Сообщение на тему информационная перегрузка и информационная война

Обновлено: 04.05.2024

В данной статье Вы узнаете всё о информационной войне, ее методы и какую роль она сыграла в русско-украинском конфликте. Без предвзятости и воды.

История развития информационных войн

Информационная война, как метод воздействия, наиболее активно стала применяться странами в XXI веке, когда как во второй половине XX века больше были задействованы методы холодной войны [1] .

Однако, первый опыт масштабного использования методов и средств информационной войны зафиксирован во времена Первой и Второй мировых войн. В период Первой мировой войны психологами западных стран проводились исследования по определению устойчивости солдат к панике и неопределенности, которые подтвердили эффективность использования в войнах средств политической и иной пропаганды. В качестве методов и средств, в силу преобладавшего в то время способа обмена информацией с помощью печатных изданий, использовались пропагандистские газеты и листовки, порой сбрасываемые даже с самолетов.

Прогресс радиовещания отодвинул такие методы, так как радио являлось более быстрым методов распространения информации и имело широкий охват аудитории. Также в разных странах в этот период были созданы специальные управленческие аппараты пропаганды.

С этого времени приемы информационной войны использовались в множестве военных конфликтов такими странами, как СССР, США, Великобритания, Израиль, Ливия, Северная и Южная Корея и др.

Однако, особое внимание к информационным войнам как к методу воздействия приковано в начале XXI века, что, прежде всего, вызвано стремительно растущей глобализацией.

Причиной этого послужило стремительное развитие информационных технологий в начале XXI века, что привело к увеличению объемов и облегчению доступа к информации. То есть у каждого человека в развитом обществе имеется открытый доступ к огромному потоку информации, что, однако, делает его более уязвимым для приемов информационной войны, активно использующимися средствами массовой информации. Безусловно, средства информационной войны, такие как, например, слухи, использовались обществом задолго до развития информационных технологий, однако, они не имели до этого такого потенциала и легкости в исполнении.

Цель информационных войн

Основной целью информационной войны С.П. Расторгуев называет обеспечение национальных интересов. [2] По нашему же мнению, информационная война преследует цель достижения политических интересов страны, причем как внутренних, так и внешних. Примечательно, что большинство публицистических исследований, направленных на раскрытие фактов применения средств и методов информационной войны, на международной арене раскрывают ее, в первую очередь, со стороны иностранных государств, что, по нашему мнению, недостаточно объективно. В связи с этим мы решили провести исследование, опираясь на публикации как отечественных, так и зарубежных авторов, преследуя цель наиболее полноценно раскрыть проблему использования средств и методов информационной войны на международной арене.

Информационная война в русско-украинском конфликте

На сегодняшний день, информационная война на международной арене наиболее ярко выражается с начала политического конфликта России и Украины в 2014 году. Из-за своей масштабности и информационной направленности, а главное, актуальности, мы решили выбрать для анализа именно его.

Безусловно, разбирая данный политический конфликт, мы имеем ввиду не технический аспект, а социально-психологический.

Информационная война в русско-украинском конфликте направлена прежде всего на навязывание мнения обществу, которое выгодно в политической деятельности того или иного государства. Иначе говоря, информационная война позволяет изменить мнение общественности и подтолкнуть их к тому, чего они бы не хотели без данного воздействия.

Необходимо отметить, что информационная война, начиная с 2010-х г. ведется не только с помощью средств массовой информации, но и, например, социальных сетей.

Учитывая многообразность методов ведения информационной войны, применяемых относительно русско-украинского конфликта, крайне сложно выделить факты применения метода прямого воздействия, то есть рационального метода. Данный метод заключается в использовании фактов, проведении информационного анализа, а уже после преподнесении информации через СМИ обществу. Ключевым моментом является то, что вместе с преподнесением информации общественности, преподносится и соответствующий лозунг, соответствующий политическим интересам субъекта информационной войны.

Благодаря введению контрмер, обе страны добились снижения информационного влияния на собственное население извне.

При этом СМИ обеих стран сообщали информацию, например, о нахождении российских войск на территории Донбасса и иногда полностью противоречили друг дугу.

Так, например, рассмотрим причины войны в Украине, называемыми СМИ различных стран и другие информационные лозунги (таблица)

Как можно заметить, СМИ используют слабости друг друга. Используют методы политической и экономической дезинформации, порой вырывая из контекста отдельные фразы политических лидеров. Также СМИ России и Украины гиперболизируют происходящее в других странах с целью создания того или иного настроения в обществе.

Украинские СМИ в целом за все время русско-украинского конфликта описывали Россию как агрессора и виновника происходящих событий, что по факту, правда лишь отчасти. Примечательно, что украинские СМИ часто выделяли В.В. Путина и его слова в качестве аргумента. Также его образ регулярно дискредитировался СМИ Украины, показывая его как агрессора. В Российских же СМИ не осуществлялся такой явный акцент на какого-либо конкретного политического деятеля Украины. Это связано, прежде всего с нестабильной политической ситуацией и, в определенный период времени, резкой смены управляющего политического аппарата Украины, которая привела к тому, что сейчас в Украине нет яркого политического лидера, который пользовался бы широкой поддержкой населения, и таким образом, дискредитация которого могла бы принести максимальный эффект информационному воздействию.

Таким образом, проанализировав опыт использования средств и методов информационной войны, мы можем сказать, что самым эффективным и используемым средством информационной войны являются СМИ. Информационная война имеет в целом неизмеримое влияние на геополитическое положение не только внутри каждой отдельной страны, но и в масштабах мировой общественности.

Каждая страна на данный момент относительно эффективно использует инструменты информационного влияния в своей внутренней политике, однако, масштабы возможностей влияния на мировую общественность у стран может кардинально отличаться. Успешное ведение информационной войны на международной арене может обеспечить огромное влияние на мнение мировой общественности, а неумелое использование информационных средств может наоборот, ухудшить положение страны, повлияв на собственную экономику, политику и общественное настроение, в том числе внутриполитическое, в негативную сторону.

Выводы

[2] Расторгуев С.П., 2006, с. 67.

[3] У Луганській, Донецькій, Одеській областях провайдери майже не вимикають російські канали.// Телекритика, 26.03.2014

[4] Обнародован список 15 российских телеканалов, запрещенных в Украине. Корреспондент (9 сентября 2014).

[5] Украина добивается запрета российских телеканалов. BBC (24 июня 2014)

[7] Everyone Lies: The Ukraine Conflict and Russia’s Media Transformation// Shorenstein Center on Media, Politicsand Public Policy, Spring 2014

Научно-технический прогресс в области информационных технологий создал беспрецедентные возможности для подавления противника с помощью нетрадиционных средств поражения, не вызывающих физических разрушений

Научно-технический прогресс в области
информационных технологий создал
беспрецедентные возможности для подавления
противника с помощью нетрадиционных средств
поражения, не вызывающих физических разрушений

Оружием информационной войны являются устройства и методы обработки информа­ции, которые используются для широкомасштабно­го, целенаправленного, быстрого и скрытного воздей­ствия на военные и гражданские информационные системы противника с целью подрыва его экономи­ки, снижения степени боеготовности и боеспособно­сти с целью способствовать достижению окончатель­ной победы. При этом имеется в виду, что информа­ционная война может вестись как самостоятельно, то есть без применения традиционных средств и спо­собов вооруженной борьбы, так и в сочетании с дру­гими видами боевых действий.

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

В современном мире информация является необходимым элементом, обеспечивающим функциональность любой системы наряду с материальным оборудованием. Качество информации, которой владеют стороны противоборства, напрямую влияет на их боеспособность. Например, в ВВС анализ результатов разведки и прогноз погоды являются основой для разработки полетного задания. Точность навигации влияет на эффективность выполнения задания. Здесь мы видим, что без качественной реализации информационных функций выполнение боевой задачи будет сорвано или его эффективность существенно снижена.

Следовательно, на боеспособность противника можно повлиять, уничтожив его инфраструктуру, живую силу и технику, а можно – нарушив его процессы обмена информацией или внедрив в информационные системы противника свою информацию. С этой точки зрения, задача информационной войны – воздействие на информацию противника с целью подрыва его боеспособности и защита своей информации от вражеского воздействия. Информация может выступать как целью воздействия, так и оружием в информационной войне.

К информационной войне относятся две большие группы мероприятий:

В информационной войне существуют три основные цели:

  • контроль информационного пространства и обеспечение защиты своей информации от вражеских действий;
  • использование контроля над информационным пространством для проведения информационных атак на врага;
  • повышение общей эффективности вооруженных сил путем повсеместного внедрения военных информационных функций.

В качестве составных частей информационной войны выделяют:

Существует два вида информационных атак: косвенная и прямая. Разницу между ними лучше всего пояснить на примере. Допустим, мы хотим ввести командование противника в заблуждение относительно места дислокации нашей авиационной части. Можно построить ложный аэродром, разместить там макеты самолетов и имитировать деятельность по их техническому обслуживанию. Это – косвенная информационная атака. А можно внедрить ложную информацию о местонахождении той же авиационной части прямо в хранилище информации противника, чтобы при принятии решений вражеское командование оперировало ложными данными. Это – прямая информационная атака.

ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Листовки и плакаты Первой мировой войны

Листовки и плакаты Первой мировой войны - действенное оружие информационной пропаганды

Но наибольших успехов в деле информационной войны и пропаганды добились Соединенные Штаты Америки. Уже в 1956 году, во время Корейской войны управление психологической войны вооруженных сил США было преобразовано в управление специальных методов войны. Таким образом, операции информационной войны получили статус специальных, а специальные подразделения информационной войны вошли в состав Сил специальных операций (ССО). Разработанная в США концепция информационной войны прошла обкатку во Вьетнаме. При разработке психологических операций американцы учитывали менталитет вьетнамских партизан. В пропаганде упор делался не на политику, а на социальные и психологические аспекты. С целью морального истощения скрывающихся в джунглях вьетконговцев организовывалось непрерывное вещание с вертолетов, при этом применялись методы эмоционального воздействия: трансляция женского и детского плача, воплей ужаса, буддийской погребальной музыки и тому подобные звуковые эффекты. Радиопропаганда велась на вьетнамском языке с территории Тайланда, Тайваня, Филлипин и Австралии и охватывала 95% населения страны. Несмотря на военное поражение США во Вьетнаме, концепция информационной войны доказала свою состоятельность. За все время конфликта около 250 тыс. вьетконговцев добровольно перешли на сторону противника. Да и военное поражение США наступило в тот момент, когда население страны массово выступило против продолжения боевых действий, то есть Штаты потерпели не столько военное, сколько информационно-психологическое поражение. Из этого были сделаны соответствующие выводы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПО ВЗГЛЯДАМ АМЕРИКАНСКИХ СТРАТЕГОВ

Те средства и методы информационной войны, которые применяются сегодня, в значительной мере – детище Пентагона. США являются бесспорным лидером в данной сфере; именно американские стратеги впервые разработали и испытали в реальных войнах целостную концепцию современной информационной войны. Сами американцы полагают, что внедрение информационных технологий в вооруженное противоборство произвело такой же переворот в военном деле, как в свое время это произошло с танками или ядерным оружием.

Информационная война может как предварять боевые действия, так и заменять их, а применяемые в ней методы и техника значительно увеличат бое­вые возможности или компенсируют недостаточность обычных сил и вооружений. Принимая во внимание тенденции к сокращению бюджета Пентагона и чис­ленности вооруженных сил, военное руководство США считает весьма важным использовать свое пре­имущество в области технологической обработки и передачи информации.

Форма информационной агрессии может быть скрытой или явной: блокада, интервенция или пря­мое противоборство. Все большее распространение получают информационные диверсии с целью не­санкционированного доступа к базам, данных, нарушения линий связи, хищения и копирования ин­формации, ее сокрытия и искажения. Самой слож­ной и одновременно самой результативной формой такой агрессии является целенаправленное влияние на принимаемые в управляющих структурах государств решения путем внедрения в них дополнительных данных или дезинформации.

Между тем командирам воинских формирований противника по информационным системам и радиосредствам передаются ложные приказы. Войска, раз­бросанные на огромных пространствах, теряют боес­пособность. Самолеты ВВС США, специально обору­дованные для проведения психологических операций, глушат передачи правительственного телевидения, заменяя их созданными с помощью компьютеров передачами, в которых агрессивный лидер делает вы­зывающие отрицательную реакцию заявления, что приводит к утрате им поддержки населения. А вскоре диктатор или люди из его окружения обнаруживают, что деньги, положен­ные на счета в иностранных банках, пропали бесслед­но…

Пентагон также провел тщательно разработанную психологическую операцию на о. Гаити. Специалисты 4-й группы пси­хологических операций сухопутных войск США на основе предварительно проведенных исследований разделили население острова на 20 групп и прове­ли целенаправленную психологическую обработку каждой из них. Перед вторжением на Гаити ЦРУ, в частности, производило анонимные звонки по те­лефону гаитянским военнослужащим с предложениями сдаться в плен, а также направило послания угрожающего характера по компьютерным сетям членам правительства.

Преимущество информационной войны заключается в том, что она позволяет наносить ущерб противнику вообще без использования материальных средств поражения, более того, анонимно! В этом случае противник лишается права ответить прямыми военными методами, ведь в этом случае уже он будет выглядеть как агрессор.

Иранские специалисты тоже не остались в долгу, и в 2011 году сумели перехватить управление над новейшим американским БЛА RQ-170 “Sentinel”, совершавшим полет над территорией Ирана, и заставить его упасть на землю. Захваченный аппарат был продемонстрирован иранским телевидением, что в свою очередь, стало очередной операцией информационной войны – но уже пропагандистской. Цель операции – продемонстрировать всему миру иранский технологический потенциал и уязвимость новейшей американской техники – была достигнута.

Как видим, не только американ­цам по силам разработать средства ведения информационной войны и успеш­но использовать их. В связи с этим в США особое значение придается разработке систем защиты как воен­ных, так и гражданских информационных систем, обеспечивающих нормальное функционирование государственной инфраструктуры. Военное руковод­ство США уверено, что угроза информационной войны будет неуклонно возрастать по мере разви­тия общества, и собирается принять все возможные меры, чтобы победить в такой войне.

ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВАЯ ВОЙНА

  • политическое и военное руководство страны;
  • системы жизнеобеспечения;
  • инфраструктура;
  • население;
  • вооруженные силы.

Информационно-сетевая война предусматривает проведение комплекса мероприятий в отношении противника:

  • создание атмосферы бездуховности и безнравственности, что автоматически создает благоприятную атмосферу для нагнетания конфликтной обстановки внутри страны-противника и падению авторитета государственной власти;
  • манипулирование общественным мнением и политической ориентацией социальных групп с целью создания обстановки полити­ческой напряженности и хаоса;
  • дестабилизация политических отно­шений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации кон­фликтов, разжигания атмосферы недоверия и подозрительности;
  • обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппо­зиции;
  • развязывание в обществе гражданской войны;
  • снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления с целью затруднения принятия важных решений;
  • дезинформация населения о работе го­сударственных органов, подрыв их автори­тета, дискредитация органов управления;
  • провоцирование социальных, поли­тических, национальных и религиозных столкновений;
  • инициирование массовых протестных акций, забастовок, массовых беспорядков;
  • подрыв международного авторитета государства;
  • нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

При этом информационное противоборство следующего поколения характеризуется следующими особенностями:


Одна из целей информационно-сетевых войн -
провоцирование социальных, политических,
национальных и религиозных столкновений,
инициирование забастовок, массовых беспорядков
и протестных акций

5. Необратимость последствий информационно-сетевой войны. В результате информационной войны прежние моральные установки общества замещаются принципами, навязанными агрессором. После этого возврат к прежнему состоянию общества невозможен, и страна уже добровольно встраивается в структуры, выстроенные агрессором. Так произошло с Японией, которая с 1945 г. фактически стала западной страной, неуклонно следующей в русле американской политики, так произошло и с населением Югославии, которое, после распада страны, произошедшего под контролем США, считает себя частью западного мира и добровольно участвует в евроатлантических интеграционных процессах.

Таким образом, формы и способы ве­дения информационной войны за сравнительно недолгий срок претерпели качественные изме­нения. Роль информационных техно­логий и средств массовой информации многократно возросла – они сделались ключевым средством достижения во­енно-политических целей государств. Разрушительная мощь информацион­но-психологического воздействия в совре­менных условиях настолько велика, что ставит под сомнение не только незави­симость побежденного государства, но и сам факт существования его народов как национальной общности.

Вместе с тем, информационная война имеет свои границы возможностей и эффективна не против любого противника. Она не отменяет, а скорее, дополняет и усиливает традиционные средства ведения войны.


По мере того как мир входит в новую эпоху глобализации, все большее число людей подключается к Интернету, чтобы провести собственное исследование и получить возможность производить и потреблять данные со все большего количества сайтов. Юзеры теперь классифицируются как активные пользователи, потому что все большее количество людей становится охваченным цифровой эпохой. Все большее число людей считаются активными писателями и зрителями из-за своего участия. Этот поток создает новую жизнь, где мы находимся в опасности стать зависимыми от этого метода доступа к информации. Поэтому мы видим, информационная перегрузка из-за мгновенного доступа к такому количеству информации не гарантирует достоверности и отсутствие дезинформированности.

Содержание

История

Ранняя история

Ренессанс

Около 1400 года Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, и это ознаменовало собой еще один период распространения информации. В результате снижения издержек производства, создание печатных материалов — брошюр, рукописей книг стало доступно для среднего человека. Ученые жаловались на обилие информации по целому ряду причин, таких как снижение качества текста из-за доступности его распространения, они также чувствовали, что снабжение новой информацией отвлекает и трудно управляемо.

Информационная эпоха

В 20 веке достижения в области компьютерных и информационных технологий породили Интернет.

Происхождение

Довольно ранний пример употребления термина "информационная перегрузка" можно найти в статье Якова Якоби, Дональда Спеллера и Кэрола Кон Бернинга, которые проводили эксперимент среди 192 домохозяек. В статье подтверждалась гипотеза о том, что изобилие информации о брендах приводит к ухудшению принятия решения. Но задолго до этого идея была введена Дидро, хотя это не был термин "информационная перегрузка": "На протяжении веков количество книг будет расти постоянно, и можно прогнозировать, что придет время, когда из книг так же трудно будет узнать что-нибудь, как от непосредственного изучения всей вселенной. Искать долю правды, скрытую в природе, будет почти так же удобно, как и отыскать скрытое в огромном множестве переплетенных томов" - писал Дидро в Энциклопедии.

Общие причины

Основные причины информационной перегрузки включают:

В 2007 году блог New York Times описал e-mail как причину, по которой экономика теряет 650 миллиардов долларов. В апреле 2008 года New York Times сообщила, что "электронная почта стала бичом некоторых людей в профессиональной жизни" из-за перегрузки информацией, но "ни один из современных громких интернет-стартапов, сосредоточенных на электронной почте, в действительности не устраняет проблему перегрузки, потому что никто не помогает готовить нам ответы".

Технологические инвесторы проявляют аналогичную обеспокоенность.

В дополнение к электронной почте, мировая паутина предоставила доступ к миллиардам страниц информации. Во многих офисах работникам предоставлен неограниченный доступ в интеренет, позволяя им управлять своими собственными исследованиями. Использование поисковых машин позволяет пользователям быстро находить информацию. Тем не менее, информация, опубликованная онлайн, не всегда надежна из-за отсутствия полномочий утверждения и обязательной точности проверки перед публикацией. В результате люди пользуются перекрестной проверкой читаемых материалов перед принятием решения, и это занимает больше времени.

Реакции

Реакция бизнеса и власти

Многие ученые, корпоративные лица, принимающие решения, и федеральные политики признают величину и растущее влияние этого явления. В июне 2008 года группа заинтересованных исследователей из разнообразных корпораций, небольших компаний, академических учреждений и консалтинговых агентств создали Группу Исследования Информационной Перегрузки, некоммерческая заинтересованная группа, посвященная повышению осведомленности, обмену результатами научных исследований и содействию создания решений вокруг информационной перегрузки.

Проблема организации

Информационная перегрузка мозга и ее последствия

Информационная перегрузка мозга и ее последствия

По словам ученых и психологов, информационная перегрузка возникает, когда объем поступающего материала, который попадает в область восприятия, значительно превышает перцептивную способность. И это приводит к всевозрастающим трудностям в принятии адекватных решений и решении проблем вокруг нас.

Как опознать информационную перегрузку

  • Вы быстро забываете информацию, которую только что получили. Также, несмотря на то, что весь день читаете материалы в интернете или смотрите телевизор, ощущаете пустоту
  • Внешней информации вокруг вас настолько много, что вместо того, чтобы помогать, она мешает вам концентрироваться на работе, делать что-то от начала до конца, не отвлекая
  • Появляется боязнь пропустить что-то важное, если отключаете ненужное приложение на своем телефоне или удаляете учетную запись в социальной сети
  • В вашем сознании постоянно крутятся бесчисленные мысли, картины, впечатления
  • Во время уединения более чем на 1 – 2 дня появляется беспокойство, отдых становятся кошмаром, а не средством расслабления.

Информационная перегрузка мозга и ее последствия

Последствия информационной перегрузки

Независимо от возраста и социального статуса она приносит с собой ряд ухудшений в работе мозга и тела в целом, что может вызвать ряд проблем: бессонницу, расстройства центральной нервной системы, проблемы с сердцем, иммунную недостаточность и т.д.

Чрезмерное количество поступающей информации негативно сказывается и на качестве производительности. Если вы честно и объективно подсчитаете, сколько часов тратите на чтение абсолютно ненужных новостей, то узнаете время, которое остается на выполнение работы (полностью сосредотачиваясь и концентрируясь). И убедитесь в том, что оно уменьшается до не значительного количества.

И последнее, но не менее важное — много информации убивает очень ценное свойство: человеческая интуиция. При рождении она очень хорошо развита, но по той или иной причине, на протяжении многих лет подавляется. И одной из причин является неразборчивый поток информации.

Как не допустить информационных перегрузок

2. Обучайте и тренируйте свой мозг. Решайте кроссворды, изучайте иностранные языки, читайте художественную литературу. Это хорошо тренирует концентрацию, память и логические навыки, развивает воображение, несмотря на информационную перегрузку.

4. Устраивайте цифровой детокс. В максимально возможной степени отключите приток информации на как можно более длительный период. Вначале это вызовет беспокойство и даже панику, но если вы проявите настойчивость, то добьетесь успеха и в итоге вам понравится тишина в голове. Лучше всего это делать на природе и с друзьями. Ходите на долгие прогулки, проводите живые встречи и веселитесь без телефонов, планшетов. Мир будет вращаться и без вас какое-то время.

Информационная перегрузка мозга и ее последствия

Сегодня можно смело констатировать то, что не только человек ищет информацию, но и информация тоже ищет человека. Она окружает нас повсюду, и мы волей-неволей начинаем впитывать ее. Таким образом происходит информационная перегрузка мозга. К счастью, мы выяснили, что с ней можно бороться.

Научитесь ставить истинные жизненные приоритеты, смотрите по сторонам — мир прекрасен и куда интереснее и познавательнее, чем картинки и чужие истории из новостной ленты.

Читайте также: