Сообщение о вальсе чайковского

Обновлено: 12.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование музыкального вкуса учащихся посредством восприятия музыки П.И. Чайковского.

Научить детей отличать музыку вальса от другой музыки.

1.Познакомить детей с вальсом в различных произведениях П.И. Чайковского и услышать разнообразие вальсов.

2.Развитие у учащихся самостоятельной, творческой деятельности.

3.Учить детей культуре поведения в качестве слушателя.

4. Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

5. Расширить кругозор учащихся.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Повторение и закрепление темы.

3. Тема. Основная часть.

4. Творческая работа ,слушание музыки.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, диск СД с фонограммой, карточки с заданиями и тестами , репродукции.

Хороший слог, прекрасное вступленье,

Глубокий вздох, изящный реверанс.

Вас скромно пригласило Вдохновенье

Исполнить романтично- легкий вальс.

Закончен бал, но свечи не погасли,

Гармонией наполнен тронный зал.

Вы Вдохновением полны и так прекрасны!

Ах, этот вальс - Любви бесценный Дар.

Эту волшебную музыку создал П.И. Чайковский и тема нашего урока

Учитель. Да, это общее название бальных и народных танцев музыкального размера ¾. Аккомпанемент вальса такой: на первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей - два аккорда. (Учитель играет на фортепиано аккомпанемент).

А как дирижировать в этом размере? (Дети показывают, все дирижируют под игру фортепиано).

Своё происхождение вальс ведёт от неторопливого и плавного крестьянского вальса лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии, Чехии. Во второй половине 18 века танец из сельских кабачков переступил пороги дворцов. Но был принят не сразу.. …Завсегдатаи салонов посчитали его неприличным . Это недопустимо, когда кавалер держит даму за талию.

Еще в 19 веке его преследовали, в Вене разрешалось его танцевать только 10 минут. В зале ставили песочные часы и как только падала последняя песчинка, оркестр замолкал не закончив фразы..

Но вальс нельзя было остановить..

В 19 веке вальс стал популярным во всей Европе.

Пары , танцующие вальс, выглядят романтично и очень красиво: партнёр одет в строгий костюм, а на партнёрше роскошное платье

Классический Венский бал существует более 200 лет

Были созданы определенные критерии, которыми бал должен обладать, чтобы считаться настоящим Венским балом.

Среди прочего, должен соблюдаться особый бальный протокол и проведение бала.

Бал должен открываться молодыми парами дебютантов, в полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Вальс прочно вошел в творчество русских композиторов.

В музыке Чайковского вальс занимает важное место: он был его любимым танцем. Много вальсов он сочинил для фортепиано.

Но прежде чем мы будем знакомиться с одним из них, я хочу вас познакомить с этим композитором.

Назовите, пожалуйста, какие произведения П.И. Чайковского вы знаете….

Творчество П.И. Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных

Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные - опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора.. Однако и в этих жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского - певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя.

Музыка Чайковского воплощает драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства.

В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран.

Но прежде чем стать известным композитором, Чайковский сначала был ребенком….

И о его детстве мы узнаем из рассказов учеников…

Восемь счастливых детских лет прожил П.И. Чайковский в Воткинском доме. Дом счастливого, беззаботного детства, стены которого помнят веселье, озорные голоса, робкое прикосновение к инструменту неуверенных детских пальчиков, импровизации и первые прекрасные мелодии, которые рождало детское воображение будущего великого композитора. Всю свою жизнь Чайковский мечтал вернуться на свою родину, но, к сожалению, судьба не предоставила ему такой возможности. Петр имел трех братьев, сам он был вторым ребенком в семье.

Воспитание, образование и основы культуры Петр получил в семье. Воспитательницей всех детей была Фанни Дюрбах, которая своими нравственными и душевными качествами завоевала симпатии всех членов семьи. Фанни с первой же встречи стала выделять самого младшего из своих учеников (Петра). Все, кто знал счастливую семью Чайковских, единодушно признавали исключительную способность Пети вызывать всеобщие симпатии, несмотря на то, что он был не так красив и подвижен, как Николай, и даже порой бывал нетерпим и капризен. Но любой, кто пообщался с Петром хотя бы несколько минут, сразу поддавался очарованию не столько его ума, сколько сердца.

Дети в семье Чайковских жили своей жизнью, совершенно отдельно от взрослых, только во время приема пищи все сидели за одним столом.

По воспоминаниям Фанни, у детей были свои занятия и забавы, а вечера под праздник они проводили в своих комнатах, читая книги и беседуя. Летом дети вместе с воспитательницей в экипаже совершали поездки по окрестностям Воткинска.

Пете было четыре с половиной года, когда старшие дети - брат Николай и двоюродная сестра Лидия приступили к занятиям. Ценою горьких слез он добился, чтобы и ему позволили сидеть на уроках. Довольно быстро он нагнал в учении старших детей и к шести годам свободно читал по-немецки и по-французски.

Музыка звучала в доме всегда. Его отец играл на флейте, мать - на рояле. По праздникам приглашался оркестр и даже хор певчих. Ребенок не просто слушал музыку, он ощущал ее всем своим маленьким существом.

Самыми сильными музыкальными впечатлениями в детстве мальчик был обязан механическому инструменту. Илья Петрович вывез из Петербурга механический орган - оркестрину, музыкальный инструмент с клавиатурой, с функцией звуковоспроизведения музыки, записанной на бумажную перфоленту. Она была снабжена набором валиков с записью произведений Моцарта, Россини, Беллини.

Мальчик с поразительной точностью подбирал на рояле мелодии оркестрины. Он так пристрастился к игре, что был способен беспрестанно перебирать пальчиками на чем попало. Однажды, самозабвенно выстукивая мелодию на оконном стекле, Петя разбил его и сильно поранил руку. После этого случая решено было пригласить для Пети учительницу музыки.

Довольно скоро музыкальные способности Пети уже не вызывали ни в ком сомнений. Но после неуемных фортепианных фантазий мальчик становился настолько нервозным и так терял силы, что возникали серьезные опасения за его здоровье. Казалось, столь фанатичное увлечение музыкой неминуемо погубит ребенка. Но, к счастью, этого не случилось.

В 1848 году Илья Петрович вышел в отставку в чине генерал-майора. Семья готовилась к отъезду

В Санкт-Петербург. Сентябрьский вечер. Уже поданы лошади. Путники, покидавшие ставший дорогим кров Воткинского дома, присели перед дорогой. Установилась минутная тишина. И снова - суматоха расставания. Отъезжающие усаживаются в повозку.

Значительно позже эти минуты отзовутся в сердце Пети сладкой болью, и тогда захочется ему до мельчайших драгоценных черточек воскресить в памяти облик родного дома. А много лет спустя картины далекого детства станут музыкой, в которой обретут бессмертие и морозный узор на стеклах, и желтые одуванчики на солнечной лужайке, и трепет весенней листвы в саду на берегу пруда.

Много вальсов композитор сочинил для фортепиано.

Эта пьеса - одно из многих свидетельств любви П. Чайковского к вальсу (приводится много примеров вальса в произведениях композитора). В русской музыке традиция вальса идет от М. И. Глинки. Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Этот вальс демонстрирует особое соотношение метра мелодии и трехдольного аккомпанемента. Чайковский тонко и с большим мастерством использует характерную особенность вальса - так называемые гемиоли (дается объяснение этой ритмической фигуры).

Но прежде, чем мы его будем слушать , я вам раздам листочки ,на которых вы будете выполнять следующее задание : записывать характер прослушанных произведений.

(Звучит вальс, дети выполняют задание)

Какое основное движение в вальсе? Правильно, кружение..

Название вальса происходит от немецкого слова walzen - кружиться. Кружение сочетается с широкими, скользящими движениями.

Музыка вальсов разнообразна по своему характеру. Есть вальсы радостные и грустные, бравурные и спокойные, светло-мечтательные и задумчиво-печальные.

В размере вальса композитор писал романсы, пьесы, эпизоды в балетах, операх и даже в симфониях.

2. Композитор много вальсов сочинил для фортепиано, один из них - "Сентиментальный вальс".

(Звучит музыка, дети делают задание).

Наверное, я бы не вспомнила о вас,

Но у Чайковского в то утро воскресенья

В усадьбе, под “Сентиментальный вальс”

Застенчиво кружился снег весенний.

Внимая вальсу, в стороне от всех,

Я думала, бредя пустой аллеей:

Он с вами схож, весенний этот снег,

Что тронуть ветви нежностью не смеет.

И снова стынь откуда-то взялась,

И грусть, что время весен пролетело…

Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,

Задумчивый, весь от снежинок белый.

Пётр Ильич писал почти во всех жанрах, но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера..

3. В его десяти операх часто звучит вальс. Опера "Евгений Онегин" сочинена Чайковским по роману Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". О вальсе в романе есть такие слова:

Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Мы поговорим о четвёртой картине оперы. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны.

Во время вальса назревает столкновение Ленского с Онегиным.. Музыка вальса постепенно драматизируется, отражая переживания героев.

(Звучит Вальс на балу у Лариных ). Дети выполняют задание…

После того, как Маша спасла Щелкунчика ,бросив туфлю мышиного короля, Щелкунчик

Превращается в принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает ее следовать за ним.

Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний лес. Метель кружит танцующие снежинки.

Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и чувства Маши, оказавшейся в волшебном мире.

Поводом к обращению к музыке для детей послужили ,прежде всего , общение с детьми в семье

сестры в Каменке.

А сейчас мы проведем маленькую викторину .

(Дети выполняют работу на карточках)

7. Итог урока

Сегодня мы с вами погрузились в мир прекрасной музыки русского композитора 19 века

Мы познакомились с особенностями вальса, с некоторыми из них ,в творчестве Петра Ильича Чайковского . Я надеюсь, вы полюбите этот танец также, как любил его композитор.

-Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока?

Музыка должна приносить радость, душевный покой, стройность мыслей, оказывать помощь в трудную минуту.

-К какой музыке обратились бы вы в трудный момент?

- Есть ли в вашем багаже такая музыка?

Об этом вы расскажете мне на следующем уроке

Наш сегодняшний урок хочется завершить словами другого композитора

Д. Шостаковича: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к

Музыку Чайковского знают и любят во всём мире. Трудно назвать композитора, чьи произведения были бы столь популярны у самого широкого круга слушателей.

В чём же причина такой огромной популярности и неувядаемости творений Чайковского? В первую очередь - в самом характере его музыки, мелодически яркой, эмоционально насыщенной, предельно проникновенной и искренней.

Слушая произведения Чайковского, каждый человек находит в них что-то родное, близкое, дорогое и сокровенное.

В этом удивительном даре - выражать в музыке чувства и мысли, доступные и понятные миллионам людей, - и заключена колоссальная сила искусства Чайковского.

Ритм вальса у Чайковского воплощён в таких разнообразных, грандиозных и подкупающих рисунках. С лёгкостью, которой никто бы не предположил у автора стольких симфоний, квартетов и увертюр, Чайковский создал эти драгоценнейшие сокровища, проявив ту гибкость, которая составляет одно из самых ценных достояний творческого таланта.

Вальс из балета "Спящая красавица"

Вальс из балета "Лебединое озеро"

Вальс из балета "Щелкунчик"

Вальс из оперы "Евгений Онегин"

Вальс из Серенады для струнных

Сентиментальный вальс

Искусство выдающихся пианистов ♫=♫=♫=

А. Николаев хорошо пишет об этом эффекте, придуманном Чайковским:
"Это уже не перебои в отдельных тактах, а сплошное непрерывное двухдольное движение мелодии, живущей своим ритмическим пульсом и как бы преодолевающей вальсовую основу сопровождения. В таком сочетании сама по себе негибкая и ритмически невыразительная мелодия своеобразно обогащается и приобретает неожиданную пластичность, замечательно контрастируя с первой более подвижной и тонкой по рисунку темой вальса.
Подобных примеров, где мелодическая линия приобретает на фоне вальсового ритма особую рельефность и декламационную выразительность, можно привести очень много не только из фортепианных, но и из симфонических, вокальных и других сочинений Чайковского" (конец цитаты).

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский

О пятидольном вальсе из 6-й симфонии Чайковского.

В музыковедческих работах, посвященных 6-й симфонии Чайковского, анализу второй части как раз уделяется наименьшее внимание. С одной стороны, обсуждать тут и впрямь особенно нечего: элегантный романтический вальс в ре-мажоре, безмятежное настроение которого не может поколебать даже притемненное грустью серединное трио.

Авторы статей, как правило, ограничиваются описанием общего характера музыки второй части (элегически-танцевальная, выражающая юношеские воспоминания и т. п.), добавляя лишь, что без труда угадывающийся здесь вальс необычен своим пятидольным размером, несвойственным данному танцу.

– пишет еще один любитель, блогер Tanya Melamori, и подобным откровениям в сети несть числа.

Если бы музыковедами было дано четкое и вразумительное объяснение феномена вальса из 6-й симфонии, спекуляций на эту тему было бы намного меньше. Но, как ни странно, я такого объяснения не нашел, хотя пересмотрел немало статей о Патетической симфонии.

Что ж, попробуем разобраться самостоятельно, шаг за шагом. Для начала нам придется расстаться с 1892 годом, когда была написана симфония, вернуться назад почти на 50 лет, временно покинуть границы России, переплыть через Ла-Манш и оказаться в Англии.

Шаг 1, 3 марта 1846 года, Лондон

Надо сказать, что до того как за балетную музыку взялся Чайковский, нагрузив ее серьезным психологическим содержанием, этот вид искусства считался по преимуществу балетмейстерским, а музыка по степени значимости в спектакле была где-то на третьем плане после хореографии и костюмов.

В 40-х годах XIX века балет был, как сказали бы мы сегодня, популярным шоу, и для него тогдашние композиторы поставляли музыку тоннами: тот же Пуни автор партитур для 312 балетов.

Танец из балета

Танец из балета “Катарина дочь разбойника”. Люсиль Гран и Жюль Перро. Лондон, 1846 год

Он вообще был трудяга, этот Пуни, Cesare Pugni, итальянец: ухитрился в числе прочего написать 40 месс, 8 опер и еще много чего. Но это так, в скобках.

С Пуни сотрудничали многие известные балетмейстеры того времени, одним из которых был Жюль Перро (Jules-Joseph Perrot), которого специалисты называют крупнейшим хореографом романтического балета XIX века; также он был известным танцовщиком и сам выступал в своих балетах.

Вальс в пять па

Вальс в пять па

Шаг 2, 1848 год, Петербург

На главную роль в балете была приглашена сама несравненная Фанни Эльслер, европейская звезда балета, незадолго до этого приглашенная в труппу столичного Большого театра не кем-нибудь, а лично императором Николаем I.

Таким образом, Чайковский не изобретал пятидольный вальс, что известно каждому специалисту по балету и бальным танцам. (Почитать об этом можно, например, в книге В. Красовской “Западноевропейский балетный театр: очерки истории”).

Знание этого факта позволяет очистить восприятие музыки второй части Патетической симфонии от дилетантских домыслов относительно якобы “потустороннем”, намекающем на смерть вальсом о пяти “роковых” долях, и это, пожалуй самое главное. Расстраиваться же из-за того, что честь этого изобретения не принадлежит Петру Ильичу, не стоит.

Анри Целлариус, знаменитый танцмейстер

Анри Целлариус, знаменитый танцмейстер

Как это часто бывает в музыке, автором новаторского приема оказался не гениальный композитор, а другой человек. В случае пятидольного вальса это был тоже гений, но в иной области.

Чаще бывает по-другому: оригинальный музыкальный прием придумывает некто, ничем иным в своей творческой биографии не прославившийся, а потом находку подхватывают его более талантливые коллеги и вся слава достается им. Но искусству в конечном итоге важно не то, кто является автором какого-то изобретения, а то, каким образом это изобретение используется.

Шаг 3, подводящий нас к самому интересному

Все дело в том, что вальс в пять па, изначально созданный в Англии для театральной постановки, вскоре зажил своей отдельной жизнью уже в ином качестве – как новомодный бальный танец. Для этого, разумеется, пришлось упростить его хореографию, сделав ее более спокойной и плавной.

Обложка нот

Обложка нот “Перротианы”

Практически одновременно с франко-британской новинкой пятидольный вальс появляется и в США, что, по всей вероятности, было следствием постоянного культурного обмена между двумя англоязычными странами.

Интересно взглянуть на ноты новорожденного танца? Вот, пожалуйста:

The American Republic

The American Republic

Как мы видим даже по одной странице, этот вальс по типу музыки уже вполне близок вальсу из 6-й симфонии Чайковского: элегически-плавный, мазурочные подскоки сглажены и не производят впечатление слишком резких.

В том же духе выдержаны и другие пятидольные вальсы, созданные в тот период: на протяжении всей середины XIX века описания их па попадают в руководства по бальным танцам. А коль скоро танец, с точки зрения танцмейстеров, сохраняет свою актуальность, можно не сомневаться в том, что время от времени и музыку его можно услышать: на домашних балах, в исполнении парковых оркестров – да мало ли где.

Занятно, что в США вальс в пять па продержался даже дольше, чем на родине в Англии – он упоминается в американском танцевальном руководстве аж 1893 года.

Шаг 4-й. Путешествие по Европе

Летом 1861 году юноша Чайковский с другом отца инженером В. В. Писаревым отправился в поездку по Европе; побывал он и в Лондоне. Между деловыми встречами, во время которых Чайковский выступал в качестве секретаря и переводчика, путешественники осматривали достопримечательности, предаваясь светским развлечениям, включавшим прогулки, осмотр достопримечательностей, походы в театр и участие в танцевальных вечерах.

Чайковский упоминает об этом в письмах к родным; надо заметить, что Чайковский вообще не чурался светских удовольствий, в юности особенно. А по возвращении в Петербург он принимает окончательное решение покончить с карьерой чиновника и связать свою судьбу с музыкой.

Ну и что же, – возразят мне, – в его письмах из Европы нет ни слова о пятидольном вальсе! Действительно, нет. Но ведь Чайковский и об обычных, трехдольных вальсах ничего не пишет, да и с какой стати?

Танцевальная музыка была для светских людей того времени чем-то вполне обыденным – звуковым фоном жизни, повседневно звучащей окружающей средой, неотъемлемой частью живого музыкального языка столетия. Подобные впечатления, как правило, не анализируются, они просто улавливаются чуткими ушами музыканта, запечатлеваются в памяти и в нужный момент всплывают сами собой, обычно совершенно непроизвольно, создавая ощущение иррационального, не объяснимого с точки зрения логики выбора, но очень и очень точного… у гениев, конечно.

Ну и, наконец, декабрь 1892 года: Чайковский получает письмо от вице-канцлера Кембриджского университета профессора Джона Пейла, и в нем вопрос: согласен ли он, господин Чайковский, принять звание почетного доктора этого университета и приехать на празднование 50-летия их Академического Музыкального Общества в июне следующего года?

Все, ассоциативный круг замыкается. Пятидольный вальс в знаменитом английском балете – вальс в пять па, который танцевали на балах как раз в 50-60-е годы XIX века и который позже был практически забыт – юношеские впечатления от Англии – новая встреча с ней почти через 30 лет…

Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что взламываю сейчас привычный, застарелый стереотип восприятия этой музыки, отказаться от которого многим очень трудно. Этот стереотип базируется на романтическом представлении о том, что Чайковский писал 6-ю симфонию, находясь под гнетом предчувствия близкой смерти.

На самом деле данное мнение опровергается большим количеством свидетельств, в том числе документально подтвержденных. Но что такое свидетельства, пусть даже в письмах самого композитора, по сравнению с фактом его действительно случившегося ухода из жизни через несколько дней после премьеры самого трагедийного из его произведений? Роковое совпадение отбрасывает на нас свою тень.

На нас – но не на композитора. Да, Чайковский боялся смерти, это известно. Да, как многие люди творчества, он был подвержен перепадам настроения, у него бывали периоды хандры и упадка сил. Но он любил жизнь с ее радостями и печалями, и этой любовью наполнена вся его музыка, эмоционально очень полнокровная. В том числе та – не будем забывать об этом – которую он писал практически одновременно с работой над 6-й симфонией.

И если бы не проклятый стакан с холерной водой, его следующее сочинение могло быть наполненным совершенно иными эмоциями, по естественному закону контраста – одного из основных законов творчества.

Возвращаясь в 6-й симфонии, добавлю в связи с этим, что эффект от ее трагедийного финала столь ошеломителен именно потому, что в серединных частях его ничто не предвещает (кроме наших собственных интерпретаторских шаблонов). И уж меньше всего – вальс из второй части, нежный, поэтичный, оттененный легкой меланхоличностью серединного трио, отсылающий к светлым воспоминаниям автора о его собственной ранней юности.

Но, к счастью для себя и для нас, Чайковский этого времени не застал и поэтому мог себе позволить не презирать бытовые жанры, а относиться к ним бережно, как к друзьям и союзникам, а не как к норовящим захватить планету монстрам.

Еще один вопрос. Был ли Чайковский – не изобретателем, нет, но хотя бы первым из русских композиторов, кому пришла в голову идея использовать вальс на 5/4 в симфоническом произведении? Как показало небольшое расследование, нет, не был. До него это сделал Аренский, и даже дважды: в третьей части Симфонии №2 (Intermezzo. Allegretto), а до того во второй части Сюиты для оркестра оп. 7, написанной еще в 1885 году.

Но у Аренского в “Intermezzo” нет тех прихотливых ритмических фигур, которые делают музыку Чайковского столь изящной и, заметим, более танцевальной, близкой к жанровому прообразу, а в сюите характер пятидлольного вальса и вовсе стилизованно-русский и, несмотря на название (“Air de dance”), простоватый, основательно-приземленный. Доли внутри тактов у Аренского группируются единообразно: 2+3, и музыка лишена той мечтательной полетности, которой так пленяет нас вальс Чайковского…

Ну и напоследок. Вот как танцуют вальс в пять па нынешние профессионалы бального танца:

P. S. Когда эта статья была уже написана, один из моих друзей, Антон Гопко, напомнил мне еще об одном пятидольном вальсе Чайковского: это “Valse à cinq temps” из его альбома фортепианных пьес op 72. Действительно, такая пьеса существует и, что самое пикантное, альбом этот создавался летом 1893 года, когда симфония была уже завершена в черновиках, и композитор работал над партитурой.


Андрей Тихомиров

Композитор и музыкальный эссеист.

В своих статьях предлагает оригинальный взгляд на творчество различных композиторов прошлого и нашего времени, а также отстаивает собственную концепцию современности музыкального языка.

Читайте также: