетховен

Биография Бетховена кратко повествует также о периоде его увлечения освободительной борьбой. Наполеоновские войны он поначалу принял с воодушевлением, однако впоследствии, когда Бонапарт провозгласил себя императором, отказался от мысли писать в его честь симфонию. В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре. Биография Бетховена (кратко рассказать об этом невозможно) содержит также информацию о дружбе маэстро с выдающимися людьми своего времени. Несмотря на замкнутый и резкий характер, композитор дружил с Вебером, Гете и другими деятелями эпохи классицизма.

Наиболее известные произведения

лунная соната

Девятая симфония

биография бетховена кратко

Значение венской школы

Венская классическая школа

Моцарт — представитель Венской классической школы

Венская классическая школа была основана в Австрии в конце 18 — начале 19 в. С ней связаны три великих композитора – Гайдн, Бетховен и Моцарт, каждый из которых обладал яркой творческой индивидуальностью.

Моцарту была близка опера.

При всей индивидуальности каждого композитора обнаруживаются их общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, подлинная народность, демократизм. В их сочинениях гармонически сочетается трагическое начало с комическим, свободный полёт фантазии – с точным расчётом, ясностью, совершенством формы. Даже самое сложное содержание они выражали простым, понятным языком.

В это время переживает свой расцвет и немецкая поэзия. Лучшие мыслители и художники той эпохи выдвигают новые гуманистические идеалы. Многие из этих идеалов нашли воплощение в творчестве композиторов Венской классической школы.

Основной формой для Венской классической школы является сонатное allegro. Развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов тесно связано с развитием инструментария исполнительных ансамблей и объединений. Таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся во второй половине 18 века. Ни один инструмент, который входил в симфонический оркестр, не был новым — изменились только его функции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из осн.

австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет



ведущие инструментальные жанры венских классиков —симфония, квартет, камерны.

ведущие инструментальные жанры венских классиков —симфония, квартет, камерный ансамбль

 Австрийский композитор, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист

Австрийский композитор, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист




Немецкий композитор, пианист, дирижер

Немецкий композитор, пианист, дирижер

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 991 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.11.2015 3392
  • PPTX 2.5 мбайт
  • 106 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ковалева Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык - немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах.

Вена - центр огромной страны - вбирала в себя эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей.

Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей.

Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в столице Австрии - Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками. Классиками – потому что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.

С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. Некоторые из них нам уже известны, с другими мы познакомимся впервые.

Гайдн. Краткие биографические сведения

Основоположником классической венской школы стал Франц Йозеф Гайдн.

Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не были профессиональными музыкантами, хотя отец любил народные песни и играл на арфе, не зная нот. В пять лет Гайдн вместе с отцом пел на семейных музыкальных вечерах.

В детстве Йозеф был наделён прекрасным чистым голосом, благодаря чему был принят в качестве певчего в хор венского собора св. Стефана. В хоровой школе он многому научился, но когда начал ломаться голос, пришлось уйти. Будущий музыкант к 17 годам получил почти полное исполнительское и композиторское образование.

Гайдн зарабатывал на жизнь уроками музыки, а также игрой на клавесине, органе и скрипке. Постепенно он под опекой итальянского композитора Никола Порпоры стал сочинять собственную музыку, в том числе свои первые струнные квартеты.

В 1761 году богатый венгерский князь Пал Антал Эстерхази пригласил к себе Гайдна в Эйзенштадт в качестве вице-капельмейстера. С этого момента началась служба Гайдна у семейства Эстерхази, которая продолжалась целых три десятилетия.

В своём распоряжении композитор имел один из лучших оркестров Европы, для которого написал множество опер, сочинений духовного характера, симфоний и струнных квартетов.

Последние годы жизни Гайдн провёл в Лондоне.

Звуки музыки

Одним из создателей классического квартета является Йозеф Гайдн. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.

Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и композиторского мастерства. Они стали итогом длительного совершенствования композитора, которому в момент их создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в миноре.

Никакие квартеты не были так любимы исполнителями, как квартеты Гайдна. Так же и теперь гайдновские квартеты продолжают сохранять большой интерес и для исполнителей и для слушателей.

Слушание: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть.

Моцарт. Краткие биографические сведения

Высочайший взлёт венской школы связан с творчеством гениального Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье композитора Леопольда Моцарта. Одарённый феноменальным слухом мальчик с раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке под руководством отца.

Вскоре Леопольд Моцарт демонстрировал чудо-ребёнка при дворе архиепископа Зальцбургского, а в 6 лет мальчик уже гастролировал с концертами по всей Европе. К двенадцати годам Моцарт был автором трёх опер.

Поездки расширили музыкальный кругозор и принесли ему множество ярких впечатлений. Куда бы семья не прибыла, всюду игру юного Моцарта на клавире встречали восторженно. Маленький гений был предметом разговоров всей Европы.

Однако юный Моцарт не у всех вызывал восхищение, многие музыканты завидовали ему или относились с недоверием. Так, в городе Болонье местные музыканты устроили Моцарту настоящий экзамен - предложили сочинить фугу. Обычно на это уходило несколько часов. Моцарт же справился с ним всего за полчаса. После этого юный композитор был избран членом Болонской музыкальной академии.

После триумфальных поездок по Франции и Италии он вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако Моцарт пришёлся там не ко двору. Ему завидовали другие музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его гордый характер. Тем не менее, Моцарт много работал и именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в услужении, и он ушёл в отставку.

В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты. С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы итальянских композиторов или их подражателей.

Композитор так и не смог добиться большого достатка, постоянно находился в долгах и вынужден был браться за любые заказы. Кроме того, тяжёлая болезнь подтачивала его силы.

Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.

Бетховен. Краткие биографические сведения

Ещё одним великим представителем венской школы является Людвиг ван Бетховен.

Детство Бетховена прошло в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошёл по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Людвиг прошёл хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живёт в Вене. Вскоре он приобрёл славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжёлый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжёлый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжёлые переживания и огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

Тяжёлое заболевание, потребовавшее нескольких операций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В день его похорон были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого музыканта шла двадцатитысячная толпа людей.

Звуки музыки

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.

Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.

Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал.

Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.

По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Девятая симфония с её финальным призывом стала идейным завещанием человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Вопросы и задания:

  1. Какого из великих композиторов называют венскими музыкальными классиками?
  2. Чем объясняется такое определение?
  3. Расцвет каких музыкальных жанров связан с творчеством венских классиков?
  4. Назовите состав классического (струнного) квартета.
  5. Что отличает звучание квартета Й. Гайдна – единство, слаженность или их отсутствие?
  6. Черты песенности, танцевальности или маршевости очевидны в музыке Й. Гайдна?
  7. Ария Царицы ночи – это ария мести. Послушайте арию. Только ли драматический характер присущ ей? Подумайте, почему?
  8. Какое произведение венчало собой творчество Л. Бетховена?
  9. Кто автор стихов, положенных в основу финала Девятой симфонии?
  10. Каков характер финала Девятой симфонии?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Ода к радости. Симфония № 9 (финал), mp3;
Гайдн. Струнный квартет ор. 76 № 2, IV часть , mp3;
Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы Волшебная флейта , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Читайте также: