Сообщение о старинной музыке

Обновлено: 18.05.2024

Добрый вечер дорогие друзья, современная музыкальная культура весьма разнообразна и вбирает в себя художественные явления, возникшие в различные исторические эпохи. Немаловажной её частью является музыка, созданная более 250 лет тому назад и обычно называемая старинной. Сегодня наше мероприятие посвящено музыке 17 века - времени невиданных взлетов и падений человеческого духа, эпохе гениальных открытий и изобретений, опустошительных войн и религиозной реакции.

  1. Генри Пёрселл - родился в 1659 году в Лондоне. В английской музыкальной семье. С детских лет пел в Королевской капелле. В период мутации голоса, был назначен помощником королевского хранителя музыкальных инструментов. Талантливый музыкант и композитор играл на органе, скрипке. Весьма разносторонний композитор, он оставил замечательные образцы как светской, так и духовной музыки, владея как инструментальными, так и вокальными жанрами.
  1. Георг Филипп Телеман – немецкий композитор, родился 14 марта 1681 года в Магдебурге. С детских лет обнаружил большие музыкальные способности. Уже к 10 годам овладел игрой на нескольких музыкальных инструментах и начал сочинять. Получил образование в Лейпцигском университете, где возглавил студенческую музыкальную коллегию, и был назначен музыкальным руководителем Лейпцигской оперы. Телеман был самым плодовитым композитором в истории музыки. Количество созданных им сочинений больше, чем у И.С.Баха и Генделя вместе взятых- разумеется неравноценных. Духовная вокальная музыка 1700 церковных кантат, оратории, мессы, мотеты и псалмы. Автор и светской музыки 30 музыкально-сценических произведений, разнообразная инструментальная музыка:120 ансамблево-оркестровых увертюр, сюит, свыше 120 концертов для различных солирующих инструментов, около 100 сонат для скрипки и для флейты и бассо континуо(непрерывный бас), квартеты прелюдии, фантазии, фуги и отдельные танцы.
  1. Игнац Йозеф Плейель - австрийский композитор и предприниматель, родился 18 июня 1757 года в г. Рупперсталь. Ученик Йозефа Гайдна. Был придворным капельмейстером (руководитель оркестра, хора и солистов) При жизни Плейеля его музыка, выдержанная в классическом (от Гайдна) стиле, пользовалась большим успехом у публики. Его наследие свыше 750 произведений различных жанров.
  1. Иоганн Герман Шейн - немецкий композитор и поэт эпохи раннего Барокко. Родился 20 января 1586году. В числе первых развивал инновационный итальянский стиль в немецкой музыке. Шейн писал духовную и светскую музыку и почти вся она вокальная. Также он уделял одинаковое внимание музыке и поэзии, вся его светская музыка написана на собственные тексты. Широко известна его единственная инструментальная коллекция "Музыкальная пирушка", которая содержит 20 сюит, каждая сюита состоит из нескольких танцевальных частей, Его сюиты являются одними из самых ранних и совершенных представителей этой формы. Они предназначены для музыкального и танцевального сопровождения дворцовых празднеств в Веймаре и исполнялись на виолах. В коллекцию входят традиционные пары павана-гальярда, куранта и аллеманда. Каждая сюита выполнена в своей теме и отличается богатым гармоническим языком.
  1. Арканджело Корелли – родился 17 февраля 1653года в итальянском городе Фузиньяно. Композитор, скрипач, руководитель Корелли внёс существенный вклад в историю западноевропейской музыки. Стал первым из композиторов, снискавших себе славу исключительно инструментальными произведениями. В его творчестве окончательно сложились принципы инструментального письма в музыке - кончерто гроссо (большого концерта) и сонат – церковной (более серьёзной по содержанию) и камерной, части которой в большинстве своём носят танцевальный характер.

7.Ребреш О.А. и Темир Э.Г. А.Корелли Соната соль мажор 1 ч.

  1. Франсуа Куперен – прозванный Великим - один из значимых французских композиторов. Родился в 1668 году в Париже. Благодаря ему французская клавесинная музыка достигла вершины своего развития. Именно в его творчестве отточенное воплощение получил в музыке стиль рококо, название которого происходит от слова рокайл – украшение из камней и раковин. Изящные пьесы Куперена с грациозной мелодией и изысканными украшениями- мелизмами, привлекают внимание к отделке и отточенности формы произведений.
  1. Георг Фридрих Гендель – родился 23 февраля 1685 года в г. Галла. Великий немецкий- английский композитор. По происхождению и рождению немец, но большую часть жизни прожил и проработал в Англии. Музыкант- скрипач, клавесинист и органист – композитор. Гендель один из крупнейших мастеров музыки 18 века завершающий кульминационный период развития европейского музыкального барокко, успешно работал в самых различных жанрах обобщив разные стилевые тенденции и оставил колоссальное творческое наследие: 42 оперы, около 25 ораторий, кантаты, инструментальная музыка: 18 кончерто гроссо(большие концерты), сонаты, клавирные сочинения и многое другое.

Музыка 17 века – величайшее достижение человеческого таланта и разума. Она живет и будет жить еще не одно столетие. На этой прекрасной ноте наша музыкальная гостиная подошла к концу. До новых встреч!

Симоне Мартини 037.jpg

Резюме

Определение

Другое определение выдвигает прерывание или прерывание передачи музыкальной традиции, а не дату, даже приблизительную, которая может быть только символической. Так, Филипп Боссан отмечает, что музыку Бетховена постоянно практиковали, слушали и ценили с тех пор, как она была написана; в результате практика интерпретации и способ ее получения передавались от мастера к ученику на протяжении двух столетий; напротив, произведения таких композиторов , как Люлли или даже Бах , пережили длительное затмение, во время которого эта живая передача была прервана. Следствием этого является то, что современную интерпретацию этой музыки можно восстановить только путем исследования, которое ничто не гарантирует, что она на 100% соответствует утерянному оригиналу. Однако это определение не применимо ко всей старинной музыке по двум причинам:

Музыкальные характеристики

В течение столь длительного периода трудно говорить об определенных характеристиках без того, чтобы этот выбор казался произвольным и редуктивным. Однако можно выделить следующее:

  • старинная музыка - это европейская музыка, а точнее находящаяся в регионе, составляющем древнюю Римскую империю Запада ,
  • что это одно из первых применений нотной грамоты , особенно с созданием первых партитур и появлением теории музыки ,
  • что она превратилась из монодической музыки в полифонию ,
  • что со временем она придавала все большее значение инструментальной музыке.

Современная интерпретация

Несколько раз за последнее время мне встречались собеседники, которые интересовались вопросом, что такое классическая музыка? Из беседы я понимала, что собеседники называют классической музыкой всю музыкальную культуру до 19 века. Зная, что классическая музыка - это "красивая" музыка, многие не доумевали, почему музыку И. С. Баха очень трудно слушать! Тогда я старалась кратко, доступно объяснить, что существует несколько стилей в музыке. В этой публикации на основании книги Стефана Коллинза "Классическая музыка от и до" Москва "Гранд/ изд-торговый дом" 2001, хочу рассказать о стилях в музыке до первой половины 18 века. Многие фамилии композиторов нам знакомы (не обязательно их произведения, поэтому я привожу годы их жизни, чтобы сориентировать о времени, когда они сочиняли музыку.

Старинная музыка.

Барокко (итал. причудливый) – художественный стиль в европейском искусстве 16-18 веков, для которого характерно сочетание значительности содержания с монументальностью формы, сложности, порой перенасыщенности музыкального языка. В этом стиле написаны многие произведения, относящиеся к старинной музыке. Наиболее явно черты барокко проявились в тех жанрах, где музыка переплеталась с другими видами искусства – опера, оратория, пассионы, кантаты.

Эпоха барокко охватывает 1600-1750 гг, хотя, согласно некоторым историкам музыки, она началась в Италии в 1570 г, а закончилась в Англии и Испании во второй половине 18 века.

Виднейшие композиторы барокко:

Раннее барокко

Клаудио Монтеверди (Италия, 1567-1643)

Джованни Габриели (Италия, 1553/5-1612)

Генрих Шютц (Германия, 1585-1672)

Среднее барокко

Алессандро Скарлатти (Италия, 1660-1725)

Жан-Батист Люлли (Франция, уроженец Италии, 1632-1687)

Генри Перселл (Англия, 1659-1695)

Позднее барокко

Иоганн Себастьян Бах (Германия, 1685-1750)

Георг Фридрих Гендель (Германия/Англия, 1685-1759)

Доменико Скарлатти (Италия, сын А. Скарлатти, 1685-1757)

Луи Куперен (Франция, 1626-1661)

Галантный стиль (франц. учтивый, изысканный, французское название этого стиля – рококо, от раковинообразного орнамента, который был характерной деталью отделки мебели, одежды, а в музыке – это мелизмы) – стиль начала и середины 18 века, которому присущи изящество, лёгкость и выразительность музыкальной речи, где музыка должна доставлять слушателям приятное наслаждение. Для стиля характерен отказ от больших тем, от передачи в музыке сложных жизненных проблем.

Яркий представитель этого стиля – Жан-Филипп Рамо (Франция, 1683-1764)

Поздняя разновидность – венская классическая школа второй половины 18 века и 19 век. В это время сформировались и достигли совершенства такие жанры, как соната, симфония, квартет, концерт.

Кристоф Глюк - основатель музыкальной трагедии (Германия,1714-1787, самая известная опера "Орфей и Эвридика", особенно известна мелодия из оперы "Жалоба Эвридики"

Йозеф Гайдн (Австрия,1732-1809, сочинил 104 симфонии, 36 концертов, 24 оперы

Вольфанг Амадей Моцарт (Австрия, 1756-1791, очень много сочинений, опер, известное, которое используем для оркестровки в детском саду "Турецкое рондо"

Людвиг ван Бетховен (Австрия,1770-1827, все знают "Героическую" симфонию, "Лунную сонату", "К Элизе".

Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка Обобщение и распространение собственного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ д/с-о/в № 25 станицы Кавказской муниципального.

Мастерская стилей взаимодействия воспитателя ДОУ с детьми Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.

Люди вечно спорят о разнице между рок-н-роллом и панком, панком и пост-панком, но речь никогда не заходит о музыкальных вкусах глубокой древности. Для простого слушателя история музыки начинается с выдающихся классических композиторов, затем развиваясь через свинг, биг-бэнд, рэп, чиллвейв и так далее. Но где на самом деле находится точка отсчета? Чем была самая ранняя музыка? Чтобы узнать об этом, мы обратились за помощью к экспертам.

Пение — вероятно, самая ранняя форма музыки

Джошуа Кумбани (Joshua Kumbani), кандидат наук в области археологии в Университете Витсуотерсранда в Южной Африке.

Простое пение было, вероятно, самой ранней формой музыки, за которой уже последовал организованный звук вроде хлопков или притоптываний. Различные музыкальные инструменты могли появиться позже.

Например, музыкальный смычок считается одним из первых музыкальных инструментов у племени койсанов на юге Африки. Утверждается, что музыкальные возможности лука был обнаружены во время охоты: после выпуска стрелы тетива продолжала вибрировать, издавая музыкальный тон, что и привело к использованию лука в качестве музыкального инструмента.

Музыка в Северной Африке возникла на пару тысяч лет раньше, чем в Греции

Наоми Вайс (Naomi Weiss), доцент кафедры классики Гарвардского университета.

Любой специалист по древним цивилизациям может представить примеры музыки из своей области, хотя всегда можно переместиться и в более древние времена. Моя территория — Древняя Греция, примерно с VIII по IV века до нашей эры.


Или же о музыкальных конкурсах с профессиональными музыкантами, прославившимися по всему древнегреческому миру. Или, например, о развитии теории музыки в технических трактатах, относящихся по крайней мере к IV веку до нашей эры. А еще об обрывках греческой нотной записи на папирусах из Птолемеевского Египта, пара из которых, кажется, содержит мелодии песен, написанных Еврипидом несколькими столетиями ранее.

На самом деле, любой ассириолог расскажет вам, что многие ранние греческие музыкальные традиции и технологии, а также средства коммуникации, через которые они были переданы, прослеживаются на восток вплоть до древней Месопотамии. И, как подтвердит любой египтолог, имеются свидетельства развитой музыкальной культуры в Северной Африке, появившейся там на пару тысяч лет раньше, чем в архаической Греции.

Можно задать один интересный вопрос: что, по мнению древней культуры, было самой ранней музыкой? В древнегреческой мифологии музыка была прерогативой муз, родителями которых были Зевс и Мнемозина. Но были и другие представления о самой ранней музыке.


Орфей, играющий на лире

Как и сегодня, авторы песен любили позиционировать себя в длинной череде музыкантов, восходящих не только к мифическим фигурам, таким как Орфей, но и к более очевидным историческим фигурам, таким как Терпандр с Лесбоса, чьи песни и игра на лире в VII веке до нашей эры были особенно известны в Спарте. Прототипической формой песни часто считается плач: Геродот прослеживает это до Египта, в то время как одна из хоровых песен Пиндара изображает рождение различных музыкальных форм из траурного предсмертного крика Горгоны.

На самом деле это не так уж и отличается от современных представлений об эволюции музыки: этномузыколог Стивен Фельд (Steven Feld) предположил, что музыкальная полифония возникла из межкультурного феномена группового стенания во время плача.

А возможно, нам стоит последовать примеру древнегреческих мыслителей в подходе к этому вопросу, выходящему за рамки человеческой природы. Философ-перипатетик Хамелеон из Гераклеи понтийской, например, утверждал, что древние открывали музыку, подражая птицам — идея, которая сохранилась и в римский период.

Никто ничего не знает

Самуэль Дорф (Samuel Dorf), адъюнкт-профессор музыковедения, Дейтонский университет.

Вероятно, вам это не понравится, но вот мой ответ: я не знаю и никто не знает. Более того: мне все равно и вам тоже должно быть.

Самые ранние вещественные доказательства того, что люди сочиняют музыку — это фрагменты дудок из птичьих костей, найденные глубоко в пещерах Швабских Альп и сделанные примерно 40 000 лет назад. Используя только каменные орудия, археологи кропотливо воссоздали дудки из костей стервятника, узнали о том, как они были сделаны, а также о звуках, которые они способны создавать. Однако реконструкция инструмента ничего не говорит нам о том, как звучала сама музыка.

Найденная в пещере костяная трубка говорит нам о музыке, которую на ней играли, столько же, сколько лежащая в переулке пластиковая вилка расскажет о еде, которой наслаждался державший ее человек. Картофельное пюре с подливкой ею можно было зачерпнуть так же легко, как и нанизать вишенку мараскино в мороженом с фруктами.


Точно так же и костяная трубка, в которой отсутствует важнейший элемент звукоизвлечения, мундштук или трость, не может сказать нам, как звучала музыка. Однако для современных музыкантов это может быть вызовом — представить старинную музыку, используя такие инструменты.

В древних нотах не было ритма

Мэри Ченнен Колдуэлл (Mary Channen Caldwell), доцент кафедры музыки Пенсильванского университета, чьи исследования сосредоточены на репертуаре европейской вокальной музыки ок. 1 100–1 600 гг.

Невозможно узнать, когда люди впервые создали то, что мы сегодня можем назвать музыкой. Антропологические и археологические данные подтверждают существование музыки в доисторическом мире, первые музыкальные инструменты датируются примерно 40 000 лет назад, хотя способность петь или использовать тело для исполнения музыки появилась гораздо раньше.


Гимн Аполлону, записанный в системе буквенной вокальной нотации (128–127 г. до н. э.) Дельфийский археологический музей, Греция

То, что мы действительно знаем, благодаря материальным свидетельствам, включая наскальные изображения, таблички, папирусы, рукописи и многое другое — это самые ранние формы музыки, которые были записаны с использованием символов, букв или цифр.

Несколько примеров сохранились еще с 1 400 г. до н. э., если не раньше (один из самых ранних — из современного Ирака), хотя первые значительные собрания нотной музыки во всем мире датируются намного более поздним временем. В глобальном масштабе было разработано множество различных нотных грамот, часто независимых и, как правило, свойственных музыкальным традициям данной местности.

Хотя это и не самая ранняя форма нотной записи во всем мире, европейская нотная запись имеет богатую и хорошо задокументированную историю, восходящую к IX веку, уходящую корнями в стремление средневековых сообществ лучше записывать музыкальные практики для различных целей: религиозных, политических и других — теоретических, художественных или педагогических.

Многие музыковеды писали о появлении нотной грамоты в Европе, исследуя, почему и как возникла нотная грамота, а также как она выглядела: от чернильных волнистых линий, вставленных между строками текста, до четко определенных нот на нотном стане.

По сути, музыка начинает исчезать в момент ее создания, если мы не сохраняем ее в своей памяти. Хотя это не проблема для музыкальных культур, которые полагаются на устную передачу (в которой музыкальные знания передаются от человека к человеку). Но для культуры, заинтересованной в физическом сохранении и передаче знаний — как это было в случае Каролингской Империи в IX веке — возможность записывать музыку с использованием письменных знаков была значительным технологическим и культурным достижением.

Кроме того, записывание музыки выполняло педагогическую функцию — ноты облегчали обучение музыке, с ними учащиеся могли быстрее учить и запоминать мелодии. По крайней мере, так утверждал теоретик музыки XI века Гвидо Аретинский, которому приписывают и нотный стан, и так называемую Гвидонову руку (лат. manus Guidonis) — инструмент для обучения певцов.

На фото выше: Хурритский гимн №6 — единственная полностью сохранившаяся табличка, Месопотамия, ок. 1 400 года до н.э. Его даже попытались исполнить.

Тем не менее, самые ранние формы нотации (нотной записи) были в основном описательными, а не предписывающими — воспроизвести мелодию по такой записи часто было практически невозможно, не услышав ее предварительно. В нотации не указывались даже такие важные музыкальные элементы, как ритм.

Несколько сотен лет отделяют первые сохранившиеся образцы нотации в Европе и первую систему нотации как для ритма, так и для высоты звука. Вместо этого самые ранние системы нотной записи в Европе сохраняли и полагались на роль памяти — устная и письменная передача музыки шли веками бок о бок.

И все-таки появление того, что можно было бы назвать музыкальной грамотностью, способствовало написанию и, в конечном итоге, сохранению огромного количества музыки, включая религиозную (в основном христианскую) и светскую музыку на латыни и других языках.

Читайте также: