Сообщение посылаемое в ответ на сообщение другого человека это в психологии

Обновлено: 18.04.2024

Роли обратной связи (Л.А . Петровская) функционирование в качестве механизма всякого обучения; участие в формировании образа самого себя.

Функции обратной связи (О.В. Соловьева) 1 ) регуляция поведения, 2 ) регуляция межличностных отношений, 3 ) источник самопознания. Как и Л.А.Петровская , основной акцент она делает на функциях обратной связи в качестве источника информации для построения представлений о себе – Я-образов и Я-концепции.

Эффекты обратной связи : Эффекты , затрагивающие эмоциональную сферу участника, например: чувство удовлетворения (вследствие подтверждения позитивного образа Я); дистресс , разрушение внутреннего равновесия (как следствие расхождения обратной связи и образа Я); активизация механизмов психологической защиты (отрицание, поиск оправдывающих причин, уход, агрессия и др .).

Эффекты обратной связи: Когнитивно -поведенческие эффекты, затрагивающие когнитивную сферу реципиента обратной связи и изменение поведения, например: осознание своего настоящего поведения; осознание и как следствие, изменение поведения (развитие умения); осознание путей самостоятельного развития после тренинга.

Эффекты обратной связи: Мотивационные эффекты, связанные с мотивацией продолжения общения. В тренинге это мотивация участия в нем и в тренинговых мероприятиях вообще: изменение или подтверждение своего отношения к процессу обучения, тренингу.

10 правил подачи обратной связи (Т. Рассел ): Сбалансированность позитивной и негативной информации в одной сессии Конкретность, подтверждение фактами Уместность (т.е. сессия обратной связи, затрагивающая какое-то одно конкретное событие, будет с большей вероятностью принята, чем обратная связь, в которой дается информация о разном поведении в разных ситуациях) Понятность реципиенту аналогий, метафор, терминов, высказываний коммуникатора Активное участие реципиента в обсуждении своего поведения Наличие сравнения настоящего поведения с предыдущим Направленность на поведение (т.е. обратная связь концентрирует внимание на поведении, а не на личности как таковой) Достаточность обратной связи (соответствие ее объема затраченным усилиям реципиента) Иерархичность (самая главная информация подается в начале сессии обратной связи, вне зависимости от знака) Сходное понимание целей поведения, по которому дается обратная связь, коммуникатором и реципиентом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у.


На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения.


“ЁЖИК”– методика получения обратной связи.

Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.

Здоровьесберегающие технологии на основе метода биологической обратной связи. Конспект урока по окружающему миру "Земля в космосе"

Урок проходит в кабинете "БОС-здоровье"2 класс ОС "Школа 2100".

Нетрадиционные формы получения "обратной связи" от обучающихся

В материале рассказывается опыт "обратной связи" от обучающихся после или во ремя проведения воспитательных мероприятий во внеурочное и внешкольное время.

Неудачная обратная связь

О важности и необходимости обратной связи в процессе воспитания.

Презентация для "круглого стола" на тему: "Принципы обратной связи"

Главные принципы обратной связи. Проверка знаний по ФГОС НОО второго поколения.

Обратная связь – это фундаментальный аспект повседневного обучения, изучаемый современными специалистами в сфере психологии. Исследователи со всего мира, например, из Новой Зеландии, США, Швеции, Нидерландов, Великобритании и Германии признают важность обратной связи. Ученые даже описывают ее как один из наиболее влиятельных факторов в обучении. В списке факторов, влияющих на процесс обучения и делового взаимодействия она также стоит выше, чем, например, качество обучения и организация деловых переговоров.

Определение в психологии

Дуйнхауэр в 2010 г. определил обратную связь как информацию, которая предоставляется внешним агентом относительно некоторых аспектов выполнения задачи учащимся и предназначена для изменения познания, мотивации и поведения учащегося с целью повышения производительности.

Обратная связь влияет на эмоции, а эмоции влияют на обучение. Причем положительная и отрицательная обратная связь способна влиять на эмоции получателя по-разному. Однако, в исследовательских статьях редко содержится четкое определение положительной и отрицательной обратной связи.

Для чего нужна обратная связь?

Обратная связь. Что это в психологии, определение, примеры

Обратная связь – это (в психологии общения) важный инструмент для установления психологического контакта между людьми.

В процессе обучения выделяют ту особенность обратной связи, что она сокращает разрыв между текущей производительностью и целью. В этом контексте принято говорить об эффективной, улучшающей обучение обратной связи.

Функции обратной связи:

В процессе обучения давать полезную обратную связь может быть труднее, чем думает большинство людей. Существующий объем знаний показывает, что более одной трети всех вмешательств с обратной связью оказывают негативное влияние на обучение

Исключение составляет работа позитивных психологов Лосада и Хифи (2004), которые определяют положительную обратную связь как проявление поддержки, поощрения или признательности, а отрицательный отзыв как проявление неодобрения.

Важен и контекст, в котором предоставляется обратная связь, также может влиять на эмоции, которые испытывает учащийся. Например, ученик может испытать отрицательную эмоцию, например, стыд, в ответ на положительную оценку учителя. Дело в том, что заинтересованность ученика в предмете может негативно оцениваться его сверстниками и поощрение учителя не повысит мотивацию, а вызовет отрицательные эмоции.

Обратная связь – это (в психологии коммуникации) один из критериев успешной коммуникации. Так, например, на эмоции, которые испытывает человек, получающий обратную связь, влияют его отношения с человеком, который оставляет этот отзыв. Это образует, по утверждению социальных психологов, некий контекст.

Социальные психологи подчеркивают, что любое общение имеет содержание и взаимосвязь. Например, ученик, у которого хорошие и доверительные отношения с учителем, будет испытывать отрицательную обратную связь иначе, чем ученик, который не доверяет учителю. В первом случае ученик будет подавлен, будет сильнее переживать.

Поэтому недостаточно проводить различие между положительной и отрицательной обратной связью с точки зрения поставщика обратной связи. Получатель обратной связи также сам испытывает эмоции и строит конструкции.

Таким образом, обратная связь может вызывать положительные и отрицательные активирующие и дезактивирующие эмоции. Эти эмоции будут влиять на обучение предсказуемым образом.

В целом положительный отзыв вызывает положительные эмоции, а отрицательный – отрицательные. Но это не всегда так, потому что влияние обратной связи также определяется контекстом и отношениями с поставщиком обратной связи.

Желательно, чтобы обратная связь вызывала активирующие эмоции или была встроена в контекст, который порождает обширное эмоциональное пространство. Этого можно достичь, предоставляя положительные отзывы чаще, чем отрицательные.

Виды обратной связи в общении

Обратная связь в общении может быть представлена по 2 классификациям: по знаку (отрицательная и положительная) и по степени формальности (формальная и неформальная), а также по активности (эффективная, деструктивная).

Таким образом, выделяют 6 видов обратной связи в общении:

Похвала — одна из самых частых форм обратной связи. Похвала сначала может быть описана как тип положительной обратной связи. Но несмотря на это, данный тип обратной связи может давать как эффективное, так и деструктивное воздействие.

Суть в том, что для эффективной похвалы необходимо точно указывать предмет положительной обратной связи. Спонтанная похвала может быть воспринята реципиентом иначе и вызвать спонтанные изменения в поведении или активировать нежелательные формы поведения.

Обратная связь может служить нескольким целям и принимать разные формы. Неформальная обратная связь может предоставить информацию о понимании взаимоотношений между учащимися в классе.

Неформальная обратная связь может возникнуть спонтанно. Поэтому неформальная обратная связь требует взаимопонимания со студентами и работниками, чтобы эффективно поощрять, обучать или направлять их в повседневном управлении и принятии решений для обучения. Это может происходить в классе, по телефону, на онлайн-форуме или в виртуальном классе.

Обратная связь – это (в психологии производства) преимущественно формальная обратная связь, которая способствует повышению грамотности обучающихся и работников, а также стимулирует, мотивирует их к формированию профессиональных навыков.

Формальная обратная связь планируется и систематически включается в процесс. Формальная обратная связь, обычно связанная с оценочными задачами, включает в себя критерии оценки, компетенции или достижение стандартов и записывается как для студента, так и для организации в качестве доказательства.

Каждый из типов обратной связи имеет свое место в улучшении обучения студентов и повышения эффективности деятельности сотрудников предприятия. Поэтому там, где это возможно, курсы должны предоставлять возможности для различных типов обратной связи.

Обратная связь в обучении

Обратная связь. Что это в психологии, определение, примеры

В обучении отзывы даются как преподавателем, так и обучающимися. Специфика в том, что в зависимости от дающего обратную связь зависит эффективность совместной деятельности. Помимо того, здесь действует уже иная классификация.

Обратная связь в обучении разделяется также на:

Целью формирующего оценивания является мониторинг обучения студентов, чтобы обеспечить постоянную обратную связь, которая может использоваться преподавателями для улучшения своего мастерства, а учащимися – для улучшения своего обучения.

Поэтому формирующую обратную связь лучше всего давать в начале курса, но до итоговых оценок. Формирующая обратная связь помогает ученикам совершенствоваться и не дает им снова повторять те же ошибки.

Целью итогового оценивания является оценка успеваемости учащихся в конце учебной единицы, сравнивая ее с каким-либо стандартом или эталоном.

Таким образом, итоговая обратная связь состоит из:

  • подробных комментариев, связанных с конкретными аспектами их работы, четко объясняющих, как была получена оценка;
  • дополнительных конструктивных комментариев о том, как можно улучшить работу.

Обратная связь. Что это в психологии, определение, примеры

Учителям больше не нужно быть единственными экспертами в рамках курса. Благодаря базовым инструкциям и постоянной поддержке студенты могут научиться давать качественную обратную связь, что высоко ценится сверстниками. Предоставление студентам регулярных возможностей высказывать и получать обратную связь от коллег обогащает их учебный опыт и развивает их набор профессиональных навыков.

Обратная связь – это (в психологии обучения) один из главных инструментов повышения эффективности образовательного процесса. Самостоятельная обратная связь студентов и учеников – это конечная цель обратной связи для любого обучения.

Во время предоставления обратной связи учителя имеют возможность не только направлять учеников, но и обучать навыкам самооценки и постановки целей, что делает их более самостоятельными без потери эффективности обучения.

Чтобы помочь ученикам достичь автономии, учителя могут:

  • четко определять и разъяснять цели обучения и критерии успеха;
  • моделировать применение критериев успешного выполнения заданий;
  • предоставлять возможности для самостоятельной обратной связи;
  • научить студентов использовать обратную связь для определения следующих шагов и постановки целей;
  • дать время для самоанализа, рефлексии и размышлений.

Конструктивная обратная связь на предприятии

Обратная связь. Что это в психологии, определение, примеры

Этот тип обратной связи является конкретным, сфокусированным на проблемах и основан на наблюдениях. Он наиболее уместен в официальной среде, на предприятии. Конструктивная обратная связь эффективна – то есть повышает эффективность деятельности подчиненных.

Существует четыре типа конструктивной обратной связи:

  • Отрицательная обратная связь – корректирующие комментарии о прошлом поведении. Сосредоточен на поведении, которое не было успешным и не должно повторяться.
  • Положительный отзыв – подтверждающие комментарии о прошлом поведении. Сосредоточен на поведении, которое было успешным и должно быть продолжено.
  • Отрицательная обратная связь – корректирующие комментарии о будущих показателях. Сосредоточена на поведении, которого следует избегать в будущем.
  • Положительная обратная связь – подтверждающие комментарии о будущем поведении. Сосредоточена на поведении, которое улучшит производительность в будущем.

Правила

Обратная связь эффективнее после небольших побед. Люди наиболее восприимчивы к обратной связи, когда они добиваются положительных результатов, но еще есть возможности для улучшения. Их прогресс вселяет в них уверенность, необходимую для рассмотрения новых подходов.

И, наоборот, критикующая (даже конструктивно) обратная связь будет неэффективна после крупной победы. Когда команда одерживает крупную победу – они хотят праздновать. Это не подходящее время и место для обсуждения того, что команда могла бы сделать лучше.

Критикующая обратная связь будет неэффективна после неудач. Подобно тому, как большая победа – это время праздновать, большая потеря – это время для рефлексии. Только после того, как у всех будет возможность понять ошибки самостоятельно и осознать перспективу, можно продуктивно рассмотреть ошибки и запланировать их исправление.

Начинать критику с честного комплимента. Открытие разговора честным комплиментом располагает сотрудника лучше и позволяет собеседнику приобрести готовность обдумать новые идеи.

Не разочаровываться в людях. Экспрессированная разочарованность, негодование и явное недовольство сотрудниками только снизит их веру в себя и, как следствие, результаты их работы.

Обратная связь. Что это в психологии, определение, примеры

Сначала выслушать до конца, прежде чем давать обратную связь. Необходимо полностью понимать ситуацию перед тем, как давать комментарий.

Критиковать следует поведение, а не человека. Давая обратную связь, необходимо сосредоточиться на изменении поведения другого человека, а не его характера. Причина проста: трудно заставить кого-то сделать что-то другое, а заставить кого-то стать кем-то другим вовсе невозможно.

Обратная связь должна быть конкретной. Общие комментарии заставляют людей чувствовать себя хорошо на несколько минут, но не меняют их поведения. Конкретность говорит другому человеку, что именно работает, а что – нет.

Как наладить обратную связь

В психологии выделяют несколько правил, которые помогут наладить обратную связь в любом коллективе и межличностных отношениях.

Это следующие позиции:

  • Создать среду, безопасную для обратной связи.
  • Создать стандарты отзывов.
  • Предоставить возможность выбора канала обратной связи.
  • Необходимо поддерживать правильную критику.
  • Отзывы должны быть полезными.
  • Необходимо составить список решений в соответствие с отзывами сотрудников.

Сотрудники должны чувствовать себя в безопасности и знать, что, если они дадут обратную связь, они не столкнутся с негативными последствиями. Это начинается с построения доверительных отношений и подкрепляется тем, как получена обратная связь.

У разных сотрудников будет разный уровень комфорта как при предоставлении обратной связи, так и при ее получении. Важно проявлять уважение и не навязывать обратную связь. Создать стандарты обратной связи. Это то, как должна выглядеть обратная связь.

Обратная связь. Что это в психологии, определение, примеры

Например:

  • Кто дает обратную связь?
  • Кто его получает?
  • Как часто это происходит?
  • Как выглядит это?
  • Какова цель обратной связи?

Главное – практика и постоянство. Практика ведет к совершенству. Когда обратная связь происходит регулярно, то она становится ожидаемой.

У культуры обратной связи есть не только один способ дать или получить обратную связь. Люди предпочитают получать обратную связь разными способами, и разные ситуации требуют разных каналов обратной связи

Так, например, могут быть следующие типы:

  • Межличностные или анонимные;
  • Один на один или все против всех;
  • Один против группы;
  • Лицом к лицу или письменно.

Необходимо поддерживать положительные отзывы и конструктивную критику. Все любят положительные отзывы. Но сосредоточение только на хорошем может быть рискованно: можно игнорировать проблемы и замедлить профессиональный рост сотрудников.

Необходимо составить решения проблем, вынесенных на основе отзывов других сотрудников. Сообщите им об этом, когда принимаете решение или вносите изменения на основе чьей-либо обратной связи.

Культура обратной связи предполагает, что руководитель реагирует и действует в соответствии с отзывами. Сотрудники должны понимать, что обратная связь стоит их времени. Не стоит недооценивать ценность обратной связи.

Таким образом, обратная связь – это важный инструмент, выделяемый психологами, который стимулирует эффективность деятельности в любой команде: как обучающихся, так и работников, а также может применяться для улучшения межличностного общения.

Автор: Свиткевич Юлия.

Видео об обратной связи

Психологические типы личности. Правильная обратная связь:

Обратная связь в психологии - один из самых мощных инструментов коммуникации. Она позволяет нам выразить наше честное мнение о чужом поведении там, где это необходимо. Существует конструктивная и положительная обратная связь.

В ситуациях, связанных с работой, нам может потребоваться проявить обратную связь.

Если у нас есть определенная степень ответственности за личное или профессиональное развитие другого человека, мы обязательно должны предоставить обратную связь, если хотим эффективного выполнения обязанностей.

Фактически, независимо от того, запланирована ли она или происходят спонтанно, мы все обеспечиваем обратную связь несколько раз в день.

Однако есть одна серьезная проблема – обратная связь в подавляющем большинстве отрицательная.

2 основных типа обратной связи в психологии общения

Существует много разных методов обратной связи в психологии, но наиболее распространенными являются конструктивная обратная связь и положительная обратная связь.

На ежедневной основе мы имеем широкую возможность использовать обе.

Ниже приведен краткий обзор каждой из них.

Конструктивная обратная связь

Конструктивная обратная связь в психологии предназначена для использования, когда другой человек сделал что-то неправильно.

Цель заключается в четком подходе к проблеме посредством позитивного и конструктивного диалога, поощряя человека к внесению необходимых изменений для обеспечения более эффективной работы в будущем.

Одним из ключевых компонентов конструктивной обратной связи является то, что она всеобъемлющая.

То есть, несмотря на то, что вы должны настаивать на изменении формы поведения, другой человек включается в процесс определения наилучшего способа продвижения вперед.

Хотя конструктивная обратная связь должна быть более положительной формой обратной связи, тем не мене другой человек может с легкостью отнести вас к разряду отрицательных людей, особенно если это единственная форма обратной связи, которую вы используете.

Положительная обратная связь

Положительная обратная связь в психологии предназначена для использования в случаях, когда вы видите, что кто-то выполняет работу или ведет себя таким образом, с которым вы согласны, но хотели бы увидеть больше.

Смысл состоит в том, что, предоставляя положительную обратную связь, другой человек понимает, чего от него ожидают, и стремится к этому поведению.

При правильном использовании положительная обратная связь невероятно мощна, несмотря на ее простоту.

Положительная обратная связь может быть доставлена за пару минут.

Однако, возможно, благодаря своей простоте, положительная обратная связь часто просто забывается.

Хороший руководитель или менеджер будет использовать положительную обратную связь гораздо чаще, чем конструктивную.

Поощрение делает больше для повышения производительности человека и сотрудничества с ним, чем выявление его ошибок и указывание на них.

Конечно, конструктивная обратная связь должна использоваться там, где это необходимо, но она будет намного эффективнее, если другой человек не почувствует, что вы постоянно упрекаете его.

Итак, прежде всего проявляйте поощрение через положительную обратную связь.

Вывод

Обратная связь в психологии общения не предназначена для того, чтобы быть проявлять себя с негативной точки зрения, но большинство из нас склонны больше говорить о поведении других людей тогда, когда мы считаем это поведение неприемлемым, а не говорить, когда они делают что-то правильно.

Это приводит к неправильному балансу.

Если другой человек делает что-то неправильно, нам, безусловно, необходимо рассмотреть этот вопрос, чтобы можно было предпринять корректирующие действия.

Но мы можем избежать излишней конструктивной обратной связи, будучи позитивными и признавая хорошее поведение или производительность, когда мы это наблюдаем.

Если мы предоставим обратную связь в правильной манере, человек захочет повторить свое поведение.

В конце концов, кому не нравится, когда его хвалят.

Коррекция делает многое для формирования личного и профессионального поведения, но еще большего можно достигнуть в более приятной манере, просто практикуя на постоянной основе позитивную обратную связь.

Обратная связь – что это такое, для чего она нужна, основные виды и принципы, примеры

Для укрепления взаимосвязи в процессе общения необходимо совершать ответные поступки и проявлять реакцию на полученную информацию. Двусторонний обмен информацией влияет на наши цели, желания и действия, для этого и требуется обратная связь.

Обратная связь является ключевым инструментом для улучшения качества коммуникации между людьми. Ее применение актуально для всех сфер жизнедеятельности. Процесс обратной связи помогает улучшить качество обучения, повысить эффективность рабочего процесса, сделать переоценку ценностей в личной жизни.

Для чего нужна обратная связь?

Для чего нужна обратная связь? Простой пример – кондитер испек торт и пригласил знакомых на дегустацию. Он приложил усилия, разработал уникальный рецепт. Каждый гость высказал свое мнение относительно нового блюда. На основании услышанного кондитер либо оставит рецепт без изменений, либо учтет вкусовые предпочтения окружающих и дополнит свой шедевр. Чужое мнение поможет ему усовершенствовать свое кулинарное произведение или, в очередной раз, признать свое мастерство.

Время обратной связи

Время обратной связи

Разберем подробнее для чего нужна обратная связь:

Виды обратной связи

Обратная связь может выражаться словами, жестами, поступками и даже молчанием.

Главное результат

Главное результат

Рассмотрим основные виды обратной связи:

Правила подачи обратной связи

Обратная связь должна соответствовать действительности. Некачественный процесс обратной связи тормозит развитию и препятствует реализации всех своих возможностей.

Важно

Важно

При подаче различной информации необходимо соблюдать соответствующие правила и формы подачи обратной связи:

  • Дружелюбная и доверительная атмосфера. В комфортном и доверительном диалоге человеку легче воспринимать обратную связь, соответствующую действительности. Агрессивные высказывания блокируют наше восприятие. Поэтому прежде всего необходимо создать правильную атмосферу.
  • Искренность высказываний. Любая обратная связь должна соответствовать действительности. Нельзя приукрашать оценку чужих действий или недоговаривать очевидные факты. Неискренняя обратная связь является бесполезной, так как не соответствует своему назначению. Человек, получивший приукрашенную критику, перестает развиваться в правильном направлении.
  • Похвала на первом месте. Любой результат заслуживает похвалы. Человек приложил усилия – это нужно отметить. Акцентирование на сильных сторонах добавляет уверенности в себе, вызывает доверие к собеседнику и располагает к восприятию информации о недостатках.
  • Обратная связь должна быть констатирующей и конструктивной. Нельзя навязывать свою точку зрения, правильнее делиться своими соображениями. Озвученная критика должна быть полезной, в противном случае нет необходимости ее озвучивать.
  • Своевременные и уместные заключения. Обратная связь уместна вслед за совершенным действием. Не нужно возвращаться в прошлое. Не нужно навязывать свои наблюдения, если в них никто не нуждается.
  • Говорите в форме описания, а не оценивания. Обратная связь должна соответствовать увиденному или услышанному. Умозаключения на посторонние темы никому не нужны. Замените систему оценивания общим описанием.
  • Озвучивайте критику с глазу на глаз. Если похвалу приятно озвучивать при всех, то критику лучше произносит лично. Присутствие большого количества людей создает стрессовую ситуацию, и половина замечаний остаются не услышанными.

Техники обратной связи

Структурно Правильный бутерброд Неправильно

На практике используются три ключевых техники активного слушания при обратной связи:

Примеры обратной связи

Разберем несколько наглядных примеров обратной связи:

  • Пример 1. Сотрудник не сдал проект в указанные сроки. С помощью обратной связи необходимо выяснить причину и мотивировать его на качественный результат в будущем.
  • Пример 2. Группа людей прослушала платный тренинг и по его окончанию у слушателей не возникло вопросов. Преподаватель хочет получить объективную оценку прочитанного курса. Задает вопрос об актуальности полученной информации. Как правильно ответить одному из участников, с учетом присутствия остальных слушателей.
  • Пример 3. После выматывающей тренировки тренеру необходимо отметить старания спортсмена.

Читайте также: