Профессиональное просвещение это сообщение учащимся

Обновлено: 05.07.2024

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

“Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Исходя из того, что профпросвещение – процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации”.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. “Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

  • Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
  • В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
  • Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
  • Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должУрок – основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Профессиональное консультирование (П. к.) лучше всего разграничивается с др. близкими формами оказания помощи в области профессий и карьеры (напр., профориентационным консультированием, консультированием по вопросам карьеры, профориентацией) по его целям и содержанию. П. к. фокусируется на подготовке клиентов к вхождению в профессию и последующим шагам по ступеням карьеры, наряду с традиционным акцентом на проблемах профессионального выбора, характерным для др. родственных ему форм консультирования. Кроме того, профессиональные консультанты работают с клиентами всех уровней профессиональной структуры (напр., квалифицированными рабочими). Трудоустройство и последующее сопровождение клиента яв-ся, т. о., важными дополнительными функциями консультанта в П. к.

Задача П. к. заключается в том, чтобы помочь чел. сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуации. Поиск работы как задача консультирования и использование информ. о профессии как инструмент консультирования отличают П. к. от его более ориентированных на выбор аналогов.

Профессиональные консультанты работают в разнообразных структурах и орг-циях, в т. ч. в школах, органах соц. реабилитации отбывших наказание преступников, консультационных центрах, центрах по планированию карьеры, Ведомстве по делам ветеранов (Veterans Administration), гос. бюро по трудоустройству, общественных объединениях и, все чаще, в органах исполнительной власти, сфере бизнеса и промышленном пр-ве.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по одному наряду (бригадный подряд), оплата труда по конечным результатам деятельности и т. д.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует после завершения предварительной профдиагностики. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Вопросам профессионального просвещения можно посвятить специальные профинформационные уроки. На этих уроках следует рассказать учащимся о структуре народного хозяйства, о требованиях, предъявляемых профессией к личности, т. е. дать те сведения, которые нацеливают школьников на проблему правильного выбора профессии. Сведения о конкретной профессии учащиеся могут получать при изучении каждого учебного предмета.

Так же как обучение нельзя рассматривать в отрыве от воспитания, так и профпросвещение невозможно без профессионального воспитания. Оно предполагает формирование у учащихся добросовестного отношения к труду в целом, при одновременном формировании определенной профессиональной направленности. В процессе профессионального воспитания у учащихся формируются свойства личности, необходимые в работе по выбранным профессиям. При этом профессиональные интересы должны перерастать в соответствующие стремления, склонности, идеалы и призвание. Профессиональное воспитание должно стать неотъемлемой частью учебного процесса и начинаться уже с учащимися младших классов.

Проведение профессионального просвещения не нарушает логики изучаемого материала, а является конкретным выражением диалектического принципа связи обучения с жизнью.

Исходя из того что профпросвещение — процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. В частности, шире надо внедрять в практику не просто рассказы о профессиях и производствах, а осуществление руководства самостоятельным изучением школьниками той или иной профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что любая информация лучше усваивается, при ее подаче в определенной ситуационной форме, а не в виде текста (лекции, рассказа).

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так: профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве, его отраслях, предприятиях, профессиях и основывается на широкой основе трудового воспитания и политехнического образования.

В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях, с тем чтобы не только информировать учащихся о рабочих профессиях, но и активно формировать их профессиональную направленность с учетом интересов молодежи и производства.

Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Урок — основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация — составная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи, демонстрации кино- и диафильмов, плакатов, стендов, альбомов и т. д. Применение того или иного средства (или их комплекса) зависит от цели и содержания урока, возраста, знаний учащихся и, наконец, от мастерства самого учителя.

Профпросвещение тесно связано с профвоспитанием, а поэтому, рассказывая учащимся о профессиях, нельзя забывать, что одной из задач профориентационной работы является воспитание у школьников добросовестного отношения к труду. Учащимся нужно дать понять, что труд — это первая жизненная потребность человека. Для достижения этой цели учитель в разговоре о профессиях должен освещать такие вопросы, как роль труда на разных этапах социального развития нашего общества, решающая роль трудящихся масс в создании материальных и духовных благ, трудовые традиции наших людей Очень важно в беседе с учащимися использовать конкретный материал, который, как правило, оказывает на них положительное влияние. На примерах из жизни учитель может глубоко знакомить учащихся с экономическими и научно-техническими основами производства, раскрывать перед ними общественную значимость профессий рабочего, хлебороба и т. д. Только опираясь на факты, можно пробудить интерес к непопулярным, но нужным государству профессиям.

Чтобы проводить целенаправленную работу по профпросвещению учащихся, каждый учитель-предметник должен заранее определить, при изучении каких тем можно использовать материал профориентационного характера. Подбирая необходимый материал, наглядные пособия и технические средства, учитель составляет поурочные планы и одновременно разрабатывает специальные стенды для учебных кабинетов. Профориентационный материал, используемый на уроке учителем, должен включать высказывания известных людей (деятелей науки и культуры, выдающихся педагогов, передовых работников промышленности, сельского хозяйства и т. д.), выдержки из решений и постановлений правительства.

Естественно, каждый учебный предмет имеет свою специфику. Так, на уроках химии, биологии при изучении определенных тем можно прямо рассказывать ученикам о профессиях, а вот на уроке математики подобная информация происходит опосредованно через систему различных специально подобранных задач производственного характера. Несмотря на это, можно выделить следующие формы работ по профпросвещению в процессе преподавания учебных предметов:

профпросвещение в процессе изложения теоретического материала;

расширение представлений о профессиях при выполнении практических заданий, во время лабораторных занятий, в процессе решения задач;

написание рефератов по предмету, в которых используется информация о профессиях и производствах;

проведение производственных экскурсий по учебному предмету.

Умелое использование указанных форм позволит добиться четкой работы по профпросвещению учащихся, а также обеспечить его результативность.

Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Но для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: беседой о профессиях и современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т. п. Эти сведения можно сообщить учащимся во время вводного, текущего или заключительного инструктажей. Не обязательно рассказывать ребятам о такой-то профессии только на одном уроке. В зависимости от тематики можно на одном уроке дать общие сведения, а на другом — расширить и углубить (в соответствии с основной целью урока) сведения о той или иной профессии. Кроме того, знания об одних и тех же профессиях ученики должны получать в разных классах. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и так подбирать материал о профессиях и производствах, чтобы он был понятен и интересен детям определенного возраста.

Учитель не только должен сообщать знания о профессиях, но и получать обратную информацию о том, как они усваиваются детьми. Для этого при повторении пройденного материала среди прочих вопросов необходимо включать вопросы для проверки знаний учащихся о профессиях.

Такое повторение поможет углубить и систематизировать знания учащихся о профессиях, заставит их подумать о важности правильного выбора профессии, а следовательно, повысит эффективность профориентационной работы на уроке.

Рассказывая о профессиях, очень важно опираться на факты из окружающей действительности, на сведения из газет и журналов, рассказывающих о мастерах своего дела. При этом очень полезны встречи учащихся с этими людьми. Подобные мероприятия усиливают воспитывающую роль трудового обучения, повышают эффективность профессионального просвещения.

Поэтому учителю необходимо постоянно изучать производственное окружение школы, исходя из содержания своего предмета (вида трудового обучения), собирать данные о профессиях. Полученные сведения целесообразно накапливать в виде специальных карт профессий.

Приведем пример готовой к заполнению карты профессий сельскохозяйственного производства.

К заполнению таких карт целесообразно привлекать и школьников.

Собранные материалы о профессиях можно сосредоточить в кабинете профориентации.

Основным же материалом для бесед о профессиях должны стать профессиограммы.

Знакомя учащихся с профессиями, целесообразно иллюстрировать рассказ (беседу) фотографиями, диа- и кинофильмами.

Так как профпросвещение тесно связано с профвоспитанием, очень важно дать учащимся возможность видеть результаты своего труда. Организация выставок (школьных, районных), на которых определяются лучшие работы учащихся, способствует развитию у них интереса к трудовой деятельности.

Итак, в процессе преподавания основ наук и трудового обучения есть необходимые возможности для осуществления профессионального просвещения школьников.

Осуществляя принцип политехнизма в преподавании каждого учебного предмета, необходимо выявить и использовать все имеющиеся возможности для организации целенаправленной работы по профпросвещению учащихся.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприя­тия, оплата по единому окладу , оплата тру­да по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и т. д.

Задача по ознакомлению учащихся с современными профес­сиями, информированию их о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и в Основных направлениях (реформы обще­образовательной и профессиональной школы.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные ре­зультаты, она должна проводиться умело и с большим педаго­гическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может при­вести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.

Главный принцип, которым следует руководствовать­ся в работе по профпросвещению,связь его с жизнью.

Урокосновная организационная форма учебно-воспитатель­ного процесса в школе. Профессиональная ориентациясостав­ная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащих­ся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться пу­тем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, ис­пользования литературных источников, звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в про­фессиональном просвещении. Основными методами при этом яв­ляются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Но, для того чтобы практические рабо­ты оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях ,о современном производстве, об условиях труда, технологических про­цессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т. п.

Профессиональное просвещение во внеурочное время . Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученичес­кие производственные бригады, школьные лесничества и т. д.

Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди учащихся во внеклассной работе.

Значительное место в этой работе занимают беседы, кото­рые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители разных профессий, наставники. При этом тематика бесед должна от­вечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы мож­но проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия; краткий исторический очерк и перспек­тивы развития профессии; основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий лучших представите­лей профессии.

2. Производственное содержание профессии:

место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) тру­да; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные ка­чества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрас­ту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, сте­пень ответственности, специальные требования к физиологичес­ким и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние про­фессии на образ жизни работника, его быт и т. д.; экономичес­кие условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии;

пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятель­ностью в школе.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя:

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны, весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так[9]:

· Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

· В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей

народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

· Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

· Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся[3].

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии.

1.4. Изучение школьников в целях профориентации Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профессиональной работы[11].

Ценностные ориентации. Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

· Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

· Авторитет в трудовом коллективе;

· Признание родных, знакомых, друзей;

· Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;

· Применение своих знаний, умений, способностей;

· Творческий характер труда;

· Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

· Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности[3].

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

· Мотивы познавательного характера;

· Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;

· Ссылка на пример;

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

· Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

· Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

· Мотивация неуверенная, неаргументированная;

· Никак неаргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности.

Склонности – “это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту”.

Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.

Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональные способности.

Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда[10].

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.

Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек – дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

2.1. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки

Мы видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организуемой учебной деятельностью” и самообразованием.

Что же мы подразумеваем под ключевым для нас понятием профессиональное самоопределение?

Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования отношения личности к себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Трудовое обучение - учебный предмет предметной области “Технология”, при освоении которого школьники учатся общаться с предметами и средствами труда, осваивают технологии производственных процессов, вступают в трудовые и производственные отношения, осуществляют профессиональное самоопределение, овладевают профессией/специальностью/ или получают углубленную в определенной сфере профессиональной деятельности трудовую подготовку.

Профильное обучение - это вариант трудового обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений, в процессе которого пропедевтически изучается одно из направлений профессиональной деятельности, группа профессий.

Начальное профессиональное обучение - вариант трудового обучения школьников, который обеспечивает их подготовку по определенной специальности до уровня профессиональной квалификации и завершает процесс профессионального самоопределения в школе.

Определив для себя эти основные понятия, взятые из методических справочников, мы более ясно для себя представляем путь технологической подготовки учащихся нашей школы.

Технологически образовать ученика - значит, в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства, сформировать у него жизненно важные общетрудовые умения и навыки, привить ему трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культуры.

В основе технологии лежит проектная деятельность, которая позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели изделия (продукте труда).

Технология формирования профильных классов

Повсеместное распространение профилизации старших классов определяет суть дальнейшего развития системы образования.

Можно привести примерную технологию формирования профильных классов:

1) Проведение родительских конференций для разъяснения образовательной политики администрации школы;

-предложение сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе;

-определение конкретных направлений обучения в соответствии с имевшимися кадровыми и материально-техническими ресурсами школы.

2) Проведение классных родительских собраний с целью разъяснения различных вопросов, возникших у родителей и учащихся.

3) Анкетирование по вопросам определения предпочтений учащихся - практика показала, что трижды проведенный опрос приводит к более осознанному выбору направления.

4) Приведение учебного плана каждого класса в соответствие с выбором учащихся; определение педагогического состава, отвечающего требованиям заявленных направлений обучения.

Работа по формированию профильных классов может быть успешной при условии эффективной работы педагогов, работающих в профильных классах.

Курсы по выбору: отбор содержания и технология проведения

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор - предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности, в связи с этим заявлена предпрофильная подготовка 9 классов. Предпрофильная подготовка - гибкая система, зависящая от профессионально-образовательных потребностей семьи и личности учащегося. Она может проходить в различных вариантах, однако важно иметь представление о ее базовой модели, где были бы отражены возможные ее объемы и основные составлявшие Базовый объем предпрофильной подготовки определяется в 100 часов. Примерно 2/3 в неделю отводится специально организованным краткосрочным курсам по выбору, их можно условно разделить на две группы: пробные и ориентирующие.

Пробные курсы по выбору разрабатываются учителем, чтобы они были “профилированы” на конкретный профиль образования. Именно в этом и состоит главная цель. Ориентирующие курсы надпредметные и решают задачи профильной и профессиональной ориентации.

Важную роль в организации курсов по выбору можно оказывать родительский актив, взаимосвязи с социальными, экономическими структурами и предприятиями.

Курсы по выбору играют большую роль в системе предпрофильной подготовки, непосредственно для школы они могут быть такими:

1. Мастерство вождения;

2. Устройство и эксплуатация автомобиля;

3. Художник-модельер-основа модной индустрии;

4. Кудрявые узоры по дереву;

5. Декоративная отделка изделий из бересты;

6. Домашняя экономика и основы предпринимательства;

7. Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов;

8. Производство и окружающая среда;

9. Техническое и декоративно-прикладное творчество;

10. Художественное оформление быта и т.д.

Большое число курсов отличаются содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения. Это есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Курсы по выбору должны быть разными по содержанию, технологиям проведения и формам организации. Только тогда они могут эффективно решать сложные задачи предпрофильной подготовки, т.к. могут удовлетворить профильно-образовательные потребности каждого школьника.

Профессиональный отбор (подбор) учащихся

Составная часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

«Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями.

Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков - психофизических предрасположений к той или иной работе.

«Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.

С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Нередко профотбор трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения.


В статье рассматривается понятие профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профориентация, труд

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи в профессиональном определении [14].

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение. Профессиональное просвещение — это ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности и особенностями различных профессий [14].

Известными исследователями (Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников и др.) в области профессиональной ориентации школьников разработана современная теория самоопределения. Они считают, что на выбор профессии влияет определенный ряд факторов: осознание значимости труда; умение разбираться в профессиях; учет интересов, склонности личности, наличие знаний [4].

В настоящее время педагогами и психологами (О. Ю. Елькина, Е. А. Климов, Е. Н. Прошицкая, Г. В. Резапкина, С. Н. Чистякова и др.) актуализировались вопросы по профессиональному определению и были проведены исследования по вопросам теории и методики профессионального просвещения школьников. По их мнению, младший школьный возраст является этапом пропедевтической подготовки школьников к выбору профессии, так как учебная деятельность расширяет познание мира профессий и труда [4].

А. И. Кочетов отмечал что, раннее знакомство с разнообразными видами деятельности человека не только расширяет знания ребенка о профессиях, но также, дает возможности проявления интересов и склонностей детей к профессиям. Так же он утверждал, если с детства человек ставит перед собой цели, связанные с будущей профессией, пытается осознать свое место в жизни и обществе, то данный человек пополнит социально-благополучный контингент молодежи [6].

По словам А. И. Кочетова, в школах используются методики: сочинения, беседы, наблюдения, с помощью которых отслеживается склонность школьников к профессиям [6].

По мнению С. Н. Чистяковой успешному ознакомлению с миром профессий в процессе учебной деятельности младших школьников, способствует профессиональное просвещение, которое заключается в формировании у учащихся конкретных знаний о выборе профессии [13].

Основной целью пропедевтики профессионального самоопределения, по мнению С. Н. Чистяковой определяет формирование у младших школьников интереса к профессиям через решение следующих задач: формирование осознанного представления о мире труда и профессиях; развитие интеллектуальной сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки [13].

С развитием личности младшего школьника, как утверждает Г. В. Резапкина, его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих возможностях, в различных ситуациях, опираясь не на мнение окружающих, а на собственную самооценку [10].

Таким образом, рассмотрев проблемы профессионального просвещения младших школьников, можно отметить, что согласно возрастным особенностям младших школьников, основная цель работы — это формирование представлений о различных сторонах профессий, осознанности роли труда в обществе и как самого человека. Особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональному просвещению.

Для понимания выдвинутой проблемы, была проведена индивидуальная беседа с учащимися первых классов для выявления взгляда и отношения к профессиям. Беседа включала четыре вопроса.

Учащиеся контрольного класса (КК) показали результат: 5 учащихся назвали более трех профессий — (56 %), 4 учащихся назвали 3 и меньше профессий — (44 %).

Самые распространенные профессии: учитель, воспитатель, водитель, пожарный, доктор, повар, продавец.

Читайте также: