Символический образ тюрьмы в лирике лермонтова сообщение

Обновлено: 04.05.2024

Тема свободы очень важна для Лермонтова. Его собственный характер отражается в творчестве.

Сочинение на тему Тема свободы в творчестве Лермонтова

…Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему?

Ведь в стихотворении поэт выражает своё отношение к жизни. Это он представляет себя, как мотается по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле.

А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом своей жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего.

Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный ребёнок, наконец, обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.

3 вариант

В каждом произведении Лермонтова затронута тема свободы. В основном свобода упоминается в стихотворениях поэта. Михаил Юрьевич как будто сам ищет свободу, все герои его произведений заточены в “клетке”, лишены свободы. Возможно, на произведения повлияла ссылка поэта, он бесконечно желает вырваться на свободу, чем медленно погибать в сырой темнице. Михаил Лермонтов очень разносторонний поэт, но, несомненно, тема свободы была основной. Лермонтов не боится выражать своё отношение к свободе в произведениях, показывать чувства. Свою любовь, близость к Кавказу он никогда не скрывал, а наоборот старался показать читателю. Свободный народ Кавказа воодушевляет Лермонтова, эта любовь проявляется в поэме и стихотворениях. Горы Кавказа, чистый воздух, равнины, люди оставили глубокий след в его жизни.

Михаил Лермонтов точно определил для себя, в чем будет заключение произведений, какой в них смысл, что нужно донести до читателя. Он не пытался быть похожим на других писателей, у которых была одна одинаковая тема. Он стремится к высшим чувствам, совершенству, взаимосвязи между людьми. Настоящее счастье для человека - свобода. Герои произведений Лермонтова между собой взаимосвязаны, у них есть что-то общее. Они также как и сам автор протестуют против общественного мнения, жестокости, несправедливости, и т.д. Детские годы оказали влияние на творчество молодого поэта. Одиночество, разлука, вечная борьба, без которой не обходится ни одна поэма или стихотворение. Именно для молодого поколения Лермонтов пытается научить ценить время, свободу, любовь к Родине. Ему не нравилось то, как молодые люди беспечно относятся к жизни, отсутствие целеустремлённости, проводят время в одиночестве. Большинство из его стихотворений посвящены людям, оставшимся в одиночестве.

Лермонтов был военным человеком, и соответственно писал стихи посвящённые отчизне. Он писал о несправедливости в царской России, общественность была категорически настроена против него, но поэт остался при своем мнении. Лермонтов так же как и его герои произведений вольный человек, любящий Родину, волевой характер, гордость и одиночество соединились в одном человеке. С одной стороны Лермонтовские герои романтичные, а с другой стороны они проявляют упорство, борьбу за то, во что верят. Для Лермонтова свобода это что-то большее, что-то предназначенное свыше. Без свободы нет настоящей жизни. Свобода - основная тема многих произведений Михаила Леомонтова.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема свободы в лирике Лермонтова

Популярные сегодня темы

Одним из основных персонажей произведения является Варвара Михайловна, ставшая приемной дочерью главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской.

Первым главным персонажем является отец мальчика, который всевозможными способами стараются спасти его и как можно скорее прибыть в город

Хотя рассказ Бунина Цифры имеет довольно простое содержание и композицию, он говорит о по-настоящему значимых аспектах человеческого существования. Перед нами конфликт между отцами и детьми

Образ сырой, холодной тюрьмы (монастырь у Мцыри, клетка в "Узнике").
Образ свободы как главной жизненной ценности.
Образ смерти (В "Узнике" орёл клюёт кровавую пищу, что, конечно,
не говорит о вечной жизни; Мцыри гибнет у стен монастыря).
Образ жестокого хищника (барс и орёл). символический образ
молодого, одинокого человека, томящегося в клетке (которая
олицетворяет светское общество, его устои и монастырь как тюрьма
для Мцыри), мечтающего воссоединиться с природой.

Обида на бабушку, которая сжила со света мать поэта в раннем его детстве; и самого Лермонтова держала в ежовых рукавицах (хотя и безумно любила внука).

Не издевайтесь над мальчиком. Он уже получил ответ в своем предыдущем вопросе, а если поверит вам и в школе повторит вашу версию, его поднимут на смех.

Верхом в разработке этой темы явилась поэма «Мцыри"..

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ТЮРЬМЫ

В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

Знания на уроке: тема узничества (тюрьмы, плена) в лирике Лермонтова.

Словарная работа: символический образ.

I . Опрос домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно;

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию — презренные рабы.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучном нам роскошные забавы

III. Чтение стихотворения учащимися.

Задание. Прочитайте вслух первое четверостишие. Назовите заложенные в нем противопоставления.

1) Вольные птицы — пленник (невольник!).

сравнению с местоположением

пленника окошко темницы и то

недоступно высоко. Что же гово-

4) Птицы играют — пленник молча сидит

(подчеркнуто активное дейст- (абсолютное бездействие).

не просто летают. Подчеркива- ние определяется двумя словами:

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Почему рыцарь призывает смерть? (Смерть для него — обретение свободы, единственной ценности, к которой он стремится.)

Как представляет герой свой финал? Каким настроением и почему проникнуты последние строчки? (Лирический герой Лермонтова привык смотреть в лицо смерти. Его дух угнетен, но не сломлен. В последних строчках звучат торжественные, жизнеутверждающие ноты.)

Обратите внимание: в стихотворении всего 12 глаголов, причем 4 из них (1/3!) расположены в последних двух строчках, действие которых происходит уже за порогом смерти. С чем это связано? (Глагол обозначает действие. Тюрьма для пленного рыцаря — бездействие, что равносильно смерти. Смерть же несет освобождение, иллюзию бытия.)

Материал для учителя 2

Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно.

Противопоставление свободы и неволи дается как антитеза тюрьмы (низа) и неба (верха), темного и синего. Небу посвящена только одна строка:

В небе играют все вольные птицы.

Игра здесь — то радостное, счастливое состояние бесконечной свободы и веселья, которое в поэзии Лермонтова свойственно детям о блаженным душам.

Птицы и звезды имеют еще один общий признак — они свободны.

Наконец, и те, и другие принадлежат небу — пространству, символизирующему в поэзии Лермонтова чистоту, свободу и причастность к высшим ценностям.

Нижний, земной мир строится как столкновение двух враждебных образов: боя и тюрьмы. Конфликт этот реализуется как столкновение железа (боя) в камня (тюрьмы):

Помню я только старинные битвы,

Меч мой тяжелый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,

Каменный шлем мою голову давит,

Щит мой от стрел и меча заколдован,

Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время – мой конь неизменный,

Шлема забрало – решетка бойницы,

Каменный панцирь — высокие стены,

Щит мой — чугунные двери темницы.

Лирический герой — узник.

Внутренний диалог с соседом.

Взгляд лирического героя устремлен к окну, в небо — там свобода.

Взгляд лирического героя упирается в стену — безысходность.

Слезы безысходной тоски и примирение с судьбой.

Домашнее задание.

1 Андроников И. Комментарии // Лермонтов М. Ю. Избр. соч. Т. 4. М.: Детская литература, 1977. С. 567. (Б—ка мировой литературы для детей.)

2 Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 216—217.

Автор: Антонова Ирина Викторовна

Организация: МБОУ гимназия №7

Населенный пункт: г. Чехов

2) развивать навыки анализа текста:

  • умение определить тему, идею, особенности художественного своеобразия;
  • развивать навыки критического мышления;
  • развивать такие метапредметные навыки, как умение
  1. осмысливать текст,
  2. анализировать поэтический текст;
  3. сравнивать,
  4. делать самостоятельные выводы;

3) воспитывать любовь к поэтическому слову; познавательный интерес к познанию текста.

I. Актуализация знаний.

Погружение в тему.

- Здравствуйте. Мне очень приятно, что вы пришли ко мне на урок литературы. Зовут меня Ирина Викторовна. Надеюсь, все у нас с вами получится, урок пройдет плодотворно.

- Скажите, как вы думаете, что чувствует учитель, который впервые с такими взрослыми учениками, да еще и на конкурсном уроке?

-Вот как замечательно вы чувствуете человека, как глубоко можете проникнуть в его внутренний мир. Но учитель – близкий для вас образ, вы его видите каждый день. А давайте усложним задачу.

- Попробуйте представить образ … рыцаря, проникнуть во внутренний мир … пленного рыцаря. Что чувствует пленный рыцарь? Запишите первое пришедшее слово в листок, лежащий у вас на парте (я на доске записываю…)

- Что написали? Кто написал то же самое? Почему так считаете? (одиноко, грустно, тоскливо…) Как вы думаете, почему так много человек согласилось именно со словом …?

- А теперь посмотрим, почему внутренний мир пленного рыцаря именно такой? Представьте, в каком пространстве он находится? Что его окружает? (привязан к седлу, в яме, в крепости…)

- Сейчас он в плену, а что было раньше, в прошлом?

- А что его ждет в будущем?

- Молодцы! Очень хорошо у вас развито образное мышление, ведь образ был один, а ассоциаций возникает много!

II. Изучение нового материала.

1. Прослушивание стихотворения и беседа.

- А почему вдруг сегодня на уроке литературы я предложила вам представить рыцаря, еще и пленного, его внутренний и внешний мир?

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока… (анализ стихотворения)

- На парте у вас лежит распечатанный текст этого стихотворения. Во время первого чтения сопоставьте сказанное нами об обобщенном образе пленного рыцаря с конкретным, созданным Лермонтовым. Какие чувства совпали, в чем разница? Пространство? Время представили так же?

- Что вы теперь прочувствовали и увидели? (Рыцарь молчит в плену, у него нет будущего, помнит только старинные битвы, в настоящем окружает только камень, и на душе тоже).

- Музыка помогла это представить?

2. Групповая работа.

- Разобьемся на группы (по 5 человек). Каждая группа выписывает по плану (в листочках) цитаты из стихотворения о чувствах героя, пространстве вокруг него, о времени. Потом в группе выбираете одного выступающего, кто сможет достойно представить работу всей группы. Затем оценим выступление каждой группы. (индивидуально каждой группе я прошепчу: Также каждая группа получает словарь: одна в толковом словаре ищет значение слова Стремя, вторая – определение в лингвистическом словаре антитезы, третья – в литературоведческом словаре – определение метафоры, развернутой метафоры).

3. Анализ художественно-выразительных средств.

- Вы сказали о будущем, как о Смерти, которая подержит стремя пленному рыцарю. А в жизни рыцаря кто держал стремя? (Слуга).

- Значит, для пленного рыцаря в будущем Смерть – это кто, с кем сравнивается, если подержит стремя? (слуга) Следовательно, рыцарь выше смерти. А средство художественной выразительности – скрытое сравнение без союза как – это … (метафора). А в данном случае – это развернутая метафора, т.е. построенная на различных ассоциациях по сходству.

- Посмотрите, есть ли еще в стихотворении такие развернутые метафоры? (каменный панцирь – стены тюрьмы, каменный шлем – потолок, своды тюрьмы, конь бежит, никто им не правит – время от пленника не зависит).

- Помимо метафор, есть ли другие средства выразительности? Например, в первой строфе? При помощи какого средства переданы чувства героя в плену?

- Таким образом, для пленного рыцаря тюрьма – это его нынешнее состояние, не свойственное для него того, прошлого, но которое тоже скоро станет прошлым, и смерть поможет ему в этом.

4. Биографическая справка.

- Мы говорим о рыцаре. А какому времени, по хронологии, свойственно рыцарство? (средние века)

- А какой части света относится это явление? (Европа)

- Почему же Лермонтов в 1840 году (явно, не средние века), в Росси обращается к теме пленного рыцаря? Подумайте, вспомните. Выскажите свои предположения. Если затрудняетесь ответить на этот вопрос, обратитесь к учебнику, стр. 176.

- Действительно, в марте 1840 (как и в марте 1837 года) за дуэль Лермонтов был заключен под стражу, а позднее выслан на Кавказ в действующую армию. Каково же состояние Лермонтова на момент написания стихотворения? (Не чуждо это состояние затворничества, сам испытывал те же чувства)

III. Итоги урока, домашнее задание

Самостоятельная работа в группах (или домашнее задание)

- Теперь попрошу вас высказать свое мнение об уроке. На слайде вы видите начало предложений. Выберите то начало, которое вам по душе, и закончите мысль.

- Спасибо за работу, вы очень хорошо умете представлять, говорить, сравнивать, чувствовать.

Читайте также: