Саноцентристский подход в медицине сообщение

Обновлено: 02.07.2024

З.- состояние полного телесного, псих. и социального благополучия, а б.- нарушение адаптационных возможностей. С этими терминами связанны норма и патология (виды: отклонения - в псих.

4. Ресурсы здоровья в профессиональной д-сти ч-ка.

5. Ресурсы здоровья в семейной ситуации ч-ка.

6. Ресурсы здоровья в сфере коммуникативной жизни ч-ка.

7. Психология телесности. Телесноориентированная терапия.

Согласно мнению сторонников телесной терапии, даже если вы намеренно и сознательно не боретесь со стрессовой ситуацией, на нее, тем не менее, отреагирует ваше тело. Переживания отражаются в том, как люди двигаются, дышат, управляют своими мышцами, а также в болезнях, которыми они страдают. Более того, септические язвы, высокое кровяное давление и другие соматические недуги, по крайней мере частично, обусловлены длительным стрессом.

Телесные терапевты пытаются преодолеть барьер между психическим и физическим, подчеркивая значение интеграции тела и разума. Телесные терапевты, делают акцент на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания индивидуумом глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, и обучение реалистичному разрешению конфликтов в этой области. Такие разновидности телесной терапии, как биоэнергетика, метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная интеграция (рольфинг) и первичная терапия, исторически связаны с терапевтическими методами Вильгельма Райха.(см.в.13)

Понятие энергии имеет решающее значение для телесной терапии. В биоэнергетике тело изучается через его энергетические процессы, и описывается "биоэлектрический океан" химического и электрического обмена. Для участников группы оптимальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм от кожной периферии до процессов метаболизма. Все, что нарушает течение энергии в любой части тела, воздействует на человеческое чувство удовольствия и целостности.

Согласно Коуэну, невротики не могут управлять возбуждением и минимально толерантны к боли и удовольствию. Они расходуют большую часть своей энергии на включение механизмов психологической защиты, направленных на то, чтобы избавиться от травмирующих личность мыслей, чувств, внешних событий. Телесные терапевты утверждают, что свободно текущая естественная жизненная энергия (для ее обозначения Райх придумал термин "оргонная энергия") является основой функционирования здоровой личности. Эта энергия, накапливаемая в результате потребления пищи, жидкости и кислорода, непрерывно течет по телу здорового человека. Избыток энергии, согласно Райху, рассматривается как сексуальное напряжение, для снятия которого необходим телесный оргазм. Невротические индивидуумы направляют энергию на поддержание мышечного напряжения и этим подавляют свою сексуальность. Лоуэн в развитии понятия "энергия" не пошел дальше предположения о том, что некий вид жизненной энергии, называемый "биоэнергия", включен во все жизненные процессы, в том числе в движение, мышление и чувства Представляется, что некоторые люди, особенно депрессивные и замкнутые, обладают небольшим уровнем энергии. Стандартной процедурой при работе с депрессивными клиентами является попытка повысить их энергетический уровень, что предусматривает организацию режима питания и сна. Биоэнергетические методы имеют целью облегчение самовыражения посредством мобилизации энергии тела и возвращения людей к их первичной природе. Первичная природа человека - это состояние искреннего удовольствия, которое возникает, например, при детском любопытстве и изумлении. Удовольствие - это свобода телодвижения и свобода от мышечного напряжения. . Практики телесной терапии утверждают, что межличностная отчужденность обусловлена именно отчуждением от собственного тела Наряду с понятием энергии основным понятием телесной терапии является мышечная броня. Под броней Райх подразумевал хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций.

Когда мышцы напрягаются, чувства притупляются, другими словами, "мышечная броня" мешает течению оргонной энергии вверх и вниз по телу. Между хроническими энергетическими блокировками на физическом уровне и подавляемыми эмоциями на психологическом уровне существует сложное соединение физических и психических параметров Мышечное напряжение связано с различного рода ситуациями и травмами, переживаемыми индивидуумами в процессе их развития. Но так как ригидность характера заключена в теле, в "броне", эффективнее ослабить "броню", чем пытаться изменить невротические черты характера - например, с помощью психоаналитически ориентированной терапии. Общая биоэнергетическая модель предполагает, что чувства и импульсы, выражению которых препятствует страх, видоизменяются, подавляются или скрываются, приводя к телесной ригидности, энергетическому распаду и изменениям. Лоуэн описал пять типов характера, названия которых отражают психоаналитическую подоплеку его взглядов. В основу своей классификации Лоуэн положил принимаемые индивидуумами защитные позы тела, помогающие выявить проблемы подвижности. Обычно членам группы присущи различные комбинации типов характера: шизоидный, оральный, психопатический, мазохистический, ригидный.

Структура шизоидного характера предполагает наличие такой важной проблемы как признание своего существования самим человеком, невозможность разрешить себе просто быть.

Чертами орального характера являются слабое чувств о независимости, стремление держаться за других, пониженная агрессивность и внутренняя потребность в поддержке, помощи и заботе. Эта тенденция может быть скрыта за преувеличенной позой независимости.

Потребностью личности с психопатическим характером является желание доминировать и контролировать других. В этом контексте страх падения является страхом неудачи, страхом потерять контроль над положением дел, быть некомпетентным, незначимым и неуважаемым для окружающих (литературные прототипы - мачехи в разных сказках)

Структура мазохистского характера описывает человека, который страдает, жалуется, но ничего не делает из-за страха, что неизвестное будущее может быть хуже настоящего.

Покорность является основной тенденцией этого типа. Страх падения в этом контексте тесно связан с желанием "быть хорошим". Человек готов оставаться в не выгодном положении, терпеть, лишь бы окружающие относились к нему доброжелательно (литературные прототипы - Старик из "Сказки о Рыбаке и Рыбке", Золушка).

Особенностью структуры ригидного характера является тенденция этих индивидов держать себя несгибаемо, с гордостью. Голова держится высоко, позвоночник прямой. Этот характер боится уступить, приравнивая это к подчинению или падению (литературные прототипы - Трусливый Лев из "Волшебника Изумрудного Города", Чудище из "Аленького цветочка")

Метод Фельденкрайса имеет целью формирование лучших телесных привычек, восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа "Я", расширение самосознания и развитие возможностей человека. Фельденкрайс не занимается эмоциональными источниками наибольших физических напряжений. Утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. При плохой позе мышцы берут на себя часть работы скелетной структуры. Внимательно относясь к мышечным движениям, включенным в произвольные действия, мы начинаем распознавать мышечные усилия, которые обычно скрыты от сознания.

Метод Александера - утверждал, что человеческий организм есть единое целое и деформация одного компонента негативно влияет на все тело. Привычка определяет функционирование. Привычка - характерный способ реагирования человека на все, что он делает. Привычки закрепляются их постоянным использованием, и привычные телесные позы человека не обязательно будут правильными. Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и их улучшение, помогает участнику создать правильные взаимоотношения частей тела. Александер указывал, что при правильной телесной позе голова должна вести тело, спина - быть свободной от аномальных изгибов и давления, а поддерживающие скелетную основу мышцы должны находиться в динамическом равновесии.

Первичная терапия, (создание- психолог Артур Янов). По Янову, главной причиной невротического поведения являются заблокированные, болезненные эмоции, и единственным лечением может служить повторное переживание этих негативных чувств. Теория первичной терапии предполагает, что, когда не удовлетворяются такие потребности человека, как чувство голода, тепла, а также потребность в разрешении, стимулировании, поддержании и развитии его возможностей, накапливаются фрустрация и обида, которую скрывают пласты физического и психического напряжения. Эту психическую травму Янов назвал "первичной болью". Люди часто находят такой выход напряжению, при котором могут полностью не осознавать болезненных чувств. Этим выходом является неизменно симптоматичное, саморазрушающее поведение, которое служит средством сведения тревоги до минимума. Человек должен пережить всю полноту первоначальной боли и связать текущее переживание с ранними воспоминаниями. Первичная терапия объединяет ассоциативные цепи воспоминаний из далекого прошлого с мобилизацией метаболического энергетического потока в настоящем, используя словесную конфронтацию и дыхательные методики.

Перинатология, как известно, — отдельная область медицины; к настоящему времени оформились следующие ее направления: собственно перинатальная медицина, перинатальная психология (один из ее разделов — психология беременности), перинатальная педагогика [1]. Биопсихосоциальная модель рассматривается как теоретическая основа перинатологии.

Концепция безопасного материнства сформулирована ВОЗ в 1980-х гг. как совокупность мероприятий, способствующих рождению желанных детей без отрицательного влияния на здоровье женщины. В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство. Психопрофилактические мероприятия, проводимые в нашей стране в рамках официальной медицины с 1950-х гг., в основном направлены на профилактику болей в родах; их объектами стали организм женщины и организм ее ребенка. Новый подход к пониманию здоровья (здоровье беременной женщины, предполагающее состояние ее физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие у нее физиологических отклонений в процессе протекания беременности, психических расстройств) должен стать основой для разработки программ психологического сопровождения беременности (включенных в комплексную программу ее сопровождения). Важной задачей, стоящей перед клинической психологией в рассматриваемом контексте, является формирование новых методов и форм психопрофилактики у женщин в период вынашивания и рождения ребенка. В марте 2006 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан приказ об открытии в каждой женской консультации психотерапевтического кабинета.

В настоящее время под перинатальной психотерапией понимается система лечебного воздействия на психику женщины, а через психику — и на организмы женщины и ребенка [8]. Однако повсеместная работа по психологическому сопровождению беременности в нашей стране пока не проводится, хотя необходимость ее очевидна. Чтобы оказывать психологическую помощь женщине, нацеленную на поддержание у нее позитивных эмоциональных переживаний, свидетельствующих о ее благополучии, необходимо выявить систему факторов, влияющих на эти переживания, а также мишени психологического воздействия.

Факторы благополучия/неблагополучия беременной женщины. В результате анализа релевантной научной литературы нами выявлены факторы, влияющие на состояние благополучия/неблагополучия беременной женщины, индикатором которого стало ее психоэмоциональное состояние. Эти факторы в соответствии с биопсихосоциальной моделью разделены на 3 группы:

1. Факторы физического здоровья (группа факторов, действующих прямо и опосредованно (в зависимости от того, как женщина к ним относится) на ее психоэмоциональное состояние):

2. Социальные факторы (группа факторов, действующих не непосредственно на психоэмоциональное состояние, а в зависимости от того, как женщина к ним относится):

3. Психологические факторы (группа факторов, действующих прямо и опосредованно в зависимости от того, как женщина к ним относится, на ее психоэмоциональное состояние):

1) духовность как принцип саморазвития и самореализации человека;

2) поиск корней духовности не столько в самом человеке (особенностях его личности, склонности к рефлексии), сколько в продуктах жизнедеятельности, его творческой активности;

3) изучение факторов возникновения у человека духовных состояний;

Мы в своем исследовании придерживаемся первого направления.

Саноцентристский подход к развитию личности женщины в период беременности. А. Маслоу утверждал, что особое внимание, которое психология уделяет преимущественно незрелости, нездоровью, патологии, порождает ущербную психологию. По его мнению, базисом науки должно стать изучение здоровой личности, ее роста. Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту, рисковать оказаться в неизвестном. Жизнь в направлении самоактуализации означает и сонастройку со своей собственной внутренней природой, поскольку личность на определенных этапах своего жизненного пути переходит, по утверждению А. Г. Асмолова [4], от адаптивной модели своего развития к модели самоактуализации. Награда, которую за это личность получает, — переживание благополучия [15].

Беременность как актуализация возможностей женского организма может оказаться как конгруэнтной, так и неконгруэнтной уровню развития женской личности, что будет сказываться на психоэмоциональном состоянии как показателе уровня благополучия беременной женщины.

Эмпирическое исследование имело цель изучить влияние на психоэмоциональное состояние беременной женщины уровня ее личностной зрелости. Мы исходили из предположения, что сама по себе беременность как актуализация детородного потенциала женского организма автоматически не детерминирует направление психологического развития в этот кризисный для женской личности период. Женщине приходится делать трудные для себя выборы, каждый из которых предопределит на некоторый период направление развития ее личности.

Для оценки значимости различий применялись непараметрический критерий Манна — Уитни и критерий Колмогорова — Смирнова. Обработка данных производилась при помощи компьютерного статистического пакета программ (SPSS).

В результате исследования выявлены различия между 2-мя группами беременных женщин с разным хронологическим возрастом. Качественный анализ результатов показал, что респондентки 1-й группы — в основном несамоактуализирующиеся личности (низкие значения по шкалам автономности, спонтанности, самопонимания, аутосимпатии, общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид), в области неудач (Ин), в семейных отношениях (Ис), межличностных отношений (Им), производственных отношений (Ип), в области здоровья (Из), эргичности социальной (СЭР), темпа социального (СТ), пластичности социальной (СП), высокие значения по шкале социальной эмоциональной чувствительности (СЭМ)), а респондентки 2-й группы — в основном самоактуализирующиеся личности (высокие значения по шкалам автономности, спонтанности, самопонимания, аутосимпатии, Ио, Ид, Ин, Ис, Им, Ип, Из, СЭР, СТ, СП, низкие значения по шкале СЭМ). Различия обнаружены и с помощью методов математической статистики (по критерию Манна — Уитни, относящемуся к методам непараметрической статистики, не требующему проверять выборки на нормальное распределение, уровень значимости Литература

ВЕБИНАР: Психолог государственного учреждения: с чего начать и как грамотно организовать свою деятельность?

Расстройства пищевого поведения. Когда и чем может помочь психолог?

ВЕБИНАР: Нарушения когнитивной сферы у детей. Клинические методы выявления, составление заключения для ПМПК

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Саногенное поведение в условиях пандемии

Автор

/module/item/name

Многие жители стран мира в настоящий период переживают инфекционное заболевание. Но страдает не только тело.

Вступая в интернет-взаимодействие, люди обмениваются эмоциями и смыслами. Их коммуникация формирует общественную атмосферу — нематериальную (идеальную) реальность, в свою очередь оказывающую влияние на людей; эмоции заразительны.

Прогноз заболевания COVID-19 неутешителен, он по многим показателям неопределенный, что усиливает у людей тревогу, страх привычно общаться с другими людьми, пользоваться теми или иными социальными инструментами, средствами передвижения, пр. Потеря контроля над ситуацией, тревожность, неспособность преодолевать кризисные обстоятельства, безысходность оказывают негативное влияние на качество жизни, приводят к угнетению иммунной и других систем организма, способствуя развитию заболеваний (Пак С.Г., 2006; др.); эмоциональное истощение является мощным предиктором развития острого инфаркта миокарда (Гундаров И.А., Полесский В.А., 2016).

Комплексный подход к лечению распространившейся инфекции

Во многих странах фирмы разрабатывают средства не только диагностики, но и лечения коронавируса, средства профилактики. Это крайне необходимо.

Но надо противостоять и наметившейся эпидемии страха, тревоги. Успокоить ум трудно; он функционирует даже во время сна (Дилипкумар К.В., 2015).

Последние десятилетия развивается новое эпидемиологическое направление — психоиммунология, доказывая роль психосоматических механизмов в возникновении инфекционного процесса. Показано влияние на самочувствие индивида его социальной востребованности, его нужности людям; показана зависимость активности физиологического синдрома, уровня иммунологической активности от духовно-эмоционального состояния индивида и социальной атмосферы (Гундаров И.А., Пономарева Е.Г., Левашова М.А., Гундаров Б.И., 2020).

Группа американских специалистов (1982) пришла к выводу, что примерно половина смертельных исходов обусловлена нездоровым образом жизни (ЗОЖ).

Традиционно в центре внимания медицинских работников преимущественно оказывается поведение (рациональное питание, физическая активность, соблюдение режима дня, др.), направленное на поддержание физического здоровья; обращается внимание и на вредные привычки (переедание, гиподинамия, др.), на склонность к рискованным формам поведения, пр. Медиками на индивидуальном уровне стимулируются положительные сдвиги в поведении пациентов (отказ от курения, повышение физической активности, отказ от рискованных форм сексуального поведения, использование ремней безопасности в автомобиле, др.).

Психологов традиционно больше заботит поведение, поддерживающее психическое благополучие личности (это и активность по самоактуализации, зрелости личности, достижению жизненного успеха, др.), создающее иммунитет против психических расстройств. Психологи изучают также социальную практику, общение личности, которые создают условия для ее социализации, самореализации в социуме, для получения поддержки, пр.

В центре внимания философов, специалистов по духовным практикам, представителей различных духовных конфессий поведение личности в направлении своего духовного здоровья (поведение в направлении высших человеческих ценностей, самореализация своих высших возможностей, пр.). В исследованиях по биоэтике рассматривались мораль и нравственность (духовная составляющая здоровья, индивидуального и общественного). Нужно помочь всему обществу, отдельным его группам и представителям быть информированными о том, что способствует здоровью, а какие поведенческие модели увеличивают вероятность заболевания, увечья или преждевременной смерти.

Саногенное поведение

Саногенное поведение — поведение, которое по своей направленности и способам осуществления приближает человека к здоровью, это оздоравливающее поведение. При рассмотрении его структуры мы использовали деятельностный подход, опирающийся на отечественную психологическую школу; в этой связи в макроструктуре саногенного поведения выделены его мотивация, цели, действия, операции, самоконтроль.

Саногенное поведение — это поведение, которое предполагает заботу о своем физическом и психическом состоянии, о своем организме, чтобы с его помощью иметь возможность через каждодневную активность претворять свои высшие устремления в продукты реального мира (материальные, социальные, духовные). Такое поведение способствует психическому благополучию его культивирующей личности.

Таким образом, полимотивация — важнейшая характеристика саногенного поведения. Для обеспечения саногенного поведения важно научиться ставить перед собой позитивные цели, культивировать саногенное мышление (саногенному мышлению, как частному случаю позитивного мышления, посвящены научные исследования психолога и философа Ю.М. Орлова, его учеников), саногенное восприятие (направлять внимание при восприятии социальных объектов не только на их недостатки, но и на достоинства, ресурсы), регулировать свое поведение с опорой на высшие ценности, уметь вносить коррективы в свое поведение.

Такое поведение задает векторы развития человека: духовного, социального, психического, физического, — предполагая гармонию развития человека во всей его целостности. Объективными регуляторами такого поведения выступают показатели физического и психического здоровья, социальной, экономической успешности. В качестве субъективного регулятора можно рассматривать субъективное состояние благополучия, удовлетворенность жизнью, приписывание ей того или иного качества. Умение извлекать уроки из своих неудач в достижении цели, из своих побед и поражений, вносить в свое поведение коррективы, осознанно управлять им — важная характеристика саногенного поведения.

Поведение человека предопределяется не только его настоящим, прошлым, но и будущим (цели, образы желаемой действительности, самого себя). По многим наблюдениям, в мечтах личности, которая создает все новые и новые планы, отодвигая горизонт возможного для себя, таится огромное количество энергии; но человек может мечтать о разном. Социум, в котором он живет, подсказывает направления движения, которых следует придерживаться личности на своем индивидуальном жизненном пути. Однако, человек имеет возможность и самостоятельно влиять на свое поведение, а значит, на свое благополучие, на свое здоровье как основной ресурс жизни на этой земле. При выборе того или иного поведения он обладает значительной свободой, имеет право по своему усмотрению распоряжаться своим здоровьем. Эта свобода реализуется в каждодневном поведении.

Опрос

Нами в мае 2020 г. были опрошены 30 человек (случайная выборка — 15 представительниц женского пола, 15 мужского пола) в возрасте от 30 до 50 лет.

По результатам опроса нами получен средний балл самооценки тревоги — 65; опрошенные представительницы женского пола испытывают несколько большую тревогу, чем мужчины.

Все опрошенные оценили максимально (по 4-балльной шкале) следующую свою обеспокоенность:

Больше половины опрошенных высказали следующие опасения:

Заключение

Таким образом, находясь в ситуации пандемии, необходимо, что и реализуется во многих странах мира, искать средства лечения и профилактики инфекционного заболевания.

Наряду с этим необходимо способствовать психическому, социальному, духовному благополучию граждан. То есть необходима нацеленность не только на борьбу с болезнью, но и на поддержание индивидуального и общественного здоровья, что особенно важно на этапе выхода из пандемии.

Научно доказана взаимосвязь состояний благополучия. В медицине и психологии традиционно изучаются психосоматические взаимовлияния. Социопсихосоматический подход предполагает изучение человека в социальном контексте.

Восприятие личностью своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых она живет, а также в соответствии со своими целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество жизни.

Саногенное поведение не дается изначально, а достигается напряженными исканиями, развитием себя, осознанным управлением своими психическими процессами, своим поведением.

Чувство радости на этом пути сигнализирует об удовлетворении фундаментальной потребности человека — потребности быть самим собой, быть здоровым.

На общегосударственном уровне мишенью программ с целью поддержания общественного здоровья могут быть общественное настроение, обычаи, культурные стереотипы, межнациональные и классовые конфликты, информационные потоки, пр. В исследованиях по биоэтике утверждалось (Хрусталев Ю.М., 2014), что сбережение и укрепление здоровья является всеобщим, т.е. государственным делом и одновременно ответственной задачей каждой личности.

Литература:

Автор

Творогова Надежда Дмитриевна

Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление.

Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания. Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.

особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;

управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;

целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;

целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;

взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением.

В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляции с позиций психофизиолога Л.П. Гримака [11]. Выделяются следующие уровни:

  • информационно - энергетический;
  • мотивационный;
  • эмоционально – волевой;
  • индивидуально – личностный.

Информационно — энергетический уровень саморегуляции

Данный уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики. Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением. Чрезмерная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные, физиологические реакции внутренних органов. Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования.

Мотивационный уровень саморегуляции

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации. В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей.

1. Индивидуально- личностные факторы.

2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.

3. Смыслообразующие факторы.

Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов. Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени (К.К. Платонов, 1982)

Индивидуально – личностный уровень саморегуляции

К основным методам индивидуально – личностного уровня относятся:

Саноцентрическое определение здоровья.ВОЗ

А что означает быть здоровым? По определению Всемирной организации здравоохранения, быть здоровым - это значит:
1. Не быть бременем для семьи, близких, коллектива и государства.
2. Сохранить на долгие годы красоту и привлекательность.
3. Сохранить и продлить высокую творческую активность, умственную и физическую работоспособность.
4. Быть долгожителем.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Норма - это система показате­лей состояния организма человека: его строения, структуры, функ­ций, которые находясь в заданных пределах, отражают само­чувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.

Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в каче­ственном или количественном выражении. Так, например, темпе­ратура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту, АД – 140/90 мм рт. ст. и т. д.

Физическое и химическое состояние внутренней среды организ­ма, размеры тела и отдельных его частей, любые функциональные отправления имеют совершенно определенное количественное (или качественное) выражение. Это своеобразный эталон, с которым врач сопоставляет полученные в ходе обследования пациента ре­зультаты своих наблюдений, лабораторных или инструментальных исследований жизненных отправлений. Эталон этот был получен на основании обобщений, в том числе и статистических данных мно­говековых наблюдений врачей всего мира.

Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изу­чения социальной гигиены с начала XX в.

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Социальные условия — это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социаль­но-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

В настоящее время насчитывается более 60 определений этого по­нятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутст­вие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.

Г. Н. Сердюковская — здоровье многомерный ди­намический признак, взаимосвязанный со средой обитания (природной и социальной).

Г. И. Царегородцев определяет здоровье как состояние оптимально­го функционирования организма, позволяющее ему наилучшим обра­зом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

Ю. П. Лисицын: гар­моническое единство биологических и социальных качеств, обус­ловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого един­ства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в сво­ей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные челове­ку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жиз­ни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благо­получие.

Более детально здоровье — это способность:

§ приспосабливаться (адаптация) к среде и к своим собственным возможностям;

§ противостоять внешним и внутренним возмущени­ям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

§ сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

§ расширять свои возможности, условия и ареал оби­тания, объем и разнообразие доступной экологичес­кой, интеллектуальной и морально-этической среды;

§ увеличивать длительность полноценной жизнедея­тельности;

§ улучшать возможности, свойства и способности сво­его организма, качество жизни и среды обитания;

§ производить, поддерживать и сохранять себе по­добных, а также культурные и материальные цен­ности;

§ созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, чело­вечеству, добру и злу.


Для цитирования: Творогова Н.Д. Клиническая психология в кардиологии. РМЖ. Медицинское обозрение. 2014;22(24):1768.

Человек – существо рефлексивное и активное, постоянно использует при организации своего поведения знания о себе. Каждый человек в единстве этих сфер (природной, социальной, психической) обладает уникальной неповторимостью. Утверждение принципа целостности человека привело к признанию холистического (т. е. целостного, от англ. hole – целый) подхода к его изучению и оказанию ему медицинской помощи. При рассмотрении человека с таких позиций интерес кардиологов к клинической психологии, ее возможностям в работе с пациентами становится очевидным.

Клиническая психология
Клиническая психология – новая для нашей страны область психологии; в 2000 г. в РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по клинической психологии, начата подготовка соответствующих ему специалистов. Клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Психосоматические исследования в кардиологии
Кардиологи все большее значение придают психосоциальным факторам риска и их связи с соматическими факторами. Впрочем, издавна известны такие соматические факторы риска, как неправильное питание, курение, злоупотребление алкоголем, в которых проявляются особенности личности [В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад, 1999].
Психосоматический компонент характерен для следующих заболеваний сердечно-сосудистой системы:
а) эссенциальная артериальная гипертензия;
б) ишемическая болезнь сердца (ИБС);
в) нарушения сердечного ритма;
г) сердечный невроз страха.
Так, Cocher (1971), Groen и соавт. (1971), Аngermeier и Peters (1973), Сannon (1953) и Reindell и соавт. (1971) в своих исследованиях показали, что при страхе, гневе и озлобленности повышается давление и что хроническое эмоциональное перенапряжение может приводить к стойкой гипертензии. По мнению Battegay и соавт. (1984), в настоящее время доказанной является точка зрения, что у гипертоников наблюдается связанная со страхом хронически подавляемая агрессия. Г.Ю. Айзенк в лекции, которую он читал в 1993 г. в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, рассказывал о результатах своих лонгитюдных исследований: человек, склонный к ИБС, чувствителен к стрессовым ситуациям, обычно реагирует на них вспышками ярости, агрессии.

Для проведения исследования были найдены испытуемые, которые подходили под описание моделей А и Б. Отобранные группы состояли из работников и руководителей различного уровня мужского пола. В каждой группе было 83 человека, средний возраст в группе А – 45 лет, в группе Б – 43 года. Всем испытуемым предложили несколько тестов в соответствии с целями исследования. Каждому был присвоен в целях внесения в исследование анонимности свой кодовый номер. Всех просили записывать в течение недели в свой дневник все, что они ели и пили. У каждого был взят анализ крови для измерения уровня холестерина и времени ее свертывания. Случаи возникновения проблем в сердечно-сосудистой системе выявлялись в процессе подробных расспросов, а также с помощью стандартной электрокардиограммы, которая расшифровывалась Розенманом и независимым кардиологом, не участвовавшим в исследовании. Была также проведена проверка состояния глаз и определено число испытуемых с arcus senilis (образование мутного кольца вокруг роговой оболочки глаз, вызванное распадом жировых отложений в кровотоке). У испытуемых группы А был значительно выше уровень холестерина и отмечено в среднем в 3 раза больше случаев заболевания arcus senilis. Выявлено также существенное отличие по числу случаев КН в двух группах (в группе А таких 28%, а в группе Б – 4%). Авторы сделали вывод, что поведенческая модель в группе А явилась главной причиной КН и связанных с этим нарушений кровотока.
Затем авторы провели еще одно большое исследование длительностью 8 лет, результаты которого были опубликованы в 1976 г. Выборка насчитывала 3 тыс. человек, у которых перед началом исследования не был поставлен диагноз сердечной недостаточности и которые соответствовали поведенческой модели типа А. Было доказано, что тип А являлся прогностическим фактором развития КН, не зависевшим от других факторов, таких как возраст, уровень холестерина, кровяное давление и курение.

Психопрофилактика заболеваний
Как известно, профилактика заболеваний (Diseases prevention) – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий. Первичная профилактика направлена на снижение инцидентности болезней, включает в себя различные компоненты, среди которых: а) меры по снижению влияния вредных факторов на организм человека, б) формирование здорового образа жизни.
В контексте первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний нами были выявлены 50 практически здоровых мужчин и женщин в возрасте 40–45 лет с хроническим подавляемым гневом. На протяжении 3 мес. амбулаторно с 25 из них (экспериментальная группа) 3 раза в неделю проводились психокоррекционные занятия с использованием технологии обучения саногенному мышлению [Ю.М. Орлов, 1996].
Саногенное мышление (СГМ) – теория и практика управления своими эмоциями (в частности, такими отрицательными эмоциями, как обида, вина, гнев, зависть, стыд и др.) путем осознания и управления теми умственными операциями, которые автоматически порождают соответствующую эмоцию. Технология обучения СГМ позволяет установить неуместность тех или иных умственных операций и выбрать уместные, расширяя тем самым многообразие ходов мысли, раскрепощая ее, предлагая новые умственные программы, что в итоге способствует предотвращению хронизации отрицательных эмоциональных переживаний. Теория и практика СГМ предложена Ю.М. Орловым (1991) в контексте санологии (комплексное направление медицинской науки и практики, изучающее здоровье).
Принципы оздоровляющего мышления зародились в античной философии. Чтобы обслуживать человека, философ должен был научиться отличать системы мышления, которые приносят вред человеку, умножая его страдания и беспокойство, от других, которые способствуют достижению блага, атараксии, блаженства, счастья. Начиная с Эпикура, в античной философии общепринятым считался тезис о том, что мудрость состоит в различении вещей, зависящих от нас и независящих. Человек должен научиться распознавать отдаленные последствия своих поступков, которые могут быть благоприятными и неблагоприятными. Эпикур предлагал каждому установить для себя предел, за который он не хотел бы переходить, если бы даже и мог.

Сенека предлагал отказаться от симбиотических отношений с людьми, следуя непривязанному отношению к дружбе, любви, богатству и даже жизни. Стоическая философия сформулировала принцип реалистичности в мышлении. Философия отношения к разным вещам формулирует требование соразмерности своих притязаний в жизни со своими способностями и иными возможностями. Понятие благоразумия Аристотелем рассматривалось как антитеза распущенности; любое отклонение в сторону недостатка или избытка в удовлетворениях и удовольствиях им рассматривалось как порок, который ведет к неблагополучию. Античность знала два средства управления эмоциями – их подавление и сдерживание их внешних проявлений.

Патогенное мышление (ПГМ) – это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к переходу ситуативных отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. ПГМ предполагает слепое следование привычным стереотипам обыденного мышления, без осознания его последствий. Это не патологическое, а вполне нормальное мышление, но оно патогенно. Обыденное патогенное мышление продлевает возникший стресс далеко за пределы объективного воздействия стрессора, приписывает нередко нейтральной ситуации свойства стрессовой.
Практика обучения СГМ – отечественная синтетическая психотехнология, разработанная в 1980-е гг. независимо от западной теории эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых практических задач. Являясь оригинальной авторской технологией работы с эмоциями, теория СГМ использует данные теории дифференциальных эмоций, в некоторых своих идеях близка теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; практика обучения СГМ использует отдельные приемы, разработанные в контексте когнитивной, в частности рационально-эмотивной, психотерапии. Технология обучения доведена до уровня, позволяющего самостоятельное усвоение СГМ.

Переопределение характера поведения требует обращения к личности клиента. В этом случае составными частями переучивания могут стать информирование и переубеждение. Переубеждение (персуазия) – процесс замены (изменения, переделки, трансформации) ранее сформированного убеждения новым под влиянием дополнительной или разъясняющей информации. Психагогика (духовное руководительство, привлечение души, убеждение) – один из методов рациональной терапии, направлен на лечебное обучение, воспитание и перевоспитание клиента; использует приемы обращения к разуму клиента, переубеждение его доводами [Bilikiewicz, 1976]. Когнитивная психотерапия как разновидность поведенческой психотерапии обращена на мысли и процессы мышления конкретного человека (вариантами когнитивной психотерапии являются рационально-эмотивная и когнитивная поведенческая психотерапия). Она направлена на то, чтобы помочь человеку идентифицировать и изменить свои исходные установки и вытекающие из них особенности поведения. Психотерапевты структурируют занятия таким образом, чтобы дать определенные рекомендации, и предлагают методы апробации новых моделей мышления и переживаний.

К. Левин, изучая энергетическую основу различных процессов деятельности, показал, что монотонное повторение отдельных актов можно прервать в любом месте цепи, не обнаруживая в ней никакого существенного напряжения. Деятельность, имеющая определенную структуру, тяготеет к своему концу, и напряжение оказывается здесь тем больше, чем ближе деятельность к своему завершению (Т. Дембо). Поэтому так трудно переиначить привычное выполнение уже реализуемой той или иной деятельности.

В рамках отечественной психологической школы в целях коррекции привычных форм поведения рассматривается и возможность использования технологии, разработанной на базе теории П.Я. Гальперина (теории поэтапного формирования умственных, физических действий). Показано, что в зависимости от процесса, который перестраивается (высшие психические функции, привычные модели общения, образ жизни и др.), необходимы разные технологии такой перестройки.

Школы здоровья
Все человеческие цивилизации так или иначе регулировали те аспекты поведения, которые влияют на здоровье. Здравоохранение в настоящее время как мультидисциплинарная область привлекает для решения своих задач самые разные сферы: образование, управление, средства массовой информации, которые влияют на благополучие отдельного человека и общества в целом [Т.Х. Тульчинский, Е.А. Варавикова, 1999]. Наличие в стране таких программ и их поддержка государством свидетельствуют о признании здоровья как существенного фактора социального и экономического прогресса общества.
Зачастую пациенту нужна помощь в переориентации направленности своей активности, своего поведения. Помочь модифицировать поведение ему могут врач, дипломированная медсестра, клинический психолог. Эти программы чаще всего реализуются в школах здоровья.

В школах здоровья пытаются помочь пациенту понять свою болезнь, а затем поддерживают его усилия по укреплению здоровья. Врач в школе здоровья может получить анамнез как историю болезни и жизни пациента с учетом всех ее аспектов, чтобы определить, в каких точках биологического, психологического, социологического и духовного диапазона находятся главные проблемы пациента. На встречах с пациентом он призван создавать обстановку доверия, без которой тот не решится обсуждать с ним не только физические, но и психические, социальные, культурные и духовные аспекты своего состояния, не решится рассказать о вредных для своего здоровья привычках, которые зачастую связаны с его верованиями, убеждениями. Врач должен воспроизводить и демонстрировать пациенту свое безусловное принятие его (желание и умение показать другому, что он ценен и принимается как личность такой, какова она есть). Использование не столько вербального, сколько невербального взаимодействия дает почувствовать пациенту, что ему сочувствуют, его слышат и понимают. Чтобы понять состояние пациента и предложить ему адекватную, в т. ч. и его духовным потребностям, помощь, врачу полезно взглянуть на свои собственные представления о смысле, ценностях жизни, поближе познакомиться с собственным страхом смерти. Умение быть рядом с пациентом, оказывать ему психологическую поддержку, когда тот проходит через глубокие переживания, свидетельствует о коммуникативной компетентности врача (медсестры). Обычно пациент чувствует эту компетентность, что порождает у него доверие к врачу не только как к специалисту, но и как к личности, что прогностически важно для процесса лечения (профилактики, реабилитации) заболевания.

В школе здоровья врач предпринимает попытки помочь пациенту в исследовании кажущихся тому конфликтов между его убеждениями, верованиями и болезнью, помогает ему восстановить непрерывность своего бытия (например, можно предложить начать писать автобиографию, которую когда-нибудь после его ухода его семья будет хранить), помогает пациенту найти в своей жизни нечто такое, что наполнит ее смыслом. Врач на приеме создает условия, чтобы помочь пациенту ощутить себя в безопасности (не только физической, но и психологической), почувствовать в себе силы простить обиды, попросить прощения, восстановить прерванные взаимоотношения, приобрести новые отношения, которые будут мотивировать его на сохранение своего здоровья. Компетентность врача в психологической и духовной сферах включает умение и самому не терять надежду и уверенность, что человек живет и работает не зря, что никогда не поздно делать добро; он поддерживает и пациента в его попытках совершать доступные для него альтруистические поступки.

Болезнь приносит с собой неуверенность в будущем и потерю независимости, поэтому медицинскому работнику важно создавать такую среду в медицинском учреждении, которая сохранит за пациентом право принимать решения (профилактика выученной беспомощности). Врач в общении с пациентом призван демонстрировать позитивный настрой (полезно научиться находить в худшем лучшее), при этом уважительно относиться к эмоциональным переживаниям больного, его представлениям о своей болезни, не обесценивая их (хотя предпринимать попытки в коррекции этих представлений).
Настало время привлекать к таким занятиям в школах здоровья и клинических психологов, которые должны стать надежными помощниками в работе врача-кардиолога.

Читайте также: