Право в интернете сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Новые виды правонарушений

Пребывание людей в Интернете обусловило потенциальную возможность нарушения их прав в цифровой среде. Таких нарушений появилось огромное количество, причем за некоторые из них стали привлекать к административной и даже уголовной ответственности (например, за организацию незаконного пиратства).

Если человека оскорбили в Интернете, и он претерпел нравственные страдания, то имеет полное право взыскать компенсацию морального вреда в качестве меры гражданско-правового характера. Вопрос только усложняется процессуальными моментами: выследить нарушителя будет сложно, а по правилам ГПК и АПК нужно в исковом заявлении указывать ФИО и адрес ответчика. В таких случаях можно попробовать обратиться в полицию.

Защита прав в Интернете

Вместе с новыми правонарушениями появились и специальные способы защиты прав. Особое значение приобрела самозащита: так в качестве доказательств в суды граждане стали предоставлять переписки в социальных сетях, которые они сами зафиксировали с помощью скриншотов. Правда, потом эти скриншоты необходимо заверить у нотариуса, чтобы суд признал доказательство допустимым.

Другое процессуальное решение — это выделение отдельной категории споров по авторским и смежным правам в сети Интернет. Этими вопросами с 2013 года занимается Московский городской суд. Он управомочен по заявлению правообладателя принимать предварительные обеспечительные меры, т. е., например, блокировать сайт, где незаконно размещен контент.

Влияние Интернета на форму совершения юридических действий

Теперь уже не проблема заключать гражданско-правовые договоры на расстоянии. В частности, можно предусмотреть в самом договоре такой способ заключения, как, например, обмен копиями договора, на каждой из которой стороны распишутся. Такая форма соответствует Гражданскому кодексу РФ, а значит, допустима.

Особое значение приобрела электронная подпись. Она используется как аналог обычной подписи. Так, например, при подаче в Мосгорсуд заявления о принятии предварительных обеспечительных мер заявитель должен подписать его с помощью квалифицированной электронной подписи. Ее получение потребует небольших финансовых затрат.

Кроме того, можно подавать заявления в суд через Интернет. Сначала это было доступно только для арбитражных судов, но с недавнего времени можно подавать иски в электронной форме и в суды общей юрисдикции.

Так можно кратко охарактеризовать право в сети Интернет, а точнее те особенности, которые появились с распространением глобальной сети. По тематике интеллектуального права читайте уже упомянутую статью об особенностях защиты интеллектуальных прав в цифровой среде.

Гост

ГОСТ

Интернет как информационная среда

Интернет включает в себя банки и базы данных. Это распределенная база знаний, включающая огромное количество разных информационных баз данных и ресурсов (информационных массивов), состоящих из текстов, данных, документов, объединенных телекоммуникационной трансграничной информационной сетью. Данная информационная сеть создана на базе программных средств разного назначения и различных типов, информационных ресурсов, телекоммуникаций и средств связи, по которым передается информация.

Совокупность информационных массивов пронизывают гипертекстовые связи, которые объединяют многочисленные текстовые и графические документы.

Функционирование Интернета обеспечивают субъекты, предоставляющие информационные услуги - провайдеры, владельцы серверов, пользователи Интернета, потребители информации. Все они способствуют созданию единого мирового информационного пространства.

Интернет представляет собой организационно-упорядоченную совокупность массивов документов и, одновременно, информационные технологии. Информационные технологии в Интернете – это определенная последовательность технологических операций, обеспечивающих реализацию в трансграничной информационной сети информационных процессов.

Средства обеспечения автоматизированной информационной системы:

  • организационные;
  • правовые;
  • лингвистические;
  • программные;
  • технические.

Интернет представляет собой информационную инфраструктуру информационного общества, включающую трансграничные информационные сети и различные информационные ресурсы. В сети Интернет отсутствуют геополитические и географические границы стран – участников ТИТС. Это обуславливает несоответствие национальных законодательств стран ТИТС. В результате возникают проблемы создания международного информационного законодательства.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовые основы Интернета

Сегодня существуют определенные проблемы правового регулирования отношений в виртуальной среде. Интернет не является ни объектом, ни субъектом информационного права. При этом существует множество отдельных объектов, входящих в Интернет, которые принадлежат конкретным лицам на праве владения или собственности, а также субъектов, вступающих в разного рода правоотношения в связи с отдельными объектами.

Интернет рассматривается, как информационная среда, поэтому при его исследовании опираются на информационный подход, который базируется на методах правовой кибернетики и правовой информатики.

В виртуальной среде появляются новые свойства информации и новые юридические особенности как объекта правоотношений.

Особенность регулирования информационных отношений обусловлена особенностью материального предоставления и передачи информации в информационной сети в электронном виде. Необходимы механизмы закрепления правового режима электронного документа, которые обеспечивает и подтверждает его оригинальность и достоверность. Эти сложности помогает преодолеть механизм электронной цифровой подписи.

В Интернете действуют три группы субъектов информационных отношений.

1 группа – лица, создающие программно-техническую составляющую информационной инфраструктуры: разработчики информационных сетей и технических средств, телекоммуникаций, средств связи, программных средств, оборудования, составляющего инфраструктуру Интернет.

2 группа – субъекты, создающие и распространяющие информацию, подключающие к сети Интернет: специалисты, создающие информацию, информационные ресурсы и представляющие данные из этих ресурсов, а также возможность подключиться к Интернету и пользоваться его возможностями.

3 группа – потребители информации из сети Интернет, множество субъектов, подключающихся к сети для получения информации и использующих ее в собственной деятельности.

Основные объекты информационных отношений в Интернете:

  • информационные ресурсы, информация, информационные услуги и информационные продукты;
  • информационные системы, программно-технические комплексы, информационно-телекоммуникационные технологии в качестве средства создания информационной инфраструктуры, средства связи, осуществляющие информационные процессы;
  • информационные права и свободы;
  • доменные имена;
  • интересы государства, общества и личности в информационной сфере;
  • информационная безопасность;
  • информационный суверенитет и информационная целостность государства.

Область реализации информационного права

Общественные отношения, которые возникают между потребителями информации (основаны на договорных отношениях) и производителями информации и услуг (основаны на отношениях административного и конституционного характера), регулируются традиционными нормами публичного или гражданского права.

Основные сложности регулирования отношений связаны с защитой содержания предоставляемой информации (доменные имена, доказательная способность документа, авторское право и т.д.).

Отдельная группа общественных отношений обусловлена защитой потребителя от опасной, некачественной, вредной информации и защиты прав и свобод потребителей информационной сферы.

Основные потребители информации и услуг, вступающие с поставщиками информации в информационные отношения, или лицами, предоставляющими услуги по хостингу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

г. Верхняя Пышма

Учитель начальных классов

Верхняя Пышма, 2020 г

Особенности информационных правоотношений в интернете.

Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернете.

Первая группа – те, которые создают программно-техническую часть информационной инфраструктуры Интернет, включая средства связи и телекоммуникаций, обеспечивают ее эксплуатацию, расширение и развитие. Основными субъектами первой группы выступают: разработчики трансграничных информационных сетей, в том числе их технических средств (компьютеров), средств связи и телекоммуникаций, программных средств разного уровня и назначения, другого оборудования, составляющего инфраструктуру Интернета.

Третья группа – потребители информации из Интернета, т. е. все то множество субъектов, которые подключаются к Интернету для получения необходимой им информации и используют ее в собственной деятельности.

Основными объектами, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете, являются:

программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;

информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;

информационные права и свободы;

интересы личности, общества, государства в информационной сфере;

информационная целостность и информационный суверенитет государства;

Информационные объекты в Интернете обладают той отличительной чертой, что они, как правило, представляются в виртуальной форме. В этой связи правоотношения, возникающие по их поводу, существенно отличаются от действующих в отношении информационных объектов на материальных, жестких носителях. Наиболее типичным примером здесь может служить доменное имя, предоставляемое для именования сайта (области памяти в Интернете для размещения информации и информационных ресурсов) и обозначения адреса этого сайта в Интернете.

Доменное имя представляет собой особый информационный объект, обладающий и содержанием, и формой исходя из принципа двуединства информации и ее носителя. Применение доменных имен в виртуальном пространстве Интернет ставит много вопросов перед правом.

Тем самым оно может состоять из любого набора букв, цифр, знаков и других способов обозначения адреса.

B целом структура информационных правоотношений в виртуальной среде информационной сферы аналогична их структуре в материальной среде. Однако их особенности определяются особенностями представления и обращения информации в Интернете.

Обеспечение безопасности детей при работе в Интернете.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Рекомендации для обеспечения личной безопасности ребенка в Интернете:

- Прежде чем позволить детям самостоятельно посещать различные сайты, необходимо обговорить с ними правила информационной безопасности. Важно следить за тем, чтобы дети никогда не публиковали в сети свои адреса, номера телефона, места работы родителей и другую личную информацию.

- Также желательно знакомиться с персональной информацией, которую ребенок оставляет в социальных сетях, особенно в графе "Личные данные". Лучше заполнять регистрационные данные вместе, исключая всю информацию, которая в будущем может быть использована злоумышленниками. Кроме того, следует обращать внимание на настройки приватности аккаунта в соцсети. Если личная страница доступна "всем" или "друзьям друзей", то доступ к персональным данным ребенка имеют посторонние пользователи.

- Всегда следует помнить о том, что однажды размещенная в Сети информация будет долго доступна посторонним. Необходимо с осторожностью размещать фотографии и другую персональную информацию в Интернете.

- Родителям необходимо интересоваться, на какие сайты заходит их ребенок. Установка пароля доступа к Интернету позволит контролировать его во время общения в сети.

- Периодически необходимо проверять историю браузера, чтобы видеть, какие ресурсы посещает ребенок. Контролировать деятельность детей в Интернете можно и с помощью современных программ.

- Нередко мошенники злоупотребляют веб-камерой, с помощью которой они могут оценить благосостояние семьи. Лучше отключать веб-камеру, когда компьютер не используется взрослыми.

  1. Проанализируйте Федеральный закон о персональных данных, как он реализуется в Интернете.
  • распространение;
  • предоставление;
  • блокирование;
  • обезличивание;
  • трансграничная передача;
  • уничтожение.
  • в силу положений какого-либо федерального закона;
  • для исполнения договора, заключаемого между оператором ПД и их владельцем;
  • в целях сбора статистических данных или при проведении научного исследования — но при условии, что ПД будут обезличены;
  • в экстренной ситуации, когда это необходимо для оказания помощи владельцу ПД;
  • в целях отправки почты; для осуществления расчетов между провайдерами и их клиентами, являющимися владельцами ПД;
  • в рамках журналистской деятельности;
  • в соответствии с законами, регулирующими деятельность государственных и муниципальных служащих.
  1. Субъекты и их права в Интернете.

Особенностью правового регулирования отношений в сети Интернет является совмещение целого ряда различных правовых норм и моделей. В частности, отношения регулируются:

Общими правовыми нормами, действующими в государстве, гражданином которого является пользователь. Однако есть ряд особенностей технического характера, которые нужно учитывать для того, чтобы неопровержимо связать конкретного гражданина и конкретные действия онлайн.

Международными нормами, особенно в сфере охраны авторских прав. Так как Интернет доступен глобально, то зачастую в правоотношения вступают представители разных государств.

Объекты права в сети Интернет

В соответствии с действующим российским законодательством, а также лучшими мировыми практиками объектами права в сети Интернет можно считать отношения, регулирующие следующие сферы:

Права на программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД).

Права на медиа-контент, публикуемый на веб-сайтах. При этом права могут распространяться как на всё содержимое сайта, так и на отдельные материалы, опубликованные на нем. Определяются эти отношения в соответствии с условиями, на которых материалы публикуются на сайте.

Авторские права на различные объекты, включая аудиовизуальную продукцию, тексты и т.п. Примерами таких объектов могут быть фильмы, отдельные эпизоды телевизионных шоу, музыкальные произведения, книги и т.п.

Особенностью объектов прав онлайн является сложность фиксации и доказательства определенных фактов. Информация в Сети является общедоступной и легко изменяется, поэтому может распространяться неконтролируемо, тем самым усложняя защиту тех или иных прав.

Субъекты права в сети Интернет

К субъектам правовых отношений в Интернете относятся все физические и юридические лица, так или иначе взаимодействующие с другими физическими и юридическими лицами с использованием Сети. В частности, выделяются такие ключевые субъекты как пользователь, правообладатель, владелец веб-сайта, регистратор доменного имени, провайдер, хостинг-компания и многие другие.

  1. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернете.

Можно выделить основные направления правового регулирования отношений в Интернете:

• защита от вредной и незаконной информации;

• соблюдение авторских и смежных прав;

• вопросы электронного документооборота, доменные имена, правовое регулирование отношений при использовании электронной цифровой подписи;

• вопросы киберэкономики (электронные деньги, реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные контракты, налог на передачу информации, ЭЦП;

• правонарушения в Интернете.

При правовом регулировании отношений в Интернете важно соблюдение баланса:

• между свободой слова и интересами несовершеннолетних;

• свободы доступа к информации и информационной безопасностью личности, общества, государства. Защита государственной тайны, коммерческой тайны, других видов тайн не должна накладывать запрет на распространение и свободный доступ к информации, затрагивающие свободы и права человека и гражданина;

• свободы производства информации и ограничения производства и распространения опасной информации, информации, оскорбляющей личность. Свобода – не вседозволенность. Потребители имеют все больший доступ к он-лайновым банковским операциям, каталогам и прочим услугам. Оплачиваться услуги могут как традиционными методами, так и электронными – с использованием «электронных денег›. Системы электронных денег разрабатывают несколько компаний. Сами электронные деньги – эквивалент банковского депозита, либо выданный в виде зашифрованной серии цифр компьютерным сетям, либо записанный на карточку со встроенным микропроцессором.

Важным моментом на пути формирования основ информационного общества на международном уровне следует считать принятие в Окинаве Хартии Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения мирового сообщества в такое общество на основе единой информационной инфраструктуры, базис которой составляет Интернет.

Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учеными, студентами и преподавателями юридических и экономических вузов.

Распространяется через сеть региональных информационных центров (РИЦ), состоящую из 300 центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.

Информация, включённая в систему, структурирована по разделам; в настоящее время в СПС КонсультантПлюс представлены следующие разделы:

финансовые и кадровые консультации;

консультации для бюджетных организаций;

проекты нормативных правовых актов;

международные правовые акты;

правовые акты по здравоохранению;

технические нормы и правила.

Деление массива информации на информационные банки преследует ещё одну цель — реализовать модульный принцип построения технических систем. Специалисты могут подобрать комплекты системы в зависимости от того, какая информация им необходима для работы. Существуют специализированные системы КонсультантПлюс для бухгалтера, кадровика, юриста, работников бюджетных, строительных, медицинских организаций, для малого бизнеса.

Свидетельство электронно-цифровой подписи – документ, содержащий сведения о пользователе закрытого ключа, выдаваемый ему Удостоверяющим центром.

Средство электронно-цифровой подписи – совокупность программных и иных средств, позволяющих создавать электронно-цифровую подпись и осуществлять ее проверку.

Свидетельство электронно-цифровой подписи выдается Удостоверяющим центром пользователю закрытого ключа по получении от него открытого ключа и сведений, подлежащих включению в Свидетельство.

Срок действия Свидетельства электронно-цифровой подписи определяется договором между пользователем закрытого ключа и Удостоверяющим центром и не может составлять менее 3 лет.

Свидетельство электронно-цифровой подписи, выданное за пределами Российской Федерации, приравнивается к Свидетельствам, выдаваемым в соответствии с законом, при условии подтверждения правомерности деятельности организации, выполняющей функции Удостоверяющего центра и выдавшей Свидетельство электронно-цифровой подписи, в соответствии с законодательством страны ее местонахождения, и наличия в Свидетельстве электронно-цифровой подписи обязательных атрибутов, предусмотренных законом.

Лица, неправомерно использующие электронно-цифровую подпись другого лица и иные лица, виновные в нарушении законодательства об использовании электронно-цифровой подписи, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Споры между лицами, участвующими в отношениях, связанных с использованием электронно-цифровой подписи, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с учетом условий договоров между такими лицами.

  1. Правовое регулирование информационной сферы за рубежом.

США являются пионером в формировании основ практического осуществления информационной инфраструктуры – технологической основы информационного общества. Именно здесь была создана основа информационного общества (Internet).

В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры. Для изучения проблем, связанных с построением национальной информационной инфраструктуры была создана Рабочая группа по строительству информационных супермагистральных сетей.

Информационные супермагистральные сети – совокупность всех технологий, связанных с информацией (телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании).

В специальном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации.

Европа. В 1995 г. Совет Европы издает резолюцию о стратегии вхождения Европы в информационное общество. Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах.

Кроме того, каждая из стран Европы обязана иметь программу, посвященную формированию национальной политики в целях построения информационного общества.

Япония. В 1998 г. была принята программа, основными положениями которой являются:

– создание сети Internet;

– внедрение информационных технологий в открытых сетях;

– проведение терминалов кабельных сетей во все школы;

– реорганизация законодательной системы;

– развитие электронной коммерции с учетом американской стратегии глобализации информационной инфраструктуры;

– развитие глобальных стандартов взаимодействия.

Таким образом, проблема формирования информационного общества в современном мире выражается в том, что дальнейший прогресс зависит не только от достижений собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым изменениям старые правовые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации.


Каталог нормативных документов

content/ru-ru/images/repository/isc/2021/internet-laws-1.jpg

Закон об интернете, или киберзакон, – это набор правовых принципов и нормативов, регулирующих использование интернета. Законы об интернете не всегда ясны и понятны по следующим причинам:

  • Интернет является относительно новой областью и продолжает развиваться, поэтому правовая база не всегда успевает за его изменениями.
  • Законы об интернете часто используют принципы из различных областей права, например, законы о конфиденциальности и договорное право, разработанные еще до появления интернета, которые могут быть интерпретированы по-разному.
  • Нет единого закона, регулирующего конфиденциальность в интернете. Вместо этого применяется комбинация федеральных и государственных законов. Кроме того, в разных юрисдикциях применение законов о конфиденциальности в интернете может иметь разные интерпретации.

В Европейском союзе действует единый закон о конфиденциальности данных, известный как GDPR – Общий регламент по защите данных. В США, напротив, нет единого федерального закона о конфиденциальности в интернете, а существует набор вертикально ориентированных федеральных законов о конфиденциальности и несколько законов о защите конфиденциальности потребителей в разных штатах. В этом обзоре рассматриваются важные законы о безопасности в интернете, о которых следует знать.

Закон США о конфиденциальности 1974 г.

Несмотря на то, что Закон о конфиденциальности 1974 года был принят еще до появления интернета, его можно считать основой большинства законов, регулирующих конфиденциальность данных и интернета в США. Закон был принят в связи с ростом количества личных данных, хранящихся в компьютерных базах данных правительственных агентств США. Закон включал следующие права и ограничения:

  • Право граждан США на доступ к данным, хранящимся в государственных учреждениях, и право на копию этих данных.
  • Право граждан на исправление любых информационных ошибок.
  • Право агентств собирать только необходимый минимум относящейся к делу информации, необходимой для достижения их целей.
  • Ограничение доступа к данным по принципу служебной необходимости.
  • Ограничение на обмен информацией между федеральными и нефедеральными агентствами: обмен разрешен только при определенных условиях.

Однако с появлением интернета изменилось определение конфиденциальности и потребовалось принятие новых законов о безопасности данных, касающихся электронных коммуникаций.

Закон о Федеральной торговой комиссии

Законом о Федеральной торговой комиссии 1914 года была учреждена Федеральная торговая комиссия США. Целью его разработки также было объявить вне закона недобросовестные методы конкуренции и недобросовестные действия и методы, влияющие на торговлю.

В настоящее время Федеральная торговая комиссия напрямую не определяет, какая информация должна входить в политику конфиденциальности веб-сайтов, однако использует свои полномочия для принятия нормативных актов, обеспечения соблюдения законов о конфиденциальности и защиты потребителей. Например, Федеральная торговая комиссия может предпринять действия против организаций, которые:

  • Не соблюдают опубликованную политику конфиденциальности.
  • Передают личную информацию способом, не описанным в политике конфиденциальности.
  • Используют неоднозначные с точки зрения потребителей формулировки о конфиденциальности и безопасности в политиках конфиденциальности.
  • Не реализуют и не поддерживают необходимые меры по обеспечению безопасности данных.
  • Не соблюдают принципы саморегулирования, применяемые в отрасли организации.

Федеральная торговая комиссия играет важную роль в регулировании интернета, не в последнюю очередь потому, что проверяет вводящие в заблуждение заявления ведущих технологических компаний и компаний-разработчиков социальных сетей о конфиденциальности собираемых ими пользовательских данных. Например, Федеральная торговая комиссия рассматривала жалобы на Facebook за использование пользовательских данных.

Закон о защите конфиденциальности детей в интернете

Закон 1998 года о защите конфиденциальности детей в интернете (COPPA) является федеральным законом США. Его цель – дать родителям возможность контролировать информацию, собираемую о детях в интернете. Этот закон распространяется на операторов коммерческих веб-сайтов и онлайн-сервисов (включая мобильные приложения и устройства интернета вещей), предназначенных для детей младше 13 лет и получающих от детей личную информацию.

Ключевые положения закона COPPA включают:

  • Веб-сайты, приложения и онлайн-инструменты, предназначенные для детей младше 13 лет, перед началом сбора информации от детей должны выполнить уведомление и получить согласие от родителей.
  • Они должны иметь четкую и исчерпывающую политику конфиденциальности.
  • Они должны хранить полученную от детей информацию надежным и безопасным способом.

Несмотря на то, что этот закон появился на заре интернета, он стал особенно актуальным в эпоху социальных сетей и таргетированной рекламы. Ключевым вопросом закона является степень, в которой сайт ориентирован на детей младше 13 лет. Федеральная торговая комиссия США оценивает сайты на основе различных критериев, в том числе:

  • Тема
  • Содержание
  • Использование анимированных персонажей
  • Использование ориентированных на детей упражнений и мер поощрения
  • Возраст моделей
  • Присутствие знаменитых детей или известных лиц, которые нравятся детям
  • Присутствие на сайте рекламы, ориентированной на детей

Некоторые веб-сайты и сервисы проверяют возраст пользователей, что освобождает их от обязанности соблюдать закон COPPA. Например, многие социальные сети, бизнес-модель которых основана на сборе и монетизации пользовательских данных, устанавливают минимальный допустимый возраст регистрации равным 13 лет.

Закон о защите конфиденциальности детей в интернете разработан для защиты детей младше 13 лет от сбора личной информации в интернете. На изображении показана девочка, использующая ноутбук для дистанционного обучения.

Закон Калифорнии о защите конфиденциальности потребителей

В 2018 году был подписан закон Калифорнии о защите конфиденциальности потребителей (CCPA). Его цель заключалась в решении проблемы конфиденциальности потребителей для жителей Калифорнии путем расширения мер защиты конфиденциальности потребителей на интернет. CCPA считается наиболее полным законом США о конфиденциальности данных в интернете, не имеющим аналогов на федеральном уровне.

Как и GDPR в Европейском союзе, CCPA дает потребителям право доступа к данным, а также право удалять данные и отказываться от обработки данных в любое время. Однако GDPR, в отличие от CCPA, предоставляет потребителям право исправлять неверные личные данные. CCPA не предусматривает такой возможности. GDPR также требует явного согласия в момент предоставления личных данных, в то время как CCPA только указывает, что на веб-сайтах доступно положение о конфиденциальности, информирующее о том, что потребители имеют право отказаться от сбора определенных данных. Другие положения CCPA описывают следующие права:

  • Потребители имеют право на доступ к своим данным, отправив соответствующий запрос.
  • Компании не имеют права продавать личную информацию потребителей без уведомления и без предоставления им возможности отказаться.
  • Потребители имеют ограниченное право на подачу иска в суд, если они стали жертвой утечки данных.
  • Генеральный прокурор штата имеет более широкие полномочия предъявлять иски компаниям от имени потребителей.

Общий регламент по защите данных

Общий регламент по защите данных (GDPR) Европейского Союза вступил в силу в 2018 году. Это правовая база, устанавливающая правила сбора и обработки персональной информации лиц, проживающих в Европейском союзе. GDPR применяется независимо местонахождения веб-сайтов. Его должны придерживаться все сайты, привлекающие посетителей из Европы. GDPR считается одним из самых строгих законов о безопасности данных в мире.

Согласно GDPR, необходимо уведомлять пользователей веб-сайтов о данных, собираемых на сайте, и пользователи должны дать свое явное согласие на сбор этих данных. Поэтому на многих веб-сайтах отображаются всплывающие окна с просьбой дать согласие на использование файлов cookie – небольших файлов, содержащих собираемую личную информацию, такую ​​как настройки и предпочтения для этого сайта.

Основное положения GDPR:

  • Потребители имеют право знать, как собираются и используются их данные.
  • Потребители могут запрашивать (бесплатно), какая информация о них была собрана на веб-сайте.
  • Если в данных потребителей есть ошибки, они имеют право потребовать их исправления.
  • Потребители имеют право запросить удаление своих данных.
  • Потребители имеют право отказаться от обработки данных, например, в маркетинговых целях.
  • Сайты обязаны уведомлять пользователей о фактах компрометации или взлома данных.

На официальном сайте Европейской комиссии приведены подробные разъяснения касательно GDPR . Ряд крупных компаний был оштрафован на внушительные суммы за нарушение GDPR. Google получил штраф в размере 57 миллионов долларов за сокрытие важной информации от пользователей при настройке новых телефонов Android: пользователи не знали, с какими политиками сбора данных они соглашались. British Airways была оштрафована на 28 миллионов долларов за то, что в результате атаки было украдено 500 000 записей о бронировании.

Закон о преемственности страхования и отчетности в области здравоохранения

Закон 1996 года о преемственности страхования и отчетности в области здравоохранения (HIPAA) – это федеральный закон США, направленный на регулирование медицинского страхования, включающий разделы о конфиденциальности и защите данных. Он не позволяет поставщикам медицинских услуг, а также сотрудничающим с ними компаниям и частным лицам раскрывать информацию о здоровье потребителей без их разрешения.

При упоминании HIPAA обычно ссылаются на Правило конфиденциальности, принятое в 2003 году. Это правило, в частности, было введено из-за того что Конгресс США признал, что использование интернета повышает вероятность нарушения конфиденциальности в отношении информации о здоровье. Правило конфиденциальности HIPAA дает потребителям право контролировать раскрытие своей медицинской информации: они могут определять, на раскрытие какой информации они согласны.

Закон Грэмма-Лича-Блайли

Закон Грэмма-Лича-Блили (GLBA), также известный как Закон о финансовой модернизации 1999 года – это закон о банковской и финансовой деятельности, содержащий положения о конфиденциальности и защите данных. Положения о защите персональной информации в этом законе основаны на предыдущих законах о финансовых данных потребителей, таких как Закон об объективной кредитной отчетности (FCRA).

В рамках защитных мер, предусматриваемых GLBA, необходимо, чтобы организации, осуществляющие сбор данных, обеспечивали безопасность собранной личной информации, а также наличие систем защиты данных соответствующего размера. Другими словами, крупным национальным банкам требуются более сложные системы защиты, чем, например, кредитному кооперативу соседей.

Требуется проведение регулярной проверки защитных мер. Более того, в повседневной деятельности необходимо соблюдать такие меры безопасности, как проверка биографических данных сотрудников и разработка плана действий в случае атаки.

GLBA не допускает использование претекстинга. Претекстинг – это получение неправомерного доступа к закрытой информации. Этот термин часто ассоциируется с атаками социальной инженерии, когда злоумышленник выдает себя за менеджера банка или агента правоохранительных органов для получения информации. Еще одним примером претекстинга является фишинговое мошенничество, которое иногда включает создание поддельных веб-сайтов, обманным путем заставляющих пользователей предоставлять личную информацию. Закон GLBA требует от финансовых учреждений принятия мер по предотвращению претекстинга в рамках планов безопасности.

Законы о конфиденциальности в интернете. Заключение

В разных юрисдикциях по всему миру действуют собственные законы о конфиденциальности и защите данных в интернете. Например, в Бразилии действует Общий закон о защите данных (Lei Geral de Proteção de Dados, LGPD), а в Канаде – Закон о защите конфиденциальности потребителей (CPPA). Каждый из них, в целом, аналогичен европейскому GDPR или закону CCPA Калифорнии.

В США нет единого федерального закона, регулирующего конфиденциальность данных. Законодательное регулирование интернета – это сложный набор законов, относящихся к различным отраслям и средствам передачи информации, включающий законы и постановления, касающиеся телекоммуникаций, медицинских данных, кредитной информации, финансовых учреждений и маркетинга.

Один из лучших способов обеспечения конфиденциальности и безопасности данных в интернете – использование комплексного антивирусного решения. Например, Kaspersky Total Security блокирует обычные и сложные угрозы: вирусы, программы-вымогатели, приложения-шпионы и хакерские атаки.

Статьи по теме:

Что представляют собой отдельные законы об интернете и безопасности данных?

Что такое закон об интернете? Законы о конфиденциальности и регулировании в интернете включают Закон о защите конфиденциальности детей в интернете, Закон Калифорнии о защите конфиденциальности потребителей и другие.

Читайте также: