Сообщение на тему судьба лермонтова

Обновлено: 05.07.2024

15 октября 1814 года в Москве родился будущий классик, поэт, писатель, драматург, живописец - Михаил Юрьевич Лермонтов. За 26 лет он успел создать столько произведений, сколько не каждый сможет за полную жизнь.

Род Лермонтовых был состоятелен, но, к сожалению, к рождению классика уже пришел в упадок.

Отец Михаила Лермонтова был военным и дослужился до звания пехотного капитана. По рассказам современников, Юрий Петрович Лермонтов был очень красив, добр, но чрезвычайно вспыльчив.

Родословная со стороны матери была гораздо более впечатляющая. Дед по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев женился на Елизавете Алексеевне Столыпиной. В их браке родился один ребенок, мать поэта - Мария Михайловна Арсеньева.

Елизавета Алексеевна после появления на свет дочери долго болела, что отразилось на отношениях с супругом. Он загулял с соседкой. И ситуация зашла так далеко, что когда вернулся муж любовницы со службы, Михаил Васильевич принимает яд. Надо отдать должное супруге горе-любовника, слезы лить она не стала, даже лаконично выразилась: "собаке - собачья смерть".

Бабушка поэта отличалась суровым и твердым нравом и после смерти мужа сама управляла имением. С крепостными была строга, но физических наказаний чуралась.

Марья Михайловна Арсеньева вышла замуж за Юрия Петровича Лермонтова довольно рано, когда девушке не минуло еще 17 лет.

Молодые поселились в селе Тарханы, находящегося в собственности семейства Арсеньевых.

Мать поэта не отличалась сильным здоровьем, поэтому рожать сына отправилась в Москву. 15 октября родился известный поэт.

Бабушка стала знаковой фигурой в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Даже на имени Михаил настояла именно Елизавета Алексеевна, отец поэта хотел назвать сына Петром.

Счастье молодых родителей было недолгим. По слухам, вскоре Юрий Петрович охладел к своей жене и загулял. На фоне этого родители поэта постоянно ругались и доходило даже до рукоприкладства. Тягостная домашняя обстановка довела Марью Михайловну до болезни, которая переросла в чахотку и отправила ее прямиком в могилу. На момент смерти Марии Михайловне Лермонтовой был лишь 21 год.

После кончины супруги Юрий Петрович оставляет сына Елизавете Алексеевне и уезжает в семейное имение Кропотовку. Бабушке поэта придется пережить всех своих родных: родителей, мужа, дочь, зятя и горячо любимого внука.

Елизавета Алексеевна делала все, чтобы внук вырос настоящим представителем рода Лермонтовых. Отца поэта, она недолюбливала и видеться с сыном не разрешала. Несмотря на всю заботу, которой его окружила бабушка, Михаил Юрьевич Лермонтов осознавал противоестественность своего детства, что отразилось впоследствии на его творчестве.

Будущий поэт рос болезненным ребенком, почти все детство проболел золотухой, и был лишен обычных детских развлечений. Но такое воспитание дало свое плоды, в Михаиле Юрьевиче развилось чувственное восприятие и появилась привычка мечтать.

Окружающее благоволение совсем не отражалось на внутреннем мироощущении мальчика. Ему казалось, что его не понимали, чувствовал себя чуждым, окружающим его людям.

В 10 лет вместе с бабушкой Михаил Лермонтов оправляется на Кавказ поправлять здоровье. Здесь он влюбляется в первый раз и начинает писать стихи. Любовь к Кавказским горам поэт пронесет через всю свою жизнь.

Образование Михаил Лермонтов получил блестящее; он владел четырьмя языками, играл на четырех музыкальных инструментах, занимался рукоделием и хорошо рисовал. Правда стоит отметить, что поэт огорчался, что в детстве не слышал русских народных сказок, чья поэтичность его пленила.

По уговору с Юрием Петровичем бабушка поэта обещала вернуть внука, когда ему будет 16 лет, его отцу. Но свою клятву не выполнила, путем запугиваний и просьб, ей удается уговорить Михаила Лермонтова остаться с ней. Юный поэт страдает от депрессии и не видит выхода из ситуации. Ему остается только творить.

В любви Лермонтову тоже не везло, не слишком привлекательный юноша, подверженный мечтательным настроениям, косолапый, он не пользовался спросом у дам. Вся жизнь Михаила Юрьевича прошла в поисках человека который смог бы понять его богатый духовный мир, но не среди друзей, не среди барышень - таких не нашлось.

Учеба в Московском университете у поэта не задалась, первый курс - из-за эпидемии холеры, на втором, начитанный юноша не прижился. Профессора отметили высокую начитанность юноши, при совершенном незнании лекционного материала. После конфликта с экзаменаторами, Михаила Юрьевича попросили из храма науки. Поэт хотел продолжить обучение в Санкт-Петербурге, но там отказались засчитать два года, потраченных в Москве, и Лермонтов оставил эту затею.

Под влиянием бабушки и ее родственников Михаил Юрьевич поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Почти сразу он понимает свою ошибку. Окружающая обстановка, полный отказ от достойной литературы, только еще больше нагоняют тоску на, итак, печального поэта. Михаил Юрьевич окончил школу корнетом в Лейб-гвардии Гусарский полк.

Гусар, единственной наследник большого состояния, Лермонтов решает отомстить одной из своих неудавшихся возлюбленных. А именно, Екатерине Сушковой, посмеявшейся ранее над чувствами поэта. Михаил Юрьевич влюбляет в себя девушку, добиваясь от нее признаний в чувствах, о чем тут же узнает жених Сушковой. Жертва остается "у разбитого корыта", Лермонтов признается, что никаких чувств к Екатерине не испытывает. Похожая ситуация описана писателем в романе "Герой нашего времени".

Звездный час для Лермонтова настал со смертью самого известного российского поэта Александра Пушкина. Светское общество, с присущей ему горячностью начало восхвалять "джентльмена" Дантеса, высказывались мнения, что некрасивый и ревнивый Пушкин, не имел никакого права требовать верности от красавицы-жены. Это Лермонтов стерпеть не смог. Он пишет страстное стихотворение "Смерть Поэта" (1837г.). Стихотворение имело оглушительный "успех", только достучаться до людей Михаилу Юрьевичу не удалось. На Лермонтова обрушилась критика светского общества. После ссоры с родственником Н. Столыпиным поэт дописывает последние 16 строк: " А вы, надменные потомки. "

Далее был арест, суд и ссылка на Кавказ. Судьба Лермонтова могла быть намного хуже, но протекция друзей Пушкина и связи бабушки помогли смягчить приговор Михаилу Юрьевичу.

Всего несколько месяцев пробудет среди гор Кавказа Лермонтов. Но эта ссылка открывает новую веху в жизни и творчестве поэта. Став известным, Михаил Юрьевич стал популярным у дам. Его же занимают будущие творения, а именно "Демон" и "Мцыри".

В 1840 году на балу Лермонтов поссорился с сыном французского посла Э. Барантом. Причиной ссоры историки называют любовный интерес, только доподлинно не известна личность роковой дамы.

Последующая дуэль Лермонтова проходила рядом с Черной речкой. Бились соперники на шпагах, но у поэта переломился клинок и было решено продолжить с пистолетами. Барант стрелял первым и промахнулся, Лермонтов же стрелял в сторону. На этом дуэль закончилась.

За "недонесение о дуэли" Михаил Юрьевич был взят под арест. Эрнест Барант, как лицо политическое, к суду не привлекался. Узнав как описал события в показаниях Лермонтов, Барант обиделся, так как утверждал, что поэт промахнулся, а не стрелял в воздух. Дуэлянты снова поссорились и Михаил Юрьевич предложил повторить, за что получил обвинение в попытки устроить повторную дуэль. Жандармерия требовала, чтобы Лермонтов письменно извинился за ложь перед Барантом. Поэту пришлось просить совета у великого князя Михаила Павловича. Письмо-объяснение было передано великим князем Николаю I и требование было отозвано.

Решением суда Лермонтов был снова сослан на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, в самую гущу Кавказской войны. Поэта наказали скорее не за дуэль, а больше за свои показания, которые отрицал Барант. Назревающий политический конфликт и личная неприязнь Николая I сыграли свою роль.

Если первая поездка на Кавказ была приятным времяпровождением, то вторая была полна опасностей. Существовал личный приказ императора задействовать поэта в военных действиях. Согласно официальному донесению, Михаил Юрьевич отличился на войне, "мужеством и хладнокровием".

Но не боевые заслуги занимают думы Лермонтова, он начинает писать "Героя нашего времени". Схожесть Михаила Юрьевича с Печорином невозможно не отметить, что делает роман настолько самокритичным.

На опубликованный роман набросились критики, уверяя, что такой герой нашего времени, списанный с писателя, совсем не нужен. Во втором издании, Лермонтов пишет предисловие, где указывает различия между собой и Печориным и поясняет главную идею произведения.

В 1841 году зимой Лермонтов был в Петербурге и хотел уйти в отставку, вплотную заняться литературой, но бабушка поэта была против. Весной этого же года Лермонтов возвращается в Тенгинский полк. В Пятигорске произошла роковая ссора с отставным майором Николаем Мартыновым. По показаниям Мартынова, Лермонтов постоянно цеплялся к нему, выбирая Мартынова мишенью своих издевательских шуток. Современники же утверждали, что причиной послужила сестра убийцы поэта - Наталья Мартынова, с которой по слухам была списана княжна Мэри.

27 июля 1841 года произошла дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. По основной версии, поэт стрелял в воздух, майор выстрелил прямо в грудь.

Высшее сословие с радостью встретило весть о кончине поэта, император, со слов Лужина, высказался: "Собаке - собачья смерть". Но официальные слова Николая I, гласили: "Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит".

Лермонтова похоронили в Пятигорске, ровно 250 дней его тело пролежало в пятигорской земле. Бабушка поэта обратилась к императору с просьбой перезахоронить внука в Тарханах. Получив позволение, она увезла прах Михаила Юрьевича в семейный склеп в Тарханы.

В памяти современников Лермонтов остался противоречивой личностью, в кругу друзей - отзывчивый и благодушный, среди знакомых - язвительный и пресытившийся. Но талант Михаила Юрьевича был бесспорным, доказательством служит огромное литературное наследие, которое Лермонтов оставил потомкам.

Лермонтову судьба отмерила лишь 27 лет жизни. Но у него было, казалось бы, всё: любовь, настоящая дружба, творчество, слава, наследие, оставленное потомкам.

Детство Лермонтова

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, была властной дамой с сильным и прямым характером. Может быть, именно поэтому со своим мужем в браке счастлива была только в первые годы.

Не задалась семейная жизнь и у родителей Мишеньки, Марии Михайловны и Юрия Петровича. Между ними слишком скоро произошло охлаждение, а учитывая нелюбовь тёщи, отношения сошли на нет. Мише не было и трёх лет, когда его молодая мама умерла от чахотки, а отец вынужден был покинуть поместье тёщи и вернуться в своё родовое село.

Миша рос болезненным и впечатлительным ребёнком, и потерявшей мужа и единственную дочь бабушке на долгие годы стал единственной любовью и отрадой. Теперь и до конца жизни она будет обожать своего внука. К сожалению, переживёт и его. Но будет делать всё, чтобы Мишель получил прекрасное образование и воспитание. Будет трепетно следить за его здоровьем и вывозить на Кавказ, к родственникам, где климат должен был служить оздоровлению.

Всё детство Миши Лермонтова прошло в бабушкином поместье Тарханове, в богатстве, любви и обожании, все его капризы исполнялись. Бабушка не жалела сил и средств, чтобы воспитать обожаемого внука и дать ему всё самое лучшее.

А поездки мальчика на Кавказ навсегда сделали его поклонником этих мест: гор и неба, природы. Здесь Миша с замиранием сердца слушал истории о горцах, о войне, смелости, славе, подвигах, — и здесь зарождался в мальчике будущий поэт.

Образование Лермонтова

2. автопортрет Лермонтова.jpg

Находилось заведение на Тверской улице, в нём было 6 классов. Пансион имел неразрывную связь с Московским университетом и дал России многих видных людей того времени. Здесь преподавали языки, русскую литературу. В то время опирались на традиции живого преподавания, ученики часто собирались на совместные чтения древних и современных писателей, представляли преподавателям свои первые литературные творения и рисунки. Во время обучения преподаватели обратили внимание на дикцию и таланты юного Лермонтова; кроме того, он хорошо рисовал и декламировал, прекрасно играл на скрипке и фортепиано.

4. рисунок Лермонтова 1837-38 гг.jpg

Михаил мог бы жить вместе с другими молодыми людьми, но бабушка не хотела так рано отрывать от себя любимого внука, и Михаил учился на полупансионе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице.

В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер наполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь.

Чрезмерная любовь: между двух огней

1. Щербаков Б. В. Лермонтов М. Ю. 1964 год.jpg

Отец часто бывал в Москве, они виделись, и сердце юного Миши разрывалось от любви к нему и уважения к бабушке. Юрий Петрович настаивал на том, чтобы сын переехал жить к нему, но бабушка, показывая суммы счетов, которые идут на обучение, подчёркивала, что он не сможет обеспечить сыну достойную жизнь. Неизвестно, что произошло между ними, однако отношения были навсегда испорчены, отец уехал, и больше они не встречались. Эта семейная драма нашла отражение уже в первых произведениях поэта.

В это время Лермонтов пробует переводить и писать; речь идет о подражаниях и переработках произведений других авторов, однако уже чётко прослеживается русская душа его поэтического дара. Одним из первых он переписал в свою тетрадь стихи Пушкина и Жуковского.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В то время отделений было четыре, и Лермонтов впоследствии перевёлся на словесное.

Обучение продолжилось лишь в январе 1831 года. Об университетских годах Лермонтова известно немного: он держался отстранённо, ни в какие кружки не вступал, был подчёркнуто вежлив со всеми и всегда один.

В 1832 году поэт получил справку о том, что прошел курс в Московском университете и поступил в Санкт-Петербургский университет, поселившись с бабушкой в доме на берегу Мойки, у Синего моста.

Лермонтов на Кавказе

5. в. г. перов. портрет лермонтова 1870 г.jpg

Позже, в 1840 году, на балу у графини де Ламбаль, Лермонтова вызовет на дуэль молодой сын французского посланника при дворе, де Барант. Во время дуэли поэт будет легко ранен, а её последствия приведут ко второй высылке на Кавказ, в Пятигорск. Лермонтов так радовался, что едет в Пятигорск! Знал бы он, чем эта поездка обернётся…

Немного портил впечатление о Михаиле Юрьевиче его характер. Он держался довольно замкнуто в обществе, и лишь близкие друзья знали, какая у него тонкая, поистине поэтическая натура.

Именно вторая ссылка оказалась роковой для поэта. Он уехал на Кавказ, откуда уже не вернулся. Дуэль с Мартыновым произошла из-за мелкой ссоры, из-за постоянных насмешек и карикатур, которые Михаил Юрьевич рисовал в присутствии дам. Мартынов нервничал и несколько раз просил прекратить, но шутить Лермонтов не перестал.

Дуэль назначена, и в положенный день и час она состоялась у подножия Машука. Дуэль, в трагический исход которой никто не верил, обернулась трагедией не только для друзей и близких, любивших поэта, но и для всей России.

Россия издавна знаменита великими поэтами и писателями. Сам русский дух рождает эту закономерность. Следует также отметить, что тот же русский дух влечет за собой злой рок, который привел большинство из них к ранней гибели. Биографии многих из них значительны и полны событий. Среди них особенно выделяется биография Лермонтова, краткое содержание которой представлено ниже.

Юные годы

биография лермонтова краткое содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве спустя два года после Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года. Родители его были счастливы в семейной жизни, несмотря на то что жили не очень богато, так как отец Лермонтова Юрий Петрович был капитаном в отставке и получал небольшой доход. Мать Мария Михайловна, прожив несколько лет после рождения сына, умерла, а воспитанием мальчика занялась его бабка. Бабушка и отец постоянно находили повод для ссор, поэтому жить рядом не могли. В результате чего мальчик остался с бабушкой, а отец уехал в свои владения. Бабушка увезла внука в Пензенскую губернию, где Лермонтов провел свое детство и юность. В девять лет мальчик поехал на Кавказ. От увиденного у него остались прекрасные впечатления на всю последующую жизнь. Здесь он испытал первую любовь. Так завершается юношеская биография Лермонтова, краткое содержание которой описано выше.

Студенческие годы

м ю лермонтов биография

Кавказ

биография и творчество лермонтова

За буйный и беспокойный характер Лермонтова недолюбливали многие его недоброжелатели. Так, в тысяча восемьсот сороковом году он ввязался в дуэль, за что и был возвращен на Кавказ, и именно здесь началась новая биография Лермонтова, краткое содержание которой можно охарактеризовать как период буйной и неугомонной молодости, впечатлений, любви и, конечно, сочинительства. Быстро заслужив своей беспримерной отвагой уважение и любовь начальства, Лермонтов получает возможность часто выезжать в свет, где проводит время в кутежах и развлечениях. На одном из празднеств он встречает такого же неугомонного и горячего, как он сам, молодого офицера Мартынова. После завязавшейся ссоры молодые люди назначают дуэль. Она состоялась пятнадцатого июля, и в результате трагического стечения обстоятельств Михаил Лермонтов был убит. Так печально закончилась жизнь и судьба поэта, оборвалась биография Лермонтова, краткое содержание которой было освещено выше.


Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых го­дов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевен. Она была умна, образованна, властолюбива, внука сво­его любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и бо­гатого рода Столыпиных.

Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское име­ние, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петрови­чу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При на­рушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна во­зила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подгото­вился для поступления в Московский университетский благород­ный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.

Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвра­тили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он от­бывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском общест­ве, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетне­вым, В.Ф. Одоевским — писателями пушкинского круга.

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын фран­цузского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине

Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам ба­бушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два меся­ца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначи­тельной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мар­тынов же решил убить Лермонтова.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.

III. Выразительное чтение приготовленных дома стихотворе­ний. Какие биографические мотивы звучат в этих стихотворениях?

IV. Слово учителя.

Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвяза­ны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя.

Лирический герой — своего рода художественный двойник авто­ра-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судь­бой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка).

Для читательского сознания лирический герой — это легендар­ная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.

V. Беседа по вопросам:

Творчество М.Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода:

1. до 1837 г. — ранний период;

2. 1837—1841 гг. — зрелый период.

2. Каковы мотивы лирики Лермонтова?

Мотив — устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных про­изведений. Мотивами называют и характерные для поэта лиричес­кие темы.

Вычленение и анализ поэтических мотивов важны как способ постижения художественного мышления и сознания поэта.

В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следу­ющие мотивы:

1) свобода и воля — центральный мотив, определяющий мятеж­ный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова;

2) действие и подвиг — опорные мотивы. Действие — основа су­ществования человека. Подвиг — тот след, который он должен оста­вить в жизни;

3) одиночество — мотив и основная тема творчества;

4) странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возвращение, его дорога бесконечна. И даже смерть — лишь продолжение земного пути. Духов­ный мир странника — мир прощаний и воспоминаний;

7) память и забвение;

11) земля и небо;

14) время и вечное!

3. Какие мотивы из перечисленных доминируют?

4. Процитируйте известные вам стихотворения и поэмы

М. Ю. Лермонтова, в которых звучат эти мотивы.

VI. Домашнее задание.

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Это стихотворение – начало зрелого периода в творчестве М. Ю. Лермонтова. Именно оно являлось причиной ссылки поэта на Кавказ.

(Слайд с изображением М.Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.)

- Попытаемся понять переживания М. Ю. Лермонтова, определить идейное своеобразие произведения, понять, именно в этом стихотворении уже проявляется тема поэта и толпы.

- Для этого сделаем подробный анализ стихотворения. Работаем в группах. (Задания проецируются на доску.)

Задание для первой группы. Выделить композиционные части стихотворения. Определите тему и идею каждой части. (Стихотворение на доске. Анализирующий обращает внимание уч-ся на доску.)

Вторая часть стихотворения (следующие 23 строки) стилисти­чески значительно отличается от первой. Страстное обличение как бы уступает место надгробной элегии, скорби по поводу безвре­менной гибели героя-певца. В этой части Лермонтов более всего лиричен, давая волю глубоко личному чувству любви и боли.

Задание второй группе. Определить, как меняется ритмическая организация стиха по мере измене­ния темы. Выделить особенности рифмы.

(Четырехстопный ямб меняется вольным четырех-пяти-шестистопным. При написании стихотворения использована перекрёстная рифма, причём чередуется женская и мужская рифма в первой части стихотворения во второй части используется опоясывающая рифмовка, затем смешанная последовательная и опоясывающая, затем автор возвращается к перекрёстной рифме и выдерживает её до конца стихотворения. Такая особенность рифмы подчёркивает возмущение автора, усиливает эмоции читателей.)

(На доске проецируются стихи А. С. Пушкина и определение понятия реминисценция – использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено.)

Зачем от жизни сей, ленивой и простой,

Я кинулся туда, где ужас роковой.

Где страсти дикие, где буйные невежды,

Где злоба и корысть!

Задания четвёртой группе. Сопоставьте реальный образ А.С. Пушкина 30-х гг. с образом поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова? Идентичны ли они?

Задания пятой группе. В данном стихотворении впервые отчетливо прозвучала ти­пичная для лермонтовской поэзии тема поэта и толпы.

Какие мысли и чувства пробудило в вас это стихотворение?

III. Сопоставительный анализ стихотворений.

- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Из какого произведения

- Заполните таблицу на основе сравнения двух стихотворений. ( Первый вариант заполняет первую колонку, второй – вторую, затем проводится сопоставительный анализ.

1. Источник пророческого дара

2. Образ пророка

3. Взаимоотношения пророка и окружа­ющего его мира.

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

3. Как вы понимаете заключительные строчки стихотворения? (Это призыв к поэту-гражданину вспомнить о своем высоком долге перед поэзией и народом.)

- В каких направлениях проходит тема поэта и поэзии в творчестве

М.Ю. Лермонтова тема поэта и поэзии проходит в двух направлениях: поэт и чуждая ему толпа и поэт как выразитель на­родных чаяний, его высокий глашатай.)

- Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе, о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии как к голо­су народа характеризуют лирического героя М.Ю. Лермонтова?

- Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? (Лермонтов говорит о трагической участи поэта.)

- Близка ли вам позиция М.Ю. Лермон­това в его понимании роли поэтического слова?

VII. Домашнее задание.

Читайте также: