Рок и судьба в античной трагедии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. Возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

Древнегреческий театр Истоки театра в Древней Греции восходят к празднику Великих Дионисий. Жрец, восседающий в ладье на колесах, изображал Диониса. Многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах сопровождала шествие дифирамбами (веселыми и шумными обрядовыми песнями).

Схема Древнегреческого театра 1.Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации. 2. Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине. 3. Места для зрителей. 4. Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

Театр Древней Греции Обрядовые игры первобытного человека Культовые церемонии в честь Деметры и Диониса Сопровождались песнями и танцами Воспроизведение мифов (музыка, пение, танцы, маски, световые эффекты) Праздник Великих Дионисий Театрализованн ые представления в форме агона Театр как вид искусства Синтез разных художественных начал

Комедия Критика уродливого и отрицательного Ироническое изображение политической и интеллектуальной жизни Афин, отдельных выдающихся личностей Интерес к простому человеку и его характеру Бытовые и фантастические сюжеты

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Оставаясь верным основным линиям гомеровского мифа, Софокл подвергает его тончайшей психологической разработке, причем, сохраняя подробности (известные не по Гомеру) роковой судьбы Лая и его потомства, делает свое произведение вовсе не "трагедией рока", а подлинной человеческой драмой с глубокими конфликтами между Эдипом и Креонтом, Эдипом и Тиресием, с полным жизненной правды изображением переживаний действующих лиц. Соблюдая правила построения греческой трагедии, Софокл использует это построение так, что все события развертываются естественно и правдиво. Из мифа об Эдипе, который известен не только по "Одиссее", но и по другим ант. источникам, Софокл взял для своей трагедии следующие основные события: 1) спасение обреченного на гибель младенца Эдипа 2)уход Эдипа из Коринфа 3) убийство Эдипом Лая 4)разгадка Эдипом загадки Сфинкса 5) провоглашение Эдипа царем Фив и женитьба на Иокасте 6) раскрытие преступлений Эдипа 7) гибель Иокасты.

Если ограничиться только этими моментами, то драматическое действие окажется основанным только на роковой судьбе Эдипа, но никакой психологической трагедии ( не считая отчаяния Эдипа и Иокасты) не получится. Софокл же осложняет мифологическую канву разработкой таких моментов, которые помогают ему отодвинуть на задний план роковую судьбу его героя и дают возможность обратить мифологический сюжет в подлинную человеческую драму, где на первом месте стоят внутренние психологические конфликты и проблемы общественно - политические. В этом и заключается основное и глубокое содержание как "Эдипа - царя", так и "Антигоны". Переживания Иокасты дают Софоклу широкое поле для изображения женского характера во всей его сложности. Об этом можно судить и по оюразам Антигоны и Электры, и по образам Исмены. Образом прорицателя Тиресия Софокл пользуется для изображени конфликта, возникающего из столкновения житейских норм с нормами религиозными (диалог между Эдипом и Тиресием). В "Э. -ц. " Софокл изображает главным образом личную борьбу Эдипа с враждебными ему силами, оличетворяемыми в его сознании Креонтом и Тиресием. Оба они в изображении Софокла формально правы: прав и Тиресий, которому открыты преступления Эдипа, прав и Креонт, напрасно подозреваемый в стремлении к царской власти и укоряющий Эдипа в его самоуверенности и самомнении, но сочувствие вызывает только Эдип, который принимает все меры к раскрытию неведомого виновника убийства Лая и трагизм положения которого заключается в том, что, разыскивая преступника, он мало - помалу узнает, что это преступник - он сам.

Это узнание и своего происхождения от Лая и Иокасты и тайна убийства Лая не только открывает Эдипу весь ужас его судьбы, но и приводит к сознанию его собственной виновности. И вот Эдип, не дожидаясь никакой кары свыше, сам выносит себе приговор и сам ослепляет себя и обрекает на изгнание из Фив. В этом приговоре самому себе, сопровождаемом просьбой к Креонту:

О, изгони меня скорей - туда,
Где б не слыхал людского я привета, -

заключается глубокий смысл : человек сам должен отвечать за свои поступки и собственное сомосознание ставить выше решений богов; смертны, по мнению Софокла, тем и превосходят бессмертных и безмятежных богов, что их жизнь проходит в постоянной борьбе, в стремлении преодолеть любые препятствия.


презентация по искусству по учебнику Даниловой Г.Н. для 8 класса.

Содержимое разработки

Трагическое в искусстве 8 класс. Искусство.

Трагическое в искусстве

Вопрос классу: Что трагичного может происходить в жизни человека? Как трагичное может отразиться в искусстве?

Вопрос классу:

Законы трагического в искусстве и жизни.

О. Роден. Граждане Кале. 1884—1888 гг. Бронза.

В. И. Суриков Утро стрелецкой казни. 1881

Утро стрелецкой казни. 1881

Трагична смерть Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира и в музыке к балету С. С. Прокофьева.

Ф. Г. Шлик. Фауст и Вагнер на прогулке. Трагический герой всегда соткан из неразрешимых противоречий. Его представления о долге могут вступать в конфликт с внушениями его совести или его личными устремлениями и чувствами. Попытки героя преодолеть противоречия приводят к последствиям, которые он не может предвидеть и которые ещё более усугубляют его внутренний разлад. Например, Фауст в одноимённой трагедии И. В. Гёте, заключив сделку с Мефистофелем, становится, сам того не желая, виновником гибели своей возлюбленной — Маргариты.

Ф. Г. Шлик. Фауст и Вагнер на прогулке.

Рок и судьба в античной трагедии

Каждая эпоха выявляет определённые стороны природы трагического. Особенный интерес представляет древнегреческая трагедия, в которой трагическое связано с понятиями рока и судьбы. Античное искусство создало возвышенные трагические образы Прометея, Лаокоона, царя Эдипа и многих других героев, не нашедших спасения от всесильного рока.

Эдип и Сфинкс. Рисунок на древнегреческой вазе. II в. до н. э.

Дельфийский оракул предрёк, что Эдипу суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Пытаясь избежать этого, Эдип в горе покинул Коринф. По дороге ему встретился знатный путник. В ходе вспыхнувшей между ними ссоры Эдип убил путника, не подозревая, что это его настоящий отец — царь Лай.

Царь Эдип — Ф. Читти.

Придя в Фивы, Эдип узнал, что рядом с городом поселилась Сфинкс — чудовище с лицом женщины и телом льва. Сфинкс загадывала всем проходящим мимо неё загадки, и тех, кто не мог правильно ответить, убивала. Эдип сумел победить Сфинкс и в награду женился на фиванской царице Иокасте, которая недавно потеряла мужа, царя Лая. Так, вопреки стараниям людей предотвратить несчастье, предсказания оракула полностью сбылись.

Придя в Фивы, Эдип узнал, что рядом с городом поселилась Сфинкс — чудовище с лицом женщины и телом льва. Сфинкс загадывала всем проходящим мимо неё загадки, и тех, кто не мог правильно ответить, убивала. Эдип сумел победить Сфинкс и в награду женился на фиванской царице Иокасте, которая недавно потеряла мужа, царя Лая. Так, вопреки стараниям людей предотвратить несчастье, предсказания оракула полностью сбылись.

  • Когда в конце концов выяснилось, что новый муж приходится ей сыном, Иокаста покончила жизнь самоубийством, а Эдип ослепил себя, чтобы не видеть ужасных последствий своих деяний.

Виктор Добронравов в роли царя Эдипа

  • Эдип прямо называет виновника своих бед: это рок, судьба, карающая правых и виновных, людей и богов. Всякий бросивший вызов судьбе несёт суровое наказание.

Людмила Максакова в роли Иокасты

Хор в спектакле

О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,

И загадок разрешитель и могущественный царь,

Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,

Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!

Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,

И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,

Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.

(Перевод С. В. Шервинского)

Эдип и Антигона

(Жан-Батист Юг, 1885)

Любая трагедия отражает значительные, важные события средствами искусства. Она призвана не просто рассказывать о событиях, вызывающих у читателя и зрителя сопереживание, чувства страха, гнева, сострадания, но и подводить их к определённым выводам, нравственному очищению — катарсису. Аристотель. Сострадая и сочувствуя одним героям, преодолевая ужас и страх, зрители в то же время испытывают величайшее чувство радости от сознания достоинства и нравственного величия человека. Вот почему мир трагического неотделим от мира возвышенного, а эстетика не случайно рассматривает эту категорию как одно из проявлений возвышенного.

Любая трагедия отражает значительные, важные события средствами искусства. Она призвана не просто рассказывать о событиях, вызывающих у читателя и зрителя сопереживание, чувства страха, гнева, сострадания, но и подводить их к определённым выводам, нравственному очищению — катарсису.

Сострадая и сочувствуя одним героям, преодолевая ужас и страх, зрители в то же время испытывают величайшее чувство радости от сознания достоинства и нравственного величия человека. Вот почему мир трагического неотделим от мира возвышенного, а эстетика не случайно рассматривает эту категорию как одно из проявлений возвышенного.

Трагическое как проявление возвышенного

Данте изображён держащим копию Божественной комедии рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху, на фреске Доменико ди Микелино, 1465

Я родилась над теми берегами,

Где волны, как усталого гонца,

Встречают По с попутными реками.

Любовь сжигает нежные сердца,

И он пленился телом несравнимым,

Погубленным так страшно в час конца.

Любовь, любить велящая любимым,

Меня к нему так властно привлекала,

Что этот плен ты видишь нерушимым.

(Перевод М. Л. Лозинского)

Ж. О. Д. Энгр. Паоло и Франческа. 1819 г.

Напишите вывод о том, каково значение трагического в жизни людей и общества в целом.


-75%

Читайте также: