Сообщение что такое веретено и прялка

Обновлено: 05.07.2024

Прядение с давних пор было только женским занятием. С самого рождения девочки и до конца жизни прялка неизменно находилась рядом.

Когда рождалась девочка, наши предки славяне перерезали пуповину на веретене, тем самым привязывали к прядению. Первую нить, которую девочка спряла сжигали, а пепел мешали с водой и давали выпить ребенку, чтобы трудолюбие и мастерство не покидало ее до самых последних дней. В других областях, эту нить сохраняли до замужества и ею подпоясывали невесту. Считалось, что первая нитка – мощный оберег.

Веретена и прялки были ценными подарками .

Первые предметы прядения дочь получала от отца. Невесты и жены получали прялки из рук своих мужчин. Часто на прялках встречались пожелания добра и мира. Орнаменты русских прялок пестрят языческими символами грома, солнца, древа жизни и т.п. Прялки искусно украшали и в каждой области сложились свои особенности. Сегодня их можно встретить в музее и у коллекционеров.

Важность прядения

В обществе, которое жило натуральным хозяйством, жизненной необходимостью стало умение прясть и ткать. Для холстов, из которых шили одежду нужно большое количество нитей. Ученые подсчитали, чтобы спрясть нитки из 1 кг подготовленного волокна, требовалось около 58 часов работы. Пряли и ткали осенью, после уборки урожая и к весне старались закончить.

В древности прядением занимались независимо от социального положения, от крестьянки до боярыни. В Киеве найдено пряслице с надписью, из которой следует, что подарено Жирославе дочерью князя Всеволода Янкой. Пряслицами дорожили, поэтому и помечали, чтобы ненароком не перепутать на посиделках.

Вообще пряслица, это грузик, надеваемый на веретено. Нужны для ускорения оборотов. Сегодня на археологических раскопках пряслица с именными надписями не редкая находка.

Посиделки молодежи в прошлые века - это супрядки

Все главные богини языческих пантеонов были пряхами .

В Древней Греции это Афина, у славян - Макошь. Древние божества, ведающие судьбой человека, всегда изображались с прялкой. Поэтому процесс прядения нашими предками воспринимался как акт сотворения.

Народные сказки рассказывают о магической силе веретена.

Так или иначе, но этот предмет помогает девочке выйти из детства и переродиться во взрослую женщину.

Но всегда предметы прядения связаны с потусторонним миром, миром предков и вечностью.

Перестав прясть, мы лишились возможности прикоснуться к своим корням, получить мощную поддержку от предков, зарядить своей энергетикой создаваемые вещи.

Хотя в языке сохранилась близость понятий нити и судьбы. Мы говорим, что связываем свою судьбу супругом, с профессией, даже страной.

Хотели бы научиться прясть?

_____________________________________________________________________________________Читайте на канале:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Донецка

Выполнила: Учитель трудового обучения Тарасенко Е.В

hello_html_58e57999.jpg

История веретена и прялки……………………………………………… стр.

- Пословицы и поговорки о веретене…………………………………….. стр.

- Прялка в прядении и поговорках………………………………………… стр.

- Изобретение самопрялки………………………………………………… стр.

Цель проекта:

Собрать материал об истории возникновения веретена, прялки.

Задачи проекта:

познакомиться с историей возникновения веретена, прялки, их разновидностями;

научиться видеть в современном мире знаковые символы прошлого;

развить умение рассуждать, творчески подходить к вопросам и проблемам,

Объект исследования: прялка как феномен народной культуры.

Методами исследования являются:

анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI - XV века;

анализ статей и очерков о народных промыслах с XV - XXI в.

анализ материала из интернета

История веретена и прялки.

Пряха.
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса.

hello_html_m4220b5b7.jpg

Прялка - устройство для того, чтобы прясть нить или пряжу из естественных или искусственных волокон .

История прялки начинается с изобретения ручного веретена. В таком виде она просуществовала тысячелетия, делая весь процесс трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.

Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

hello_html_m7c56d127.jpg

В псковском диалекте: веретено — злая баба.

По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.

Прядение с помощью веретена:
a — кудель,
b — веретено с намотанной на него пряжей,
c — пряслице

Пословицы и поговорки о веретене.

Знай, баба, свое кривое веретено (своё дело).

Знай гребень да веретено.

Не веретеном в бок, терпеть можно.

Не веретеном трясти (о деле, которое требует рассудка).

Без веретена пряжи не спрядёшь.

Остры веретена намозолили ладони.

Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена.

Кривое веретено не надежа (не оденет).

Кривое веретено не исправится.

Девку веретено одевает.

Чужое веретенце бери, да и свое припаси.

Сделала дело худое, переломила веретено кривое.

На шильце, на мыльце, на кривое веретенце, нужны деньги.

Смирен топор, да веретено бодливо (о мужике и бабе)

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже с зеркальцами!) расписные (даже по торцам!),

гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы,

пресницы всех уголков России!

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.


Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Прялка неотъемлемо связана с народными обычаями и обрядами.
Прялка и прядение в поговорках.

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка не Бог, а рубаху даёт

Пряха не волк — в лес не убежит

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Обычаи с прялкой .

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.

На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

В Славении первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур.

Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин.

Изобретение самопрялки.

Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530г.). Ее изобретателем стал каменотес Юргенс из Брауншвейга. Суть его усовершенствования заключался в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы.
Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание.
Эту проблему удалось решить только в 1735 году, когда механик Джон Уайт изобрел вытяжной прибор. Этот прибор впервые заменил человеческие пальцы. На подобной прялке можно было использовать только подготовленный материал. Поэтому волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались.

Слайд 21. Приложение 14.
Чтобы механизировать процесс подготовки хлопка к пряже, была изобретена чесальная машина. Теперь весь процесс получения пряжи стал полностью автоматизированным, что позволило в 1741 году собрать первую в истории прядильную машину. Ее создателем стал все тот же Джон Уайт.
Можно сказать, что прядильная машина оказалась прообразом всех последующих станков и механизмов. В каком-то смысле ее появление символизировало собой рождение современного мира.
Но машина Джона Уайта все же не получила широкого распространения. Поскольку была слишком громоздкой и дорогой.

Заключение.
Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.

Параллельно с развитием самой прялки постоянно совершенствовался ее привод. На замену ручным прялкам пришли самопрялки. В более поздние времена в качестве тяговой силы использовали животные (ослы). На смену живой силе пришли паровые двигатели, а в век глобальной электрификации сердцем прялок стал электродвигатель. Электрический привод стал применяться не только в промышленных машинах. Свое применение он так же нашел в бытовых прялках. Небольшие размеры электродвигателя помогли создавать удобные компактные электропрялки. Производительность которых стала значительно выше.

А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.

Собирая материал об истории прялки мы узнали много нового и интересного, связанного с народными обрядами и традициями, с историей прядильного производства. Этот материал мы предлагаем использовать на уроках технологии и истории. С этим проектом мы выступали на уроке технология в нашем классе. Всем очень понравилось.

Белов В.И. Очерки о народной эстетике. М.: Логос, 1982.

Семёнова М. Быт и верования русских славян. – СПб. 1998.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Сравнивая, чем занимались в старину и в настоящее время, нельзя не отметить, что предметы быта претерпели многие изменения. Прялка стала электрической и молодым людям удобнее шерстяную вещь приобрести в магазине, чем связать. А веретено вообще ушло в забвение, разве что иногда упоминается в сказках…

Но все-таки приятно надевать носочки и варежки, связанные заботливыми бабушкиными руками, которые согревают в любые холода.

В результате своего исследования я пришла к выводу, что, собирая и изучая предметы народного искусства, мы узнаем много интересного о жизни наших предков.

Я давно интересуюсь русской историей и культурой, бытом наших предков, пообщавшись со своей прабабушкой Александрой Сергеевной Алимовой, заинтересовалась ещё больше историей появления веретена и русской прялки.

У каждой женщины того времени в семье обязательно было веретено для прядения. У моей прабабушки тоже было.

Она рассказывала мне, что девочки начинали прясть с семи лет, используя веретено. И такой способ прядения использовали до 50-х годов. В начале шерсть чесали щётками (чесалки), а потом скручивали куделью и привязывали к лопасти.

Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней.

Девушке надо было напрясть и наткать холстов себе в приданое, да и сколько-нибудь продать, чтобы купить себе обнову.

Нынешние сельские женщины до сих пор занимаются домашним прядением.

Цель исследовательской работы:

- изучить историю веретена и самопрялок разных конструкций (с ручным, ножным и электрическим приводами).

Задачи исследования:

- изучить историю прядения на веретене;

- изучить историю появления маховика-пряслица;

- изучить историю использования переносных (лопатообразных) и неразъёмных прялок;

- изучить, историю развития самопрялок начиная с XI до XXI века.

Методами моего исследования являются:

- опрос моей прабабушки Алимовой Александры Сергеевны и бабушки Алимовой Анны Николаевны

- анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI - XV века;

- анализ статей и очерков о народных промыслах с XV - XXI века;

- фоторепортаж о веретене и прялке.

2. Методика исследования.

Перед началом работы я тщательно разработала методику исследования, которая поможет мне выполнить все поставленные задачи:

1. Поиск информации, изучение источников, истории появления экспоната.

2. Систематизация полученных знаний об истории данного экспоната

3. Эксперимент – проверка технического состояния экспоната

4. Анализ полученных результатов

5. Установление выводов о проделанной работе

Данная разработанная методика, на мой взгляд, поможет выполнить главную цель проекта, ведь она содержит методы исследования всех уровней.

3. Основная часть.

В избушке, распевая, дева

Прядёт, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

(А.С. Пушкин)

Между тем специалисты указывают, что самопрялка (ручной вариант её употреблялся ещё древними римлянами) вошла в обиход на Западе около 1480 года. Когда она попала в Россию, в точности неизвестно – во всяком случае, не позже XVII века.

Что же касается древних славян, то они пряли иным способом – на веретене. Изучив литературу и проанализировав рассказ своей прабабушки, я выяснила, что для прядения необходимы следующие инструменты для составных и неразъёмных прялок. Именно веретено являлось главным инструментом в прядении.

Подари мне батюшка

Нитка белая бежит.

Ты вертись, моя вертушка,

Дорогая мне игрушка.

Мне и весело, и жарко,

Я-то день-деньской кручу,

Нитки тонкие сучу

И тихонечко пою 2

Пряслице же служило маховиком, помогавшим разогнанному веретену кружиться долго и быстро, что было необходимо для сильного и равномерного скручивания пряди волокон, вытянутых из кудели (чистая чёсаная на щётках шерсть, скатанная в валик и закреплённая на лопасть прялки).

Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

Казалось бы, от маховика – пряслица, надетого на веретено, оставался один шаг до маховика – колёса самопрялки, приводимого в движение усилием руки (как в древнем Риме) или ноги. На деле для этого потребовались века.

Древнейшие пряслица, найденные в славянских землях, датируются каменным веком. До X века их делали из обожженной глины, позже появляются выточенные из розового и красного камня – шифера, который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч (летописный Вручий). Здесь расположено единственное в Европе месторождение этого камня.

По мнению учёных, славяне, освоив камнерезное дело, делали пряслица из любого подходящего мягкого камня – например, серого шифера.

2. Пушкин А.С. Сборник стихотворений. Северо – Западное книжное издательство. Архангельск, 1976 страница 78.

расходились отсюда буквально всей Европе, от рек Одера и Варты на Западе до средней Волги, от Ладони на Севере до Росси и Ворсклы.

Вытачивая каменные пряслица, овручские мастера старательно повторяли наиболее удачную форму глиняных – биконических, т.е. грузик, как бы состоял из двух усеченных корпусов, соединённых широкими основаниями. Весили пряслица в среднем 16 грамм, высоту имели 12 миллиметров, внешний диаметр отверстия для веретена был 10 миллиметров.

На пряслицах выцарапывали личные метки, а после распространения письменности – подписывали свои имена.

С пряслицами связано поверье: не клади пряслице на стол – сорок грехов наживёшь.

У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой - вращают веретено.

На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.

А вот айсоры (потомки древних ассирийцев) и тянут и вертят одной правой рукой: веретено у них сучит и мотает одновременно.

Любопытно, что пальцы левой руки (большой и указательный), дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту – а ведь за прядением нередко ещё и пели,– славянская пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину…

С конца октября, когда заканчивались все полевые работы, женщины, садились за прядение. Сам процесс прядения несложен, но он требует определённых навыков. Главными инструментами для получения нити служили веретёна.

Рассказами моей прабабушки Алимовой Александры Сергеевны (Рязанская области) – подтверждается, что начинали прясть с раннего детства, используя веретено. Как бы приучая девочку, а в будущем девушку к ведению домашнего хозяйства.

Рассказывая об истории веретена, я не могла не упомянуть в своей исследовательской работе о прялке – главном экспонате нашего музея.

Одновременно – и тоже с незапамятных пор – использовались цельные и разъёмные (составные) прялки, характерные для разных регионов России.

Были широко известны прялки из копани, так называемые корневые. Копанью называется дерево, выкорчеванное с корнем. Для изготовления прялок выкорчёвывали преимущественно ели, сосны, берёзы, корневая система которых была подходящей. Прялки из копани очень просты.

Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большего мастерства, - гребень.

Чтобы изготовить гребень, нужно было хорошо высушить кленовую доску, для чего выдерживать её до трёх лет. Клён хорошо обрабатывать режущими инструментами. На древесине можно делать очень тонкие прорези. Срезы получаются чёткими, чистыми и гладкими, с мягким глянцевым блеском. Для гребня нужна широкая доска –ведь на гребне нужно было нарезать более двухсот очень тонких и длинных зубьев. От мастера требовалось величайшая осторожность.

Готовый гребень скоблили, чистили и шлифовали, чтобы удалить мельчайшие заусенцы, а затем пропитывали для прочности маслом

Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались.

Вместо гребня в некоторых регионах использовали лопатообразные лопасти, а иногда и вилкообразную палку. Лопатообразные прялки поражают своим разнообразием, в особенности по типу украшений. При украшении прялок с полной силой проявляется народное искусство резьбы по дереву; применяется древний способ долбления резьбы треугольником. Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства.

В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.

Первоначально рисунок делали тонкой линией, иногда его выцарапывали. Краску разводили на яичном желтке, разбавлены квасом. Заканчивали роспись вторичной обводкой контура. Роспись прялки поливалась для блеска особым составом, в который входила олифа. Позднее стали расписывать их масляными красками без грунта.

В росписи прялок встречаются бытовые сцены (типа лубка), элементы растительного и животного орнамента.

В настоящее время у моей прабабушки сохранилась разъёмная прялка, но без украшений.

Она мне показывала ещё и веретено.

Основные детали самопрялки – веретено или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой. Подножки приводятся в движение ногой при помощи шатуна-махалки; он даёт колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретена. Весь этот механизм укрепляется на стояке; на одном столбике стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок – кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено. Есть два типа ножных самопрялок: лежак и стояк. Разница между ними в положении колеса и катушки с веретеном.

У самопрялки (лежака) колесо и катушка расположены в горизонтальной плоскости, а у самопрялки (стояка) – в вертикальной. Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. Но, несмотря на высокую производительность, самопрялка всё же не вытеснила собой веретена ни в одной деревне, многие женщины предпочитали веретено.

Были места, где самопрялок не было совсем из-за их дороговизны. Да и осваивалась работа на самопрялке с трудом: молодые выучивались, а для старых, привыкших прясть на веретене, было трудно координировать работу ног на подножке с работой левой руки, дёргающей нитку. Непривычно было, и работать левой рукой с той быстротой, которую требовал ход самопрялки. И, наконец, жужжание самопрялки казалось слишком надоедливым, особенно на посиделках.

На выводимой нитке отражается настроение и физическое состояние пряхи.

Нитка молодой женщины тонка, ровна, тонко кручена; нитка старой пряхи выходит вялой, толстой, слабо крученой.

У людей неуравновешенных нередко нитка получается неровной: то толстой, то тонкой, то крутой, то слабой. В холодное время года девушки откупали избы у какой-либо вдовы и собирались на посиделки с работой:

Ой, да кудели - куделицы,

Собирались, красны девицы,

На посиделки собирались,

За работу принимались. 3

На посиделках любили послушать сказки, разные былинки, пели много песен. Но о работе не забывали: если девушка мало напрядёт за вечер, мать может не пустить в другой раз.

Современное поколение и я, в том числе видели, как прядут на самопрялке прабабушки и бабушки.

В 70 – 80 годах стали появляться первые электрические прялки. Они были дорогими, и приобрести сельским женщинам было материально трудно. Другая причина – не отрегулирована скорость моталки, поэтому нить рвалась, путалась, и в итоге прялка выходила из строя. Поэтому жители вскоре отказались от современных электрических прялок.

В настоящее время надёжным способом прядения является самопрялка.

Имея свободное время, бабушки могут напрясть, а затем связать носки, варежки, свитера, детские вещи для родственников и на продажу.

Практический эксперимент

Прабабушкино веретено я решила использовать для получения пряжи, но у меня не было овечьей шерсти. Тогда мне пришлось использовать простую вату, но оказалось, что скручивать ее проще пальцами в небольшие толстые нитки. Эта часть моего эксперимента оказалась неудачной.

4. Результаты исследований

Главный итог моего исследования заключается в изучении истории происхождения веретён, прялок и их составляющих, от появления их на территории нашей страны в древности, до настоящего времени.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что, работая над историей самопрялок разных конструкций, я поняла, какое это увлекательное и одновременно сложное занятие - прядение.

В основном этим занимались люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд играл важную роль в домашнем хозяйстве.

Я узнала много нового об истории ведения домашнего хозяйства, а именно, изучала историю веретён и самопрялок.

Анализируя собранные сведения, я пришла к следующим выводам:

- веретёнами бабушки пользуются до настоящего времени;

-результаты моих исследований пополнят фонды школьного краеведческого музея;

- эти данные можно использовать на уроках технологии в разделе декоративно-прикладного искусства.

И сегодня, в наше время, я пытаюсь учиться у своей прабабушки Алимовой Александры Сергеевны мастерству прядения. Мне это интересно, потому что умение прясть пригодится мне в будущем, как хозяйке и возможно даже позволит передать эти ценные знания следующему поколению в нашей семье

Список использованной литературы

5. Н. Н. Комаров Н. Е. Забелин. О жизни, быте и нравах русского народа.

6. Льняной словарь А.В. Громова.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

9. Пушкин А.С. Сборник стихотворений. Северо-Западное книжное издательство Архангельск 1976г.

10. Семёнова М. Быт и верования русских славян. – СПБ

11. Веретено // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. и 3-е издание, том 1 (1903)

Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.

Точную дату появления прялок на Руси назвать невозможно. Это глубокая древность. Прялка — спутница женщины на протяжении всей жизни. Если в литературе или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой.

С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия. Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На веретене разрезали пуповину при родах. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни.

Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна. В зависимости от региона, стояк мог быть в форме лопасти или гребня. Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице. Прядение вручную — очень трудоёмкий процесс. Даже опытная пряха делает не более трёхсот метров нити в день. Чтобы нить прялась тонко и ровно, требуется особое мастерство. Девочки начинали учиться этому ремеслу уже с 8—10 лет.

С середины XX века на смену механической, появилась прялка электрическая. Сам принцип скручивания и наматывания нити остался прежним, но на замену колеса и педали пришёл электродвигатель. Современные бытовые электропрялки компактны и просты в использовании. Обладая высокой производительностью, они позволяют регулировать скорость подачи шерсти и контролировать ровность пряжи.

В XVIII веке в Англии была изобретена прядильная машина. Механизмы совершенствовались, на смену паровой тяге пришло электричество. Уже с начала XX века нити любого качества стало дешевле купить, чем делать самому.

Но, несмотря на технический прогресс, древние прялки используются до сих пор. Они популярны среди любителей традиционных ремёсел. Пряжа, сделанная вручную, незаменима для изысканных изделий, например, из козьего пуха, где требуется особая филигранность мастерства, недоступная механизму.

Материал предоставлен заведующей библиотекой-филиалом №4 Григорьевой А. В.

Читайте также: