Романтический образ влюбленной души в стихах о прекрасной даме сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принёс издалёка
Звучные песни твои.
История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблён в Л.Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.
В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушённого в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюблённой женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.
Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал – действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолётны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Литература. 11 класс
Цели : дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.
совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.
воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Работа по теме урока.
В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”
Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.
Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство плети,
И в сердце – первая любовь
Жива – к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
Анализ стихотворения “Вступление”
Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?
1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?
2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?
3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?
4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?
5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?
Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.
В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.
В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.
Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.
Анализ стихотворения “Предчувствую Тебя”.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?
2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?
3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?
4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?
5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?
6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?
Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.
У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.
Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.
4. Анализ стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.
Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
Ты, заслышав меня издалёка,
Свой костер разведешь ввечеру.
Стану, верный велениям Рока,
Постигать огневую игру.
И, когда среди мрака снопами
Искры станут кружиться в дыму,—
Я умчусь с огневыми кругами
И настигну Тебя в терему.
1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?
2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?
3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?
4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?
Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.
Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.
Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.
5. Анализ стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?
2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?
3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?
4. Какие цветовые символы использует автор?
Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.
Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
Она для него святая, в ней воплотился его идеал:
Но я верю: Милая - Ты.
Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.
Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.
В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.
ВЫВОД. Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?
(на основе анализов и материала учебника – стр.180-184)
Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.
6. Анализ стихотворения “Встану я в утро туманное”.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?
2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?
3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?
4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?
В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.
7. Вопросы для работы над стихотворением “Мы встречались с тобой на закате”.
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний
Не приемлет лазурная тишь.
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло.
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?
2. Какие изменения произошли в лирическом герое?
Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.
Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.
Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.
Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.
ВЫВОД - по вопросам и проанализированным стихотворениям.
- Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?
Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.
- Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?
Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия
Задание на дом: стр.180-185; подготовить устный анализ стихотворения А.Блока о России.
Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов
Творческие конкурсы
Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.
Предметные олимпиады
Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.
Все победители олимпиад 2017-2018 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.
Участникам
Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.
Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.
Преподавателям
Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.
Портал Всероссийского социального проекта "Страна талантов". Учредитель: АНО ДО "Страна талантов". Главный редактор: Черняев Е.В.
Цели урока:
1. Дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.
2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.
3. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Мотивация. Восстановите, пожалуйста эпиграф к нашему уроку.
«____________ я считаю не только величайшим поэтом первой
четверти XX века, но и человеком-эпохой, т.е. самым
Что вы запомнили о Блоке? Представителем какого течения был поэт?
Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру (уход от реальности, идея двоемирия), отношение к слову (слово и многозначно, и символично), цель творчества (создание картины идеального мира, существующего по законам красоты).
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством выдающегося русского поэта Александра Александровича Блока. Давайте с вами посмотрим на тему урока. Какую тематику нам предстоит затронуть? Какие цели мы перед собой поставим? (выступление Алима о теме любви в творчестве поэтов)
Действительно, тема любви не нова в литературе, но у каждого автора она звучит по- своему.
09.11.2018 урок №27 11 класс литература
1. Дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.
2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.
3. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Мотивация. Восстановите, пожалуйста эпиграф к нашему уроку.
«____________ я считаю не только величайшим поэтом первой
четверти XX века, но и человеком-эпохой, т.е. самым
Актуализация опорных знаний учащихся.
Что вы запомнили о Блоке? Представителем какого течения был поэт?
Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру (уход от реальности, идея двоемирия), отношение к слову (слово и многозначно, и символично), цель творчества (создание картины идеального мира, существующего по законам красоты).
Объявление темы и формирование целей урока.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством выдающегося русского поэта Александра Александровича Блока. Давайте с вами посмотрим на тему урока. Какую тематику нам предстоит затронуть? Какие цели мы перед собой поставим? (выступление Алима о теме любви в творчестве поэтов)
Действительно, тема любви не нова в литературе, но у каждого автора она звучит по- своему.
Инсценизация (2 ведущих).
й ведущий. О том, что произошло дальше, есть очень краткие и неточные заметки Блока и подробный рассказ Любови Дмитриевны, записанный много лет спустя.
27 июля было написано Блоком первое стихотворение, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. Всего стихов, ею навеянных, ей посвящённых, будет более 800. Но это впереди. А пока никто не знает, что розовощёкой и золотоволосой девушке суждена трудная и благородная судьба — стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта России.
Сохранившиеся фотографии (проецируют) помогают нам увидеть юных и прекрасных Гамлета и Офелию: его, в чёрном берете, колете, со шпагой, золотой цепью на шее, и её, в длинном платье, с распущенными золотыми волосами, падающими ниже колен, с венком на голове и снопом полевых цветов в руках.
Воспоминания об этом дне, тема Гамлета и Офелии пройдут через всю жизнь Блока.
1-й ведущий. Осенью встречи стали реже, вовсе прекратились, потом начались вновь. Блок уже студент юридического факультет Петербургского университета (впоследствии перевёлся на филологический). Любовь Дмитриевна заканчивает гимназию, чтобы потом поступить на Высшие женские курсы, драматические курсы, ибо мечтает стать актрисой.
Работа с картинками (картинки) (ведущие останавливаются)
Продолжение работы инсценизации.
Работа в группах (3 групппы). Каждой группе дано 1 стихотворение. Но вот характеристики даны на все 3 стихотворения. Ваша задача подобрать нужные фрагменты. Затем помочь нам заполнить таблицу. Раздаточный материал.
Читайте также: