Роль водорослей в водных экосистемах сообщение

Обновлено: 27.04.2024

Водоросли — самые древние низшие организмы, способные к фотосинтезу и обитающие в большинстве случаев в водной среде.

Отдельные водоросли могут жить на суше. На сегодняшний день известно о множестве видов водорослей — примерно 40 тысячах. Практическая роль водорослей в природе неоценима.

Значение водорослей для водного мира

Водоросли в водоемах формируют органические вещества. Около 80% углерода на нашей планете — это синтезируемый водорослями органический углерод. Такая форма водорослей как планктон является кормом для различных беспозвоночных животных и рыб. Но водоросли могут быть не только кормом: многие виды животных находят в них себе укрытие.

В водной среде водоросли производят кислород: он крайне важен для дыхания подводного животного мира и для жизнедеятельности аэробных бактерий, грибов и прочих организмов. Также водоросли устраняют органические соединения, соли тяжелых металлов и радионуклиды, находящиеся в воде и причиняющие вред не только подводному миру, но и природе в целом.

Значение водорослей для суши

Наравне с высшими растениями, водоросли на суше — важный источник органических веществ. Значение зеленых водорослей, сине-зеленых и диатомовых — в образовании различных горных пород в результате своей жизнедеятельности. Благодаря им образуются диатомиты, кремнистые залежи, известняки.

В некоторых случаях водоросли разрушают горные породы, в результате чего появляются первичные почвы. К таким водорослям относят сверлящие сине-зеленые водоросли.

Одноклеточные водоросли и бактерии способны заселять поверхности скальных пород, промышленных отвалов и прочие подходящие субстраты — в случае, если на этих поверхностях нет органических веществ. Благодаря водорослям эти органические вещества накапливаются.

Плодородность почвы увеличивается, если на почве или в почве обитают водоросли. Это могут быть цианобактерии или азотофиксирующие сине-зеленые водоросли.

Лишайник — симбиоз водорослей и грибов.

Основная функция лишайника — обеспечить тундровые, лесотундровые и лесные экосистемы растительным покровом.

Значение водорослей для сферы промышленности

Водоросли очень важны в сельском хозяйстве. Благодаря им формируется гумус, улучшается аэрация почвы и изменяется ее структура. Удивительно, но от водорослей зависят даже экономические и политические факторы. Все это привело к тому, что водоросли активно рассматриваются в качестве нового источника белка, жиров и углеводов, витаминов, ферментов и физиологически активных веществ.

Содержание белка в водорослях — 70% от всей сухой массы.

В водорослях есть все необходимые для здорового питания человека аминокислоты. Поэтому неудивительно, что морские водоросли люди используют в пищу и в целом в пищевой промышленности. Отметим, что водоросли — сырье, с помощью которого в пищевой промышленности получают ценные органические вещества.

Из сапропели получают аммиак, спирт, органические кислоты. Бурые водоросли служат основой для получения йода и брома. Ламинарии — основа для клея. Значение красных водорослей заключается в том, что из них производят агар-агар. Кладофора и ризоклониума используются для производства бумаги и картона.

Широкое применение водоросли нашли в животноводстве — благодаря им вырабатывается устойчивость животных к различным заболеваниям. Существует разработанная биотехнологиями методика по добыче биогаза и биомассы водорослей. Благодаря этой методике стала возможной очистка стоков и охрана окружающей среды от загрязнений. К тому же, методика позволила получить дополнительный источник энергии и удобрения. А это — экономия природных ресурсов.

Водоросли также используются как индикаторы в санитарной гидробиологии. По ним определяют степень загрязнения водной среды органическими веществами.

Отрицательное влияние водорослей

Все это — причина вторичного биологического загрязнения и интоксикации природных вод, которые приводят к замору рыбы.

Цветение воды влияет на качество водоснабжения: фильтр забивается, а вода становится неприятной на вкус и приобретает специфический запах.

У кремнистых, или диатомовых, водорослей клетки имеют твёр­дую кремнезёмную оболочку. Скопления отмерших клеток этих водорослей образуют горную породу — диатомит. Помимо этого, диатомовые — важнейшие продуценты органического ве­щества.

Планктон

Водоросли — составная часть планктона. Планктон (греч. planktos — блуждающий) — совокупность орга­низмов, населяющих толщу пресноводных и морских водоёмов и пассивно переносимых течением. Планк­тонные водоросли составляют фитопланктон — основ­ной производитель органического вещества и началь­ное звено большинства пищевых цепей в водных экосистемах. От его обилия зависит численность жи­вотных в водоёме. На состояние фитопланктона оказы­вают влияние экологические факторы: освещённость, температура, солёность воды, степень загрязнения вод.

Роль водорослей в жизни человека

Употребление в пищу

Среди водорослей нет ядовитых форм, поэтому люди, живущие на побережьях рек и морей, издавна используют водоросли в пищу и на корм скоту. В Китае из водорослей делают лапшу, пирожки, голубцы, их добавля­ют в муку.

Важный объект промысла для человека — крас­ные водоросли. На островах Океании, в Китае, Корее, Японии из них готовят супы, салаты, приправы. Ши­роко используют красные водоросли в пищевой про­мышленности.

Характеристика фитопланктона ряда озер. Методы сбора водорослей и проб фитопланктона, особенности их изучения. Этикетирование и фиксация проб, ведение полевого дневника. Физико-географическая характеристика Гафурийского района и озера Белое (Аккуль).

Рубрика Биология и естествознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.04.2012
Размер файла 569,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

    Введение
  • Глава 1. Литературный обзор
  • 1.1 Характеристика фитопланктона ряда озер
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
  • 2.1 Методы сбора и изучения водорослей
  • 2.2 Методы сбора проб фитопланктона
  • 2.3 Этикетирование и фиксация проб, ведение полевого дневника
  • 2.4 Методы качественного изучения материала
  • Глава 3. Физико-географическая характеристика Гафурийского района и озера Белое (Аккуль)
  • 3.1 Гафурийский район
  • 3.2 Белое озеро (Аккуль)
  • Литература

Введение

Водоросли - основные продуценты кислорода и органических веществ в водной среде, а также в наземных местообитаниях, мало пригодных для жизни высших растений. В этих биотопах они создают условия для жизни бесхлорофилльных организмов - бактерий, грибов, животных. В частности, в водоемах водоросли - основной продукт питания беспозвоночных, которыми в свою очередь питаются позвоночные, в том числе рыбы. Поэтому рыбопродуктивность водоема в значительной степени зависит от продуктивности его водорослевого населения.

Участвуя в процессах круговорота веществ в природе, водоросли являются активными агентами самоочищения водоемов, первичных почвообразовательных процессов и восстановления почвенного плодородия.

Водоросли, в частности сине-зеленые, были первыми, древнейшими кислородпродуцирующими организмами на нашей планете. Обогатив атмосферу кислородом, они создали предпосылки для развития разнообразного мира аэробных бактерий, животных и растений, населяющих ныне Землю. Водоросли явились родоначальниками высших растений. Развиваясь в массовом количестве в прошлые геологические эпохи, они создали мощные толщи горных пород, в том числе полезных ископаемых - графита, известняков, мела, диатомитов, горючих сланцев и газов, сапропелей, некоторых разновидностей угля, возможно, также нефти, - которые находят широкое использование в хозяйственной деятельности человека.

В настоящее время водорослям отводят важную роль в решении ряда глобальных проблем, волнующих все человечество: продовольственной, энергетической, охраны окружающей среды, освоения космического пространства и др.

фитопланктон водоросль озеро проба

Пищевые качества водорослей не уступают таковым высших растений. Биомасса их отличается высоким содержанием полноценных белков (включающих все необходимые для питания человека и животных аминокислоты, в том числе незаменимые), витаминов и других физиологических активных веществ. Уже сегодня водоросли составляют значительную долю в рационе народов Юго-Восточной Азии и других стран мира; по прогнозам ученных эта доля будет неуклонно возрастать в будущем. Водоросли используются так же в земледелии как удобрение, фиксаторы атмосферного азота. продуценты кислорода и органических веществ (в том числе типа антибиотиков), регуляторы влажности, агенты, улучшающие структуру почвы и повышающие почвенное плодородие. В животноводстве они применяются в качестве белково-витаминных добавок в рацион животных, источников микроэлементов и ростовых веществ, способствующих повышению продуктивности сельскохозяйственных животных.

По мнению ученых одна из основных возможностей преодоления энергического кризиса - биоконсервация солнечной энергии, поскольку этот путь не угрожает изменению экологической ситуации в биосфере. В решении этой проблемы главная роль принадлежит водорослям, позволяющим повысить эффективность фотосинтетического преобразования солнечной энергии от долей процента (в среднем на Земле) до 5-6, а по данным некоторых ученных до 20-21 %.

Не менее важная роль водорослей в охране окружающей среды качестве показательных организмов при разработке методов экологического мониторинга, а так же как агентов естественных процессов самоочищения загрязненных вод и почв, доочистки сточных вод в биологических прудах. При этом водоросли не только утилизируют некоторые органические соединения и очищают среду от радиоизотопов, солей тяжелых металлов и других ядовитых веществ, извлекая их из среды и концентрируя в своем теле.

Водоросли используются как промышленное сырьё для получения разнообразных ферментов, антибиотиков и других физиологических активных соединении. Возрастает значения водорослей в медицине как регенераторов лечебных грязей, источников получения уникальных медпрепаратов.

Лабораторные культуры микроводорослей находят широкое применение в разнообразных в научных исследованиях в качестве удобного модельного объекта для выяснения механизмов дыхания и фотосинтеза, потенциальной продуктивности фотосинтетического аппарата, вопросов биологического саморегулирования и биосинтеза, различных соединений, а также для решении других фундаментальных проблем физиологии, биохимии, цитологии, генетики, для разработки теоретических основ систематики и выяснения путей макро - и макроэволюции.

Обладая многими полезными для человека свойствами, водоросли вместе с тем могут приносить значительный ущерб народному хозяйству, вызывая биоккорозию промышленных и строительных материалов, порчу произведений искусства, памятников архитектуры, обрастания гидротехнических сооружений, суден, засорение трубопроводов, фильтров, возбуждая "цветение" воды, сопровождаемое выделением токсических веществ, кислородной недостаточностью, массовой гибелью беспозвоночных и рыб (Топачевский и др., 1984).

Глава 1. Литературный обзор

Фитопланктон озер в процессе формирования и развития может претерпевать ряд изменений, обусловленных характером экологических условий среды обитания. Многочисленные исследования озер показывают прямую зависимость видового и количественного разнообразия фитопланктона от многих абиотических и биотических факторов. К первым относятся: активная реакция воды (pH), бихроматная окисляемость, насыщенность кислородом, содержание биогенных веществ и их соотношения, минерализация воды, световой и температурный режим, цветность, климатический пояс и ландшафт, где находится водоем.

Ко вторым, оказывающим сильное влияние на видовое и количественное разнообразие фитопланктона водоема, относится эвтрофирование. Все эти изменения приводят к замене одних видов водорослей другими, более специализированными.

Большую актуальность приобретают сравнительные исследования закономерностей распределения состава, структуры и продуктивности фитопланктона водоемов различных природных зон, создающие основу для разработки их трофического статуса и прогнозирования экологических изменений водных экосистем под влиянием антропогенной нагрузки (Денисова, 2003).

Существует много работ, посвященных исследованию альгофлоры ряда озер. Рассмотрим несколько из них:

На территории Республики Башкортостан в Бирском районе Денисовой Н.В. изучена альгофлора пяти пойменных озер р. Белой (Шамсутдин, Кулеш, Ширень, Исяккуль, Узить). Было выявлено 302 вида и разновидности водорослей из 67 родов, 47 семейств, 26 порядков, 13 классов и 7 отделов. Ведущими по числу видов являются отделы Chlorophyta - 133 вида, Bacillariophyta - 88 и Cyanophyta (Cyanobacteria) - 46 видов. Менее существенный вклад во флору водорослей изучаемого района вносят Euglenophyta - 15 видов, Dinophyta - 9, Xanthophyta - 8 и Chrysophyta - 3 вида.

Во всех озерах встречались Scenedesmus quadricauda (Turp.) Breb, Kirchneriella obesa (W. West) Schmidle и др. виды - убиквисты. Очень интересной находкой является обнаруженный в озерах Исяккуль и Кулеш Volvox aureus Ehr., который ранее на территории Башкортостана не был выявлен. Во всех озерах был обнаружен единственный полисапробный вид Chlorella vulgaris Beijer.

Ведущими семействами были Coelastraceae (23 вида), Oocystaceae (20) и Ankistrodesmaceae (13 видов). Вольвоксовые появляются в планктоне летом и при массовом развитии имеют высокую биомассу, хотя в видовом отношении малочисленны (виды родов Pandorina Bory, Chlamydomonas Ehr, Volvox (L) Ehr).

Наиболее разнообразны были роды Scenedesmus Meyen - 13 видов, Pediastrum Meyen - 10, Tetraedron Kutz - 8, Ankistrodesmus Corda - 7 видов.

Класс зигнемовые также характеризовался высоким показателем видового разнообразия - 32 вида. Достаточно разнообразны были роды Staurastrum Meyen - 15 видов и Cosmarium Corda - 12 видов. В озерах Шамсутдин, узить, Исяккуль была найдена Spirogira mirabilis (Hass.) Kutz.

Основной вклад в видовое разнообразие диатомовых водорослей внесли Bacillariophyceae и входящие в этот класс 5 пордков, 7 семейств, 16 родов, 56 видов. Ведущими семействами были Fragilariaceae и Nitzschiaceae. Диатомовые водоросли наиболее разнообразны в оз. Шамсутдин (46 видов), где много случайно-планктонных видов из родов Eunotia Ehr., Navicula Bory, Pinnularia Ehr, Cocconeis Ehr и др. диатомовых из класса Bacillariophyceae и истинно-планктонных представителей класса Coscinodiscophyceae из родов Melosira Ag., Cyclotella Kutz, Stephanodiscus Ehr.

По материалам сборов были определены виды, встреченные единично. К ним относятся виды, как Diatoma vulgare Bory, Meridion circulare (Grev.) Ag., Pinnularia borealis (Ehr), Rhoicosphenia curvata Kutz. Grun и некоторые другие. К широко распространенным в комплексе доминирующих видов относились Asterionella Formosa Hass, Fragillaria crotonensis Kitt, Melosira granulate (Ehr) Ralfs, Cyclotella comta (Ehr) Kutz., Synedra acus Kutz.

Синезеленые водоросли (Cyanobacteria) представлены 2 классами, 3 порядками, 7 семействами, 17 родами. Большой вклад во флору синезеленых водорослей вносят Hormogoniophyceae, представленные 2 порядками, 7 родами и 27 видами. Ведущими семействами являются: Synechococcaceae, Oscillatoriaceae, Anabaenaceae.

Динофитовые водоросли (Dinophyta) представлены 1 классом, 2 порядками, 1 семейством, 3 родами. Распространенные виды: Peridinium и cinctum Ceratium hirundinella, способные при массовом развитии вызвать "цветение" воды.

Все встреченные золотистые водоросли (Chrysophyta) - исключительно планктонные организмы, обитатели пелагиали. Были представлены видами родов Dinobryon Ehr и несколько реже Synura Korsch. Представители рода Dinobryon встречены во всех озерах, но значительного развития достигали только в оз. Шамсутдин.

Отдел Xanthophyta включает 1 класс, 3 порядка, 8 родов. В результате исследований были обнаружены широко распространенные виды из родов Goniochloris Geitl, Tribonema Derbis et Solier, Characiopsis, Ophiocytium Nag.

Кроме зеленых, диатомовых и синезеленых водорослей в альгофлору озер заметный вклад вносят Euglenophyta, представленные в спектрах ведущих порядков - Euglenales, семейств - Euglenaceae и родов - Trachelomonas Ehr, Euglena Ehr, Phacus Duj.

В фитопланктоне исследованных озер нередко встречались специфические озерные формы, например, виды рода Goniochloris (желто-зеленые), Oocystis и Coelastrum (хлорококковые) (Денисова, 2003).

Гуламановой Г.А. и Шкундиной Ф.Б. изучен фитопланктон четырех разнотипных озер на территории РБ. Это два крупнейшие по величине карстовые озера Аслы-куль, Кандры-куль и два пойменных озера р. Белой: Татышево, Шамсутдин.

В оз. Кандры-куль в фитопланктоне выявлено 46 видов и разновидностей водорослей, в оз. Аслы-куль - 43, Татышево - 51, Шамсутдин - 82. За период исследования в фитопланктоне четырех озер было обнаружено 140 видов и разновидностей водорослей из 7 отделов (табл.1).

Таблица 1. Распределение видов фитопланктона исследованных озер по отделам

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Роль водорослей в экосистемах.pptx

 Роль водорослей в экосистемах

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Роль водорослей в экосистемах

Роль водорослей в экосистемах

Что мы сегодня узнаемО роли водорослей в водных экосистемах Роль водоросл.

Что мы сегодня узнаем
О роли водорослей в водных экосистемах
Роль водорослей в жизни человека
Водоросли Черного и Азовского моря

Водоросли составная часть планктона ПЛАНКТОН - -(греч. – блуждающий) разно.

Водоросли составная часть планктона
ПЛАНКТОН -
-(греч. – блуждающий) разнородные в основном мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные сопротивляться течению
ФИТОПЛАНКТОН -
это часть планктона, которая может осуществлять процесс фотосинтеза
БЕНТОС-
(греч- глубина) совокупность организмов обитающих на грунте и в грунте дна водоемов


ФИЗМИНУТКАВновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямили.

ФИЗМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь вперед прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



 Водоросли Черного и Азовского морей

Водоросли Черного и Азовского морей


ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : п 11 ответить письменно на вопросы стр. 33. заполнить.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :
п 11 ответить письменно на вопросы стр. 33. заполнить таблицу

Выбранный для просмотра документ конспект 7кл. Роль водорослей.docx

Роль водорослей в водных экосистемах и в жизни человека.

· -показать значение водорослей в водных экосистемах;

· -познакомиться с ролью водорослей в жизни человека;

· - продолжить формирование умений составлять сравнительные таблицы, систематизировать и обобщать изученный материал.

Оснащенность урока: Гербарные экземпляры, таблицы с изображением водорослей, проектор с презентацией.

Основные положения урока

· Роль водорослей в природных сообществах;

· Значение водорослей в водных экосистемах;

· Использование водорослей в практической деятельности человека.

Основные понятия: Бентос, планктон, фитопланктон, диатомовые водоросли, красные водоросли, морская капуста, слоевище, таллом, агар-агар, ризоиды.

Формы урока: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: география , физика

Структура урока

1. Орг. момент (2 мин)

2. Проверка домашнего задания. (5 мин)

3. Изучение нового материала (25 мин)

5. Домашнее задание (2 мин)

6. Рефлексия (3 мин)

7. Выставление оценок ( 2 мин)

2. Проверка домашнего задания.

1. Когда на Земле появились водоросли?

2. Водоросли, что это за растения. Чем они интересны?

3. Какие вы знаете водоросли?

4. Чем строение водорослей отличается от высших растений?

5. Чем строение водорослей отличается от строения высших растений?

6. Чем интересно строение водорослей?

Изучение нового материала

- О чем мы сегодня узнаем? Слайд 2

- О роли водорослей в водных экосистемах;

- Роль водорослей в жизни человека;

- Водоросли Черного и Азовского моря.

Словарик: Планктон, фитопланктон, бентос.

(Термины записать в тетрадь). Слайд 3

Значение водорослей в водных экосистемах. Слайд 4

( Дополнение) Водоросли являются первым звеном в пищевых цепях водных экосистем.

Физминутка : Слайд 5

Роль водорослей в жизни человека . Слайд 6,7.

Важно . Среди водорослей нет ядовитых форм.

Далее заполнить таблицу ( первую строку вместе с учителем. Далее дома. (Слайд 10)

Вопросы для Рефлексии.

1 Среди водорослей нет…..

2 Какими водорослями питаются глубоководные животные?

3 Из каких водорослей получают агар-агар?

4 Где используют агар-агар?

5. Какую роль водоросли выполняют в водных экосистемах.

Домашнее задание: параграф 11. Ответить письменно на вопросы стр 33 и заполнить таблицу, которую мы начали заполнять в классе. (Слайд 11)

Краткое описание документа:

Урок по биологии в 7 классе на тему " Роль водорослей вводных экосистемах" включает конспект урока и презентацию.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 249 материалов в базе

Материал подходит для УМК

11. Роль водорослей в водных экосистемах

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.02.2021 394
  • RAR 1.5 мбайт
  • 26 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дьяченко Евгения Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Водоросли — планктонные и бентосные, наземные и почвенные — играют большое значение в природе и жизни человека. Вместе с другими водными растениями они вырабатывают около 80% всей массы органических веществ, образующихся на Земле. Среди них наиболее продуктивны планктонные благодаря своей способности быстро размножаться.

Значение водорослей в природе

Значение водорослей в природе

Наземные водоросли часто выступают в роли пионеров растительности, поселяясь на бесплодных участках суши: скалах и песках. В симбиозе с грибами водоросли образуют своеобразные организмы — лишайники.

Водоросли — одни из древнейших организмов, населяющих нашу планету. От них произошли наземные растения. Обогатив атмосферу кислородом, они обусловили возможность существования разнообразного мира животных и способствовали развитию аэробных бактерий.

Благодаря деятельности водорослей в атмосфере появился озоновый экран, защищающий Землю от радиационного излучения. Органические вещества, создаваемые водорослями в процессе фотосинтеза, стали пищей бактерий и животных, в частности, рыб.

Водоросли принимают участие в круговороте веществ в природе, в улучшении газового режима водоемов и в образовании отложений сапропеля (органического ила).

Заросли крупных водорослей служат для укрытия и размножения многих прибрежных животных и мелких водорослей.

Из водорослей образовались мощные толщи горных пород:

  • В меловых породах 95% обломков оболочек некоторых золотистых водорослей;
  • диатомиты на 50-80% состоят из панцирей диатомовых водорослей.

Значительная роль водорослей в формировании рифов в морях и океанах. Так, в рифах островов Фиджи в Тихом океане водорослей почти в 3 раза больше, чем кораллов.

Значение водорослей в жизни человека

Роль водорослей в жизни человека

Водоросли находят широкое применение в жизни человека. Многие из них человек издавна использовал в пищу (ламинария, порфира), на корм скоту, в качестве удобрений.

Диатомиты находят применение в пищевой, химической, фармацевтической промышленностях, строительстве.

Бурые водоросли являются сырьем для получения альгинатов (солей альгиновой кислоты), которые применяются в самых различных отраслях. Так, альгинат натрия дает клей, который используется в текстильном производстве, для проклеивания бумаги, скрепления цемента. Пленки из альгината натрия, нанесенные на бетонные сооружения, металлы, станки, древесину, защищают их от коррозии, гниения, разрушения.

Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора, ризоклониум) делают бумагу.

Некоторые виды водорослей обладают целебными свойствами и применяются в медицине (ламинарии, лечебные грязи с синезелеными водорослями, получение йода).

Многие водоросли являются биоиндикаторами при санитарно-биологической оценке вод либо выполняют функцию активных санитаров загрязненных водоемов.

В ряде стран водоросли выращивают в искусственных водоемах для индустриального производства органического вещества.

Читайте также: